Содержание
Пермь — интересные факты о городе, статистические данные
Пермь – город на востоке европейской части России, на берегу уральской реки Кама. Столица Пермского края. Промышленный, научный, культурный центр Урала. Третий по площади город России. Расстояние до Москвы – более 1 400 км. Пермь славится своей древней историей, известняковыми пещерами и бурными реками.
Культурная столица
В городе находятся 13 музеев, включая Пермскую государственную художественную галерею – хранилище всемирно известной коллекции пермской деревянной скульптуры, четыре государственных театра, не менее десяти кинотеатров. Пермский музей современной искусства PERMM известен далеко за пределами города. В галерее можно увидеть произведения российских и зарубежных художников, работающих в самых разных направлениях – от живописи и графики до видеоарта и перформанса.
Город балетных традиций
Пермская балетная школа зародилась во время Великой Отечественной войны, когда в город эвакуировали труппу прославленного Ленинградского театра оперы и балета, а также коллектив старейшего в стране Ленинградского хореографического училища. Прославленные артисты и педагоги работали в Пермском театре оперы и балета более трех лет. Летом 1944 года в столице Прикамья открыли балетную студию. Сейчас это Пермское хореографическое училище, чьи выпускники работают на сценах ведущих театров России и мира.
Многоконфессиональный город
В Перми проживают представители многих конфессий. В городе насчитывается свыше трех десятков православных храмов и часовен, есть католический храм, соборная мечеть, две синагоги, имеются общины и центры других религиозных течений.
Активный город
В Перми немало городских и развлекательных парков, аттракционов, центров досуга. Парк «Райский сад» – одно из самых живописных мест отдыха с мостами, арками, скамейками, резными ограждениями. Центр парка украшает великолепная ротонда с восемью колоннами, где часто проходят концерты. Любителям острых ощущений придется по вкусу виртуальный доисторический 3D «океанариум» – лабиринт из восьми видеоэкранов, на которых демонстрируются фильмы об обитателях морей, живших около 200 миллионов лет назад. Эффект присутствия обеспечивается специальной аппаратурой, особо впечатлительных людей просят воздержаться от посещения.
Что посмотреть
Пермский планетарий – это современный центр, оснащенный новейшей цифровой техникой и солнечным телескопом, с помощью которого можно наблюдать процессы, происходящие на поверхности Солнца. Кроме того, посетителям предлагают до 160 интерактивных программ – от тематических лекций до увлекательных фильмов с комбинированными съемкам и компьютерной графикой.
В парке живых бабочек можно увидеть тропических бабочек Центральной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии. Там также обитают другие представители тропической фауны, в том числе змеи, рыбы, игуаны, пауки, австралийские квакши, красноухие черепахи.
Недалеко от города
Кунгурская ледяная пещера
Уникальный геологический памятник в 100 км от Перми. Одна из самых больших карстовых пещер европейской части России, протяженность – 5,7 км. Ее сталактиты и сталагмиты, подземные озера, причудливые нагромождения камней и таинственные гроты привлекают сотни туристов. По пещере устраивают экскурсии, в том числе совмещенные с видеофильмами или лазерным шоу.
Горный туризм: рафтинг, трекинг, вело и хаски-туры
Пермский край – одно из самых популярных мест в России для любителей турпоходов, сплавов, велотуров, пеших прогулок, трекинга и других видов активного отдыха. Местные туркомпании предлагают широкий выбор маршрутов и направлений.
Базы отдыха близ Перми
Если экстремальные путешествия не для вас, побыть на природе можно, отправившись в одну из многочисленных баз отдыха недалеко от Перми. Как правило, это коттеджные домики (деревянные или кирпичные) со всеми удобствами. Там обычно можно найти кафе, площадки для игры в футбол, волейбол и пейнтбол, баню, горнолыжный спуск – в зависимости от выбранного вами места. Прекрасный вариант отдыха дружной молодежной компании.
Уральский Афон
Красоту и величие Белой горы в 120 км от Перми часто сравнивали с греческим Афоном, а обитателей стоящего на ней монастыря – с афонскими монахами. Именно поэтому эту православную святыню называют Уральским Афоном. Добраться до Белой горы можно самостоятельно на автобусе или вместе с экскурсионной группой.
история и достопримечательности — Ураловед
Пермь – город в Предуралье, административный центр Пермского края. Стоит на берегу большой реки Камы, ниже устья реки Чусовой. Пермь вытянута вдоль Камы аж на 65 км и по занимаемой площади (800 кв. км) является четвёртым городом России (после Москвы, Санкт-Петербурга и Волгограда). Численность населения – 1,05 млн человек. С 2004 по 2012 год численность населения падала ниже отметки в 1 миллион жителей.
Название города произносят с мягкой «р». Это противоречит правилам русского языка, но так сложилось исторически. Благодаря этой особенности местные жители легко отличают приезжих, не знающих об этой особенности. Слово «Пермь» впервые упоминается в Повести временных лет в 1113 году. Считается, что оно произошло от финско-карельских слов «пэря маа» – задняя (дальняя) земля. До XVIII века топоним использовался для обозначения определённых территорий (Пермь Великая, Пермь Вычегодская), где жили народы коми.
Пермь – это приятный город с доброжелательными людьми и развитой культурой. В недавнем прошлом Пермь хотели превратить в культурную столицу Европы. После смены власти инициативу свернули (а жаль!). Тем не менее, Пермь остаётся городом Урала с самой насыщенной культурной жизнью, здесь проводится множество интересных фестивалей.
История Перми
Как и Екатеринбург, Пермь была основана в 1723 году – как Егошихинский медеплавильный завод. Предприятие на реке Егошихе близ её устья начали строить 4 мая 1723 года. Именно этот день и считается датой основания Перми. Место для завода выбрал и участвовал в закладке сам В.Н. Татищев. Сам же населённый пункт (деревня Егошиха) возник тут ещё до 1647 года. Егошихинский завод проработал до 1788 года, когда был закрыт из-за истощения руд.
Современное название и статус города Пермь получила по указу Екатерины II в 1780 году, она стала центром создаваемого Пермского наместничества. Торжественное открытие города и наместничества состоялось 18 октября 1781 года.
В 1796 году по указу Павла I город стал центром Пермской губернии. Первым губернатором назначили К.Ф. Модераха. Екатеринбург в то время был обычным уездным городом, но в нём располагалось горное начальство.
Пермь имела выгодное положение на судоходной реке. Кама связывала Урал с Центральной Россией. В 1878 году была построена первая на Урале железная дорога, связавшая Пермь и Екатеринбург. В 1916 году в Перми был открыт первый на Урале университет. В начале XX века население города вместе с Мотовилихой составляло около 100 тысяч человек.
Старый железнодорожный вокзал Пермь I
13 декабря 1905 года в Мотовилихе произошло крупное вооружённое восстание, произошли столкновения рабочих с властями. После революции, в 1918 году, в Пермь привезли князя Михаила Романова – преемника престола после отречения Николая II. В ночь с 12 на 13 июня Михаила и его секретаря вывезли за город и убили, их тела до сих пор не нашли.
Во время Гражданской войны в районе Перми происходили столкновения. Захват Перми белыми и их продвижение на запад назвали «пермской катастрофой». Летом 1919 года красные начали отвоёвывать эти территории. Перед отступлением белые сожгли на Каме почти весь водный транспорт, а также взорвали железнодорожный мост через реку.
В 1927 году к Перми присоединили рабочий посёлок Мотовилиху. В 1931 году Мотовилиха получила статус самостоятельного города Молотово, а в 1938 году была снова включена в состав Перми как Молотовский район. В 1940 году Пермь переименовали в Молотов – в честь советского государственного деятеля В.М. Молотова (1890–1986). Это был подарок Молотову к его 50-летию. В 1941 году к Молотову присоединили рабочий посёлок Закамск. В 1957 году городу вернули историческое название Пермь.
Здание администрации Пермского края
После начала Великой Отечественной войны в Молотов эвакуировали 64 предприятия, активно развивалась промышленность. В 1950-е годы в Перми построили Камскую ГЭС. В 1958 году введена в эксплуатацию первая очередь нефтеперерабатывающего завода и завершено строительство Коммунального моста, связавшего центр города с правобережной частью.
Пермь стала прообразом города Юрятина в знаменитом романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Также считается, что прообразом города из «Трёх сестёр» А.П. Чехова тоже стала Пермь, а прототипы героинь – сёстры Циммерман. Кстати, в Перми есть памятник Чехову, но он расположен далеко от центра – перед ДК им. Чехова на Гайве (ул. Репина, 20).
Из самых громких трагических происшествий последних лет в Перми: катастрофа пассажирского самолёта 14 сентября 2008 года (88 погибших) и пожар в ночном клубе «Хромая лошадь» 5 декабря 2009 года (156 погибших и 78 пострадавших).
Сквер около железнодорожного вокзала Пермь II
Пермь в наши дни
Пермь — один из крупнейших транспортных узлов России. Город занимает выгодное географическое положение, так как находится в центре страны на пересечении Транссибирской магистрали с водным путём, по которому можно попасть к пяти морям. Из Перми ходят туристические теплоходы, на которых можно добраться до Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону. Курсируют и небольшие прогулочные теплоходы. Есть в Перми и международный аэропорт Большое Савино.
По объёму промышленного производства город Пермь занимает первое место на Урале. Из крупнейших предприятий города: нефте- и газоперерабатывающие заводы, «Мотовилихинские заводы», моторостроительный комплекс, заводы «Машиностроитель», судостроительный, предприятия химической и нефтехимической промышленности и т.д. Здесь расположен головной офис нефтяной компании ЛУКОЙЛ-Пермь.
Здесь производят: артиллерийские системы, авиационные двигатели и газоперекачивающие установки, нефтепромысловое и горно-шахтное оборудование, электрические и бензомоторные пилы, аппаратура связи, дорожно-строительная техника, речные суда, электроинструменты, велосипеды «Форвард» и т. д. Действует крупное полиграфическое производство — Пермская печатная фабрика Гознака, на которой выпускают деньги и документы государственного образца.
Памятник «МиГ на взлёте»
Левобережная часть города стоит на высоком берегу, расчленённом оврагами. Пермь славится обилием малых рек (по этому показателю рекордсмен среди российских городов), правда, они сильно загрязнены из-за деятельности человека. По некоторым данным, в городской черте протекает более 300 речек и ручьёв, крупнейшие из которых Мулянка, Егошиха, Мотовилиха, Гайва, Ласьва. Пермь – зелёный город. Занятая лесами площадь занимается почти половину городской территории (около 400 кв.км).
Пермский академический Театр-Театр
В конце 2000-х – начале 2010-х годов губернатором Олегом Чиркуновым в Перми проводилась так называемая «культурная революция». Культурная жизнь здесь буквально бурлила, проводилось множество ярких фестивалей. Крупнейшим из них стал фестиваль «Белые ночи», не имеющий аналогов в России по своим масштабам. Город заметно преобразился. После смены губернатора большинство культурных инициатив зарубили.
Пермь известна как место действия и место съёмок сериала «Реальные пацаны». Также здесь снимался фильм «Географ глобус пропил».
«Красные человечки» в народе стали одним из символов «культурной революции»
Достопримечательности Перми
Главный железнодорожный вокзал города называется Пермь II. В сквере им. 250-летия Перми около вокзала расположен огромный арт-объект Пермские ворота высотой 12 м, созданный художником Николаем Полисским. Это своего рода Триумфальная арка или объёмная буква «П», ориентированная на все четыре стороны. Пермские ворота сделаны из многочисленных стволов деревьев, закреплённых на металлическом каркасе. Пермяки этот оригинальный арт-объект отчего-то не полюбили и несколько раз пытались сжечь.
Рядом расположен ещё один необычный арт-объект – жук-скарабей, который катит перед собой большой шар. Всё это сделано из металлического каркаса и резиновых покрышек. Автор: М. Нарымбетов.
Отсюда по улице Ленина можно попасть к городской эспланаде – большой прогулочной зоне и месту проведения праздников. Эспланада занимает три квартала между Пермским академическим Театром-Театром и Администрацией Пермского края. Зимой на эспланаде работают главный городской ледовый городок и каток, а летом появляются фестивальные городки.
Примерно в центре эспланады стоит монумент «Героям фронта и тыла». 10-метровый памятник создан скульптором В.М. Клыковым, открыт в 1985 году. Здесь изображены воин с мечом, рабочий завода и их мать – символ Родины. Памятник задумывался как символ единства трёх составляющих, вместе принёсших победу над фашизмом.
Рядом расположена Аллея доблести и славы. На плитах нанесены имена самых выдающихся жителей Перми.
Через дорогу, по другую сторону улицы Ленина, перед зданием библиотеки им. А.М. Горького можно увидеть арт-объект «Яблоко». В основе объекта диаметром 3 м старые кирпичи, а кожура снаружи выполнена из керамической плитки. По замыслу автора, Жанны Кадыровой, яблоко изображено надкушенным, что превращает его из символического объекта в объект потребления.
Раньше подобных арт-объектов в городе было намного больше. Из-за возмущений некоторой части горожан их убрали. Среди них были и «красные человечки».
Перед следующим зданием (ул. Ленина, 68) установлен памятник изобретателю радио А.С. Попову. Скульптура показывает будущего изобретателя юным, в период учёбы в Пермской духовной семинарии. Около скульптуры размещены приёмник и передатчик, выполненные по реальным образцам.
Дальше по улице Ленина, перед главным административным зданием компании ЛУКОЙЛ-Пермь, установлен памятник первооткрывателю нефти и калия на Урале П.И. Преображенскому, а также арт-объект в виде светящихся в темноте арок.
В сквере перед отелем «Урал» (ул. Ленина, д. 58) в 2010 году установлена скульптура «Кама-река». Композиция символизирует древние традиции Пермской земли. Ладья изображает реку Каму, она опирается на каменные «столбы истории», на которых можно увидеть фигурки пермского звериного стиля.
Поблизости в этом же сквере стоит скульптура «Легенда о пермском медведе». Она установлена в 2009 году. Идея её возникновения связана со стереотипом иностранцев о том, что «по улицам уральских (и российских) городов ходят медведи». Медведь издавна является символом Перми и Пермского края, изображён на гербах. Скульптура пользуется популярностью. Подгадать, чтобы сфотографировать её без людей бывает непросто. Нос медведю натёрли до блеска. Считается, что если загадать желание и прикоснуться к медвежьему носу, то желание исполнится, а в делах будет сопутствовать удача.
Если пройти немного вверх по Комсомольскому проспекту, то перед гостиницей «Прикамье» (Комсомольский проспект, 27) увидите самый популярный памятник города – «Пермяк – солёные уши». Так шуточно называли жителей Прикамья, занимавшихся соляным промыслом. Поскольку рабочие носили мешки с солью на плечах, соль попадала на голову и разъедала кожу. Уши краснели и опухали. Скульптура установлена в 2006 году. Состоит из двух частей: бронзовой рамки с большими ушами, встав к которой можно сделать оригинальное фото на память, и скульптуры фотографа со старым фотоаппаратом. Автор первой части – Рустам Исмагилов, а второй – Алексей Матвеев.
Комсомольский проспект (местные жители называют его Компросом) считается главной улицей Перми. По его центру идёт уютная аллея. В самом начале Компроса расположилась Соборная площадь, на которой стоит Спасо-Преображенский кафедральный собор (Комсомольский проспект, 4). В прошлом на это место был переведён Пыскорский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Строительство собора было начато в 1798 году, современные очертания он приобрёл к 1832 году. Ещё ранее (в 1793-98 годах) рядом был построен Архиерейский дом – второе по времени постройки каменное здание города. Колокольня высотой 67 м долгое время была главной доминантой Перми, а сейчас это здание – один из символов города.
В здании собора размещается Пермская картинная галерея – самый известный музей города. Галерея открыта в 1922 году. В её фондах более 50 тысяч предметов искусства, в том числе широко известных авторов (Репин, Левитан, Саврасов, Серов и других). Здесь же – большая коллекция «строгановских» икон. Но всё же самые уникальные экспонаты галереи – это культовая пермская деревянная скульптура, так называемые «пермские боги».
За зданием собора, на месте старинного кладбища, работает зоопарк. В центре города зоопарку уже давно стало тесно. Сейчас для него строится новая площадка.
От Соборной площади открывается очень красивый вид на реку Каму и мост через неё. Отсюда можно спуститься на городскую набережную. Рядом установлена красивая ротонда.
Набережная Перми была отреставрирована совсем недавно. Летом по выходным тут проводятся разные интересные мероприятия. Набережная невелика по длине – примерно 2 км. Она тянется от Речного вокзала до порта. Остальное прибрежное пространство занимают многочисленные промзоны. Вдоль набережной проходит железная дорога. Вскоре её планируют закрыть, несмотря на возмущения жителей, которым садиться на электрички станет намного сложнее.
Рекомендую прогуляться по набережной до Речного вокзала (ул. Монастырская, 2). Это здание построено в 1932-40 годах в стиле сталинского ампира по проекту архитектора А.З. Гринберга. После сокращения речных перевозок в 1990-е годы его перестали использовать по назначению. Здесь размещались магазины, а в 2008 году открылся первый за пределами столиц музей современного искусства PERMM. Его создавал московский галерист Марат Гельман.
Позже музей современного искусства PERMM выселили подальше от центра (на бульвар Гагарина, 24), а отреставрированное в 2017 году здание Речного вокзала отдали сетевому православно-патриотическому музею «Россия – моя история». Взгляд на историю там довольно своеобразный… Ещё один филиал этого музея мониторов находится через дорогу – в бывшем здании вокзала Пермь I, являющегося памятником архитектуры (1876-78 гг.).
На набережной около Речного вокзала расположен знаменитый арт-объект «Счастье не за горами». Это самый полюбившийся пермякам и гостям города памятник, оставшийся от «культурной революции». Его можно увидеть и в фильме «Географ глобус пропил».
Летом от бывшего Речного вокзала отправляются как большие туристические теплоходы, так и маленькие прогулочные.
На горке, на ул. Монастырской, 11, стоит богато украшенный лепниной дом Мешкова. Красивый особняк с колоннами построен в 1820-е годы по проекту архитектора А.Б. Турчевича. В нём сочетаются поздний классицизм и модерн. Здание занимает Пермский краеведческий музей. Здесь можно познакомиться с историей Пермского края, полюбоваться загадочными фигурками пермского звериного стиля.
Обязательный для посещения филиал краеведческого музея – Музей пермских древностей (ул. Сибирская, д. 15). Здесь можно посмотреть пермских ящеров, обитателей Пермского моря, отпечатки древних растений и насекомых, познакомиться с пермским геологическим периодом и другими интересными фактами. Это современный, прекрасно оформленный музей, здесь есть интерактивные площадки. Особенно понравится здесь детям, но будет интересно и взрослым.
В сквере через дорогу стоит Театр оперы и балета. Он считается одним из лучших в стране. Первое театральное представление состоялось в 1870 году, а в 1878 году было построено каменное здание театра. В 1950-е годы оно было реконструировано. В 1941 году в Пермь эвакуировали артистов Кировского (Мариинского) театра, а также педагогов и учащихся Ленинградского хореографического училища. Благодаря этому вскоре пермский балет обрёл известность, местная балетная школа считается лучшей в стране после столиц. Театру присвоено имя в честь П.И. Чайковского. Интересно, что на его сцене были поставлены все сценические произведения Чайковского – 10 опер и 3 балета.
До недавнего времени театр возглавлял знаменитый европейский дирижёр и музыкант Теодор Курентзис, покинувший театр в 2019 году после конфликта с местными властями. К 300-летию Перми планируется строительство нового здания театра.
Из пермских театров пользуется особенной популярностью также мистический театр «У моста» (ул. Куйбышева, 11). Он был создан режиссёром Сергеем Федотовым в 1988 году. Рядом со зданием театра расположен памятник архитектуры – старинное здание пожарной с каланчой, построенное в 1883 году. Его до сих пор занимают пожарные.
Нельзя не упомянуть и Пермский ТЮЗ. Театр юного зрителя занимает очень красивый дом пароходчика Любимова (ул. Екатерининская, 68), построенный по проекту архитектора А.Б. Турчевича в стиле модерн с элементами эклектики.
Но вернёмся к оперному. В сквере перед театром похоронен революционер, участник Гражданской войны П.Д. Хохряков, в честь которого названы многие улицы в уральских городах. На его могиле установлен небольшой памятник.
В 2009 году неподалёку в этом же сквере появился памятник писателю и поэту Борису Пастернаку. Интересно, что это был первый в России памятник этому талантливому человеку. Изготовленный по проекту скульптора Елены Мунц бюст изображает 26-летнего Пастернака, посещавшего в этом возрасте Пермь.
В центре Перми сохранилось много старых домов. Один из таких ценных исторических участков – на улице Ленина. Особенно выделяется дом купца Грибушина (ул. Ленина, 13). Это один из самых красивых и необычных домов Перми. Здание построено в стиле модерн в 1895-97 годах по проекту архитектора А.Б. Турчевича. Его владельцы, Кашперовы, вскоре продали особняк известным чаеторговцам Грибушиным. Они заказали тому же Турчевичу провести реконструкцию дома. Построенное из лиственницы здание отделали кирпичом, фасад стал ещё более выразительным. Он богато украшен растительными орнаментами и женскими ликами. Есть легенда, что на здании изображена дочь хозяина, начиная с 5-летнего возраста. Этот дом описан в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» как «Дом с фигурами». В наши дни здание занимают учёные – тут расположен Пермский научный центр УрО РАН.
Среди дореволюционных построек интересны «Королевские номера» (1910, ул. Сибирская, 5), Городская дума (Дом Смышляева) (XIX век, ул. Сибирская, 11), Мариинская женская гимназия (1884-87, ул. Петропавловская, 23), Дом губернатора (Дом Прянишникова) (конец XVIII века, ул. Сибирская, 27), часовня святителя Стефана Великопермского (1882-87, Комсомольский проспект, 18), дом промышленников Тупицыных (Крестьянский поземельный банк) (1888, ул. 25 Октября, 12), духовное училище (ул. Газеты «Звезда», 18 / Ленина, 29), Кирилло-Мефодиевское училище (1910-11, ул. Пушкина, 76), особняк К. Ф. Токаревой (2-я пол. XIX в., ул. Пермская, 67), дом Дягилева (ул. Сибирская, 33), лютеранская кирха (1861-64, ул. Максима Горького, 38), костел римско-католической церкви (1873-75, ул. Пушкина, 28), соборная мечеть (1902, ул. Осинская, 5) и другие.
Из зданий советского периода: здание комбината «Молотовуголь» (Дом со львами) (1947, ул. Монастырская, 15), гостиница «Центральная» (1930-33, ул. Сибирская, 9), Пермэнерго (1950-е гг, Комсомольский проспект, 48). Овеяна мрачными легендами так называемая Башня смерти (Комсомольский проспект, 74) – пятиэтажное здание с 43-метровой башней, построенное в 1950-е годы. Внешне напоминает здания МГУ или МИДа в Москве. На самом деле мрачное название возникло в народе от того, что когда строили дом с башней, в прокате шёл одноимённый фильм – вот народная молва его так и окрестила. В здании располагается полиция.
Рассказать обо всех заслуживающих внимания зданиях Перми и связанных с ними историях в рамках одной статьи невозможно. С наиболее интересными из них можно познакомиться, если пройти по пешим туристическим маршрутам Зелёной и Красной линий. В отличие от других городов, они существуют не только виртуально, но и вполне реально: на тротуарах прочерчены линии соответствующих цветов, а около объектов установлены информационные аншлаги. Кстати, мода на такие маршруты на Урале началась как раз с Перми.
На Комсомольском проспекте находится Центральный парк им. Горького с колесом обозрения и аттракционами (в квадрате улиц Комсомольский проспект – Сибирская – Краснова – Революции). Это бывший Загородный сад. В 1804-05 годах здесь, по распоряжению Модераха, был устроен бульвар, образованы аллеи. В парке стоит беседка-ротонда, построенная в далёком 1824 году по проекту архитектора И.И. Свиязева к приезду в Пермь императора Александра I. В 1829 году известный немецкий учёный Александр Гумбольдт произвёл тут первое инструментальное определение географических координат города Перми. Внешне ротонда кажется каменной, хотя на самом деле колонны ротонды деревянные – из лиственницы. Всего ротонда состоит из 12 колонн. Со стороны улицы Сибирская около парка воссоздан знак «Сибирская застава» (она была тут в XIX веке).
Вновь перенесёмся к Речному вокзалу. Если от здания бывшего вокзала Пермь I перейти по мостику железную дорогу, вы окажетесь у завода им. Шпагина. В настоящее время на территории закрытого завода создаётся новое культурное пространство. Сюда должны переехать картинная галерея, краеведческий музей, оперный театр, появятся новые точки притяжения для горожан и туристов.
Неподалёку расположено самое старое здание Перми – каменный Петропавловский собор (ул. Советская, 1), построенный в 1757-64 годах – ещё в посёлке Егошихинского завода. В советское время здесь был склад, потом здание передали заводу им. Шпагина, который открыл тут спортзал. Сейчас церковь вновь принадлежит РПЦ.
Этот микрорайон Перми называют Разгуляем, он старейший в городе. Здесь стоит побывать у памятника В.Н. Татищеву. Он установлен в 2003 году. Авторы – скульптор Анатолий Уральский и архитектор Сергей Тарасов.
По улице Парковой можно попасть к мосту через реку Егошиху. Он построен в 1926 году по проекту инженера Н. Слаутина, выполнен из металла. Мост соединял Пермь с Мотовилихой. По нему ходил один из первых автобусных маршрутов, а в 1929 году пустили трамвай. После строительства Северной дамбы мост стал выполнял функцию пешеходного. Место это исторически значимое – в прошлом тут действовал Егошихинский завод, давший начало Перми.
Неподалёку на горке расположен пермский планетарий (бульвар Гагарина, 27а). Здание планетария построено в 1967 году. Над ним возвышается характерный купол диаметром 13 м. Планетарий ведёт активную деятельность, благодаря чему, пожалуй, он лучший на Урале. Поблизости находится здание цирка, построенное в 1970 году по типовому проекту архитектора М. Футлика.
Интересно побывать и на старинном Егошихинском кладбище, теперь фактически представляющим собой историко-мемориальный комплекс. Это старейшее из сохранившихся кладбищ города. Здесь можно найти могилы многих выдающихся людей Перми и Урала. Есть и необычные захоронения, например, так называемая могила проклятой дочери. На кладбище расположена церковь Всех Святых, построенная по проекту архитектора И.И. Свиязева в 1832 году.
Отсюда можно доехать до улицы 1905 года в Мотовилихе. Здесь создан музей пермской артиллерии (ул. 1905 года, 20 / Лифанова, 16). Под открытым небом – выставка вооружений, выпускаемых на Мотовилихинских заводах. Наибольший интерес представляет огромная царь-пушка. В отличие от более известной московской, пермская царь-пушка стреляла, причём более трёхсот раз. В 1873 году её, как самую большую литую пушку в мире, показывали на Всемирной выставке в Вене.
По соседству находится Дом-музей Н. Г. Славянова (ул. 1905 года, 37). Этот учёный, изобретатель электросварки жил и работал тут с 1888 по 1893 год. Дом построен по его собственному проекту. Здесь рассказывается о жизни и изобретениях талантливого инженера, а также о технологиях сварки. Один из главных экспонатов – так называемый «славяновский стакан», представляющий собой образец сварки из восьми чёрных и цветных металлов. А на площади Дружбы в 1988 году установлен памятник Н.Г. Славянову.
Улица 1905 года названа так неспроста. Здесь произошли столкновения между рабочими и властями. На близлежащей горе Вышке (кстати, это самая высокая точка города) в память о тех событиях созданы музей-диорама (ул. Огородникова, 2) и памятник в виде молота.
Музей-диорама «Декабрьское вооружённое восстание 1905 года в Мотовилихе» открыт в 1970 году. Здесь создана огромная диорама длиной 25 м и высотой 6 м, выполненная художниками Е.И. Данилевским и М.А. Ананьевым. Здесь показан один из моментов восстания в Мотовилихе на ул. Большой (сейчас это ул. 1905 года). Также в музее рассказывается об истории Мотовилихинского завода и посёлка при нём.
Мемориальный комплекс борцам революции 1905 года заложили на горе Вышке в 1920 году. Памятник создан по проекту чертёжника Мотовилихинского завода В.Е. Гомзикова, который тоже был участником тех революционных событий. Выполнен в форме парового молота с наковальней, над ними возвышается серп с колосьями. Здесь хорошая смотровая площадка с видом на Мотовилиху, завод, реку Каму.
У подножия этой горы, около плотины Мотовилихинского пруда, создан Райский сад. Он возник ещё в середине 1860-х годов на месте закрытого медеплавильного завода. В сливе плотины образуется живописный водопад, вдоль реки создана прекрасная прогулочная зона. В советское время это место называлось сквером имени Свердлова. В 2010 году сквер реконструировали и вернули прежнее название. Здесь построили ротонду, проложили дорожки, поставили фонари. Рядом возвышается Свято-Троицкая церковь, построенная в 1828 году, там действует Свято-Троице Стефанов мужской монастырь.
Напоследок стоит упомянуть ещё одну достопримечательность Перми – гастрономическую. Это так называемые посикунчики. Что-то среднее между пельменем и чебуреком. Их можно попробовать в ряде местных кафе, одна из сетей так и называется.
Посещая этот город, остановиться на ночь можно в одной из гостиниц Перми.
В северной части города можно посмотреть Камскую ГЭС, а в микрорайоне Затон – корабли речного флота. В окрестностях Перми стоит побывать на мысе Стрелка, в «Хохловка», архитектурно-этнографическом музее «Хохловка», на Гляденовском костище.
Литература:
2ГИС – Пермь
Википедия
Рундквист Н.А., Задорина О.В. Урал. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия
Пермский край. Путеводитель «Репейник». – Екатеринбург: ИД Фест Хэнд, 2012.
Павел Распопов
UraloVed.ru
Читайте также:
- Пермский край: особенности, география, история и достопримечательности
- Музеи Перми
- «Зеленая линия» Перми. Пеший туристический маршрут
- Красная линия Перми – истории Любви. Red line
- Пермь подземная
- Пермь тогда и сейчас. Фотоколлажи Владислава Тимофеева (часть 1)
- Пермь тогда и сейчас. Фотоколлажи Владислава Тимофеева (часть 2)
Краткий яркий момент России: город Пермь и его извилистый танец с историей офис. Поддерживаемая государством галерея современного искусства, в которой выставлены экспонаты, дерзко высмеивающие Кремль. Независимый музей, в котором хранились воспоминания о ГУЛАГе и проводился ежегодный фестиваль оппозиционной политики в помещениях, предупреждающих об опасностях тоталитаризма.
В течение нескольких лет Пермь — город брутальной советской архитектуры, в котором проживает чуть менее миллиона человек, — была аномалией в этой стране, особым политическим пространством. В то время как Кремль подавлял оппозиционные партии и последние независимые СМИ в других местах, в Перми художников поощряли к экспериментам, журналисты могли критиковать, а посетители могли думать, что они в Западной Европе, а не в средней России.
Проект «Пермь», как стало известно, был детищем губернатора-реформатора и политтехнолога, куратора искусства, сыгравшего роль в приходе к власти Владимира Путина, о чем он и пожалел. Вместе — и при молчаливой поддержке Дмитрия Медведева, который поменялся местами с Путиным и был президентом в период с 2008 по 2012 год — они решили построить витрину того, как может выглядеть другая Россия, альтернатива возрождающемуся авторитаризму. в Москве.
И им это удалось — на некоторое время.
В пермском музее современного искусства указатели указывают расстояния до других музеев современного искусства по всему миру.
Лето в Перми преобразилось после запуска месячного фестиваля «Белые ночи», названного в честь бесконечных летних вечеров здесь, на равнинах к западу от Уральских гор. В некоторые годы смесь уличного искусства, театра и живой музыки привлекала до миллиона посетителей. Каждый июнь в город съезжались музыканты и художники-граффити, некоторые даже из далекой Западной Европы и Латинской Америки.
Сердцем Проекта «Пермь» стал Музей современного искусства, созданный в заброшенном городском Речном вокзале, сталинской громадине здания, где когда-то пассажиры покупали билеты на морские прогулки по спокойной реке Каме. Среди провокационных работ, представленных в музее, была кроваво-красная стена, забрызганная черной краской, чтобы она выглядела как клубы дыма, озаглавленная просто
Майдан — ссылка на центральную площадь в украинской столице Киеве, где только что начался прозападный протест, который должен был свергнуть пророссийское правительство.
В музее ГУЛАГа «Пермь-36» — уже единственном месте в России Владимира Путина, где посетители могли испытать смесь однообразия и ужаса жизни в советском трудовом лагере — открылась «Пилорама» (название означает «пилорама», отсылка к работа заключенных по дереву), ежегодный фестиваль оппозиционной политики и народной музыки.
СМИ также чувствовали себя достаточно свободно, чтобы критиковать Олега Чиркунова, губернатора-реформатора, и даже сам проект «Пермь», хотя местные журналисты все же знали, что лучше не уделять слишком много внимания национальной политике.
«Идея заключалась в том, чтобы позволить Перми стать демократическим регионом. Когда люди приедут в Пермь, они увидят демократию и подумают: «Такой может быть вся Россия», — говорит Марат Гельман, московский политолог и арт-куратор, которому в 2008 году г-н Чиркунов поручил превратить этот малоизвестный город в известный культурный центр, сродни Эдинбургу или Бильбао. За следующие три года, вспоминает г-н Гельман, Пермь «сделала такие важные шаги вперед». Он мечтал распространить модель на другие города, родить «художественную перестройку».
Затем все начало распутываться. Г-н Путин объявил на конференции партии «Единая Россия» осенью 2011 года, что он намерен вернуться на пост президента в следующем году, и что г-н Медведев отходит в сторону, чтобы расчистить путь. Когда позже в том же году вспыхнули антипутинские протесты, г-н Гельман вернулся в Москву, чтобы присоединиться к ним.
Но средняя Россия не была готова к революции, которую хотели видеть господин Гельман и господин Чиркунов. Протесты провалились, и г-н Путин победил на выборах 2012 года, набрав ровно 63 процента голосов как в Перми, так и по всей стране.
Одним из последних действий г-на Медведева в Кремле было принятие отставки г-на Чиркунова той весной – за три года до истечения срока полномочий губернатора. Проект Пермь был завершен.
Вскоре после этого финансирование «Белых ночей» и «Пилорамы» прекратилось, и в этом году государство перешло к управлению «Пермью-36». Новая администрация, утверждающая, что жители города никогда не хотели авангардного искусства и западных свобод, которые принесли с собой г-н Чиркунов и г-н Гельман, похоже, одержима попыткой стереть все следы того короткого периода, когда Пермью правил либерал идеалы.
Ушли в прошлое художественные инсталляции, высмеивающие государство, и сопутствующие им предупреждения об опасностях возврата к советскому прошлому. Их место заняли бесконечные рекламные щиты, прославляющие победу во Второй мировой войне над нацистской Германией (при скудном упоминании о том, что у страны были союзники в этой борьбе), а также новый символ общероссийского национализма — оранжево-черная георгиевская лента. использовал Иосиф Сталин для награждения героев своих войн.
«Сейчас момент возврата к духовным и религиозным традициям, о восстановлении и обновлении исторического кодекса ценностей России», — говорит Игорь Гладнев, новый региональный министр культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций. пустое кафе самого большого отеля города. «Некоторые назвали бы это консерватизмом. Я бы назвал это здравым смыслом».
Но г-н Гельман говорит, что шаг против Перми — это микрокосм того, как государство ужесточило контроль над тем, как россияне думают о себе, заменив любое желание быть частью Европы и Запада верой в российскую исключительность и сопутствующей готовностью стоять в одиночестве.
«Это похоже на консервативную культурную революцию», — объясняет он во время интервью в Будве, курортном городке на Адриатическом побережье Черногории, где он сейчас живет. «Они возвращаются в прошлое, говоря, что все современное — плохо, а все старое — хорошо. Таким образом, [коммунистическая] революция — это хорошо, монархия — это хорошо, сталинские трудовые лагеря — тоже хорошо. »
Тюремная камера в Перми-36, сейчас экспонируется в Музее истории политических репрессий под Пермью, Россия.
ТА ЖЕ ИСТОРИЯ, НОВЫЙ СЦЕНАРИЙ
Сергей Ковалев до сих пор помнит, как холод пробирал его кости – как охранники говорили заключенным, что в их бараках достаточно тепло, даже когда лед покрывал внутренние стены – когда он был заключенным в Перми-36, одним из менее известные места печально известного архипелага ГУЛАГ Советского Союза.
Сейчас, спустя четыре десятилетия, Пермь-36 постепенно его забывает.
Г-н Ковалев, один из самых известных советских диссидентов, провел семь лет в трудовом лагере после ареста в 1975 году за публикацию самиздатского журнала, в котором рассказывалось о нарушениях прав человека. После распада Советского Союза он был одним из основателей Мемориала, группы, которая взяла на себя управление Пермью-36 и сохранила ее как музей, одинокое свидетельство ужасов системы, поглотившей миллионы граждан.
В течение 20 лет Пермь-36 одновременно игнорировалась, терпела и частично финансировалась государством. Но он никогда не рекламировался как важная туристическая достопримечательность, и правительство никогда не удосужилось улучшить грунтовую дорогу из города в лагерь, изрытую рытвинами, что сделало 120-километровую поездку неприступной двухчасовой поездкой.
Теперь государство, которое сдавало участок правозащитникам в аренду, взяло на себя управление музеем (который уже перестал принимать гранты из-за рубежа, чтобы не прослыть «иностранным агентом»). В настоящее время Пермь-36 находится под непосредственным контролем регионального министерства культуры, которое стремится рассказать «нейтральную» историю о том, что там произошло, придавая показаниям охранников колонии равный вес с показаниями заключенных.
У советских властей, как теперь говорят посетителям, были причины делать то, что они делали.
Первому посетителю сегодняшняя экскурсия по Перми-36 покажется достаточно основательной. Насилие и репрессии сталинской эпохи мрачно иллюстрируются статистикой и картами. Ничто не замалчивается о непосильной работе, проделанной здесь, или о клаустрофобных изоляторах. Для заключенных, которые нарушали часто бессмысленные правила лагеря, «время на открытом воздухе» просто означало, что их сопровождают в другую маленькую комнату, на этот раз с колючей проволокой вместо крыши.
Только вооружившись воспоминаниями г-на Ковалева, можно заметить, что история теперь рассказывается по-другому. В новой версии камеры заключенных были теплее, кровати мягче, а охранники менее жестокими, чем помнит г-н Ковалев.
«Иногда заключенные просто хотели найти повод пожаловаться. Но в 1970-е и 80-е условия были нормальные, — говорит здоровенный экскурсовод Сергей Сподин. Бывший красноармеец, он помнит, что его подразделение проводило учения по стрельбе за пределами колючей проволоки, окружавшей Пермь-36, зная, что это напугает тех, кто внутри, которые, как им сказали, были врагами государства.
А некоторые действительно были врагами России, настаивает г-н Сподин. В Перми-36 находились члены Организации украинских националистов, ополчения, основанного Степаном Бандерой, которое некоторое время сражалось на стороне нацистов и против Красной Армии во время Второй мировой войны. Спустя более 50 лет после того, как он был убит КГБ, г-н Бандера был воскрешен подконтрольными Кремлю СМИ в качестве основной причины вмешательства России в дела Украины.
Сегодня его сотрудничество с нацистами преувеличено до такой степени, что в России его имя звучит так же, как имя Гитлера. Россия утверждает, что ей необходимо было аннексировать Крымский полуостров, чтобы спасти жителей от современных последователей г-на Бандеры, которые изображаются как имеющие геноцидные намерения по отношению к тем, кто говорит по-русски, а не по-украински. Поддерживаемые Кремлем сепаратистские армии Донецкой и Луганской областей на востоке Украины заявляют, что борются за свободу от «фашистских бандеровцев», которые сейчас правят в Киеве.
По мере того, как г-н Сподин продолжает свою экскурсию, становится ясно, что Пермь-36 была взята под контроль государства не для того, чтобы скрыть то, что здесь произошло, а для того, чтобы рассказываемая история соответствовала повествованию правительства о войне в Украине. Как и в советское время, оспаривать официальную версию правды не разрешается даже музею.
«То, что происходит с музеем, — это то же самое, что происходит с Пермью, то же самое, что происходит со всей страной», — говорит г-н Гельман.
Пожилая пара на вечерней прогулке в Перми, 7 июня 2015 года.
ИЗВЕСТЕН ПОД ДРУГИМ ИМЕНЕМ
Пермь могла бы прославиться, если бы не русская литературная традиция давать городам псевдонимы.
Расположенный в лесу на подступах к Уралу, который разделяет европейскую и азиатскую части России, город был основан Екатериной Великой в 18 веке во время ее стремления обеспечить влияние России на Сибирь. Пермь называют «некультурным и отсталым городом», о котором писал драматург Антон Чехов.
Три сестры отчаянно пытаются сбежать, и писатель Борис Пастернак поместил здесь часть своего нобелевского лауреата Доктора Живаго , хотя и назвал его Юрятиным.
Во время холодной войны Пермь еще больше погрузилась в анонимность как один из закрытых городов Советского Союза. Его Мотовилихинский артиллерийский завод и завод авиамоторов «Авиадвигатель» считались слишком закрытыми для посторонних глаз, а туристы стали приезжать только после падения железного занавеса.
Сегодня город по-прежнему является промышленным центром центральной России, хотя и ржавеет. Заводы «Мотовилиха» и «Авиадвигатель» остаются, но на них работает меньше людей. Часть провала восполнила нефтяная и газовая промышленность, но город чувствует себя погрязшим в стагнации. Строительный кран — это завораживающее зрелище.
Критики говорят, что г-н Чиркунов и г-н Гельман, ни один из которых не жил в Перми, не уловили консервативной и рабочей природы региона. Местные жители хотели культуры, которая была связана с их жизнью, а не высоких инсталляций, высмеивающих уважаемые ими институты, такие как Кремль и Русская православная церковь.
Николай Новичков работал начальником штаба г-на Чиркунова, а затем заместителем министра культуры области во время проекта «Пермь». Он был сторонником, пока г-н Гельман не отказался от любой цензуры экспоната, высмеивающего зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи. На выставке был плакат с пятью петлями, висящими в форме олимпийских колец, и еще один, на котором был изображен рычащий Сталин в костюме Медведя Миши, талисмана Сочи. Галерея г-на Гельмана представила экспозицию во время фестиваля «Белые ночи» летом 2013 года, обеспечив максимальное количество людей возможностью увидеть критический анализ глубоко личного для г-на Путина проекта.
Но к тому времени господина Чиркунова уже не было. Выставка была закрыта, а г-н Гельман уволен.
Давление усилилось, когда он вернулся в Москву и стал одним из немногих общественных деятелей, открыто поддержавших Pussy Riot, женское панк-рок-трио, осужденное за исполнение ненормативной лексики антипутинской песни в московском храме Христа Спасителя. Его имя стало появляться в списках «врагов России», размещенных в Интернете, ненамного ниже имени Бориса Немцова, лидера оппозиции, застреленного в феврале у стен Кремля.
К тому времени мистер Гельман уже решил, что пора уходить. «До 2012 года ситуация была такова: «если ты не с нами, не высказывайся, но [иначе] ты можешь делать, что хочешь». Однако после возвращения г-на Путина на пост президента «это стало «Вы с нами или против нас, и если вы против нас, у вас будут проблемы». Нейтралитету больше не было места».
Люди в парке в Перми, 7 июня 2015 года.
На Каме арт-инсталляция гласит: «Счастье не за горами».
Музыканты из оперного театра.
Продавцы и жители на уличном фестивале.
Шахматы в отпуске.
Это было настоящее возмездие для человека, сыгравшего ключевую роль в приходе Путина к власти 15 лет назад. В 1999 и 2000 годах г-н Гельман был заместителем директора государственного телевидения, перед которым была поставлена задача познакомить россиян с г-ном Путиным и убедить их в том, что этот ранее неизвестный человек является решением многих проблем страны.
Он преуспел, помогая организовывать раболепное освещение в СМИ таких трюков, как Путин, управляющий истребителем в Грозном во время войны в Чечне. Но к концу его первого четырехлетнего срока в Кремле очевидная авторитарная жилка президента начала беспокоить г-на Гельмана. Он ушел из политики и сосредоточился на своей московской галерее, пока г-н Чиркунов не переманил его в Пермь.
«Я думаю, что да, [г-н Гельман] ошибся… Он дал им повод его уволить», — говорит теперь г-н Новичков о злополучном сочинском шоу. «Я думаю, если вы собираетесь делать выставку, которую увидит миллион человек, вы должны учитывать мнение путинского большинства».
Это большинство, объясняет г-н Новичков, составляет 63% пермяков, проголосовавших за г-на Путина в 2012 году, и гораздо большая доля тех, кто поддерживает его сейчас в связи с аннексией Крыма и противостоянием с Западом. Это обычные россияне, которые чувствуют, что их жизнь стала экономически лучше за 15 лет правления г-на Путина, и которые взамен поддерживают его политически.
Западные санкции, введенные с начала конфликта в Украине, до сих пор не изменили этот общественный договор. Итальянский сыр и французская минеральная вода исчезли с прилавков магазинов и меню ресторанов в Перми, как и везде (российские контрсанкции запрещают большинство западных сельскохозяйственных продуктов), и жители внимательно следят за прыгающей стоимостью рубля, который теперь стоит примерно на 40 процентов меньше, чем в других странах. год назад. Но русские известны своим стоическим страданием, и г-н Новичков говорит, что большинство обвиняет Запад, а не собственное правительство, в конфликте на Украине и в санкциях. Его собственное понимание путинского большинства, возможно, объясняет, почему он сейчас занимает высокопоставленный пост в столице.
«Кто-то называет это самоцензурой, я называю это маркетингом. Никто не отрицает, что нужно знать свою аудиторию и то, как она воспримет ваше искусство», — объясняет он, сидя в московском кафе. «Я твердо чувствую, что путинскому большинству нравится это имперское состояние ума. Быть империей комфортно, а аннексия Крыма — это акт того, чтобы быть империей».
Агитплакаты советского периода в Музее истории политических репрессий под Пермью.
‘СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2.0’
Сергей Кургинян отвергает идею о том, что Кремль ведет Россию назад в прошлое. Вместо этого лидер неосоветского движения «Суть времени» говорит, что правительство изменило курс, чтобы идти в ногу с большинством.
Г-н Кургинян гордится ролью, которую Сущность времени сыграла в захвате государством Перми-36, что, по его словам, было необходимо для прекращения «антисоветской пропаганды», которая ослабляла чувство национальной идентичности России.
Сущность времени — новая сила в российской политике. Господин Кургинян старый. Сейчас ему 65 лет, он был оводом в последние дни существования Советского Союза, рассказывая всем, кто готов был слушать, что программа перестройки Михаила Горбачева была частью заговора ЦРУ.
Позже г-н Кургинян стал частью левого реакционного движения, которое бросило вызов власти тогдашнего президента Бориса Ельцина; он был в Белом доме России, когда г-н Ельцин приказал танкам открыть огонь по нему в 1993 году во время его смертельной борьбы за власть с парламентом, в котором доминируют коммунисты.
После этого г-н Кургинян был прикован к политическим маргиналам. Но идеи, которые он отстаивал — он говорит, что надеется увидеть «Советский Союз 2.0», — никуда не делись. Он начал размещать лекции на YouTube. Несмотря на их сухое содержание (в большинстве своем г-н Кургинян просто сидит за столом и говорит в камеру), некоторые набрали более 100 000 просмотров. Наиболее популярными стали его недавние лекции о том, почему Кремль был прав, захватив Крым, и почему он должен делать больше для поддержки сепаратистских армий в Донецке и Луганске.
Г-н Кургинян, похоже, уловил дух времени, работая над примирением двух могущественных сил, которые давно находятся в конфликте: Коммунистической партии и Русской православной церкви.
В 2012 году, когда улицы Москвы и Санкт-Петербурга были заполнены десятками тысяч протестующих, г-н Кургинян призвал своих онлайн-подписчиков защищать г-на Путина. Они так и сделали, сформировав костяк большого пропутинского митинга, который г-н Кургинян открыл, заявив собравшимся, что для спасения страны нужны «патриотические силы».
Г-н Кургинян считает, что этот эпизод научил г-на Путина тому, что его базой поддержки были не московские либералы, которые хотели, чтобы страна подружилась с Западом, а миллионы глубоко консервативных людей, живших в остальной части страны.
Спустя двадцать лет после того, как его политическая карьера, казалось, закончилась, г-н Кургинян вернулся с армией целеустремленных, разбирающихся в Интернете молодых людей. И Кремль был ему в долгу.
Он говорит, что Essence of Time была ответственна за подачу петиции, которая привела к принятию закона 2013 года, запрещающего гражданам США усыновлять российских детей. Он также открыто поддерживает закон о «пропаганде гомосексуализма», который Путин подписал в том же году.
После этих побед г-н Кургинян и его движение обратились к Перми-36, развернув интернет-кампанию против руководивших ею бывших заключенных. Местное отделение Мемориала говорит, что именно «Суть времени» подтолкнула правительство к управлению музеем.
«Это был не музей истории, это был музей пропаганды, антисоветской пропаганды», — говорит теперь г-н Кургинян, утверждая, как и официальные экскурсоводы, что условия были не так уж плохи. «Эта тюрьма была лучшей во всем Советском Союзе».
В то время как некоторые историки говорят, что через систему ГУЛАГа прошли почти 40 миллионов человек, г-н Кургинян говорит, что реальное число приближается к 700 000 человек. В Германии ставить под сомнение масштабы Холокоста — преступление. В России утверждение, что ГУЛАГи были не так уж и плохи, теперь стало мейнстримом.
Г-н Кургинян говорит, что Россией могут управлять только две идеологии — крайний национализм, который рискует превратиться в фашизм, или неокоммунизм, который возрождает то, что он называет «добром в Советском Союзе».
Новый Советский Союз, по его словам, обязательно должен включать территории, населенные русскоязычным населением за пределами нынешних границ России. По словам помощника, Essence of Time активно вербует добровольцев для помощи в борьбе с украинской армией в Донецке и Луганске.
Несмотря на обвинения Запада в том, что г-н Путин стал диктатором, г-н Кургинян говорит, что президент все еще нуждается в народной поддержке и активно ищет ее.
«Если у вас в современной России антисоветская идеология, [чтобы править] вам надо быть каким-нибудь военным, который убивает всех коммунистов», — говорит г-н Кургинян, полулежа с улыбкой на конце двух- часовое интервью, которое было очень похоже на прослушивание одной из его лекций. «Путин не такой советский, как я. Но он хочет быть избранным».
Посетители рассматривают фотографии Второй мировой войны в военной палатке, установленной в парке в Перми в рамках городского фестиваля «Калейдоскоп».
‘LIKE 1936 IN GERMANY’
Вместо фестиваля «Белые ночи», который ненадолго привлек толпы туристов, в этом году в Перми прошел «Калейдоскоп» — гораздо меньшее мероприятие, посвященное парку развлечений с американскими горками и играми-стрелялками. в центральном парке города Горького.
У входа в парк установлена брезентовая военная палатка, где посетители могут послушать саундтрек падающих бомб, смешанный с воинственной музыкой и криками «Слава Сталину», просматривая 70 черно-белых фотографий с войны. (которое в русской версии началось с вторжения нацистов в Советский Союз в 1941).
На большинстве фотографий советские солдаты оттесняют противника или отдыхают в тылу. Только на одном изображен человек, убитый в бою.
Многие из тех, кто посещает палатку, носят оранжево-черную ленту, которая в своем последнем возрождении означает поддержку г-на Путина и его политики в Украине. На средней улице Перми (или Москвы) у половины проезжающих автомобилей и автобусов с зеркала заднего вида свисает оранжево-черная лента.
«Кажется, что все трагедии уже нет, и у нас есть только успех и этот воздушный шар празднования. Это проблема, потому что создается впечатление, что война — это хорошо», — говорит Наиля Аллахвердиева, занявшая пермский музей Современное искусство после ухода г-на Гельмана.
Галерея переехала из помещения Речного вокзала, которое правительство области официально признало заброшенным, в помещение меньшего размера вдали от центра города. Хотя г-жа Аллахвердиева предпочитает сдержанный и менее провокационный подход, музей остается центром альтернативной мысли.
«Войны не будет, если мы все скажем «нет», — говорится в сообщении, нарисованном на тротуаре возле главного входа.
Но мистер Гельман думает, что грядет новая война. «Люди, которые вчера были совершенно нормальными людьми, сегодня сходят с ума, говоря: «Крым наш!», — говорит он, идя по тихим мощеным улочкам своего нового дома в Черногории. «Это как 1936 год в Германии. К 1939 году все могли видеть, что происходит. Но в 1936 году еще были интеллектуалы, которые рационализировали, объясняя, что немцам действительно нужно жизненное пространство» — больше места для жизни.
По словам г-на Гельмана, закрытие проекта «Пермь» и захват государством Перми-36 сродни тому, что делали нацисты в 1930-х годах: сжигали все книги, которые не соответствовали их официальной идеологии. «Для них культура — инструмент пропаганды. Художник — это просто хулиган — его надо ограничивать и контролировать, указывать ему, что он может, а что — нет. На самом деле, лучше бы художников вообще не было . »
Артиллерия на одном из оружейных заводов, из-за которого Пермь была закрыта для посторонних, пока не распался Советский Союз.
БЕДА С «БАНДЕРОВЦАМИ»
Экскурсия по Перми-36 точно такая же, как и 12 лет назад (когда я ее брала в отпуске с друзьями) — за исключением одной комнаты.
Теперь ее называют Черной комнатой, и она находится за дверью с висячим замком, которую избегают проводники. Стены увешаны биографиями и фотографиями самых известных заключенных Перми-36, в том числе правозащитника Ковалева. Также чествовали двух героев украинского националистического движения: поэта Василия Стуса, который погиб во время голодовки и похоронен в Перми-36, и Левко Лукьяненко, который выжил, чтобы стать соавтором провозглашения независимости Украины и служить новой нации. первый посол в Канаде.
Старший член новой управленческой команды музея, говоря на условиях анонимности, говорит, что ни один из мужчин никогда не должен был прославляться публично, и Черная комната снова откроется только тогда, когда в ней больше не будет «бандеровцев».
«Если говорить о ГУЛАГе и политических репрессиях, мы должны учитывать контекст, создавший ситуацию на территории Советского Союза», — говорит министр культуры г-н Гладнев.
«Дело не в уклонении от чего-то или предвзятости. Но в рамках исторических событий были люди, которые помогали фашистам, и совершали преступления. А были те, кто защищал свою Родину и думал о будущем.»
Те, кто занимался его ведением до государственного захвата, говорят, что без материала в Черной комнате Пермь-36 потеряла свой смысл.
«Музей был посвящен политзаключенным, — говорит Роберт Латыпов, возглавляющий пермское отделение «Мемориала». «Теперь говорят: «Если у вас в этой тюрьме были бандеровцы, то музей — это музей бандеровцев». Это чистая манипуляция».
Он, как и г-н Гельман, рассматривает захват власти как один из последних актов возврата России к тоталитаризму. «Процесс почти завершен. СМИ почти полностью подконтрольны. У нас структура власти чисто вертикальная. В регионах губернаторы не подотчетны местным сообществам. Они подотчетны только одному человеку», — говорит он, указывая вверх у его потолка. «Я уверен, что в этот самый момент нас кто-то слушает. Я в этом не сомневаюсь».
85-летний анонимно проживающий в Подмосковье бывший заключенный г-н Ковалев еще более резок в своих оценках.
«Различие между путинской Россией и сталинским временем только одно. Массовых политических репрессий нет. Жертв лагерей ГУЛАГа были миллионы. Сейчас количество политических арестов составляет всего несколько сотен», — говорит он, его голос звучал хрипло. с гневом человека, который десятилетиями выпускал предупреждения, на которые мало кто обращал внимание.
«Но природа этого состояния не изменилась ни на йоту.»
Марк Маккиннон — старший международный корреспондент The Globe and Mail из Лондона.
Зачем приезжать в город Пермь?
Мы много думали, как убедить вас, что город Пермь действительно стоит посетить. У нас была идея, что можно сказать: Ребята, вы живете в этом городе, и, конечно же, вы должны любить его, и как каждый горожанин, вы должны восхищаться им и в глазах иностранцев делать ставки на то, что это лучший город на свете .
И мы решили, что это один из наших клиентов, один из наших туристов и гостей Леонард Уорд по имени, кто именно тот человек, который может рассказать вам, зачем приезжать в город Пермь. Вот история Леонарда.
Мысли о том, как бы вы хотели провести часть своего времени, если бы вы приехали в Пермь с англичанином из-за границы.
Я приезжаю в первый город Европы (как его любят называть многие местные жители!) почти каждый год с 2000 года, когда я впервые приехал в рамках обменного визита с Пермской ассоциацией Оксфорд, Оксфорд и Пермь переплелись, Я теперь считаю своим домом, когда нахожусь в России, с большим нетерпением жду своего ежегодного визита, это время встречи со старыми друзьями и посещения столь знакомых мне мест.
Пермь находится в 1200 км к востоку от Москвы, это город, где останавливается трансибирский поезд после первых дней пути из Москвы во Владивосток или короткого двухчасового перелета из столицы.
Город с населением почти 1 000 000 «душ» (по размеру сопоставим с Бирмингемом, Великобритания), расположен на восточном берегу реки Камы с Уральскими горами, примерно в трех часах езды на восток. Пермь часто называют промышленным центром. , но не отказывайтесь от посещения, так как это описание не дает истинной картины города или того, что является очень красивым и в значительной степени нетронутым районом центральной России. Это оживленный город, город большого разнообразия, город, в котором удовлетворяются все вкусы, любите ли вы активный отдых или предпочитаете что-то более культурное. В Перми каждый найдет что-то для себя. Очень рекомендую посетить этот интереснейший из городов, давший название последнему периоду палеозоя — Пермскому периоду (название дал известный шотландский ученый и геолог Р.И. Мерчисон).
Мои главные вещи, которые нужно сделать во время посещения Перми в произвольном порядке, это:
1. выполнение «Зеленой» и «Красной» прогулки. В то время как зеленая линия проходит через некоторые из наиболее значимых исторических зданий Перми, включая Государственные картинные галереи, Речной вокзал, где сейчас находится знаменитый Пермский музей современного искусства, железнодорожный вокзал Пермь 1 (мой личный фаворит) и Дом Мешкова. который сейчас служит музеем Пермского края и многое другое, «Красная» линия расскажет вам о некоторых из самых увлекательных историй любви, связанных с Пермью, в том числе о любви Лары и Юрия из всемирно известного романа «Доктор Живаго» Борис Пастернак.
2. Прогулка на теплоходе по Каме. Недавно я совершил поездку из Перми в Самару, останавливаясь в других интересных местах во время путешествия, включая Казань, столицу Татарстана, Елабугу, где похоронена известная русская поэтесса Марина Цветява, и другие не менее интересные места. Это было незабываемое путешествие по обширной и красивой осенней местности на огромных реках Каме и Волге, возможны 2 или 3 дневные поездки, а также однодневные, эти речные экскурсии только для лета, с середины мая до середины сентября.
3. еда свежеприготовленной скумбрии (скумбрия) в маленьком летнем баре с видом на реку Каму на закате на фоне леса на дальнем берегу.
4. вечера в театре, опере или балете. Пермь известна на всю Россию качеством своего исполнительского искусства. И в знаменитом Театре оперы/балета им. Чайковского, и в Драматическом театре исполняются традиционные и современные произведения на самом высоком уровне. Чеховские «Три сестры» всегда пользовались популярностью у пермских театралов, поскольку действие спектакля происходит в Перми. Посетите «Театр у моста», где ставят пьесы по романам таких писателей, как Булгаков, («Мастер и Маргарита»), Гоголь, (Диканька). Отличный материал!!
5. походы. Для суровых видов на открытом воздухе — это может подойти вам, занимаясь скалолазанием и рафтингом. Пермский край — огромная территория, большую часть которой занимает нетронутая дикая природа, в основном покрытая лесами, с множеством рек. Особенно красива местность вокруг реки Чусовой, как и сама река, и необычные скальные образования, охраняющие ее берега. Известный русский фотограф Прокудин Горский, по поручению царя Николая II совершил путешествие по России, запечатлев на фотографиях свою землю и народы, не без оснований сделал около 40 фотографий одной этой реки в Пермском крае. Вы можете посмотреть его фотографии старой России в Библиотеке Конгресса!
6. Попытаться всеми правдами и неправдами получить приглашение провести время на даче — самой сокровенной тайне русской жизни. Отдохните в саду, сходите в баню вечером, насладитесь шашлыком, приготовленным на костре, возможно, с небольшим количеством водки, ах!, хорошее время для размышлений и созерцания, когда вы сидите у догорающих углей костра, глядя на большом черном звездном небе.
7. исследуйте другие интересные города и достопримечательности вместе с местными туристическими компаниями, предлагающими экскурсии в такие города, как Соликамск и Чердынь. В прошлом эти города были самыми важными в этом регионе. Я сам хотел бы провести гораздо больше времени, исследуя их. Другие места, которые я посетил, включают Кунгур с его знаменитой ледяной пещерой, Хохловку — музей деревянного зодчества под открытым небом, Пермь 36 — советский лагерь для военнопленных, часть системы ГУЛАГа, которая хранится как музей, и я надеюсь, что это напоминание о том, как вещи могут быть, учитывая правильные обстоятельства. До всех этих и многих других мест можно добраться на автобусе от центрального рынка, если вы наберетесь смелости.
8. Гулять по Перми, бродить по улицам, наслаждаясь будничной суетой – мое любимое занятие. Здесь много садов, парков и открытых пространств. Это также лучший способ полюбоваться разнообразной архитектурой в центре города — наряду с наиболее важными историческими зданиями вы найдете множество хороших образцов русской/советской архитектуры последних 200 лет, от купеческих домов 19 века и традиционных бревенчатых домов до ранних советские конструктивистские здания, величественный сталинский стиль 30-х и 40-х годов, за которым последовали функциональные, но не столь грандиозные стили более позднего советского периода, многие из новых высотных зданий, построенных за последние 10 лет, относятся к «новому московскому стилю».