Содержание
Соловки — Подворье Соловецкого монастыря в Москве. Храм мученика Георгия Победоносца в Ендове. Подворья Соловецкого монастыря.
История
Храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове находится за Москвой-рекой, недалеко от Москворецкого моста и Балчуга, на улице Садовнической (историческое название — Нижние Садовники). Строительство первой деревянной церкви на этом месте относится ко времени Иоанна Грозного.
Наименование «в Ендове» связано, вероятнее всего, с особенностями местности: от прежнего русла реки остались ложбины, «ендовы».
В конце XVI века здесь была поставлена каменная церковь, согласно пожеланию архиепископа Арсения Елассонского, приехавшего в Москву в составе константинопольского патриаршего посольства в 1588 году.
В «смутное время» (1601-1612) храм был сильно поврежден. В эти годы при многих московских храмах устраивали небольшие крепости-остроги. Такой «острожек» был и около церкви великомученика Георгия.
Слобожане Нижних Садовников в 1653 году возвели новую пятиглавую церковь с трапезной палатой и шатровой колокольней. Главный престол храма был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Придел во имя великомученика Георгия помещался с южной стороны алтаря. Около церкви находилось кладбище.
Облик храма менялся с течением времени. В 1729 году с северной стороны трапезной построен придел во имя святителя Николая Чудотворца, увенчанный одной главой.
В 1786 году храм постигло несчастье: разрушилась до основания колокольня, из-за того, что грунт под ней размыло водой, переполнившей Раушский канал. Повреждена была и трапезная. Долгое время церковь оставалась без паперти и колокольни.
Новая трехъярусная колокольня сооружена в 1806 году заботами прихожанина Павла Григорьевича Демидова. Она поставлена отдельно от храма с северной стороны.
Пожары 1812 года не миновали церковь великомученика Георгия. Выгорел весь интерьер, пострадали стены снаружи, утрачена большая часть церковной утвари. Прихожане храма терпели бедствия военного времени и были разорены пожаром. С величайшим трудом они восстановили придел во имя святителя Николая Чудотворца.
Через два года был сооружен новый придел во имя великомученика Георгия с южной стороны трапезной (ранее он располагался за иконостасом храма).
Только в 1829 году отстроена главная часть храма и освящен престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1836 году в храме была построена существующая до нашего времени паперть. Особенно тщательно благоустройство и украшение храма проводилось стараниями церковного старосты Ивана Елисеевича Привалова (с 1864 по 1876 год). Сделана роспись стен в храме и трапезной, сооружены новые иконостасы в центральной части и в приделах, поставлены новые печи.
Сильное наводнение, которое произошло вследствие весеннего разлива Москвы-реки в 1908 году, привело к затоплению храма и причинило серьезные разрушения. От наводнения пострадал фундамент, на сводах появились трещины, и начала осыпаться штукатурка с росписью. Работы по восстановлению храма проводились под руководством епархиального архитектора Н. Н. Благовещенского. В 1910 году трапезная была расписана художником А. И. Нахровым по образцам прежней росписи. Отреставрирована стенопись в центральной части храма.
Община храма осуществляла благотворительную деятельность. В начале XVIII века была построена богадельня для престарелых и больных. Находились здесь в основном люди военного звания. В течение некоторого времени она не действовала, но известно, что в конце XIX века богадельня была открыта вновь. При храме работала церковно-приходская школа, существовало Георгиевское братство трезвости. В годы первой мировой войны был развернут лазарет.
Храм оставался действующим до 1935 года. После закрытия в храме расположился запасник дирекции выставок Художественного фонда СССР, колокольня принадлежала управлению Минмонтажспецстроя. В 1960-1970 годах церковь великомученика Георгия была реставрирована. В результате реставрационных работ возвращен первоначальный облик кровли с кокошниками, восстановлены наличники окон. Окружавшие церковь домики причта были снесены.
Современность
16 июня 1992 года вновь учреждено Московское подворье Соловецкого монастыря. Монастырю был при этом передан московский храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Ендове, настоятелем подворья назначен иеромонах (ныне архимандрит) Мефодий (Морозов).
После открытия подворья его деятельность заключалась главным образом, в подготовке совершившегося 20-22 августа 1992 года перенесения из Санкт-Петербурга на Соловки святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. С первых дней установлена была существующая издревле в Соловецком монастыре традиция служить по средам вечером молебен с Акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам.
Первое Богослужение в храме Московского подворья состоялось 7 января 1993 года, в праздник Рождества Христова. Впервые, в течение всего Великого поста в храме проходили все службы, за исключением Божественной Литургии, а в Великий Четверток, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, настоятель подворья совершил малое освящение Престола в честь Рождества Богородицы и первую Божественную Литургию. В ноябре того же года были начаты реставрационные работы.
До января 1998 года богослужения совершались в главной части храма. В Неделю о мытаре и фарисее в 1998 году наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом было совершено малое освящение придела святителя Николая, расположенного с северной стороны трапезной. В центральной части храма начались реставрационные работы, которые на некоторое время были приостановлены, но в начале 2000 года возобновлены.
3 февраля 2001 года, в день празднования иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение», на подворье был воздвигнут девятиметровый Поклонный крест в честь новомучеников Соловецких. Наместником монастыря архимандритом Иосифом было совершено малое освящение престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На следующий день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископов Истринского Арсения, Владимирского и Суздальского Евлогия и наместника обители архимандрита Иосифа совершил Божественную литургию, освящение Поклонного креста и заупокойное поминовение всех в годы гонений за веру пострадавших.
Реставрационно-восстановительные работы на подворье продолжились в 2002 году. Были полностью отремонтированы и заново покрашены фасады храма, произведено частичное восстановление белокаменного цоколя, вызолочены медные подзоры на куполах. С февраля по август 2002 года проводилась реставрация масляной живописи XIX века на своде четверика храма. Осуществлялась эта работа бригадой под руководством художника-реставратора I категории Е.Н. Чабана.
2003 год стал юбилейным для храма великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Исполнилось 350 лет с того времени, когда в 1653 году была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великомученика Георгия. Она сохранилась до наших дней, несмотря на стихийные бедствия, войны, действия советской власти, которые уничтожили многие московские храмы.
12 ноября 2003 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра совершил Великое освящение храма. Главный придел был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как это и было исторически. Придел в трапезной части храма был освящен в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца, и во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Таким образом, был отмечен юбилей: 350-летие возведения древнего храма (1653) и 10-летие возобновления в нем богослужений (1993).
Работа над иконостасом в центральной части храма началась в феврале 2002 года. К началу 2003 года был сооружен первый ярус (местный чин). Иконы второго яруса (деисусный чин) создавались в течение 2003 года и перед Великим освящением храма были установлены в иконостасе. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (сентябрь 2004 года) он был уже трёхъярусным, с иконами праздничного чина. Начата работа над пророческим и праотеческим чином. Полный пятиярусный иконостас украсил храм к Пасхе 2006 года.
В октябре 2006 годы художники завершили настенную роспись алтаря в Николо-Георгиевском приделе. В настоящее время идет работа над эскизом росписей интерьеров храма, которую возглавляет известный московский иконописец Н. В. Нужный.
Хозяйственная деятельность Московского подворья тесно связана с оказанием помощи Соловецкому монастырю. Подворье направляет на Большой Соловецкий остров большое количество всевозможных грузов, как по железной дороге, так и автотранспортом. Эти грузы необходимы для ведения реставрационно-восстановительных работ, для обеспечения повседневной жизни братии монастыря.
Деятельность Попечительского совета обители, в состав которого входят представители различных учреждений, оказывающих благотворительную помощь Соловецкому монастырю, скитам и подворьям координируется на Московском подворье.
На подворье находится подразделение редакционно-издательского отдела, которое осуществляет большую помощь обители в издании литературы, под-бору материалов для включения в ежегодные издания: настольный и настенный выпуски «Соловецкого календаря», осуществляет полиграфическую деятельность в виде печатной продукции к Рождественским и Пасхальным праздникам (открытки, упаковки и др. ), принимает участие в подготовке фотовыставок, создании презентаций для проведения Попечительского совета монастыря. Ежемесячно издается московский выпуск «Соловецкого вестника», на страницах которого, кроме расписания богослужений на предстоящий месяц, помещаются душеполезные святоотеческие чтения, проповеди и поучения.
Святыни храма
Главная святыня храма — икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей. Каждое богослужение заканчивается молитвенным обращением к Соловецким первоначальникам, поется тропарь, кондак и величание, после чего братия и прихожане прикладываются к святому образу. По средам служится молебен с чтением Акафиста преподобным.
Особо чтимыми являются иконы Божией Матери «Державная» и «Неопалимая Купина». В храме находятся иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобных старцев Оптинских с частицами святых мощей. Почитаемая храмовая икона святого великомученика Георгия Победоносца поставлена в местный чин нового иконостаса в центральной части храма.
Ко дню совершения Святейшим Патриархом Алексием II Великого освящения храма из Соловецкого монастыря был доставлен ковчег с частицами святых мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Прокопия, священномученика Киприана и мученицы Иустины, мучениц Феодосии и Анастасии. Священноначалие обители приняло решение о попеременном пребывании святыни в монастыре и на Московском подворье. С июня по сентябрь мощевик находится в Соловецкой обители, с октября по май — в храме Московского подворья.
Приходская жизнь
При Соловецком подворье в Москве действует воскресная школа «Колокольчики» для детей прихожан. В настоящее время число воспитанников составляет 15 человек (их состав меняется в зависимости от различных обстоятельств) в возрасте от 6 до 13 лет. Целью деятельности школы является сообщение воспитанникам основных знаний о сущности Православной веры, их воцерковление и организация жизни в соответствии с традициями Русской Православной Церкви. Каждое воскресенье учащиеся воскресной школы причащаются Святых Христовых Таин за Божественной Литургией и, по мере возрастания, приучаются к исповеди.
Перед занятиями совершается трапеза. Организуют трапезу родители учащихся. Согласно монастырской традиции во время трапезы читаются жития и литературные произведения духовно-нравственного содержания, которые обсуждаются на последующих занятиях. Занятия в воскресной школе обязательно соотносятся с церковным календарем. Темы и содержание занятий по разным предметам максимально скоординированы преподавателями, ведется дневник воскресной школы. Традиционно в дни празднования Рождества Христова и Пасхи воскресная школа приглашает братию, сотрудников Подворья и прихожан на концерт. В притворе храма периодически вывешивается стенная газета, которая рассказывает о жизни воскресной школы Соловецкого подворья, на 3-м этаже административно-братского корпуса сформирован информационный уголок, где размещаются фотовыставка о работе воскресной школы и выставка поделок и рисунков учащихся.
Наряду с занятиями на Подворье регулярно совершаются паломнические поездки, организуются учебные экскурсии в музеи Москвы. На занятиях активно используются и обсуждаются кино- и видеоматериалы, образовательные компьютерные программы. Традиционными стали посещения театров «Камерная сцена» и «Глас».
Ответственным за деятельность воскресной школы является помощник На-стоятеля Подворья иеромонах Аксий (Лобов).
Традиционно в дни празднования Рождества Христова и Пасхи воскресная школа приглашает братию, сотрудников подворья и прихожан храма на концерт.
Для учащихся организуются экскурсии по музеям Москвы и паломнические поездки с целью посещения монастырей и храмов Москвы и Подмосковья.
На Соловецком подворье в Москве ведется работа с учащимися и преподавателями Московской международной киношколы, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Строителей, д. 15. Ответственным за эту деятельность является насельник Подворья иеромонах Лонгин (Новоселов), который проводит беседы с учащимися средних и старших классов. Тематика этих бесед весьма разнообразна. Ребят интересуют не только вопросы, связанные с историей Церкви, с ее таинствами и обрядами, но и всё, с чем сталкивается молодежь в современном обществе (вопросы выбора жизненной позиции, взаимоотношений со сверстниками, брака и многое другое). Для некоторых подобные беседы — первый опыт общения со священником на духовные темы. Встречи проходят как на территории Подворья, так и в стенах киношколы. Учащиеся киношколы принимают активное участие в трудах по благоустройству храма и территории Соловецкого подворья в Москве (моют окна в храме, подметают и убирают территорию и др.), причем делают это с большим воодушевлением и прилежанием.
Московское подворье планирует, по возможности, активизировать паломническую деятельность. Начиная с осени 2011 года целенаправленно и последовательно стала осуществляться организация паломнической службы. На первом этапе была спланирована организация пешеходных и автобусных экскурсий по Москве и Подмосковью. С ноября месяца 2011 года пешеходные экскурсии проводятся еженедельно, а единожды в месяц совершается автобусная паломническая поездка. Совершаются паломничества по монастырям, храмам и музеям Москвы с православной тематикой. Паломнические экскурсии тематически связаны с историей Соловецкого монастыря. Этим особенностям отвечает автобусная поездка в с. Фаустово (Подмосковное подворье монастыря), поездка по Москве, объединенная темой «Святитель Филипп и Иван Грозный в Москве», поездка в музей «Коломенское», где находятся старинные иконы из Соловецкого монастыря.
Деятельность паломнической службы носит и катехизаторский характер, поскольку раз в месяц после экскурсии проводятся беседы паломников с кем-либо из священномонахов Соловецкого подворья в Москве. После слова священника паломники имеют возможность задать вопросы на любые интересующие их темы. Это очень важная часть работы, которая привлекает новых прихожан и паломников.
Дальнейшее развитие паломнической деятельности на Подворье видится в организации поездок на Соловецкие острова. В настоящее время совместно с паломнической службой Соловецкого монастыря разрабатывается график данных поездок, их программа и периодичность.
Богослужения в храме совершаются ежедневно.
Божественная Литургия служится 3-4 раза в неделю, согласно расписанию, утвержденному настоятелем подворья. В эти дни богослужение начинается в 8:00 чтением утренних молитв, затем служится полунощница, часы и Божественная Литургия, после которой совершаются благодарственный и заказные молебны (по будням) и панихида (в субботу). В воскресные и праздничные дни по окончании Литургии совершается Крестный ход (кроме периода Великого Поста).
Вечернее Богослужение начинается в 17:00 чтением 9-го часа, затем совершается вечерня, утреня, 1-й час (если на следующий день служится Литургия). Всенощное бдение совершается накануне воскресных и праздничных дней и также начинается в 17:00, заканчиваясь 1-м часом и славлением преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. По средам в 17:00 служится молебен с акафистом святым преподобным Первоначальникам Соловецкой обители.
В дни, когда не совершается Божественная Литургия, богослужение начинается в 6:00: читаются утренние молитвы, полунощница, служится братский молебен; вечернее богослужение начинается в 17:00: служится малое повечерие с канонами и Акафистом, входящими в ежедневное монашеское правило, и лития об усопших.
По такому чину совершается суточный круг богослужения во все дни в течение года.
Кроме того, в период Великого Поста в храме по четвергам в 18:00 совершается таинство Соборования.
Трижды в год совершаются ночные богослужения: Рождество Христово, Великая Суббота, Светлое Христово Воскресение. Начиная с 2012 года предполагается совершать богослужение в ночь с 31 декабря на 1 января, каковая традиция существует во многих московских храмах.
Контакты
Почтовый адрес: 115035, Москва, ул. Садовническая, д. 6. Церковь великомученика Георгия в Ендове
Телефон/факс: +7 (495) 951 5644; e-mail: [email protected], официальный сайт: http://solovki.moscow/
Проезд: до станции метро «Новокузнецкая», далее по ул. Пятницкой в сторону Кремля
Соловки — Подворье Соловецкого монастыря в Фаустово. Подворья Соловецкого монастыря.
История
Начало монашеской жизни в Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни, где сейчас находится монастырское подворье, по некоторым историческим источникам, относится к концу XV века. Соловецкая пустынь в Марчугах основана в 1654 году указом царя Алексия Михайловича и благословением патриарха Никона. Монастырское предание связывает основание пустыни с избавлением царской семьи от мора, свирепствовавшего в этом году по всей Русской земле. Место, удаленное от Москвы на 60 километров, от Соловков – на 1635, исторически именовалось Замосковским Раменцом и входило в состав дворцовой Гвоздненской волости Московского уезда.
Основателем и ктитором Соловецкой пустыни в Марчугах исторические источники называют протопопа Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова. Устроение обители было возложено на братию соловецкого подворья в Москве.
Деревянный храм, стоявший на берегу Москва-реки, пострадал от половодья в 1655 году. В следующем году обитель была переведена в Фаустово на возвышенное место, именуемое Красный холм. В царствование Феодора Алексеевича пустынь находилась в ведении приказа Большого дворца. Именно в это время, в 1670-1680 годы проводилось строительство каменных храмов.
Соборный храм Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, надвратная церковь — в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Обитель была обнесена деревянными стенами с четырьмя башнями.
В 1699 году по указу царя Петра I пустынь с вотчинами и угодьями была приписана к Соловецкому монастырю. При императрице Екатерине II в 1764 году пустынь выведена из подчинения Соловецкому монастырю. Храмы были переданы в ведение Московской епархии.
Из всех строений Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни, среди которых были деревянные постройки, сохранились только каменные храмы.
Соборная церковь во имя Живоначальной Троицы строилась в 1670-1680-е годы. В ее облике сочетаются композиционные приемы середины XVII века с белокаменным декором стиля московского барокко. Пятиглавый храм с трехчастной апсидой поставлен на высокий подклет. В нижнем ярусе находится трапезная палата с теплой церковью, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Алтарная часть этой церкви, сильно выступающая, придает восточному фасаду ступенчатые очертания. С южной и западной стороны здание окружают открытые галереи на аркадах с деревянным настилом вместо сводов. У северо-западного угла поднимается трехъярусная шатровая колокольня, перестроенная в 1870 году.
Внешний, частично утраченный декор храма, был нарядным и разнообразным: каменные наличники с колонками и фронтонами, роспись на стенах. Парапет гульбища украшали полихромные изразцы, некоторые из них с изображением двуглавых орлов. Тесовые кровли и черепичные главы храма в XVIII–XIX веках заменены металлическими. Иконостасы и вся церковная утварь утрачены.
Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких была построена в 1680-х годах в стиле московского барокко. Храм одноглавый, поставлен на открытой террасе над главными вратами. Здание ярусное, ступенчатого силуэта с симметричной композицией. Его украшают муравленые изразцы. Восстановлено утраченное черепичное покрытие главы. Установлен крест XVII века. Научное исследование храмов и частичные реставрационные работы проводились в 1976–1977 годах под руководством С. В. Демидова.
ХХ век
В эпоху безбожных гонений, фаустовская земля освятилась подвигом верных служителей Русской Церкви: протоиереев Александра Зверева и Сергея Кедрова.
Александр Зверев родился 8 (21) августа 1881 г. в день перенесения мощей Соловецких первооснователей в селе Фаустово Бронницкого уезда Михалевской волости Московской губернии в благочестивой семье священника Александра Григорьевича Зверева и его жены Анастасии Ивановны, в девичестве Грековой, происходившей из священнической семьи. В тот же день он был крещен в Троицкой церкви села Фаустово священником Феодором Бажановым, он же и был крестным, а крестной была дочь священника Любовь Петровна Магницкая. Кроме сына Александра, в семье были еще четыре старших дочери: Анна, Любовь, Мария и Людмила. Священник Александр Григорьевич Зверев, настоятель Троицкой церкви с. Фаустова, священствовал 48 лет в этой церкви и был похоронен у её алтаря. Дед – священник Григорий Афанасьевич Зверев был женат на дочери священника Троицкой церкви Сергея Филиппова Елизавете и служил в этой церкви с 1830 года.
Александр Александрович Зверев в 1897 г. окончил Московское Донское духовное училище, а в 1903 г. – Московскую Духовную семинарию по I разряду, в 1909 г. окончил курс Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия. По окончании Академии он поступил на должность помощника инспектора Вифанской семинарии.
В эти же годы Александр Зверев становится духовным сыном старца Смоленской Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева).
Во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1922 г., связанных с изъятием церковных ценностей, в июле того же года в доме № 9 по Звонарскому переулку, где жил о. Александр с семьей, был произведен обыск. Сам священник был арестован. В ноябре 1922 г. он, выступая на открытом судебном процессе «об изъятии церковных ценностей», виновным себя не признал и сказал, что «изъятие в храме прошло спокойно». Несмотря на это он был осужден по ст. 119, получил 3 года, сокращенные по амнистии до 1 года, и уже в марте 1923 г. был освобожден.16 февраля 1913 г. Александр Александрович Зверев был рукоположен во священника, летом того же года назначен членом секретарем строительной комиссии по ремонту зданий Вифанской семинарии. В 1918 г. в начале учебного года о. Александр был назначен помощником начальника Пастырско-Богословских курсов Московской Епархии, а в феврале 1919 г. – настоятелем Московской Николаевской, что в Звонарях, церкви.
Последующие 10 лет о. Александр Зверев продолжал служить в Никольской церкви в Звонарях. 21–22 сентября 1928 г. о. Александр участвовал в отпевании и похоронах своего духовного отца – иеросхимонаха Алексия, старца Смоленской Зосимовой пустыни. В 30-е годы о. Александр был назначен благочинным Сретенского сорок, был духовником Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородокого).
13 февраля 1933 г. под Трифона мученика батюшку арестовали. Всю ночь длился обыск, перевернули все буквально, до потолка лежали всюду книги, бумаги, вываленные из шкафов. О. Александра Зверева судили по ст. 58-10 УК РСФСР и осудили на 3 года ссылки в г. Каргополь. Выпустили батюшку в Великий Четверг, разрешили служить до Великой Субботы, на Пасху ему не разрешили оставаться в Москве, он должен был уехать.
Его матушка немного жила в Фаустове у родных батюшки, а потом переехала в стоверстную зону в Егорьевск. Летом 1933 г. власти разрешили жене и дочери побывать в Каргополе, осенью 1933 г. к нему приезжал сын, художник.
В ссылке батюшка плотничал, чинил забор дома, где жил еще один ссыльный батюшка с женой. У него было несколько своих гряд, он в свободное время читал книги по огородничеству и пчеловодству. Осенью ходил собирать грибы и сам солил их на зиму.
В Каргополе о. Александр работал при больнице, пилил и раскатывал дрова, кроме того молотил ячмень и горох, набивал силосную яму, работал и на других тяжелых работах. Срок батюшка отбыл летом 1936 г. , в это время вернуться из ссылки можно было только на 101 км. от Москвы, и то при условии, что батюшку возьмут «на поруки».
С августа 1936 г. по сентябрь 1937 г. о. Александр Зверев вместе с женой Марией Алексеевной проживал в с. Возмище Волоколамского района Московской области и служил священником в церкви Рождества Богородцы на Возмище. Кое-кто из московских духовных детей смог побывать у о. Александра, исповедаться, получить наставления. Без всякой горечи, с глубокой верой, сосредоточенно и молитвенно наставлял он своих пасомых, «с крайним благоговением и той мерой преданности в волю Божию, какие трудно передать словами».
Свое благоговейное служение перед престолом Господним он закончил осенью 1937 г. С группой ссыльных монахинь из соседнего села и со священниками Павлом Андреевым и Димитрием Розановым о. Александр 3верев был по доносу арестован 22 сентября 1937 г. Сначала он содержался в тюрьме г. Волоколамска, а затем был переведен в Москву. Судила его тройка при УНКВД СССР по Московской области, он был обвинен в антисоветской агитации против проводимых кампаний на селе, контрреволюционной гнусной клевете против Сов. власти, церковной агитации. Виновным себя не признал. О. Александр Зверев был приговорен к расстрелу.
Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 г. в семье священника Павла Кедрова. По окончании Московской Духовной семинарии в 1901 г., Сергей Павлович был направлен работать учителем в Старниковскую церковно-приходскую школу Бронницкого уезда.
Женившись в 1908 г. на дочери священника села Фаустово Александра Григорьевича Зверева, он унаследовал его приход. Рукоположен был Епископом Дмитровским Трифоном.
После революции о. Сергия арестовывали трижды. Во время изъятия церковных ценностей, когда его вызвали и предложили организовать изъятие, он сказал: «Сдать-то сдадим, а вот куда они пойдут?» После этого его арестовали и посадили в Таганскую тюрьму, где он провел два года. Второй раз его арестовали на основании какого-то неосторожного письма или записки, которая попала в чужие руки и была единственной уликой. Последний раз его забрали в 1937 г.
«Отец Александр Зверев был расстрелян на Бутовском полигоне в Москве 16 ноября 1937 года. По Промыслу Божию, а отнюдь не по воле следователей, в ту же ночь там же был казнен друг его юности, муж его сестры, отец Сергий Кедров, – пишет исследователь жизни этих святых.
Отец Сергий незадолго до того был арестован в Фаустове и проходил по совсем другому делу. За час переклички, проводившейся в сарае на полигоне в Бутове перед осуществлением приговора, отец Александр и отец Сергий, конечно, нашли друг друга, имели возможность ободриться и прочитать друг другу разрешительные молитвы».
Современность
В 1937 году храмы Подворья были закрыты и приспособлены под совхозный склад. В 1990 году после многолетнего перерыва открыли храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких села Фаустово. А 14 мая 1996 года указом Святейшего Патриарха Алексия II вновь учреждено подворье Соловецкого монастыря в селе Фаустово Воскресенского района Московской области. Подворью присвоено его историческое название – Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь. В 1990 году настоятелем вновь открытых храмов был назначен священник Роман Сыркин, который занимал эту должность до 2002 года.
В 1970-е годы, перед Олимпиадой, храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких попал в государственную реставрационную программу и был поднят из руин. Но поскольку он не использовался по назначению, то в 1990 году условия для богослужения были крайне сложными.
Основной двухэтажный пятиглавый храм бывшего монастырского подворья (с верхней церковью во имя Живоначальной Троицы и Благовещенской церковью в подклете) не реставрировался и находился в критическом состоянии – ему грозило обрушение. С Божией помощью и при деятельном участии неравнодушных людей сложные противоаварийные работы были проведены. Были восстановлены колокольня и колокола, воссозданы все купола с крестами, гульбище и кровли. Затем был восстановлен нижний Благовещенский храм, сооружен иконостас (архитектор А.А. Мамонов) и начались богослужения.
В сентябре 2004 года указом Святейшего Патриарха настоятелем Соловецкого подворья в селе Фаустово назначен иеромонах Василий (Чавчанидзе).
Божественная Литургия служится 3–4 раза в неделю, согласно расписанию, утвержденному настоятелем подворья. В среду в 17:00 читается акафист преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам; в субботу в 9:00 совершается панихида; а в 16:00 – Всенощное бдение; в воскресенье в 8:00 – часы, литургия, Крестный ход.
Контакты
Почтовый адрес: Московская обл., Воскресенский р-н., с. Фаустово, ул. Старая, 57
Телефон: +7(905)5212150
Проезд: с Казанского вокзала до ст. «Фаустово» (время в пути 1,5 часа)
Банковские реквизит:
ИНН/КПП 5005020592/500501001
ОГРН 1035000037500
Соловецкий кремль — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты
Соловецкие острова, Северо-Запад, Россия
Первые деревянные храмы Соловецкого кремля были построены на острове в 30-х годах 15 века монахами Германом и Савватием, приехавшими на Соловки в обычная лодка, чтобы основать там монастырь. Преподобный Зосима был первым игуменом обители.
Получив от царя грамоту на «вечное владение Соловецкими островами», монастырь стал быстро развиваться и к 18 г. стал одним из крупнейших землевладельцев России.
В 16 веке Соловецкий монастырь был окружен крепкими стенами со сторожевыми башнями из гигантских валунов. Так сформировался облик монастыря, который с тех пор стал называться Соловецким кремлем. По своей территории Соловецкий кремль входит в число крупнейших монастырей России и уступает только Кирилло-Белозерскому монастырю.
Средний вес каменных блоков, использованных для стен и башен Соловецкого кремля, колебался от 5 до 8 тонн. Вес некоторых фундаментных блоков достигал 20 тонн. Промежутки заполнялись особо прочным кирпичом и раствором.
Николаевские ворота и большие валуны у основания Никольской башни Соловецкого Кремля
Стена Соловецкого Кремля, обращенная к Белому морю, со Святыми воротами (справа), Успенской башней в центре) и Корожной (сторожевой) башне (на холме).
В большинстве северных городов монастыри строились примерно так же, но нигде не использовалось такое количество каменных блоков. Прочность стен Соловецкого Кремля была доказана во время Крымской войны, когда в 1854 году Соловецкий Кремль был осажден двумя английскими военными кораблями «Бриск» и «Миранда». Три дня обстреливали монастырь с близкого расстояния, но чугунные ядра не наносили ущерба стенам, а просто отскакивали от них.
Соловецкий Кремль защищала небольшая бригада отставных солдат, которых тогда называли «инвалидами». Они обстреляли корабли из орудий Корожной и Приадильной башен, помешали высадке десанта и повредили мачту «Миранды». Капитан эскадры писал в своих мемуарах: «Я мог бы уничтожить три города тем количеством шаров, которые были выпущены по Соловецкому кремлю, но он остался цел». 16 век. Первая каменная церковь, Успенская, была построена в 1552-56 гг. А уже через два года, в 1554 году, на деньги, собранные по всей России, был заложен огромный Спасо-Преображенский собор. Он построен русскими мастерами, хотя некоторыми элементами напоминает готические соборы Европы. Высота пятиглавого Спасо-Преображенского собора достигает 40 метров, а толщина стен – 5 метров. Звонница и несколько других церквей Соловецкого Кремля были построены в последующие века.
Арка входа в Спасо-Преображенский собор Соловецкого Кремля
Стены и храмы Соловецкого Кремля, вид с южного берега Бухты Благоденствия
Все стены и башни Соловецкого Кремля сложены из таких огромных валунов ( по 6-8 тонн каждый)
Очень интересно будет провести экскурсию по флигелям Соловецкого монастыря, как технически был обеспечен монастырь несколько веков назад. Именно там впервые в России была использована гидротурбина для увеличения мощности мельницы. Для обеспечения комфортной жизни в суровом климате также использовалась любопытная система воздушного отопления.
После Соловецкого кремля обязательно посетите скиты Соловецкого монастыря, иначе впечатление о нем будет неполным. Среди мест, которые обязательно нужно посетить, — Большой Заяцкий остров, Ботанический сад в Макарьевской пустыни и Вознесенский скит на Секирной горе.
Божий ГУЛАГ — Атлантика
Глобальный
Отдаленный архипелаг — одно из самых священных мест России — и самое часто посещаемое.
Джеффри Тайлер
С верхнего края беленой звонницы — между пушечными луковицами Спасо-Преображенского собора — громадный колокол возвестил вечернюю литургию. Женщины в платках в широких шерстяных юбках и лохматые бородатые монахи в черных одеяниях спешили по мощеному двору Соловецкого монастыря, минуя меня, отводя глаза.
Я повернулся лицом к солнцу над массивными каменными стенами, ища тепла, которое ускользает здесь, в самой отдаленной святой цитадели России, расположенной на самом большом из Соловецких островов среди бушующего штормом Белого моря, сразу за Полярным кругом.
Соловецкий монастырь считается одним из самых важных в стране. Но в монастыре, да и на самих Соловецких островах (сокращенно Соловках), находилась и самая печально известная тюрьма Иосифа Сталина, ГУЛАГ, в который он отправил многих своих идейных противников. Это двойное назначение сделало Соловецкий монастырь своего рода русской Голгофой, храмом-кладбищем, населенным как святым, так и ужасающим. Братские могилы разбросаны по всему острову. Мой гид резюмировал опыт жизни здесь: «Куда бы мы ни пошли сюда, мы чувствуем, что наступаем на кости».
Даже из Москвы, где я живу, поездка на Соловки, почти 650 миль на север, долгая и трудная для вновь прибывших. Из-за прерывистого полета я оказался на взлетно-посадочной полосе, кишащей арктическими комарами; изматывающая почки поездка из аэропорта на полноприводном фургоне привела меня по разбитой грунтовой дороге в поселок из лачуг и бараков с населением менее 1000 человек. Моя гостиница, тихая и наполовину утопающая в ольхах и березах, стояла у заброшенной тюрьмы, открытой всем ветрам, с черепами и скрещенными костями, все еще нарисованными на дверях камер. Почти везде, где я был во время моего пребывания, я слышал ветер, а не голоса, и был один или почти один или чувствовал себя в одиночестве — возвышенное, а временами жуткое переживание. Но, возможно, не новый.
Перспектива уединения привлекла сюда первых русских. В начале 15 века два монаха высадились на северном побережье острова в поисках места религиозного уединения среди нетронутой тайги и болот. Они положили начало монастырским традициям, которые вскоре привели к основанию Соловецкого монастыря. Но почти с самого начала Соловецкие острова были также обителью ссылки и заключения. Изоляция и суровый климат хорошо подходили для исправительных нужд авторитарного государства, управляемого царем. Монахи и служили Богу, и исполняли обязанности тюремных надзирателей. В самых темных уголках монастыря они построили камеры, в которых содержались самые разные заключенные, от диссидентов-шляхтичей и странствующих священнослужителей до мятежных казаков и революционеров-декабристов.
Я поднялся по лестнице над монастырским амбаром и осмотрел несколько келий — невысокие сводчатые кирпичные камеры с крошечными зарешеченными окнами, выходящими на пустынный бурлящий залив Процветания. Опыт, созданный монахами, был легко превзойден, когда большевики установили царство садистского террора, который принес Соловкам дурную славу во всем Советском Союзе. За стеклом в одном из холодных сырых коридоров монастыря экспозиция фотографий и документов демонстрирует ужасное наследие того режима — разбросанные по полям скрюченные трупы, сложенные друг на друга черепа, разграбленные церкви, разбитые церковные колокола и приказы о казни. В 1923 января власти преобразовали монастырь-тюрьму (и остальную часть острова) в первый в стране концлагерь, предназначенный для «реабилитации» наиболее потенциально опасных «врагов народа» — писателей, поэтов, ученых и всех, кто попали в поле зрения революции. В 1930-е годы, когда отношения между Сталиным и Гитлером были теплыми, хотя и настороженными, немецкие офицеры посещали остров и изучали его «исправительный» режим, собирая по крупицам элементы, которые они вскоре использовали в гораздо более ужасающих масштабах.
Жуткие жестокости всех советских ГУЛАГов хорошо задокументированы, но даже в этом случае Соловки выделяются.