Содержание
10 самых красивых усадеб России, которые стоит увидеть каждому россиянину хотя бы раз в жизни » BigPicture.ru
Блогер Вадим Разумов на протяжении десяти лет изучает все уголки России в поисках старинных усадеб. Для него вся наша страна пронизана историей, которая наиболее ярко выражается именно в этих некогда фамильных домах. Его цель — «восстановление исторических связей между людьми и усадьбами, привлечение внимания к архитектуре и искусству, развитие туризма, волонтерства и популяризация культурного наследия».
Вадим опубликовал список самых красивых усадеб России. При составлении он старался выбирать один любимый архитектурный объект в том или ином регионе. Далее слова автора.
Усадьбы Богородицк и Дворяниново, Тульская область
Эти усадьбы я объединил в формулу: Богородицк + Дворяниново = мои самые любимые усадьбы Тульской области. Я сознательно не разделяю эти усадьбы. Для меня Богородицк — это в большей степени усадьба, созданная гениальным ученым и общественным деятелем Андреем Тимофеевичем Болотовым. А Дворяниново — имение, в котором Болотов черпал вдохновение для своих идей и свершений. Мне кажется, что Болотова совершенно заслуженно можно поставить в один ряд с Ломоносовым, Карамзиным и прочими выдающимися деятелями разных эпох.
Дворяниново
К сожалению, фигура Болотова в наши дни не на слуху у россиян. Богородицк и Дворяниново имеют одну общую черту — парки этих усадеб созданы в уникальном «русском стиле» — еще одном изобретении гениального Болотова. И они представляют собой подлинный шедевр.
Усадьба Полибино, Липецкая область
Липецкая область — рай для путешественника и родина интересных во всех отношениях усадеб. Но все же я считаю, что самой великолепной усадьбой этой области является усадьба Полибино. До революции она принадлежала семье известнейших меценатов — дворянскому роду Нечаевых. Юрий Степанович Нечаев-Мальцов был одним из тех, благодаря кому в Москве появился один из самых красивых и авторитетных музеев в мире — ГМИ им. А.С. Пушкина. Я очень люблю смотреть на прекрасный главный дом усадьбы с колонным портиком, декорированный причудливой ковкой.
Первая в мире башня гиперболоидной конструкции
Люблю первую в мире гиперболоидную башню, построенную по проекту архитектора Шухова, которую Нечаев-Мальцов купил на промышленной выставке в Нижнем Новгороде и привез в Полибино. Люблю полибинский сад, заросшие пруды и необыкновенную фотогеничность этой усадьбы.
Усадьба Знаменское-Раек, Тверская область
Самая красивая классическая усадьба из числа тех, которые мне удалось увидеть. Главный дом усадьбы был создан выдающимся архитектором Николаем Львовым и считается одним из лучших его творений. Интерьеры главного дома поражают своей красотой, даже несмотря на то, что сейчас Знаменское-Раек находится в состоянии запустения.
Купол в усадьбе Знаменское-Раек
Жемчужиной внутреннего убранства главного дома стал великолепный купол главного зала, создающий эффект небосвода. Усадьбу окружает живописная местность с частично сохранившимся парком, по которому приятно прогуляться как в теплое, так и в холодное время года.
Усадьба Андреевское, Владимирская область
Усадьба Андреевское привлекает необычным, удивительно красивым главным домом. Принадлежала Роману Илларионовичу Воронцову. Потом усадьбой владел его сын Александр Романович Воронцов, который был первым послом России в Англии.
В усадьбе Андреевское
В 1784 и 1785 годах в имение приезжал А.В. Суворов, а в 1812 году здесь был П.И. Багратион. В 1833 году в усадьбу заезжал А.С. Пушкин, знакомый с женой Воронцова. Усадьбу Андреевское описывал Л.Н. Толстой в «Хаджи-Мурате». Хочется верить, что в наши дни усадьба будет возрождена.
Гатчинский дворец, Ленинградская область
Выбрать самый любимый дворцово-усадебный комплекс среди огромного количества роскошных императорских резиденций практически невозможно. Но я остановил свой выбор на Гатчинском дворце. Он уникален, имеет свой собственный характер, многолик, не пафосный и очень красивый.
В нем прекрасно все — и сам дворец, и его интерьеры, и водные глади, и павильоны, и сад, и парки. Идеальное сочетание таинственности, вкуса и естественности. Кстати, здесь вы сможете полетать над Гатчиной и полюбоваться ее многогранностью.
Усадьба Кусково, Москва
Любовь с детства. Мое увлечение усадьбами началось с прогулок по Кусково. Будучи ребенком, гуляя с бабушкой по Кусково, я уже понимал, что имею возможность видеть нечто совершенно особенное. С тех пор прошли годы. А я до сих пор считаю Кусково образцом идеальной усадьбы.
Дворец в Кусково
Усадьба Глинки, Московская область
Еще одна любовь, берущая свое начало из детства, — это усадьба Глинки. В этой усадьбе, которая относится к числу старейших в Подмосковье, я гулял с бабушкой и дедушкой в детстве. Уже тогда я слышал жутковатые легенды о владельце усадьбы, сподвижнике Петра Великого Якове Брюсе. О том, что летом он мог замораживать пруды, проводил в Глинках магические ритуалы, создал в Глинках систему подземных ходов.
Главный дом усадьбы Глинки
Став взрослым, я уже знал, что половина из этих мифов — вымысел. Но любовь к усадьбе, ее истории и загадочной атмосфере осталась и увеличивается с каждым моим визитом в Глинки.
Воронцовский дворец, Алупка
Выбор любимого дворца Крыма тоже задача непростая. Но я остановлю свой выбор на Воронцовском дворце в Алупке. Этот исключительно красивый архитектурный комплекс выделяется среди прочих крымских дворцов своей мощью и удивительной гармоничностью.
Дворец сочетает в себе два противоречивых качества: сходство с европейскими замками и абсолютную гармонию с окружающим его ландшафтом.
Усадьба Костино, Рязанская область
Всем сердцем люблю усадьбу Костино в Рязанской области. Сейчас о ее процветающем прошлом напоминают живописные руины главного дома и сохранившийся парк. Усадьбу окружают невероятной красоты пейзажи, которые добавляют ей особой прелести.
Окружение усадьбы Костино
Хотелось бы, чтобы усадьбу как можно скорее восстановили. Но и сейчас прогулка по Костино доставит огромное удовольствие всем тем, кто жаждет умиротворения и эстетики.
Усадьба Рамонь, Воронежская область
Дворец Ольденбургских в Рамони — наш ответ английским замкам и дворцам, окутанным многочисленными легендами. История дворца в Рамони объединила в себе и историю потомков дома Романовых, и меценатскую деятельность, и историю предпринимательства, и мистические легенды, и историю возрождения.
Дворец, принадлежащий семейству Ольденбургских, словно вышел из сказки. Он обязательно понравится как взрослым, так и детям.
Смотрите также:
69 авторских украшений и предметов декора с миниатюрными мирами внутри,
30 фактов о Запретном городе — самом таинственном месте в Китае,
Красиво жить не запретишь: как ростовчанин боролся за барокко в подъезде и что из этого вышло
А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
10 заброшенных усадеб России | AD Magazine
Сохранение наследия
Архитектурное наследие России постепенно исчезает: на наших глазах рушатся усадьбы, сгорают деревянные дома, превращаются в руины древние церкви. Спасти это все в одиночку невозможно, но под силу привлечь внимание к проблеме. Фотограф Анна Короб занимается именно этим — исследует удаленные уголки России в поисках заброшенных исторических зданий.
Екатерина Карпухина
Российский фотограф Анна Короб, основатель блога “Заброшенная Россия”, сначала вместе с мужем исследовала подмосковные усадьбы. Когда непосещенных уже не осталось, путешествия продолжились в соседних областях, а затем география и вовсе расширилась на всю Россию.
Усадьба Демидовых в Тайцах.
Уже три года Анна ездит по стране в поисках заброшенных исторических объектов. Хобби переросло в серьезную исследовательскую работу, которая позволяет привлечь внимание к погибающим памятникам культурного наследия. Многие из них затеряны в российских провинциях, и добраться до них действительно сложно: приходится идти по колено в болоте, через глухие леса, встречаться с волками.
Усадьба Сназина.
Периодически Анна выпускает открытки со своими фотографиями — в этот раз она подготовила набор из шестнадцати открыток с усадьбами. О некоторых из них мы расскажем в этом материале.
Усадьба Знаменка
Адрес: Петергоф
Годы строительства: 1760–1770 годы
Сложно поверить, что в Петергофе, том самом, что печатают на открытках, стоит обшарпанный, никому не нужный дворец усадьбы Знаменка. А вместе с ним превращается в руины Конюшенный двор, разрушаются кухонный корпус, который в советское время служил столовой, дом садовников, старинные здания оранжерей. Парк во французском стиле уже не такой роскошный, но все еще аккуратный.
История усадьбы начинается в 1755 году, когда имение купил Алексей Разумовский. Изначально усадьба была двухэтажная, третий надстроили позже, уже при другом владельце. Затем Знаменку купил Николай I и подарил своей жене императрице Александре Федоровне, которая впоследствии отдала ее сыну Николаю, обожавшему лошадей. Именно при Николае I дворец был перестроен в стиле барокко архитектором Андреем Штакеншнейдером и стал таким, каким мы видим его сейчас.
Усадьба Демидовых в Тайцах
Адрес: Ленинградская область, поселок Тайцы
Годы строительства: 1774–1778 годы
В 1772 году статский советник Александр Демидов пригласил архитектора Ивана Старова (автора Таврического дворца) построить усадьбу на купленном ими участке в селе Тайцы. Здание возвели по канонам классицизма: сооружение, водруженное на высокий цоколь, венчал бельведер с башенкой. Кроме того, Старов построил две полукруглые террасы-лоджии, на которых могла гулять, не выходя из дома, тяжелобольная дочь Демидова.
В 1827 году владельцем усадьбы стал Петр Григорьевич Демидов: он купил окрестные земли и увеличил свои владения. Здесь появились столярная и колесная фабрики, мельница, четыре конюшни, три скотных двора, три каменные оранжереи с вишневыми сараями и другие постройки. Практически ничего из этого не сохранилось, лишь в приусадебном парке по-прежнему стоят готические ворота и мост.
В 1862 году имение за долги перешло в императорскую казну. В усадьбе разместился санаторий для легочных больных. На данный момент комплекс закрыт на реставрацию.
Усадьба Сназина
Адрес: село Ивановское, Тверская область
Годы строительства: 1907–1914 годы
Этот готический дворец появился в 1907–1914 годах, но до этого усадьба Сназиных существовала уже более века. В 1797 году император Павел I пожаловал генерал-майору Ивану Сназину в вотчину тысячу крестьянских душ, и он объединил их в поместье в селе Ивановское. В начале XIX века Сназин построил здесь двухэтажный деревянный дом, но тот сгорел в 2007 году. Позже наследник, сын Павел, возвел здесь кирпичные дома, три флигеля, конюшню, четыре оранжереи, а также трехэтажный барский дом. Именно его позднее и перестроили в готический дворец.
После революции 1917 года владелец усадьбы Владимир Гаслер ушел из Ивановского, ничего не взяв с собой. С 1921 по 1925 год в усадьбе располагался детский дом, затем свиносовхоз, дом отдыха, в годы войны госпиталь, а с 1945-го — снова санаторий. В 1994 году усадьба была закрыта.
Усадьба Трубниковых
Адрес: Михнёво, Тверская область
Годы строительства: начало XIX века
Сейчас от роскошного дома остались лишь стены с огромными окнами, за которыми раньше кипела жизнь семьи Трубниковых. Деятель Тверского губернского земского собрания Арсений Никанорович содержал усадьбу в образцовом порядке: на должность управляющих, учителей, приказчиков он брал только проверенных и надежных людей, а местных крестьян обучал грамоте, арифметике и закону Божьему, считая, что безделье и невежество порождают пьянство. В правом флигеле главного дома усадьбы была организована школа, и способные ученики могли рассчитывать на оплату Трубниковым дальнейшей учебы.
В усадебном парке по праздникам проходили народные гулянья, а сейчас царствует безмолвие. В 1918 году усадьбу национализировали, а через четыре года превратили в областную плодоовощную школу. В 1970–1990 годах в Михнёво размещался дом отдыха Калининского вагоностроительного завода, а в 1996 году в основном здании комплекса произошел пожар.
Усадьба Воейкова
Адрес: Каменка, Пензенская область
Годы строительства: 1910–1917 годы
Владимир Николаевич Воейков был крупным землевладельцем, в чьей собственности находилось почти 14 тысяч десятин земли в Пензенской губернии. В 1910 году он задумал построить для своего крестника цесаревича Алексея летнюю резиденцию. Место было выбрано неслучайно: недалеко находился источник минеральной воды, поэтому планировалось, что цесаревич сможет поправить здесь здоровье.
Но усадьбу даже не успели достроить — в 1917 году ее национализировали, отдав в распоряжение сельскохозяйственной коммуны “Маяк”. Дворец в стиле итальянской виллы с парком с редкими деревьями и фонтанами был превращен сперва в госпиталь, а затем в дом отдыха железнодорожников.
Усадьба Знаменское-Раёк
Адрес: Раёк, Тверская область
Годы строительства: 1743–1787 годы
Уверены, что вы ранее видели работы архитектора Николая Львова — он автор Невских ворот в Петропавловской крепости, усадьбы Гавриила Державина на берегу Фонтанки, Спасо-Преображенского собора в Выборге и многих зданий в Москве и Торжке. Одна из его красивейших построек находится в 36 км от Твери — изящный усадебный дом по его проекту возводили целых 12 лет. И праздновали окончание строительства соответствующе: три недели были балы, пиры, салюты и катания на лодках.
Усадьбу возводили для генерал-аншефа Федора Глебова. По некоторым данным, сюда с неофициальным визитом приезжала сама Екатерина Великая. Ее портрет, кстати, занимал почетное место в столовой главного дома. Здание было выполнено в дворцовом стиле, а справа и слева от него располагались две пары флигелей, соединенных колоннадой-галереей.
Дача Георга Месмахера, или “Желтая дача”
Адрес: Шуваловский парк, Санкт-Петербург
Годы строительства: 1870-е — 1902 год
Максимилиан Месмахер, автор множества зданий в Москве и Санкт-Петербурге, построил эту дачу для своего брата, адвоката Георга Месмахера. На данный момент сооружение стоит на территории Шуваловского парка и является единственной сохранившейся без изменений деревянной постройкой Месмахера.
Это интереснейший образец деревянного зодчества. Особняк на высоком цоколе лицевым фасадом обращен к парку и богато декорирован: окна, эркеры и консоли отделаны накладными деталями. Кроме того, необычен трехгранный балкон второго этажа. Кстати, свое название — “Желтая дача” — дом получил из-за фасада, окрашенного раньше в оттенок светлой охры.
Усадьба Воронцовых-Дашковых
Адрес: Андреевское, Владимирская область
Годы строительства: вторая половина XVIII века
За участие в Дворцовом перевороте 1741 года Михаилу Воронцову пожаловали село Андреевское, но строительство здесь дворцово-паркового комплекса началось только после его смерти, когда имение перешло к брату Роману Воронцову. Тот был богатейшим человеком империи и был известен под прозвищем Роман — Большой Карман, потому что очень любил поборы.
Его усадебный комплекс проектировал с размахом личный архитектор семьи — Николай Петрович фон Берк. Центральным сооружением он сделал каменный дворец и соединил его с еще одним вытянутым зданием, образовав парадный двор. Имение напоминало небольшой городок: здесь располагались центральная площадь, улицы, слобода служителей, каменные сооружения различного назначения. Кроме того, украшением ансамбля была пятиглавая церковь Андрея Первозванного (1772–1779), построенная по собственному проекту фон Берка.
Церковь Святого Апостола Андрея Первозванного (1772–1779).
Усадьба Заключье
Адрес: Бологовский район, Тверская область
Годы строительства: конец XIX века
Усадьба Заключье принадлежала архитектору Александру Хренову, который построил и перестроил свыше тридцати зданий в Санкт-Петербурге, а также с 1888 года был главным архитектором Исаакиевского собора, сменив Месмахера. Свою усадьбу он возвел вдали от города и около 1904 года основал там конный завод рысистых лошадей. Главный дом был окружен со всех сторон пристройками, из-за которых сооружение приобретало сложный и меняющийся с разных точек обзора силуэт.
Насладиться жизнью в усадьбе Хренову не удалось: грянула революция, и Александр был вынужден уехать с семьей на Дальний Восток, а затем в Китай. Сначала на территории основали пионерский лагерь, потом туберкулезный санаторий. До 2003 года в главном доме сохранялись изразцовые печи, чугунная винтовая лестница, балконная решетка в виде корабельных штурвалов, оригинальные двери. Но теперь же все разграблено.
Усадьба Филиппова
Адрес: Поселок Спортбазы, Московская область
Годы строительства: начало XX века
Усадьба принадлежала семье Филипповых, которая выпекала и продавала горячие калачи и пирожки в Москве. Со временем дело булочников расширилось и семья стала поставщиком императорского двора.
Усадьба появилась на месте, где когда-то стоял город Перемышль. Двухэтажный особняк получился очень нарядным, бело-голубым и со смотровой башней. Автором проекта был архитектор Николай Эйхенвальд, который также работал над реконструкцией главной булочной на Тверской улице, 10.
Фото: Анна Короб
ТегиАрхитектураРоссияПутешествияСохранение наследияУсадьбы
Усадьба Горки и ее коллекция
«То же знакомое место тишины и покоя:
Высокие деревья с шепчущимися ветвями у плотины,
Озеро перед домом, сад во дворе,
Ручей и лиственная роща с древними курганами».
Петр Вяземский
Одно из старейших подмосковных имений Горки впервые упоминается в источнике XVI века. История поместья длинна и разнообразна, она включает в себя периоды расцвета, упадка и застоя. В одни годы возводились новые красивые здания и появлялись зеленые парки, в другие годы дома приходили в упадок, газоны зарастали сорняками, а участки распродавались отдыхающим. Первоначально родовое имение Спасителевых, Горки позже могли похвастаться целой чередой богатых владельцев из таких родов, как Наумовы, Белосельские, Бутурлиные, Бекетовы, Дурасовы и Лопухины.
Написанные в любимом селе Остафьево, эти строки знаменитого поэта с таким же успехом могли относиться и к старинному подмосковному имению Горки. В течение многих лет Горки были известны как в СССР, так и за рубежом как дом, в котором Владимир Ленин провел последние годы своей жизни. Однако недавнее возрождение интереса к старинным русским усадьбам позволило энтузиастам заново открыть для себя Горки как напоминание об ушедших днях — чарующую гавань, пропитанную атмосферой старой русской жизни. Горкам повезло больше, чем большинству русских усадеб, что они избежали разграбления и разрушения, которые разрушили многие подобные дома после революции. Находящиеся здесь произведения искусства сохранились в первозданном виде, архитектуру не испортили современные пристройки, а старый парк избежал вырубки леса. Сегодня Горки остаются впечатляющим архитектурным комплексом с прекрасно сохранившейся территорией и уникальной коллекцией предметы искусства.
Усадьба Горки
В 1824 году усадьбу приобрел генерал-лейтенант Александр Писарев — сенатор, попечитель Московского университета и литератор. Известный государственный и общественный деятель, Писарев участвовал в Отечественной войне 1812 года против Наполеона. Здания и парк в Горках, типичные для среднего имения первой половины XIX века, были созданы Писаревым и сохранились до наших дней. Построенный в классическом стиле, дом с двумя флигелями занимал выгодное положение на высоком берегу лесной речки Туровки, притока Пахры. С близлежащей Каширской дороги открывается великолепный вид на имение. Благодаря местному ландшафту парк в Горках разделен на две части. Нижний парк спускается к пологому берегу реки, крутой и живописный, в то время как верхняя часть, расположенная за домом, представляет собой более регулярный, традиционный вид.
Вкладывая много сил и средств в развитие этого замечательного места, Александр Писарев с удовольствием посещал Горки. Он часто приезжал с длительными визитами, часто приглашая друзей, которых у него было много. Он гордился местом, где «и сердца, и двери поистине были открыты настежь».[1]
Со второй половины XIX века Горки принадлежали уже не дворянам, а купцам. члены известных купеческих родов Сушкиных, Прокофьевых, Шибаевых, Герасимовых.Братья Герасимовы приобрели усадьбу в начале ХХ века.Соответствуя тогдашней тенденции коммерциализации земли и имущества, Хозяева решили разделить парк на участки, благодаря их усилиям на ближайшей железной дороге открылась новая станция (трасса, связывающая Рязань с Уралом. Находясь в трех верстах от усадьбы, станция получила название Герасимовка). , улучшение доступа увеличило спрос на наделы в этом районе, и братья смогли продать и сдать в аренду большую часть земли.Юго-восточная часть усадьбы постепенно застраивалась дачами: Герасимовы были более заботились о зарабатывании денег, чем о сохранении атмосферы поместья: непрекращающиеся денежные трудности мешали им должным образом вкладывать средства в его развитие и содержание. Тем не менее они по-своему любили Горки и, хотя никогда не жили там постоянно, обычно проводили лето в имении с семьей. В конце концов, однако, они были вынуждены продать Горки. Действительно, этому очаровательному месту, казалось, суждено было часто переходить из рук в руки, но никогда оно не приходило в полный упадок и запустение. В 1909 Горки купила у Герасимовых Зинаида Морозова-Рейнбот.
Родившаяся в Орехово-Зуево в 1867 году, дочь купца второй гильдии Григория Зимина, Зинаида была женщиной талантливой и неординарной. Современники называли ее «настоящим русским характером»: несмотря на ряд шокирующих и травмирующих событий в ее жизни, она пользовалась большой любовью и уважением, богатством, знала очень много интересных людей. Ее второй муж Савва Морозов , был одним из самых успешных русских промышленников и меценатов.После трагического самоубийства Зинаида унаследовала огромное состояние.В 1907 вышла замуж за генерал-майора Анатолия Рейнбота — мэра Москвы и важного придворного. Однако через два месяца после свадьбы Рейнбота обвинили в растрате и отстранили от занимаемой им высокой должности. Казалось, еще вчера столица была занята обсуждением причин самоубийства Морозова: сейчас Москва гудела слухами о суде над вторым мужем Зинаиды.
Гордая и независимая женщина Морозова-Рейнбот как всегда стремилась найти выход из этой невыносимой ситуации. Продав Михаилу Рябушинскому свою роскошную усадьбу на Спиридоновке, она оставила привычные для себя светские тусовки, приемы и балы и уединилась в Горках. Ее усадьба Покровское-Рубцово, расположенная в подмосковных окрестностях Звенигорода, досталась старшему сыну Тимофею. Горки стали для Зинаиды убежищем от светских столичных сплетен — тихой гаванью, где она могла обрести душевное равновесие и начать жизнь заново. Ее приезды в Москву были редки и редки, в основном в связи с ее благотворительной деятельностью[2] и развитием Горок.
Так начался новый период в истории усадьбы Горки. Зинаиде Морозовой-Рейнбот суждено было стать последней обладательницей этого очаровательного уголка, и, соответственно, годы, проведенные ею в Горках, оказались периодом исключительно активного роста. Морозовой удалось создать красивую и уютную буржуазную усадьбу со всем современным убранством, обставленную в соответствии с современными вкусами. Немногие русские усадьбы могли похвастаться такими современными «убранствами», и во многом поэтому Горки не только пережили последующие трудные годы, но и стали крупным музеем XIX века.Русская усадебная культура начала ХХ века.
Конечно, загородный дом предлагает своему владельцу не только место жительства, но и возможность для творческой реализации. Зинаида Морозова давно мечтала стать хозяйкой старинного русского имения. В Горках эта богатая и честолюбивая женщина нашла себе занятие по душе. Выкупив несколько наделов с дачами, Морозова отремонтировала все основные усадебные постройки и завела доходное подсобное хозяйство, обставленное новейшей техникой. Были построены новые оранжереи и теплицы, а также водонапорная башня и электростанция для обеспечения водой и электричеством. На берегу реки, у дороги, ведущей к северным воротам, возвышалась церковь Покрова Пресвятой Богородицы, украшенная, как отмечалось, «с великой заслугой»[3] 9 .0003
Общеизвестно, что реконструкцией Горок руководил выдающийся русский архитектор Федор Шехтель, старый друг Морозовых[4]. Благодаря Шехтелю основная часть усадьбы, состоящая из дома с двумя его флигелями, деревянными крыльцами и верандами, из чего-то напоминающего дачу превратилась в величавую, дворцовую резиденцию. Федор Кольбе, другой известный московский архитектор, руководил строительством и, скорее всего, спроектировал несколько небольших зданий. К основному двухэтажному дому, ранее довольно строгой прямоугольной конструкции, были пристроены две одноэтажные пристройки. Выступая в стороны, они были разной величины: к северу — зимний сад со стеклянной полуротондой, к югу — веранда с окнами из цветного стекла. Плоские крыши пристроек были превращены в открытые террасы с балюстрадами. Западный, главный фасад дома, обращенный к парку, спускавшемуся к реке, был украшен шестиколонным портиком ионического ордера. На белоснежной лестнице установлены две большие мраморные вазы. Восточный фасад, выходящий в регулярный парк за домом, был украшен тосканской колоннадой. Окна второго этажа обвивали фриз с изображением мифических сцен. Те, что выходили на запад, имели зеркальные стекла, а восточный фасад мог похвастаться красивыми трехчастными венецианскими окнами. Полуротонда и центральное окно зимнего сада украшены барельефами, а фрамуга над стеклянной дверью в сад украшена лепным архивольтом. Два флигеля были украшены изящными полуротондами, пристроенными к реке, а их главные входы обзавелись четырехколонными дорическими портиками с балконами. Характер этих изменений заключался в том, чтобы сохранить архитектурное единство комплекса, а неоклассический дизайн фасадов придал довольно строгой классической архитектуре легкость и элегантность.
Реконструкция Горок включала большую работу не только над самими зданиями, но и над их интерьерами. Если можно было сказать, что Горки составляли единый архитектурный комплекс, то и декор помещений был выдержан по единому образцу. В главном доме и флигелях сохранена атмосфера старинной русской усадьбы, чудесным образом сочетающаяся со всеми атрибутами современного комфорта. Усадьба украшена изысканной мебелью, картинами и предметами искусства , датируемый 17-20 веками. Одни из них первоначально стояли в резиденции Морозовой в Спиридоновке, другие были привезены из имения Покровское-Рубцово. Многие из них были куплены или изготовлены специально для Горького в лучших магазинах и мастерских Москвы и Санкт-Петербурга.
Естественно, рачительная хозяйка не преминула позаботиться о приусадебном участке своего нового поместья. Верхний липовый парк издавна хранил таинственное очарование благодаря своим курганам XII века, относящимся ко временам древнего славянского народа вятичей. Теперь были созданы новые проспекты и построены декоративные мосты с перилами и балясинами. Центр парка оживляла большая клумба с мраморной вазой на высоком постаменте. Идя в ногу со временем, Морозова даже ввела теннисный корт и площадку для крокета. Нижний парк, занимавший крутой берег между домом и рекой, также подвергся ряду благоустройства.
В главном дворе устроен фонтан, окруженный клумбами. Полукруглая балюстрада с декоративными вазами отделяла двор от нижнего парка. Вместе с балюстрадами, опоясывающими террасы и балконы главного дома и флигели, это образовывало орнаментальное кольцо вокруг усадьбы — приятная и эффектная черта.
В результате масштабной реконструкции Горки превратились в великолепную усадьбу в стиле неоклассицизма — прекрасный образец конца 18-начала 19 века.Русский классицизм X века. После Октябрьской революции 1917 года, когда большинство усадеб было разграблено или разрушено, Горки уцелели: Морозова смогла мобилизовать своих рабочих на защиту имения. Летом 1918 года Горки перешли в ведение Московского губернского комиссариата земледелия. По просьбе местных крестьян в акте был сделан специальный пункт о том, что «жители села Горки вреда имению Горки не причиняли».[5]
10 марта 19 г.18 года имение Горки было национализировано и передано в управление Сухановскому волостному земельному комитету. Зинаида Морозова была вынуждена покинуть свой дом. Хорошие отношения с бывшими рабочими и управляющим Зандовским позволяли ей поддерживать связь с имением. Она часто приезжала и надеялась, что со временем ей будет разрешено арендовать приусадебный участок Горки, что позволит ей жить в имении и участвовать в его управлении. В апреле 1918 года Морозова уговорила Комиссию по охране памятников истории и искусства Наркомимущества республики посетить усадьбу. После осмотра Горок Комиссия выдала Морозовой справку о том, что «дом с его художественно-историческим убранством будет сохранен Комиссией как национальное достояние»[7]. Однако самой хозяйке не так повезло. была не только лишена права проживания в имении, но и чудом избежала задержания: Московский губернский земельный комитет уже вынес постановление об ее аресте Бежав в Москву, Зинаида Морозова в последний раз прощалась с Горками[8] 9 .0003
Петр ГОСЛАВСКИЙ. Старое поместье. 1896
Холст, масло. 46,5 х 68 см
При поступлении усадьбы в ведение Московского губкома было приказано «всех лиц и организаций, требующих движимого имущества от хутора Горки… направить в Губернский земельный комитет. Имущество не должно [9] Главный дом и северный флигель оставались опечатанными и не использовались для размещения рабочих, а в остальных домах было достаточно места для рабочих и служащих. Тем не менее, несмотря на распоряжение Земельного комитета, 1918 августа из Горок пропал ряд предметов. В июле 1918 г. в Московский губернский земельный комитет было доставлено около 40 предметов мебели, в том числе несколько письменных столов и стульев, кресел и диванов, шкафов и бюро. В июне того же года ряд диванов, кроватей и кресел из красного дерева был передан Подольскому уездному комиссариату земледелия.
Естественно, приказ Московского губернского земельного комитета о запрете вывоза вещей из Горок был связан скорее с желанием контроля, чем с искренней заботой о произведениях искусства. Однако установить контроль над Горками оказалось невыполнимой задачей: вскоре мебель и безделушки стали расхищаться и вывозиться из усадьбы в большом количестве. После обсуждения «ненормального положения дел в имении Горки» 2 августа 1918 декабря Московский губернский земельный комитет постановил передать все предметы, представляющие художественную и историческую ценность, Музею истории Москвы[10].
В ноябре 1918 года в усадьбе произошло новое «нашествие» — на этот раз Музеев отдела Наркомпроса. 27 ноября эмиссар Департамента музеев Н. Белоцветов провел тщательный осмотр содержимого усадьбы, впоследствии рекомендовав изъять ряд предметов. Среди них были портреты Иоганна Баптиста Лампи Старшего, Ивана Макарова и Валентина Серова, а также некоторые старинные гравюры Петербурга. В декабре того же года из Горок было отправлено в установленном порядке более 40 единиц. Среди них миниатюры и гравюры французских и русских художников конца 18 — начала 19 вв.мастеров XX века, русские портреты XIX века, ряд пастелей и акварелей. Все они были переданы в фонды Национального музейного фонда. В 1919 году Фонд передал в дар различным московским и городским музеям несколько картин маслом и акварелей из Горок. Пастель Аполлинария Васнецова «Поздняя осень. Прощание с парком» была отправлена в Пермь, а «Портрет неизвестной в голубом платье» Ивана Макарова — в Туркестанский университет. В марте 1919 года из Горок вывезли очередную партию изделий — в основном русский и западноевропейский фарфор.
После революции из усадеб обычно изымались изделия из серебра, бронзы, фарфора, мельхиора и граненого стекла, а также картины, миниатюры, рисунки, скульптуры, книги и личные архивы бывших владельцев. За исключением «самых редких и красивых предметов», мебель, как правило, оставлялась[11]. Из-за ее громоздкости, отсутствия транспорта и достаточно больших складских помещений значительная часть мебельных коллекций была обречена на утерю. Горький доказал это. одно счастливое исключение: кроме нескольких предметов, реквизированных Московским губернским земельным комитетом и Подольским уездом, коллекция мебели осталась нетронутой.0003
Усадьба Горки и ее содержимое сохранились благодаря главе советского правительства Владимиру Ленину. В последние годы жизни Ленин постоянно приезжал в Горки отдыхать и лечиться. Кажется, вождь революции унаследовал привязанность бывших владельцев имения к Горьким, хотя Ленин не был известен своими сентиментальными чувствами к русским имениям и усадебной культуре.[12]
В 1938 году Оргбюро ЦК партии большевиков приняло решение превратить Горки в музей Ленина. Процесс подготовки усадьбы оказался длительным и сложным. Главные здания нуждались в ремонте, нужно было внимательно изучить помещения и спланировать выставку. Постепенно мебель, картины и произведений искусства были отреставрированы и изготовлены точные копии штор и гобеленов. Все экспонируемые предметы были сфотографированы, и начались исследования истории усадьбы.
По иронии судьбы, этот период оказался самым бедственным для поместья. Музей Ленина должен был стать мемориалом, а не выставкой предметов быта. Жизнь в усадьбе, интерьеры зданий и коллекция усадьбы интересовали исследователей лишь постольку, поскольку они имели отношение к Ленину. Такой весьма идеологизированный подход оказался крайне пагубным не только для коллекции усадьбы, но и для самой выставки.
В главном доме усадьбы создан Музей Ленина. Из одиннадцати ее комнат восемь были посвящены «документам и материалам, относящимся к Владимиру Ленину как основателю и руководителю первого в мире социалистического государства». Оригинальная мебель и декор сохранились только в трех комнатах: столовой, кабинете и Спальня Ленина Предметы, не имеющие отношения к Ленину, со временем были отреставрированы, некоторые из них вошли в экспозицию
На сегодняшний день коллекция Музея Горького насчитывает более 6000 предметов, среди которых уникальные предметы мебели, картины, скульптуры и произведений искусства: напоминаний об ушедших днях, которые помогают сделать прошлое немного ближе и доступнее. В последние годы музейщики добились больших успехов в атрибуции предметов из усадебной коллекции. В этом огромном деле неоценимую помощь нам оказали Третьяковская галерея, Исторический музей, ГМИИ им. , появился каталог коллекции музея-усадьбы Горки.
Настольное украшение с фигурой Купидона и рогом изобилия. Франция, Париж. Фабрика Даготис. Первая четверть 19 века.
Керамическое печенье, матовое покрытие, позолота. Высота 20 см
Основными задачами сотрудников Горьковского музея сегодня являются поиск утраченных вещей, изучение истории и бывших владельцев усадьбы, а также совершенствование музейной экспозиции. Усадьба Горки поистине уникальна, до сих пор может похвастаться не только великолепными старинными зданиями и парком, но и оригинальными интерьерами, украшенными настоящими жемчужинами прикладного искусства.
- Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Архив 226, дело 8, лист 26.
- Зинаида Морозова щедро жертвовала на ряд благотворительных предприятий. Активный сторонник Московского воспитательного совета, в 1911 году она стала представителем нового Общества попечения о сиротах и брошенных детях по Москве и Московской области. Сделав разовое пожертвование в размере 50 000 рублей (эту сумму пожертвовала и Мария Морозова), Зинаида затем передала Обществу участок земли площадью более 100 соток «с красивыми постройками» в Звенигородском районе. Земля предназначалась для детского дома имени Саввы Морозова.
- Московский центральный исторический архив. Архив 203, оп. 759, д. 369, л. 5.
- В 1890-х и 1900-х годах Шехтель выполнил большую работу для Морозовых, став любимым архитектором этого известного купеческого рода. Для Саввы и Зинаиды Морозовых он построил деревянную дачу в Киржаче, а также знаменитую резиденцию на Спиридоновке. Он также взялся за восстановление усадьбы в Покровском-Рубцово. Хотя никаких документальных свидетельств того, что Шехтель руководил реконструкцией Горок, не обнаружено, существует устойчивая теория, основанная на литературных источниках, что новый проект усадьбы был его. Эту точку зрения поддерживают специалисты. См. Е.И.Кириченко: «Горки. Архитектура русской усадьбы 19″.10-х годов» («Горки. Архитектура русской усадьбы 1910-х годов») в сборнике ГИМ-заповедника «Ленинские горки» № 5, Москва, 1999 г.; также «Экспертное заключение об авторстве Федора Шехтеля архитектуры, интерьеров». и декоративные элементы усадьбы Горки» в «Научно-проектной документации на памятник архитектуры конца XVIII — начала XX вв. в Горках» (Планировочная документация памятников архитектуры конца XVIII — начала XX в. в Горках), Москва, 1986. С. 58-62 (из архива ГИМ-заповедника «Ленинские горки», д. 59).
- Центральный государственный архив Московской области. Архив 4997, оп. 1, д. 137, л. 76 (оборотная).
- Морозова ухитрилась добиться от местного совета разрешения получать еженедельно из помещичьей фермы десять фунтов плавленого сыра, три фунта масла и пять фунтов сметаны. Это разрешение обычно давали рабочим и персоналу поместья. Цена на эти продукты определялась хозяйством. Однако его бывшему владельцу такой расклад не удовлетворил. За три месяца до перехода Горького в управление Московского губернского земельного комитета (который лишил Морозову права на получение сельскохозяйственной продукции) она получила 96 фунтов плавленого сыра, 68 фунтов сметаны, 52 фунта масла, девять бутылок молока, 180 яиц, две овцы, две курицы, две утки, мешок корнеплодов и 80 фунтов ржаной муки. Морозова отказалась платить за товар, заявив, несомненно, что продукция фермы принадлежит ей. Зандовский, приказчик, не мог заставить себя потребовать оплаты.
- Центральный государственный архив Московской области. Архив 4997, оп. 1, д. 137, л. 47.
- Вскоре после этого Морозова лишилась и другой загородной резиденции — Покровского-Рубцово. У этого поместья была несчастливая судьба. Покинув Горки, Зинаида поселилась на квартире в Староконюшенном переулке Москвы. 19 октября18, из этой квартиры было реквизировано около 60 предметов, в основном мебель, картины и фарфор. В 1924 году самой Морозовой приказали покинуть квартиру. Остаток своих дней она провела в одноместной комнате в подмосковном селе Ильинское, где и умерла в 1947 году.
- Центральный государственный архив Московской области. Архив 4997, оп. 1, д. 137, л. 57.
- Документов о передаче в дар в 1918 г. части усадебного собрания Государственному Историческому музею не обнаружено.
- Отдел письменных источников Государственного Исторического музея. Архив 134, дело 185, листы 1-37.
- С его чрезвычайно большой рабочей нагрузкой Ленин должен был иметь возможность делать короткие перерывы, которые глубоко расслабляли бы его. В 1918 и 1919 годах такие перерывы ему устраивали в различных подмосковных конфискованных имениях. Он посетил Ильинское, бывшую резиденцию великого князя Сергея Васильевича, а также Морозовку, Васильевское, Фирсановку и Корзинкино. Однако ни одно из этих мест не привлекало его внимания, и он редко возвращался.
Иллюстрации
Усадьба Горки. 1910-е годы
Небольшое озеро и грот в нижнем парке
Фото В. Салеева
Полуротонда Зимнего сада. 1910-е
Гостиная в главном доме. 1910-е
Александр Писарев.
Фотография гравюры Г. Геллера (1827 г.)
Зинаида Морозова. Фотография конца XIX века
Балюстрада в главном дворе. Фото В. Бойко
Бахус . Неизвестный русский скульптор. Середина 19 века.
Санкт-Петербург, мастерская Трискорни (?). Мрамор. Высота 140 см (без постамента)
Неизвестный западноевропейский скульптор. Менада . Вторая половина 19 века.
Мрамор. Высота 115 см (без пьедестала)
Двойные вазы с ручками в виде козьих голов. Россия. Вторая половина 19 века.
Мрамор. Высота 215 см (с пьедесталом)
Мария-Антуанетта. С модели Феликса Леконта. Италия, завод в Неаполе. Первая треть 19
век. Керамический бисквит. Высота 74 см
Аликс ДЮВАЛЬ. Портрет неизвестной в образе Флоры
Холст, масло. 65 на 54 см (овал)
Неизвестный художник начала 19 века. Диана отдыхает. Копия оригинала Пола Бриля.
Холст, масло. 73 на 105 см
Туалетный столик. Германия, Мейсен. Вторая половина XIX века
Сруб из сосны, шпон палисандра, фарфор, роспись по глазури, бронза, литье, золочение, зеркальное стекло. 159на 91 на 54 см
Кушетка. Россия. Первая четверть XIX в.
Березовый сруб, шпон красного дерева, шпон черного дерева, резьба, золочение, фанеровка, полировка, бронза, литье, золочение, шелк. 127 на 236 на 105 см. Ампир
Часы для прихожей. Англия, Лондон. Вторая половина XVIII в.
Сруб из сосны, шпон тополя, чернь, фанеровка, полировка, бронза, металл. 246 х 63 х 31 см (нижняя часть шкафа — реконструкция)
Зеркало со столиком-трюмо. Россия. Последняя четверть XVIII в.
Сруб из сосны, грунтовка, белила, резьба, позолота, мрамор, зеркальное стекло, роспись. 371 на 110 на 55 см
Стол . Россия. Первая четверть XIX в.
Сруб из березы, шпон красного дерева, шпон черного дерева, резьба, золочение, фанеровка, полировка, бронза, литье, золочение. 70 на 117 на 90 см. Ампир
Люстра. Россия. Санкт-Петербург. 1820-1830-е
Бронзовая мастерская А.И. Дипнер. Бронза, литье, золочение. Высота 104 см, диаметр 39.5 см. Ампир
Ваза в стиле модерн с ручками и цветочным декором. Нидерланды. Начало 20 века
Керамика, расписной декор. Высота 39 см.
Ваза в форме кратера, украшенная батальными сценами. Западная Европа. Вторая четверть XIX в.
Фарфор, роспись по глазури, позолота. Высота 27 см.
Каминные часы «Крылатый гений». Франция. Париж. Фабрика Жюльена (Жюля) Шопена. 1810-е
Бронза, литье, золочение, эмаль. 60 на 40 на 14 см
История культуры родового поместья в России
Экскурсия в традиционную деревню, Россия
Обработка видео. ..
Что такое дача?
Дача, datscha (немецкий) или даже dacia (итальянский) — русская загородная дача с небольшим садом, где горожане проводят свободное время и занимаются садоводством. Это не просто «домик в деревне»! Это гораздо ближе к родовому поместью в миниатюре.
Дача – особое культурное и экономическое явление в России. В нем сильно чувствуется русский менталитет и культура, как и в русском балете, в интеллигенции или даже в «таинственной русской душе». Понимание дачи может пролить свет на повседневную жизнь здешних людей, их мысли и стремления.
Хочу на дачу!
Первые дачи (XVII век)
Итак, сам термин «дача» возник еще в петровскую эпоху. Дача — это «то, что дано» по-русски. Первоначально такие участки под Петербургом щедро даровал Петр Великий аристократии за заслуги перед Отечеством. Во времена Пушкина под дачей еще подразумевалось дворянское поместье под Петербургом, а затем и под Москвой.
Дачи буржуазии (19 век)
Но время шло, Россия «дворянских гнезд» ушла в прошлое. Новая буржуазия, состоятельные горожане (адвокаты, директора заводов, конторские начальники, инженеры путей сообщения, связисты и т. д.) положили начало новой дачной культуре, наследуя традиции аристократии.
До сих пор в деревне были только помещики и крестьяне, а теперь еще и дачники. В конце 19 века многие состоятельные люди снимали крестьянские дома или «избы», чтобы жить в них, обычно с несколькими другими семьями. У них, конечно, не было поместий, но они хотели не отставать от недосягаемого имиджа дворянства.
Русская дача стала доступным «суррогатом» усадебного поместья. Сельская жизнь давала юристам или инженерам ощущение сладкой жизни, которую они знали только по книгам.
Дача стала бегством от города и последней попыткой спрятаться от городской суеты. Дореволюционные дачи — это красивая река, романтическая веранда, шум поезда в вечерних сумерках, палисадник и хорошенькая дачникша.
Русская дача: сталинские времена
В начале советских времен дачи отдавались членам Коммунистической партии. Удобства были плохими, в одном доме могли жить несколько семей.
СССР сталинских времен активно возрождал все имперские традиции. Пролетарии срочно перенимали вкусы у побежденного дворянства. Иосиф Сталин тоже был большим любителем дач. У него было много дач в сельской местности с огромными усадьбами, где он принимал важных гостей. Его ближайшая и самая известная дача находится в Кунцевском районе Москвы.
Одна из дач Сталина
Роскошная советская дача
Конечно, Сталин дарил дачи чиновникам, культуре и научной элите в знак своего уважения. В то время такие дачи были роскошью. Это считалось большой привилегией, поэтому такие подарки были отличным способом сделать людей лояльными и мотивированными. Со временем люди со схожими профессиями получили дачи в одних и тех же местах. Вот почему сейчас у нас есть «дачные комплексы» художников, ученых, писателей и т. д. Все равны, но некоторые равнее других… Так возник феномен советской дачи, в ее основе еще лежала парадигма из дворянского сословия.
Дача писателя (Пастернака)
Дача писателя (Чуковского)
Дача как источник питания
После Великой Отечественной войны дача стала важным сельскохозяйственным явлением из-за нехватки продовольствия. Люди взялись за лопаты, чтобы возделывать огороды! У них не было ни денег, ни еды, поэтому все выходные они проводили на дачах, выращивая огородные культуры и даже разводя скот для выживания. Что выращиваешь, то и ешь.
Вторая половина 1950-х – настоящий дачный бум. Был издан специальный указ, разрешавший «дачным комплексам» выращивать овощи. Такие дачи могли иметь только небольшие земельные участки (до 600 м2) для садоводства; также были строгие ограничения на размер и высоту дома.
Садовые участки стали незаменимым источником пропитания для многих семей. Знаете ли вы, что до сих пор около 50% картофеля в России выращивалось на небольших приусадебных участках? В советское время взрослые и дети все выходные проводили на дачах, выращивая овощи и делая запасы на зиму.
Консервы на зиму
Огурцы и помидоры консервировали и мариновали, чтобы есть вечером, когда совсем не было свежих овощей. Люди также собирают грибы и маринуют их. Популярным лакомством зимой было «лечо» или консервированная смесь разных овощей. Квашеная капуста (соленая и маринованная капуста с морковью) стала для людей важным источником клетчатки и витамина С. Еще в юности (1990-х) все полки в нашем гараже были заполнены домашними консервами, а сушеные яблоки пошли на варку компота.
Псевдособственность в СССР
После войны садовые участки были переданы лучшим работникам крупных заводов и институтов. Зато легко можно встретить дачный комплекс под названием «Энергетик» в честь Московской энергослужбы. Эти садовые участки юридически не являлись дачами. Но люди стали называть их дачными поселками. Какой яркий пример псевдособственности времен СССР. Дачи были единственным местом, где люди могли строить и делать то, что они хотят (с некоторыми ограничениями, конечно). Они были почти свободны!
О некоторых ограничениях…
Дачи стали чрезвычайно популярны в Советском Союзе, потому что у людей не было возможности купить землю и построить дом там, где они хотели, а также потому, что у них не было других возможностей потратить свое время и деньги.
Строительство дома кажется сложной задачей даже во времена Леруа Марлена. В коммунистические времена это была чрезвычайно трудная задача. Строительных магазинов не было! Вы не могли просто пойти и купить немного дерева или кирпичей. Все, что вы можете сделать, это расспросить людей вокруг, есть ли у них доступ к некоторым государственным кирпичам и дереву. Вы также можете переплатить на черном рынке. Даже в этом случае вы не могли бы просто доставить его на свой садовый участок. Коммерческого транспорта не было (коммунизм!), лишь у немногих были личные автомобили. В результате коробки из-под макарон стали чрезвычайно популярны как дачный строительный материал!
Гораздо лучше было, когда дачи людям отдавало госпредприятие. В этом случае они могли бы также дать людям некоторые строительные материалы. Они могли бы даже построить одинаковые летние домики, поэтому все, что вам нужно было сделать, это перестроить его в соответствии с вашими пожеланиями. Звучит все еще непросто, м?
Дача в 1970-х и 1980-х годах
Вторая волна садоводства в 1970-х и 1980-х годах также была связана с нехваткой продовольствия. Песчаные карьеры, болота, полосы под линиями электропередач… все эти территории использовались для строительства дачных комплексов. Земли по-прежнему не хватало, поэтому горожане начали экспансию в деревню. В то время это было сильное сельское обезлюдение Русского Севера с обилием пустующих домов в каждой деревне вследствие колхозного застоя.
Дачи уползли из Москвы и Петербурга закрылись. Удаленные дачи по-прежнему расположены более чем в 200 км от российских столиц. Первые дачные участки в пределах 30-40 километров от Москвы стали считаться элитными! В эпоху так называемого «застоя» существовала негласная формула советского благополучия: «Квартира — машина — дача».
Дачи после перестройки
После краха коммунизма и возвращения частной собственности на землю начался новый дачный бум. Во время быстрой урбанизации многие деревенские дома были проданы под дачи. Люди предпочитают большую площадь земли и большие расстояния между домами, несмотря на большее расстояние, которое нужно преодолеть.
1990-е годы стали временем шикарных домов и китча. Возникли закрытые пригородные поселки с развитой инфраструктурой и хладнокровной охраной у ворот. В конце века на смену эффектным домам 1990-х пришли виллы и коттеджи. У нас и сейчас есть какие-то новые веяния… Люди стали покупать старые дачи или даже постройки 19 века, чтобы бережно отремонтировать их, сделать не сад, а небольшой парк с уютным ландшафтным дизайном, чтобы не потерять дух старины. Кажется, понятие родового поместья у нас до сих пор в крови!
Дачная культура в наши дни
Сейчас дачная культура настолько популярна, что в выходные дни движение в крупных городах становится очень затрудненным. Многие пожилые люди до сих пор любят садоводство просто по привычке. Выращивают картофель, огурцы, помидоры, баклажаны, лук, морковь, клубнику, смородину и консервируют на долгую зиму. Пять лет назад 40% продуктов питания в России выращивали дачные товарищества! Это значит, что русские люди до сих пор кормятся сами. Есть ли что-то в нашей ДНК, что создает желание выращивать себе еду? А может быть, это просто привычка, которая веками кормила людей? Что бы это ни было, оно также прочно связывает людей с природой.
Молодое поколение, напротив, предпочитает отдыхать на дачах. Они приглашают друзей, жарят мясо, едят ягоды, ходят в баню, занимаются спортом и другими активностями. Дача – лучшее место для морального отдыха после рабочей недели, когда все пьют чай на террасе, бесконечные разговоры, песни, прогулки и, конечно же, немного алкоголя. Дачная культура – это своеобразная компенсация горожанину за условия жизни в крупных городах с малоквартирными домами, скоплением людей и загрязненным воздухом… Какой бы ни была дача – она занимает очень важное место в жизни простых россиян. .
Что такое баня?
Баня — русская баня, разновидность паровой бани, одна из древнейших русских традиций. Несмотря на то, что этой традиции уже несколько веков, баня популярна и сегодня. Вы можете найти бани в больших городах и небольших поселках. Обычно те русские, у которых есть дачи, часто строят там свою баню. Проведение времени в бане очень полезно для здоровья и является лучшим занятием после физического труда на даче!
В первый день нашего дачного тура по России мы проедем почти 200 км, чтобы посетить небольшую деревню в Калужской области, где у нас есть собственная дача в старом крестьянском доме. Место очень красивое и нетронутое; его окружают светлые девственные сосновые леса, в которых можно найти много ягод и грибов.
В селе есть несколько сельскохозяйственных угодий, покрытых пшеницей и овсом, любимое место белых аистов. Местные жители ведут собственное хозяйство, что не просто для горожан! Удобство среднестатистического деревенского дома весьма относительно… Туалеты на улице, на дорогах глубокие выбоины, а баня — единственное место для купания. Вам также нужно получать удовольствие, принося ведра воды из родника много раз в день!
Несколько местных семей живут здесь всю жизнь. Они даже помнят рассказы своих родителей о немецкой оккупации во время Второй мировой войны. В селе и его окрестностях до сих пор осталось много следов. У нас возле дома воронка от снаряда и во всех лесах есть укрепления, которые до сих пор видны — небольшие укрытия, окопы и наблюдательные пункты. Позже мы посетим местную крестьянскую ферму, посмотрим, как там держат скот, и попробуем парное молоко и яйца. Завершит наш день русская баня!
Во второй день мы посетим «Архстояние», крупнейший в Европе музей под открытым небом ленд-арта и архитектуры. Он расположен на окраине национального парка «Югра». Объекты ленд-арта интегрированы в естественную красоту ландшафтов.
Прекрасное место, где можно провести целый день, собираясь вокруг и размышляя о воображении его создателей!
Присоединяйтесь к нам, чтобы открыть для себя настоящую Россию и стать свидетелем ее самобытных традиций!
Travel Real Russia: крупнейший музей ленд-арта в Европе
Обработка видео. ..
Фото 2-4 взяты из Архстояния
27.08.2017
Кто делает все наши экскурсии?
Здравствуйте! Меня зовут Тони Терентьев. Мы с женой Ирой являемся владельцами компании «Travel Real Russia».
На самом деле, я лицензированный врач и врач с 6-летним стажем. Однажды я решил изменить свой образ жизни и начать делать то, что я действительно хочу делать, так что теперь я здесь, планирую свое новое путешествие с одним из вас! 🙂
Мне очень нравятся люди и непринужденные разговоры о жизни не только в России. Кроме того, у меня есть огромный опыт поездок в такие труднодоступные места, как Арктика, глубокие пещеры и сибирские торфяники. У меня есть советский военный фургон, сделанный для таких мест.