Согдиана государство википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Согдиана | это… Что такое Согдиана?

У этого термина существуют и другие значения, см. Согдиана (значения).

Территория Согда около 300 г. до н. э.

Согдиа́на (также Согд; др.-греч. Σογδιανή; перс. سغد‎ — Sōġd; тадж. Суғд — Sughd; узб. So`g`dСўғд) — историческая область в Средней Азии в междуречье Оксом (Амударья) и Яксартом (Сырдарья). Ныне территориально разделена между Узбекистаном (где располагался центр Согдианы город Самарканд) и Таджикистаном (Согдийская область).

Содержание

  • 1 История
  • 2 География
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки

История

Согдиана на карте Империи Ахеминидов

Название Согд впервые упоминается в священной книге «Авесте». Предполагают, что это слово имело следующие значения «священный», «горящий» или «чистый».

В VIII веке до нашей эры здесь была основана столица государства — Мараканда.

Топоним Согдиана использовался как название области Сугуда — провинции империи Ахеменидов, девятнадцатая в списке царя Дария Великого на скале Бехистун, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира) и Узбекистана (кроме Хорезма). Согдиана лежала к северу от Бактрии.

Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию. Позже эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до II века до н. э., когда было ослаблено скифами и подчинено Хорезму. По некоторым данным Город Согдиана(Ходжент) был переименован в Александрию Исхата(Александрия дальняя), Александром Македонским.

Долина реки Зерафшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков, когда она была известна как Согд Самаркандский. В состав Согда также входил Бухарский оазис и Кашкадарья.

На территории Согда находились города Мараканда (Самарканд), Кирополь и др. В VI—IV вв. до н. э. входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу. Вместе с Парфией, Хорезмом и Арейей Согд был включен в её 11-ю сатрапию. Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей крупные воинские контингенты.

В 329—328 до н. э. население Согда во главе со Спитаменом (убит в 328 до н. э.) оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. После смерти Александра Македонского (323 до н. э.) Согд входил в царство Селевкидов, в III в. до н. э. — в Греко-Бактрийское царство, а в первые века н. э. — в Кушанское царство.

В конце IV—V вв. н. э. был покорен эфталитами, в VI—VII вв. — Тюркским каганатом.

С IV до VIII вв. на территории Согда существовало множество автономных княжеств (важнейшее — Самаркандское). Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шёлком. Торгово-земледельческие колонии Согда существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва. С VII века по середину VIII века в Самаркандском Согде правила династия ихшидов, известными правителями которой были Шишпир, Вархуман, Мастан-Навиан, Тархун, Гурек, Тургар.

В начале VIII вв. завоёван арабами.

О высоком уровне культуры и искусства Согда свидетельствуют многие открытия советских археологов на его территории (Афрасиаб, Пенджикент, Варахша, Калаи-Муг и др.).

Искусство древнего Согда мало изучено; об архитектуре некоторое представление дают сырцовые постройки и фортификационные сооружения городища Афрасиаба (2-я половина I тыс. до н. э. — первые века н. э.), Кызыл-Кыра и Тали-Барзу (оба — первые века н. э.). Изобразительное искусство ярче всего представлено мелкой терракотовой пластикой (III—I вв. до н. э.). Отдельные терракоты свидетельствуют о проникновении эллинистических художественных принципов; другие показывают формирование локального типа, отличающегося точной передачей этнических черт, обобщенностью и ператизмом образов.

География

Согд делился на несколько владений. В письменных источниках упоминаются в Самаркандском Согде, кроме Самарканда, Кабудан, Иштихан и Маймург, в долине Кашка-Дарьи — Кеш и Нахшеб. Все эти владения в какой-то мере зависели от Самаркандского Согда. В Бухарском Согде кроме самой Бухары отмечаются ещё Пайкенд, Вардана.

См. также

  • Согдийцы
  • Согдийский язык

Ссылки

  • Три согдийских документа с горы Муг // Проблемы востоковедения, № 1. 1959. Восточная литература. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 13 февраля 2011.
  • Три письма с горы Муг // Проблемы востоковедения, № 6. 1960. Восточная литература. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 13 февраля 2011.
  • О интерпретации некоторых документов с горы Муг и местной топонимике // Вестник МГУ. Серия VIII. История. № 3, 1992. Восточная литература. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 13 февраля 2011.

Согдиана и ее удивительная история


В соответствии с рубрикой экскурсии по знаменательным памятникам Таджикистана на этот раз, предлагаем читателю, коротко познакомится со страной Согдиана и ее удивительной историей.


Надпись из развалин Древнего Пенджикента (V-VIII вв.)


Согдийцы и их история заманивает к себе все больше исследователей из разных дисциплин. О согдийцах и Согдиане историки знали многое, но не все. По греческим, арабаским и другим хроникам научному миру было известно, что страна Согд лежит в Зерафшанских и Кашкадаринских долинах, а их города являлись  основными связующими центрами «Шелкового пути» между Византией, Ираном с запада и Китаем с востока.  Однако археологические данные и важнее всего остатки согдийской надписи были весьма скудными.  Такое положение продолжилось до  1932 года, пока пастухи нарушив вековую табу жителей небольшого горного кишлака Хайрабад в верховьях Зерафшана, нерешили, посетит загадочную гору Магов (кухи Муг – на тадж.). Пастухи обнаружили корзину, завернутый в красный материал и когда  открыли платок, то на их удивление вместо клада о котором, они мечтали, в ней оказались отрывки кожи и бумаги из шелка с надписью.


Через один год на место находки пребывает ведущий иранист из Института народов востока РАН Ленинграда (нынешний Санкт-Петербург) – член-корреспондент Академии наук СССР Александр Арнольдович Фрейман. Им и его ученикам удалось, обнаружить и расшифровать 81 документ, среди которых один на старо-тюркском и один на арабском, а все остальные на согдийском.  Через год после Великой Отечественной Войны, в 1946 г. была организована Согдийско-таджикская археологическая экспедиция под руководством члена-корреспондента РАН А. Ю. Якубовскым. С тех пор, не пропуская хот один сезон российско-таджикские археологи раскапывают памятник, известный в мировой литературе как Среднеазиатские «Помпеи» – остатки древнего города Согдианы – старый Пенджикент (Пяти город-пер. на русск.).  Важность данного памятника, при наличие других согдийских городищ, заключается в том, что  с момента захвата и уничтожения его в 720-м году под предводительством арабского полководца, памятник до начала раскопок хранил в своих развалинах все, чем располагал к моменту своего разрушения.   Подобных памятников в мировой практике можно посчитать пальцами. Несколько поколений археологов в течение 71 лет  раскопали большую часть города. Старый Пенджикент ознакомил мир с уникальными памятниками искусство – настенными росписями: сюжеты на них представляют собой, расписанные богатыми и калорийными цветами,  сцену сражения легендарного Рустама и его жеребца Рахш с мифическими белыми драконами, пир согдийских царей и купцов, изображение согдийской красавицы играющей на музыкальном инструменте, бюст легендарного Захока с двумя змеями, выросшими на его плечах, а также обуглевшие деревянные статуи танцовщиц, глиняная скульптура индийских персонажей и многое другое. Древний Пенджикент является единственным эталонным памятником согдийской цивилизации. Здесь кроме хорошо сохранившихся артефактов археологами были раскопаны остатки целого раннесредневекового города. Раскопки по своим размерам охватывают более 50-ти гектаров. При этом культурные слои порой составляют несколько строительных горизонтов. Масштабы исследования поражают своим объемом, полученные в результате них информацией. Что касается согдийской цивилизации в целом, то на сегодняшний день можно констатировать, что ученные располагают солидной информацией об этом народе и их стране. Приведем ряд наиболее значительных научных выводов о них:


— Согдийцы это восточно-иранский этнос, о которых впервые упоминается в зароастрийской Авесте (I тыс. до н.э.) и Бехсутунской надписи персидского царя Дарий (VI в. во н. э.)


— Их страна находилось в Зерафшанской и Кашкдаринских долинах


— Согдийцы входили в состав Ахеминидской державы


— Александр Македонский решивший занять всю территорию Ахеминидской державы потратил 4 года (334-330 гг. до н. э.) на захват Малой Азии, Египта, Сирии, Вавилонии и Ирана. Однако для установления своей власти в Согдиане он скитался 2 года (329-327 гг. до н. э.). После множество неудач  женился на согдианке Роксана и пошел на политические и экономические уступки знати, после чего согдийцы признали номинальную власть Александра.


— Согдийцы не потеряли свою самобытность в течение последующих 1000 лет, а наоборот обогащали свою культуру. За это время их страна находилось под власть Греко-бактрийского царство (250-125 гг. до н.э.), империи Кушан (I-III вв. н. э.), Эфталитов  (IV-VI вв.) и Тюркского Каганата (VI-VII вв.).    


— Ныне следует говорить о согдийской цивилизации, которая без помощи сильной армии и государственного аппарата сохранялось и развивалось синхронно греческим, римским, персидским, и китайским цивилизациям.


— Первая и основная религия согдийцев – Зороастризм была костяком согдийской цивилизации                        


— С V – века согдийский язык являлся lingua franco в Центральной Азии.


— Согдийские торговые колонии распространялись вглубь китайской территории, а согдийская культура и язык оказали сильное влияние на Китай и сопредельных ее территориях.


— Тюрский каганат, Китайские империи, Сасанидская империя и Византия вынуждены были считаться с согдийцами и их решающей роли на промежутке торгового «Шелкового пути».


— Благодаря умению адаптироваться в разные культурно-политической среде согдийская цивилизация вобрала в себя влияния множеств культур с I тыс. до н.э. до начало II тыс. н.э.


— Согдийский язык, религия и самобытность перестала существовать с XI вв.


— Нынешние таджики являются правопреемниками согдийской цивилизации.


Таким образом, Согдиана со своей уникальной цивилизацией занял достойное, почетное и «сияющее» место на страницах мировой истории.



И. о. завед. кафедры Всеобщая история ФИМО РТСУ к. и. н. Раззоков Ф. А.

Sogdiana — Энциклопедия Нового Света

Sogdiana или Sogdia (Tajik: Suғd — Old Persian: Sughuda ; персидский: سغТЕР и провинция Персидской империи Ахеменидов, восемнадцатая в списке Бехистунской надписи Дария Великого (I, 16). Согдиана «числится» вторыми «хорошими землями и странами», созданными Ахура Маздой. Этот регион указан после первого, Айрьяна Ваеджа, Земля Ариев, в зороастрийской книге Вендидад. Согдиана в разные периоды времени включала территории вокруг Самарканда, Бухары, Ходжента и Кеша в современном Узбекистане. Согдиана, была захвачена в 327 9 г.0013 г. до н. э. г. войсками Александра Македонского, объединившего Согдиану с Бактрией в одну сатрапию. Он входил в состав эллинистического греко-бактрийского царства, основанного в 248 г. до н. э. Диодотом, около века, и был занят кочевниками, когда скифы и юэчжи захватили его около 150 г. до н.э.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Эллинистический период
    • 1.2 Контакты с Китаем
    • 1.3 Роль Центральной Азии
  • 2 Язык и культура
  • 3 Согдийский язык
  • 4 Знаменитые согдийцы
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 кредитов

Согдийцы занимали ключевое положение на древнем Шелковом пути и играли важную роль в торговле между Китаем и Средней Азией. Они были главными караванными торговцами в Центральной Азии и доминировали в торговле между Востоком и Западом с четвертого века до восьмого века, когда они были завоеваны арабами. Хотя согдийский язык вымер, остается большое количество литературы, в основном религиозных текстов.

История

Согдийцы, изображенные на китайской стеле Северной Ци, около 550 г. г. н.э.

Золотая монета Диодота ок. 250 г. до н. э.

Варварская копия монеты Евтидема I из области Согдианы. Надпись на реверсе написана арамейским шрифтом.

Согдиана или Согдия ( таджикский : Суғд — древнеперсидский : Сугуда ; персидский : سغد ; китайский : 粟特 — Сутэ провинция иранского народа и аидской цивилизации ) Персидская империя, восемнадцатая в списке Бехистунской надписи Дария Великого (I, 16). Согдиана «числится» вторыми «хорошими землями и странами», созданными Ахура Маздой. Этот регион указан после первого, Айрьяна Ваеджа, Земля Ариев, в зороастрийской книге Vendidad, показывает его древность. [1] Согдиана в разные периоды времени включала территории вокруг Самарканда, Бухары, Ходжента и Кеша в современном Узбекистане.

Раскопки показали, что Согдиана, вероятно, была заселена между 1000 и 500 г. до н.э. Империя Ахеменидов завоевала эту территорию в шестом веке г. до н.э. [2] .

Согдийские государства, хотя и никогда не были политически едиными, были сосредоточены вокруг своего главного города Самарканда. Она лежала к северу от Бактрии, к востоку от Хорезма и к юго-востоку от Канджу между Оксом (Амударьей) и Яксартом (Сырдарьей), охватывая плодородную долину Зерафшана (древний Политиметус ). Согдийская территория соответствует современным Самаркандской и Бухарской областям современного Узбекистана, а также Согдийской области современного Таджикистана.

Эллинистический период

Согдийская Скала или Скала Ариамазов, крепость в Согдиане, захвачена в 327 г. до н.э. г. войсками Александра Македонского, объединившего Согдиану с Бактрией в одну сатрапию. Впоследствии оно вошло в состав эллинистического греко-бактрийского царства, основанного в 2489 г.0013 г. до н. э. Диодота, около века. Евтидем I, похоже, владел согдийской территорией, и его монеты позже копировались на месте. Евкратид, по-видимому, временно восстановил суверенитет над Согдианой. Наконец, этот район был занят кочевниками, когда скифы и юэчжи захватили его около 150 г. до н.э.

Контакты с Китаем

Согдиана для китайцев была «Суте».

Согдийцы занимали ключевое положение на древнем Шелковом пути и играли важную роль в торговле между Китаем и Средней Азией. Их контакты с Китаем были инициированы посольством китайского исследователя Чжан Цяня во время правления Уди из прежней династии Хань (141–87 9 гг.).0013 г. до н. э. ). Он написал отчет о своем посещении Средней Азии и назвал район Согдианы «Канджу».

После посольства и отчета Чжан Цяня торговые отношения Китая со Средней Азией и Согдианой процветали, и в течение первого века г. до н.э. было отправлено множество китайских миссий. : «Самые крупные из этих посольств в иностранные государства насчитывали несколько сотен человек, в то время как даже более мелкие партии насчитывали более 100 членов… В течение одного года отправлялось от пяти-шести до более десяти партий». (Сиджи, перевод Бертона Уотсона). Однако в то время согдийские торговцы играли еще меньшую роль в торговле на Шелковом пути, чем их южные индийские и бактрийские соседи.

Роль Центральной Азии

Согдийская монета с китайским влиянием, Кельпин, восьмой век н.э. Британский музей

.

Согдийцы доминировали в торговле между Востоком и Западом с четвертого до восьмого века, а Суяб и Талас были их главными центрами на севере. Они были главными караванными торговцами Средней Азии. Их коммерческие интересы были защищены возродившейся военной мощью Гёктюрков, чья империя была описана как «совместное предприятие клана Ашина и согдийцев» 9.0077 [3] [4] .
В восьмом веке арабы завоевали Согдиану, и она стала одной из богатейших частей Халифата. Однако экономическое процветание сочеталось с культурной ассимиляцией. Во второй половине VIII—IX вв. городские жители приняли ислам, и одновременно персидский (таджикский) язык вытеснил согдийский, хотя еще долгое время после этого жители сельской местности продолжали говорить на согдийском языке. В IX веке Согдиана утратила свою этническую и культурную самобытность, хотя многие элементы согдийской материальной культуры встречаются в материалах, датируемых IX-XI веками, а ее культура сохранилась до XI века среди согдийских переселенцев, переселившихся в восточную Среднюю Азию. и Китай. [5]
Согдийская торговля, с некоторыми перерывами, продолжалась и в IX в. Она продолжалась в 10 в. в рамках Уйгурской империи, которая до 840 г. распространялась на всю северную Среднюю Азию и получала из Китая огромные поставки шелка в обмен на лошадей. В это время в китайских источниках упоминаются караваны согдийцев, направлявшиеся в Верхнюю Монголию.

Согдийцы играли не менее важную религиозную и культурную роль. Часть сведений о Восточной Азии, предоставленных мусульманскими географами десятого века, заимствована из согдийских данных периода 750-840 гг., свидетельствующих о сохранении связей между востоком и западом. Однако после распада Уйгурской империи согдийская торговля вступила в кризис. Из мусульманской Средней Азии главным образом исходила торговля Саманидов, которая возобновила северо-западный путь, ведущий к Хазарам и Уралу, и северо-восточный путь к близлежащим тюркским племенам [4] .

Язык и культура

Согдийцы в сасанидском стиле одевают жертвователей Будды (фреска, с деталями), Безеклик, восточная часть Таримской котловины, Китай, восьмой век.

Археологические находки в Пенджикенте и Варахше, городских княжествах в Согдиане, свидетельствуют о том, что согдийцы сочетали в себе влияние многих культур, в том числе первоначальной сасанидской культуры, постгуптской Индии и Китая Суй и Тан периоды. Жилища украшались настенной росписью и резьбой по дереву. Картины, кажется, во многом основаны на персидских традициях, но резьба по дереву больше напоминает индийские источники. Картины воспроизводят многие детали быта, а их тематика опирается на иранские (зороастрийские), ближневосточные (манихейские, несторианские) и индийские (индуистские, буддийские) источники.

Согдийцы отличались терпимостью к различным религиозным убеждениям. Буддизм, манихейство, несторианское христианство и зороастризм имели значительных последователей. Согдийцы были участниками передачи буддизма по Шелковому пути до периода мусульманского вторжения в восьмом веке. Большая часть наших знаний о согдийцах и их языке основана на многочисленных религиозных текстах, которые они оставили после себя.

Долина Зерафшана вокруг Самарканда даже в средние века сохранила название Согд О Самарканд. Арабские географы оценили его как один из четырех самых красивых районов мира. Ягнобцы, проживающие в Согдийской области Таджикистана, до сих пор говорят на диалекте согдийского языка.

Подавляющее большинство согдийцев постепенно смешалось с другими местными группами, такими как бактрийцы, хорезмийцы, турки и персы, и стало говорить на персидском (современные таджики) или (после тюркского завоевания Средней Азии) на тюркском узбекском языке. Они являются одними из предков современных таджиков и узбеков. В результате этой примеси в современном персидском и узбекском языках можно найти многочисленные согдийские слова.

Согдийский язык

Согдийцы говорили на восточно-иранском языке, называемом согдийским, тесно связанным с бактрийским, другим основным языком региона в древние времена. На согдийском языке использовались различные шрифты, все они произошли от арамейского алфавита. Подобно своей близкой родственнице пехлевийской системе письма, письменный согдийский язык также содержит множество логограмм или идеограмм, которые представляли собой арамейские слова, написанные для обозначения слов, произносимых на родном языке. Различные согдийские произведения, почти полностью религиозные произведения манихейских и христианских писателей, также были обнаружены в корпусе текстов Турфана. Согдийская письменность является прямым предком уйгурской письменности, которая сама является предшественником монгольской письменности.

Образец согдийского текста (транслитерация): MN sγwδy-k MLK’ δy-w’šty-c ‘t x’xsrc xwβw ‘pšwnw δrwth γ-rβ nm’cyw

Word-by-word перевод: От согдийского царя Деваштика до хахсарского Хув Афшуна, (хорошего) здоровья (и) многих приветствий…

Согдийский язык является одним из важнейших среднеиранских языков с большим литературным корпусом, стоящим рядом со среднеперсидским и парфянским. Язык относится к северо-восточной ветви иранских языков. Нет доказательств более ранней версии языка (* Старосогдийский ) был найден. Согдийский язык обладает более консервативной грамматикой и морфологией, чем среднеперсидский.

Экономическое и политическое значение языка гарантировало его выживание в первые несколько столетий после завоевания Согдианы мусульманами в начале восьмого века г. н.э. . Самые ранние тексты на современном персидском языке были написаны на территории Согдианы под покровительством саманидских царей, и многие согдийские слова вошли в современный персидский язык. Только диалект согдийского, называемый ягнобским языком, дожил до XXI века, и на нем говорят горцы Ягнобской долины.

Известные согдийцы

  • Ань Лушань был военачальником тюркского и согдийского происхождения во времена династии Тан в Китае. Он приобрел известность, сражаясь во время Танских пограничных войн между 741 и 755 годами. Позже он ускорил катастрофическое восстание Ань Ши, которое длилось с 755 по 763 год.

  • тохарцы
  • иранских языков
  • Древние иранские народы
  • Примечания

    1. ↑ Джеймс Дарместетер, (переводчик) (Из Sacred Books of the East, American Edition, 1898 г.)
      [1] Avesta.org . Проверено 31 марта 2008 г.
    2. ↑ Борис Иванович Маршак. Археология Согдианы, Эрмитаж, Санкт-Петербург. Информационный бюллетень Фонда Шелкового пути . (на английском языке) Проверено 18 декабря 2007 г.
    3. ↑ Андре Винк. Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира. (Brill Academic Publishers, 2002. ISBN 0391041738).
    4. 4.0 4.1 Этьен де ла Васььер, «Согдийская торговля», Encyclopedia Iranica , Iranica.com . получено 15 июня 2007 г.
    5. ↑ Маршак. Археология Согдианы Проверено 18 декабря 2007 г.

    Ссылки

    Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов.

  • Бабаджан Гафуров, «Таджики», издано в СССР, Россия, Таджикистан
  • Маклауд, Калум и Брэдли Мэйхью. 2002. Узбекистан золотая дорога в Самарканд. Гонконг: Одиссея. ISBN 9622177034 ISBN 9789622177031
  • Фрай, Ричард Нельсон. 1996. Наследие Средней Азии от древности до турецкой экспансии. Серия Princeton о Ближнем Востоке. Принстон: Издательство Маркуса Винера. ISBN 1558761101
  • Маршак Б.И., Лившит В.А. 2002. Легенды, сказки и небылицы в искусстве Согда. Серия лекций Эхсана Яршатера, проводимая раз в два года, вып. 1. Нью-Йорк: Bibliotheca Persica Press. ISBN 0933273614
  • Васььер, Этьен де ла, «История маршанов Согдиенса» [Bibliothèque de l’Institut des Hautes Ètudes Chinoises, XXXII]. Indo-Iranian Journal 47 (2) (июнь 2004 г.): 133-135
  • Васььер, Этьен, де ла. История маршанов Согдианы. Ihec/Inst.Hautes Etudes (1 января 2004 г.) Париж: де Боккар, 2004 г. ISBN 2857570643 (на французском языке)
  • Васььер, Этьен де ла. Согдийские торговцы. История. 2005. Лейден: Брилл. ISBN
  • 42525
  • Подмигивание, Андре. Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира. Brill Academic Publishers, 2002. ISBN 0391041738.
  • Кредиты

    New World Encyclopedia авторы и редакторы переписали и дополнили статью Wikipedia
    в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

    • Согдиана история
    • Согдийский_язык  история
    • Siege_of_the_Sogdian_Rock  история

    История этой статьи с момента ее импорта в Энциклопедия Нового Света :

    • История «Согдианы»

    Примечание: На использование отдельных изображений, которые лицензируются отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

    Самарканд | Программа Шелкового пути

    ©ЮНЕСКО

    Город Самарканд уже более двух с половиной тысячелетий находится на перекрестке мировых культур и является одним из важнейших мест на Шелковом пути, проходящем через Среднюю Азию. Расположенный в долине реки Зеравшан на северо-востоке Узбекистана, город пользуется преимуществами богатых природных ресурсов, а заселение этого региона восходит к 1500 г. до н.э.

    Самарканд долгое время был центром торговли по всему региону и был значительным городом, известным своим ремесленным производством, с цитаделью и мощными укреплениями за несколько столетий до того, как он был завоеван Александром в 329 г. до н.э. С поздней античности и раннего средневековья город и его окрестности были заселены согдийцами, народом иранского происхождения, известным своим умением торговать. Еще во времена Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.), когда китайцы впервые взялись за запись своих впечатлений о Внутренней Азии, согдийские купцы упоминаются в китайских описаниях региона. Согдийские колонии были основаны на всех торговых путях, и были обнаружены согдийские письма 313-314 годов нашей эры, свидетельствующие о сети купцов из Самарканда, достигающих различных мест вплоть до Китая, для торговли драгоценными металлами, специями и тканью. Согдийские надписи на скалах в северном Пакистане свидетельствуют об их деятельности на южных путях в Индию. Позже, в 6 9В 0077-м -м веке нашей эры согдийские купцы, похоже, отправились на запад и разработали новые маршруты для торговли с Византией.

    Древний город Самарканд, кажется, был горнилом культур и религий. Археологический заповедник на северо-востоке Самарканда, известный как Афрасиаб, на месте древнего города, содержит многочисленные свидетельства существования разнообразного средневекового общества. В ходе раскопок были обнаружены блестящие фрески, фрагменты которых, кажется, иллюстрируют ряд экзотических сцен: свадебное шествие, дары послов, дипломатическую церемонию и сцены королевской охоты. На другом изображена китайская принцесса, которую переправляют через реку на лодке.

    В картинах, а также в других археологических материалах и письменных источниках есть немало свидетельств того, что в древнем городе исповедовались несколько религий, в частности, зороастризм и христианство. Кроме того, были два буддийских храма и настенные росписи, показывающие влияние индуизма и манихейства, а также центральноазиатских божеств.

    После мусульманского завоевания в начале восьмого века последний из согдийских правителей множества мелких государств Зерафшанской долины бежал. К 9 гг. города Мавераннахра стали крупными центрами мусульманской учености при Саманидах, которые были иранского происхождения. Однако, к сожалению, в городе мало что осталось от архитектуры того периода.

    Самарканд был захвачен и разрушен Чингисханом и его монгольскими войсками, когда они завоевали этот район в 1220 году, и большая часть его исторической архитектуры превратилась в руины, остались только фрагменты стен. Персидский летописец Джувейни (1226–1283) с тревогой писал о разрушениях, учиненных в Самарканде, хотя к началу 30-х годов XIV века знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута посетил Самарканд и описал его как «один из величайших и прекраснейших городов и самый совершенный по красоте» .

    Однако настоящее восстановление Самарканда и его возрождение как великого города пришлось ждать появления Тамерлана, основателя династии Тимуридов, который решил сделать его своей столицей в 1370-х годах. Одним из его первых шагов было построить центральную улицу и выстроить на ней магазины, тем самым поощряя торговлю и развитие купеческой экономики. Развитие города продолжалось при внуке Тамерлана Улугбеге, который правил городом большую часть первой половины пятнадцатого века до своего убийства в 1449 году., и развивал Самарканд как своего рода научный центр, в частности, построил важную обсерваторию в 1420 году.

    Возможно, одним из самых интересных и важных памятников Тимуридов в Самарканде является Шах-и-Зинде, мавзолейный комплекс, расположенный к северо-востоку от города. . Большинство сохранившихся построек датируются серединой 14 -го -го по серединой 16 -го века. Он знаменателен прежде всего тем, что в нем находится самая важная мусульманская святыня в регионе. Комплекс гробниц состоит из примерно двух десятков мавзолеев и пары небольших мечетей. Многочисленные надписи, некоторые из которых датированы, и обширная сохранность керамической плитки на зданиях дают уникальный обзор архитектурного убранства очень важного века в истории исламского искусства в Центральной Азии.

    Другая мечеть, мечеть Биби-Ханум, построенная в Самарканде между 1399 и 1404 годами, посвящена памяти жены Тамерлана. Современный летописец рассказывает, что Тамерлан привлек для проекта архитекторов из Ирана и Индии и использовал девяносто пять слонов для перевозки строительных материалов. Как стало типично для тимуридских построек, на большей части внешней поверхности широко использовались различные виды плитки.

    Некоторые из самых новаторских и впечатляющих особенностей тимуридских построек невозможно увидеть снаружи. Купола зданий, как правило, были двойными или даже тройными, с хитроумными приспособлениями для соединения «оболочек» и придания им устойчивости.