Согдиана государство википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Согдиана | это… Что такое Согдиана?

У этого термина существуют и другие значения, см. Согдиана (значения).

Территория Согда около 300 г. до н. э.

Согдиа́на (также Согд; др.-греч. Σογδιανή; перс. سغد‎ — Sōġd; тадж. Суғд — Sughd; узб. So`g`dСўғд) — историческая область в Средней Азии в междуречье Оксом (Амударья) и Яксартом (Сырдарья). Ныне территориально разделена между Узбекистаном (где располагался центр Согдианы город Самарканд) и Таджикистаном (Согдийская область).

Содержание

  • 1 История
  • 2 География
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки

История

Согдиана на карте Империи Ахеминидов

Название Согд впервые упоминается в священной книге «Авесте». Предполагают, что это слово имело следующие значения «священный», «горящий» или «чистый».

В VIII веке до нашей эры здесь была основана столица государства — Мараканда.

Топоним Согдиана использовался как название области Сугуда — провинции империи Ахеменидов, девятнадцатая в списке царя Дария Великого на скале Бехистун, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира) и Узбекистана (кроме Хорезма). Согдиана лежала к северу от Бактрии.

Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию. Позже эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до II века до н. э., когда было ослаблено скифами и подчинено Хорезму. По некоторым данным Город Согдиана(Ходжент) был переименован в Александрию Исхата(Александрия дальняя), Александром Македонским.

Долина реки Зерафшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков, когда она была известна как Согд Самаркандский. В состав Согда также входил Бухарский оазис и Кашкадарья.

На территории Согда находились города Мараканда (Самарканд), Кирополь и др. В VI—IV вв. до н. э. входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу. Вместе с Парфией, Хорезмом и Арейей Согд был включен в её 11-ю сатрапию. Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей крупные воинские контингенты.

В 329—328 до н. э. население Согда во главе со Спитаменом (убит в 328 до н. э.) оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. После смерти Александра Македонского (323 до н. э.) Согд входил в царство Селевкидов, в III в. до н. э. — в Греко-Бактрийское царство, а в первые века н. э. — в Кушанское царство.

В конце IV—V вв. н. э. был покорен эфталитами, в VI—VII вв. — Тюркским каганатом.

С IV до VIII вв. на территории Согда существовало множество автономных княжеств (важнейшее — Самаркандское). Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шёлком. Торгово-земледельческие колонии Согда существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва. С VII века по середину VIII века в Самаркандском Согде правила династия ихшидов, известными правителями которой были Шишпир, Вархуман, Мастан-Навиан, Тархун, Гурек, Тургар.

В начале VIII вв. завоёван арабами.

О высоком уровне культуры и искусства Согда свидетельствуют многие открытия советских археологов на его территории (Афрасиаб, Пенджикент, Варахша, Калаи-Муг и др.).

Искусство древнего Согда мало изучено; об архитектуре некоторое представление дают сырцовые постройки и фортификационные сооружения городища Афрасиаба (2-я половина I тыс. до н. э. — первые века н. э.), Кызыл-Кыра и Тали-Барзу (оба — первые века н. э.). Изобразительное искусство ярче всего представлено мелкой терракотовой пластикой (III—I вв. до н. э.). Отдельные терракоты свидетельствуют о проникновении эллинистических художественных принципов; другие показывают формирование локального типа, отличающегося точной передачей этнических черт, обобщенностью и ператизмом образов.

География

Согд делился на несколько владений. В письменных источниках упоминаются в Самаркандском Согде, кроме Самарканда, Кабудан, Иштихан и Маймург, в долине Кашка-Дарьи — Кеш и Нахшеб. Все эти владения в какой-то мере зависели от Самаркандского Согда. В Бухарском Согде кроме самой Бухары отмечаются ещё Пайкенд, Вардана.

См. также

  • Согдийцы
  • Согдийский язык

Ссылки

  • Три согдийских документа с горы Муг // Проблемы востоковедения, № 1. 1959. Восточная литература. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 13 февраля 2011.
  • Три письма с горы Муг // Проблемы востоковедения, № 6. 1960. Восточная литература. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 13 февраля 2011.
  • О интерпретации некоторых документов с горы Муг и местной топонимике // Вестник МГУ. Серия VIII. История. № 3, 1992. Восточная литература. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 13 февраля 2011.

биография и личная жизнь певицы

Фото Все

Согдиана (Оксана Нечитайло) – узбекская певица, участница шоу «Фабрика звезд-6», обладательница пяти премий «Золотой граммофон», исполнительница хита «Сердце-магнит».

Детство

Оксана Нечитайло (Согдиана) родилась 17 февраля 1984 года в Ташкенте. Ее сценический псевдоним – Согдиана, вводил в заблуждение многих поклонников. Яркую шатенку из Узбекистана считали узбечкой, тем более она отлично говорит на узбекском и роскошно смотрится в традиционной одежде.  Восточных корней у девушки нет – она украинка. В Узбекистане ее семья оказалась благодаря деду – он был военным.

Родители Оксаны не имели отношения ни к армии, ни к искусству.  Отец был инженером, а мать – медицинской сестрой.

Согдиана в детстве

Детство и юность, проведенные в Узбекистане, вспоминаются певицей с теплотой. Национальные праздники, музыка – все это запомнилось ей на всю жизнь. С ранних лет ее интересовало искусство. Поэтому девочку поступила в музыкальную школу, причем для одаренных детей. Не только музыка, но и вокал входил в сферу ее интересов.

Оксана окончила специальную школу при консерватории по классу фортепиано. Уже в 14 лет она стала лауреатом конкурса юных пианистов. В 15 лет Оксана стала участницей и победительницей конкурса «САДО-99».  Несмотря на победы и явный талант, девушка испытывала комплексы. Ей казалось, что высокий рост – 175 см и вес в 45 кг делают ее не слишком привлекательной.

Девушка уверенно решила связать свою жизнь с творчеством и поступила в Узбекскую государственную консерваторию на эстрадное отделение. Обучаясь, он регулярно участвовала в различных конкурсах. Так, она стала победительницей конкурса «Мелодии моего края», международного конкурса «Путь к звездам», ездила в Болгарию и Италию. Заграничные судьи так же не остались равнодушными к таланту Оксаны.

Творчество в Узбекистане

Когда Оксане было 17 лет она выпустила свой первый альбом под названием «Мениг кунглим» («Моя душа»). Песни на английском, русском, узбекском языке исполненные Оксаной пользовались популярностью. В 2003 году девушка была удостоена премии «Нихол», вручаемой молодым талантливым людям Узбекистана.

В 2005 году выходит второй диск певицы под названием «Мой принц… Все равно придет!». Все композиции на нем девушка исполнила на узбекском языке. Особенную популярность приобрела песня и «Мой принц».

В 2006 году вышел фильм совместного производства России и Узбекистана «Ходжа Насреддин» в нем Нечитайло исполнила одну из главных ролей. Роль в фантастической комедии удалась Оксане. Но она поняла, что для дальнейшего развития ей нужно выходить за пределы родного Узбекистана. Теперь ей хотелось покорять новые горизонты.

Могут быть знакомы

Участие в проекте «Фабрика звезд- 6»

Затем в биографии Оксаны Нечитайло появился псевдоним «Согдиана». Случилось это при подаче заявки на конкурс «Новая волна». Девушку впечатлили исторические книги, в которых рассказывалось о великой, сильной и богатой державе – Согдиане.

В 2006 году она приняла участие в проекте «Фабрика звезд». К тому времени она была уже опытной артисткой. Поэтому блестяще исполнила такие сложные композиции как «Синий платочек», «Подожди».

Согдиана в шоу «Фабрика звезд- 6»

Хит «Сердце-магнит» вошел в пятерку лучших хитов 2006 года. За него певице вручили ее первую всероссийскую награду – музыкальную премию «Золотой граммофон».

Согдиана не стала победительницей проекта, но приобрела столь необходимый сценический опыт. Так, ей сразу пришлось отстаивать свой псевдоним – судьи считали его слишком оригинальным. Кроме того, ей удалось спеть дуэтом с такими звездами как Лариса Долина и Владимир Кузьмин.

После окончания проекта она вместе с другими участниками отправилась в турне по России. А затем отправилась в Узбекистан завершать образование.

Карьера после «Фабрики звезд»

После завершения шоу певице удалось не затеряться среди других выпускников и занять достойное место на российской сцене.

В 2007 певица получила свой второй «Золотой граммофон» за песню «Синее небо». Еще через год копилка ее наград пополняется третьим «Золотым граммофоном». На этот раз хитом стала композиция «Ветер догнать».

В 2009 году в репертуаре Согдианы появилась песня на чеченском языке. Она очень понравилась Рамзану Кадырову. Прямо на концерте он присвоил певице звание народной артистки Чеченской Республики.

Согдиана на концерте

В 2011 году выходит очередной альбом артистки под названием «Эдем». В него вошли как старые композиции, так и новые песни, написанные Александром Луневым и Сергеем Ахуновым. К выходу альбома подготовила новую концертную программу.

Затем последовал перерыв в три года. Причиной тому стали неурядицы в семейной жизни: развод, очередное замужество и снова разочарование.

Когда в 2014 певица решила вернуться на сцену, она была удивлена: ее песни по-прежнему крутили по радио, а поклонники ждали ее возвращения с нетерпением. Она выпустила несколько удачных песен: «Молния», «Птица без крыла», «Эпидемия».

Удачным стал дуэт с Авраамом Руссо. Песня «Нет невозможного» и клип к ней получили множество восторженных отзывов поклонников

В 2018 году дискография артистки пополнилась очередным диском «Я выбираю тебя». Также ей было присвоено звание Заслуженной артистки Республики Ингушетия.

В 2019 году певица решила попробовать свои силы на международной арене. Дуэт с Абдулкеримом под названием «Кольцо» стал номинантом престижной премии Eurasian Music Awards 2019.

Летом 2020 года певица выпустила песню «Самый лучший день». Ее написал для Согдианы Алексей Романов, с которым она давно мечтала поработать вместе.

Согдиана на концерте

Сейчас певица активно развивает свой ютьюб-канал. Именно на нем в 2021 год публике были представлены свежие композиции: Mi Amore и «Королева Востока», которую Оксана исполнила вместе с певицей Самирой.

Не забывает Согдиана и о своем первом хите. В том же году она порадовала всех новым вариантом песни «Сердце-магнит».

Год 2022 был отмечен появлением песни «Поцелуй».

Согдиана следит на своим внешним видом. Эти старания не прошли даром. Их отметил журнала Moda Topical, присудив Оксане награду «Королева Востока».

Личная жизнь

В юности Согдиана много времени уделяла работе. Первые серьезные отношения завязались у Согдианы с индусом Рамом Говиндой. Девушка выступала на дне рождения у состоятельного бизнесмена и покорила его своей красотой и талантом. Он обещал ей буквально золотые горы и в 2008 году Согдиана стала его женой. У Согдианы родился сын Арджуна и она была уже готова покинуть сцену и посвятить себя семье полностью.

Согдиана с Рамом Говиндой

Но со временем Рам проявил свой диктаторский характер. Он следил за женой, запрещал ей работать, общаться с друзьями и отобрал телефон – ему хотелось полного подчинения от Согдианы. Когда Согдиана предложила ему развестись, мужчина тайно вывез годовалого сына из России. Несколько лет певица не видела своего ребенка и соединиться с ним она смогла только когда мальчику шел уже 4-й год. Период, когда Согдиана не видела своего сына стал для нее самым страшным. Тем не менее, она не впала в депрессию, веря, что однажды они соединяться вновь. Встреча с ним произошла в Ташкенте, где он проживал с отцом.

Бывшие супруги все смогли договориться о совместно воспитании Арджуна.

Следующим супругом Согдианы стал Башир Куштов – президент хоккейного клуба «Рысь». Пара заключила брак в 2009 году. Согдиану не остановил то, что у Башира было 9 детей от двух предыдущих жен, а также разница в 14 лет.

С Баширом Согдиана прожила несколько лет и вспоминать о жизни с ним не любит. Хотя он очень помог ей при разводе с Рамом Говиндой, затем он показал себя как деспотичный человек. Вновь повторилась слежка, подозрения в измене. Брак закончился разводом после 3 лет совместной жизни. Сын Микаил, родившийся в 2010 год остался жить с матерью.

Свадьба Согдианы и Башира Куштова

Сейчас оба мальчика постоянно живут с матерью, но регулярно встречаются с отцами. Детей Согдиана воспитывает в ключе уважения ко всем народам и религиям.

После двух разводов певица признавалась, что снова выходить замуж она вовсе не желает. Но жизнь внесла свои коррективы в ее планы.

Согдиана в третий раз вышла замуж. Ее избранником стал мужчина с именем Максим. Более ничего Согдиана не сочла нужным уточнять о своем супруге. Он сам также не стремится к известности. В одном из интервью она поделилась тем, что два развода дались ей очень тяжело. К Максиму она притиралась очень долго. Главной же проблемой стало отношение ее сыновей к Максиму. К счастью, мужчине удалось найти общий язык с мальчиками и стать им другом.

В 2019 году певица стала мамой в третий раз – у нее родился мальчик, которого назвали Львом. Сейчас певица живет со своей семьей в доме в Подмосковье.

Когда представляется возможность она с радостью посещает Узбекистан, ведь в этой стране она прожила 22 года. Один из любимых праздников певицы – Навруз, праздник прихода весны. Этот праздник отмечается в Узбекистане очень широко: народными гуляниями, угощением, песнями и плясками.

Согдиана с детьми

Согдиана любит готовить. Она любит готовить блюда как узбекской, так и украинской кухни.

Согдиана мечтает выступить с концертом в родном Узбекистане. Последний раз она выступала на родине в 2006 году. Теперь для концерта в Узбекистане нужно получать специальное разрешение, но певице не удавалось его получить.

Ссылки
  • Страница в Википедии

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Согдиана — Энциклопедия Нового Света

Согдиана или Согдия (таджикский: Суғд — древнеперсидский: Сугуда ; персидский: سغد ; китайский: 粟 8 特 900 特) древняя цивилизация иранского народа и провинция Персидской империи Ахеменидов, восемнадцатая в списке Бехистунской надписи Дария Великого (I, 16). Согдиана «числится» вторыми «хорошими землями и странами», созданными Ахура Маздой. Этот регион указан после первого, Айрьяна Ваеджа, Земля Ариев, в зороастрийской книге Вендидад. Согдиана в разные периоды времени включала территории вокруг Самарканда, Бухары, Ходжента и Кеша в современном Узбекистане. Согдиана, была захвачена в 327 9 г.0013 г. до н. э. г. войсками Александра Македонского, объединившего Согдиану с Бактрией в одну сатрапию. Он входил в состав эллинистического греко-бактрийского царства, основанного в 248 г. до н. э. Диодотом, около века, и был занят кочевниками, когда скифы и юэчжи захватили его около 150 г. до н.э.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Эллинистический период
    • 1.2 Контакты с Китаем
    • 1.3 Роль Центральной Азии
  • 2 Язык и культура
  • 3 Согдийский язык
  • 4 Знаменитые согдийцы
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 кредитов

Согдийцы занимали ключевое положение на древнем Шелковом пути и играли важную роль в торговле между Китаем и Средней Азией. Они были главными караванными торговцами в Центральной Азии и доминировали в торговле между Востоком и Западом с четвертого века до восьмого века, когда они были завоеваны арабами. Хотя согдийский язык вымер, остается большое количество литературы, в основном религиозных текстов.

История

Согдийцы, изображенные на китайской стеле Северной Ци, около 550 г. г. н.э.

Золотая монета Диодота ок. 250 г. до н. э.

Варварская копия монеты Евтидема I из области Согдиана. Надпись на реверсе написана арамейским шрифтом.

Sogdiana или Sogdia (Tajik: Suғd — Old Persian: Sughuda ; персидский: , ; китайский: 粟特 — Sùtè ) была древней цивилизацией иранской народ и провинция -провинция аха -аха -ах. Персидская империя, восемнадцатая в списке Бехистунской надписи Дария Великого (I, 16). Согдиана «числится» вторыми «хорошими землями и странами», созданными Ахура Маздой. Этот регион указан после первого, Айрьяна Ваеджа, Земля Ариев, в зороастрийской книге Vendidad, показывает его древность. [1] Согдиана в разные периоды времени включала территории вокруг Самарканда, Бухары, Ходжента и Кеша в современном Узбекистане.

Раскопки показали, что Согдиана, вероятно, была заселена между 1000 и 500 г. до н.э. Империя Ахеменидов завоевала эту территорию в шестом веке г. до н.э. [2] .

Согдийские государства, хотя и никогда не были политически едиными, были сосредоточены вокруг своего главного города Самарканда. Она лежала к северу от Бактрии, к востоку от Хорезма и к юго-востоку от Канджу между Оксом (Амударьей) и Яксартом (Сырдарьей), охватывая плодородную долину Зерафшана (древний Политиметус ). Согдийская территория соответствует современным Самаркандской и Бухарской областям современного Узбекистана, а также Согдийской области современного Таджикистана.

Эллинистический период

Согдийская Скала или Скала Ариамазов, крепость в Согдиане, захвачена в 327 г. до н.э. г. войсками Александра Македонского, объединившего Согдиану с Бактрией в одну сатрапию. Впоследствии оно вошло в состав эллинистического греко-бактрийского царства, основанного в 2489 г.0013 г. до н. э. Диодота, около века. Евтидем I, похоже, владел согдийской территорией, и его монеты позже копировались на месте. Евкратид, по-видимому, временно восстановил суверенитет над Согдианой. Наконец, этот район был занят кочевниками, когда скифы и юэчжи захватили его около 150 г. до н.э.

Контакты с Китаем

Согдиана для китайцев была «Суте».

Согдийцы занимали ключевое положение на древнем Шелковом пути и играли важную роль в торговле между Китаем и Средней Азией. Их контакты с Китаем были инициированы посольством китайского исследователя Чжан Цяня во время правления Уди из прежней династии Хань (141–87 9 гг.).0013 г. до н. э. ). Он написал отчет о своем посещении Средней Азии и назвал район Согдианы «Канджу».

После посольства и отчета Чжан Цяня торговые отношения Китая со Средней Азией и Согдианой процветали, и в течение первого века г. до н.э. было отправлено множество китайских миссий. : «Самые крупные из этих посольств в иностранные государства насчитывали несколько сотен человек, в то время как даже более мелкие партии насчитывали более 100 членов… В течение одного года отправлялось от пяти-шести до более десяти партий». (Сиджи, перевод Бертона Уотсона). Однако в то время согдийские торговцы играли еще меньшую роль в торговле на Шелковом пути, чем их южные индийские и бактрийские соседи.

Роль Центральной Азии

Согдийская монета с китайским влиянием, Кельпин, восьмой век н.э. Британский музей

.

Согдийцы доминировали в торговле между Востоком и Западом с четвертого до восьмого века, а Суяб и Талас были их главными центрами на севере. Они были главными караванными торговцами Средней Азии. Их коммерческие интересы были защищены возродившейся военной мощью Гёктюрков, чья империя была описана как «совместное предприятие клана Ашина и согдийцев» 9.0077 [3] [4] .
В восьмом веке арабы завоевали Согдиану, и она стала одной из богатейших частей Халифата. Однако экономическое процветание сочеталось с культурной ассимиляцией. Во второй половине VIII—IX вв. городские жители приняли ислам, и одновременно персидский (таджикский) язык вытеснил согдийский, хотя еще долгое время после этого жители сельской местности продолжали говорить на согдийском языке. В IX веке Согдиана утратила свою этническую и культурную самобытность, хотя многие элементы согдийской материальной культуры встречаются в материалах, датируемых IX-XI веками, а ее культура сохранилась до XI века среди согдийских переселенцев, переселившихся в восточную Среднюю Азию. и Китай. [5]
Согдийская торговля, с некоторыми перерывами, продолжалась и в IX в. Она продолжалась в 10 в. в рамках Уйгурской империи, которая до 840 г. распространялась на всю северную Среднюю Азию и получала из Китая огромные поставки шелка в обмен на лошадей. В это время в китайских источниках упоминаются караваны согдийцев, направлявшиеся в Верхнюю Монголию.

Согдийцы играли не менее важную религиозную и культурную роль. Часть сведений о Восточной Азии, предоставленных мусульманскими географами десятого века, заимствована из согдийских данных периода 750-840 гг., свидетельствующих о сохранении связей между востоком и западом. Однако после распада Уйгурской империи согдийская торговля вошла в кризис. Из мусульманской Средней Азии главным образом исходила торговля Саманидов, которая возобновила северо-западный путь, ведущий к Хазарам и Уралу, и северо-восточный путь к близлежащим тюркским племенам [4] .

Язык и культура

Согдийцы в сасанидском стиле одевают жертвователей Будды (фреска, с деталями), Безеклик, восточная часть Таримской котловины, Китай, восьмой век.

Археологические находки в Пенджикенте и Варахше, городских княжествах в Согдиане, свидетельствуют о том, что согдийцы сочетали в себе влияние многих культур, в том числе первоначальной сасанидской культуры, постгуптской Индии и Китая Суй и Тан периоды. Жилища украшались настенной росписью и резьбой по дереву. Картины, кажется, во многом основаны на персидских традициях, но резьба по дереву больше напоминает индийские источники. Картины воспроизводят многие детали быта, а их тематика опирается на иранские (зороастрийские), ближневосточные (манихейские, несторианские) и индийские (индуистские, буддийские) источники.

Согдийцы отличались терпимостью к различным религиозным убеждениям. Буддизм, манихейство, несторианское христианство и зороастризм имели значительных последователей. Согдийцы были участниками передачи буддизма по Шелковому пути до периода мусульманского вторжения в восьмом веке. Большая часть наших знаний о согдийцах и их языке основана на многочисленных религиозных текстах, которые они оставили после себя.

Долина Зерафшана вокруг Самарканда даже в средние века сохранила название Согд О Самарканд. Арабские географы оценили его как один из четырех самых красивых районов мира. Ягнобцы, проживающие в Согдийской области Таджикистана, до сих пор говорят на диалекте согдийского языка.

Подавляющее большинство согдийцев постепенно смешалось с другими местными группами, такими как бактрийцы, хорезмийцы, турки и персы, и стало говорить на персидском (современные таджики) или (после тюркского завоевания Средней Азии) на тюркском узбекском языке. Они являются одними из предков современных таджиков и узбеков. В результате этой примеси в современном персидском и узбекском языках можно найти многочисленные согдийские слова.

Согдийский язык

Согдийцы говорили на восточно-иранском языке, называемом согдийским, тесно связанным с бактрийским, другим основным языком региона в древние времена. На согдийском языке использовались различные шрифты, все они произошли от арамейского алфавита. Подобно своей близкой родственнице пехлевийской системе письма, письменный согдийский язык также содержит множество логограмм или идеограмм, которые представляли собой арамейские слова, написанные для обозначения слов, произносимых на родном языке. Различные согдийские произведения, почти полностью религиозные произведения манихейских и христианских писателей, также были обнаружены в корпусе текстов Турфана. Согдийская письменность является прямым предком уйгурской письменности, которая сама является предшественником монгольской письменности.

Образец согдийского текста (транслитерация): MN sγwδy-k MLK’ δy-w’šty-c ‘t x’xsrc xwβw ‘pšwnw δrwth γ-rβ nm’cyw

Word-by-word перевод: От согдийского царя Деваштика до хахсарского Хув Афшуна, (хорошего) здоровья (и) многих приветствий…

Согдийский язык является одним из важнейших среднеиранских языков с большим литературным корпусом, стоящим рядом со среднеперсидским и парфянским. Язык относится к северо-восточной ветви иранских языков. Нет доказательств более ранней версии языка (* Старосогдийский ) был найден. Согдийский язык обладает более консервативной грамматикой и морфологией, чем среднеперсидский.

Экономическое и политическое значение языка гарантировало его выживание в первые несколько столетий после завоевания Согдианы мусульманами в начале восьмого века г. н.э. . Самые ранние тексты на современном персидском языке были написаны на территории Согдианы под покровительством саманидских царей, и многие согдийские слова вошли в современный персидский язык. Только диалект согдийского, называемый ягнобским языком, дожил до XXI века, и на нем говорят горцы Ягнобской долины.

Известные согдийцы

  • Ань Лушань был военачальником тюркского и согдийского происхождения во времена династии Тан в Китае. Он приобрел известность, сражаясь во время Танских пограничных войн между 741 и 755 годами. Позже он ускорил катастрофическое восстание Ань Ши, которое длилось с 755 по 763 год.
  • тохарцы
  • иранских языков
  • Древние иранские народы

Примечания

  1. ↑ Джеймс Дарместетер, (переводчик) (Из Sacred Books of the East, American Edition, 1898 г.)
    [1] Avesta.org . Проверено 31 марта 2008 г.
  2. ↑ Борис Иванович Маршак. Археология Согдианы, Эрмитаж, Санкт-Петербург. Информационный бюллетень Фонда Шелкового пути . (на английском языке) Проверено 18 декабря 2007 г.
  3. ↑ Андре Винк. Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира. (Brill Academic Publishers, 2002. ISBN 0391041738).
  4. 4.0 4.1 Этьен де ла Васььер, «Согдийская торговля», Encyclopedia Iranica , Iranica.com . получено 15 июня 2007 г.
  5. ↑ Маршак. Археология Согдианы Проверено 18 декабря 2007 г.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов.

  • Бабаджан Гафуров, «Таджики», издано в СССР, Россия, Таджикистан
  • Маклауд, Калум и Брэдли Мэйхью. 2002. Узбекистан золотая дорога в Самарканд. Гонконг: Одиссея. ISBN 9622177034 ISBN 9789622177031
  • Фрай, Ричард Нельсон. 1996. Наследие Средней Азии от древности до турецкой экспансии. Серия Princeton о Ближнем Востоке. Принстон: Издательство Маркуса Винера. ISBN 1558761101
  • Маршак Б.И., Лившит В.А. 2002. Легенды, сказки и небылицы в искусстве Согда. Серия лекций Эхсана Яршатера, проводимая раз в два года, вып. 1. Нью-Йорк: Bibliotheca Persica Press. ISBN 0933273614
  • Васььер, Этьен де ла, «История маршанов Согдиенса» [Bibliothèque de l’Institut des Hautes Ètudes Chinoises, XXXII]. Indo-Iranian Journal 47 (2) (июнь 2004 г.): 133-135
  • Васььер, Этьен, де ла. История маршанов Согдианы. Ihec/Inst.Hautes Etudes (1 января 2004 г.) Париж: де Боккар, 2004 г. ISBN 2857570643 (на французском языке)
  • Васььер, Этьен де ла. Согдийские торговцы. История. 2005. Лейден: Брилл. ISBN
  • 42525
  • Подмигивание, Андре. Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира. Brill Academic Publishers, 2002. ISBN 0391041738.
  • Кредиты

    New World Encyclopedia авторы и редакторы переписали и дополнили статью Wikipedia
    в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

    • Согдиана история
    • Согдийский_язык  история
    • Siege_of_the_Sogdian_Rock  история

    История этой статьи с момента ее импорта в Энциклопедия Нового Света :

    • История «Согдианы»

    Примечание: На использование отдельных изображений, которые лицензируются отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

    СОГДИЙЦЫ: ТОРГОВЦЫ ШЕЛКОВОГО ПУТИ

    СОГДИЙЦЫ


    Согдийские купцы

    Согдийцы были жителями плодородных долин, окруженных пустынями, важнейшими из которых были Зеравшанская долина и Таджикистан, на территории современного Узбекистана. Французский ученый Этьен де ла Васьер писал: Этот ираноязычный народ имел пятнадцативековую историческую идентичность между шестым веком до н.э. и десятый век нашей эры, когда он исчез в мусульманском персоязычном мире. Хотя согдийцы построили такие известные города, как Самарканд и Бухара, они совершенно неизвестны. Только специалисты по Шелковому пути знают, что они были одними из главных посредников обменов в степи, в Средней Азии и в Китае в течение первого тысячелетия нашей эры, и особенно между пятым и восьмым веками нашей эры. В этот период внутренний шелковый путь и согдийская торговая сеть почти синонимичны. [Источник: Étienne de la Vaissière, École pratique des hautes, études Sciences historiques et philologiques, Paris, информационный бюллетень Фонда Шелкового пути]

    Альберт Э. Дин написал в статье Фонда Шелкового пути: Западный Туркестан, территория современных Узбекистана и Таджикистана, был важным районом в истории Шелкового пути. Это была территория, через которую проходила Дорога, и жители были очень вовлечены в коммерческую деятельность, происходившую вдоль ее пути. Эта область, известная по-разному как Мавераннахр (то есть через Оксус или Амударью) или Восточный Иран (имеется в виду восточное продолжение иранской культуры), является увлекательной областью, которую стоит изучить. Это территория, где встретились несколько культур: греко-римского мира, Ирана и Индии и, в некоторой степени, даже Китая. Это сухая, полузасушливая территория, в которой находятся грозные пустыни Каракум и Кызылкум, пересекаемые некоторыми реками, вода из которых может быть отведена для сельского хозяйства и, таким образом, поддерживает некоторые города с большим населением, действительно оазисную культуру. Торговля и сельское хозяйство составляли экономическую основу важных культурных центров. Но в то же время территория упиралась в степи, и было почти постоянное давление со стороны кочевников на север и восток, через Сыр-Дарью, чтобы они переселились со своими стадами и совершили набеги, а в случае успеха и стали правителями. этой богатой земли. По сути, это были ранние пришельцы, отбивающиеся от опоздавших, потому что жители Мавераннахра были иранским населением, которое само переселилось из степей и осело. [Источник: Альберт Э. Дин, Фонд «Шелковый путь» = ]

    Область можно разделить на три части: Согдийскую, Ферганскую и Хорезмскую. Согдиана состояла из долин рек Заравшан и Кашкадарья, Фергана – в верховьях реки Сырдарья, а Хорезм – в районе дельты Амударьи. Империя Ахеменидов завоевала эту территорию в 6 веке до нашей эры, и названия этих областей записаны в списке завоеваний Кира в Бехистуне. Но затем персам пришлось защищать этот район от кочевников, и на самом деле Кир был убит в 530 г. до н.э., сражаясь с массагетами к востоку от Каспия. Затем последовали периоды правления Селевкидов, бактрийских греков, парфян, кушанов, а затем новой группы кочевников, эфталитов (или белых гуннов), пришедших из степей, которые помогли положить конец Кушанскому царству. Затем пришли сасаниды, правление которых продолжалось до их завоевания арабами в VII-VIII веках. =

    Фергана была особенно известна своими лошадьми, и они рано привлекли внимание китайцев, которые хотели улучшить породу, которую они использовали для своей кавалерии. Посланник был послан для покупки желаемых животных, но получил не только отказ, но и был убит. Затем в 104 г. до н.э. генерал Ли Гуанли был отправлен с армией в 60 000 человек через Памир, чтобы отомстить и вернуть ферганских лошадей, известных китайцам как потеющие кровью или небесные лошади. Ли осадил город Ташкент, но не смог его взять и вернулся с остатками своей армии. Достигнув границы с Китаем, он попросил разрешения проследовать в столицу. В этом ему было отказано, отправлено подкрепление и сказано, чтобы он не возвращался без лошадей. Это придало ему решимости, и вторая экспедиция увенчалась успехом, вернувшись в 101 г. до н.э. с 1000 лошадей. Это ознаменовало начало активности Китая в районе к западу от Памира, которая, безусловно, была спорадической, но не прекращалась до поражения китайской армии объединенными турецко-арабскими силами в 732 г. =

    Ранняя согдийская торговля

    Этьен де ла Васьер писал: Современные согдийские, китайские, арабские, византийские и армянские источники описывают согдийцев как великих торговцев Внутренней Азии. Свою продукцию — мускус, рабов, изделия из серебра, шелк и многие другие товары — они успевали продавать всем окрестным народам. Греческий текст описывает их торговые посольства в Византию, граффити некоторых караванщиков доказывают, что они были в Индии, тюркская лексика свидетельствует об их культурной и экономической мощи в турецкой степи… Но их главным рынком сбыта всегда был Китай. Китайская ветвь их сети, безусловно, наиболее известна, и в Китае быстро растет число новых открытий, касающихся согдийцев. [Источник: Étienne de la Vaissière, École pratique des hautes, études Sciences historiques et philologiques, Paris, информационный бюллетень Фонда Шелкового пути]

    Согласно Encyclopedia Iranica: Жители Согдианы были главными караванными торговцами в Центральной Азии с 5 по 8 века. Мало что известно о происхождении согдийской торговли. Первое упоминание о согдийских купцах встречается в «Шиджи» (Ших Чи), написанном около 100 г. до н.э. и на основе отчетов первых китайских посланников в Среднюю Азию: хотя государства от Дайюаня на западе до Аньси говорят на довольно разных языках, их обычаи в целом схожи, а их языки взаимно понятны. У всех мужчин глубоко посаженные глаза, пышные бороды и бакенбарды. Они искусны в торговле и будут торговаться из-за доли цента (Сыма Цянь, у Шиджи, глава 123, стр. 3174; тр. Уотсон, стр. 245). [Источник: Encyclopedia Iranica +++]

    Согдийский купец Археология свидетельствует лишь об ограниченной региональной торговле в Согдиане (бирюза из Ферганы в Самарканд), в отличие от торговли соседних регионов (китайский импорт в Фергану). Экономика, по-видимому, очень мало основывалась на деньгах и, скорее, в ней преобладал обмен сельскохозяйственной продукцией. Китай периода Хань отправлял многочисленные посольства с большим количеством рулонов шелка и других продуктов империи, чтобы заискивать перед кочевой аристократией (Юэчжи, Усун, Канцзюй), которая доминировала в политической жизни Средней Азии, чтобы бороться со своими врагами хунну. Согдийцы торговали с китайскими посланниками в небольших масштабах, в то время как в Бактрии и Гандхаре купцы обнаружили, какую большую выгоду они смогут получить, развивая рынок китайского шелка в Индии, Иране и на эллинизированном Ближнем Востоке. Последние решили реэкспортировать шелк, привезенный посольствами, и даже отправились в Китай, притворяясь послами, чтобы купить шелк прямо у его источника (Хань шу 9).6 А, с. 3885; тр. Халсеве и Лёве, с. 109). Согдийцы должны были подражать им. В 29 и 11 г. до н.э. послы из Кангюя, кочевого государства с центром в среднем течении Сырдарьи, но в то время включавшего и Согдиану, явились к китайскому двору, произнося слово коммерция (Хань шу, гл. 96 А, с. 3893; т. Hulsewé and Loewe, стр. 128). +++

    Объединение юга Средней Азии и севера Индии в составе Кушанского царства в течение первого и третьего веков нашей эры еще больше укрепило значение и процветание могущественных купцов из Бактрии и Таксилы и привело к созданию основных экономических центр Ближнего Востока. Буддийские источники показывают, что согдийские купцы, которые не находились на главных дорогах, расположенных южнее (Птолемей, тр. Ронка, стр. 31-36, неверно указывает Самарканд), эмигрировали в Индию, извлекая выгоду из этого процветания (биография монаха Кан Сен Хуэй [Сэн-Хоуэй], родился в начале 3 века, тр. Шаванн, 19 лет.09, стр. 199-200; Гренет, 1996). Согдийцы были тогда учениками и подмастерьями кушанских купцов. Часть коммерческой согдийской лексики имеет бактрийское происхождение (Симс-Уильямс, 1996, с. 50-51). +++

    Согдийская торговая сеть разрослась настолько, что в начале III века в Ганьсу представители кушанских и согдийских купцов были поставлены на один уровень и совместно участвовали в политических переговорах (Саньго чжи, гл. 4, стр. 895). Однако основным доказательством согдийской коммерческой экспансии в направлении Китая является набор согдийских древних писем (tr. Sims-Williams, 2001; Grenet, Sims-Williams, and de la Vaissière, 2001). Написанные в 313 г. в коридоре Ганьсу, они показывают присутствие согдийских купеческих общин в основных городах региона, а также во внутреннем Китае. Они также показывают, что торговцы были организованы в сети. Второе письмо, написанное на языке Ганьсу, адресовано Самарканду. Потомки кушанских соперников также упоминаются в этом тексте, поскольку индейские (?yntkwt) и согдийские общины Лояна были уничтожены голодом. Трудно сказать, что стало с большой торговлей в следующем столетии, но в 439 г.согдийские купцы были главными иностранными купцами в Ганьсу (Вэй шу, гл. 102, с. 2270; Еноки, 1955, с. 44). К тому же периоду на перевалах Высокого Инда найдено более 600 надписей согдийских караванщиков против лишь около десяти бактрийских надписей (Sims-Williams, 1989, 1992) — факт, свидетельствующий о замещении бактрийских купцов согдийцами. +++

    Согдиана и Шелковый путь

    Согдийцы были сосредоточены на территории современного северного Таджикистана и южного Узбекистана (Распопова и Шишкина, 1999). С пятого по восьмой века согдийцы были главными караванными торговцами Шелкового пути, проходившего через согдийские города Самарканд (их столицу) и Бухару (Vaissiere, 2004). Согдийцы также основали обширные колонии на территории современного западного Китая. Их влияние было настолько велико, что согдийский, восточноиранский язык, был лингва-франка Центральной Азии в течение седьмого века (Диен). Область к югу от Согдианы, Усташана (также называемая Сорушна) также была заселена согдийцами (Негматов, 1999). Его столица Бунджикат находилась недалеко от современного Истравшана на северо-западе Таджикистана (Bosworth, 2005). Диалект согдийского языка, на котором говорили в Устрашане в восьмом веке, был идентифицирован по лексическому и фонологическому сходству как язык, от которого произошел современный ягноб (см. Ниже). [Источник: Бахром в истории, Yagnob.wordpress.com. 15 октября 2007 г.]

    Согдийский шелк 8-го века Альберт Э. Дин написал в статье Фонда Шелкового пути: Согдиана была более активно вовлечена в Шелковый путь. Названия его крупных городов, Самарканда и Бухары, должны напоминать о площади и значении, которое они имели для Шелкового пути. Даже в самый ранний период, до того, как были основаны эти города, согдийцы были основными участниками караванов Шелкового пути, их язык стал лингва-франка в Азии, их алфавит стал источником более поздних алфавитов на восток, они несли с собой такие религии. как зороастризм, манихейство и несторианское христианство. Они были широко представлены на рынках столиц Китая, и некоторые письма начала 4 века, найденные в башне Великой стены, показывают, что различные согдийские колонии в Центральной Азии поддерживали связь с домашним офисом в Самарканде. . [Источник: Альберт Э. Дин, Фонд «Шелковый путь» = ]

    Несколько согдийских княжеств, в основном мелких, образовались в древности, и некоторые из них чеканили собственную чеканку. Многие, по крайней мере номинально, подчинялись Самарканду, но их положение менялось с каждой новой сверхдержавой, которая контролировала этот район. Какое-то время, например, тюркские каганы в степях поддерживали согдийских правителей, защищали согдийскую торговлю и использовали согдийцев в качестве чиновников и дипломатов. К китайцам также относились как к повелителям в 7 веке, но как к далеким, и Согдиане удалось обрести независимость. В течение этого VII века произошло быстрое развитие столицы Самарканда, расширение торговли, о чем свидетельствует обилие монет, был прогресс в шелкоткачестве и ремеслах, а согдийские купцы не только теснили Шелковый путь на восток, на запад, но и Меховой дорогой, на север до Урала. Считается, что многие серебряные и позолоченные сосуды, найденные в Центральной Азии и Китае, были изготовлены в Согдиане, а не в Иране на западе. =

    С приходом арабов во второй половине 7 века произошли важные изменения. Иран был завоеван, и через Амударью совершались набеги, но в начале 8 века началось серьезное завоевание Мавераннахра. Генерал-губернатор Хорасана, великий полководец Кутайба бен Муслим, в 706–712 годах вступил во владение, и местные правители стали вассалами арабов. Было несколько местных восстаний, территория пострадала от кампаний, некоторые города были заброшены или разрушены, а со сменой династии халифата от Омейядов к Аббасидам в 750 году произошли крупномасштабные обращения в ислам. =

    Мы не должны думать, что согдийцы были просто пассивными подданными различных сил, которые стали править ими. Во время и между этими периодами внешнего правления вырос ряд городов-государств, очень децентрализованных, с элитой рыцарских землевладельцев, правивших большими орошаемыми поместьями, и богатыми купцами, которые были на одном социальном уровне с рыцарями. Хотя некоторые ученые уподобляют социальную и политическую ситуацию феодализму, на самом деле это заходит слишком далеко. Преемственность правления была малостабильна, и казалось, что сообщество или какая-то его часть имели право голоса при выборе правителей. Бухара, например, не имела правителя, а в случае Пенджикента город имел свои доходы и своих чиновников. Таким образом, согдийское общество демонстрировало высокоразвитую экономику, но слабую государственную систему с небольшой централизацией. Именно отсутствие централизации сделало этот район столь уязвимым для нападения арабов. =

    Ягнобцы: потомки согдийцев?

    Яноб когда-то был универсальным языком торговли на Шелковом пути. В настоящее время на нем говорит лишь небольшая группа людей: ягнобцы, населявшие высокогорную долину Ягноб в западно-центральной части Таджикистана. Некоторые считают этих людей потомками согдийцев, которые продолжали процветать до арабских завоеваний Средней Азии в восьмом веке нашей эры. веками идентифицировались как потомки древних согдийцев.

    После того, как согдийцы потерпели поражение от арабских захватчиков в битве у горы Муг в 722 г. н.э., многие из них бежали от арабского господства, чтобы жить в высокогорных долинах (Whitfeld, 2005). Согласно Белякову (2003), село Пскон в Ягнобской долине стало фактической столицей согдийских беженцев. Похоже, что согдийские беженцы оставались довольно изолированными от внешней власти и влияния, хотя значительное их число было насильственно обращено в ислам. В конце концов все ягнобцы приняли ислам, но они также сохранили зороастрийские верования, которые продолжают оставаться частью их религиозной практики (Гуня, 2002). [Источник: Бахром в истории, yaghnobi. wordpress.com. 15 октября 2007 г.]


    Алп Арслан на троне в Герате


    В 17 веке значительное количество ягнобцев мигрировало в Варзобскую долину (Bielmeier, 2006), населенную в основном таджиками и расположенную ближе к равнинным населенным пунктам. Сегодня в полудюжине сел проживает значительное количество ягнобцев. Земля ягнобцев перешла под контроль царя в 1870 году, но российская власть была в основном только на словах. Помимо сбора налогов, от которых ягнобцы были освобождены в 189 г.5, русские практически не контролировали ситуацию, и ягнобцы оставались изолированными высокими горами, окружающими их родину. Первые научные записи о ягнобском языке были сделаны в 1870 году русским ученым Александром Львовичем Куном и его таджикским спутником и переводчиком Мирзой Муллой Абдуррахманом из Самарканда.

    В 1920 году большевики взяли под свой контроль русский Туркестан, но из-за труднопроходимой местности, окружающей Ягнобскую долину, они не имели реального контроля до 1930 г. , когда в селе Науметкан Ягноба был создан первый совет. В 1929 году была создана Таджикская Советская Социалистическая Республика. Ягнобская долина находилась на территории Таджикской ССР и находилась примерно в шестидесяти милях от Душанбе, который был назначен столицей Таджикской ССР. Поскольку советский политический аппарат развивался в непосредственной близости от Ягнобской долины, были предприняты дальнейшие попытки советизации ягнобцев, включая создание двух в значительной степени безуспешных колхозов в 1919 году.30-х годов (Гуня, 2002). Несмотря на усиление советского контроля над Таджикской ССР, ягнобцы продолжали оставаться относительно изолированными и автономными из-за отсутствия дорог через высокие перевалы в Ягнобскую долину.

    В течение 1970 и 1971 годов советские власти насильственно депортировали все население Ягнобской долины на хлопковые плантации в районе Зафарбада на северо-западной границе Таджикской и Узбекской ССР. Депортация была политически и экономически мотивирована. Тот факт, что удаленное расположение ягнобцев позволяло им эффективно противостоять советской власти, в сочетании с острой экономической потребностью в рабочих на хлопковых полях, побудил правительство выгнать ягнобцев из их горных домов под дулом пистолета и отправить их на вертолетах для выращивания. хлопок на орошаемых пустынных землях (Донован, 2007 г.). Население Ягнобской долины в то время насчитывало от трех до четырех тысяч человек. Из-за сурового пустынного климата с температурой выше 105 градусов по Фаренгейту, неадекватного жилья, отсутствия санитарной питьевой воды и подверженности туберкулезу от 400 до 700 ягнобцев умерли в течение первого года их пребывания в Зафарабаде (Loy, 2005). В течение первых нескольких лет некоторые ягнобцы бежали обратно в Ягнобскую долину только для того, чтобы быть снова депортированными.

    В 1990 году Совет Министров в Душанбе принял постановление о восстановлении всех сел, из которых были депортированы люди. Таджикистан стал независимой страной в 1991 году. С момента обретения независимости правительство Таджикистана продвигало национальное осознание согдийского наследия страны в рамках усилий по формированию новой национальной идентичности. Хотя ягнобцам теперь разрешено вернуться жить в Ягнобскую долину, только около трехсот сделали это, поскольку все дома были разрушены, а в долине полностью отсутствует какая-либо инфраструктура или экономическая база. Около 6500 ягнобцев остаются в Зафарабаде, крупнейшем ягнобском населенном пункте. Несмотря на страдания и лишения, которые они пережили, они сохранили большую часть своей культуры и продолжают говорить на ягноби как на родном языке.

    Источники изображений:

    Источники текстов: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.