Собор построенный при иване грозном: Собор Василия Блаженного — символ Москвы и всей России

Собор Василия Блаженного — символ Москвы и всей России

  1. Главная
  2. Росcия
  3. Москва
  4. Собор Василия Блаженного


Одним из самых узнаваемых в мире архитектурных шедевров России является Покровский собор, более известный как Собор Василия Блаженного. Заслуживший международное признание уникальной красоты православный храм расположен в историческом центре Москвы. Неповторимость памятника архитектуры заставляет восхищаться всех гостей столицы, а москвичи искренне гордятся тем, что они сопричастны с мировым шедевром.


Сам Собор Василия Блаженного был построен в 1565—1561 гг. по велению царя Ивана Грозного. Царь всея Руси дал обет, что построит церковь в случае взятии Казанского ханства. В народе собор именовался Покрова на Рву, так как был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля.


Постник и Барма были русскими зодчими, построившими собор Василия Блаженного. Об этом стало известно лишь в 1895 году, когда нашлись записи в историческом рукописном сборнике XVII века. Согласно легенде, Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они больше не смогли построить храм, равный по красоте Покровскому собору.




Позднее в одном из пределов храма был погребен самый почитаемый юродивый на Руси — Василий Блаженный. Легенда гласит, что он собирал деньги на будущий Покровский храм, и на Красной площади бросал монеты через правое плечо — и никто, даже воры, не смели трогать эти деньги. А в августе 1552 года перед смертью, он отдал собранные деньги Ивану Грозному, который и повелел возвести на этом месте храм.


Собор Василия Блаженного — это симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый — самый высокий храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного. А центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери — именно в этот день Казань была взята приступом. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.




По одной из легенд Наполеон хотел перенести это чудо архитектуры в Париж, но техника того времени была неспособна справиться с этой задачей, и тогда французский император перед отступлением приказал своей армии взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи тщетно пытались загасить зажженные фитили, но вмешалось провидение, и внезапно хлынул проливной дождь, который помог остановить взрыв.


В середине 20-х годов XX века собор Василия Блаженного получил статус музея, и с 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея. В храме-музее представлено 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописи. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись, и церковная утварь, стены собора оформлены фресками. Среди особо ценных экспонатов — потир XVII века (литургический сосуд для освящения вина), принадлежавший царю Алексею Михайловичу. Здесь собрана интересная коллекция колоколов, отлитых в России, Беларуси, Голландии, Франции и Германии, а также различное оружие времен Ивана Грозного.


Покровский собор включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Собор Василия Блаженного — зашифрованный образ погибшей мечети

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Тогда, по-видимому, Иван Грозный и принял решение построить храм в честь победы над Казанью. Город был взят в 1552 году, а в 1554 — заложена эта великая святыня близ Фроловских (Спасских) ворот на месте деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом. Так как покорение Казани свершилось 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то и новый собор в честь этого дня был назван Покровским. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили».

Освящал храм митрополит Макарий 29 июля 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых. Каждый новый правитель добавлял храму какую-то деталь, что и сделало его столь неповторимым. Однако официально строительство храма было окончено 29 июня 1561 года.

Барма и Постник. Один или вдвоем?

До сих пор до конца неизвестно, кто же построил храм. Согласно легенде архитекторами были русские зодчие Барма и Постник, хотя некоторые историки склонны считать, что это был один человек — Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Отчасти свою популярность храм приобрел благодаря легенде, известной любому школьнику. Когда зодчий представил макет собора Ивану Грозному, тот был восхищен красотой здания, он спросил мастера: может ли он построить другой, подобный, или ещё более прекрасный храм? «Могу»‘, — ответил архитектор. «Ты лжешь!» — вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы Храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.

Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли,
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.

1938г. Д.Кедрин.

Историки утверждают, что опровержение этой легенды может служить то, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Зашифрованный образ погибшей мечети

Существует много легенд о Покровском соборе. Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани. Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей, он велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.

Исследователи архитектуры Покровского собора не раз подчеркивали, что это был не просто обетный храм (то есть построенный по данному обету), а его замысел не исчерпывался благодарением за казанскую победу. 

Собор должен был стать храмом прославления победы Московской Руси, он должен был увековечить память о погибших «за други своя» под стенами Казани, и, наконец, собор знаменовал собой одновременно высшую награду «в царствии небесном», которую должны были получить, по учению церкви, убитые, и воплощал представление о Москве как о «новом Иерусалиме» (мировом центре, несущем спасение православному миру). То есть Покровский собор, с одной стороны, осмыслялся как символ небесного града — Горнего Иерусалима, который был воплощен в нем через образы жизнерадостной, праздничной, «райской» архитектуры, а с другой стороны, как образ земного Иерусалима, соединявшегося с образом и реалиями Храма Гроба Господня. Именно Иерусалимом называют собор иностранцы, посетившие в 16 в. Московию и оставившие записки о своих путешествиях.

Уникальная архитектура Храма

Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его сейчас. Первой построили деревянную модель, а потом «перевели» ее в камень. Эта особенность отразилась и на архитектуре храма, которая напоминает ярусными башнями, шатрами и переходами северные деревянные церковки в карельской, архангельской, вологодской и костромской сторонах.

Ни один купол в этом соборе не повторяет другой. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом — по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Приделы соединены друг с другом системой переходов
Каждая церковь получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.

Свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом.

Храм славен своими подземными ходами. Масштабное обследование храма произвели в 1924 году Д. П. Суховов и И. Я. Стеллецкий. Под приделом Иоанна Милостивого они обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма (вскоре засыпанная).

Окна-бойницы найденной комнаты были заложены кирпичом. «В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон — амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади […]. В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей»,- писал И. Я. Стеллецкий.

Открытие это навело Стеллецкого на мысль о том, что в XVI веке нижняя часть собора Василия Блаженного была предназначена для ведения боя.

Десятая церковь — храм святого Василия — была пристроена в 1588 году. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название — собор Василия Блаженного.

Василий Христа ради юродивый 

Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось.

Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл «мертвого» своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.

Говорят, что Блаженный летом 1547 г. пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и пред церковью долго молился со слезами. Так он предвозвестил страшный московский пожар, который начался на следующий день именно с Воздвиженского монастыря. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал царь.

Сокровища Храма

Мощи Василия Блаженного — не единственная ценность Храма. Специально для него в XVIII в. были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе: «Знамение со святыми на полях», ее реплика и «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными».

Икона «Знамение со святыми на полях» на восточной стороне церкви Троицы — самая ранняя, первой  четверти XVIII в. По словам старосты собора В.Л.Белянкина, «изустное предание говорит, что эта икона была написана особенным искусством по сырой извести вместо масляных — составленных водою красок». У этой иконы есть предполагаемый автор — иконописец Тимофей Архипов, похороненный в 1737 г. у стен церкви Чуда Михаила Архангела собора московского Чудова монастыря.

Икона сразу стала почитаемой, а позднее считалась чудотворной. Это послужило причиной появления реплики с нее на деревянной основе, выполненной в 80-х гг. XVIII в. Отличаются иконы составом святых на полях. Икона поражает своими размерами — 2,84 х 2,84 м. Третья икона — «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными» — имеет столь же большие размеры (2,6 х 3,8 м) и находится на южной стене колокольни Покровского собора.

Появление богородичных икон «Знамение» и «Покров» на стенах собора закономерно. Сюжеты Покрова и Знамения Богоматери несут в себе одну и ту же символическую нагрузку — заступничество Богоматери перед лицом врага, а также утверждение покровительства Богоматери православному народу.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов — потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Чудесные спасения

Необыкновенной красоты Храм неоднократно пытались снести, но всякий раз Храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 г. Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский Собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах — храмы остались невредимыми. Что же касается Покровского собора, то он не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили.

После революции Покровский собор еще один раз чудесно спасен. Его последний настоятель, протоиерей Иоанн Восторгов, особо ненавидимый большевиками, был расстрелян в 1919 г., а в 1929 г. храм был окончательно закрыт, колокола отданы в переплавку. В тридцатые годы Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций.

В народе существует предание, что он изготовил макет Красной площади со съемным Покровским собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место»! Известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.

Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. «Известный всему свету этот памятник, — говорит историк И. Е. Забелин, — по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества» («Черты самобытности в древнерусском зодчестве»).

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Богородицы на Рву более известен как Собор Василия Блаженного: Собор Василия Блаженного. Это самая узнаваемая церковь в России.

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного был построен в 16 веке по приказу Ивана Грозного. С тех пор он очаровывает путешественников, приезжающих в Москву. Некоторым это показалось странным; его необычная красота приводила в восторг окружающих.

Церковь окутана легендами и мифами. Говорят, что жестокий русский царь ослепил зодчего, чтобы тот не построил для кого-либо еще более великолепное здание. Легенда гласит, что Наполеон хотел разрушить собор, когда понял, что не может перенести его в Париж.

Что заставляет людей придумывать все эти истории? Сказочный собор до сих пор возвышается над Красной площадью и поражает воображение своей красотой.

Когда был построен собор Василия Блаженного?

Собор был построен по заказу Ивана Грозного в память о взятии Казанского ханства. Он был построен в период с 1555 по 1561 год.

Собор Василия Блаженного представляет собой группу зданий — центральный храм, окруженный девятью вспомогательными церквями, восемь из которых посвящены восьми победам Ивана над татарами, а меньший храм посвящен Василию Блаженному. Этот знаменитый московский святой был похоронен на территории, и его имя впоследствии стало названием собора.

Строительство храма Василия Блаженного

Кто построил собор Василия Блаженного?

Согласно летописям того времени, собор Василия Блаженного был спроектирован двумя русскими архитекторами: Бармой и Постником. Другая версия предполагает, что Яковлев и Барма были одним человеком. Многие серьезные российские историки считают, что архитекторы не ослепли и поехали строить больше церквей в России.

Третья версия гласит, что храм возводился под руководством зодчего из Западной Европы. Необычная композиция собора Василия Блаженного и сочетание русских и западноевропейских элементов декора доказывают явное влияние из-за рубежа. Последняя версия, однако, не имеет подтверждения в летописях.

Собор Василия Блаженного на Красной площади остается самым необычным храмом России и стал загадочным символом самой Москвы, пережившей революцию и советские времена.

Архитектура собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного – один из самых необычных храмов России. Французский аристократ XIX века, маркиз де Кюстин, сравнил собор с «чешуей золотой рыбы, эмалированной кожей змеи, меняющимися оттенками ящерицы, глянцевой розой и лазурью голубиной шеи». Он задавался вопросом, работают ли «мужчины, которые ходят поклоняться Богу в этой коробке с кондитерскими изделиями». мог быть христианином.

Собор Василия Блаженного в начале 19 века

Высота собора Василия Блаженного составляет 65 метров. Долгое время, до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Девять самостоятельных храмов построены на едином фундаменте — и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов. Здание лишено ярко выраженного фасада. С какой стороны ни подойдешь к собору — кажется, что он главный.

Собор построен из кирпича. В 16 веке этот материал был относительно новым: раньше традиционным материалом для церквей был известняк.

Какой бы сложной ни казалась структура храма, она очень логична. Центром композиции является главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой расположены восемь других столпно-купольных церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду.

План храма Василия Блаженного

Восьмиконечная звезда в христианской символике несет в себе глубокий смысл – она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.

Тайна цвета

Церковь в 16 веке выглядела иначе, чем сегодня. Яркий многоцветный узор на его куполах появился лишь в XVII – начале XVIII века. Первоначально собор был окрашен в основном в красный и белый цвета.

Многие искусствоведы считают, что Собор Василия Блаженного был построен как наглядное изображение Небесного Иерусалима. Он должен был символизировать одновременно и город, и рай в центре Москвы.

Как изобразить Небесный город? Должен ли он напоминать Иерусалим? Должно ли оно быть похоже на Кремль? Эпохи меняли вместе с ними представления людей о том, как должен выглядеть рай. Свой яркий современный цвет церковь приобрела более чем через 100 лет после постройки. Яркий узор куполов церкви делает ее похожей на цветущий райский сад.

Собор Василия Блаженного внутри

Собор не очень просторный, но внутри уютный и атмосферный. Вы можете пройти по лабиринту темных галерей от одной часовни к другой, погрузившись в средневековое прошлое здания.
В наши дни церковь является музеем. Каковы основные причины зайти внутрь?

  • Найдите раку Василия Блаженного и узнайте историю русских юродивых.
  • Сфотографируйте интерьер церкви. В большинстве российских церквей фотосъемка запрещена.
  • Найдите тайники в стенах, где в прошлом хранились сокровища
  • Узнайте секреты русской церковной акустики
  • Настоящей жемчужиной вашего визита станет церковный мужской хор, поющий в одной из часовен.

Интерьер храма Василия Блаженного

Посещение собора

Адрес: Москва, Красная площадь, ближайшие станции метро «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Китай-город».

Время работы:
Церковь открыта ежедневно. Последний вход: за 45 минут до закрытия
Июнь – август: 10:00 – 18:00.
Сентябрь, октябрь, май: с 11:00 до 18:00.
Ноябрь – апрель: 11:00 – 17:00.

Пожалуйста, обратите внимание, что церковь не оборудована для детских колясок. Чтобы попасть на второй этаж, посетителям приходится подниматься по очень крутой лестнице.

Собор Василия Блаженного можно увидеть во время экскурсии по Красной площади. Если у вас будет больше времени, вы сможете посетить музей в сопровождении гида по Москве, который расскажет вам больше о его истории и архитектуре.

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного и Триумф Ивана Грозного

© TTstudio/stock.adobe.com

Сказка, Диснейленд, кондитерская — такими фразами люди часто описывают свое первое впечатление от храма Василия Блаженного в Москве. Нетрудно понять, почему. На фоне красных башен Кремля и яркого фасада ГУМа собор Василия Блаженного кажется венцом какого-то фантастического королевства. Возможно, вы удивитесь, узнав, что эта сказка является одним из самых непреходящих наследий первого русского царя Ивана IV, более известного как Иван Грозный. Интеллектуально одаренный Иван IV позаботился о том, чтобы каждый элемент храма Василия Блаженного был наполнен смыслом. Это физическое воплощение идеи, которая двигала им всю жизнь и привела его к провозглашению себя императором третьего Рима и защитником православной христианской веры.

Первый царь

Царь Иван IV (более известный как Иван Грозный) – wikicommons

Родившийся в 1530 году, Иван IV имел мучительное детство. Его отец, великий князь Московский, умер, когда ему было три года, а мать, когда ему было восемь. После смерти его матери (которую многие считают отравленной) воспитанием Ивана занялась группа дворян. Сообщается, что эти дворяне — бояре — запугивали и преследовали Ивана на протяжении всей оставшейся части его детства.

Однако Иван отказался сломаться. После коронации он принял титул царя (русификация Цезаря), отказавшись от традиционного титула «князь». Это отражало веру Ивана в то, что после недавнего падения Константинополя турками Москва стала наследницей древнего Рима и центром православного христианства. Если Константинополь был вторым Римом, то теперь Москва станет третьим.

Заняв трон, Иван сразу же начал работу, чтобы воплотить это видение в реальность. Более ста лет Москва вела войны с Казанским ханством (исламское государство-правопреемник монгольской Золотой Орды). Иван был полон решимости покончить с этим. Он работал над дипломатической изоляцией ханства, и, как только это было достигнуто, повел против него армию из 150 000 солдат. Его армия быстро пробилась к городу Казани, осадив ее в конце августа 1552 года. Это была десятая осада Казани русскими войсками (и третья — Иваном). Он также был бы последним. С помощью 150 осадных орудий и английского инженера Иван в октябре прорвал вражеские укрепления и захватил город. Войдя в город, он приказал построить две церкви, одну в Благовещение, а другую в честь святых Киприона и Иустины, в день праздника которых был взят город.

Иван IV под стенами Казань Петр Коровин (wikicommons)

Для русского народа Казанское ханство стало воплощением разрушительного монгольского нашествия, начавшегося 300 лет назад. В 22 года Иван решительно победил его. На обратном пути в Москву его встретили еще более хорошие новости. Жена родила сына, которого назвали Дмитрием. Вдобавок ко всему, молодой царь приказал построить новую церковь за пределами Кремля в честь своей победы. Эта церковь была семенем того, что однажды станет Собором Василия Блаженного.

Трагедия и переделка Василия Блаженного

Но это был еще не Василий Блаженный. Потребовалось девять лет и множество итераций, прежде чем Собор Василия Блаженного принял свой нынешний вид. Он начинался как небольшая одинокая деревянная церковь, наскоро воздвигнутая в конце 1552 года. В 1553 году ее заменила каменная церковь. В 1554 году Иван приказал построить шесть деревянных часовен вокруг центральной каменной часовни. Затем в 1555 году, почти через три года после его победы над Казанью, началась работа над новым сооружением — девятью соединенными каменными часовнями, построенными на едином основании. Это храм Василия Блаженного, который мы видим сегодня.

Что побуждало Ивана снова и снова пересматривать проект своего собора? Современные отчеты не предлагают никаких объяснений. Однако мы знаем, что в этот период Иван пережил множество личных кризисов. Они начались в марте 1553 года, когда Иван тяжело заболел. Предвидя смерть, он попросил бояр присягнуть его малолетнему сыну. Некоторые поначалу сопротивлялись. Хотя в конце концов они пришли в себя, Иван начал чувствовать, что положение его династии было более шатким, чем он первоначально думал. Оправившись от болезни, он с семьей отправился в Суздаль, чтобы помолиться в Покровском женском монастыре. На обратном пути в Москву умер малолетний сын Ивана Дмитрий. Официальная история отмечает, что и Иван, и его жена Анастасия были опустошены. Это был их третий потерянный ребенок за три года, две девочки-младенца умерли до рождения Дмитрия.

Супруги горячо молились о еще одном ребенке, и в 1554 году их молитвы были услышаны. В марте того же года Анастасия родила еще одного сына, которого назвали Иваном. Иван (отец) обрадовался. Один историк, Майкл Флиер, предполагает, что именно рождение нового сына побудило царя пересмотреть свой собор. Флиер отмечает, что Ивану понадобилось три попытки, прежде чем он успешно завоевал Казань. С рождением сына Иван снова добился победы после прежних неудач. Бог ставил перед ним препятствия, и каждый раз он их преодолевал. С этим чувством торжества возвратился Иван к своему собору.

Защитник и Распространитель Единой Истинной Веры

Иван начал с того, что нанял двух русских архитекторов, Посника и Барму, чтобы они возглавили работу. При содействии Ивана и митрополита (главы Русской православной церкви) Посник и Барма разработали проект, в котором сочетались как традиционные русские темы, так и идеи, заимствованные из итальянского Возрождения. Говорят также, что они черпали вдохновение из Книги Откровений и ее описания Небесного города:

Вид сидящего был подобен яспису и сардине; и радуга вокруг престола, по виду подобная изумруду. И вокруг престола двадцать четыре седалища; и на седалищах я увидел двадцать четыре старца, сидящих в белых одеждах; и на головах у них были золотые венцы.

— Откровение , 4:3–4 ( KJV )

Интуиция многих, что храм Василия Блаженного похож на сказочный, оказывается верной. Он был создан, чтобы казаться не от мира сего.

Фасад и план храма Василия Блаженного (Источник: Алексей Кузаев – CC BY 2.0)

Смысл и символика были вплетены в каждый аспект нового собора. Это началось с центральной часовни, которая была посвящена Покрову. Покровская церковь напоминает о видении византийского святого Андрея Юродивого. Когда в Х веке Константинополь подвергся осаде сарацин-мусульман, святой Андрей и его ученики были свидетелями того, как Дева Мария вошла в их церковь, помолилась перед их алтарем и распростерла свое покрывало на все внутри. Это было воспринято как знак защиты Марии. Когда византийцам удалось успешно отбиться от сарацин, родился культ Покрова.

Говорят, что подобное видение было у одного из воинов Ивана перед штурмом Казани. Солдат утверждал, что его посетил святой Николай, который сказал ему, что наступление на Казань следует начинать немедленно. Иван последовал этому совету и вышел победителем. Посвятив главный придел св. Василия Покрову, Иван заявлял, что он, как и предшествующие ему византийские императоры, является защитником и распространителем истинной православной веры.

Восемь боковых часовен еще больше усиливают это послание, увековечивая память о ключевых битвах похода Ивана на Казань и связь династии с Богом. Самая большая боковая часовня была посвящена «Входу в Иерусалим», который, как следует из названия, увековечивает въезд Иисуса в Иерусалим на спине осла. Эта часовня стала средоточием традиции Вербного воскресенья, заложенной при Иване, когда царь пешком вел лошадь (с тканевыми ушами, прикрепленными к голове, чтобы имитировать осла) из Кремля в часовню. На коне ехал митрополит, символизирующий Христа. Здесь снова изображен царь, несущий Христа неверующим, как он это сделал, взяв Казань.

Голландская гравюра XVII века с изображением Вербного воскресного шествия царя (wikicommons)

Царство террора и Смутное время

Строительство собора Василия Блаженного было завершено в 1561 году, хотя в прошедшие столетия периодически вносились дополнительные дополнения. Это включает в себя добавление ярких цветов, которые украшают луковичные купола собора. Первоначально купола были белыми, красными и золотыми. Синий, зеленый и другие цвета были добавлены по мере того, как новые пигменты и красители становились более доступными. Конструктивно самое важное дополнение к собору было сделано в 1588 году, когда был пристроен десятый придел в память святого Василия Блаженного, известного за пределами России как святого Василия (от которого нынешний храм получил свое название). Эти и другие изменения, внесенные на протяжении веков, еще больше усилили ключевые темы, изначально задуманные Иваном и его сотрудниками.

Изображение Красной площади около 1801 г. Федора Алексеева (wikicommons)

Завершение строительства храма Василия Блаженного в 1561 г. было в некотором роде кульминацией царствования Ивана. После аннексии Казани Иван завоевал Астраханское ханство, присоединив его территории к своей растущей империи. Его достижения на внутреннем фронте были не менее впечатляющими. Среди его наиболее заметных достижений было завершение серии амбициозных правовых реформ и создание профессиональной постоянной армии. Россия теперь была серьезной державой, как никогда раньше; и видение Иваном Москвы как третьего Рима уже не казалось таким надуманным.

И в этот момент Иван собственноручно начал его расстегивать. Он создал личную охрану, Опричники, которые считаются предшественниками современных российских спецслужб, и обрушил их на свой народ в рамках поддерживаемой государством кампании террора. Он сровнял с землей древний и процветающий город Новгород (второй по величине город России в то время), пытая и убивая тысячи людей всех классов и происхождения. И, пожалуй, самым известным поступком, которым он известен, является то, что он забил до смерти собственного сына (и наследника) в приступе ярости. Да, тот самый сын, чье рождение вдохновило его на расширение храма Василия Блаженного в его нынешнем виде. Со смертью старшего сына царем стал умственно отсталый средний сын Ивана Федор. Правление Федора привело непосредственно к «смутному времени», 15-летнему периоду, в течение которого Москва будет оккупирована польскими захватчиками, а Россия будет на грани распада.

Иван Грозный и его сын Иван Илья Репин (викикоммонс)

Иван IV оказался злейшим врагом самого себя, в конце концов поддавшись паранойе и невротизму, преследовавшим его большую часть жизни. Поступая таким образом, он саботировал выживание своей династии и почти разрушил государство, над созданием которого он и его предки так усердно трудились. Тем не менее, несмотря на хаос и разрушения, оставленные Иваном после себя, храм Василия Блаженного уцелел — его потусторонняя красота была единственным оставшимся свидетельством великого видения третьего Рима молодым царем.

Связанный контент

  1. Для получения дополнительной информации о падении Константинополя см. мой пост о Большом базаре, доступный здесь.
  2. Возвышению Москвы в значительной степени способствовал продолжающийся упадок и раздробленность монгольской Золотой Орды. Многие из его государств-преемников, такие как Казанское ханство, в конечном итоге будут поглощены быстро расширяющейся Россией. Чтобы узнать больше о том, что привело Золотую Орду в упадок, прочитайте мою статью о Тамерлане — здесь.
  3. Чтобы узнать о другом соборе, который стал тесно ассоциироваться с королевской семьей, прочтите мой пост о Нотр-Дам здесь.

Источники/дополнительная литература

  1. Флиер, Майкл С. «Заполнение пробелов: Покровская церковь и архитектоника средневекового московского ритуала». Гарвардские украинские исследования , том. 19, 1995, стр. 120–137.
  2. Швидковский Дмитрий Олегович. Русская архитектура и Запад. Великобритания, издательство Йельского университета, 2007 г.