Смольный дворец санкт петербург: Воскресенский Смольный собор

Cмольный собор в Санкт-Петербурге: описание, история, фото

Смольный собор в Санкт-Петербурге – центральная часть монастырского комплекса, располагающегося на левом берегу Невы. Со всех сторон он окружен церквями, при этом архитектурный ансамбль выстраивается в форму креста. Архитектор Воскресенского Смольного собора – Бартоломео Франческо Растрелли, он же сотворил Зимний, Воронцовский, Строгановский и Екатерининский дворцы. Архитектурный стиль Смольного собора – барокко, как и многих других шедевров итальянского мастера.

Воскресения Христова Смольный собор в цифрах:

  • основан в 1748 году;
  • в 1835 году были завершены отделочные работы;
  • высота Смольного собора составляет почти 94 метра;
  • 5 куполов венчают собор;
  • почти 6000 человек одновременно могут находиться в здании.

Содержание

1

История Смольного собора

Возведение собора

Чертеж фасада Смольного собора 1748-1764г., Растрелли, Бартоломео Франческо

Все свое детство Елизавета Петровна провела в Смольном доме. В 1740-е годы, вскоре после восхождения на престол, она указала построить на месте дома монастырь. Он должен был быть величественным, с домовыми церквями и колокольней. Елизавета Петровна планировала в тихом месте прожить спокойную старость. Здесь же она велела учредить институт для девушек, родом из дворянских семей. Планирование будущего монастыря было поручено Франческо Растрелли.

30 октября 1748 года состоялась закладка собора. Молебен отслужил и положил основание монастырю архиепископ Симеон. Назван он был Воскресенским – по соборному храму. Бригадиром был назначен Мордвинов Яков Андреевич. В 1749 году помощником Растрелли стал Христиан Кнобель. Через 3 года после закладки собора завершились подготовительные работы, были заложены фундаменты, и начался этап активного строительства.

Благодаря тому, что императрица не жалела финансирования на возведение монастыря, работы велись с размахом. На забивку свай под фундамент и складку стен были привлечены тысячи мастеровых и солдат. Каждый день на стройке работали около 3500 солдат. Строительные материалы изготавливали на невских, олонецких и уральских заводах.

Строительство продвигалось очень быстро, вскоре в Москве были отлиты колокола, архитектор завершил проекты иконостасов, и уже шла подготовка церковной утвари. Однако началась Семилетняя война с Пруссией, и финансирование на возведения монастыря было урезано, а работы замедлились.

Планами Елизаветы Петровны провести старость в этом монастыре не суждено было сбыться. При ее жизни строительство было окончено только на этапе черновых работ. После смерти императрицы работы остановились.

В 1762 году, после того, как Растрелли уехал в Италию, главным архитектором был назначен Юрий Матвеевич Фельтен. Средств для завершения не хватало, здание училища и отделка собора не были завершены, а возведение колокольни отменили. В 1768 году завершилась установка украшений и скульптур.

Собор еще 70 лет так и оставался недостроем, а его состояние ухудшалось с каждым годом. Своды покрылись трещинам, а вода затопила подвалы. Только в конце 1820-х годов работы были возобновлены. Указ издал Николай I, а в 1828 году был объявлен конкурс по оформлению Смольного собора, однако, работы начались только спустя 4 года. После масштабной реставрации собор был покрашен в желтый цвет с золочеными звездами – такое желание высказал император. Также было отлито 12 колоколов, а в 1832 году установили деревянный иконостас.

Изначально Растрелли планировал собор холодным – без какого-либо отопления. Архитектор Василий Петрович Стасов, руководивший проектом, отмечал, что в стенах с особым трудом пробивали трубы для печей. В 1835 году собор был достроен, спустя 87 лет после его закладки.

Собор до революции 1917 года

Церковь Смольного монастыря, 1839 год, гравюра А. Дюран

В год окончания строительства храм был освящен во имя Воскресения Христова, а северный придел был освящен во имя святой Елизаветы – в память основательницы монастыря. Другие придела освятили во имя Марии Магдалины и Марии Федоровны.

Николай I присвоил храму статус собора всех учебных заведений, в память о матери. На алтарной стене выводились названия всех школ и институтов, которые входили в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны. Собор финансировался средствами Государственного Казначейства.

На протяжении 90 лет в храме были регулярные богослужения. 22 июля по старому стилю праздновался день равноапостольной Марии Магдалины – в этот день на службу приезжала императорская семья.

Собор после революции

Смольный собор, фото С.Сергеева, 1936-1940г.

После революции собор перешел к церковной двадцатке, а в 1922 году было принято решение о его закрытии, а все имущество было изъято. После собор использовался в качестве склада для декораций, в подвале был оборудован бункер, который через некоторое время оснастили противоатомной защитой.

После окончания Великой Отечественной войны в соборе были найдены сохранившиеся вещи – разрушенный иконостас и другие. В 1967 году было принято решение о реконструкции собора. После завершения работ в здании разместили часть музея истории Ленинграда. И только в 1972 иконостас был окончательно демонтирован.

Затем, в 1990 году здесь был открыт концертно-выставочный зал. В 2001 году, в результате урагана, с центрального купола упал крест, высотой 6 метров. В него попала молния, надломив его основание. Крест был возвращен на место в 2004 году после реставрации.

В этот же год Смольный собор включили в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводили концерты хоровой музыки, было закуплено оборудование и небольшой орган. На верхнем ярусе здания открыли смотровую площадку.

Возвращение собора церкви

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершает Божественную литургию

В 2009 году в Смольном соборе прошел первый после длительного перерыва молебен. С 2010 года было решено возобновить в нем регулярные богослужения. В этом же году установили временный иконостас, совершена Божественная Литургия митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Казанский кафедральный собор Петербурга в качестве подарка преподнес старинный престол, также были восстановлены запрестольный образ Богородицы. В 2011 году, впервые с 1931 года, прошел престольный праздник на Рождество Христово.

В 2013 году был освящен колокол, весом 10 тонн. Его отлили в Воронеже, на колокололитейном заводе Анисимова В.Н. Его украсили иконографическими сюжетами, а в нижней части отлили названия основных вузов Северной столицы. В 2015 году было принято окончательное решение о передаче Смольного собора в ведение Русской Православной Церкви.

25 января 2016 года собор передали РПЦ, в честь этого была совершена Божественная литургия. Настоятелю Смольного собора передали ключ от западных врат собора – реликвию XVIII века.

Узнать актуальное расписаний богослужений в храме Вы можете на официальном сайте.

Архитектура Смольного собора

Внешнее убранство

В плане собор имеет немного удлинённый базиликальный план и 3 нефа, которые приближаются к «греческому кресту», а также оформленные в такой же крест угловые часовни.

Смольный собор был возведен в стиле классического елизаветинского барокко. Он окрашен в нежный голубой цвет. В проекте, который принадлежал Растрелли, собор задумывался как центрический храм. Однако императрица настаивала на том, чтобы он был выполнен как традиционный русский православный храм, с пятью куполами. И Растрелли не просто выполнил свою работу, а нашел необычное решение: построил боковые башни-колокольни рядом с центральным куполом.

При этом архитектора не смутили конструктивные издержки: башни едва стыкуются, световые проёмы, которые должны были освещать подкупольное пространство, получились частично закрытыми. За счёт этого решения Растрелли воплотил цельный образ.

Высота собора – 93,7 метра. У посетителей собора есть возможность подняться на звонницу — самую высокую смотровую площадку Петербурга и насладится прекрасным видом.

Вид из смотровой площадке на звоннице Смольного собора

Замысел архитекторы был таковым, что монастырь Смольного собора должен был заканчиваться огромной 140-метровой колокольней. Центр ансамбля должен был быть смещен, и это бы согласовывалось с архитектурой древнерусских монастырей, в которой ярусная колокольня является зрительной доминантой. Как известно, колокольня так и не была возведена, но в начале 2000-х годов, на глубине 4 метров, археологами был обнаружен крепкий фундамент на месте предполагаемой колокольни.

Он состоял из гранитного основания, под которое было забито около 10 тысяч свай из мореного дуба. Эта находка и стала подтверждением того, что Растрелли планировал постройку колокольни. Однако до сих пор среди ученых есть споры о причине отмены постройки, ведь другие здания, хоть и менее значимые, были возведены. А аргументы о том, что строительство остановили из-за плохого финансирования во время Семилетней войны, разбиваются о факт того, что возведение было остановлено в 1756 году, а война началась в 1757 году.

Интерактивная панорама собора

Воскресенский Смольный соборПравославный храм в Санкт‑Петербурге

Внутреннее убранство

Церковный зал был обустроен по проекту Василия Стасова. Был использован белый искусственный мрамор, установлено 3 иконостаса, церковная кафедра, обрамленная изысканной резьбой, ограждение перед алтарями – балюстраду, изготовили из граненого хрусталя.

До упразднения собора в годы советской власти, в нем хранились 4 редкие и ценные иконы:

  • Черниговская Божия Матерь, образ которой был написан в ризе с драгоценными камнями;
  • икона Спаса Нерукотворного;
  • образа киево-печерских чудотворцев.

Не только ценные предметы внутреннего убранства, но и иконы были украдены и вывезены после закрытия собора в 1920-х. В настоящее время в соборе хранятся 2 ценные иконы,  кисти русского живописца Алексея Венецианова:

  • Воскресение Христово;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Сад

Территория, которая прилегала к Смольному собору, пустовала после его основания. Только в 1810 году вокруг храма основали сад, оборудовали дорожки с дерном, привезли плодородные земли для деревьев и установили деревянную изгородь.

За многие годы сад сильно изменился. Многие годы он оставался без ухода, и только в 1930-х годах занялись благоустройством сада. Здесь были высажены цветы и установлены 4 фонтана.

В настоящее время сад признан памятником садово-паркового искусства. Центральную аллею украшают ярко-красные цветы и памятники  Марксу и Энгельсу. В 2013 году в саду высадили кусты сакуры, которые были преподнесены японской королевской семьей в качестве подарка к годовщине основания Петербурга.

Современное состояние

В 2014 году со стороны Смольной набережной ведётся строительство жилых домов, которые закрывают исторический вид на собор со стороны Невы и набережных.

Концертный хор Санкт-Петербурга

В 1991 году был создан камерный хор, который организовали на базе концертно-выставочного зала. Он получил имя Камерного хора Смольного собора. Когда собор передали церкви, хор сменил название, так как лишился места для собраний. С 2016 года он носит имя Концертный хор Санкт-Петербурга.

Хор, который возглавляет Владимир Беглецов, долго искал новое место для базирования, и, в конце концов, ему предложили зал в здании дореволюционной Городской думы на Невском проспекте.

Легенды и тайны Смольного собора

Конечно, имею столь необычную, и местами тяжелую судьбу, Смольный собор окутан тайнами и легендами.

Еще до того, как был основан Петербург, это место считали «нечистым» и называли чертовым берегом. Жителям приписывали способность общаться с нечестью, а Петр I указал оборудовать здесь хранить смолу. Смольные дворы же ассоциировались с библейским адом.

Другие легенды рассказывают о призраках, один из которых принадлежит монаху. Говорят, что сотрудник КГБ, который охранял архив, как-то повстречался с ним, и пытался убить пистолетом. Есть миф о призраке аптекаря, который ловил на звоннице голубей, чтобы использовать их кровь в своих микстурах. Однажды он не удержался, и упал с высоты – с тех пор его призрак и обитает у колоколов.

После того, как из-за урагана в 2020 пострадал крест собора, о нем стали говорить «креста на нем нет». И, несмотря на то, что событие обыкновенное – в этот ураган не пострадал ни один другой собор.

Есть и приверженцы магии чисел. Ведь удивительно, что собор строили 87 лет, столько же лет проходили службы после его открытия, и также через 87 лет отслужили первый молебен после закрытия. Говорят, что 8 – символизирует щит, а 7 – меч, и считают собор защитником города.

Адрес и как добраться

Смольный собор располагается по адресу: площадь Растрелли, 1.

Ближайшая станция метро – «Чернышевская», от нее до храма около 30 минут пешей прогулки.

Рядом с собором находится одноименная остановка. Здесь останавливается автобус №136, а на остановке «Площадь Растрелли», что находиться чуть дальше, останавливаются автобус №74 и маршрутное такси №К-76.

Телефон для справок: (812) 900-70-15

Официальный сайт: http://smolnyspb.ru

Воскресенский Смольный соборПравославный храм в Санкт‑Петербурге

Смольный собор (1748-1835 гг.

), Санкт-Петербург

  1. Главная
  2. Росcия
  3. Санкт-Петербург
  4. Достопримечательности
  5. Смольный собор


Собор является центральной постройкой целого монастырского комплекса – Смольного монастыря. Изящное ярко-голубое здание собора, будто пеной из взбитых сливок, пышно украшено белоснежным ажуром из лепных карнизов, колонок, пилястр и множества других отделочных элементов. Фасады собора обильно украшены позолотой, что придает зданию богатый нарядный вид. Все это делает собор подлинным шедевром русской архитектуры в стиле русского барокко.


Встроенные в стену монастыря, по его четырем углам располагаются домовые церкви. У каждой церкви есть по одному шлемовидному куполу, завершающемуся большого размера главкой с крестом. Благодаря архитектурному решению собора создается ощущение, что он больше, чем есть на самом деле. Подходя ближе к собору, он как бы уменьшается, при этом оставаясь все таким же величественным.


Со звонницы Смольного собора открывается вид на центр города и Невские мосты. Это самая высокая музейная смотровая площадка в Санкт-Петербурге. На экскурсии по собору также можно увидеть неповторимые конструкции, сохранившиеся в проходах по чердачным помещениям, еще со времен Растрелли.


По одному из приданий, Елизавета Петровна планировала провести оставшуюся жизнь в монастыре и именно поэтому решила построить женскую обитель на месте дома, где проводила много времени во времена своей юности. 


В 1744 году императрица поручила Б. Ф. Растрелли составить планы и сметы для постройки монастыря. По замыслу Елизаветы Петровны здесь должен был быть выстроен монастырский ансамбль с высочайшей колокольней, который бы превосходил все предшествующие постройки по красоте и величию. Архитектор провел почти 4 года над разработкой проекта монастыря. И вот летом 1748 года состоялась торжественная закладка келий, немного позже, осенью, был заложен собор.


Изначально официальное название обители было Воскресенский Новодевичий монастырь. В 1611 году здесь был возведен русский форт для обороны от шведов, поставивших на противоположном берегу Невы крепость «Неиншанц». После того как был основан Санкт-Петербург, это место отвели смольному двору Адмиралтейской верфи, где варилась и хранилась смола для ее использования в постройке кораблей. Именно тогда это место приобрело название «смольное». Поскольку ансамбль был построен недалеко от смольного двора, то вскоре и его прозвали Смольным.


В 1761 году, после смерти Елизаветы Петровны, строительство собора было прекращено. Строительство, начатое Бартоломео Растрелли, продолжил архитектор Ю.И. Фельтен при правлении Екатерины II. Зодчему было велено довести до конца работы в монастырском комплексе. Но работы шли очень медленно. В 1764 году, по указу Екатерины II, в Санкт Петербурге было основано «Императорское воспитательное общество благородных девиц», а местом для проживания девушек был выбран Смольный монастырь. Проходящих здесь обучение девушек вскоре прозвали Смолянками.


Смольный собор строился на протяжении 87 лет. Ему по праву отведено звание самого длинного долгостроя Санкт-Петербурга. Закончить строительные и отделочные работы знаменитого творца, выпала честь выдающемуся архитектору В. П. Стасову, во времена правления Николая I. 20 июля 1835 года Смольный собор был освящен в честь Воскресения Христова. Огромный церковный зал вмещал в себя до 6000 человек и был отделан под мрамор, сооружены три величественных иконостаса, перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Почти 90 лет в храме постоянно совершались богослужения.


Время шло, и в постреволюционный период в 1922 году было принято решение о закрытии собора. Какое-то время его помещения использовали в качестве склада для декораций. Ну а во время Второй Мировой войны в подвалах собора был устроен бункер.


В 1967 году здание было реконструировано и в 1974 году в Смольном соборе был открыт филиал музея истории Ленинграда, а с 1990 года концертно-выставочный комплекс. С 2010 года в Смольном соборе совершаются регулярные богослужения, проводятся концерты духовной музыки, сложился и собственный хор.


Экскурсии проводится экскурсоводами Смольного собора для сборных групп по субботам и воскресеньям в 12:00, 13.00, 14.30 и 16.00.


Ансамбль Смольного собора один из выдающихся памятников истории и культуры Санкт Петербурга. Построенный в разное время, разными архитекторами и в разных архитектурных стилях. Посещение собора оставит след в вашей памяти на долгие годы!

Смольный институт — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Санкт-Петербург, Северо-Запад, Россия

В начале 19 века рядом со Смольным монастырем был построен Смольный дворец. Изначально дворец задумывался как учебное заведение для девушек из знатных семей. Ему было присвоено имя Смольного института благородных девиц.

Екатерина II приняла решение об учреждении Института благородных девиц в 1764 году. Первоначально он назывался Императорским Воспитательным обществом благородных девиц, и в правилах его там указывались следующие цели: «давать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Сначала этот институт размещался в Смольном монастыре. Это было достаточно удобно для монахинь, но не подходило для крупного учебного заведения, где помимо быта нужно было организовать и учебный процесс 200 девушек.

В 1806 году рядом с великолепным зданием монастыря в стиле барокко по проекту Франческо Растрелли был построен простой классический Смольный дворец. Он был разработан Джакомо Кваренги. Кваренги разработал макет класса, который до сих пор используется в школьном дизайне.

После Февральской революции 1917 года Временное правительство поставило вопрос об освобождении Смольного дворца. А Институт благородных девиц во главе с княгиней Голицыной переехал в Новочеркасск на юге России, где последний выпуск состоялся в 1919 году.

Парадный вход в Смольный дворец в Санкт-Петербурге

Один из портиков Смольный дворец в Санкт-Петербурге

В октябре 1917 г. ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Совнарком во главе с В. Лениным переехали из Таврического дворца в Смольный дворец. (Институт). Октябрьская революция тоже велась оттуда. 25 октября Ленин приехал в Смольный дворец. В этот день, 25 октября, все ключевые объекты столицы (железнодорожные вокзалы, телеграф, почта, мосты и т. д.) оказались в руках большевиков. Ленин выступил с обращением «К гражданам России», где объявил о свержении Временного правительства и передаче власти Военно-революционному комитету.

Ленин жил и работал в Смольном дворце с октября 1917 г. по 10 марта 1918 г., когда правительство переехало в Москву. Вместе с Крупской Ленин занимал две комнаты в Смольном дворце, которые впоследствии были превращены в музей.

В годы Великой Отечественной войны в Смольном дворце размещался штаб обороны осажденного города. Сейчас Смольный дворец является резиденцией губернатора Санкт-Петербурга, поэтому свободный доступ в этот дворец закрыт. Однако, учитывая масштаб исторических событий, с которыми связан Смольный дворец, экскурсии туда все же проводятся.

Во время экскурсии можно увидеть экспозицию, посвященную трем основным периодам: Институт благородных девиц, Октябрьская революция и комнаты Ленина с его личными вещами и период блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Смольный собор, Санкт-Петербург

  1. Дом
  2. Россия
  3. Санкт-Петербург
  4. Достопримечательности
  5. Смольный собор

Среди выдающихся произведений итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли – ансамбль Новодевичьего монастыря в России, а Смольный собор гордо стоит как центр всего комплекса.

Смольный собор в Санкт-Петербурге – настоящий шедевр русского зодчества, яркое изящное здание, богато украшенное колоннами, пилястрами и многочисленными декоративными элементами. Его фасады богато украшены позолотой, что придает воздушному зданию нарядный и элегантный вид. Его небесно-голубой фасад и архитектура в стиле барокко напоминают Никольский собор, еще одну достопримечательность Петербурга, построенную в ту же эпоху.

Небольшие церкви стоят в каждом из четырех углов часовни, каждая из которых увенчана шлемовидным куполом, большим куполом и крестом. Благодаря своему архитектурному решению собор создает впечатление, что он больше, чем есть на самом деле. Чем ближе вы подходите, тем больше кажется, что он уменьшается в размерах, сохраняя при этом свой великолепный вид.

Строительство Смольного собора далось нелегко. Императрица Елизавета Петровна, когда-то пожелавшая стать монахиней, решила построить монастырь на территории своего дворца, где она проводила много времени в молодости. В 1744 г. императрица поручила Б. Ф. Растрелли, уже назначенному для работ над Зимним дворцом в Петербурге, составить планы и сметы на строительство аббатства. Ее мечтой было построить монастырский ансамбль с самой высокой в ​​России колокольней, который по красоте и величию превзошел бы все предыдущие сооружения. Почти 4 года архитектор кропотливо работал над проектом ансамбля. Летом 1748 года состоялась торжественная закладка фундамента, и к осени того же года началось строительство собора.

Официальное название аббатства — Воскресенский Новодевичий монастырь. Однако располагался он недалеко от дегтярного завода Адмиралтейских верфей, где варили и хранили деготь для постройки кораблей. Со временем верфь приобрела название «Смольный», а так как ансамбль был построен недалеко от Смольного двора, то и его вскоре прозвали Смольным.

В 1761 году, после смерти Елизаветы Петровны, строительство собора временно прекратилось. Этот грандиозный проект, начатый Бартоломео Растрелли, был продолжен архитектором Юрием Фельтеном в царствование Екатерины II. Архитектору было приказано закончить комплекс, но работы продвигались очень медленно. В 1764 году по указу Екатерины II в Петербурге было основано «Императорское воспитательное общество благородных девиц», а местом жительства девушек был выбран Смольный монастырь. Девушек, пришедших на тренинг, вскоре прозвали Смолянками.

Всего Смольный собор строился 87 лет, это самая долгая стройка во всем Петербурге. Окончательно проект был завершен выдающимся архитектором В.П. Стасов, закончивший строительство при Николае I и считавший за честь завершить начатое великим Растрелли. 20 июля 1835 года Смольный собор был освящен в честь Воскресения Христова. Огромный церковный зал, вмещающий до 6000 человек, был украшен мрамором, перед алтарями установлены три величественных иконостаса и балюстрада из граненого хрусталя. На следующие 90 лет в храме регулярно проводились службы.

В 1922 году, в послереволюционный период, было принято решение о закрытии собора. На протяжении десятилетий ансамбль использовался как склад, а во время Великой Отечественной войны в подвале собора был устроен бункер.

В 1967 г. церковь была реконструирована, а в 1974 г. в Смольном соборе открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 г. был пристроен концертно-выставочный комплекс, а с 2010 г. в Смольном соборе снова проводятся регулярные богослужения.

К несчастью для Елизаветы Петровны, высокая колокольня так и не была достроена по ее желанию, и сегодня собор петербургской Петропавловской крепости может похвастаться самой высокой башней в городе. Но сегодня звонница Смольного собора, возвышающаяся над центром города и Невскими мостами, является самой высокой музейной смотровой площадкой Петербурга и открыта для туристов, желающих увидеть город с высоты птичьего полета.