Содержание
Истуканы острова Пасхи: археологи наконец выяснили их предназначение
- Николай Воронин
- Корреспондент по вопросам науки
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
На острове более 1000 подобных статуй
Древние рапануйцы — коренные жители острова Пасхи в Тихом океане — вырубали каменные статуи моаи, поскольку верили, что те помогают приносить больший урожай. Теперь ученые доказали, что производство базальтовых истуканов действительно делало землю более плодородной.
На крошечном полинезийском острове — его площадь всего около 163 кв. км — насчитывается более 1000 монолитных статуй размером от 3-5 до 10-12 метров. Все они были созданы местными жителями в XI-XVI вв. — задолго до того, как туда впервые прибыли европейцы.
- Фотопутешествие по самым безлюдным местам на Земле
- Сокровища Сирии, бюст Нефертити и золото скифов. Получится ли вернуть утраченные артефакты?
У ученых было несколько предположений по поводу предназначения каменных истуканов, однако до недавнего времени ни одно из них нельзя было подтвердить или опровергнуть наверняка.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Такими истуканов острова Пасхи рисовали в XVIII веке по рассказам капитана Кука
Теперь команда американских археологов под руководством Джо Анны Ван Тилберг утверждает, что нашла научные доказательства того, что целью возведения моаи было повышение урожайности местных земель.
Такой вывод ученые сделали, изучив химический состав базальтовой породы, из которой вырублены статуи.
Команде Ван Тилберг помогала геоархеолог и почвовед Сара Шервуд. Совместно они провели тщательное исследование двух истуканов из каменоломни, расположенной на склоне вулкана Рано Рараку в восточной части острова.
Именно оттуда родом 95% всех монолитных статуй — хотя сам вулкан у основания занимает менее 1% площади тихоокеанского острова.
«Когда мы получили результаты химического анализа, я не поверила своим глазам, — вспоминает Шервуд. — Там была очень высокая концентрация элементов, которые я в принципе не ожидала увидеть — вроде кальция или фосфора. Именно они являются ключевыми для успешного выращивания растений и просто необходимы для получения высокого урожая».
Это позволило ученым сделать вывод, что подножие вулкана не только служило местным жителям источником камня, но и предоставляло плодородные земли для сельского хозяйства.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Местные жители ассоциируют моаи с плодородием
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
«В других местах острова почвы быстро истощались и подвергались эрозии, поскольку растения вытягивали из них питательные вещества. Но в каменоломне, где за счет строительных работ земля постоянно удобрялась мелкими фрагментами базальтовой породы, были идеальные условия для выращивания сельхозкультур», — объясняет профессор Шервуд.
Дальнейшие анализы почвы возле каменоломни Рано Рараку показали, что в прошлом там действительно выращивали различные виды культур — бананы, батат и колоказию (таро).
Заметив, что рядом с вырубленными из вулканического базальта истуканами земля дает больший урожай, аборигены вполне могли расставить их по всему острову.
Таким образом, статуи фактически выполняли функцию удобрений. Хотя с таким же (или даже большим) успехом можно было удобрять поля и просто вулканической породой, размолотой на мелкие части.
«Наши раскопки расширяют наши представления о моаи и заставляют нас понять: каким бы очевидным нам что-то ни казалось сначала, на самом деле всё не так просто», — говорит Ван Тилберг, посвятившая исследованию статуй острова Пасхи более 30 лет.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Многие статуи были оставлены в каменоломне
Однако далеко не все моаи делались «на вывоз», как было принято думать раньше — многие из них изначально предполагалось оставить в карьере.
К такому выводу команда Ван Тилберг пришла, раскопав в каменоломне несколько ранее не замеченных статуй, одна из которых была установлена на пьедестал, а другая наполовину закопана в землю. Это позволяет предположить, что истуканы не были «брошены» на склоне вулкана, а специально оставлены там.
Статуи острова Пасхи, Ханга-Роа: подробная информация с фото | Туристический Гид
Описание Аху Тонгарики
15 статуй Аху Тонгарики расположены на южном побережье острова, вблизи неактивных вулканов Рано Рараку и Поика. Эти идолы считаются самыми тяжелыми на острове. Существуют данные, что их средний вес составляет около 40 т, а самый тяжелый весит больше 80 т. Высота моаи на Аху Тонгарики — 5,6 — 8,7 м.
История Аху Тонгарики связана с одноименной столицей древней восточной конфедерации острова Хоту Ити. Эта платформа была культовым центром городка.
В 1960 году Аху Тонгарики была разрушена сильным цунами. В результате открылся узкий коридор в центре платформы, в котором лежали человеческие останки. Открытие стало подтверждением версии, что некоторые аху использовались в погребальных церемониях. Хотя, чаще всего, останки умерших здесь кремировали.
Как создавались статуи моаи на острове Пасхи
После открытия острова, в первой половине XVIII века, европейцы долго не могли понять, кто же установил идолов. Более того, как в то время могли изготовить и перемещать такие огромные статуи.
Большую популярность приобрела версия, согласно которой, статуи Рапа-Нуи возвели полинезийцы в XI веке. Каменные идолы могли символизировать кланы или умерших родственников.
Моаи на пляже Анакена © OSORIOartist / Shutterstock
В середине XX века на остров Пасхи прибыла норвежская экспедиция, целью которой было получить как можно больше ответов на вопросы о моаи. Исследователям это удалось. Они установили, что создателями удивительных фигур были представители вымирающего племени «длинноухих». Именно у них была традиция удлинять мочки ушей, используя тяжелые украшения. «Длинноухие» берегли свой секрет изготовления моаи от «короткоухих» — основного племени на острове Пасхи. И хотя, уже в течение многих веков, моаи не воздвигались, каждое поколение «длинноухих» передавало следующему подробные инструкции их изготовления. Способ передачи информации был единственный — из уст в уста. За усвоением инструкций следили очень тщательно: каждого ученика заставляли повторять процесс до полного запоминания.
«Длинноухие» не просто рассказали исследователям, как делают идолов, но и показали на практике. Они изготовили 12-метровый моаи, переместили его волоком на место установки и подняли при помощи специального приспособления из камней и бревен.
Однако оставалось загадкой, почему в легендах рассказывается о перемещении идолов в вертикальном положении. В результате, в 1980-х годах, на Рапа-Нуи провели еще один эксперимент. 17 рабочих тянули с помощью веревок вертикально стоящую статую. Оказалось, что таким способом можно достаточно быстро переместить моаи весом около 12 т.
Интересные факты о статуях Рапа-Нуи
Остров Пасхи © Skreidzeleu / Shutterstock
- Одна из легенд, касающихся появлении каменных идолов, рассказывает о вожде клана Хоту Матуа. Он покинул свои земли и поселился на острове. Его потомки постепенно заселили всю территорию острова. Моаи содержат волшебную силу предков клана, которую называют «мана». Большая концентрация маны на острове способствует регулярным дождям, хорошим урожаям и благополучию.
- У туземцев существует миф, что каменные статуи бродят по ночам, охраняя сон местных жителей.
- У подножия вулкана Рано Рараку находится 300 древних статуй. Множество фигур разных размеров создает впечатление фантастической каменной армии.
- Моаи с острова Пасхи сейчас можно увидеть во многих музеях мира. Но забрать статую из острова всегда было непросто. Островитяне знали каждого идола по имени, и не хотели их отдавать чужеземцам. Так, во второй половине XIX века, чтобы вывезти моаи, французам пришлось сдерживать толпу туземцев ружейными выстрелами.
Статуи острова Пасхи на карте
Отели возле Статуи острова Пасхи
Популярные достопримечательности Чили
Ла-Монеда в СантьягоЧилийский музей доколумбова искусстваВулкан МайпоНациональный стадион в СантьягоОружейная площадьФуникулёры ВальпараисоМорские музеи ВальпараисоМузей фресок под открытым небомКурорт Винья-дель-Мар и Ботанический сад в ВальпараисоВокзал МапочоPalacio de Bellas ArtesКрасный домХолм Сан-КристобальMetropolitan Cathedral (Catedral Metropolitana)Дворец КоусиньоВинодельня Конча и ТороСалар-де-АтакамаГейзеры Эль-ТатиоВалье де ла ЛунаТермальные источники ПуритамаПукара-де-КиторТулорНациональный парк Ла КампанаЛа Часкона
Популярные города Чили
СантьягоКастроВальпараисоПунта-АренасАрикаПуэрто-МонтИкикеСан-Педро-де-АтакамаПуэрто-НаталесЛа-СеренаПуэрто-ВарасХанга-РоаПуэрто-ЧакабукоАнкуд
Последние публикации
Все
Новости
11. 10.2022
Священные статуи острова Пасхи пострадали от вулкана
Новости
Новости
29.10.2021
Жители острова Пасхи проголосовали против возвращения туристов
Смотреть все
Тайны острова Пасхи | История
Считается, что головной убор воина из ценных красно-оранжевых петушиных перьев носили либо в бою, либо для ритуальных танцев; он был собран в 1886 году экспедицией USS Mohican.
Джеймс Ди Лоренто, SI
Местные художники возрождают традиции острова. Каролина Эдвардс готовится танцевать.
Пол Трахтман
Местные художники возрождают традиции острова. Татуировщик Андреас «Панда» Пакарати демонстрирует только что вырезанный им деревянный моаи.
Пол Трахтман
Местные художники возрождают традиции острова. Кристиан Сильва демонстрирует свои последние картины.
Пол Трахтман
Местные художники возрождают традиции острова. Кристиан Аревало Пакарати просматривает свой археологический альбом.
Пол Трахтман
Местные художники возрождают традиции острова. Мастер-резчик по дереву и старейшина острова Бенедикто Туки работает над фигурой моаи кавакава.
Пол Трахтман
Примечание редактора: эта статья была адаптирована из ее первоначальной формы и обновлена, чтобы включить новую информацию для книжного журнала Smithsonian Mysteries of the Ancient World, опубликованного осенью 2009 года.
«Посреди великого океана существует никто не уходит, таинственный и изолированный остров», — писал французский мореплаватель и художник XIX века Пьер Лоти. «Остров усеян огромными чудовищными статуями, созданными не знаю какой расой, сегодня выродившейся или исчезнувшей; его великое остается загадкой». Названный островом Пасхи голландским исследователем Джейкобом Роггевеном, который впервые обнаружил его в день Пасхи 1722 года, эта крошечная коса вулканической породы в бескрайних Южных морях даже сегодня является самым отдаленным обитаемым местом на земле. Его почти 1000 статуй, некоторые из которых почти 30 футов в высоту и весом до 80 тонн, до сих пор остаются загадкой, но строители статуй далеко не исчезли. Фактически, их потомки занимаются искусством и обновляют свои культурные традиции в островном ренессансе.
Для первых путешественников зрелище огромных каменных фигур, одновременно безмятежно богоподобных и свирепо человеческих, было почти невообразимым. Население острова было слишком малочисленным, слишком примитивным и слишком изолированным, чтобы ему приписывались такие подвиги искусства, инженерии и труда. «Мы едва ли могли себе представить, как эти островитяне, совершенно незнакомые с какой-либо механической силой, могли воздвигать такие колоссальные фигуры», — писал британский моряк капитан Джеймс Кук в 1774 году. время, используя груды камней и леса; и в последующие столетия не было конца спекуляциям и не было недостатка в научных исследованиях. Ко времени Кука островитяне сбросили многие из своих статуй и пренебрегли теми, что остались стоять. Но искусство острова Пасхи все еще маячит на горизонте человеческого воображения.
Всего 14 миль в длину и 7 миль в ширину, остров находится более чем в 2000 милях от побережья Южной Америки и в 1100 милях от своего ближайшего полинезийского соседа, острова Питкэрн, где в 19 веке скрывались мятежники с корабля HMS Bounty. Слишком далеко на юге для тропического климата, без коралловых рифов и идеальных пляжей, с постоянными ветрами и сезонными ливнями, остров Пасхи, тем не менее, обладает суровой красотой — смесью геологии и искусства, вулканических конусов и потоков лавы, крутых скал и каменистых скал. бухты. Его мегалитические статуи еще более внушительны, чем пейзаж, но существует богатая традиция островного искусства в формах, менее твердых, чем камень, — в ткани из дерева и коры, струнах и перьях, песнях и танцах, а также в утерянной форме изобразительного письма, называемой ронгоронго, который ускользал от всех попыток его расшифровать. Общество наследственных вождей, жрецов, кланов и гильдий специализированных ремесленников жило обособленно в течение 1000 лет.
История и искусство сделали этот остров уникальным. Но попытки разгадать эту историю породили множество интерпретаций и аргументов. Анекдоты миссионера, лопата археолога, устные рассказы антрополога и ящики с костями — все это открыло кое-что об истории острова. Но далеко не все. Когда появились первые люди? Откуда они пришли? Зачем вырезали такие огромные статуи? Как они перемещали их и поднимали на платформы? Почему спустя века они свергли этих идолов? На такие вопросы отвечали снова и снова, но ответы продолжают меняться.
За последние несколько десятилетий археологи собрали доказательства того, что первые поселенцы пришли с другого полинезийского острова, но не могут прийти к единому мнению, с какого именно. Оценки того, когда люди впервые достигли острова, столь же разнообразны, начиная с первого и заканчивая шестым веком нашей эры. И как они когда-либо нашли это место, намеренно или случайно, — еще один нерешенный вопрос.
Некоторые утверждают, что мореплаватели первого тысячелетия никогда не смогли бы проложить курс на такие огромные расстояния без современных точных инструментов. Другие утверждают, что первые полинезийцы были одними из самых искусных мореплавателей в мире — повелителями ночного неба и океанских течений. Один археоастроном предполагает, что новая сверхновая в древнем небе могла указать путь. Но знали ли путешественники, что остров вообще существует? На это у науки нет ответа. Однако островитяне верят.
Бенедикто Туки был высоким 65-летним мастером-резчиком по дереву и хранителем древних знаний, когда я его встретил. (Туки с тех пор умер.) Его пронзительные глаза смотрели на морщинистое лицо цвета красного дерева. Он представился потомком первого короля острова Хоту Матуа, который, по его словам, привел первых поселенцев с острова Хива на Маркизских островах. Он утверждал, что его бабушка была последней королевой острова. Он расскажет мне о Хоту Матуа, сказал он в тот день, но только из центра острова, с платформы под названием Аху Акиви с ее семью гигантскими статуями. Там он мог рассказать историю в правильном ключе.
На родном языке Туки остров, как и люди и язык, называется Рапа-Нуи. Платформы называются аху, а статуи, которые на них сидят, моаи (произносится мо-ай). Когда наш джип ехал по разбитой грунтовой дороге, в поле зрения вырисовывались семь моаи. Их лица были отеческими, всезнающими и человеческими — неприступно человеческими. Эти семеро, сказал Туки, не следили за землей, как те статуи, повернутые спиной к морю. Они смотрели за остров, через океан на запад, вспоминая, откуда они пришли. Когда Хоту Матуа прибыл на остров, добавил Туки, он привел с собой семь разных рас, которые стали семью племенами Рапа-Нуи. Эти моаи представляют собой первоначальных предков с Маркизских островов и королей других полинезийских островов. Сам Туки смотрел вдаль, повторяя их имена. «Это не записано», — сказал он. «Моя бабушка рассказала мне перед смертью». Он добавил, что это 68-е поколение со времен Хоту Матуа.
Из-за домашних боев, продолжил Туки, вождь Хоту Матуа собрал своих последователей для путешествия в новую землю. Его татуировщик и священник Хау Мака во сне перелетел через океан и увидел Рапа-Нуи и его местоположение, которое он подробно описал. Хоту Матуа и его зять отправились в плавание на длинных двухместных каноэ, нагруженных людьми, едой, водой, обрезками растений и животными. После двухмесячного плавания они вошли в залив Анакена, как и описал татуировщик.
Иногда, говорит Кристиан Аревало Пакарати, островной художник, работавший с несколькими археологами, старые истории содержат столько же правды, сколько и то, что раскопали ученые. Он рассказывает мне это, когда мы взбираемся на конус вулкана Рано Рараку к каменоломне, где когда-то были вырезаны великие моаи. Крутая тропа вьется через удивительный ландшафт моаи, стоящих наклонно и беспорядочно, многие из них закопанные по шею, некоторые упали лицом вниз на склон, по-видимому, брошенные здесь, прежде чем они были перемещены. Пакарати кажется карликом на фоне каменной головы, когда он останавливается, чтобы прислониться к ней. «Трудно представить, — говорит он, — что чувствовали резчики, когда им сказали прекратить работу. Они вырезали эти статуи здесь веками, пока однажды не появился босс и не сказал им уволиться, идти домой, потому что еды больше нет, идет война, и никто больше не верит в систему статуй!» Пакарати сильно отождествляет себя со своими предками; работая с Джо Энн Ван Тилбург, археологом из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, он много лет рисовал и измерял все моаи острова. (Он и Ван Тилбург также объединились, чтобы создать новую Galería Mana, предназначенную для демонстрации и поддержки традиционных ремесел на острове.)
Теперь, когда Пакарати и я забираемся в сам карьер, он показывает мне, где была сделана резьба. Колоссальные фигуры находятся на каждой стадии завершения, они лежат на спине с чем-то вроде каменного киля, прикрепленного к скале. Вырезанные из мягкого камня, называемого туфом лапилли, спрессованного вулканического пепла, несколько фигур лежат бок о бок в нише. «Эти люди полностью контролировали камень, — говорит Пакарати о резчиках. «Они могли перемещать статуи отсюда в Тахай, который находится в 15 километрах, не ломая нос, губы, пальцы или что-то еще». Затем он указывает на несколько разбитых голов и тел на склоне внизу и смеется. «Очевидно, что аварии были допущены».
Когда статуя была почти готова, резчики просверливали отверстия в киле, чтобы отделить ее от скалы, а затем опускали ее вниз по склону в большую дыру, где они могли поставить ее, чтобы закончить заднюю часть. Глазницы вырезались, когда статуя находилась на аху, а глаза из белого коралла и обсидиана вставлялись во время церемоний, чтобы пробудить силу моаи. В некоторых случаях статуи украшались огромными цилиндрическими шляпами или пучками волос из красного шлака, другого вулканического камня. Но сначала статую нужно было передвинуть по одной из дорог, ведущих к острову площадью почти 300 а.е.м. Как это было сделано, до сих пор остается предметом споров. В легендах Рапа-Нуи говорится, что моаи «ходили» с помощью вождя или жреца, обладавшего маной, или сверхъестественной силой. Археологи предложили другие методы перемещения статуй, используя различные комбинации бревенчатых катков, саней и веревок.
Попытки разобраться в фактах прошлого острова заставляли исследователей разгадывать одну загадку за другой — от значения памятников до причин начала войн и культурного коллапса после тысячи лет мира. Помимо устной традиции, нет никаких исторических записей до прибытия первых европейских кораблей. Но данные многих дисциплин, таких как раскопки костей и оружия, изучение окаменелой растительности и анализ стилистических изменений в статуях и петроглифах, позволяют сделать грубый исторический очерк: люди, поселившиеся на острове, обнаружили, что он покрыт с деревьями, ценный ресурс для изготовления каноэ и, в конечном итоге, полезный для перевозки моаи. Они принесли с собой растения и животных, чтобы обеспечить себя пищей, хотя единственными выжившими животными были куры и крошечные полинезийские крысы. Художественные традиции, развивавшиеся изолированно, породили богатую образность украшений для вождей, жрецов и их аристократических родов. А многие островитяне из низших каст добились статуса мастеров-резчиков, ныряльщиков, строителей каноэ или членов других ремесленных гильдий. Джорджия Ли, археолог, посвятившая шесть лет документированию петроглифов острова, находит их такими же замечательными, как и моаи. «В Полинезии нет ничего подобного, — говорит она об этом наскальном рисунке. «Размер, размах, красота дизайна и мастерства необыкновенны».
В какой-то момент истории острова, когда и искусство, и население росли, ресурсы острова были перегружены. Слишком много деревьев было срублено. «Без деревьев у вас нет каноэ», — говорит Пакарати. «Без каноэ у вас нет рыбы, поэтому я думаю, что люди уже голодали, когда вырезали эти статуи. Ранние моаи были тоньше, но у этих последних статуй большие изогнутые животы. То, что вы отражаете в своих идолах, — это идеал, поэтому, когда все голодны, вы делаете их толстыми и большими». Когда у островитян закончились ресурсы, предполагает Пакарати, они бросили своих идолов и начали убивать друг друга.
Некоторые археологи указывают на слой недр с множеством обсидиановых наконечников копий как на признак внезапной войны. Островитяне говорят, что, вероятно, существовал каннибализм, а также резня, и, кажется, из-за этого они не меньше думают о своих предках. Судебный антрополог Смитсоновского института Дуглас Оусли, изучивший кости около 600 человек с острова, обнаружил многочисленные следы травм, такие как удары по лицу и голове. Но лишь изредка, по его словам, эти травмы приводили к смерти. В любом случае население, которое выросло до 20 000 человек, сократилось максимум до нескольких тысяч, когда капитаны первых европейских кораблей подсчитали их в начале 18 века. В течение следующих 150 лет, с визитами европейских и американских моряков, французских торговцев и миссионеров, перуанских налетчиков рабов, чилийских империалистов и шотландских владельцев ранчо (которые завезли овец и согнали туземцев с земли, оградив их в одну маленькую деревню), рапа Люди Нуи были почти полностью уничтожены. К 1877 году на острове осталось всего 110 туземцев.
Несмотря на то, что в течение 20-го века численность населения неуклонно росла, коренные островитяне до сих пор не владеют своей землей. Чилийское правительство заявило о своем владении островом Пасхи в 1888 году, а в 1935 году объявило его национальным парком для сохранения тысяч археологических памятников. (По оценкам археолога Ван Тилбурга, на острове может быть до 20 000 стоянок.) Сегодня около 2 000 коренных жителей и примерно столько же чилийцев толпятся в единственной деревне острова Ханга-Роа и на ее окраинах. Под растущим давлением чилийское правительство возвращает небольшое количество усадеб местным семьям, что вызывает тревогу у некоторых археологов и вызывает бурные споры. Но хотя они остаются в значительной степени обездоленными, народ Рапа-Нуи вновь вышел из тени прошлого, восстанавливая и заново изобретая свое древнее искусство и культуру.
Вырезание маленького деревянного моаи в своем дворе, Андреас Пакарати, известный как Панда, является частью этого обновления. «Я первый профессиональный татуировщик на острове за 100 лет», — говорит он, сверкая мягкими глазами из-под лихого черного берета. Интерес Панды пробудили картинки, которые он увидел в книге в подростковом возрасте, а тату-мастера с Гавайев и других полинезийских островов научили его своим техникам. Он взял большую часть своих рисунков из наскального искусства Рапа-Нуи и из книги Джорджии Ли 1992 года о петроглифах. «Теперь, — говорит Панда, — татуировка возрождается».
Другие художники поколения Панды также вдыхают новую жизнь в старое искусство. В своей небольшой студии, которая также служит жилым пространством, со стенами, увешанными большими полотнами с изображением полинезийских воинов и татуированных лиц, Кристиан Сильва рисует темы Рапа-Нуи со своим собственным оттенком закрученного сюрреализма. «Я рисую, потому что ценю свою культуру», — говорит он. «Моаи классные, и я чувствую связь с вещами предков. На этом острове этого не избежать! Но я их не копирую. Я пытаюсь найти другую точку зрения».
Танцоры и музыканты труппы «Кари-Кари», выкрикивающие народные напевы и качающиеся, как ладони на ветру, являются одними из самых ярких символов обновления. «Мы пытаемся сохранить культуру», — говорит Джимми Араки, один из музыкантов. «Мы пытаемся восстановить все наши старые вещи, собрать их вместе и дать им новое восстание». 22-летняя танцовщица Каролина Эдвардс прибывает на репетицию верхом на ярко-красном вездеходе, прячется за пикапами на холме с видом на одну из гигантских статуй и через несколько мгновений появляется в древнем платье женщин Рапа-Нуи, бикини из тапа, или ткань из коры. «Когда я была маленькой, меня называли токерау, что означает ветер, потому что я много бегала и прыгала с деревьев», — смеется она. «Большинство островитян играют на гитаре и умеют танцевать. Мы рождены с музыкой».
Но некоторые ученые и островитяне говорят, что новые формы связаны не столько с древней культурой, сколько с сегодняшними туристическими долларами. «То, что у вас есть сейчас, — это новое изобретение», — говорит археолог Рапа-Нуи Серхио Рапу, бывший губернатор острова. «Но люди в культуре не любят говорить, что мы изобретаем заново. Поэтому вы должны сказать: «Хорошо, это культура Рапа-Нуи». Это необходимость. Людям не хватает того, что они потеряли».
Даже самые старые и самые традиционные ремесленники, такие как Бенедикто Туки, согласны с тем, что туристы обеспечивают существенную поддержку их культуре, но он настаивал, когда мы говорили, что культура нетронута, что ее песни и навыки переносят древние знания в настоящее. . Грант МакКолл, антрополог из Университета Нового Южного Уэльса в Австралии, согласен с этим. Когда я спрашиваю Макколла, который ведет генеалогию островных семей с 1968, как культура может быть передана всего через 110 человек, он дергает свои неряшливые светлые усы. «Ну, для этого нужны всего два человека, — говорит он, — один говорит, а другой слушает».
Поскольку претензии многих семей на землю основаны на их предполагаемом знании родовых границ, этот аргумент вряд ли можно назвать академическим. Чилийский археолог Клаудио Кристино, посвятивший 25 лет документированию и восстановлению сокровищ острова, драматически обрисовывает дискуссию. «На острове и во всем мире есть коренные жители, которые используют прошлое, чтобы восстановить свою идентичность, землю и власть», — говорит он. Сидя в своем кабинете в Университете Чили в Сантьяго, он не оптимистичен. «Как ученый я провел там полжизни. Это мой остров! И вот люди уже расчищают землю и распахивают ее под сельское хозяйство, уничтожают археологические памятники. За статуями у вас есть люди со своими мечтами, со своими потребностями в развитии острова. Несем ли мы ответственность за это как ученые? Вопрос в том, кому принадлежит прошлое?» Действительно, кто? Бывший мэр Ханга-Роа Петеро Эдмундс, он же Рапа-Нуи, выступает против планов чилийского правительства по раздаче земли. Он хочет, чтобы весь парк вернулся под контроль Рапа-Нуи, чтобы он остался нетронутым. «Но они не будут слушать», — говорит он. «Они заткнули уши пальцами». А кто должен за ним ухаживать? «Люди Рапа-Нуи, которые присматривали за ним тысячу лет», — отвечает он. Он становится задумчивым. «Моаи не молчат, — говорит он. «Они говорят. Это пример того, что наши предки создали в камне, того, что находится внутри нас, что мы называем духом. Мир должен знать, что этот дух жив».
ОБНОВЛЕНИЕ: По сообщению UK Telegraph, двое британских ученых открыли новое исследование, отвечающее на загадку, почему некоторые мегалиты увенчаны шляпами, вырезанными из красного камня.
Колин Ричардс из Манчестерского университета и Сью Гамильтон из Университетского колледжа Лондона прошлись по многовековой дороге, ведущей к древнему карьеру, где жители острова добывали красную вулканическую пемзу. Они считают, что шляпы впервые были представлены как отличительная черта между 1200 и 1300 годами, периодом, когда задумчивые, таинственные статуи острова были созданы в большем масштабе, чем раньше, и весили несколько тонн. Шляпы, как предполагают британские эксперты, могут представлять собой косу или верхний узел, стили, которые носили вожди, участвовавшие в эпической борьбе за господство. «Общество вождей, — говорит Гамильтон, — было высококонкурентным, и было высказано предположение, что они соперничали настолько сильно, что исчерпали свои ресурсы».
Рекомендуемые видео
|