Северодвинск за полярным кругом или нет: Города России за полярным кругом

Города России за полярным кругом

Для одних людей Северный Полярный круг – это далекое, таинственное место, добраться до которого просто невообразимо, где всегда снег и очень холодно, а для других – это привычная повседневная жизнь: дом, семья, работа. Огромное количество городов в мире находятся за Северным полярным кругом, причем многие далеко за ним. Среди них большую долю занимают города России. Крупные города с населением порядка 200 тыс.человек и даже более, небольшие городишки, поселки, села и деревни. Многие россияне живут на севере и безумно любят свои края.

Во многих произведениях художественной литературы закрепился образ северного полярного круга. В них полярный круг – это место отчаянное и опасное, покрытое толстым слоем снега, да и посмотрев на карту, становятся понятны данные невероятные описания.

Что же такое полярный круг с точки зрения науки? Именно с полярного круга начинается такое явление, как полярная день и полярная ночь. Это когда солнце за ночь не садится за горизонт, либо за день не появляется из него. Там, где проходит полярный круг, такая ночь и такой день случается по одному разу в год. Чем дальше к северу, тем дней таких становится больше. У каждого города и поселка своя продолжительность полярных дней и ночей.

Какие же города России находятся за Северным полярным кругом? Начнем с самых крупных.

Крупные города России за полярным кругом

Мурманск – самый большой по численности населения северный город России, расположенный за полярным кругом. Численность его составляет почти 300 тыс.человек. Мурманск, растянувшийся более чем на 150 кв.м., находится на краю Кольского полуострова на восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Восточная окраина города граничит с полярной тайгой.

Город Мурманск еще называют «воротами Арктики». Он является самым большим незамерзающим портом Заполярья с атомным ледокольным флотом в составе 8 ледоколов. Они не раз избороздили всю Арктику, побывав на самой макушке Земли. Береговая инфраструктура Мурманска, включая судоремонтные заводы – это ближайший тыл Северного военно-морского флота. А еще именно с этого города начинается старт многих российских и зарубежных путешественников, которые держат путь на северный полюс. В 2016 году город отметит свое 100-летие.

Среди достопримечательностей в Мурманске можно выделить:

— океанариум – единственный в мире, расположенный за полярным кругом;

— знаменитый мемориал защитникам страны «Алеша», высота которого составляет 31,5 метров.

— Кольский мост длиной в 1611 метров, а с подъездными путями – 2500 метров, строящийся 12 лет. Мост соединяет Мурманск с западной частью Мурманской области, а также с Финляндией и Норвегией.

— смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на весь город.

Норильск – второй большой город нашей страны, расположившийся далеко за Северным Полярным кругом. Этот город был создан для того, чтобы осваивать уникальные природные богатства полуострова Таймыр. Численность его населения составляет 176,6 тыс.человек. Норильск находится в 300 км к северу от Полярного круга. Это город вечной мерзлоты. Даже лето здесь – это больше двухмесячный переход капризной весны на холодную осень. Морозы зимой доходят до отметки -56°С.

В советские годы здесь располагался исправительно-трудовой лагерь, входящий в состав ГУЛАГа. Его заключенные и построили сегодняшний город Норильск. Статус города присвоен Норильску в 1953 году.

К сожалению, Норильск входит в число экологически неблагоприятных городов России и даже мира из-за большого количества горно-металлургических предприятий. В Норильске в очень больших количествах добывают драгоценные металлы: палладий, платину.

Воркута – город на севере Республики Коми с населением в 61.6 тыс.человек. Город расположен в тундре, в зоне вечной мерзлоты в 160 км от Ледовитого океана. В советское время здесь располагались исправительные лагеря ГУЛАГа. Лето, как и в других северных городах, холодное и короткое, но с длинными световыми днями. В недрах земли этой местности много угля и других полезных ископаемых. На сегодняшний день, благодаря большому спросу на уголь во всем мире, угольные предприятия отлично работают.

Апатиты – город в Мурманской области с населением 57,9 тыс.человек. Располагается на Кольском полуострове недалеко от реки Белая между озером Имандра и горами Хибинами. Зима здесь хоть и долгая, но не столь суровая, с 23 полярными ночами. Снег лежит до 250 дней в году. Город с развитой инфраструктурой, со своим аэропортом и ж/д вокзалом. Интерес горожан вызывает огромное озеро Имандра. Это почти маленькое море с большим количеством островов (около 140) и 20 притоками.

Североморск с населением почти 49 тыс. человек находится северо-восточнее Мурманска на 25 км. Это морской порт Кольского залива Баренцева моря, также является военно-морской базой Северного флота Российской Федерации.

Салехард – единственный в мире город, находящийся на границе Северного Полярного круга. Его население составляет 47,9 тыс.человек. Это столица крупнейшего газодобывающего района – Ямало-Ненецкого АО. Основан в 1595 году.

Мончегорск с 43,5 тыс. жителей расположился за северным полярным кругом на Кольском полуострове на северной стороне горного массива Мончетундра у озера Имандра и Лумболка. Находится на 145 км южнее Мурманска. Город основан в 1937 году в связи с необходимостью добывать в данной местности медно-никелевые породы, которыми богата данная земля. В итоге Мончегорск – центр медно-никелевой промышленности страны.

Кандалакша – город, населенность которого 33,5 тыс.человек. Это южные ворота Кольского полуострова. Город расположен в устье залива Кандалакша Белого моря и у реки Нива. Солнце в июле и августе практически за заходит за горизонт, а в ноябре и декабре – не появляется из него. С морского торгового порта Кандалакши обеспечивается выход во все моря и океаны.

Кировск – северный город нашей страны с населением более 27,7 тыс.чел. Это город геологов и горняков, является центром по добыче ценного ископаемого — апатита. Большую популярность городу приносят горнолыжные склоны гор Хибины. Похвастаться достопримечательностями архитектуры город не может, так как он еще очень молод, но красота природы и местности не может никого, кто посетил его, оставить равнодушным.

Нарьян-мар – завершает десятку крупных по численности населения городов России, расположенных за северным полярным кругом. Город расположен на берегу реки Печора. Основан в начале 20 века. Население города 23,4 тыс.человек. Сюда съезжаются многие рыбаки России. Здесь водятся в больших количествах семга, нельма, сиг и другая ценная рыба.

Малые города России за полярным кругом

Следующие города России тоже находятся выше полярного круга. Население их меньше, однако, эти города со своими традициями и достопримечательностями также заслуживают особого внимания.

Полярный (17 тыс. чел)

Заполярный (15,4 тыс. чел)

Полярные зори (14,9 тыс. чел)

Никель (12,1 тыс. чел)

Гаджиево (11,8 тыс. чел)

Воргашор (10,9 тыс. чел)

Кола (10,1 тыс. чел)

Заозерск (9,9 тыс. чел)

Островной (2 тыс. чел)

Верхоянск (1,2 тыс. чел)

Stilus In Ano…: Северодвинск — затерянный меж двух миров

Перепубликация из ЖЖ

С небольшими изменениями публикую заметку, написанную по приезду вконтакте…

Со временем мне все больше и больше нравиться давать в одну строчку определения тем городам, где получается побывать. И эта практика приводит к весьма интересным результатам, если говорить о двух географически близких точках — Северодвинске и Архангельске.

Архангельск — город моего процветающего топографического критинизма. Количество кругов, которые я там навернула на машине в первый и второй заезды, и посчитать невозможно (баня, аэропорт, поиск запчастей. ..). Тогда мы, вроде бы, шли «по накатанной», но все равно с Колянычем чудом вернулись за своими на условленное место. Сейчас было не лучше;)
Какие-то улицы здесь все одинаковые. Глазу просто не за что зацепиться, хотя я привыкла ориентироваться и в гораздо более сложных по планировке городах.
Еще в прошлый раз Архангельск у меня совершенно жестко проассоциировался с деревней. Тут большую роль, конечно, сыграла Мезень, а также полное отсутствие рабочих контактов. Так что, отмечу, что сие впечатление сугубо субъективно. Но в этот раз оно лишь подтвердилось. Из реального города я увидела лишь пробки и таксистов, с которыми мы друг друга разводили на деньги (но об этом отдельно). Снова у меня не получилось пройтись по набережной Северной Двины, которая, как пишут, славится своими памятниками (по типу Петрозаводска). Видимо, придется ехать еще раз.

 
(просто два фото из Архангельска, Северная Двина)

А вот с Северодвинском все совсем по-другому.

По моим ощущениям, Северодвинск — это город, застрявший меж двух миров. Глобально — между моим восприятием Архангельска и моим же ощущением от родного Питера.
И даже не я первая это отметила; но мои собственные сравнения лишь подтвердили высказанную мне в рамках рабочей встречи догадку.

 

(рабочие снимки Северодвинска)

Северодвинск — город по-настоящему северный, но не за полярным кругом. Даже в Мурманске я, пожалуй, не видела такого количество упоминаний Арктики, Севера и Белых медведей в различных вариациях в названиях и на логотипах, как здесь. С другой стороны, формально жители города имеют на то такое же право, как, например, питерцы;)
Природа города больше напоминает Северную столицу: те же болота и тополя. Не северная это тайга… А те же самые намывные территории.
Вот честно, если привезти меня в Северодвинск с закрытыми глазами, я бы позиционировала эту точку как некую далекую Ленобласть.

Северодвинск — город научный, но не наукоград. Лица на улицах интеллектуальны и не имеют никаких характерных особенностей, кои я отмечала в той же Мезени. За исключением одного — ярко выраженного образования. Такое ощущение, что диплом «вышки» здесь лежит в загашниках даже самого последнего рабочего на заводе, не говоря уже о дворниках.
Все это не может не сказываться на общей атмосфере, в частности, чего только стоят жизнеутверждающие надписи на стенах;) Не какое-нибудь там ругательство из трех букв, а: «Жизнь пуста — найди цель».

А на другой стороне медали — некая часть окающих и охающих жителей — провинциалов и провинциалок, прямо в баре демонстрирующих друг другу купленное недавно на распродаже хлапчато-бумажное белье;) Вот вам и место рождения атомного щита родины;)
С первого взгляда мне показалось, что эти две половины города как будто существуют в параллельных мирах.

Северодвинск — город провинциальный, но без шлефа самобытности. Мы привыкли подмечать особенности того или иного населенного пункта в ракурсе определенных исторических событий. А вот страницы Северодвинска в этом плане практически пусты. Город молодой; все, что было на этом месте до него, оставило пренебрежимо-малый след и существует сегодня, видимо, только в виде той самой «окающей» половины жителей.

Это город сконцентрированный на вполне конечной площади, но не отягощенный пробками. Да и дороги показались мне гораздо лучше Архангельских. Очень много Патриотов (да и вообще УАЗов), но я заметила только 1 уазовский сервис. Видать, где-то прячутся.
Где-то я читала что по Архангельску и области наблюдаются проблемы с общественным транспортом. Но это, определенно, не так. По сравнению с ними это у нас в Питере проблемы;)

Северодвинск активно развивается, но на стенах встречается слишком много одинаковой рекламы. Такое ощущение, будто по городу рекламируется лишь несколько десятков контор, вбухивая в это огромные бюджеты. Кстати, вопреки обычной региональной практики, здесь практически ничего не видно от имени «Единой России».

В отличие от Архангельска, в городе активно идет обновление жилого фонда. Это бросается в глаза на улицах. Для приезжих очень много гостиниц (по меркам такого города), но при этом сложность с номерами. Я привыкла к тому, что даже в сочельник… в столице Карелии… можно спокойно найти номер. Здесь задача оказалась менее тривиальной. Меня поселили чудом… Чудо, правда, имело свои ФИО и громкую должность… и просто позвонило «кому следует»;)
Стоит отметить, что гостиница на свои три звезды тянула с большим трудом, но за радушие персонала им можно было еще 2 спокойно накидывать.
А вот квартиры здесь стоят примерно в половину питерской цены. Вот такая вот «глубинка». Там, где есть работа, и спрос на жилье немалый.

Северодвинск — город небольшой, но на побережье Белого моря даже в будний день оказалось негде плюнуть от припаркованных машин. Как Финский залив, честное слово;) И, кстати, полно вполне приличных заведений… что тоже оказалось для меня неожиданным.

Сие впечатление было несколько разбавлено Исландским вулканом. Имея совсем небольшой запас по деньгам и напрочь пустые кредитки, я, прослушав новости (откровенно нагнетавшие атмосферу) мысленно приготовилась жить в аэропорту, постепенно питаясь 4,5-литрами местного пива, взятого в качестве сувениров. Но все обошлось: плевали наши авиакомпании на пепел;)

 

 

 

 

Chatham House – Аналитический центр по международным делам

Управление жесткой силой в условиях «низкой напряженности»

Этот документ посвящен военному положению России в российской Арктике. В нем делается попытка демистифицировать наращивание Москвой военного присутствия в регионе: в нем объясняется, что если Москва действительно милитаризирует российскую Арктику, то наращивание военного присутствия и намерения Кремля носят, по крайней мере, на данный момент, оборонительный характер.

Исследовательская работа

ISBN: 978 1 78413 274 3


— Солдат патрулирует российскую военную базу на острове Котельный за Полярным кругом, 3 апреля 2019 г. Фото: Getty Images

Приложение

1.

Арктические военные базы России

«Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа

«Арктический трилистник» (или «Трилистник») расположен недалеко от Нагурского на острове Земля Александры, Земля Франца-Иосифа. На 80 ° северной широты это ближайший постоянный форпост к Северному полюсу. Это самое большое здание, стоящее так далеко на севере. Строительство началось в 2015 г., а в конце 2018 г. база была полностью введена в эксплуатацию.166 База укомплектована примерно 150 военнослужащими на 18-месячной, полностью автономной ротации.

Основной задачей базы является обеспечение Северного флота средствами противовоздушной обороны, в частности, средствами ПВО С-300 (НАТО: SA-10 Grumble) и зенитными комплексами ближнего действия «Панцирь-С1». На базе работает рота радиоэлектронной борьбы и радиолокации, в частности, с системой раннего предупреждения П-18 «Терек». Военно-морские объекты включают комплексы береговой обороны К-300П «Бастион-П» (НАТО: SSC-5), вооруженные противокорабельными крылатыми ракетами П-800 «Оникс» (НАТО: SS-N-26 Strobile) и 4К51 «Рубеж» (НАТО: SSC-3 Styx). ) противокорабельные комплексы167. База также выполняет функции поисково-спасательного форпоста.

Рядом с Трилистником находится авиабаза Нагурское, состоящая из двух взлетно-посадочных полос, включая взлетно-посадочную полосу длиной 2500 метров, на которой могут размещаться истребители и заправщики. Эта полоса была завершена в 2015 г. и действует круглый год, даже зимой168. Транспортный самолет Ил-76 впервые приземлился в апреле 2015 г.169 Авиабаза Нагурское создавалась с расчетом на ударную авиацию:170 с помощью Ил-78. дозаправляя танкеры для увеличения радиуса действия, авиакрыло истребителей МиГ-31 (НАТО: Foxhound) или Су-34 (НАТО: Fullback) могло достичь авиабазы ​​Туле в Гренландии171 и продвинуться дальше в Северную Америку172. Модернизированный МиГ-31БМ в ближайшем будущем может быть переброшена в Нагурское.

«Клевер Северный» на острове Новосибирский

Расположенная на 75° северной широты база «Клевер Северный» построена на острове Котельный архипелага Новосибирские острова в море Лаптевых. Открытый в декабре 2016 года173, он может на постоянной основе разместить 250 военнослужащих, включая 99-ю арктическую тактическую группу, радиолокационную группу и другие вспомогательные подразделения.

Как и объекты на Земле Франца-Иосифа, Северный Клевер предназначен для обеспечения региональной противовоздушной обороны. Он хорошо вооружен, включая системы ПВО С-300, зенитные комплексы «Панцирь-С1», береговые комплексы «Бастион-П» (которые все чаще заменяют устаревшие противокорабельные комплексы «Рубеж»)174 и противокорабельные комплексы. Эти системы официально предназначены для охраны СМП и территориальной обороны.

Северный Клевер связан с авиабазой Темп, где в 2014 г. были развернуты береговые комплексы Панцирь-С1175. Вероятно, что аэродром Темп будет использоваться в основном для поисково-спасательных и гражданских аварийных целей176. разместить транспортные самолеты Ил-76.177

База Рогачево на Новой Земле

Наряду со средствами поисково-спасательных операций, Рогачево в основном служит базой противовоздушной обороны Северного флота. Это самая крупная из трех баз «Триколор», на ней может разместиться полноценный батальон. Радарные установки для наблюдения и раннего предупреждения были введены в эксплуатацию в апреле 2015 года9.0003

Помимо комплексов С-400 (НАТО: SA-21 Growler) на 178 объектах установлена ​​триада ЗРК С-300, зенитных комплексов «Панцирь-С1» и береговых противокорабельных комплексов «Рубеж». Впервые с начала 1990-х годов ракетные комплексы были развернуты на Новой Земле179. Противовоздушная оборона усилена наличием систем П-800 «Оникс». Такие системы создают потенциальное узкое место между Баренцевым и Печорским морями, тем самым потенциально ограничивая свободу доступа и операций для иностранных сил.180 Развитие и операции в Рогачево считаются стратегически важными для Северного флота.181

Аэродром рядом с базой служит для пополнения запасов и логистики. Ранее в 2012 году было объявлено, что там будет дислоцирована эскадрилья истребителей МиГ-31.

Таблица 1: Аэродромы и базы Северного флота и береговой охраны России на АЗРФ

Алыкель

г. Норильск, Красноярский край

САР, пополнение запасов

Амдерма

Ненецкий автономный округ

САР, пополнение запасов

Анадырь-Угольный

Чукотский автономный округ

Поисково-спасательная операция, РЭБ, работа с БПЛА, дальнее патрулирование (Ту-22М3), спутниковая связь

Черский

Республика Саха

САР, пополнение запасов

Надым

Ямало-Ненецкий автономный округ

САР, пополнение запасов

Нарьян-Мар

Ненецкий автономный округ

ЮАР, пост береговой охраны

Певек

Чукотский автономный округ

САР, пополнение запасов

Провидения

Чукотский автономный округ

САР, пополнение запасов

Сабетта

Полуостров Ямал

САР, Центр ФСБ по охране проекта Ямал СПГ

Североморск-1 и 3

Мурманская область

SAR, тактическая авиация (Су-25 и МиГ-29), транспортная (Ил-96)182

Остров Средний

Северная Земля

SAR, радиолокационное наблюдение, тактическая группа

База Тикси

Кольский полуостров

SAR, ПВО, Тактическая авиация

Воркута

Печорский бассейн, Республика Коми

РЛС дальнего патрулирования (Ту-22М3),183 РЛС184

2.

Военно-морские средства Северного флота

Боевые корабли

Боевой порядок Северного флота официально состоит из 37 надводных кораблей185, в том числе Авианосец «Адмирал Кузнецов», судьба которого до сих пор неизвестна186. В настоящее время в строю находятся только 10 из 13 более крупных кораблей. В их числе флагман флота — атомный ракетный крейсер проекта «Петр Великий» проекта «Киров» (проект 11442). Еще одна единица класса «Киров» проекта «Адмирал Нахимов» находится в ремонте на Севмаше в Северодвинске. Петр Великий также проведет некоторое время в ремонте после того, как Нахимов возобновит боевую службу в 2021 году.) противокорабельные крылатые ракеты и может принимать три вертолета.

Ракетный эсминец проекта «Маршал Устинов» проекта 1164 — еще один важный проекционный объект флота. Он вернулся в строй в середине 2017 г. после пяти лет ремонта188. Он хорошо вооружен, оснащен системами С-300Ф «Форт » (морской вариант С-300), зенитно-ракетными комплексами 9К33 «Оса-МА». авиационные (ЗРК) комплексы и крылатые ракеты П-500 «Базальт», а также 533-мм торпедный комплекс и модернизированную радиоэлектронику.

Меньшие корабли дополняют водоизмещение Северного флота. Фрегат проекта «Адмирал Горшков» проекта 22350 (проект 22350) был введен в строй в середине 2018 года после как минимум шести лет задержек и неудачных испытаний. Планируется еще семь судов этого класса, пока заложено только три. На данный момент второй блок, «Адмирал Касатанов» , должен быть введен в строй осенью 2019 года189. операции на море.

Сообщается, что три из пяти существующих противолодочных кораблей типа «Удалой» (проект 1155) активны. В составе флота шесть малых противолодочных кораблей проекта 1142М (класса «Гриша») для операций на коричневой и зеленой воде. Флот дополняют не менее пяти десантных кораблей (тяжелый десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711190 и несколько крупных кораблей проекта 775).

Боевой порядок усилен одним действующим эсминцем типа «Современный» ( Адмирал Ушаков проекта 956) из четырех существующих единиц и флотом из девяти тральщиков для операций на бурой и зеленой воде.

Строительство первого эсминца типа «Лидер» (проект 23560, атомный) началось в 2018 году, официальное завершение запланировано на 2025 год. Восемь кораблей этого класса будут нести службу на Северном и Тихоокеанском флотах, правда, в отдаленной перспективе. Они будут оснащены зенитно-ракетными комплексами большой дальности «Калибр», «Оникс» и С-500191.0247 «Илья Муромец» (пр. 21180) прибыл в Североморск и поступил на боевую службу. в патрульных и буксировочных миссиях. Планируется строительство второй платформы, но она войдет в состав Северного флота не раньше конца 2020-х годов.

В перспективе в составе флота возможна эксплуатация нового класса патрульных ледоколов проекта 23550.193 Первый из двух кораблей, «Иван Папанин» , был заложен в 2017 г.194, но вряд ли войдет в строй раньше середины 2020-х гг., поскольку строительство уже задерживается195. Проект вдохновлен вооруженными ледоколами норвежского Шпицбергена. класса 196, а новые корабли дадут флоту оперативное преимущество в операциях по воспрещению моря и операциях ISTAR197 (на кораблях будут развернуты противолодочные вертолеты Ка-27 и БПЛА).

Ледоколы

Несмотря на то, что флот гражданских ледоколов Росатома не входит в состав Северного флота, он по-прежнему имеет решающее значение для военного доступа и операций19.8 Россия официально имеет 46 ледоколов, в том числе четыре атомных199. Предполагается, что основная часть флота будет выведена из эксплуатации в 2020-х годах, однако строительство новых судов сильно задерживается. Россия, скорее всего, столкнется с «ледокольным разрывом»200 между запланированным выводом из эксплуатации старых платформ и вводом в эксплуатацию новых, если только срок службы первых не будет продлен за счет значительного технического обслуживания, ремонта и капитального ремонта (ТОиР).

Три атомных ледокола класса ЛК-60 (проект 22220) находятся в стадии строительства201 и придут на смену устаревающему классу «Арктика». Три энергоблока должны быть запущены не ранее 2020 г. из-за задержек с производством турбин202. Росатом настаивает на строительстве еще двух энергоблоков класса ЛК-60 для СМП2039. 0003

Атомный ледокол нового класса — ЛК-120 «Лидер» (проект 10510) — представлен в июне 2018 года. когда-либо будут построены, так как проект уже испытывает проблемы с финансированием.205 ЛК-120 оказался в центре внутриполитических разногласий по поводу лоббирования и корыстных интересов после того, как Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) денонсировала «политический» контракт, направленный на субсидирование «Звезды».206

Выведенный из эксплуатации атомный ледокол проекта «Союз » должен быть преобразован в арктический военный командный пункт,207 хотя планы остаются неопределенными.

Подводные лодки

Большинство подводных лодок Северного флота базируются в Гаджиево, в Ягельной бухте на Кольском полуострове. Боевой порядок Северного флота включает 41 подводную лодку208 и будет следовать циклам модернизации и закупки атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), атомных подводных лодок с управляемыми ракетами (ПЛАРК) и атомных ударных подводных лодок ( ПЛА) в рамках госпрограммы вооружения до 2027 года. Устаревшие ДЭПЛ будут модернизированы. С точки зрения операций, флот из более чем 30 атомных подводных лодок, тем не менее, может развернуть в море только семь-восемь единиц, что делает его относительно хрупким209.

Кроме того, поддержание и модернизация средств ядерного сдерживания не связаны с Арктикой, а являются абсолютным военным приоритетом для всех флотов. Модернизация флота подводных лодок в России направлена ​​на увеличение радиуса их действия, а также на подводную подготовку и операции210 после возобновления в 2009 г. подводного патрулирования. Уровни холодной войны211 показывают, что Россия перебрасывает силы в Северную Атлантику и через брешь в GIUK212 9.0003

Северный флот имеет шесть ПЛАРБ «Дельта-IV» (проект 667 БДРМ, НАТО: «Дельта II»), из них только четыре-пять в настоящее время находятся в эксплуатации. В планы модернизации входит внедрение новой гидроакустической системы и новых баллистических ракет (БРПЛ) подводных лодок Р-29РМУ «Синева» (НАТО: SS-N-23 Skiff). Последний представляет собой ракетную систему третьего поколения, принятую на вооружение в 2007 г., и может нести от четырех до десяти ядерных боеголовок на расстояние более 8000 км213. Каждое судно может нести до 16 ракет. Флот ПЛАРБ в настоящее время проходит техническое обслуживание, но должен быть выведен из эксплуатации после 2030-х годов.

ПЛАРБ типа «Борей II» (проект 955А, НАТО: класс «Долгорукий») заменят устаревающий флот Дельта-IV. Первая единица этого класса, состоящая на Северном флоте, проект «Юрий Долгорукий» , была развернута в начале 2013 года. Пять других подводных лодок находятся на различных стадиях разработки на заводе «Севмаш» в Северодвинске, но у них возникают задержки с дизель-генераторами214. единиц должны быть поставлены на Северный флот к середине 2020-х гг. Класс «Борей II» будет оснащен до 16 БРПЛ «Булава», каждая из которых будет иметь до шести ядерных боеголовок215 9.0003

Многоцелевая ПЛАРК проекта 885-М «Ясень» — ударная подводная лодка с ракетными комплексами. Первая единица, Северодвинск , поступила на вооружение в 2014 году; второе судно, «Казань» , все еще проходит ходовые испытания.216 Еще шесть подводных лодок этого класса находятся на различных стадиях строительства, но далеко не завершены. Они базируются в Западной Лице на Кольском полуострове. Предполагается, что ПЛАРК типа «Ясень» заменят устаревающие подводные лодки классов «Акула» и «Оскар». Ясени вооружены ракетными комплексами «Калибр», которые все еще проходят испытания217, а также противокорабельными крылатыми ракетами П-800 «Оникс». Однако разработка программы «Ясень» была замедлена в пользу ПЛАРБ класса «Борей», что привело к серьезным задержкам.218

ПЛАРБ класса «Акула» в/ч «Дмитрий Донской» (проект 941УМ, НАТО: Тайфун) недавно прошла модернизацию для проведения испытаний ракет «Булава». Три устаревшие ПЛАРК класса «Антей» (проект 949А, НАТО: класс «Оскар 2») и шесть ПЛАРК класса «Щука-Б» (проект 971, НАТО: «Акула III») также проходят ТОиР для оснащения их системами «Калибр» и «Оникс».

166 RT (2017), «Арктический трилистник: Минобороны России предлагает интерактивный 360-градусный тур по уникальной военной базе (ФОТО)», 17 апреля 2017 г., https://www.rt.com/viral/384986-russian-arctic-military-base-tour/ (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

167 Armyrecognition.com (2018), «Россия вооружается для Арктики».

168 Тасс.ру (2018), «Более 13 тысяч тонн грузов доставят на Землю Франца Йосефа для строительства аэродрома» 25 сентября 2018 г., https://tass.ru/armiya-i-opk/5602481 (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

169 Министерство обороны Российской Федерации (2015 г.), «Экипаж Ил-76 ВВС впервые совершил посадку на арктический аэродром» [Экипаж Ил-76 ВВС России впервые совершил посадку на арктическом аэродроме], 30 апреля 2015 г., https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12027522@egNews (по состоянию на 15 мая 2019 г.)).

170 Интерфакс (2016), ‘Шойгу приехал с проверкой на Землю Франца-Иосифа’ [Шойгу прибыл для наблюдения за Землей Франца-Иосифа], 18 апреля 2016 г. , https://www.interfax.ru/russia/504324 (по состоянию на 15 мая 2019).

171 Разведывательная служба Министерства обороны Дании (2018 г.), Intelligence Risk A оценка 2018 .

172 Подкомитет защиты (Палата общин) (2017 г.), Письменные доказательства, представленные Брюсом Джонсом , 17 февраля 2017 г., -in-the-arctic/writing/47407.html (по состоянию на 15 мая 2019 г.)).

173 Стаалесен, А. (2016), «Новая военная база в Арктике объявлена ​​готовой к эксплуатации», The Barents Observer , 14 декабря 2016 г., https://thebarentsobserver.com/en/security/2016/12/new -arctic-military-base-declared-ready-operation (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

174 Известия (2018), «Бастионы» прикроют «Рубежи» в Арктике», https://iz.ru/785340/roman-kretcul- aleksei-ramm/bastiony-prikroiut-rubezhi-v-arktike (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

175 ВПК (2018), «Минобороны рассказало о строительстве объектов в Арктике», 7 ноября 2018 г. , https://vpk.name/news/233695_minoboronyi_rasskazalo_o_stroitelstve_obektov_v_arktike. HTML.

176 Гранхольм, Карлссон и Коркмаз (2016), Большая тройка в Арктике , с. 28.

177 Регер и Джекетт (2018), «Приполярные военные объекты арктической пятерки».

178 Гранхольм, Карлссон и Коркмаз (2016), Большая тройка в Арктике , с. 28.

179 Уолстром (2016), «Российская милитаризация Арктики: слова против действий».

180 Там же.

181 Министерство обороны Российской Федерации (2018 г.), «Одной из приоритетных задач Северного флота на 2018 год является комплексная экспедиция на архипелаг Новая Земля» [Одной из приоритетных задач Северного флота на 2018 г. Земля архипелага], 14 февраля 2018 г., https://structure.mil.ru/structure/okruga/north/news/more.htm?id=12162873@egNews (по состоянию на 15 мая 2019 г.).).

182 Взгляд на Арктику (2018 г. ), «Россия модернизирует авиабазу Северного флота», 3 июля 2018 г., http://www.rcinet.ca/eye-on-the-arctic/2018/07/03/russia-military -base-severomorsk-upgrade-arctic/ (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

183 ВПК (2018), «Экипажи Ту-22М3 выполнили посадку на Арктическом аэродроме Воркута в ходе учений» [Экипажи Ту-22М3 приземлились на арктическом аэродроме Воркута в ходе учений], 5 октября 2018 г., https://vpk .name/news/230103_ekipazhi_tu22m3_vyipolnili_posadku_na_arkticheskiy_aerodrom_vorkuta_v_hode_uchenii.html (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

184 Регер и Джекетт (2018 г.), «Циркумполярные военные объекты арктической пятерки».

185 Russianships.info (2019), «ВМФ России 2019: Список действующих кораблей и подводных лодок ВМФ России», http://russianships.info/eng/today/ (по состоянию на 31 мая 2019 г.).

186 Tass.ru (2018), «Россия находит альтернативу затонувшему плавучему доку для кораблей ВМФ», 7 ноября 2018 г., http://tass.com/defense/1029654 (по состоянию на 15 мая 2019 г. ).

187 Tvzvezda.ru (2017), «Модернизация атомного ракетного крейсера «Петр Великий» займёт 3,5 года», 22 июля 2017, https: //tvzvezda.ru/news/opk/content/201707221115-upwj.htm (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

188 Staalsen, A. (2017), «После 5 лет модернизации эсминец «Маршал Устинов» вернулся в Баренцево море», The Barents Observer , 23 мая 2017 г., https://thebarentsobserver.com/ru/ security/2017/05/after-5-years-upgrade-destroyer-marshal-ustinov-back-barents-sea (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

189 Tass.ru (2018), «В 2019 году ВМФ России получит новейший фрегат», 4 июля 2018 г., http://tass.com/defense/1011973 (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

190 Нильсен Т. (2018 г.), «Крупнейший десантный корабль России отправится на север в рамках крупных учений НАТО», The Barents Observer , 14 октября 2018 г., https://thebarentsobserver.com/en/security/2018/10/russias-largest-landing-ship-sail-north-through-major-nato-exercise (по состоянию на 15 мая 2019 г. ).

191 Хроленко А. (2017), «Атомный эсминец «Лидер»: как Россия получит превосходство в Мировом океане», РИА Новости, 27 июля 2017 г., https://ria.ru/20170729/1499181539.html?inj=1 (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

192 Министерство обороны Российской Федерации (2018 г.), «Дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» прибыл на Северный флот», 2 февраля 2018 г. , https://structure.mil.ru/structure/forces/navy/news/more.htm?id=12157076@egNews (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

193 Военно-морские технологии (без даты), «Арктические патрульные корабли класса «Иван Папанин» (проект 23550)», https://www.naval-technology.com/projects/ivan-papanin-project-23550-class-arctic-patrol- суда/ (по состоянию на 31 мая 2019 г.).

194 Гольдштейн Л. Дж. (2018 г.), «Представляет ли запланированный Россией «боевой ледокол» серьезную угрозу?» , The National Interest , 2 апреля 2018 г., https://nationalinterest.org/feature/russias-planned-combat- icebreaker-serious-threat-25187 (по состоянию на 15 мая 2019 г. ).

195 Тасс.ру (2018), «Два патрульных корабля арктической зоны сдадут флоту в 2023–2024 годах», 21 марта 2018 г. , http://tass.ru/armiya-i-opk/5051964 (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

196 Юферев С. (2017), «Боевой ледокол» российского флота: корабль проекта 23550», Военное Обозрение , 14 ноября 2017, https: //topwar.ru/129377-boevoy-ledokol-rossiyskogo-flota-korabl-proekta-23550.html (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

197 Разведка, наблюдение, целеуказание и рекогносцировка.

198 Фарли, Р. (2017), «Как Россия может выиграть войну в Арктике» , The National Interest , 13 июня 2017 г., https://nationalinterest.org/blog/the-buzz/how-russia-could-win-war-the-arctic-21134 (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

199 Росатомфлот (без даты), «Атомные ледоколы», http://www.rosatomflot.ru/flot/.

200 Вишник, Э. (2017), «Напряженность в отношениях с Россией нагревает тающую Арктику», PONARS Eurasia Policy Memo № 464, http://www.ponarseurasia. org/memo/tensions-russia-heat-melting- Арктика (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

201 Стаалесен, А. (2016), «Верфь приступает к строительству третьего атомного ледокола», The Barents Observer , 25 июля 2016 г., https://thebarentsobserver.com/en/arctic/2016/07/yard- запускает строительство третьего атомного ледокола (по состоянию на 15 мая 2019 г.).

202 Коммерсант.ру (2018), «Арктика не сдается», 10 сентября 2018 г., https://www.kommersant.ru/doc/3737331 (по состоянию на 16 мая 2019 г. ).

203 Росатом (2018), «Предприятия Росатома приняли участие в VII Мурманской международной деловой неделе» [Предприятия Росатома приняли участие в VII Мурманской международной деловой неделе], 16 октября 2018 г., http://www.rosatom.ru/journalist/ news/predpriyatiya-rosatoma-prinyali-uchastie-v-vii-murmanskoy-mezhdunarodnoy-delovoy-nedele/ (по состоянию на 16 мая 2019 г.).

204 Коммерсант.ру (2018), «Лидер» посылают на «Звезду», 28 июля 2018 г., https://www.kommersant. ru/doc/3700113 (по состоянию на 16 мая 2019 г.).

205 Диггес, К. (2018 г.), «Путин должен объявить о строительстве огромного научно-фантастического атомного ледокола», Беллона, 7 августа 2018 г., http://bellona.org/news/nuclear-issues/nuclear-russia/ 2018-08-путин-планирует-объявить-о-строительстве-огромного-научно-фантастического-ядерного-ледокола (по состоянию на 16 мая 2019 г.).

206 РБК (2018), «Глава ОСК рассказал о «золотой логистике» при строительстве «Лидера»», 25 октября 2018 г. , https://www.rbc.ru/politics/25/10/2018/5bd096139a794768faab8bbb?from=main (по состоянию на 16 мая 2019 г.).

207 РИА Новости (2017), «Атомный ледокол «Советский Союз» утилизируют» [Атомный ледокол «Советский Союз» утилизируют], 31 августа 2017 г., https://ria.ru/20170831/1501471612.html (доступ 16 мая 2019 г.).

208 Russianships.info (2019), «ВМФ России 2019».

209 Подкомитет по обороне (Палата общин) (2017 г.), Устные свидетельства: оборона в Арктике .

210 Девярткин П. (2018 г.), «Арктическая стратегия России: военные действия и безопасность (часть II)», Арктический институт, https://www.thearcticinstitute.org/russias-arctic-military-and-security-part -two/ (по состоянию на 16 мая 2019 г.).

211 Комитет по защите Палаты общин (2018 г.), On T hin Ice , p. 20.

212 Кристенсен и Сакструп (2016), Российская политика в Арктике после украинского кризиса , с. 30. См. также Conley and Rahbek-Clemmensen (2017), Письменные доказательства, представленные Heather A. Conley and Jon Rah bek-Clemmensen .

213 Жуков Р. (2015), «Баллистическая ракета «Синева»: характеристики, описание», ФБ, 10 декабря 2015 г., http://fb.ru/article/ 219005/ballisticheskaya-raketa-sineva-harakteristiki-opisanie (по состоянию на 16 мая 2019 г.).

214 Mil.Press Today (2018), «ПЛАРБ «Князь Олег» почти год остается без дизель-генератора», 1 февраля 2018 г. , http://mil.today/2018/Weapons6/ (по состоянию на 16 мая 2019 г.).

215 Регер, Э. (2018 г.), «Атомные подводные лодки в Арктике: ограничение стратегической противолодочной войны», Информационные материалы по безопасности в Арктике, Фонд Саймонса, http://www.thesimonsfoundation.ca/sites/default/files/ Nuclear%20Submarines%20in%20the%20Arctic-Limiting%20Strategic%20Anti-Submarine%20Warfare%20-%20Arctic%20Security%20Briefing%20Paper%2C%20December%204%202018.pdf (по состоянию на 16 мая 2019 г.).

216 Нильсен, Т. (2017), «Рогозин спускает на воду новую ударную подводную лодку», The Barents Observer , 31 марта 2017 г., https://thebarentsobserver.com/en/security/2017/03/rogozin-floats- out-new-attack-submarine (по состоянию на 16 мая 2019 г.).

217 ВПК (2018), «Атомная подводка Северного флота «Северодвинск» выполнила ракетную стрельбу «Калибром» — штаб СФ» , 5 декабря 2018 г., https://vpk.name/news/237068_atomnaya_podlodka_severnogo_flota_severodvinsk_vyipolnila_raketnuyu_strelbu_kalibrom__shtab_sf. html.

218 Connolly and Boulègue (2018), Новое государственное вооружение России пр. грамм , с. 22.

Наверх

Предыдущая глава
Следующая глава

Новые изображения показывают «пропавшую» российскую подводную лодку «Белгород» в Арктике

Нажмите, чтобы увеличить. На фотографиях подводная лодка действует на востоке Баренцева моря. Местоположения на основе Open Source Intelligence

Ажиотаж в СМИ утверждает, что уникальная российская подводная лодка «Белгород» «исчезла». Это может быть преувеличено. Naval News может поделиться изображениями подводной лодки, работающей в надводном положении в Арктике.