Севастополь и крым одно и тоже или: Почему Крым и Севастополь — разные субъекты?

Севастополь – это вам не Крым!


В сознании большинства россиян отдых в Крыму – классический «тюлений». Поэтому, если его сравнить с европейскими пляжными направлениями, он зачастую проигрывает им по соотношению цена/качество сервиса. Крымчане от такого сравнения оскорбляются и считают это грубейшей ошибкой. А Севастополь позиционируют как круглогодичное направление, которое скоро должно войти в десятку самых посещаемых в России. Как убедился корреспондент Hotline.travel в ходе пресс-тура, для этого у города-героя есть все предпосылки.

Зимой и летом – пропитан светом


О том, что в Крым можно и даже нужно приезжать и в межсезонье мы убедились, едва сойдя с трапа самолета – после промозглой Москвы аэропорт Симферополя встретил группу журналистов легким освежающим бризом, мягким, ненавязчивым солнцем и погодой, которую у нас называют «бабьим летом». За бортом самолета было около 20 градусов Цельсия. Больше всего приятной погодой наслаждались крымские коты, которых на улицах было столько, что иногда казалось, что мы в Египте, где они являются священными животными.



По пути из Аэропорта в город-герой Севастополь организатор пресс-тура глава туроператора «Мир прекрасен!» Дарья Журавлева объяснила, чем Севастополь отличается от других городов крымского полуострова и почему его можно выделить в отдельное туристическое направление.


Во-первых, Севастополь – это Крым в миниатюре. «Есть «Большая Ялта», пора вводить по аналогии понятие Большой Севастополь. Он включает в себя сразу несколько климатических зон. В Евпатории, где песчаные пляжи, нет гор. А на Южном Берегу Крыма, наоборот, нет песчаных пляжей. В Севастополе же все есть: и песчаные пляжи на Северной стороне города, и обрывистые как Тарханхут, и труднодоступные, как в Новом Свете, и галечные. Если раньше отдыхая где-то на территории Крыма, туристы приезжали в Свастополь на однодневную экскурсию, теперь обратная тенденция – люди стремятся жить в городе – благо мы не участвуем в программе курортного сбора – а уже оттуда выезжать в другие туристические точки Крыма», – говорит Журавлева.



Конкуренция между Севастополем и Крымом проявляется и на политическом уровне –власти республики против открытия для гражданской авиации аэропорта Бельбек, что в пригороде Севастополя, опасаясь, что это больно ударит по загрузке аэропорта Симферополя. Но местный турбизнес полагает, что прием самолетов в Севастополе во всех смыслах не за горами и это лишь вопрос времени. Недорогие билеты, которые благодаря конкуренции должны подешеветь еще больше, будут способствовать перераспределение турпотока на весь год. Такую задачу сейчас ставят как местный турбизнес, так и власти.


Помимо погоды в межсезонье – когда жары нет, а температура воды и воздуха позволяет купаться до конца октября-начала ноября – отдых в это время выгодно отличается отсутствием толп туристов. Наконец-то можно сделать фото на фоне памятника затопленным (а не затонувшим – делает акцент наш экскурсовод) кораблям одному, и насладиться видом на балаклавскую бухту, не опасаясь, что тебя потревожат.


Универсальный герой


Чтобы развенчать стереотип о том, что в Севастополе нечего делать, кроме как купаться или лечиться в многочисленных санаториях, организаторы пресс-тура продемонстрировали потенциал города для разных видов туризма.


Помимо пляжного отдыха, который существует в разных вариациях в Крыму и в Севастополе объединен, здесь довольно развит отдых активный. Бухты города-героя, заполненные затопленными кораблями и подводными лодками – это рай для дайверов и яхтсменов. Скалистые берега идеально подходят для скалолазания и полетов на парапланах и дельтапланах. И если первое доступно по большей части только летом, то второе можно организовать и зимой. Рыбалка в Севастополе тоже круглогодична – в каждом отдельно взятом месяце ловится разная рыба — соответственно, меняется и меню в ресторанах.



Обилие объектов показа тоже дает возможность приезжать в Севастополь как минимум 12 раз по нескольку дней и при этом не повторяться с эскурсиями, утверждает Дарья Журавлева. При этом она считает, что наиболее оптимальным вариантом будут туры выходного дня (2-3 дня), причем не только летом, но и в любое другое время года.


Мы посетили не только классические музеи «Диораму на Сапун-горе» и «Панораму обороны Севастополя», но и недавно отреставрированные современные Михайловскую и Константиновскую батареи – последняя открылась в ходе нашего пресс-тура. Что показательно, рядом с ней уже планируется строительство огромного пятизвездочного отеля, которых в городе, мягко говоря, не хватает. Единственная пятизвездочная гостиница города Aquamarine Resort & Spa 5* планирует в следующем году серьезное расширение – завершает строительство комплекса апартаментов рядом с основным зданием.


Один на всех, и все за одного!


Ситуация осложняется тем, что из-за санкций Евросоюза ни одна крупная сеть не может разместить в Крыму свои отели. Однако, по словам руководителя Главного управления культуры Севастополя Ирины Демидовой, в городе пока хватает объектов размещения. По статистике, номерной фонд Севастополя (порядка 7000 мест) в этом году был загружен на 67%, а в целом по Крыму – на 45%. «Чего не хватает? На федеральном уровне определены вызовы отрасли, которые в полной мере характерны и для Севастополя. Это уровень сервиса, продвижение внутреннего туризма, а также соотношение «цена/качество», в том числе, наличие более дешевых вариантов размещения: аренда жилья, апартаментов, дачи и так далее», – считает Демидова.


Как показал пресс-тур, на сетевых пятизвездочных отелях свет клином не сошелся. Если сегодня самостоятельные туристы в основном идут в теневой гостиничный бизнес, то большинство организованных туристов в Крыму размещаются в мини-отелях и гостевых домах, качество обслуживания в которых не уступает четырех- и пятизвездочным отелям.


Президент Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Пархоменко рассказала, что в организацию, которую она возглавляет, входят более 140 мини-гостиниц и гостевых домов по всей республике. Для повышения качества обслуживания для членов ассоциации работает программа «Тайный гость», по которой в каждый из отелей на несколько дней отправляется «ревизорро» под прикрытием. После чего составляет отчет, который потом используется как пособие для улучшения сервиса конкретного отеля, а в дальнейшем доводится до всех членов ассоциации на общих собраниях. «Вы сами поживите в каждом номере своего отеля и только тогда поймете, комфортно это для гостя, или нет. Мы не гонимся за количеством отелей в нашей Ассоциации (в октябре из нее исключили 20 отелей), а следим за качеством обслуживания. Таким образом, мы даем удочку и наживку, а ловишь рыбу ты уже сам. И вы знаете, это работает», – говорит Пархоменко.


Отельеры настолько заинтересованы в возвращении туристов в Крым, что они уже рассматривают идею скинуться и субсидировать чартеры самостоятельно на следующий летний сезон. Сейчас, этот вопрос активно зондируется, пока российские власти уже который год думают, как внедрить субсидии для чартеров на внутренние курорты. Крымские туроператоры (они же принимающие компании) тоже не отстают – они готовы предлагать турагентам с «большой земли» до 30% комиссии за бронирование туров выходного дня в Севастополь.


Над развитием туристического потенциала города работают не только отельеры, но также власти и околотуристический бизнес. Представители шампанерии «Золотая балка» активно развивают эногастрономический туризм. Они проводят в парке рядом с заводом интерактивные экскурсии, где туристы смогут познакомиться с особенностями изготовления вина в Крыму в разные исторические эпохи, или, к примеру, самостоятельно собрать и подавить виноград ногами. Тут же, в ресторане на территории комплекса повара подберут кулинарные шедевры идеально подходящие к разным видам вина. А завод «Инкерман» пошел дальше и подбирает к вину не только блюда, но и музыку – в подвалах завода, которые расположены на глубине более 20 метров, проходят концерты живой музыки, совмещенные с дегустацией вина.



С точки зрения власти, есть и другие векторы роста. В сфере экологического туризма особое место занимает федеральный маршрут «Севастопольская тропа», на примере которой студенты могут изучать туризм как отрасль.


«У нас самая длинная прибрежная зона из сопоставимых по туристическому потенциалу городов (Сочи, Калининград, Владивосток), ее нужно благоустроить и грамотно продвинуть, но это задача не одного дня. Например, перспективным является развитие Балаклавы как центра мирового яхтенного туризма. Несмотря на сложности таможенного законодательства и санкции, возможности этого проекта сложно переоценить. Знатоки говорят, что это вторая Ницца, второй Лазурный берег по своим красотам, по климату, по удобству бухт и так далее. Пока действуют санкции, мы развиваем инфраструктуру и создаем умную и комфортную городскую среду. Как только эти и другие барьеры, например, отсутствие прямого автомобильного сообщения с материком, будут сняты, эта ниша заполнится и позволит сделать качественный прорыв в развитии туризма в Севастополе», – считает Демидова.



Что примечательно, чиновники планируют привлечь бизнес-сообщество для решения этих задач. По мнению чиновницы, туризм, в отличие от других сфер, зависящих от бюджетных вливаний, является самодостаточным и самоокупаемым. При правильном позиционировании и поддержке государства он может быть драйвером экономического развития и потянуть за собой смежные отрасли – сферу гостеприимства, строительство, транспорт, производство.


«Надо дать возможность бизнесу реализовать свои амбиции. Как показывает мировая практика, путь бесконечных бюджетных вливаний – путь в никуда. Бизнес, который  думает только о сиюминутных локальных выгодах и полагает, что туристы и так приедут – не выживет. Это тупик. По законам экономики тот, кто первым предлагает новый уникальный продукт, тот задает и уровень, и цену, и снимает сливки. Остальные либо подтягиваются к лидеру, либо уходят с рынка. Мы сейчас определяем точки приложения усилий, чтобы взаимодействие власти и бизнеса дало синергический эффект и позволило реализовать туристический потенциал Севастополя в полной мере», – подчеркнула руководитель ведомства.



Пока это по большей части слова, которые только начали претворяться в жизнь. Но судя по энтузиазму организатора пресс-тура Дарьи Журавлевой, если представители местного турбизнеса будут такими же, как она, все поставленные задачи Севастополь выполнит еще до того, как построится мост через Керченский пролив и будут сняты санкции. 

Соседствовать, но не сливаться: почему Севастополь и Крым не хотят объединяться

В России вновь заговорили об объединении Крыма и Севастополя. Член комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков заявил журналистам, что республика и город федерального значения должны стать одним регионом. Губернатор Севастополя Михаил Развожаев уже не первый год выступает против. Эксперты называют идею популистской и уверены, что никто не рассматривает это объединение всерьез. Почему  расскажем в сюжете.

Дискуссии об объединении

Севастополь и Крым должны стать единым субъектом в составе Российской Федерации. Такое мнение на пресс-конференции, посвященной 30-летию распада СССР, высказал сенатор от Республики Крым, член международного комитета Совфеда Сергей Цеков.

«Я вам скажу, самостоятельность – такая вещь, которая манит очень многих. Даже в наше время. Вот, допустим, есть Крым, но очень часто говорят: Крым и город Севастополь. Все правильно: есть Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Я, например, считаю, что должен быть один субъект Российской Федерации – Крым, Республика Крым, в составе которой должен быть город Севастополь», – цитирует Цекова РИА Новости.

Процесс слияния, по мнению сенатора, сложно воплотить в реальность, так как его будут воспринимать как посягательство на независимость и права территорий.

«Дайте максимальную самостоятельность какому-нибудь району или что-то в этом роде, а потом попробуйте забрать – это в принципе невозможно. Все будут доказывать с пеной у рта, что это покушение на их права. Такова природа человека», – приводит слова Цекова «Лента новостей Крыма».

Цеков привел в пример Советский Союз, который, по словам сенатора, распался в 1991 году из-за стремления республик устранить единую власть в лице Михаила Горбачева, пишет «Газета.Ру».

Крым и Севастополь находились в составе одного административно-территориального образования на протяжении более 70 лет. Согласно принятой в 1996 году Конституции Украины, Севастополь получил специальный статус и стал подчиняться напрямую Киеву. После вхождения Крыма в состав Российской Федерации Севастополь стал городом федерального значения, являясь отдельным субъектом страны, отмечает «Лента новостей Крыма».

Напомним, что в марте 2014 года в Крыму прошел референдум, по итогам которого полуостров стал территориальной частью России, а Севастополь  городом федерального значения. Украинские власти, а также США и ряд европейских государств отказались признать результаты голосования и назвали воссоединение «аннексией».

Дискуссии о слиянии двух субъектов возникают регулярно с 2016 года. Власти Севастополя всегда выступали против. Вот и в этот раз они не поддержали инициативу.

«Я считаю, что в 2014 году принято оптимальное и единственно возможное решение», – цитируют губернатора Севастополя Михаила Развожаева «Вести.Крым».

Губернатор еще два года назад сообщал, что считает существование Крыма и Севастополя в виде отдельных субъектов России единственно возможным вариантом.

Не станут поддерживать идею Цекова и сами жители города-героя. Как прокомментировал изданию ФАН сенатор Совета Федерации РФ Сергей Колбин, город Севастополь был основан как база Черноморского флота и продолжает ею оставаться, что предполагает особенности его развития и управления.

«Я по долгу службы и как житель Севастополя общаюсь с большим количеством севастопольцев, мне никогда не приходилось слышать пожелания объединить Севастополь с другим субъектом РФ», – приводит слова сенатора Колбина Федеральное агентство новостей.

Элиты против

На самом деле ни в обществе, ни среди политических элит нет реальной дискуссии о слиянии Республики Крым и города Севастополя, а возникающие разговоры  это лишь попытка некоторых политических деятелей напомнить о себе, уверены эксперты.

«Это просто тема, на которой можно попиариться. Когда о тебе забывают, начинаешь искать, что бы такое сказать. Эта тема в смысле пиара благодарная. Возможно, политики, которые продвигают эту тему, хотят объединить свою экономику, свои предприятия таким образом, потому что сейчас это два разных правительства, два разных губернатора, а бизнесменам тяжело вести дела на два субъекта», – говорит общественный деятель Александр Юрьев.

По мнению эксперта, при объединении сразу же возникает вопрос эффективности управления.

«Смогут ли крымские власти эффективно управлять Севастополем? Там ведь своя специфика, крымчанам придется долго вникать во все это, поэтому придется назначать севастопольских управленцев и команду набирать севастопольскую. Так же как и севастопольцы: вот они приедут в Крым – и что? Конечно, каждый будет бить себя в грудь, мол, я хороший управленец, а на самом деле Крымом управлять не каждый приезжий сможет. Сюда приезжают – и ломают зубы».

Сегодня политические элиты Крыма и Севастополя заняты совершенно другими вопросами, уверен председатель крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения» политолог Иван Мезюхо.

«Я вообще не вижу, чтобы власти серьезно интересовались этой тематикой, поэтому последнее обсуждение все-таки связано с выражением Сергеем Цековым, сенатором от Республики Крым, личного мнения. Он не первый раз высказывает это личное мнение, но это не значит, что его разделяет вся политическая элита республики. А севастопольцы традиционно выступают за свою самостоятельность, за сохранение города как отдельной административно-территориальной единицы. И в этом смысле губернатор города-героя высказывает позицию, близкую большинству горожан».

Реальные цели России в Крыму

Ввод российских военных в Крым, наряду с продолжающейся напряженностью в нескольких крупных городах восточных и южных областей Украины, свидетельствует о том, что украинская драма далека от завершения. В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что правительство, созданное в Киеве после народных протестов, отстранивших тогдашнего президента Виктора Януковича от власти в феврале 2014 года, утратило эффективный контроль над крымским регионом, населенным преимущественно этническими русскими. Территория находится под фактической оккупацией России.

Неожиданное вторжение России на Крымский полуостров во многом является частью отчаянной попытки укрепить свое влияние на новое правительство в Киеве. Очевидный план Москвы по аннексии Крыма не является самоцелью. Скорее, Россия действует более изощренно, и важно правильно понимать ситуацию.

Москва стремится влиять на события в Украине, используя Крым и вызванную ею дестабилизацию в восточных и южных регионах, чтобы заставить Киев принять совершенно новую модель управления. Предпочтительным сценарием России является федерализация (или даже создание конфедеративной республики), которая предоставит регионам Украины — особенно тем, в которых доминируют русскоязычные украинцы и этнические русские, — далеко идущую политическую и экономическую автономию. Россия, вероятно, рассчитывает, что благодаря своему в значительной степени неоспоримому влиянию в Крыму и, возможно, в других регионах, она сможет получить эффективные и долгосрочные рычаги воздействия на основные стратегические решения Украины, включая будущие шаги по европейской интеграции.

Российский акт агрессии

Несмотря на то, что президент России Владимир Путин заявил на недавней пресс-конференции, Крым был захвачен не местными военизированными формированиями «самообороны», а несколькими тысячами хорошо оснащенных и хорошо вооруженных российских военнослужащих. Силы исходили в основном из Южного военного округа, граничащего с Украиной и Северным Кавказом, и их широко поддерживали 15 000 солдат Черноморского флота России.

Агрессия началась 23 февраля в Севастополе, самом крупном и пророссийском городе полуострова, который называют самой священной из святынь русского империализма. Митинг нескольких тысяч человек, организованный радикальной крымской организацией «Русский фронт», уволил мэра города и избрал нового, который, как сообщается, является гражданином России. Демонстранты требовали, чтобы автономная республика вышла из состава Украины и вошла в состав России.

27 февраля неизвестные вооруженные люди ворвались в парламент Крыма, требуя созыва внеочередной сессии для определения будущего региона. При сомнительных обстоятельствах и, по сообщениям украинской прессы, без кворума часть депутатов проголосовала за проведение общекрымского референдума, направленного на «улучшение статуса автономии и расширение ее полномочий». Они также уволили прокиевского премьер-министра региона и проголосовали за нового, который является членом радикальной пророссийской политической партии «Русское единство».

Когда в последующие дни несколько сотен неустановленных вооруженных людей взяли под контроль аэропорты Крыма, главные дороги, здания органов местного самоуправления и другие стратегические объекты, стало ясно, что эти действия не были организованы местными пророссийскими отрядами самообороны. Существующие крымские военизированные формирования просто слишком слабы и малочисленны для проведения подобных акций. Хотя Путин и другие высокопоставленные российские чиновники долгое время утверждали, что вооруженные и одетые в форму люди без знаков различия на полуострове не являются российскими войсками, теперь точно установлено, что Крым был целью хорошо проведенной военной операции под руководством России.

Самый уязвимый регион Украины

Вопреки сообщениям СМИ и непрекращающимся попыткам России дестабилизировать ситуацию, восточные и южные регионы Украины имеют небольшой внутренний сепаратистский потенциал и уже давно политически и экономически интегрированы с остальной частью страны. Крым другой. В силу своих особых этнических, исторических и социальных обстоятельств Крым по праву считается ахиллесовой пятой Украины, местом, где Россия уже давно имеет возможность разыграть карту сепаратизма.

Из 2-миллионного населения многие местные жители являются отставными военнослужащими или служащими Черноморского флота России, особенно в Севастополе. Треть всех жителей Крыма родились в различных частях бывшего Советского Союза и поселились на полуострове после 1944 года, когда все татары, коренной тюркский этнос Крыма, были насильственно депортированы в Среднюю Азию Иосифом Сталиным.

В конце 1980-х годов началось возвращение и расселение крымских татар в регионе. Их возвращение создало межэтническую напряженность, но не привело к серьезному конфликту. В настоящее время в Крыму проживает 260 000 татар, которые являются самой бедной и наиболее социально изолированной группой в регионе.

Малочисленность крымских татар сыграла весьма заметную и во многом конструктивную роль в продолжающемся кризисе. Татары исторически яростно настроены против России и представляют собой региональную силу, наиболее лояльную Украине. Следовательно, они являются сильнейшими противниками сепаратизма. Несмотря на спонсируемые Россией попытки разделить татарскую общину путем создания пророссийской фракции (в основном собранной вокруг организации «Милии Фирка»), она остается единой и возглавляется Меджлисом, представительным органом крымскотатарского народа.

В результате миграции, разнообразия местного населения и географической удаленности от континентальной части Украины регион оказался изолированным от основных политических и социальных процессов, происходящих в остальной части страны с момента провозглашения Украиной независимости в 1991. Так было, несмотря на то, что 54 процента населения Крыма поддержали независимость Украины на референдуме в декабре 1991 года.

Опросы общественного мнения показывают, что около 15 процентов крымчан считают себя «советскими людьми» и только 40 процентов считают Украину своей родиной. По сути, на русском говорит все население области, включая татар и местных украинцев, подавляющее большинство которых глубоко обрусело. Украинский язык является родным лишь для 18 процентов жителей Крыма.

Правовой статус Крыма

После формального распада Советского Союза в Крыму возникло сильное сепаратистское движение, отказавшееся от связей с Украиной и склонившееся к России. Его лидером был Юрий Мешков, самопровозглашенный крымский президент, который стремился наладить тесные политические связи с Москвой и вернуть регион в состав России.

Тогдашний президент Украины Леонид Кучма сумел решить проблему с помощью политики сдержанности. Кучма тщательно избегал применения силы против сепаратистов, в то же время предлагая крымским элитам привлекательные экономические стимулы в обмен на их лояльность Киеву.

В пользу Киева также работал тот факт, что у кремлевских руководителей не было консенсуса, начиная с тогдашнего президента Бориса Ельцина, который резко выступал против сепаратизма в Крыму. А начало первой чеченской войны в 1994 году помогло укрепить поддержку Россией территориальной целостности ее соседей. В двустороннем Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве 1997 года Россия окончательно и официально признала нынешние границы Украины.

По Украине 1996 Конституции Крыму был предоставлен автономный статус, включая собственный парламент из 100 членов и местных глав правительств, действующих под руководством крымского премьер-министра. Формально область называется Автономной Республикой Крым, хотя прерогативы ее институтов весьма ограничены и касаются в основном экономической, социальной и административной сфер. Парламент лишен права законодательной инициативы. Более того, центральное правительство Украины сохранило мощные инструменты воздействия на политическую ситуацию в Крыму, в том числе президентское право абсолютного вето на любое решение, принятое крымским парламентом.

Согласно Конституции Крыма, парламент имеет право организовывать местные референдумы, но это касается исключительно вопросов, входящих в его компетенцию. Недавно предложенный 16 марта референдум об изменении правового статуса региона решительно выходит за рамки прерогатив крымского парламента, а это означает, что решение о голосовании о присоединении Крыма к России по сути является незаконным.

Правовой статус Севастополя также примечателен, так как город формально не входит в состав Автономной Республики Крым, но считается одной из 27 областей Украины в соответствии с Конституцией Украины. Подобный особый статус имеет только столица Киев, что позволяет ему формировать собственный административный совет. Севастополь сохраняет свое привилегированное положение с советских времен, когда в качестве штаба Черноморского флота он был закрытым городом. Даже сейчас более 15 процентов из 380 000 жителей города работают на флот.

Самоуправление Севастополя ограничено правом президента Украины назначать главу городской администрации. Российские политики и СМИ регулярно подрывают легитимность суверенитета Украины над Севастополем, справедливо заявляя, что в 1948 году город был административно отделен от остальной части Крыма и подчинялся непосредственно советскому центральному правительству. Однако это изменение не было утверждено в Конституции СССР, и Севастополь юридически оставался частью Крымского края (области).

Инструменты России

После подписания договора о дружбе и во время президентства Кучмы (1994–2004 гг.) Крым добился успехов в политической, экономической и социальной интеграции в независимую Украину. Этот позитивный процесс был остановлен после Оранжевой революции 2004–2005 гг. на Украине, когда Россия решила усилить свое влияние в регионе.

Действия Москвы в то время свидетельствовали о том, что она рассматривала внутреннее разнообразие Крыма и нерешенные проблемы как эффективные инструменты влияния на стратегические решения Киева. Следовательно, Москва начала поддерживать или создавать новые пророссийские организации, политические партии, СМИ и тому подобное. Проведение Россией этой более активной политики сопровождалось растущей слабостью украинского государства, которое было парализовано открытым конфликтом между тогдашним президентом Виктором Ющенко и тогдашним премьер-министром Юлией Тимошенко.

Планы России были весьма эффективными. Это стало особенно очевидным в 2006 году, когда несколько тысяч разгневанных россиян из Крыма заблокировали военные учения НАТО и Украины в этом регионе.

После президентских выборов 2010 года в Украине новый президент Виктор Янукович смог установить контроль над политической сценой в Крыму. Его первый внутренний визит был в столицу региона Симферополь, что было признаком того, что он понимает деликатный характер крымского вопроса.

Ситуацию в регионе стабилизировали далеко идущие перемены на крымской политической сцене. Янукович назначил на ключевые должности выходцев из родного Донецка, а пропрезидентская Партия регионов одержала убедительную победу на выборах в местный парламент в середине 2010 года, получив 80 процентов всех мест. Но ключевым событием стало подписанное в апреле 2010 года в Харькове российско-украинское соглашение, согласно которому Черноморский флот России мог находиться в Крыму до 2042 года в обмен на существенное снижение цены, которую Украина платит России за природный газ (предыдущее соглашение об аренде флота было истекает в 2017 году).

Черноморский флот занимает особое место среди различных инструментов российской политики для Крыма. Традиционно автопарк помогает дотировать городской бюджет Севастополя, покрывая до 15 процентов всех доходов. Он также помогает организовывать культурные и пропагандистские мероприятия в городе.

Несмотря на стабилизацию после 2010 года, Крым оставался регионом, в котором преобладали очень сильные пророссийские настроения на протяжении всего этого периода. По сей день территория по сути принадлежит культурному и медийному пространству России. Российские телеканалы являются основным источником информации для двух третей местных жителей. В Крыму 555 русскоязычных школ и всего шесть украиноязычных. А в Крыму есть филиалы десяти российских вузов, в том числе большой кампус МГУ в Севастополе.

За что сражается Россия?

Революция Майдана на Украине, отстранившая Януковича от власти, стала очень серьезным и неожиданным провалом российской политики в отношении страны и личным ударом по престижу Владимира Путина. В ответ на крах правительства Януковича в феврале 2014 года Россия решила вмешаться в дела Крыма. Этот регион предоставил Москве самый легкий источник рычагов воздействия на Киев и укрепил позиции России в планировании геополитического будущего Украины. Хотя Крым, похоже, находится на пути к полной аннексии Россией, общие цели Москвы могут быть более сложными и изощренными.

Как и во время Оранжевой революции, когда вспыхнули беспорядки на Майдане, Путин решил вмешаться самым заметным образом и непреднамеренно способствовал поляризации ситуации внутри Украины. В очередной раз конечный результат оказался прямо противоположным тому, к чему стремилась Москва.

Большинство населения Крыма воспринимает новую украинскую власть как контролируемую радикалами и спонсируемую Западом. Однако до революции было мало признаков организованной антимайданной и проянуковичской деятельности. Если бы не вмешательство России в Крым, вряд ли удалось бы устроить такой конфликт между про- и антироссийскими силами. Согласно опросам общественного мнения, проведенным в середине февраля 2014 г., 41% жителей Крыма высказались за интеграцию с Россией. Зависимость Крыма от поставок воды и электричества из остальной части Украины, а также от доходов туристов в последние годы помогли ослабить ориентацию региона на Россию и улучшить отношение крымчан к Украине в целом.

Москва использует Крым как разменную монету с новым украинским правительством, чтобы добиться уступок для пророссийских кругов в правящем политическом устройстве страны. Москва также стремится повлиять на работу над новой конституцией, которая должна быть принята в ближайшие месяцы, с прицелом на федерализацию страны. Федерализация даст некоторым пророссийским регионам Украины де-факто право блокировать важные решения, в том числе будущие шаги по интеграции с ЕС. Если подход к федерализации наберет обороты, Москве, скорее всего, станет легче управлять Украиной и усилится зависимость Киева от своего восточного соседа.

В этом смысле ситуация аналогична затянувшемуся конфликту из-за подконтрольной России молдавской территории Приднестровья. Стоит напомнить, что наиболее благоприятным для России сценарием решения приднестровской проблемы является федерализация Молдавии. Такая модель управления дала бы Приднестровью право накладывать вето на важные решения национального уровня и помогла бы сохранить всю страну в сфере влияния России. Создается впечатление, что Россия пытается применить приднестровскую модель к своим отношениям с Украиной.

Принятие федеративной модели правления для Украины — идея не новая. Последнее выдвинулось на первый план во время политического кризиса между тогдашним президентом Януковичем и оппозицией. Эту идею поддержала группа депутатов от Партии регионов и Коммунистической партии Украины, а также Виктор Медведчук, влиятельный политический деятель Украины, имеющий тесные личные связи с Путиным и правящими кругами Москвы. Превращение Украины в федеративное государство также поддержали российские политики, в том числе Алексей Пушков, глава думского комитета по иностранным делам, и Сергей Глазьев, один из главных помощников президента России по Украине. В начале февраля 2014 года в интервью украинской ежедневной газете «Коммерсантъ» Глазьев сказал, что федерализация Украины «является не просто идеей, а очевидной необходимостью» и что «украинские регионы должны получить возможность самоопределения во внешней политике».

Федерализированная Украина не имеет шансов на интеграцию с ЕС, а также окажет разрушительное влияние на будущие структурные реформы, в которых страна отчаянно нуждается. Согласно опросам общественного мнения, только 15,8% украинцев поддерживают идею федерализации, а 61,4% выступают против.

Россия Солдаты На

Для достижения своих целей Москва фактически взяла Крым в заложники и теперь натравливает Украину против Запада, вынуждая обе стороны соглашаться с предложениями России. Кремль открыто прибегал к шантажу и угрожает начать вторую фазу военных действий на востоке и юге Украины. Вот почему Путин обратился в Совет Федерации с просьбой о разрешении использовать вооруженные силы страны в Украине и почему на недавней пресс-конференции он не исключил возможности того, что Москва может в конечном итоге счесть необходимым ввести свои войска.

Продолжающиеся инспирированные Россией беспорядки в украинских городах Луганске, Донецке, Харькове и Одессе позволяют предположить, что Москва надеется создать альтернативные центры силы за пределами Крыма, чтобы усилить свое влияние как на Киев, так и на Запад. Наиболее перспективной целью является Одесса и Одесская область в целом, где пророссийские группы могут попытаться организовать референдум по типу Крыма. Русские составляют 29% населения Одессы и 21% населения Одесской области.

В то же время Москва посылает сигналы, которые могут привести к деэскалации конфликта, но дорогой ценой. Это ясно выразилось в недавней самоуверенной речи министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в которой он сказал, что Россия открыта для дальнейшего диалога с Западом, но «без попыток… . . [Москва] выглядит стороной конфликта», потому что Россия «не создавала этот кризис». Москва считает Запад разделенным и не желающим противостоять России и, следовательно, достаточно прагматичным, чтобы в конечном итоге принять российское решение украинского кризиса.

Успешная кампания Москвы в Крыму и слабая реакция Запада заставили Путина почувствовать себя сильным. Теперь у него очень мало места для компромисса. Путин уже однажды потерял Украину, довольно болезненно, и он сделает все возможное, чтобы не потерять ее снова. Ради стабильности европейского порядка после 1991 года самое первое, что сейчас должен сделать Запад, — это осознать, что крымский кризис гораздо важнее, чем его региональное значение.

Войцех Конончук — руководитель отдела Украины, Беларуси и Молдовы Центра восточных исследований (ЦВО) в Варшаве.

Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.

Стратегическое значение Крыма для России

18 марта 2014 г.

Захват Крыма Россией резко обострил недавнюю борьбу между Востоком и Западом из-за Украины, превратив экономический и дипломатический спор в крупный геополитический кризис. Несмотря на растущее осуждение со стороны Запада и надвигающиеся санкции, Россия пока не проявляет никаких признаков отказа от своего контроля над Крымом. Фактически, согласившись на проведение референдума по вопросу о присоединении Крыма к России, а затем объявив об аннексии Крыма, Путин позволил кризису еще больше обостриться, хотя он еще не полностью исключил возможность возможного компромисса. Но решение Путина оккупировать Крым вызывает несколько вопросов, заслуживающих изучения. Почему, например, Путин решил действовать в Крыму? Чего он надеется достичь? Самое главное, в чем стратегическое значение Крыма для России?

Военные льготы

Самое главное, контроль над Крымом дает Москве постоянный доступ к военно-морской базе в Севастополе, где базируется Черноморский флот России. Порт с теплой водой, естественная гавань и обширная инфраструктура делают Севастополь одной из лучших военно-морских баз на Черном море. В то время как текущий договор аренды Севастополя с Россией действует до 2042 года, из-за недавних событий Россия все больше беспокоилась о том, что ее доступ в будущем может быть скомпрометирован. Действуя из Севастополя, Черноморский флот дает России возможность проецировать силу в Черном море и вокруг него, а также служит мощным символом российской мощи. Правда, Черноморский флот в настоящее время не представляет особой силы, состоящей примерно из сорока устаревающих судов, датируемых в основном XIX в. 70-х годов, в том числе два крейсера, несколько фрегатов, корветов, минных кораблей, десантно-транспортных катеров и одну подводную лодку. Однако Россия находится в процессе обновления флота, который в ближайшие несколько лет должен получить шесть новых подводных лодок, шесть новых фрегатов и вертолетоносец «Мистраль» французской постройки.

Кроме того, Черноморский флот, даже в нынешней конфигурации, обеспечивает России значительные оперативные возможности в непосредственной близости. В 2008 году, например, Россия использовала флот для переброски войск и проведения блокады Грузии. Севастополь также предоставляет российскому флоту выход в Средиземное море, а также в Южную Атлантику и Индийский океан за его пределами, с учетом определенных ограничений, налагаемых Конвенцией Монтро на транзит военных кораблей через Турецкие проливы во время войны. Он служит штаб-квартирой недавно созданной российской Средиземноморской оперативной группы, которая недавно возобновила постоянные операции в Восточном Средиземноморье, расширяя влияние России и повышая ее престиж в регионе. Средиземноморская оперативная группа недавно использовалась для доставки военной техники в Сирию, для вывоза сирийского химического оружия и для проведения операций по борьбе с пиратством вблизи Сомали.

Кроме того, контроль над Крымом дает России важные стратегические оборонительные возможности. Несмотря на отсутствие современных кораблей, Черноморский флот по-прежнему способен противостоять морским угрозам со стороны других государств региона интересам России в Черном море. Его боевые корабли хорошо оснащены современными сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами, системами ПВО и торпедами. В Крыму также находится 11-я бригада береговой обороны ЧФ, которая использует систему береговой обороны К-300П, вооруженную очень мощной противокорабельной ракетой «Яхонт». Более того, обеспечив долгосрочный контроль, Россия уже модернизирует возможности противовоздушной обороны Крыма и в конечном итоге установит интегрированную систему противовоздушной обороны, которая, вероятно, будет основана на мощной российской платформе ЗРК С-400. Вместе с передовой боевой авиацией, дислоцированной на крымских авиабазах Кача и Гвардейск, это значительно усилит возможности ПВО России на ее южном фланге.

Заноза в боку Украины

Какими бы важными они ни были, получение описанных выше военных льгот, вероятно, было не единственной причиной захвата Путиным Крыма. Возможно, не менее важной была необходимость восстановить влияние на будущее направление развития Украины, которое быстро уменьшалось после смещения Януковича. Взяв под свой контроль Крым, Путин, вероятно, стремится сделать интеграцию с Украиной менее привлекательной для Запада. Вероятно, он надеется, что Крым послужит символом, побуждающим пророссийские группировки в Украине поддерживать Россию и сопротивляться попыткам Киева добиться более тесной интеграции с Западом. Он также вполне может полагать, что Запад будет колебаться с присоединением Украины, пока она глубоко вовлечена в территориальный спор с Россией из-за Крыма. Все это элементы схемы, которую Путин использовал в Грузии и других странах СНГ, чтобы противостоять прошлым усилиям по расширению НАТО и ЕС.

Если стратегия Путина не приведет к желаемым результатам, Крым вполне может выполнять дополнительную стратегическую функцию в качестве оперативной базы для будущих военных действий против Украины. Захватив Крым, Россия теперь может угрожать Украине с трех фронтов: с северо-востока, юго-востока и юга (Крым). Это сделало восточную часть Украины гораздо менее обороноспособной. Если украинские силы продвинутся слишком далеко на восток в попытке защитить суверенную территорию Украины, военное наступление из Крыма будет угрожать отрезать такие войска с тыла. Кроме того, в случае конфликта Крым может служить базой для проведения морской блокады южных портов Украины и потенциально для проведения десантных операций по избранным прибрежным объектам. Наконец, российская авиация, базирующаяся в Крыму, может действовать в глубине Украины, чтобы наносить удары по стратегическим целям, оказывать наземную поддержку российским силам и препятствовать передвижению украинских войск.

Заключение

Говорят, что стратегические решения редко основываются на одном факторе. Безусловно, решение Путина о захвате Крыма не стало исключением. Предполагая в качестве аргумента, что Путин был полон решимости не «уступать» Украину Западу, как он, по-видимому, думал, он вполне мог подумать, что захват Крыма обеспечит ему наилучшую стратегическую отдачу от его инвестиций по сравнению с другими вариантами. Во-первых, непосредственные затраты на захват Крыма были относительно невелики. Фактическая операция была быстрой, эффективной и бескровной, потому что у России уже были войска в Крыму, а местное население по большей части благосклонно относилось к российскому вмешательству. После захвата его относительная географическая изоляция означала, что его будет относительно легко защитить от попыток вернуть его. Более того, вознаграждение считалось весьма значительным. Захватив Крым, Путин надеялся не только сохранить контроль над Севастополем, но и сохранить свою способность влиять на события внутри Украины.

Тем не менее, есть признаки того, что Путин, возможно, существенно недооценил цену своей крымской авантюры, особенно в долгосрочной перспективе.