Самый древний православный храм в россии: 7 древнейших храмов России

7 древнейших храмов России

Публикации раздела Архитектура

Аудиоверсия: 7 древнейших храмов России

Северный храм в Карачаево-Черкесии построили еще до Крещения Руси, а керченскую церковь Иоанна Предтечи — во времена Тмутараканского княжества. В новгородском соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде молился Иван Грозный, а собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире реставрировал Андрей Рублев. Рассказываем о самых древних храмах России, некоторым из них — больше 1000 лет.

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный). Республика Карачаево-Черкесия, X век. Фотография: Rekacy / фотобанк «Лори»

Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.

Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.

За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.

В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.

Подробнее о храме на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия.

Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи

Храм Святого Иоанна Предтечи. Керчь, Республика Крым, X век. Фотография: Александр Рябков / фотобанк «Лори»

Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели в X веке, а в строительстве использовали элементы еще более древнего культового здания VI века. Среди них — византийский обожженный кирпич, резные колонны из греческого мрамора с голубыми прожилками и каменные перекрытия. В стенах обнаружили амфоры VIII века, они служили голосниками — усиливали звук и устраняли эхо.

В XIII–XV веках, когда Керчь стала генуэзской колонией, в храме появились итальянские фрески. Часть из них погибла во времена Крымского ханства: власти отдали здание под мечеть, и рабочие выскоблили и замазали лики святых.

Достраивать храм начали в XIX веке. В 1801 году возвели западный придел, а в 1845-м — двухъярусную колокольню и северный притвор в неовизантийском стиле. Когда копали фундамент, обнаружили погребальные стелы V века до н. э. Камни вмонтировали в южную стену храма.

В советское время в храме находился Керченский лапидарий — коллекция археологических находок античных времен. А в наши дни здесь снова проходят богослужения.

Подробнее о храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи.

Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде

Собор Софии Премудрости Божией. Великий Новгород, 1045–1050 годы. Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»

Софийский собор в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый на месте 13-главого храма 989 года. Освятил его первый русский епископ Лука Жидята в 1050 году.

Собор построили по распространенному в Древней Руси типу — крестово-купольному. Очертания его основания напоминали крест, а внутреннее пространство состояло из основного объема под куполом и четырех галерей с разных сторон.

Изнутри отделывали храм уже в следующем столетии. Его декорировали на манер византийских соборов, только вместо мрамора и мозаики на стены нанесли штукатурку и фрески. В конце XII века в соборе установили бронзовые врата, которые создали в Магдебурге немецкие мастера. Створки украсили барельефами по сюжетам из Ветхого и Нового Заветов.

В соборе сохранились фрагменты фресок XII века: изображения пророков и ангелов на сводах главного купола и настенные лики святых Константина и Елены. В храме можно также увидеть царское моленное место, которое установили по приказу Ивана Грозного, и паникадило — основной канделябр. Его подарил собору Борис Годунов.

Подробнее о соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Петропавловский храм). Смоленск, 1146 год. Фотография: Окапи Вячеслав / фотобанк «Лори»

Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.

В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.

В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.

Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.

Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).

Читайте также:

  • 10 фактов о Спасском соборе
  • Пермские боги
  • Что означают купола православных церквей

Церковь Бориса и Глеба села Кидекша

Старинный архитектурный ансамбль. Падающая колокольня, Стефаниевская церковь и церковь Бориса и Глеба. Село Кидекша, Владимирская область, 1152 год. Фотография: Сергей Лаврентьев / фотобанк «Лори»

Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.

Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.

В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.

В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.

Подробнее о церкви Бориса и Глеба села Кидекша.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков, 1156 год. Фотография: Олег Смагин / фотобанк «Лори»

Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.

Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.

Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.

Подробнее о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Владимир, 1160 год. Фотография: stargal / фотобанк «Лори»

Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.

В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.

В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.

На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочный иконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.

В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подробнее о соборе Успения Пресвятой Богородицы во Владимире.


Автор: Лидия Туляганова

Теги:

ГородаПамятники архитектурыХрамыДостопримечательностиИнтересные фактыАрхитектураПубликации раздела Архитектура

Ещё

Самая древняя церковь в России: фото, описание, карта

Многих интересует вопрос: «Какая церковь самая древняя»? Самый древний храм в России — церковь Иоанна Предтечи в Керчи. Эта величественная памятка архитектуры пережила монголо-татарскую навалу, Великую Отечественную войну и антицерковное движение во времена Советского союза.

Архитектурный стиль памятки

Самая древняя православная церковь является примером византийского архитектурного стиля, который объединил в себе лучшие традиции европейского и восточного зодчества. Строение церкви Иоанна Предтечи представлено четырьмя столбами, тремя апсидами и одним плоским куполом.

Стены самого старого православного храма являют собой специфическое чередование белых и красных блоков. Внутренняя часть храма состоит из двух элементов: первоначального сооружения и пристройки, возведённой в конце XIX века.

История жизни самой древней церкви в России

Историки утверждают, что самая старая церковь была возведена примерно в конце VIII – начале IX столетия. Такой вывод специалисты сделали исходя из древнегреческой надписи, обнаруженной на колонне. Она утверждает, что здесь покоится человек, рождённый 752 года от Рождества Христова. Кроме того, в кладке были найдены амфоры, изготовленные в VIII-IX веках.

В период от XV до XVIII века самый древний храм России пребывал под властью Крымского ханства и был переделан под мечеть. Однако уже в 1774 году, когда город Керчь возвратился в лоно Российской империи, церковь снова стала православным достоянием. Из рукописей того времени стало известно, что ещё в XVIII веке церковь существовала без именного посвящения, и только в начале следующего столетия храм был назван именем святого Иоанна Предтечи.

В тридцатые года XX века было принято решение закрыть самую древнюю христианскую церковь. Причиной назвали малое количество прихожан. К счастью, в пятидесятые годы в стране возобновился интерес к византийской культуре, и церковь снова открыли в 1957 году как пример архитектуры византийской эпохи.

На этом злоключения самой старинной церкви в России не прекращаются. Хотя храм и существовал, ходили туда преимущественно крестьяне и рабочие, так как вокруг него открыли рыбный базар. Можно представить, что в шестидесятые годы старая церковь являла собой поистине жалкое зрелище – разбитые окна, заросшие мхом стены, прогнившая крыша и, главное, несносный смрад рыбных костяков.

И только в семидесятых годах власть решила восстановить храм. Реставрационные работы проводились на протяжении четырёх лет – от 1974 до 1978 года. Руководила ими Е. И. Лопушинская.

Осуществить перестройку самой древней христианской церкви было нелегко. Чтобы купол не упал, зодчие приставили железный каркас. Также отстроили колокольни и очистили стены. Архитекторам помогали художники, заданием которых было отреставрировать древние мозаики внутренней отделки храма.

Летом 1990 года самый старый храм в России перешел православному обществу Керчи.

На данный момент самая древняя церковь в России функционирует. Сюда можно прийти и выслушать богослужение в любое время.

Старейшая церковь на карте

Анастасия Берсенева, Валентина Фокина

Русская Православная Церковь | История и факты

Св. Василия Блаженного

Смотреть все СМИ

Сферы деятельности:
Восточное православие
автокефальная церковь
Связанные люди:
Никон
Феофан Прокопович
Сергий
Иоанн Кронштадтский

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Русская Православная Церковь , одна из крупнейших автокефальных или церковно независимых православных церквей в мире. Его членство оценивается более чем в 90 миллионов человек. Чтобы узнать больше о православных верованиях и практиках, см. Восточное православие.

Христианство, по-видимому, было привнесено в восточнославянское государство Киевскую Русь греческими миссионерами из Византии в 9 в.век. Известно, что организованная христианская община существовала в Киеве еще в первой половине X века, а в 957 году в Константинополе была крещена правительница Киева святая Ольга. За этим актом последовало принятие христианства в качестве государственной религии после крещения внука Ольги Владимира I, князя киевского, в 988 г. При преемниках Владимира и до 1448 г. русскую церковь возглавляли митрополиты киевские (которые после 1328 проживал в Москве) и образовал митрополию Византийского патриархата.

Подробнее по этой теме

Восточное Православие: Норма церковной организации

…и церквей Иерусалима, России, Украины, Грузии, Сербии, Румынии, Болгарии, Кипра, Греции, Албании, Польши, Чехии и Словакии. ..

Пока Россия находилась под властью монголов с 13 по 15 века, русская церковь пользовалась привилегированным положением, получив освобождение от налогов в 1270 году. В этот период наблюдался значительный рост монашества. Печерский монастырь (Печерская Лавра) в Киеве, основанный в середине XI века подвижниками святыми Антонием и святыми Феодосиями, был вытеснен как передовой религиозный центр Троицко-Св. Сергиев монастырь, основанный в середине XIV века преподобным Сергием Радонежским (на территории нынешнего города Сергиева Посада). Сергий, а также митрополиты св. Петр (1308–26) и св. Алексий (1354–78) поддерживали растущую мощь Московского княжества. Наконец, в 1448 году русские архиереи избрали своего митрополита без обращения к Константинополю, и русская церковь стала отныне автокефальной. В 1589 г.Иов, митрополит Московский, был возведен в патриархию с одобрения Константинополя и получил пятый чин по чести после патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

В середине XVII века православный патриарх Никон вступил в ожесточенный конфликт с русским царем Алексеем. Никон, преследуя идеал теократического государства, пытался установить примат православной церкви над государством в России, а также предпринял тщательный пересмотр русских православных текстов и обрядов, чтобы привести их в соответствие с остальным восточным православием. Никон был низложен в 1666 году, но русская церковь сохранила его реформы и предала анафеме тех, кто продолжал противиться им; последние стали известны как старообрядцы и в течение следующих двух столетий сформировали энергичную группу инакомыслящих в Русской православной церкви.

В 1721 году царь Петр I (Великий) упразднил Московский патриархат и заменил его Священным Правительствующим Синодом, созданным по образцу государственных синодов лютеранской церкви в Швеции и Пруссии и жестко контролируемым государством. Обер-прокурор синода, мирянин, получивший министерский чин в первой половине XIX в. , впредь до 1917 г. осуществлял действенный контроль над церковным управлением. Этот контроль, чему способствовало политическое раболепие большей части высшего духовенства , особенно отметился в период прокуратуры (1880–1919 гг.).05) архиконсерватора К.П. Победоносцев.

В ноябре 1917 года, после падения царской власти, Собор Русской Православной Церкви восстановил патриаршество и избрал патриархом митрополита Тихона. Но вскоре новое советское правительство объявило об отделении церкви от государства и национализировало все земли, принадлежавшие церкви. За этими административными мерами последовали жестокие санкционированные государством преследования, включавшие массовое разрушение церквей, аресты и казни многих священнослужителей. Русская православная церковь еще больше ослабла в 1922 декабря, когда Обновленная Церковь, реформаторское движение, поддерживаемое советским правительством, отделилась от церкви Патриарха Тихона, восстановила к власти Священный Синод и вызвала раскол среди духовенства и верующих.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

После смерти Тихона (1925 г.) правительство запретило проведение патриарших выборов. В 1927 году, чтобы обеспечить выживание церкви, митрополит Сергий официально выразил свою «лояльность» советскому правительству и впредь воздерживался от какой-либо критики государства. Однако такое отношение лояльности спровоцировало новые разногласия в самой церкви: внутри России ряд верующих выступили против Сергия, а за границей русские митрополиты Америки и Западной Европы разорвали свои отношения с Москвой.

Затем, в 1943 году, воспользовавшись внезапным изменением политики Иосифа Сталина в отношении религии, русское православие пережило возрождение: был избран новый патриарх, открыты духовные школы, начали функционировать тысячи церквей. Между 1945 и 1959 годами официальная организация церкви была значительно расширена, хотя отдельные представители духовенства время от времени подвергались арестам и ссылкам. Количество открытых церквей достигло 25 000. Впоследствии под руководством Никиты Хрущева и Леонида Брежнева были установлены новые и широкомасштабные гонения на церковь. Затем, начиная с конца 1980-е годы, при Михаиле Горбачеве, новые политические и социальные свободы привели к тому, что многие церковные здания были возвращены церкви для восстановления местными прихожанами. Распад Советского Союза в 1991 году способствовал духовному прогрессу, и в 2000 году царь Николай II, российский император, убитый большевиками после Октябрьской революции 1917 года, и члены его семьи были канонизированы церковью.

Русская революция 1917 года оторвала от регулярных контактов с материнской церковью значительную часть русской церкви — епархии в Америке, Японии и Маньчжурии, а также беженцев в Европе. Группа епископов, покинувших свои кафедры в России, собралась в Сремски-Карловцах, Югославия (ныне в Сербии), и заняла явно политическую монархическую позицию. Группа также утверждала, что выступает как синод для всей «свободной» русской церкви. Эта группа, в которую и по сей день входит значительная часть русской эмиграции, была формально распущена в 1922 Патриархом Тихоном, который затем назначил митрополитов Платона и Евлогия правящими архиереями в Америке и Европе соответственно. Оба этих митрополита периодически продолжали поддерживать отношения с синодом в Карловцах, но ни один из них не принимал его как каноническую власть.

После Второй мировой войны Московский Патриархат безуспешно пытался восстановить контроль над этими группами. В 1970 г. она наконец признала автокефальную Православную Церковь в Америке, тем самым отказавшись от своих прежних канонических притязаний в США и Канаде; в том же году он также признал автономную церковь, основанную в Японии. После распада Советского Союза начались дискуссии о воссоединении церквей. В 2007 году церкви воссоединились, когда было восстановлено каноническое общение между Русской Православной Церковью и зарубежной церковью. В октябре 2018 года Русская Православная Церковь разорвала связи с Вселенским Константинопольским Патриархатом, почетным первенством Восточного Православия, после того, как последний утвердил независимость автокефальной церкви Украины; Варфоломей I официально признал независимость Православной церкви Украины от Русской православной церкви в январе 2019 года. .

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Мелиссой Петруцелло.

Россия — Русская Православная Церковь

Россия Содержание

Русская Православная Церковь имеет тысячелетнюю историю сильного
политическое и духовное влияние на жителей
Российское государство. Пережив советскую эпоху в качестве контролируемого государством
религиозный фасад, церковь быстро восстановила как членство, так и
политическое влияние в начале 1990-е.

Верования и ритуалы

Православная вера утверждает, что Православная Церковь является христианской
истинная, святая и апостольская церковь, восходящая к
учреждение, основанное Иисусом Христом. Православные верования основаны на
Библии и традиции, как это определено семью Вселенскими соборами, состоявшимися
церковными властями между 325 и 787 гг. н.э. Православные учения
включают в себя учение о Святой Троице и нераздельном, но
различимый союз двух природ Иисуса Христа — одной божественной,
другой человек. Среди святых Мария занимает особое место как Матерь
Бог. Русские православные службы, известные своей пышностью, включают
собрания непосредственно, используя только народную форму литургии.
Сама литургия включает в себя несколько сложных систем символов, означающих
донести содержание веры до верующих. Многие литургические формы
сохранились с первых дней православия. Иконы, священные изображения часто
освещенные свечами, украшают церкви, а также дома большинства
Православный верующий. Церковь также уделяет большое внимание
монашество. Многие из многочисленных монастырей, разбросанных по лесам
и отдаленные районы царской России находятся в процессе восстановления.
Русская Православная Церковь, как и другие церкви, входящие в состав
Восточное православие является автономным или самоуправляемым. Самая высокая церковь
официальным является патриарх. Вопросы, касающиеся веры, решаются
вселенские соборы, на которых все церкви-члены восточного православия
принимать участие. Последователи церкви расценивают решения соборов как
непогрешимый.

История церкви

Русская православная церковь ведет свое происхождение от времен Киевской
Русь, первая предтеча современного Российского государства. В 988 году нашей эры
Князь Владимир сделал византийский вариант христианства государственным
религия Руси (см. Золотой век Киева, гл. 1). Русский
церковь подчинялась патриарху (см. Глоссарий) Константинополя
(современный Стамбул), резиденция Византийской империи. Оригинальное сиденье
митрополитом, как называли главу церкви, был Киев. В качестве
власть перешла из Киева в Москву в четырнадцатом веке, местопребывание
переехал, установив традицию, что митрополит
Москва является главой церкви. В средние века церковь помещали
сильный акцент на аскетизме, который превратился в широко распространенную монашескую
традиция. Большое количество монастырей было основано в безвестных
локации по всей территории средневекового Московского государства. Такой маленький
поселения превратились в более крупные населенные пункты, что сделало монашеские
движение одна из основ социально-экономической, а также духовной
жизнь.

После падения Византийской империи в 1453 г.
Церковь превратилась в полунезависимую (автокефальную) ветвь Восточной
Христианство. В 1589 году митрополит Московский получил титул
патриарх. Тем не менее русская церковь сохранила византийскую
традиция санкционирования главы государства и правительства
бюрократии активно участвовать в управлении церковью.
дела. Таким образом, отделение церкви от государства было бы почти неизвестно в
Россия.

По мере того, как Западная Европа выходила из Средневековья в
Возрождения и Реформации Россия оставалась изолированной от Запада,
а русское православие практически не коснулось изменений в
интеллектуальная и духовная жизнь ощущается в другом месте. В семнадцатом
века, введение украинским духовенством западного вероучения и
литургические реформы вызвали резкую реакцию среди традиционалистских
православных верующих, что привело к расколу в церкви.

В начале восемнадцатого века Петр Великий модернизировал,
расширилась и объединила Московию в то, что затем стало известно как
Российская империя. В процессе переопределения своей царской власти Петр
ограничил минимальное светское влияние Русской православной церкви,
которая функционировала главным образом как опора царского режима. В
1721 г. Петр Великий дошел до того, что упразднил патриаршество и
учредить государственный орган под названием Священный Синод, укомплектованный светскими
должностных лиц, чтобы управлять и контролировать церковь. В результате
моральный авторитет церкви упал в восемнадцатом и девятнадцатом
веков.

Во второй половине XIX века монашеская традиция
произвел ряд церковных старейшин, которые завоевали уважение всех классов
в России как мудрые советники как в светских, так и в духовных делах.
Точно так же к 1900 году сильное движение возрождения призывало к
восстановление церковной автономии и организационная реформа. Однако немногие
практические реформы были осуществлены, когда Октябрьская революция
1917 г. привели к власти большевиков (см. Глоссарий), принявших
устранение мирских и духовных сил церкви. По иронии судьбы,
раньше в 1917 умеренное Временное правительство предоставило
церкви через несколько месяцев восстановления ее допетровского вида путем
восстановление патриаршества и независимого управления
церковь. В последующие десятилетия коммунистическое руководство
часто использовали восстановленного патриарха как агента пропаганды, позволяя
встречаться с иностранными религиозными представителями в попытке
создать впечатление свободы вероисповедания в Советском Союзе.

Карл Маркс, политический философ, идеи которого номинально
За ними последовали большевики, называвшие религию «опиатом
народ». Хотя многие революционные фракции России не
понимать Маркса буквально, фракция большевиков во главе с В. И.Лениным,
глубоко подозрительно относился к церкви как к институту и ​​как к поставщику
духовных ценностей. Поэтому атеизм стал обязательным для членов
правящая Российская коммунистическая партия (большевиков). Чтобы устранить, как только
возможно то, что считалось извращенным влиянием религии в обществе,
Коммунисты развернули пропагандистскую кампанию против всех форм
религия.

К 1918 году правительство национализировало все церковное имущество,
включая здания. В первые пять лет Советского Союза
(1922-26), двадцать восемь русских православных епископов и более 1200
священники были казнены, а многие другие подверглись гонениям. Большинство семинарий
были закрыты, а публикация большинства религиозных материалов была запрещена.
В следующую четверть века наблюдались всплески и спады арестов,
законов против религиозных собраний и деятельности, а также преследование
духовенство. Антирелигиозные кампании были направлены против всех конфессий; начало
в 1920-х годов, буддийские и шаманские культовые сооружения в Бурятии, в
Прибайкалья, были уничтожены, а их ламы и жрецы
арестованы (практика продолжалась до 1970-х гг.). Лига
«Воинствующие безбожники», созданные в 1925 году, руководили общенациональной кампанией.
против Православной церкви и всех других организованных религий.
Крайняя позиция этой организации в конце концов привела даже Советский
правительству отказаться от прямой связи с его практикой. В 1940 лет
примерно 30 000 религиозных общин всех конфессий выжили в
всего Советского Союза, но только около 500 русских православных приходов были
открытых в то время, по сравнению с примерно 54 000, которые существовали
до Первой мировой войны.

В 1939 году правительство значительно ослабило некоторые ограничения на
религиозная практика, изменение, которое Православная церковь встретила с
отношение к сотрудничеству. Когда Германия напала на Советский Союз в 1941,
правительство неохотно просило церковную поддержку, поскольку призывало
всякая традиционная патриотическая ценность, которая могла бы резонировать с советским
люди. По свидетельствам очевидцев, активная церковная поддержка народного
военные действия привлекли в Советский Союз многих иначе отчужденных людей.
причина. Начиная с 1942 г., для содействия этому союзу правительство прекратило
запрет на официальные контакты между духовенством и иностранными
представителей. Он также разрешил традиционное празднование Пасхи.
и временно прекратил стигматизацию религиозности как препятствия
к социальному продвижению.

Правительство идет на уступки ради национальной обороны
возродил Русскую православную церковь. Тысячи церквей
вновь открылся во время войны. Но режим Хрущева (1953-64) изменился.
политику, сделавшую возможным такое возрождение, проводя насильственную
шестилетняя кампания против всех форм религиозной практики. Хотя
Церковь сохраняла свою официальную санкцию на протяжении всего этого периода,
Кампания Хрущева была продолжена его преемником менее жестко,
Л. И. Брежнев (в кабинете 1964-82). К 1975 году количество действующих
Русские православные церкви сократились примерно до 7000. Некоторые из
наиболее видные представители русской православной иерархии и духовенства
активисты были заключены в тюрьму или вынуждены покинуть церковь. Их место было
взято послушным духовенством, в ряды которого иногда проникали
агенты Комитета государственной безопасности (Комитет государственной
безопасности—КГБ; см. Глоссарий). В этих условиях церковь
поддерживал и пропагандировал советскую внешнюю политику и способствовал
Русификация нерусских верующих, таких как православные украинцы и
белорусы.

Несмотря на официальные репрессии в хрущевские и брежневские годы,
религиозная деятельность сохранилась. Хотя регулярное посещение церкви было
обычное в основном среди женщин и пожилых людей, особые случаи, такие как
крещения и Пасха привели в церкви гораздо больше русских. Ан
увеличение церковных браков в 1950-х и 1960-х годах стимулировало
создание светских «дворцов бракосочетаний», предлагающих
церемониальные атрибуты брака, лишенные религиозных обрядов. Когда
число заявок на обучение в семинарии значительно возросло в 19 в.50-е годы,
Коммунистический союз молодежи (комсомол) заставлял начинающих семинаристов
выдержать допросы, которые обескуражили многих и которые к 1960 г.
в резком сокращении числа кандидатов.

Общая культурная либерализация, последовавшая за смертью Сталина в
1953 год принес естественное любопытство к русскому прошлому, особенно
вызвал интерес молодого поколения; церемонии и формы искусства
Русской Православной Церкви, неотъемлемая часть этого прошлого,
привлек особое внимание, к ужасу Хрущева и
брежневские режимы. Историк Джеймс Биллингтон указывал, что в
того периода религиозная вера была формой бунта поколений со стороны
детей против родителей-доктринеров-коммунистов.

Хотя Русская Православная Церковь не играла активистской роли
в подрыве коммунизма, что Римско-католическая церковь сыграла в Польше
и в других странах Восточной Европы она заметно выиграла от постепенного
дискредитация марксистско-ленинской идеологии в позднесоветский период. В
середина 1980-х, всего около 3000 православных церквей и два монастыря
были активны. Однако по мере того, как хватка коммунизма в том десятилетии ослабевала,
религиозное пробуждение произошло по всему Советскому Союзу. Символический
жесты президента Горбачева и его правительства под рубрикой гласность
(см. Глоссарий), безошибочно указывало на то, что советская политика менялась.
В 1988 году Горбачев встретился с православными лидерами и подробно обсудил
роль религии в жизни своих последователей. Вскоре после этого,
официальное празднование тысячелетия русского православия
сигнал по всей России, что религиозное выражение снова было принято.
Начиная с 1989 г., в новых законах уточнялось право церкви на частную жизнь.
собственность и распространять публикации. В 1990 советский законодательный орган
принят новый закон о свободе вероисповедания, предложенный Горбачевым; в
В то же время некоторые из составных республик начали принимать собственные
законы по этому же вопросу. Осенью 1990 года новый зам.
парламент Российской Республики, православный священник Глеб Якунин,
руководил принятием необычайно либерального закона о религии.
свобода. Этот закон оставался в силе, когда Россия стала отдельным государством.
в следующем году. (Якунин был лишен сана в 1994, однако, для
критика церковной иерархии.)

По словам главы Русской Православной Церкви Патриарха
Алексий II , с 1990 по 1995 год более 8000 русских православных.
церкви были открыты, что удвоило количество действующих приходов и добавило
тридцать две епархии (епархии). В первой половине 1990-х гг.
Российское правительство вернуло многочисленные религиозные объекты, которые были
конфисковано его коммунистическими предшественниками, оказывая некоторую помощь в
ремонт и реконструкция поврежденных конструкций. Самый заметный
таким проектом было строительство совершенно нового храма Христа Спасителя
Собор, воздвигнутый в Москве на сумму около 300 миллионов долларов США.
заменить показательный собор, снесенный в 1931 в составе
Сталинская кампания против религии. Финансируется в основном за счет частных
пожертвования, новая церковь считается видимым признанием
ошибки советского прошлого.

В первой половине 1990-х годов социальные службы церкви также
значительно расширился за счет создания отделов благотворительности и
социальных услуг и катехизиса и религиозного образования в пределах
патриархат. Из-за нехватки священников воскресные школы
введено в тысячах приходов. Соглашение между
патриархат и национальные министерства обороны и внутренних дел
обеспечивает пастырское окормление военнослужащих православных
вера. Патриарх также подчеркнул, что представители других конфессий
должны иметь доступ к соответствующему духовному руководству. 19 ноября95,
Министр обороны Грачев объявил о создании должности в
вооруженные силы для сотрудничества с религиозными учреждениями.

Среди религиозных организаций, появившихся в 1990-е гг.
более 100 русских православных братств. Возрождение традиции свиданий
еще в Средние века, эти организации мирян, возглавляемые священниками, занимались общественной деятельностью.
и благотворительной деятельности. В 1990 году они образовали Альянс православных.
Братства, организующие образовательные, социальные и культурные программы.
и учреждения, такие как детские учреждения, общежития, больницы и т.
сельскохозяйственные общины. Хотя его номинальная задача состоит в том, чтобы способствовать
религиозное и нравственное воспитание, альянс активно занимался
националистические позиции по религиозной терпимости и политическим вопросам.

Опросы общественного мнения показали, что церковь возникла
относительно невредимым от связи с коммунистами
режима, хотя такие диссиденты, как Якунин, обвиняли Алексея II в
был оперативником КГБ. Согласно опросам, в первой половине 1990-х гг.
церковь внушала больше доверия русскому населению, чем большинство
другие социальные и политические институты. Точно так же Алексий II, избранный
возглавить церковь по смерти патриарха Пимена в 19 г.90, было найдено
чтобы вызвать большее доверие у широких масс, чем у большинства других общественных деятелей
в России. Политическое руководство регулярно добивается одобрения
Церковь как моральный авторитет практически для всех видов государственной политики.

Проект Z74 © 2021