Содержание
Росписи Благовещенского собора Кремля. Фрески. Иконы
Продолжаем подробный обзор Благовещенского собора Московского Кремля. Начало в статье «Благовещенский собор. Северная и западная галереи».
Если взглянуть в пространство храма из западной галереи, в проёме портала видна икона Богородицы из Деисусного чина. Она как бы приглашает войти в церковь.
Собор невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи. На широкие хоры западной части храма ведёт лестница, устроенная в толще северной стены.
Оглавление
Покрытие пола Благовещенского собора
Сразу стоит обратить внимание на пол храма. Он вымощен подмосковным кремнем. Его обрабатывали особым образом, поэтому он похож на яшму. Этот «яшмовый» пол впервые упоминается в XVII веке, но, по всей вероятности, его выложили ранее, ещё в XVI веке.
Первое упоминание о нём в летописях не даёт оснований датировать эти каменные плиты XVII веком. Скорее всего, его положили гораздо раньше, чем об этом упомянули в грамотах. Есть основания верить, что ещё Иван Грозный заказал камень для пола, ведь именно при нём перестроили Благовещенский собор.
В XIX веке, в связи со строительством Большого Кремлёвского дворца, в храме сделали некоторые изменения, в том числе добавили балкон наверху. Окна в северной и южной части храма растесали в XVIII веке. Подлинные оконные проёмы не сохранились.
Роспись Благовещенского собора. Верхний ярус
Вертикальное движение храма подчёркнуто освещением — из барабана льётся поток света, а нижнее пространство затемнено. В скуфье, куполе храма, помещено погрудное изображение Спаса Вседержителя.
Ниже написаны восемь архангелов. Между окнами барабана — ростовые фигуры библейских праотцов — Адам, Ева, Авель с пастушьим посохом, Ной с ковчегом, Енох, Сиф, Мельхиседек с чашей и Иаков. Лучше всего сохранилась фигуры Евы в восточной части барабана.
В парусах, по традиции, помещены евангелисты.
Центральное место в росписи отведено праздникам, они написаны в люнетах храма. На восточных столпах над иконостасом помещено Благовещение. В люнете южной стены — Рождество Христово XIX века., северной — Успение Богоматери – фреска XVI века.
Роспись Благовещенского собора. Сцены Апокалипсиса
Большое место в программе росписей храма занимает Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. Апокалипсис вошёл в канонический Новый Завет достаточно поздно, лишь в конце XIV века, до этого много спорили, включать его в Евангелие или нет. Апокалипсис состоит из трёх частей, в нём рассказывается о том, что происходит 1.на небе, 2.на земле и 3.описывается картина самого Страшного Суда. Повествование достаточно сложное, остановимся лишь на некоторых эпизодах.
1.Фреска на северной стене собора — изображение видений божества. В окружении ангелов на троне восседает Спас Эммануил с огненным ликом, а из его уст исходит обоюдоострый меч, в руке — семь звёзд. На коленях перед ним – потрясённый Иоанн Богослов.
2.Фреска на промежуточной восточной стене над аркой. Справа – конь рыжий одного из всадников Апокалипсиса.
Слева – конь бледный. Конь бледный означает смерть, конь рыжий – войну.
На северной стене – Агнец открывает книгу с 7 печатями, после снятия каждой печати на землю сыпятся новые страшные бедствия. Ниже, под окнами, изображено Снятие пятой печати. Пятиглавый храм на фреске напоминает Успенский собор. Христос и ангелы раздают праведникам белые одежды, как отличительный знак. Христос в белых одеждах ведёт войско сразиться с неправедными.
Далее переходим на западную стену, где изображён Страшный суд. Согласно канону слева на стене изображают райские кущи, а справа – Геену огненную.
Фреска на северной стене — «Жена, облачённая в солнце». Видна жена на фоне солнца, ногами опирается на луну. Под ней изображён дракон, он хочет затопить её водой. И справа ангел спасает младенца, он уносит его к Богу Саваофу. Видна лишь часть изображения Бога-отца (он срезан)
В православной традиции младенец означает души спасшихся праведников, а «жена, облачённая в солнце» — христианскую Церковь.
Роспись Благовещенского собора. Столпы
На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых — византийских императоров и русских князей. В верхнем ярусе юго-западного столпа — император Михаил и императрица Феодора, в их правление было восстановлено иконопочитание. На нижнем ярусе этого же юго-западного столпа изображены Константин и Елена, это поздняя фреска XIX века.
На северо-западном столпе — святая княгиня Ольга и её внук, равноапостольный князь Владимир. Также на столпах изображены воины-мученики святой Георгий и Дмитрий Солунский и русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, его отец Ярослав Всеволодович, Иван Калита, Дмитрий Донской и его сын Василий I.
Роспись Благовещенского собора. Иконостас
Иконостас. В соборе хранится один из самых ранних многоярусных иконостасов в России. Верхний, праотеческий чин получил новый оклад в 1896 году, его сделали мастера прославленной ювелирной фирмы И.П.Хлебникова.
Деисусный чин писали греческие мастера, это иконы XIV века (!) Лучшая икона деисуса – это образ Богородицы. Необыкновенно красив одухотворённый лучащийся добротою лик Богородицы, обрамлённый синим мафорием.
Точного утверждения, что это работа Феофана Грека нет, но искусствоведы предполагают его авторство и не оспаривают, что икону писал греческий мастер XIV века. Однако точное утверждение, что это работа Феофана Грека, сомнительно. После пожара 1547 года, по приказу Ивана Грозного, в Благовещенский собор перенесли древние иконы из разных храмов.
В праздничном чине находятся иконы работы московских мастеров, но авторство Андрея Рублёва и Прохора с Городца не установлено. Но даже если иконы праздничного чина писали другие мастера, это не умаляет их ценности.
Пророческий и Праотеческие чины состоят из икон XVI века. Местный чин в основном собран из образов, перенесённых в Благовещенский собор по приказу Ивана Грозного.
Пядичный чин – такие чины были, в основном, домовых храмах, в иконостасах церкви Ризоположения, домовом храме Патриарха, тоже есть такой чин. В этом ряду в Благовещенском соборе были совсем другие иконы, многие уничтожили в 1812 году. Эти иконы были написаны после 1812, в XIX веке. Некоторые из них не в лучшем состоянии, покоробились, поскольку написаны на холсте.
Не сохранились и подлинные царские врата, они пропали в 1812 году после ухода из Кремля французских войск. Современные врата изготовили в 1818 году из вышедших из употребления серебряных изделий, которые хранились в ризнице Благовещенского собора. Врата серебряные, позолоченные.
Тихвинская икона Божией Матери в Благовещенском соборе Кремля
О богородичных иконах в Кремлёвских соборах подробно рассказано в статье «Богородичные образы». Напомним, что в местом чине у северной стены обращает на себя внимание Богоматерь Одигитрия Тихвинская XVI века.
Первоначально икона перенеслась в Тихвин из Константинополя и это восприняли как знамение перехода столицы православия из Византии в Москву. В клеймах иконы рассказывается о её чудесном перенесении, о том, что икона осталась невредима в двух пожарах Тихвинского монастыря. В нижнем длинном клейме справа среди молящихся видна фигура Ивана Грозного в шапке, напоминающей шапку Мономаха.
Смоленско-Шуйская икона
Икона Смоленская-Шуйская. Ранее здесь была икона Богородицы Донская. Рама эта – XVII века и есть непрямые доказательства того, что заказана она была царицей Софьей Алексеевной. Лики святых жен-праведниц (кроме Евы и Сусанны – Сару, Ребекку и др.) писал западноевропейский мастер, по типу изображения с большой долей вероятности можно сказать, что это работа нидерландского мастера.
Храмовая икона Благовещенского собора
Храмовая икона «Благовещение» XVII века. Такой иконографический тип, где младенец Иисус входит в лоно Богородицы, называется «Воплощение».
В клеймах иконы изображён Акафист.
Другие значимые иконы Благовещенского собора
Спас на престоле. Спас благословляющим жестом указывает на Евангелие. К этой иконе, к такой иконографии, апеллировал патриарх Никон, когда говорил, что патриаршая власть не подвластна царской. Икону XIV века переписали в XVI-XVII веках. От живописи XIV века сохранился лишь золотой фон и фрагменты на лике Спасителя.
Икона Алексия Человека Божьего. Икона местного чина иконостаса находится напротив царского места. Поскольку последним царём, чьим домовым храмом был Благовещенский собор, стал Пётр I, то здесь должна быть икона святых Петра и Иоанна. Но она сейчас находится на реставрации и временно заменена другой иконой, после реставрации её вернут в собор.
Четырёхчастная икона
Большая икона «Четырёхчастная» расположена на южной стене храма. Написана икона в середине XVI века и вызвала множество споров, в частности, дьяк Иван Михайлович Висковатый считал, что эта икона не должна находиться в домовом храме. Претензии Висковатого даже разбирали на церковном соборе. Митрополит Макарий и другие церковные иерархи утвердили законность и обоснованность такой иконографии.
На иконе в лицах изображена история земного мира в её связи с миром космическим и предопределённость спасения человечества через смерть Сына Божия и утверждения троичности и единства Бога.
Чтение иконы идёт по кругу, начало — в верхней левой части, где изображено Божественное домостроительство.
Затем следуют события ветхозаветной истории, чтение переходит в нижнюю левую часть иконы, затем — в нижнюю правую часть, где изображена победа над смертью через крестную смерть Христа. Повествование заканчивается в верхней правой части, там написано возвращение Единородного сына в лоно Отца. Над каждой частью иконы помещена надпись, где раскрывается основное содержание сюжета.
Интересно, что со временем на иконе из-под красочного слоя проявляются пометки о цвете разных частей изображения. Видимо, икону писали много мастеров и для них точно указали цвет той или иной группы.
Оклады на многие иконы выполнены в XIX веке.
На южной стене храма — проход в южную галерею. Об экспозиции расскажем в статье «Благовещенский собор. Южная галерея».
Начало цикла в статье «Благовещенский собор Кремля. Северная и западная галереи».
Печатается на основе материалов лектория Московского Кремля. Лекция «Иконы и фрески Благовещенского собора» из цикла «Страницы истории средневекового Кремля», лектор Л.В.Соловьёва. В статье использовались данные из книги И.А.Журавлёва, И.Я.Качалова. «Благовещенский собор. Путеводитель», М., 2003.
Далее:
Изображения государей в соборах Московского Кремля
Двухэтажный автобус в Москве
Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide
история и архитектура, 22 фото
+22 фото
автор: Дмитрий Казаков
поделиться: |
Благовещенский собор расположен в юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей — князей и царей.
Режим работы и стоимость билетов
Для осмотра надо приобрести билет на посещение архитектурного ансамбля Московского Кремля →.
+22 фото
автор: Дмитрий Казаков
История
Предполагают, что в конце 13 — начале 14 века на месте Благовещенского собора Московского Кремля стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее князь Андрей Александрович, сын Александра Невского. Позже, в конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова. Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище — Казённый двор, где хранилась государева казна.
Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе. Протоиереи храма являлись духовниками русских царей. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года.
При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить храм. В честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Кроме того, появляются еще два барабана с куполами на восточной стороне крыши. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским.
+22 фото
Купола
автор: Дмитрий Казаков
Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, из храма выходил князь или царь и его свита. Во время революции 1917 года святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено крыльцо храма. В марте 1918 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, храм был закрыт.
Архитектура
Благовещенский собор построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав — бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах — аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.
+22 фото
Архангельский и Благовещенский соборы
автор: Дмитрий Казаков
Храм включает в себя постройки, созданные в разное время. Сооружение конца 15 века повторяло здание, выполненное в начале 15 века. Храм со всех сторон был окружен галереями-папертями. Позже восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой. А попасть на южную паперть можно через крыльцо, украшенное резьбой.
+22 фото
Крыльцо
автор: Дмитрий Казаков
Существует легенда, что это крыльцо построено специально для Ивана Грозного, когда после четвертого брака его лишили права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. В 1508 году была позолочена центральная глава церкви, а в конце 16 века все главы и крышу покрыли золоченой медью.
+22 фото
Главы покрыты золочёной медью
автор: Дмитрий Казаков
Храм стали называть златоверхим. Девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. При проектировании внутренней части были предусмотрены вертикальные конструкции, создающие ощущение движения вверх. Этому способствовало и освещение — нижняя часть храма была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.
Благовещенский собор внутри (убранство)
С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Галереи с северной и западной стороны украшены итальянским золоченным орнаментом на синем фоне. В южной части — нарядная многоцветная роспись. Знаменитые росписи храма упоминаются еще в начале 15 века. Выполнены они были в 1405 году известными мастерами Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца. Следует отметить, что созданные Андреем Рублевым росписи храма под руководством Феофана Грека стали его первой известной работой.
+22 фото
Андрей Рублев. Икона «Преображение», 15 в.
автор: А. Царев
Основное место в росписях занимают иллюстрации Евангелия, представленные циклами — праздники и страсти, чудеса и притчи, явления Христа по воскресении. При рассмотрении росписей мы видим множество евангельских композиций и иллюстрацию «Апокалипсиса».
+22 фото
Фреска «Грядет судия праведный», 16 в.
автор: А. Царев
Здесь представлена «Жития» Василия Великого и Иоанна Златоуста, «Древо Иессеево» и фигуры святых. Частично сохранились фрески храма, выполненные в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия. Росписи храма неоднократно обновлялись: при Алексее Михайловиче, при Екатерине II и три раза — в 19 веке.
Поскольку храм был государевой домовой церковью, в росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Мы видим изображения прославленных византийских императоров и русских князей. Это Владимир Мономах и Александр Невский, Даниил Московский и Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III.
+22 фото
Роспись северо-западного столба «Александр Невский и Иван Калита», 16 в.
автор: А. Царев
Выдающиеся мастера выполнили не только стенные росписи, но и иконы для иконостаса, который по праву можно назвать шедевром русского искусства. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежат Феофану Греку.
+22 фото
Феофан Грек. Икона «Богоматерь», 15 в.
автор: А. Царев
Он же написал три центральные иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел». Андрей Рублев написал Икону «Архангел Михаил» и семь икон праздничного чина. Грандиозность иконостаса определена тем, что деисусная композиция выполнена на досках высотой более двух метров и шириной более одного метра.
+22 фото
Иконостас
автор: А. Царев
Несмотря на то, что храм несколько раз перестраивался, работы, сделанные великими мастерами, сохранялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый. Новая роспись храма была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев.
Пол храма состоит из небольших блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. По легенде пол был привезен Иваном Грозным из Ростова Великого, куда он был доставлен из Византии.
Реликвии Благовещенского собора
К главным реликвиям храма относятся чудотворная икона Пименовской Богоматери, привезенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху. Здесь также хранилась икона Донской Богоматери, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой. Позднее она была перевезена в Донской монастырь.
+22 фото
Фрагмент медных врат северного портала
автор: А. Царев
Благовещенский собор Московского Кремля — это одна из святынь русского православия. С 1993 года в нем возобновились богослужения. Совершаются они один раз в году — в праздник Благовещения. По старинному русскому обычаю после литургии Святейший Патриарх выпускает на волю птиц.
Музеи Москвы Кремля: Благовещение
- Основной иконостаз
- Экспозиция в южной галереи
- Древние иконы основного иконостаза
- Иконки из часовни в соборе Annunciation. над галереями собора возводились часовни. Иконостасы трех из них сохранились до наших дней; впервые они упоминаются в летописях 1613 года. Иконы из приделов выставлены в шести витринах.
В наилучшей сохранности находится четырехъярусный иконостас из придела Собора Архангела Гавриила, представленный в отдельной витрине у южной стены галереи. Стиль ее икон составляет удивительное сочетание живописных техник московских и новгородских иконописцев. Весь комплекс относится ко времени освящения приделов, то есть около 1564 года. Он включает в себя Деисусный, Праздничный, Пророческий чины и Поклонный чин, состоящий из трех икон. Ярусная композиция сформирована в традициях иконостаса XV — начала XVI вв., с той разницей, что каждое изображение Деисуса и Пиршественной композиции написано на одной дощечке.
Особенностью Пророческого чина является центральная икона, изображающая на одной скрижали Богородицу на Престоле и Пророков Соломона и Давида Ходатайствующих .
На двери иконостаса изображен Добрый разбойник , уверовавший в Спасителя в крайние минуты. Он изображен на фоне Эдемского сада только в набедренной повязке, держа крест. Икона Богоматерь Смоленская является копией того же размера со старинной византийской иконы Богоматерь Одигитрия , перевезенная из Смоленска в Москву и помещенная в Благовещенском соборе в XV веке. С тех пор на Руси, особенно в московских землях, делались многочисленные списки с этой иконы. В середине 16 века этот образ стал защитником и покровителем в военных походах. Известно, что перед началом Полоцкого похода 1563 года Иван IV Грозный молился перед иконой Смоленской Божией Матери , которая к тому времени была перенесена из Благовещенского собора в Новодевичий монастырь. Эта копия с древней иконы была сделана для придела в память о победе царя в Полоцком походе. Икона Собор Архангела Гавриила — икона-покровитель часовни.
Два других придела Благовещенского собора представлены иконами из Поклонного чина. Покровительская икона Собор Пресвятой Богородицы , икона Рождества первой четверти XV века, ставшая одним из самых ярких открытий реставрационных работ второй половины XX века, и Сорок мучеников Севастийских , написанные в конце XVI века, берут свое начало из придела, посвященного Собору Пресвятой Богородицы. Вход во Иерусалим и икона Иоанна Предтечи, покровителя первого московского царя Ивана IV, происходят из часовни Входа в Иерусалим. Обе иконы написаны в 1560-е годы и представляют московский художественный стиль того времени — торжественный, изысканный и образный, с удивительным разнообразием идей и форм их воплощения.
Туристические новости России — uVisitRussia
Главная О Туристических новостях России Благовещенский собор, Москва
Девятиглавый Благовещенский собор Московского Кремля славится своим уютным, камерным, но роскошным интерьером с фресками XVI века, красочный яшмовый пол того же времени и знаменитый иконостас с иконами Феофана Грека и Андрея Рублева. Собор — один из самых диковинных и сложных кремлевских памятников, с ним очень интересно. Еще несколько лет назад можно было бы добавить «одна из самых загадочных», но последние исследования значительно прояснили ее древнюю и чрезвычайно сложную биографию.
Начнем с того, что Благовещенский собор является собственной домовой церковью московского князя, а его первым владельцем, судя по всему, был Дмитрий Донской. В Кремле сохранились два здания, датируемые XIV веком – подклет под собором и церковь Рождества Богородицы, ныне находящаяся на закрытой территории. Церковь точно датируется 1393 годом, а цоколь кажется еще старше, потому что качество его кладки заметно более грубое, архаичное. Если так, то эти стены могут помнить и тохтамышевское разорение 1382 года, вторую из двух самых страшных дат в древней истории Москвы, когда ее население было почти полностью истреблено. Впервые татары вырезали Москву в 1238 г., и память о той катастрофе живет и под сводами Благовещенского подвала — ныне княжеские сокровища, спрятанные в день взятия города Батыем и найденные в 19 в.Представлены 80-е годы.
В 1405 году Благовещенский собор был расписан при участии самого Андрея Рублева. Эти картины сгорели в пожаре 1416 года, но тем не менее в иконостасе собора сохранилось несколько икон, приписываемых Рублеву (привезенных сюда позже из другого храма). После пожара Благовещенский собор был капитально перестроен (от этого периода уцелело только белокаменное основание апсиды с одним окном), а затем снова — в 1489 г.. В это время в Кремле уже работали итальянские архитекторы, но авторство нового Благовещенского собора числилось за артелью псковских мастеров. Возвели трехглавую церковь, с востока к которой примыкал двухэтажный корпус княжеской казны (ранее подклет собора служил казной). Парадная палата была разобрана в XVIII в., но при недавней реставрации на восточной стороне собора выявились следы ее примыкания: очертания кровли, ступени и ступени лестницы, ведущей на чердак, и видна часть стенной ниши, где, вероятно, хранилось что-то очень интересное.
Церковь окружали высокие крыльца, сохранившиеся до наших дней, и это одна из самых забавных ее деталей. Как было сказано выше, собор строился для одной семьи, и притвор как помещение для бедных и кающихся был для него необязательным. Так вот эти крыльца являются частью парадного входа во дворец великого князя, с которым собор соединялся арочным переходом. Именно по этой лестнице входили во дворец послы христианских держав, и не случайно в начале XVI века северные и западные двери собора были украшены резными порталами в стиле итальянского эпохи Возрождения, а стены крыльца были украшены фресками с портретами древнегреческих мыслителей.
В следующий раз собор был перестроен Иваном Грозным в 1564 году. Основной объем стал пятиглавым, по углам притвора появились четыре малых придела, а с юга пристроен так называемый Грозный паперть. По легенде, король построил его, чтобы наблюдать за службой со стороны, будучи отлученным за многоженство. На самом деле это не так. Паперть является частью перехода из дворца в казну и одновременно парадной лестницей Казенной палаты — хотя и выходила на отгороженный от Соборной площади внутренний двор, но служила для торжественного выноса особо ценных реликвии, хранящиеся вместе с сокровищницей, во избежание опасности пожара и «воровского прихода». Также примечательно крыльцо как единственный сохранившийся образец дворцовой архитектуры грозненского времени, очень богатой и необычной, с тонкой каменной резьбой, красными стенами и черными арками проездов.
В XIX веке, когда на месте нового дворца стоял новый, более высокий и «брутальнее» прежнего, собор на его фоне стал выглядеть еще утонченнее, сложнее и диковиннее. Сегодня мы можем увидеть в нем и древнейшую московскую реликвию, и единственную часть Государева дворца, доступную для свободного внутреннего осмотра, и свидетельство того, что Кремль в XVI веке был резиденцией самого высокого европейского уровня.
ВАЖНО
Ансамбль монументальной живописи собора времен Ивана Грозного и старинный иконостас представляют огромную ценность. Многие исследователи считают, что иконы деисусного чина принадлежат кисти прославленного Феофана Грека, а часть икон праздничного ряда — крупнейшему средневековому живописцу Андрею Рублеву.МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Поднимитесь на колокольню Ивана Великого — не пожалеете! Отсюда виден не только ансамбль Кремля, но и весь старый центр Москвы.Благовещенский музей входит в состав историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль. Посещение собора входит в стоимость разового входного билета на территорию архитектурного ансамбля Соборной площади.
Фото- и видеосъемка внутри всех соборных музеев запрещена, но непосредственно на территории Кремля можно снимать на любительский фотоаппарат (то есть на простую мыльницу).