Роспись благовещенского собора московского кремля: Росписи Благовещенского собора Кремля. Фрески. Иконы

Росписи Благовещенского собора Кремля. Фрески. Иконы

Продолжаем подробный обзор Благовещенского собора Московского Кремля. Начало в статье «Благовещенский собор. Северная и западная галереи».

Если взглянуть в пространство храма из западной галереи, в проёме портала видна  икона Богородицы из Деисусного чина. Она как бы приглашает войти в церковь.

Собор невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи. На широкие хоры западной части храма ведёт лестница, устроенная в толще северной стены.

Оглавление

Покрытие пола Благовещенского собора

Сразу стоит обратить внимание на пол храма. Он вымощен  подмосковным кремнем. Его  обрабатывали особым образом, поэтому он похож на яшму. Этот «яшмовый» пол впервые упоминается в XVII веке, но, по всей вероятности, его выложили ранее, ещё в XVI веке.

Первое упоминание о нём в летописях  не даёт оснований датировать эти каменные плиты XVII веком. Скорее всего, его положили гораздо раньше, чем об этом упомянули в грамотах. Есть основания верить, что ещё  Иван Грозный заказал камень для пола, ведь именно при нём перестроили Благовещенский собор.

В XIX веке, в связи со строительством Большого Кремлёвского дворца, в храме сделали некоторые изменения, в том числе добавили  балкон наверху. Окна в северной и южной части храма растесали в XVIII веке. Подлинные оконные проёмы не сохранились.

Роспись Благовещенского собора. Верхний ярус

Вертикальное движение храма подчёркнуто освещением — из барабана льётся поток света, а нижнее пространство затемнено. В скуфье, куполе храма, помещено погрудное изображение Спаса Вседержителя.

Ниже написаны восемь архангелов. Между окнами барабана — ростовые фигуры библейских праотцов — Адам, Ева, Авель с пастушьим посохом, Ной с ковчегом, Енох, Сиф, Мельхиседек с чашей и Иаков. Лучше всего сохранилась фигуры Евы в восточной части барабана.

В парусах, по традиции, помещены евангелисты.

Центральное место в росписи отведено праздникам, они написаны в люнетах храма. На восточных столпах над иконостасом помещено Благовещение. В люнете южной стены — Рождество Христово XIX века., северной — Успение Богоматери – фреска XVI века.

Роспись Благовещенского собора. Сцены Апокалипсиса

Большое место в программе росписей храма занимает Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. Апокалипсис вошёл в канонический Новый Завет достаточно поздно, лишь в конце XIV века, до этого много спорили, включать его в Евангелие или нет. Апокалипсис состоит из трёх частей, в нём рассказывается о том, что происходит 1.на небе, 2.на земле и 3.описывается картина самого Страшного Суда.  Повествование достаточно сложное, остановимся лишь на некоторых эпизодах.

1.Фреска на северной стене собора — изображение видений божества. В окружении ангелов на троне восседает Спас Эммануил с огненным ликом, а из его уст исходит обоюдоострый меч, в руке — семь звёзд. На коленях перед ним – потрясённый Иоанн Богослов.

2.Фреска на промежуточной восточной стене над аркой. Справа – конь рыжий одного из всадников Апокалипсиса.

Слева – конь бледный. Конь бледный означает смерть, конь рыжий – войну.

На северной стене – Агнец открывает книгу с 7 печатями, после снятия каждой печати на землю сыпятся новые страшные бедствия. Ниже, под окнами, изображено Снятие пятой печати. Пятиглавый храм на фреске напоминает Успенский собор. Христос и ангелы раздают праведникам белые одежды, как отличительный знак. Христос в белых одеждах ведёт войско сразиться с неправедными.

Далее переходим на западную стену, где изображён Страшный суд. Согласно канону слева на стене изображают райские кущи, а справа – Геену огненную.

Фреска на северной стене — «Жена, облачённая в солнце».  Видна жена на фоне солнца, ногами опирается на луну. Под ней изображён дракон, он хочет затопить её водой. И справа ангел спасает младенца, он уносит его к Богу Саваофу. Видна лишь часть изображения Бога-отца (он срезан)

В православной традиции младенец означает души спасшихся праведников, а «жена, облачённая в солнце» — христианскую Церковь.

Роспись Благовещенского собора. Столпы

На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых — византийских императоров и русских князей. В верхнем ярусе юго-западного столпа — император Михаил и императрица Феодора, в их правление было восстановлено иконопочитание. На нижнем ярусе этого же юго-западного столпа изображены Константин и Елена, это поздняя фреска XIX века.

На северо-западном столпе — святая княгиня Ольга и её внук, равноапостольный князь Владимир. Также на столпах изображены воины-мученики святой Георгий и Дмитрий Солунский и русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, его отец Ярослав Всеволодович, Иван Калита, Дмитрий Донской и его сын Василий I.

Роспись Благовещенского собора. Иконостас

Иконостас. В соборе хранится один из самых ранних многоярусных иконостасов в России. Верхний, праотеческий чин получил новый оклад в 1896 году, его сделали мастера прославленной ювелирной фирмы И.П.Хлебникова.

Деисусный чин писали греческие мастера, это иконы XIV века (!) Лучшая икона деисуса – это образ Богородицы. Необыкновенно красив одухотворённый лучащийся добротою лик Богородицы, обрамлённый синим мафорием.

Точного утверждения, что это работа Феофана Грека нет, но искусствоведы предполагают его авторство и не оспаривают, что икону писал греческий мастер XIV века. Однако точное утверждение, что это работа Феофана Грека, сомнительно. После пожара 1547 года, по приказу Ивана Грозного, в Благовещенский собор перенесли древние иконы из разных храмов.

В праздничном чине находятся иконы работы московских мастеров, но авторство  Андрея Рублёва и Прохора с Городца не установлено. Но даже если иконы праздничного чина писали  другие мастера, это не умаляет их ценности.

Пророческий и Праотеческие чины состоят из  икон XVI века. Местный чин в основном собран из образов,  перенесённых в Благовещенский собор по приказу Ивана Грозного.

Пядичный чин – такие чины были, в основном, домовых храмах, в иконостасах церкви Ризоположения, домовом храме Патриарха, тоже есть такой чин. В этом ряду в Благовещенском соборе были совсем другие иконы, многие уничтожили в 1812 году. Эти иконы были написаны после 1812, в XIX веке. Некоторые из них не в лучшем состоянии, покоробились, поскольку написаны на холсте.

Не сохранились и подлинные царские врата, они пропали в 1812 году после ухода из Кремля французских войск. Современные врата изготовили в 1818 году из вышедших из употребления серебряных изделий, которые хранились в ризнице Благовещенского собора. Врата серебряные, позолоченные.

Тихвинская икона Божией Матери в Благовещенском соборе Кремля

О богородичных иконах в Кремлёвских соборах подробно рассказано в статье «Богородичные образы».  Напомним, что в местом чине у северной стены обращает на себя внимание Богоматерь Одигитрия Тихвинская XVI века.

Первоначально икона перенеслась в Тихвин из Константинополя и это восприняли как знамение перехода столицы православия из Византии в Москву. В клеймах иконы рассказывается о её чудесном перенесении, о том, что икона осталась невредима в двух пожарах Тихвинского монастыря. В нижнем длинном клейме справа среди молящихся видна фигура Ивана Грозного в шапке, напоминающей шапку Мономаха.

Смоленско-Шуйская икона

Икона Смоленская-Шуйская. Ранее здесь была икона Богородицы Донская. Рама эта – XVII века и есть непрямые доказательства того, что заказана она была царицей Софьей Алексеевной. Лики святых жен-праведниц (кроме Евы и Сусанны – Сару, Ребекку и др.) писал западноевропейский мастер, по типу изображения с большой долей вероятности можно сказать, что это работа нидерландского мастера.

Храмовая икона Благовещенского собора

Храмовая икона «Благовещение» XVII века. Такой иконографический тип, где младенец Иисус входит в лоно Богородицы, называется «Воплощение».

В клеймах иконы изображён Акафист.

Другие значимые иконы Благовещенского собора

Спас на престоле. Спас благословляющим жестом указывает на Евангелие.  К этой иконе, к такой иконографии, апеллировал патриарх Никон, когда говорил, что патриаршая власть не подвластна царской. Икону XIV века переписали в XVI-XVII веках. От живописи XIV века сохранился лишь золотой фон и фрагменты на лике Спасителя.

Икона Алексия Человека Божьего. Икона местного чина иконостаса находится напротив царского места. Поскольку последним царём, чьим домовым храмом был Благовещенский собор, стал Пётр I, то здесь должна быть икона святых Петра и Иоанна. Но она сейчас находится на реставрации и временно заменена другой иконой, после реставрации её вернут в собор.

Четырёхчастная икона

Большая икона «Четырёхчастная» расположена на южной стене храма. Написана икона в середине XVI века и вызвала множество споров, в частности, дьяк Иван Михайлович Висковатый считал, что эта икона не должна находиться в домовом храме. Претензии Висковатого даже разбирали на церковном соборе. Митрополит Макарий и другие церковные иерархи утвердили законность и обоснованность  такой иконографии.

На иконе в лицах изображена история земного мира в её связи с миром космическим и предопределённость спасения человечества через смерть Сына Божия и утверждения троичности и единства Бога.

Чтение иконы идёт по кругу, начало — в верхней левой части, где изображено Божественное домостроительство.

Затем следуют события ветхозаветной истории, чтение переходит в нижнюю левую часть иконы, затем — в нижнюю правую часть, где изображена победа над смертью через крестную смерть Христа. Повествование заканчивается в верхней правой части, там написано возвращение Единородного сына в лоно Отца. Над каждой частью иконы помещена надпись, где раскрывается основное содержание сюжета.

Интересно, что со временем на иконе из-под красочного слоя проявляются пометки о цвете разных частей изображения. Видимо, икону писали много мастеров и для них точно указали цвет той или иной группы.

Оклады на многие иконы выполнены в XIX веке.

На южной стене храма — проход в южную галерею. Об экспозиции расскажем в статье «Благовещенский собор. Южная галерея».

Начало цикла в статье «Благовещенский собор Кремля. Северная и западная галереи».

Печатается на основе материалов лектория Московского Кремля. Лекция «Иконы и фрески Благовещенского собора» из цикла «Страницы истории средневекового Кремля», лектор Л.В.Соловьёва. В статье использовались данные из книги И.А.Журавлёва, И.Я.Качалова. «Благовещенский собор. Путеводитель», М., 2003.

Далее:
Изображения государей в соборах Московского Кремля
Двухэтажный автобус в Москве

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide

Благовещенский собор Московского Кремля — история, архитектура

Главная  /  Москва  /  Соборы Московского Кремля  /  Благовещенский собор Московского Кремля


Небольшой девятиглавый храм, посвящённый празднику Благовещения Богородицы, замыкает Соборную площадь с южной стороны. Благовещенский собор Московского Кремля был построен в 1480-е гг. и в наши дни превращён в музей. Сегодня здесь можно увидеть экспозицию древних икон, настенных росписей и кладов, найденных при раскопках в Кремле.

Благовещенский — самый маленький из трёх соборов, расположенных в центре Кремля. Он никогда не предназначался для служб с большим количеством верующих, а использовался в качестве домовой церкви для семей великих князей и царей. До начала XX в. протопресвитер храма выполнял роль духовника императора и его близких.

Сохранившийся до наших дней собор построен во времена правления князя Иоанна III. Согласно летописям, первая деревянная церковь Благовещения Богородицы появилась рядом с княжескими палатами в конце XIV в. Её возвели по воле великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского. Поскольку храм находился при княжеском дворе, его называли Благовещением «при дворе» или «на сенях». Современный каменный собор построили в 1484-1489-х гг. во время капитальной реконструкции храмов и стен Кремля итальянскими зодчими. Примечательно, что возведение приватного домового храма Иоанн III поручил строителям из Пскова. Новый собор вырос на подклете старой церкви. Первоначально он имел всего три главы и был окружён галереями. В 1508 г. по воле Василия Иоанновича храмовые купола покрыли золотом.

В 1547 г., когда центральная часть Москвы сильно пострадала от пожара, царский домовый храм был так сильно разрушен, что последующее его восстановление заняло семь лет. В процессе реконструкции к собору были добавлены две главы и пристроено роскошное крыльцо, которое стали называть Грозненским. Кроме того, Иоанн IV Грозный пожелал, чтобы на углах галерей возвели четыре маленьких придельных храма.

Долгое время в Благовещенском соборе Московского Кремля крестили царских детей, включая наследников престола. Здесь издавна хранились православные реликвии — мощи святых, драгоценная богослужебная утварь, редкие книги, рукописи и старинные иконы. По мнению исследователей, в храме могла храниться государственная казна.

После прихода советской власти правительство из Санкт-Петербурга переехало в Москву на территорию Кремля, и Благовещенский собор был закрыт для верующих. Только в 1989 г., когда храму исполнилось 500 лет, в него пустили первых туристов. В 1993 г. здесь были возобновлены церковные службы. В наши дни богослужения здесь совершают раз в год — на престольный праздник, который верующие отмечают 7 апреля.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства Благовещенского собора

Живописный собор давно признан выдающимся памятником отечественной архитектуры. Так как строили его псковские мастера, во внешнем облике собора традиции московской архитектуры тесно переплетены с опытом храмового зодчества древнего Пскова. Нарядное здание украшено типичными для псковского зодчества поясками «бегунок» и «поребрик» и имеет характерные полукруглые ниши. Московские традиции выдают выразительные кокошники и ярусы килевидных закомар.

Основной объём стоит на квадратном подклете, сложенном крупными блоками известняка, и окружён тремя каменными галереями. Пристроенные при Иоанне IV Грозном приделы удачно дополняют пирамидальное здание. Угловые церкви совсем небольшие и окружены стенами толщиной всего в один кирпич. Венчают собор девять аккуратных золочёных куполов. Они делают церковь похожей на знаменитый собор Василия Блаженного и подчёркивают державное положение московского правителя.

Очень красиво оформлено южное крыльцо собора. Раньше оно выводило в сад при княжеском дворце и по нему можно было пройти к Архангельскому собору. Сейчас крыльцо закрыто. До наших дней сохранились каменный портал и фрагмент фриза, вырезанные в середине XV в. Внутри храма находятся иконостасы, созданные в 1560-е гг. Кроме того, здесь можно увидеть много резных колон и кованые двери, за оформление названые «златыми вратами».

Одной из главных достопримечательностей Благовещенского собора в Московском Кремле считается цветной кремниевый пол с вкраплениями яшмы и агата. По легенде, камни для этого пола были доставлены в Москву из Византии. Совсем недавно реставраторы вскрыли в южной галерее керамический пол, выложенный во время правления Иоанна IV Грозного.

Необычайно красивы храмовые светильники. Некоторые их них были специально изготовлены для собора, а другие попали сюда в качестве даров. В наши дни перед иконостасом, расположенным возле центральной главы собора, висит крупное медное паникадило, рассчитанное на 24 свечи.

Иконостас

Ценители древнерусской живописи приходят в древний собор, чтобы полюбоваться на старинный иконостас и работы знаменитых изографов Феофана Грека и Андрея Рублёва. Главный иконостас имеет шесть рядов и состоит из почти ста икон, некоторые из которых очень древние — специалисты относят эти иконы к XIV-XV вв. и признают одним из главных памятников московской иконописной школы.

Настенные росписи

Очень интересно посмотреть на внутреннее оформление стен собора. Летописи рассказывают, что впервые Благовещенский собор был расписан в 1508 г. мастерами под руководством изографа Феодосия — сына знаменитого иконописца Дионисия. Однако после пожара, случившегося в середине XVI в., настенные росписи пришлось делать заново.

В центральной части храма сохранились фрески, раскрывающие сюжеты Евангелия и росписи, рассказывающие об Апокалипсисе. В галереях помещены фрески по библейским тестам. Здесь же можно увидеть несколько изображений античных философов и портреты московских князей.

На центральной главе храма, по христианской традиции являющейся символом неба, помещено изображение Спасителя. Богатые росписи также сохранились над хорами и в скрытом за иконостасом алтаре.

Музейные экспозиции

Выставка в подклете собора посвящена истории заселения Боровицкого холма. Здесь можно увидеть уникальные клады, обнаруженные во время археологических раскопок, проведённых в Кремле в XIX и XX вв.

Наиболее ценным разделом экспозиции считают 250 предметов домонгольского искусства XII-XIII вв. — ювелирные украшения из серебра и золота. В подклете храма хранятся воинские доспехи и оружие XII-XVI вв.: белокаменные ядра, стремена, боевые топоры, шлемы, наконечники, копья, шпоры, меч XII в. и кольчуги. Здесь также экспонируются слитки и монеты XI-XVII вв.

В южной галерее собора открыта выставка икон XVI-XVII вв., которые когда-то входили в убранство храма. А в шести витринах выставлены иконы, находившиеся прежде в приделах собора.

Как побывать в соборе

Старинный храм стоит на бровке возвышенного Боровицкого холма к северу от Тайницкой башни. Кремлёвская территория — режимный объект, попасть сюда можно по билетам, которые продаются в кассах Александровского сада. По единому билету можно осмотреть не только Благовещенский собор, но и другие соборы древней площади, побывать в красивом храме Ризоположения и увидеть экспозиции, выставленные внутри Патриарших палат.

Благовещенский собор на карте Москвы

Музеи Московского Кремля: БЛАГОТВОРСКИЙ СОБОР

Благовещенский собор — один из старейших, богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля, расположен на краю Боровицкого холма, с южной стороны Соборной площади.

Храм возведен в 1484-1489 годах, во времена правления Государя Всея Руси Ивана III. Успенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, так как, согласно летописи, он был построен псковскими зодчими, а большинство зданий новой резиденции возведены итальянскими зодчими. В облике собора сочетаются черты, свойственные как московской, так и псковской архитектурной традиции. Псковская традиция узнаваема в использовании орнаментальных полукруглых ниш в оформлении свода и отделке барабанов куполов из узорчатого кирпича, уложенного плашмя или на ребро. При этом килевидные арочные фронтоны и кокошники ( кокошник ) характерны для московской архитектуры. Собор изящный и не слишком большой, что соответствует его роли частной часовни великокняжеской семьи.

В 1489 году, когда строительные работы были завершены, собор был освящен в честь Благовещения, посвященного счастливому известию архангела Гавриила Деве Марии о том, что она родит сына Божия.

По указу великого князя Василия Ивановича в 1508 году купола были позолочены, а иконы иконостаса покрыты серебряным, золотым и стеклянным бисером. Феодосию, сыну известного живописца Дионисия, было поручено расписать церковь позолотой. В 1520 году портики собора были украшены фресками.

Благовещенский собор начинался как трехглавая церковь, окруженная галереей, с крыльцами с четырех сторон. В 1560-х годах по указу царя Ивана IV Грозного по углам галерей были возведены четыре небольшие боковые церкви, а над западной частью собора — два глухих купола. Купола и крыша были покрыты медными золочеными пластинами. Именно в это время в основном сформировался нынешний живописный облик девятиглавого собора.

Этот этап строительства и освящения приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями середины XVI века, т.е. коронацией Ивана IV, покорением Казани и Полоцка (последнее является одной из побед Ливонская война). Перестраивая и украшая свою частную часовню, Иван Грозный стремился усилить ее роль в кремлевском ансамбле и сделать собор достойным самодержавного государя огромного государства.

Благовещенский собор веками был частной часовней московских великих князей и царей. В документах XVI–XVII вв. собор описывается как церковь при «государевом дворе», «прихожей» и «проходной», так как здание входило в состав дворцового комплекса великокняжеских, а позднее – царских, состоявшего из отдельные камеры. В соборе издревле хранились священные реликвии, то есть мощи святых, чтимейшие иконы, старинные книги и драгоценные сосуды. Протоиерей Благовещенского собора традиционно был духовником царя.

После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле были созданы музеи, и вся последующая деятельность была направлена ​​на исследование, реставрацию и сохранение собора и его произведений искусства.

500-летие Благовещенского собора было отмечено в 1989 году открытием экспозиции икон и предметов церковного быта в южной галерее.

Возобновлены патриаршие богослужения на праздник Благовещения в Благовещенском соборе в 1993.

Благовещенский собор

Написано по распоряжению князя Одоевского-Маслова, начальника Управления Императорского двора в Москве, С. де Бартеневым

Благовещенский собор

Из обложки ( потайная комната) Грановитой палаты открывается хороший вид на Благовещенский собор.
До закладки собора Спаса-на-Высоте этот собор был личным храмом великих князей и царей московских. Именно здесь совершали крещения, где молились, причащались, венчались, а перед коронацией существовал старинный обычай, что с порога этого Собора и в самой церкви бросали перед ними деньги.
С XV века и до наших дней архимандраты Благовещенского собора были духовниками Государей. Время от времени они жили в покоях, расположенных с южной стороны собора, чтобы всегда находиться во дворце. Цари, самые благочестивые, начинали и заканчивали свой день получением благословения своего духовника.

По преданию, Благовещенский собор был построен в 1291 году владимирским князем Андреем Александровичем на месте села Кучково, которое тогда называлось и местом, ставшим Москвой.

Каменная церковь построена великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского, между 1397 и 1416 годами.

В 1465 году знаменитый иконописец Андрей Рубилов с помощью Феофана Гретчина и священника Прохора реставрировал росписи.

При Иване III в 1482 году собор рухнул от ветхости, был полностью разрушен. Его восстановили рабочие, привезенные из Пскова. Над ним работали шесть лет, и в 1489 году митрополит Геронтий освятил новый храм.

С тех пор центральная часть церкви не изменилась.

В 1508 году великий князь Василий Иоаннович поручил иконописцу Федору Эдикиеву, который со священниками и братией восстановил стены собора росписью, выполненной на золотом фоне. Дал богатые оклады на иконы иконостаса и позолотил купола. По этой причине в то время этот собор называли «Собором с золотыми куполами» ( Златоверхий ).

Пожар 1547 года уничтожил многие иконы, в том числе « Деисус 9″.0008» работы Андрея Рубилева.

Иван Грозный отреставрировал церковь, заново позолотил купола и поставил на них золотые кресты.
В 1564 году освятили алтари в куполах

Это опять-таки Иван Грозный имел лестницу с портиком с южной стороны, где он следил за богослужениями после того, как ему запретили входить в сам храм за то, что он заразился его четвертый брак. Там же он увидел комету, которую счел предзнаменованием своей приближающейся кончины.0003

Эта лестница примыкала к дворцу и вела в нижний сад на берегу реки.

В 1612 году Благовещенский собор был разграблен и осквернен. Восстановил его царь Михаил Феодорович.

Павел Алеппский сообщил, что во времена царя Алексея Михайловича портик церкви имел великолепную решетку из желтой меди, украшенную серебряными иконами.

В 1697 г. настенные росписи Благовещения были восстановлены, но сохранили свой первоначальный вид.

В 1737 году собор сгорел и был восстановлен. В 1770 г. его настенные росписи были вновь отреставрированы.

В 1800 г. собор был восстановлен полностью; старый пол заменили плитными квадратами из яшмы агатового цвета.

После разрушения 1812 г. в 1813 г. произведена новая реставрация.

При императоре Николае I внутреннее и внешнее убранство собора, по словам Снегурева, «украшено в гораздо более современном стиле, под надзором церковных старост. »

С 1863 по 1867 год была проведена очередная полная реставрация собора. Купола тогда были богато позолочены. Эта позолота была работой мастерской Гойенке и Плеске, ранее герцога Лейхтенбергского.

Последняя реставрация произведена в 1884-85 гг. под руководством Московского археологического общества.


На южной стороне Благовещенского собора с 1836 года находится алтарь, посвященный св. Николаю. В куполах находятся еще четыре алтаря, датируемые 16 веком. Они со следующими вызовами:
1. Вход Спасителя в Иерусалим
2. Архангел Гавриил
3. Праздник Пресвятой Богородицы
4. Святой великомученик Георгий. Это последнее заклинание было изменено при Александре I на заклинание св. Александра Невского. В этом иконостасе находятся святые покровители Дома Романовых.
Иконостас Входа Спасителя в Иерусалим вверху.

Иконостас Архангела Гавриила вверху.

Иконостас Праздника Пресвятой Богородицы вверху.

Среди икон Собора отметим:
1. Икона Новгородской школы Спас Мизерихорд , написанная по преданию в 1337 году при Иване Даниловиче Калите.
2. Чудотворная икона Богородицы Донской , которая была с великим князем Дмитрием Донским в Куликовской битве.
3. Чудотворный лик Спаса Мизерихорда , икона по образцу, к которому ходили за исцелением во время чумы 1771 года.

Иконостасы церквей, находящиеся в куполах, были привезены из Новгорода Иваном Грозным. Они представляют собой по своей древности и красоте бесценное сокровище.

Иконостас Успенского собора, вверху.

Наиболее примечательны росписи и своды Благовещенского собора. Там можно увидеть патриархов, пророков, мудрецов Греции, держащих в руках томов (свитков), на которых написаны их тексты, соответствующие христианскому учению, а также апостолов, мучеников, русских великих князей и эпизоды Священной истории. .

Красивые наличники северных и западных дверей церкви украшены ренессансным орнаментом в синих и золотых тонах.