Родина мать высота меча: “Родина-мать” зовет

“Родина-мать” зовет

Один из самых высоких памятников в мире, центральный элемент ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде и самая знаменитая работа Евгения Вучетича. К 111-летию скульптора мы подготовили самые интересные факты о создании «Родины-матери».

1. Всесоюзный конкурс. Идея создать памятник в честь героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане пришла именно Евгению Вучетичу, и он уже убедил Академию художеств СССР в необходимости этого монумента. Однако вместо того, чтобы доверить это задание Вучетичу, академия решила объявить всесоюзный конкурс, в котором могли участвовать не только скульпторы, но и все желающие. Конкурс проходил целых десять лет — с 1945 по 1955 год, и, конечно, за это время академия получила большое количество заявок. Например, архитектор Ефим Левитан предложил создать двухъярусную пирамиду с четырьмя широкими лестницами, рассеченную на четыре части. Внутри нее — фигура солдата.

В итоге создание памятника все равно поручили Вучетичу. Есть несколько версий о том, как ему удалось все-таки выиграть конкурс. По одной из них, он обсуждал идеи памятника в честь Сталинградской битвы непосредственно со Сталиным. По другой — он просто выиграл в честной борьбе. Все-таки Евгений Вучетич на тот момент был ведущим скульптором Студии военных художников им. М.Б. Грекова.

Евгений Вучетич, 1970 год. © Эммануил Евзерихин/ТАСС

2. Новое название. Как рассказала ТАСС старший научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва» Лариса Землякова, первоначально планировалось назвать комплекс «Памятник Славы», но Вучетич настоял на том, чтобы название было другим — памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». «Некоторых смущает слово ансамбль, которое отождествляется почему-то, например, с ансамблем песни и пляски… Беспокоиться об этом не следует. История мировой архитектуры знает ансамбль в Версале, ансамбль Россини и многие другие…» — говорится в служебной записке, написанной собственноручно Вучетичем.

3. Изменение проекта. Изначально памятник должен был быть совсем другим. Вучетич задумал композицию, которая состояла из двух образов: Родины-матери со знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой и солдата с автоматом, преклонившего колени и целующего колосья. Однако уже во время работы над ним скульптор изменил идею. И самому Вучетичу, и тем, кто непосредственно работал над проектом, показалось нелогичным, что солдат складывает оружие, когда война была в полном разгаре. Сталинградская битва стала переломным моментом в Великой Отечественной войне, но о победе еще речи не шло. Поэтому в 1962 году, когда на кургане уже вовсю шли подготовительные земляные работы, Евгений Вучетич уехал из Сталинграда в Москву, чтобы убедить начальство в том, что памятник должен быть таким, каким мы его знаем.

«Он сказал, что это слишком многослойно и литературно. Это не годится в пластике. Надо менять» — так объяснял причины решения мастера его сын Виктор Вучетич в документальном фильме «Советская империя. Родина-мать». В Москве Вучетич успешно доказал, что концепцию монумента стоит поменять. Он предложил новое решение — динамичную, порывистую фигуру женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. В стремительном движении она призывает своих сыновей и дочерей на новые ратные подвиги до полной и окончательной победы над врагом.

Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане, 1982 год. © Эдуард Котляков/ТАСС

4. О вдохновении. Существует много версий, кем и чем вдохновлялся Вучетич, когда создавал скульптуру «Родины-матери». Большинство экспертов сходятся на том, что ее лицо скульптор лепил со своей жены Веры. А вот насчет фигуры их мнения расходятся. Некоторые говорят, что Вучетич вдохновлялся статуей Ники Самофракийской, другие — находят параллели с фигурой «Марсельезы» на Триумфальной арке в Париже. Третьи же утверждают, что прототипом памятника послужила спортсменка-дискоболка Нина Думбадзе, а четвертые — и вовсе, что это по-прежнему жена скульптора Вера, только с некоторыми изменениями. По этому поводу даже существует анекдот: в какой-то момент супруге Вучетича надоело позировать с поднятой рукой, и она в итоге оставила мужа одного и ушла спать. Вернувшись утром в мастерскую, она с удивлением обнаружила, что ее место модели занял мужчина.

5. Рекорд Гиннесса. В первоначальном проекте высота памятника составляла 36 метров, но, как отмечает Землякова, во времена Никиты Хрущева, когда ставилась задача во всем догнать и перегнать Америку, было дано поручение сделать скульптуру выше статуи Свободы в Нью-Йорке (46 метров). В итоге высота «Родины-матери» составила 52 метра, вместе с мечом — 85 метров, а с постаментом — 87 метров. Монумент был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый высокий в мире. Сейчас статуя занимает одиннадцатое место в списке самых высоких монументов. Его возглавляет индийская статуя Единства (182 метра, 240 метров с постаментом). Для сравнения высота памятника Петру I в Москве составляет 98 метров, статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро — 30 метров (38 метров с постаментом), памятника «Рабочий и колхозница» — 24 метра (58 метров с постаментом).

6. Выбор в пользу бетона. Внушающий размер памятника диктовал свои условия и в выборе материала. Обычно скульптуры делали в бронзе или в камне, но при таких масштабах ее стоимость была бы неподъемной, несмотря на большой бюджет, выделенный правительством на строительство. Тогда Вучетич предложил инновационное решение — делать памятник из цемента.

«Это вызывало сопротивление практически на всех уровнях, никто не хотел на это идти, цемент ничего из себя не представляет», — рассказал ТАСС внук и полный тезка знаменитого скульптора Евгений Вучетич. По его словам, скульптор лично убедил занимавшего тогда пост первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева в выборе материала, и дело сдвинулось.

7. Почти как башня. Сложности возникли и при проектировании. Далеко не все инженеры хотели браться за установку столь сложной конструкции. Тогда скульптор привлек к установке памятника одного из лучших советских инженеров — Николая Никитина. В то самое время Никитин разрабатывал конструкцию Останкинской телебашни. В основе простой и прочной конструкции инженер заложил идею использовать преднапряженный железобетон, сжатый стальными тросами. По замыслу Никитина, башня должна была практически свободно стоять на небольшой площади земли, а ее устойчивость обеспечивалась за счет тяжести основания самой башни. Это же инженерное решение было использовано при установке восьмитысячетонной скульптуры «Родина-мать».

Памятник ничем не крепится к земле и стоит исключительно за счет силы тяжести на небольшом фундаменте. Сама фигура полая, ее железобетонный каркас удерживается за счет натяжения внутри специальных металлических канатов. Вес монумента составляет восемь тысяч тонн, а меча — 14 тонн.

8. Меч как символ. По задумке скульптора, «Родина-мать» — это часть триптиха, в который также входит памятник «Воину-освободителю» в берлинском Трептов-парке авторства Вучетича и памятник «Тыл — фронту» в Магнитогорске, созданный скульптором Львом Головницким и архитектором Яковом Белопольским. Все три скульптуры объединяет образ меча — выкованный в Магнитогорске, он был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и перерубил свастику в Берлине.

Изначально меч «Родины-матери» был выполнен из титановых листов, однако уже через два года после монтажа его пришлось заменить. Дело в том, что меч несет ветровые нагрузки, как крыло самолета в полете, и при испытании модели титано­вая облицовка показала себя хрупким материалом. При первом ремонте памятника в 1972 году был изготовлен новый меч с обшивкой из нержавеющей стали, установкой по двум диагоналям двух виброгасителей и ус­тройством мембранных отверстий. Поэтому, если присмотреться, на мече можно заметить сквозные отверстия, которые помогают ему «не улететь».

9. Копии памятника. Мало кто знает, что точная копия статуи есть в Москве. Единственное отличие — она в десятки раз меньше оригинала. Эта неизвестная «Родина-мать» стоит во дворе одного из частных домов поселка Соломенная Сторожка на Тимирязевской улице. У забора дома нередко можно увидеть группу экскурсантов или просто любопытствующих одиночных прохожих — их внимание привлекает необычный дом и установленные в саду скульптуры. За забором виднеется огромная гипсовая голова, не будь она закрыта строительными лесами и тканью, вероятно, прохожий легко узнал бы в скульптуре копию монумента «Родина-мать зовет!» и понял, что он находится перед домом-мастерской Вучетича.

10. Километры трещин. Этим летом началась масштабная реставрация монумента. Согласно плану, внутри фигуры нужно заменить все 99 стальных тросов, удерживающих ее бетонный каркас, внутреннее и наружное электроосвещение, а также провести реставрационные работы по наружной поверхности монумента. В ходе изучения поверхности скульптуры реставраторы обнаружили около 180 тыс. дефектов и 14 километров трещин. В настоящее время основные работы по реставрации памятника завершены: его очистили от грязи, мха, лишайников и многолетних наслоений. Более того, с основания монумента была снята гранитная облицовка, поставленная в 2004 году. Постамент будет бетонным, что соответствует авторскому замыслу и изначальному виду. Окончательно все работы завершатся в марте 2020 года, а откроют памятник для посетителей 9 мая, в День Победы.

Редакция благодарит Музей-заповедник «Сталинградская битва» за помощь в подготовке материала.

Над материалом работали:

{{role.role}}:
{{role.fio}}

Фотография обложки: Сергей Бобылев/ТАСС

Поделиться

Родина-Мать в цифрах и деталях: diana_mihailova — LiveJournal

15 октября 1967 года, была построена одна из высоких статуй мира, скульптура «Родина-мать зовёт!». Она является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенном на Мамаевом кургане в Волгограде.

Что представляет собой скульптура?

Железобетонная скульптура представляет собой фигуру женщины в полный рост, которая шагает вперёд с поднятым вверх мечом. Она воплощает в себе образ Родины, которая призывает своих сыновей сразиться с врагом.

Монумент «Родина-мать зовет!» является частью скульптурного триптиха, в который также входят монумент «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. По задумке, выкованный на берегу Урала меч, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде, и в конечном итоге опущен после Победы в Берлине.

Монументы «Родина-мать зовёт!», «Тыл — фронту», «Воин-освободитель». Коллаж АиФ/ Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко, В. Коновалов, Алексей Витвицкий

Каковы размеры памятника?

Общая высота памятника с пьедесталом составляет 87 метров. Высота женской фигуры — 52 метра, а с учётом длины её руки и меча — 85 метров. Длина руки составляет 20 метров, меча — 33 метра.

После окончания строительства Родина-мать была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокая статуя в мире, и оставалась ей в течение 22 лет. Сегодня она входит в десятку самых высокий статуй мира, изображающих фигуру в полный рост, и продолжает оставаться самой высокой скульптурой России.

Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн. Внутри статуя полая, толщина железобетонных стен составляет 25-30 см.

Сталинградская битва в цифрах и фактах. ИнфографикаПодробнее

Кто автор проекта?

Статуя выполнена скульптором Евгением Вучетичеми инженером Николаем Никитиным.

В сентябре 1944 года был объявлен конкурс на создание памятника. В нём участвовали как известные архитекторы, так и солдаты, присылавшие эскизы по почте. Также проекты скульптуры приходили из-за рубежа. Однако Евгений Вучетич не принимал участие в конкурсе, ходили слухи, что свою задумку он представил напрямую Сталину.

В мае 1959 года строительство монумента было начато.рий о монументе «Родина-мать»

Подробнее

Каким мог быть памятник?

Участники конкурса предлагали разные решения памятника: архитектор Георгий Марцинкевич хотел поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а его коллега Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Согласно первоначальному проекту Вучетича, рядом с женской фигурой должна была находиться статуя солдата, который стоит на колене и протягивает свой меч Родине-матери. Впоследствии автор изменил проект, хотя он уже был утверждён. Вучетич убедил высшее руководство, что в таком виде композиция нарушает важный идеологический момент: война ещё не завершена, поэтому солдат не может отдавать свой меч.

Также изначально планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Никита Хрущевраспорядился увеличить её рост, чтобы она оказалась выше статуи Свободы (46 метров без пьедестала).

Меч статуи изначально был изготовлен из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но впоследствии оказалось, что он сильно раскачивается на ветру и скрипит. В 1972 году меч заменили на новый, изготовленный из стали.

Кто стал прообразом «Родины-матери»?

Искусствоведы сходятся во мнении, что при создании скульптуры Вучетич вдохновлялся барельефом «Марсельеза», расположенном на Триумфальной арке в Париже, а также античной скульптурой Ники Самофракийской.

Доподлинно не известно, кто позировал скульптору. Одна из популярных версий, что фигура Родины-матери была вылеплена с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с супруги Вучетича Веры.

секретов и мифов стального символа

Сегодня невозможно представить панораму правого берега Днепра в Киеве без ее символов: Большой Лаврской колокольни и огромного стального монумента Родина-мать. Последний является одним из самых высоких подобных сооружений в мире, опережая Статую Свободы в США, и уже более 40 лет возвышается над столицей Украины.

Решение о том, что Киеву нужен мемориальный комплекс в память о победе в Великой Отечественной войне, пришло в первой половине XIX в.70-е годы. Родина-мать была спроектирована и создана советским скульптором Евгением Вучетичем, автором подобных памятников в других городах СССР. Однако он скончался, не успев закончить его. После его смерти скульптор Василий Бородай продолжил строительство Родины-матери. Благодаря ему он и весь мемориальный комплекс приобрели современный вид.

Сталелитейные и металлургические технологии

Эта впечатляющая стальная скульптура имеет высоту 102 метра (включая основание) и весит 530 тонн. Однако у него есть несколько секретов, которые почти незаметны на панорамных снимках.

Например, база — это не просто железобетонная опора, а пятиэтажка, в которой находится музей. Посетители будут удивлены, узнав, что у монумента есть невидимая часть, глубиной почти 18 метров, которая делает конструкцию устойчивой. Сотрудники музея говорят, что Родина-мать может выдержать землетрясение силой 9 баллов по шкале Рихтера. Поэтому его подземная часть является режимной зоной, куда посетителей пускают в очень редких случаях. Однако практически все остальные части открыты для экскурсий. Подробнее об этом ниже.

Какой материал позволил создать такой впечатляющий памятник?

Сталь! Согласно историческим документам, металл для Родины производился в Запорожье. В настоящее время в городе действуют два самостоятельных металлургических завода. Одно из них — Днепроспецсталь, крупнейший производитель нержавеющих и специальных сталей в Украине, а другое — Металлургический комбинат «Запорожсталь», который входит в Группу Метинвест и специализируется на плоском прокате. Для производства материала для такого масштабного и идеологически важного проекта им пришлось объединить усилия: Днепроспецсталь производила нержавеющие слитки, а Запорожсталь прокатывала их в листы.

Все остальные комплектующие собраны в Киеве. В результате получается цельносварная скульптура, уникальная по мировым стандартам. Он имеет стальной несущий каркас, который фигурирует в документах на сайте музея. По большому счету, она мало чем отличается от промышленной стальной конструкции и чем-то похожа на гигантскую опору ЛЭП. Этот скелет делает скульптуру прочной и устойчивой. Снаружи виден пластинчатый скелет и наружная обшивка. Между ними находится еще один невидимый слой, а именно соединительный каркас, выполняющий роль соединителя между опорным и пластинчатым каркасами. Электронные архивы онлайн содержат подробные чертежи скульптуры с размерами и рекомендациями по сборке и сварке ее элементов.

Примечательно, что сталь не была предпочтительным материалом. Первоначальный план состоял в том, чтобы установить на основании 90-метровую бронзовую статую. Также рассматривалось покрытие статуи сусальным золотом. Однако во время проектирования от этих идей отказались, вероятно, по технологическим причинам и высокой стоимости материалов. Вместо этого сотни бронзовых скульптур теперь расположены в тематических зонах мемориального комплекса.

Особенности сборки

Проект комплекса разработан проектным институтом «Укрпроектстальконструкция». Блоки, используемые для сборки памятника, были изготовлены Киевским заводом экспериментального машиностроения (также известным как Завод парижского сообщества) по технологии и под руководством специалистов ЦБ им. Институт электросварки имени Патона. Завод располагался на западной окраине Киева (ныне около станции метро Академгородок). Таким образом, собранные там блоки имели габариты, подходящие для перевозки по столичным дорогам.

Произведена окончательная сборка памятника на месте. Для этого были установлены специальные высокие краны. Говорят, что журавлей срезали и бросили в Днепр в спешке перед церемонией открытия.

Согласно официальной документации высота монумента «Родина-мать» составляет 62 метра с мечом и 102 метра с основанием музея. Однако в некоторых документах указана другая высота — 108 метров.

Это породило несколько легенд. По одной из версий, во время строительства православная церковь настояла на уменьшении высоты скульптуры, чтобы она была меньше, чем колокольня Великой Лавры. Другой утверждает, что меч был немного укорочен после аэродинамических испытаний, что кажется более правдивым, так как его первоначальные размеры могли повредить всю скульптуру. Кстати, именно поэтому шпага плоская, а не ромбовидная: она помогает эффективнее гасить ветровую вибрацию на такой высоте.

Это было продемонстрировано в Волгограде, где меч аналогичной статуи нуждался в укорачивании. Первоначальная конструкция из стали и титана подвергалась сильным вибрациям, издававшим неприятные металлические звуки. Таким образом, производители сделали новый стальной меч со специальными отверстиями, чтобы уменьшить поверхность, подверженную воздействию ветра.

Изнутри

Скульптуру можно осмотреть не только снаружи, но и изнутри. Для этого музей предлагает несколько экскурсий, во время которых посетители могут выйти на смотровые площадки, расположенные на разных уровнях памятника.

Внутри скульптуры посетители могут увидеть и потрогать гигантские стальные трубы и конструкции, а также подняться и спуститься на лифтах. Доходит до уровня груди Родины, где-то 70 метров, так называемый девятый этаж. Оттуда можно подняться по лестнице на щит, чтобы насладиться панорамным видом на Киев, Печерск, Лавру, Днепр и левый берег столицы.

Со щита посетители также могут детально рассмотреть меч в правой руке статуи и голову статуи с люком наверху. Под ним еще один секрет: небольшой выдвижной кран, используемый для выполнения сервисных работ.

Сотрудники музея иногда называют статую «Галя», так как ее прототипом послужила украинская художница и скульптор Галина Кальченко.

Мемориальный комплекс

Монумент «Родина-мать» входит в состав мемориального комплекса Национального музея истории Великой Отечественной войны (1941-45 гг.) и открыт в 1981 г. На церемонии открытия присутствовал генеральный секретарь СССР Леонид Брежнев, музей до сих пор книга с его комментариями. В 2015 году мемориальный комплекс был переименован в Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне. Комплекс занимает площадь около 10 га. Он включает в себя огромную чашу с Пламенем Славы, аллею, посвященную городам-героям, и многочисленные скульптурные композиции, символизирующие разные отрезки войны: от обороны границы до форсирования Днепра. Также есть экспозиция исторической и современной военной техники.

Сегодня мемориальный комплекс – излюбленное место отдыха киевлян и гостей города. По оценкам, его посетило более 21 миллиона человек, и каждый год приезжает около миллиона человек. Это только официальные данные!

Скульптура «Родина-мать» и ее образ регулярно фигурируют в различных арт-проектах. Например, в День Конституции в 2014 году его подсветили цветами украинского флага с помощью лазерной проекции. В 2020 году 9Рядом с ним был установлен 0-метровый флагшток. Кроме того, копия головы скульптуры была центральным элементом выставки WOW Ukraine, которая проходила в 2019-2020 годах на центральном железнодорожном вокзале Киева.

Авторы и строители Родины гарантировали, что она простоит 150 и более лет! Таким образом, этот стальной символ еще долго будет оставаться туристическим магнитом в Киеве.

Мемориал «Родина-мать зовет» на Мамаевом Кургане 360 Панорама

{{thumb_title}}

4 Likes

Мемориал «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане

Создано

Борис Бушмин

Посмотреть профиль фотографа

Статуя «Родина-мать зовет» расположена на Мамаевом кургане, самой высокой точке Волгограда. Поскольку с холма открывается прекрасный вид на весь город и реку Волгу, он видел ожесточенные бои во время Сталинградской битвы, несколько раз переходя из рук в руки. Статуя была создана по проекту скульптора Евгения Вучетича (1908-1974) и инженер-строитель Николай Никитин (1907-1973). Форма статуи, возможно, была вдохновлена ​​Крылатой Победой Самофракийской, мраморной скульптурой греческой богини Ники (Победы) II века до н.э., которая выставлена ​​​​в Лувре в Париже. Статуя построена из железобетона с системой поддерживающих тросов внутри. На момент освящения в 1967 году это была самая высокая отдельно стоящая статуя в мире. Высота основного тела статуи составляет 52 м (170 футов), а острие титанового меча достигает высоты 85 м (279 м).ноги).

Авторское право: Борис Бушмин
Тип: Сферический
Разрешение: 10000×5000
Снято: 06.12.2016
Загружено: 19.10.2016
Просмотров:

Теги: зов Родины; Мамаев курган; Волгоград; памятник

  • Выбор редакции
  • Рядом
  • Еще от автора

Подробнее о России

Весь мир : Россия

На случай, если вы по ошибке услышали, что в России сплошной лед и снег, загляните на выставку Big Bikini Exposition. Это прямо на Москве-реке в Москве! Москва была столицей России почти всю ее историю. Исключением является период Российской империи, который длился с 1721 года до революции в России 1917. На протяжении этих двух столетий столицей был Санкт-Петербург. Российская империя была второй по величине сопредельной империей на мировой памяти; только Монгольская империя была больше. Посмотрите, что происходит в эти дни к северу от Монголии, в Чите. Хотя вы, возможно, не слышали о Сочи, на Черном море они быстро строятся и надеются принять у себя Олимпийские игры 2014 года. Другие периоды Российская история включает в себя Российское царство от Ивана IV до Петра Великого и Великое княжество (14-16 вв.). Самый ранний период русской истории находился под властью Новгородской республики и Киевской Руси, которая была первым русским государством. назад к 800 году нашей эры в Киеве. Современная Россия остается одной из мировых сверхдержав. Они запустили второй спутник Земли под названием «Спутник-1» и стали первой страной, которая вывела человека на орбиту вокруг Земли.