Родина мать когда была построена: факты о памятнике, история создания, прототипы, образ.

факты о памятнике, история создания, прототипы, образ.

Публикации раздела Архитектура

Памятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н. э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Читайте также:

  • Самые высокие памятники Москвы
  • Подвиг матери
  • «Деревенский Микеланджело»: 5 скульптур Степана Эрьзи

Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

Монумент «Тыл — фронту». Скульптор Лев Головницкий, архитектор Яков Белопольский. Магнитогорск. 1979

Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959—1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Теги:

СкульптурыГородаПамятники архитектурыАрхитекторыДостопримечательностиИнтересные фактыПамятникиПубликации раздела Архитектура

Ещё

Как строился монумент «Родина-мать зовет»

История России знала немало войн. 9 мая 2015 году наша страна отмечала самую значимую дату в истории всего мира победа над нацизмом в Великой Отечественной Войне. Война 1941-1945 годов показала всю мощь и силу русского народа, героизм которого мы храним в своей памяти и скульптурах посвященных победе. Для нас Великая Отечественная война – это уже история, но наш долг перед участниками боев, тружениках тыла и всех русских людей хранить память о этой грандиозной дате. Воздвигнуто множество памятников в память об этих великих днях.

Родина-мать зовет

Волгоград, 1967

Скульптура «Родина-мать зовет!» является центральной фигурой архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы» мемориального комплекса «Мамаев курган» в Волгограде. Это одна из самых высоких статуй в мире (на тот момент), 52-метровая фигура женщины, идущей вперед и зовущей за собой сыновей, является главным символом борьбы с фашизмом. В правой руке меч длиной 33 метра, высота скульптуры 85 метров. Прообраз связан с античной богиней победы Никой, призывающей дать отпор врагу.

Строительство монумента “Родина-мать” было начато в мае 1959 года. Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич. На строительство мемориала не жалели никаких средств и строительных материалов. Скульптура «Родина-мать зовет» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая высокая на тот момент.

Борьба за эту высоту продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Курган насыпной, высота 14 метров, в котором захоронены останки 35 тысяч воинов – защитников. Вдоль серпантинной дорожки расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза. Количество ступеней равно количеству дням Сталинградской битвы, от подножия до его вершины 200 ступеней.

Мамаев курган в феврале 1945 года.

Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой 16 метров, большая часть которого скрыта под землёй.

Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Попасть во внутрь статуи можно через дверь в основании.

По лестнице можно подняться к изголовью памятника.

Скульптура сделана из предварительно напряженного железобетона и отливалась слой за слоем с использованием опалубки из гипсолитовых материалов. 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций.

Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении. Каждый трос весит порядка 60 тонн. Во время, пока возводилась статуя, стояла необходимость в непрерывной поставке бетона. Самая незначительная задержка могла нарушить прочность конструкции. Для этого машины помечали особыми знаками и водители могли нарушать правила дорожного движения. Они могли проезжать на красный свет светофора, не опасаясь, что их остановят сотрудники ГАИ.

Специальные датчики следят за натяжением тросов.

Чтобы монумент не разорвало под тяжестью рук, существует комната на уровне груди скульптуры, где закреплены тросы от левой и правой руки.

Крепление левой руки.

Так выглядит вход в правую руку с мечом.

Меч в руках «Родины – матери» связан с другими памятниками и является центральной частью триптиха, в который входит монумент «Тыл – фронту» в Магнитогорске и памятник «Воин – освободитель» в Берлине. Подразумевается, что этот же меч рабочий передает воину «Тыл – фронту» и потом опускает «Воин-освободитель»

Меч имеет длину 33 метра и весит 14 тонн. Первоначально он был сделан из нержавеющей стали и обшит листами титана.

Но на сильном ветру меч раскачивался и поэтому позже в 1972 году его реконструировали, а в верхней части меча сделали жалюзи.

Лестница в голову монумента.

А это надписи на правой руке, которые оставили альпинисты.

Сверху открывается красивый вид на храм Всех Святых, центральная часть города, Волгу и на весь мемориал.

Строительство Мамаева кургана

Печаль хранят здесь мрамор и гранит…
За Родину погибли наши деды…
Россия о своих сынах скорбит
И празднует Великую Победу!..

Они лежат, забыв про все бои,
А мы цветы несём, стихи им пишем…
Они отдали жизни здесь свои,
Где мы живём и где свободой дышим.

Царит покой здесь семь десятков лет,
Салюты яркие лишь бьют из пушек…
Мы войнам всем твердим лишь только — «Нет!»
И Память о Солдатах не разрушим!. .

И держит меч в руке Россия-Мать,
Чтобы враги все, непременно, знали,
С Россией бесполезно воевать!..
Победа улыбнётся вам едва ли…

Ответ — завоевателям времён, —
Завоевать Россию вы — бессильны!
Мать позовёт, — мы все под стяг придём,
Ведь память с верой — щит в руках России!

Пусть слышится здесь звонкий смех детей!
Пусть голуби взлетают ещё выше!
За миллионы дедовских смертей —
Мы любим мир, — тот, что хранит Всевышний!..

№ 1621: Родина


№ 1621:
РОДИНА

Джон Х. Линхард

Щелкните здесь для прослушивания аудио эпизода 1621.

Сегодня мы посетим действительно большую статую. Университет
Инженерный колледж Хьюстона представляет эту серию
о машинах, на которых работает наша цивилизация, и
люди, чья изобретательность создала их.

Я недавно делал программу о битве при
Сталинград, самое страшное одиночное сражение
участвовал в любой войне. С тех пор это событие, совершенно слишком
большой, чтобы схватить его одним куском, витал в моем уме —
кусочки и кусочки всплывают на поверхность, как старые фотографии.
город был как бы разрушен, и после того, как Сталин попал в
позор, даже его название не сохранилось.

Но сегодня он жив и здоров — теперь это город с
миллионов человек вдоль реки Волги, в окружении
высокие равнины, называемые Степью. Битва на качелях закончилась
площадь в тысячи квадратных миль, но ее фокус
был Мамаев курган, небольшая возвышенность за старым Сталинградом.
город был переименован в Волгоград в 1961 году, а крупный мемориал
был построен там. Он тянется вверх по холму, заканчиваясь
огромная бетонная статуя женщины, называемая
Родина-мать звонит .

Это самая большая статуя человека в полный рост.
сделанный. Родина возвышается на 270 футов от ее ног до кончика
своего девяностофутового меча из нержавеющей стали. Это
почти в два раза выше нашей Статуи Свободы. Это
Коммунистическое искусство в лучшем виде, но тем не менее коммунистическое искусство.
Мощное тело Родины задрапировано ветром
прозрачное платье. Она оглядывается через плечо и кричит
русские люди — говоря им, что они могут двигаться
только вперед. Ее руки раскинуты в жесте, который занимает
во всей нации. Люди, идущие по пути внизу
она похожа на муравья. Она захватывает дух.

Зовёт Родина-мать скульптор Евгений Вучетич.
возможно, главный скульптор, создавший такого рода величественные
утверждение — одновременно безличное и эмоционально подавляющее
в то же время. Работа была закончена в 1967 году под
Леонид Брежнев.

Это было время, когда российская экономика находилась в упадке.
Сегодня циники в Волгограде называют великой статуей,
Тетя Брежнева . И, как и многие послевоенные советские
конкретная работа, с этим поживает плохо. Сильные ветры и
огромные сезонные колебания температуры, берут свое
потери. Вода нашла свой путь в маленькие трещины,
замерзли и расширили их до больших трещин. После
каких-то 35 лет, а она уже в серьезной опасности сломаться
вверх.

И поэтому страна, переживающая экономические трудности, ищет средства для
делать капитальный ремонт огромного монумента — эта дама
двигаясь через сумеречную зону между искусством и
пропаганда. Посетители помоложе, в его тени внизу, говорят:
«Ого, она большая!» Пожилые посетители, которые знают
жертвы, принесенные в этом месте, реагируют со слезами на глазах
глаза. Советский Союз спас не только себя в
Сталинград; она много сделала для спасения других союзных наций
также.

После войны Мамаев курган представлял собой рыхлую грязь, лишенную всякого
растительность. В каждой горсти были металлические осколки. Новый
строительство все еще сталкивается с останками скелетов. И мы
Остается только гадать, что люди увидят, если этот огромный
дама со шпагой в руке по-прежнему призывает героев к уродливым
смертей через сто лет.

Я Джон Линхард из Хьюстонского университета, где
нас интересует, как работают изобретательные умы.


(Музыкальная тема)


Хоукс, Н., Удивительные достижения: праздник человечества
Изобретательность.
Сан-Диего: Thunder Bay Press, 1996. стр.
32-35.

См. статьи Википедии о Волгограде,
и о статуе Родина-мать зовет.

Примечание добавлено 20 июля 2017 г. : Посмотрите это недавнее видео облёта статуи на вертолёте.
Кроме того, на данный момент завершается масштабная реставрация статуи.

Монумент «Родина-мать зовет» в Волгограде

Двигатели нашей изобретательности защищены авторским правом
© 1988-2000, Джон Х. Линхард.


Предыдущий эпизод
| Поиск эпизодов
| Индекс |
Дом | Следующая серия

Родина зовет | | Манящий мир

«Родина-мать зовет» — композиционный центр крупного монументально-музейного комплекса, расположенного в городе Волгограде, промышленном и административном центре Волгоградской области на юге Российской Федерации.

Будучи одной из самых высоких статуй женщины, владеющей самым высоким мечом в мире, статуя расположена на Мамаевом кургане, возвышающемся над огромным городом, и посвящена людям, сражавшимся во Второй мировой войне во время Битвы. Сталинграда.

Всю композицию иногда называют «Герои Сталинградской битвы», где нацистская Германия и ее союзники сражались с Советским Союзом в одном из самых кровопролитных сражений в истории человечества за контроль над так называемым тогда Сталинградом.

В настоящее время это историческое место, являющееся одним из величайших мемориалов в мире, никогда не перестанет впечатлять и трепетать каждого, кто приедет посмотреть на него лично, так как представляет собой идеальное воплощение ансамбля памятников.

Проект известного советского скульптора и художника Евгения Вучетича и конструктора и инженера-строителя, известного своими монументальными сооружениями в Советском Союзе Николаем Никитиным, «Родина-мать зовет» начал строиться 19 мая. 59, и был окончательно завершен в октябре 1967 года.

Стоя на высоте около 85 метров (279 футов), женщина, выступающая вперед с поднятым мечом, представляет собой аллегорический образ Родины, тихо взывающей к сыновьям и дочери дать отпор свирепому врагу, никогда не сдаваться и возвращаться в атаку, пока все враги не будут повержены.

Считавшийся одним из самых сложных проектов, которые были построены в то время, поза женщины очень сложная, потому что для достижения драматической позы и балансировки использовались предварительно напряженный бетон и проволочные канаты. статуя с раскинутыми руками.

Внешние стены храброй женщины были сделаны из бетона толщиной 25-30 см (10-12 дюймов), а внутренние неглубокие и состоят из ряда отдельных камер.

Существует несколько версий того, на кого похожа женщина, где одни говорят, что это была жена Вучетича Вера, другие говорят, что Валентина Изотова или Екатерина Гребнева, хотя сам автор не сказал, кто именно .

Тем не менее, при весе более 8000 тонн статуя содержит около 5500 тонн бетона и 2400 тонн металла, в дополнение к мечу, который весит около 14 тонн.

Ансамбль начинается с 200 ступеней от подножия холма, которые символизируют 200 дней Сталинградской битвы, а вокруг грандиозной статуи расположены другие важные памятники, а также место последнего упокоения Василия Ивановича. Чуйкова, Маршала Советского Союза, участника Сталинградской битвы, и известного советского снайпера Василия Зайцева, убившего в одном бою 225 солдат и офицеров немецкой армии и их союзников.

Тем не менее, большая статуя столкнулась с проблемой, связанной с повышением уровня грунтовых вод. На самом деле, сама статуя не связана с фундаментом, а опирается на свой вес для установки на место, и в 2009 году было обнаружено, что мемориал немного проседает, и был большой шанс, что он крах. Благодаря быстрой реакции властей были проведены восстановительные работы, и сегодня, к счастью, «Родина-мать зовет» гордо возвышается над великим городом Волгоградом.