Родина мать когда была построена: факты о памятнике, история создания, прототипы, образ.

факты о памятнике, история создания, прототипы, образ.

Публикации раздела Архитектура

Памятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: wikipedia.org

Скульптор Евгений Вучетич. Фотография: Евзерихин Эммануил/ТАСС

Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836. Фотография:

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: А. Родченко / wikipedia.org

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н. э. Лувр, Париж. Фотография: Marie-Lan Nguyen / commons.wikimedia

Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Читайте также:

  • Самые высокие памятники Москвы
  • Подвиг матери
  • «Деревенский Микеланджело»: 5 скульптур Степана Эрьзи

Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.

Слева направо сравнение по высоте (в том числе пьедестал) с самыми большими статуями в мире: Статуя Единства, Будда Весеннего Храма, Статуя Свободы, Родина-Мать, статуя Христа-Искупителя и «Давид» работы Микеланджело. Изображение: Insider / commons.wikimedia / CC BY-SA 4.0

Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959—1967. Фотография: Vovka / commons.wikimedia / CC BY-SA 2.5

Монумент «Тыл — фронту». Скульптор Лев Головницкий, архитектор Яков Белопольский. Магнитогорск. 1979. Фотография: rusmuseumvrm.ru

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949. Фотография: Antoinevandermeer / commons.wikimedia / CC BY-SA 3. 0

Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Теги:

СкульптурыГородаПамятники архитектурыАрхитекторыДостопримечательностиИнтересные фактыПамятникиПубликации раздела Архитектура

Ещё

Зовущая на подвиг: с чего начиналась «Родина-мать»

В 1967 году была возведен самый высокий монумент в мире – «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане

Сталинградская битва, с которой начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, продолжалась около двухсот дней. Хотя войска нацистов изначально превосходили советские числом и в своем распоряжении имели больше техники, они потерпели сокрушительное поражение. В Третьем рейхе впервые за годы войны был объявлен национальный траур.

Важнейший стратегический объект Сталинграда – Мамаев курган – советские солдаты в тяжелейших условиях доблестно защищали 135 дней. На каждый квадратный метр возвышенности пришлось более тысячи осколков и пуль, и даже зимой Мамаев курган не белел от снега – вся земля была черной от разорвавшихся бомб. В первую весну после окончания войны здесь, на выжженой земле, не выросло ни одной травинки. В наши дни на Мамаевом кургане располагается историко-мемориальный комплекс, увековечивший подвиг советских солдат. Его центральная часть – всемирно известный монумент «Родина-мать зовет!».

Звездный час Евгения Вучетича

Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.

Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»

Источник: gorno-altaisk.info


На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.

Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».

Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане

Источник: regnum.ru


Построить всей страной

Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.

Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.

Установка монумента

Источник: regnum.ru


Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.

Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.

Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе

Источник: iknigi.net


Рождение легенды

Некоторые загадки, связанные с монументом на Мамаевом кургане, окончательно не разгаданы до сих пор. Хотя искусствоведы единодушны во мнении, что на создание фигуры «Родины-матери» скульптора вдохновила античная скульптура богини победы Ники, кто именно позировал Вучетичу, неизвестно. Вероятнее всего, прототипами стали как минимум две женщины – советская спортсменка, призер Олимпийских игр 1952 года в метании диска Нина Думбадзе, а также супруга скульптора Вера Владимировна. Неслучайно Вучетич ласково называл «Родину-мать» Верочкой. Кроме того, на мастера не мог не повлиять известный образ, появившийся в начале Великой Отечественной войны на советских плакатах. Речь идет о плакате «Родина-мать зовет!» художника Ираклия Тоидзе. Согласно легенде жена живописца по радио услышала о нападении фашистов на Советский Союз и вбежала к нему в мастерскую, воскликнув: «Война!». Тоидзе запомнил выражение ее лица в этот момент и сделал наброски для одного из самых впечатляющих агитационных плакатов.

Открытие монумента состоялось в 1967 году. С тех пор его реставрировали трижды: в 1972, 1986 и 2019 годах. Специалисты занимались очисткой памятника, вернули ему первоначальный светлый цвет и удалили все загрязнения. Далеко не всем известно, что в Москве тоже есть своя «Родина-мать», правда, очень маленькая по сравнению с оригиналом. Находится она во дворе одного из частных домов поселка Соломенная Сторожка на Тимирязевской улице – здесь Е.В. Вучетич и создавал эскизы для легендарного монумента. 

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе

Источник: russianphoto.ru


Обложка: tourister.ru


Смотрите также:

Мамаев курган: бессмертие подвига и торжество победы в камне

Герои Сталинградской битвы

Кто самый знаменитый снайпер из героев Сталинграда?

«Белая лилия Сталинграда» Лидия Литвяк

Первая сталинская высотка: трудная судьба Дворца Советов

Звонков Родине | | Манящий мир

«Родина-мать зовет» — композиционный центр крупного монументально-музейного комплекса, расположенного в городе Волгограде, промышленном и административном центре Волгоградской области на юге Российской Федерации.

Будучи одной из самых высоких статуй женщины, владеющей самым высоким мечом в мире, статуя расположена на Мамаевом кургане, возвышающемся над огромным городом, и посвящена людям, сражавшимся во Второй мировой войне во время Битва за Сталинград.

Всю композицию иногда называют «Герои Сталинградской битвы», где нацистская Германия и ее союзники сражались с Советским Союзом в одном из самых кровопролитных сражений в истории человечества за контроль над так называемым тогда Сталинградом.

В настоящее время это историческое место, являющееся одним из величайших мемориалов в мире, никогда не перестанет впечатлять и трепетать всех, кто приезжает посмотреть на него лично, так как представляет собой идеальное воплощение ансамбля памятников.

Проект известного советского скульптора и художника Евгения Вучетича и конструктора и инженера-строителя, известного своими монументальными сооружениями в Советском Союзе Николаем Никитиным, «Родина-мать зовет» начал строиться в мае 1959 года и был окончательно завершено в октябре 1967 года.

Стоя на высоте около 85 метров (279 футов), женщина, выступающая вперед с поднятым мечом, представляет собой аллегорический образ Родины, тихо призывающей сыновей и дочерей дать отпор яростным врага, никогда не сдаваться и возвращаться в атаку, пока все враги не будут повержены.

Считается, что это один из самых сложных проектов, которые были построены в то время, поза женщины очень сложная, потому что для достижения драматической позы и балансировки использовались предварительно напряженный бетон и проволочные канаты. статуя с раскинутыми руками.

Внешние стены храброй женщины были сделаны из бетона толщиной 25-30 см (10-12 дюймов), а внутренние неглубокие и состоят из ряда отдельных камер.

Существует несколько версий того, на кого похожа женщина, где одни говорят, что это жена Вучетича Вера, другие говорят, что Валентина Изотова или Екатерина Гребнева, хотя сам автор не сказал, кто именно это .

Тем не менее, при весе более 8000 тонн статуя содержит около 5500 тонн бетона и 2400 тонн металла, в дополнение к мечу, который весит около 14 тонн.

Ансамбль начинается с 200 ступеней от подножия холма, которые символизируют 200 дней Сталинградской битвы, а вокруг грандиозной статуи расположены другие важные памятники, а также место последнего упокоения Василия Ивановича. Чуйкова, Маршала Советского Союза, участника Сталинградской битвы, и известного советского снайпера Василия Зайцева, убившего в одном бою 225 солдат и офицеров немецкой армии и их союзников.

Тем не менее, большая статуя столкнулась с проблемой, связанной с повышением уровня грунтовых вод. На самом деле, сама статуя не связана с фундаментом, а опирается на свой вес для установки на место, и в 2009 году было обнаружено, что мемориал немного проседает, и был большой шанс, что он крах. Благодаря быстрой реакции властей были проведены восстановительные работы, и сегодня, к счастью, «Родина-мать зовет» гордо возвышается над великим городом Волгоградом.

Официальные реставрационные работы были завершены в апреле 2020 года, в ходе которых были заменены тросы внутри для обеспечения его устойчивости, отремонтированы внутренние помещения и все образовавшиеся трещины, а также восстановлено около 6000 кв. м (65 000 кв. футов) бетонных поверхностей, придавая славу и представительный вид статуе.

В общем, великолепный советский проект, который безмолвно кричит об одном из величайших сражений в истории человечества, который вызовет трепет у каждого посетителя и вызовет эмоциональную реакцию, поскольку посетители узнают подробности, о которых книги по истории могли забыть. включать.

Родина-мать зовет: Памятник Мамаеву кургану

Вторая мировая война была, пожалуй, величайшей человеческой катастрофой, которую когда-либо видел мир. Историки всегда изо всех сил пытались найти слова, которые могли бы передать хотя бы намек на его общий масштаб. Мы приводим бесконечную статистику — более 100 миллионов солдат мобилизовано, более 60 миллионов человек убито, более 1,6 триллиона долларов потрачено впустую — но такие цифры настолько велики, что для большинства людей они бессмысленны.

Памятники, мемориалы и музеи не полагаются на статистику: они находят другие способы представить масштаб событий военного времени. Один-единственный удачно подобранный символ часто может намекнуть на это куда лучше, чем любые слова. Например, кто может смотреть на гору обуви, выставленной в музее Холокоста в Освенциме-Биркенау, не представляя множество трупов, из которых эта обувь была украдена? Иногда даже крошечный предмет может навести на мысль о чем-то гигантском. В Мемориальном музее мира в Хиросиме выставлены часы, которые остановились точно в момент атомного взрыва. Атомная бомба, говорят они, была настолько мощной, что могла остановить время.

Но, возможно, мемориалы наиболее эффективно передают масштабы военных событий и самым простым образом: своими размерами. Многие памятники в этой книге больше, чем жизнь. Некоторые действительно гигантские. Для большинства из них действует простое эмпирическое правило: чем масштабнее событие, которое отмечается, тем больше памятник.

В этой главе рассказывается история одного из самых больших из них: огромной статуи, которая стоит на вершине Мамаева кургана в городе Волгограде в России. Его размеры многое говорят нам — не только о Второй мировой войне, но и о русской психике и узах, которые продолжают держать ее в плену.

*                        *                           *

Мамаев курган – это не один памятник, а целый комплекс памятников, каждый из которых крупнее предыдущего. В первый раз, когда я попал сюда, мне показалось, что я попал в царство титанов. У подножия холма стоит огромная скульптура мужчины с обнаженным торсом, сжимающего в одной руке автомат, а в другой гранату. Он словно поднимается из самой скалы, его туловище колышется, высотой с трехэтажный дом. За ним, по обеим сторонам ступеней, ведущих на вершину, стоят рельефные скульптуры гигантских солдат, выпрыгивающих из разрушенных стен, словно посреди битвы. Еще выше на холме виднеется гигантская фигура скорбящей матери, более чем в два раза превышающая размер моего дома. Она склонилась над телом своего мертвого сына и рыдает в большом бассейне с водой, называемом «Озеро слез».

Десятки статуй, расставленных в этом парке, все гиганты: ни одна из них не ниже шести метров (20 футов) в высоту, а некоторые из них изображают героев в три-четыре раза больше. И все же они затмеваются единственной статуей, которая возвышается над ними всеми на вершине холма. Здесь, с видом на Волгу, стоит колоссальное изображение Матери-России, манящей своих детей, чтобы они пришли и сражались за нее. Ее рот открыт в боевом крике, ее волосы и платье развеваются на ветру; а в правой руке она держит огромный меч, устремленный в небо. От ног до кончика меча она достигает 85 метров (280 футов) в высоту. Она почти в два раза выше и в сорок раз тяжелее Статуи Свободы в Нью-Йорке. Когда она была впервые представлена ​​в 1967 лет, она была самой большой статуей в мире.

Этот мемориал под названием «Родина-мать зовет!» является одним из самых знаковых памятников во всей России. Это было творение советского скульптора Евгения Вучетича, который потратил годы на его проектирование и строительство. Он содержит около 2500 метрических тонн металла и 5500 тонн бетона. Один только меч весит 14 тонн. Эта статуя была настолько огромной, что Вучетич был вынужден сотрудничать с инженером-строителем Николаем Никитиным, чтобы она не рухнула под собственным весом. В мече пришлось просверлить отверстия, чтобы уменьшить угрозу того, что ветер подхватит его и раскачает всю конструкцию.

Будь этот памятник в Италии или Франции, он выглядел бы нелепо грандиозно, но здесь, на берегу Волги, в городе, который когда-то назывался Сталинградом, он кажется вполне уместным. Битва, которая произошла здесь в 1942 году, затмевает все, что происходило на Западе. Он начался с величайшей немецкой бомбардировки войны и продолжился атаками и контратаками более дюжины целых армий. В самом городе солдаты сражались с улицы на улицу и даже из комнаты в комнату среди разрушенных домов. В течение пяти месяцев около двух миллионов человек лишились жизни, здоровья или свободы. Совокупные потери в этом сражении были больше, чем потери, которые Великобритания и Америка вместе понесли за всю войну.

Стоя на вершине Мамаева Кургана в тени гигантской статуи Родины, чувствуешь тяжесть всей этой истории. Это угнетает даже иностранца. Но для многих россиян это место свято. Слово «Курган» в переводе с русского означает курган или курган. Этот холм является древним местом, посвященным военачальнику 14-го века, но после величайшей битвы величайшей войны в истории он теперь несет в себе новый символизм. Это место было одним из главных полей сражений 1942, и здесь захоронено неизвестное количество солдат и мирных жителей. Даже сегодня, прогуливаясь по холму, можно найти фрагменты металла и кости, зарытые в землю. Статуя Родина-мать стоит и в переносном, и в прямом смысле на горе трупов.

*                        *                           *

Масштабы войны в России — одна из причин, по которой памятники на Мамаевом кургане такие огромные, но не единственная — на самом деле, даже не главная. Статуи мускулистых героев и плачущих матерей могут быть огромными, но над всеми ними доминирует великанша на вершине холма. Важно помнить, что это изображение не войны, а Родины. Его посыл прост: как бы ни была велика битва и как бы ни был велик враг, Родина все равно больше. Ее колоссальный размер должен быть утешением для всех борющихся солдат и плачущих матерей, напоминанием о том, что, несмотря на все их жертвы, они, по крайней мере, являются частью чего-то могущественного и величественного. В этом истинное значение Мамаева кургана.

После Второй мировой войны народу Советского Союза было нечего утешать. Они были не только травмированы потерей, но и столкнулись с неопределенным будущим. Русские не получили экономической выгоды от войны, как американцы: насилие оставило их экономику в руинах. Русские также не добились новых свобод: несмотря на широко распространенные надежды на политическую оттепель после 1945 года, сталинские репрессии вскоре возобновились. Жизнь в России после войны была мрачной.

Рельефные скульптуры гигантских воинов на Мамаевом кургане

Единственным утешением для русских и других советских людей было то, что их страна наконец доказала, что она действительно великая нация. В 1945 году СССР располагал самой большой армией, которую когда-либо видел мир. Он господствовал не только на обширной территории Евразии, но также в Балтийском и Черном морях. Вторая мировая война не только восстановила границы страны, но и расширила их как на запад, так и на восток, и теперь советское влияние распространилось глубоко в сердце Европы. Перед войной Советский Союз был второсортной державой, ослабленной внутренними потрясениями. После войны это была сверхдержава.

Статуя «Родина-мать» на Мамаевом кургане призвана служить доказательством всего этого. Он был построен в 1960-х годах, когда СССР был на пике своего могущества. Это было предупреждением для всех, кто посмеет напасть на Советский Союз, но также и символом уверенности для советского народа. Гигант, заявил он, всегда будет их защищать.

Для граждан России, впервые вставших на вершину этого холма со статуей Родины-Матери за спиной, перспективы казались бесконечными. Все к западу от них на тысячу миль было советской территорией. На восток они могли путешествовать через девять часовых поясов, ни разу не покидая своей страны. Даже небеса, казалось, принадлежали им: первый человек в космосе был русским, и первая женщина тоже. Невозможно смотреть на статую Родины-Матери, не глядя также за ее пределы, в бескрайние небеса над ней.

С тех пор Россия не переставала строить памятники воинам. Многие из них такого же масштаба, как и в Волгограде. В 1974 году, например, в Мурманске был установлен 42-метровый памятник советскому солдату в память о мужчинах, погибших при обороне Арктической России в июле 1941 года. В начале 1980-х годов, когда Украина еще была частью Советского Союза в Киеве был установлен второй памятник Родине-Матери. (Как и статуя на Мамаевом кургане, она тоже была спроектирована Вучетичем. Вместе с постаментом ее высота составляет более 100 метров.) А в 19 в.85, в ознаменование 40-летия окончания войны, в Риге, столице советской Латвии, установлен 79-метровый памятник Победы.

Все эти статуи и монументы должны были быть символами власти и уверенности. Но спустя поколение после того, как в Волгограде была открыта статуя Родины-Матери, советская власть начала шататься. В 1980-х годах страны Восточного блока, такие как Польша и Восточная Германия, начали выходить из-под советского влияния, что привело к краху коммунизма в этих странах в 1919 году.89. Затем начали откалываться куски самого Советского Союза: сначала Литва в марте 1990 года, за ней быстро последовали тринадцать других государств Балтии, Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Гигант рушился. Окончательно о распаде СССР было объявлено 26 декабря 1991 года.

Чувство отчаяния, которое испытывали многие россияне в этот период, было ощутимым. Мадлен Олбрайт, которая была госсекретарем США в конце 1990-х годов, рассказывает историю встречи с россиянином, который жаловался: «Раньше мы были сверхдержавой, а теперь мы Бангладеш с ракетами». На протяжении десятилетий национальное величие было единственным утешением за все потери, которые такие люди, как он, понесли на протяжении века. Теперь и это отняли.

В такой атмосфере гигантские военные мемориалы России стали меньше походить на символы власти и больше на Озимандиаса из знаменитой поэмы Шелли: реликвии былой славы, которым суждено медленно, но верно быть поглощенными песками времени. . Но это не помешало российским властям их построить. Это далеко не так: Россия никогда не переставала праздновать славу Второй мировой войны. В 1995 году, например, в Москве открылся совершенно новый «Музей Великой Отечественной войны». Перед ним стоит памятник, который даже выше статуи на Мамаевом кургане: на самом деле, его высота 141,8 метра (или 465 футов), это самый высокий мемориал Второй мировой войны в мире. Затем последовали другие памятники. В апреле 2007 года Белгород, Курск и Орел были объявлены «Городами воинской славы» за ту роль, которую они сыграли во время войны, и в каждом месте были установлены новые обелиски. В октябре следующего года это звание было присвоено еще пяти городам и возведено еще пять обелисков. Всего за пять лет так чествовали более сорока городов по всей России, а от Выборга до Владивостока выросли совершенно новые памятники.

Почему русские продолжают так вспоминать войну? С последних дней войны прошло более 75 лет – не пора ли положить ей конец?

Есть несколько возможных объяснений кажущейся безграничной зависимости этой страны от массивных памятников Второй мировой войны. Во-первых, травма, нанесенная войной, была настолько велика, что россияне просто не могут ее забыть. Они чувствуют себя обязанными рассказывать истории о войне снова и снова, точно так же, как у людей, переживших травму, часто возникают воспоминания. Эти новые мемориалы, каждый из которых кажется больше предыдущего, — способ России примириться со своим прошлым.

Я уверен, что это правда, но это также немного упрощенно. Например, это не объясняет, почему эти мемориалы растут и тиражируются сейчас больше, чем когда-либо. Есть ли что-то в сегодняшней жизни в России, что вызывает эти конкретные воспоминания? Я не могу отделаться от ощущения, что должно возобновиться чувство нестабильности или уязвимости, которое заставляет россиян еще более настойчиво настаивать на своем военном героизме. Другими словами, памятники, которые они воздвигают сегодня, имеют столько же общего с настоящим, сколько и с прошлым.

Или, возможно, речь идет просто о государственном строительстве. Россия уже не та страна, что была когда-то. Она потеряла империю и еще не нашла себе новую роль в мире. Для многих россиян строительство военных мемориалов служит напоминанием о статусе, который когда-то был у их страны, и, возможно, также вселяет надежду на то, что однажды Россия снова возродится. Чем больше памятник, тем больше чувство гордости – и тем сильнее ностальгия. Прославление войны стало центральной частью программы Владимира Путина по формированию нового чувства национальной идентичности.

Это тоже можно почувствовать на Мамаевом кургане. В 1990-е годы, когда рушилась российская власть, начала разваливаться и статуя Родина-мать на Мамаевом кургане. Ветхие трубы вокруг «озера слез» начали просачивать воду на холм вокруг статуи, делая почву неустойчивой. К 2000 году на плечах статуи начали появляться глубокие трещины. Несколько лет спустя появились сообщения о том, что он кренится на 20 см в сторону. Безденежное российское правительство продолжало обещать оплатить ремонтные работы, но деньги так и не поступили. Никто не знал, было ли это официальное пренебрежение следствием новообретенной бедности России или ее вновь обретенной амбивалентностью по отношению к своему советскому прошлому.

Однако в последние годы памятник обрел новую жизнь. Когда я был в 2018 году, статуя Родина-мать только что была отремонтирована. Другие памятники в центре Волгограда также подверглись косметическому ремонту, а весь городской парк Победы был закрыт на реконструкцию. На центральной площади, которая носит название «Площадь Павших Героев», школьники отрабатывали марш на церемонию чествования погибших в Сталинграде.

Здесь и гордость, и печаль в равной мере. Когда вы сегодня поднимаетесь на холм, вы видите людей со всей России, которые приезжают сюда, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Семьи приводят детей, чтобы рассказать им о героизме их прадедов. Молодые женщины фотографируются перед статуей Родины-Матери и несут красные гвоздики, чтобы положить их к подножию памятников. Военные приходят в парадной форме, их медали звенят, когда они поднимаются по ступенькам.