Содержание
Израильское царство | это… Что такое Израильское царство?
Израильское царство (ивр. ממלכת ישראל) — древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано в XI веке до н. э. пророком Самуилом и первым израильским царём Саулом (Шаулем — в произношении на иврите). Распалось на Иудейское и Северное Израильское царства.
Содержание
|
Происхождение названия
Источником названия Израиль (Исраэ́ль ивр. ישראל) служит Книга Бытия, где патриарх Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль (Исраэ́ль ивр. ישראל): «И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:27,28) Толкователи расходятся в определении значения этого слова. По одной версии, это имя происходит от глагола сарар ивр. שרר (управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше), таким образом образуя слово, означающее «Имеющий власть над силами». Другие возможные значения — «Принц Божий» или «Борьба/битва Бога».[1] Впоследствии, еврейский народ, произошедший от Иакова, стал называться «Сыны Израиля», «Народ Израиля» или «израильтяне».
Первое в истории упоминание слова «Израиль» было обнаружено на стеле фараона Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э.) и относится к народу, а не к стране.[2] В книге Исход словом «Израиль» также обозначается народ (не страна и не государство) — израильтяне. Лишь после занятия израильтянами Ханаана (современной Палестины) словом «Израиль» обозначается также и страна — территория занимаемая израильтянами. Следует различать два израильских царства:
- Израильское царство как единое израильское государство, возглавляемое вначале Домом Саула и, потом, Домом Давидовым (а именно Давидом и, после него, Соломоном),
- одноименное государство, которое также называлось как Северное Израильское царство образованное десятью коленами Израилевыми, непризнавшими власть Ровоама — сына Соломона.
История
Единое царство
История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство — помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул неполностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен но не умерщвлен, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника — в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. (По Закону Моисееву совершать всесожжение имеет право только первосвященник!) В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.
После победы Давидом Голиафа, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. (Известна фраза: «Саул убил тысячи. Давид убил десятки тысяч».) Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. (Напомним — Давид имел полное право по закону сместить Саула с царского престола, но не воспользовался этим правом.) В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил собой, опасаясь быть взятым в плен.
Период царствования Давида и Соломона — золотой век Израильского царства. В 1010 до н. э. Давид переносит столицу в Иерусалим. Давид значительно расширяет город. Но и его правление было небезоблачным. В частности случилась новая гражданская война. На это раз Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате это войны Авессалом гибнет несмотря на нежелание Давида его убивать, — Авессалом убит слугами Давида, тогда как Давид не санкционировал убиение Авессалома. Тем не менее ведомое Давидом Израильское царство очень успешно ведет войны против внешних врагов. Также, в том числе Иерусалиме, ведется обширное строительство. Давид также вознамерился построить храм взамен скинии. (Как известно, намерение Давида реализовано было его сыном, Соломоном.)
Соломон (1010 до н. э.-970 до н. э.) — сын и преемник Давида на Израильском царском престоле вошел в историю как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.
Разделение
Смерть Соломона (930 до н. э.) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын — Ровоам. Но Ровоам проводит чрезмерно жесткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: «Отец мой наказывал вас бичами. Я буду наказывать скорпионами». Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северно-Израильское царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.
Примечания
- ↑ Wenham 1994, pp. 296–97
- ↑ Barton & Bowden 2004, p. 126. «The Merneptah Stele… is arguably the oldest evidence outside the Bible for the existence of Israel as early as the 13th century»
См. также
- Цари Израиля
ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО • Большая российская энциклопедия
Авторы: М. Г. Селезнёв
ИЗРА́ИЛЬСКОЕ ЦА́РСТВО, Израиль, Исраель (евр.), древнее государство в Сев. Палестине в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. Географич. ядром И. ц. был горный регион, протянувшийся от сев. подступов к Иерусалиму до Изреельской долины; гл. городами этого региона были Сихем (евр. Шехем; совр. Наблус; по-видимому, первая столица И. ц.), Фирца (евр. Тирца; столица И. ц. в нач. 9 в.), Самария (евр. Шомрон; столица И. ц. со 2-й четв. 9 в. и до конца его существования) и Вефиль (евр. Бет-Эль). В периоды усиления И. ц. под его контролем находилась вся Сев. Палестина (вплоть до г. Дан включительно, т. е. практически до совр. израильско-ливанской границы), а также Заиорданье (территории, непосредственно примыкающие с востока к р. Иордан и Мёртвому морю).
Согласно Библии, к 10 в. на территории Палестины сложилось могущественное евр. царство со столицей в Иерусалиме, однако после смерти царя Соломона (которая может быть отнесена к 920-м или 930-м гг.) это царство раскололось на Северное (И. ц.) и Южное (Иудейское царство со столицей в Иерусалиме). Невзирая на почти постоянные войны друг с другом, два евр. государства находились в тесной связи. Земли И. ц. были более плодородными, чем земли Иудейского царства; ремёсла и гор. жизнь также были более развиты, чем на юге. В периоды воен. усиления И. ц. стремилось превратить Иудейское царство в своего вассала. История И. ц. до нач. 9 в. включительно известна нам только из библейских преданий. На 2-ю треть – сер. 9 в. приходится расцвет И. ц. Это время правления царя Омри (который, согласно Библии, был основателем Самарии) и его сына Ахава. Ко времени Ахава относится первое упоминание И. ц. в др. источниках (кроме Библии) – в рассказе ассир. царя Салманасара III о битве при Каркаре в 853. За периодом политич. слабости (2-я пол. 9 – нач. 8 вв.) последовал новый расцвет И. ц. при Иеровоаме II (786–746).
В ходе воен. кампаний 734–732 ассир. царь Тиглатпаласар III превратил И. ц. в своего данника и значительно уменьшил его территорию. События последних лет существования И. ц. неясны. Согласно одной из надписей ассир. царя Саргона II, в первый год своего правления (722) он разрушил Самарию и положил конец независимости И. ц., но мн. учёные считают, что это произошло ещё при его предшественнике Салманасаре V. Так или иначе, значит. часть жителей И. ц. была депортирована Саргоном II в отдалённые провинции Ассирии, а на территории быв. И. ц. переселены люди из др. стран. Однако в целом местное население сохранило мн. традиции др.-евр. языка, культуры и религии; сформировавшийся на территории бывшего И. ц. своеобразный этнос (самаритяне) хорошо известен по античным и ср.-век. источникам, небольшие общины самаритян сохранились до наших дней.
Согласно Библии, построенный Соломоном в Иерусалиме Храм являлся единственным местом, где можно было совершать богослужение. Цари же, естественно, покровительствовали святилищам, находящимся на территории И. ц. (Вефиль, Дан, Самария). Поэтому они (и прежде всего основатель И. ц. Иеровоам I) трактуются в Библии как отступники, вся история И. ц. предстаёт как греховная, а конец его – как заслуженная кара. На территории И. ц. проповедовали пророки библейские (Илия, Елисей, Амос и Осия).
Два царства Израиля
Предыстория
Эксперимент с богатством и могуществом великих восточных царств закончился катастрофой для Израиля. Царь Соломон создал самое богатое и могущественное центральное правительство, которое когда-либо видели евреи, но он сделал это за невероятно высокую цену. Земля была отдана в оплату его расточительности, а людей отправили на принудительные работы в Тир на севере. Когда Соломон умер, между 9 г.26 и 922 г. до н. э. десять северных племен отказались подчиниться его сыну Ровоаму и восстали.
С этого момента будет два царства евреев: на севере — Израиль, а на юге — Иудея. Израильтяне основали свою столицу в городе Самарии, а иудеи сохранили свою столицу в Иерусалиме. Эти королевства оставались отдельными государствами более двухсот лет.
История обоих королевств — это длинный список неэффективных, непослушных и коррумпированных королей. Когда евреи впервые попросили царя, в книге Судей им было сказано, что только Бог был их царем. Когда они подошли к пророку Самуилу, он сказал им, что желание царя было актом неповиновения и что они дорого заплатят, если установят монархию. История, рассказанная в еврейской книге Царств, подтверждает предупреждение Самуила.
Еврейская империя в конце концов рушится, Моав успешно восстает против Иудеи, а Аммон успешно отделяется от Израиля. Через столетие после смерти Соломона царства Израиль и Иудея остались крошечными государствами — не больше Коннектикута — на большой карте Ближнего Востока.
Как неоднократно доказывала история региона, крошечные государства никогда не существовали долго. Расположенные непосредственно между месопотамскими царствами на северо-востоке и могущественным Египтом на юго-западе, еврейские царства имели огромное торговое и военное значение для всех этих воюющих держав. Быть маленьким было обузой.
Завоевание Израиля
В 722 г. до н.э. ассирийцы завоевали Израиль. Ассирийцы были агрессивны и эффективны; история их господства на Ближнем Востоке — это история постоянных войн. Чтобы гарантировать, что завоеванные территории останутся умиротворенными, ассирийцы заставят многих коренных жителей переселиться в другие части своей империи. Они почти всегда выбирали высшие и более могущественные классы, так как у них не было причин бояться общей массы населения. Затем они отправляли ассирийцев переселяться на завоеванную территорию.
Когда они завоевали Израиль, они заставили десять колен рассеяться по всей империи. Для всех практических целей вы можете считать это прото-диаспорой («диаспора» = «рассеяние»), за исключением того, что эти израильтяне навсегда исчезают из истории; их называют «десятью потерянными коленами Израилевыми». Почему это произошло, оценить сложно. Ассирийцы не поселили израильтян в одном месте, а рассеяли их небольшими группами по всему Ближнему Востоку. Когда позже вавилоняне завоевали Иудею, они тоже переселили огромное количество населения. Тем не менее, они перемещают это население в единственное место , чтобы евреи могли создать отдельную общину и при этом сохранить свою религию и идентичность. Однако израильтяне, депортированные ассирийцами, не живут отдельными общинами и вскоре отказываются от своей религии Яхве, своих еврейских имен и идентичности.
Самаритяне
Еще одним последствием ассирийского вторжения в Израиль стало заселение Израиля ассирийцами. Эта группа поселилась в столице Израиля, Самарии, и унесла с собой ассирийских богов и культовые обычаи. Но люди Ближнего Востока были прежде всего очень суеверны. Даже евреи не обязательно отрицали существование или силу богов других народов — на всякий случай. Народы-завоеватели постоянно опасались, что местные боги обрушат на них месть. Поэтому они принимали местного бога или богов в свою религию и культовые практики.
Вскоре ассирийцы в Самарии стали поклоняться Яхве, а также своим богам; через пару столетий они будут поклоняться исключительно Яхве. Так образовался единственный крупный раскол в религии Яхве: раскол между евреями и самаритянами. Самаритяне, которые были ассирийцами и, следовательно, неевреями, переняли почти всю еврейскую Тору и культовые практики; однако, в отличие от иудеев, они верили, что могут приносить жертвы Богу за пределами храма в Иерусалиме. Евреи неодобрительно смотрели на самаритян, отрицая, что нееврей имеет какое-либо право быть включенным в число избранных, и злились, что самаритяне осмеливаются приносить жертвы Яхве за пределами Иерусалима. Самарянский раскол сыграл важную роль в риторике Иисуса из Назарета; и сегодня вокруг города Самарии еще живы самаритяне.
Завоевание Иудеи
«Туда, но по милости божьей иду я.» Безусловно, завоевание Израиля испугало народ и монархов Иудеи. Они едва избежали ассирийской угрозы, но столетие спустя Иудея была завоевана халдеями. В 701 году ассирийский Сеннахирим получит территорию от Иудеи, и евреев постигнет та же участь, что и израильтян. Но к 625 г. до н.э. вавилоняне под предводительством Набопаласара восстановили контроль над Месопотамией, и еврейский царь Иосия настойчиво стремился расширить свою территорию в образовавшемся вакууме власти. Но Иуда вскоре пал жертвой борьбы за власть между ассирийцами, вавилонянами и египтянами. Когда сын Иосии, Иоахаз, стал царем, царь Египта Нехао (приведенный к власти ассирийцами) ворвался в Иудею и низложил его, и Иудея стала даньским государством Египта. Когда вавилоняне победили египтян в 605 г. до н.э., Иудея стала государством дани Вавилону. Но когда вавилоняне потерпели поражение в 601 г. до н. э., царь Иудеи Иоаким перешел на сторону египтян. Итак, вавилонский царь Навуходоносор поднял поход, чтобы наказать Иудею в 59 г.7 г. до н.э. Новый царь Иудеи Иехония передал город Иерусалим Навуходоносору, который затем назначил над Иудеей нового царя, Седекию. В соответствии с месопотамской практикой Навуходоносор депортировал около 10 000 евреев в свою столицу в Вавилоне; все депортированные были набраны из профессионалов, богатых и ремесленников. Простым людям разрешили остаться в Иудее. Эта депортация была началом Изгнания.
На этом история должна была закончиться. Однако Седекия еще раз дезертировал из вавилонян. Навуходоносор ответил еще одной экспедицией в 588 г. и завоевал Иерусалим в 586 г. Навуходоносор поймал Седекию и заставил его наблюдать за убийством своих сыновей; затем он ослепил его и сослал в Вавилон. И снова Навуходоносор депортировал видных граждан, но их было гораздо меньше, чем в 59 г.7: где-то между 832 и 1577 человек были депортированы.
Еврейское царство, начатое Давидом с таких обещаний и славы, подошло к концу. Он никогда не появится снова, за исключением короткого времени во втором веке до нашей эры, и евреям, вынужденным переселиться, и евреям, оставленным, чтобы выжить в своем некогда гордом королевстве, казалось, что никакой еврейской нации больше никогда не будет. . Также казалось, что особые узы, обещанные Яхве евреям, завет, согласно которому евреи будут занимать особое место в истории, были нарушены и забыты их богом. Этот период смятения и отчаяния, когда община вместе, но осталась без крова на улицах Вавилона, составляет один из самых значительных исторических периодов в еврейской истории: Изгнание.
Источники : Евреям: учебный модуль Вашингтонского государственного университета, © Ричард Хукер, перепечатано с разрешения.
Королевство Израиль | Encyclopedia.com
Тип правления
Древнее Израильское царство было абсолютной монархией, расположенной между рекой Иордан и восточным побережьем Средиземного моря. По структуре и функциям он напоминал египетские модели. В своем вполне развитом виде при царе Соломоне (десятый век до н. э.) он отличался крепкой бюрократией; активное участие в торговле и общественных работах, часто с использованием принудительного труда; и широко распространенная вера в царя как в избранного, или «помазанника», представителя Яхве, единственного и неповторимого бога израильтян. Несмотря на сильное стремление к централизации, остатки традиционной племенной организации израильтян сохранялись в качестве противовеса царской власти.
Предыстория
До возникновения монархии в районе, который часто называли Ханааном или Палестиной, проживало множество групп. Согласно Ветхому Завету, израильтяне прибыли в Палестину после того, как спаслись от рабства в Египте. Однако археологических свидетельств этой миграции мало, и историки не уверены, когда и как это произошло. Однако нет сомнений в том, что к 1200 г. до н.э. в Палестине жили израильтяне, поскольку в египетской надписи того времени конкретно упоминается их присутствие там. Большинство первых народов Палестины, включая израильтян, были кочевниками-скотоводами с небольшим количеством постоянных поселений. Однако между 1200 и 1000 г. до н.э. появилось несколько новых деревень, что свидетельствует о том, что некоторые группы, среди которых, вероятно, были израильтяне, отказывались от кочевничества в пользу более оседлой, полукочевой жизни. Этот период урбанизации способствовал развитию централизованной власти. Процесс централизации был постепенным во всех случаях, но, возможно, среди израильтян он был легче, потому что их монотеизм, редкость в этом регионе, давал им сильное чувство идентичности и подпитывал стремление к политическому единству и военной мощи. Царь Саул (одиннадцатый век до н.э.), по-видимому, был первым, кто достиг этих целей, но подробности его правления остаются спорными, и археологические записи о царстве начинаются с Давида (ум. 9).62 г. до н.э.), его преемник.
Структура правительства
Царь Израиля был прежде всего земным наместником Яхве. Поэтому его основной задачей было так же всецело охранять благополучие своего народа, как это делал Яхве. Ничто не находилось вне его компетенции или за пределами его юрисдикции. Он мог и действительно делегировал полномочия, и многие из его помощников, включая его мать, сами обрели огромную власть. Однако ответственность за все общественные дела — военные, исполнительные, законодательные, судебные и духовные — лежала на нем. Эта философия нашла отражение в пирамидальной структуре бюрократии. Как и в Египте, все линии командования вели непосредственно к царю. Среди его наиболее важных дворцовых подчиненных были королевский писец или секретарь, королевский вестник и главный администратор или стюард. Все эти должности имели эквиваленты в Египте. За пределами дворца двенадцать региональных губернаторов и несколько городских губернаторов взимали налоги и следили за порядком.
С компетентными помощниками короли могли сосредоточиться на том, что больше всего требовало внимания, или просто на том, что они считали наиболее интересным. Таким образом, царь Давид, впервые прославившийся как военачальник, большую часть своего правления провел в походах вплоть до Евфрата. Напротив, Соломон, сын и преемник Давида, сосредоточился на экономике и общественных работах, используя неоплачиваемый труд своих подданных в огромных строительных проектах, вероятно, подражая египетским фараонам. Система труда требовала большой собственной администрации, лидер которой подчинялся непосредственно королю. Организатором труда Соломона был Адорам. Тот факт, что его имя известно, указывает на его силу и широко распространенное недовольство, вызванное его работой.
Самым важным из проектов Соломона был храм, который он построил в Иерусалиме для хранения Ковчега Завета, древнего деревянного ящика, который был самым почитаемым объектом в иудаизме. Строительство так называемого Первого Храма раскрывает основную цель израильских царей: реорганизовать религиозную жизнь общины, чтобы повысить ее политическую ценность как централизующей, объединяющей силы. Давид, отец Соломона, выбрал Иерусалим своей столицей в основном из-за его центрального расположения. Учитывая, что израильтяне считали Ковчег средоточием отношений Яхве со своим народом, размещение его в столице и даже на территории дворца было смелым утверждением царской власти. С завершением строительства нового храма около 957 г. до н.э. Соломон и его священники сделали другие храмы, разбросанные по стране, неадекватными и неуместными. Израильтянин, который хотел быть ближе к своему богу, теперь должен был отправиться в царский город и подать заявление о допуске в царский комплекс. Трудно представить себе более эффективный инструмент централизации и консолидации власти.
Политические партии и фракции
Несмотря на усилия королей по централизации, старые племенные организации сохранили некоторую власть. Вероятно, например, что неформальные группы, называемые Ветхим Заветом «старейшинами у городских ворот», все еще собирались для обсуждения местных вопросов и разрешения мелких споров. Такие группы, вероятно, были слишком разнообразны по мировоззрению, чтобы составить обычную фракцию, но иногда они могли оказать одной из сторон в дворцовом споре некоторую полезную поддержку на уличном уровне. Таким образом, сообщается, что Давид делал стратегические предложения старейшинам различных племен в обмен на их поддержку в его успешной заявке на корону. Один из его сыновей, Авессалом, позже использовал тот же метод в неудачной попытке свергнуть его.
Главные события
Когда Соломон умер в 922 г. до н.э., широко распространенное недовольство налогами и принудительным трудом, особенно на севере, захлестнуло его преемника. Результатом стали беспорядки и распад королевства на две части. Северная часть сохранила имя Израиля, а южная часть, в которую входил Иерусалим, называлась Иуда. Династия, основанная Давидом и Соломоном, сохранила власть в Иудее, тогда как вождь повстанцев Иеровоам I (ум. 901 г. до н. э.) правил Израилем. Одним из первых действий Иеровоама было создание двух новых святилищ или святилищ, по одному на каждом конце его царства, в тщетной попытке противостоять влиянию храма в Иерусалиме. Преемники Иеровоама, в том числе способный Амврий (умер в 875 г. до н. э.), мудро изменили курс, тщательно развивая связи с Иудеей, чтобы скрыть недостаток своего религиозного авторитета.
Последствия
После долгой серии изнурительных войн с городом-государством Дамаск, Ассирийской империей и другими северными соперниками Израиль окончательно пал в 722 г. до н.э., когда ассирийские войска захватили его столицу Самарию. Иудея просуществовала примерно до 587 г. до н.э., когда вавилоняне захватили Иерусалим, сослали его жителей в рабство и разрушили храм. Его потеря и потеря Ковчега, который он содержал, травмировали израильтян на протяжении веков. Однако в то же время их решимость восстановить храм дала последователям Яхве новое чувство идентичности, новые политические амбиции и силы, чтобы вынести свое изгнание в Вавилоне.