Расписание служб данилова монастыря: Общее расписание богослужений | Московский Данилов монастырь

Подворье Данилова монастыря в селе Долматово / Монастырский вестник


В пятидесяти километрах от Москвы, в селе Долматово, входящем в городской округ Домодедово, располагается подворье Данилова монастыря.


История села Долматово уходит в глубокую древность. Еще до XVIII в. было известно о селе, которое тогда называлось Алексеевское и находилось в месте слияния двух небольших речек: Злобинки и ее притока Опоки. Алексеевское принадлежало князю С. Ф. Львову, затем перешло в руки офицера лейб-гвардии Преображенского полка Головина, продавшего его стольнику Ф. М. Глебову в 1720 г.

Читать подробнее


Новый владелец обратился в 1733 г. в Синодальный казенный приказ о разрешении построить ему для своих людей каменную церковь. Указ о строении был получен, и в 1735 г. «тщанием господина Феодора Михайловича Глебова» маленькая домовая церковь была построена. Она была освящена в 1740 г. в честь иконы Божией Матери «Знамение». В XIX в. село получило свое сегодняшнее имя.


Храм неоднократно переделывался и обновлялся вплоть до своего закрытия в 30-е гг. прошлого века. В советское время церковь пришла в совершенное запустение: она лишилась креста, звонницы, крыши, обрушились стены храма. Кладбище, где находился семейный склеп семьи Глебовых, было разорено.


В 1989 г. Свято-Данилов монастырь начал работы по восстановлению храма. Исследование здания осуществил И. А. Леваков, проект реставрации подготовила Н. А. Ловкунас. 5 декабря 1989 г. по благословению святейшего Патриарха Пимена храм был освящен наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Тихоном (Емельяновым).


В храме находятся иконы с частицами мощей святителя Николая Чудотворца, благоверного князя Даниила Московского, преподобного Саввы Сторжевского, святителя Филарета Московского, святых Оптинских старцев, святителя Феофана Затворника, святителя Иоанна Сан-Францисского, преподобноисповедника Георгия Даниловского. Известно, что икона святителя Николая Чудотворца ранее принадлежала преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне.


Литургия совершается по воскресным и праздничным дням, службы суточного круга вычитываются ежедневно. Дважды в год — на престольный праздник 10 декабря и в пятницу Светлой седмицы, на праздник Божией Матери «Живоносный Источник», службу совершает наместник Данилова монастыря епископ Солнечногорский Алексий.


Настоятелем храма и подворья с 1995 г. является игумен Петр (Мещеринов). На подворье несут послушания насельники монастыря. Подворье служит подсобным хозяйством для монастыря, обеспечивая обитель молочной продукцией и плодами сада и огорода. Помимо братии, послушание здесь несут трудники — как обычно бывает в монастырях, это люди, которым пришлось в жизни нелегко.


Подворье дает им кров и пропитание и предоставляет возможность для исправления жизни, и не только в духовном плане, но и в социальном. Для трудников организованы условия, помогающие им справиться с их традиционным недугом — алкоголизмом. Очень радостно, когда люди, попавшие сюда совершенно опустившимися, через какое-то время приходят в себя, меняются и становятся способными к самостоятельной жизни в обществе и даже создают семьи.


Подворье находится в окружении нескольких воинских частей, с которыми налажено добрососедское взаимодействие. Настоятель храма проводит с солдатами и офицерами пастырские беседы, а военные нередко оказывают помощь на сельскохозяйственных работах. Прихожане храма — в основном жители военного городка и дачники. Обычно на воскресном богослужении бывает 20-30 человек, но на большие праздники — на Рождество и Пасху — в церковь приходит до ста богомольцев.


Хотя подворье является самостоятельной «церковной единицей», оно самым тесным и многосторонним образом связано с родной обителью и не мыслит себя вне ее. Важным для этой духовно-молитвенной связи является и то обстоятельство, что вокруг храма уже начало складываться братское кладбище, где находят свой последний покой отошедшие в иной мир братия Данилова монастыря.

Свято Даниловский монастырь в Москве. Фото, описание, история, как добраться, расписание богослужений

Содержание

В Москве много удивительных мест, привлекательных для посещения паломников со всего света, и одним из них можно с точной уверенностью назвать Свято Даниловский мужской монастырь, где находится действующая резиденция Московского Патриарха.

Происхождение названия и его значение

Свято Даниловский монастырь в Москве воздвигнут мирным правителем и основателем города, боголюбивым князем Даниилом. Эта древняя обитель конца 13-го столетия стала самым первым московским мужским монастырем. Название пошло от первой построенной деревянной церкви, которая была освящена во имя небесного покровителя, ее основавшего, – преподобного Святого Даниила Столпника.

История Свято-Даниловского монастыря

Примерной датой основания Даниловской обители ученые-историки считают 1282 год, когда родным братьям-князьям удалось мирно поделить доставшиеся в наследство территории. Перед смертью кроткий московский князь постригся в монахи в своем монастыре. Здесь же он был похоронен. А в скором времени все братство переводят в Кремлевский Спасский монастырь.

Жизнь в обители почти на 2,5 века прекращается. На всей территории действующим остается только приходской храм. Возрождается монастырь при личном содействии царя Ивана Грозного, когда появляются новые насельники и идет закладка каменного строения и возведение мощной оборонительной стены.

Дальнейшая история обители связана с множеством неприятельских нападений, пожаров и разорений:

  • 1591 год – отражение завоевательных войск крымского хана;
  • 1606 год – поддержка царских стрельцов в борьбе с бунтовщиками;
  • 1610 год – сбежавший самозванец Лжедмитрий совершает поджог;
  • 1812 год – разграбление французскими завоевателями;
  • 1918 год – национализация имущества;
  • 1930 год – арест и ссылка всех оставшихся монахов и окончательное закрытие обители.

После всех многочисленных попыток разграбления монастырь удавалось восстановить и заново отстроить.

Последнее возрождение обители в советский период началось одним из первых по указу 1982 года Генерального секретаря Леонида Брежнева. А уже через 6 лет, к празднованию 1000-летия крещения на Руси, реставрация всего монастырского комплекса была завершена.

https://youtu.be/7C7195iOAzU

Свято Даниловский монастырь в Москве сегодня можно назвать основным центром русского православия не только из-за расположения резиденции Патриарха, но и по причине активнейшего участия в религиозной жизни современного общества.

В настоящий момент при обители находятся:

  • известное православное издательство;
  • экскурсионный паломнический центр;
  • курсы катехизации для взрослых;
  • воскресная школа;
  • молодежный духовный центр;
  • регентские курсы и звонарского мастерства;
  • реставрационные и художественные мастерские;
  • служба помощи бездомным и малоимущим с лечебницей.

Интересные факты и легенды

По легенде слугу Ивана III скинул споткнувшийся конь у заброшенного места захоронения князя Даниила. Упавшему человеку было удивительное видение великого Московского князя, сказавшего с укором, что «он господин сему месту, здесь положенный». Он велел передать Ивану, что царь забыл о Данииле. Иван III испугался, услышав рассказ своего слуги.

И с того случая стали проводить регулярные панихиды по всем умершим предкам и подавать богатые щедрые милостыни для поминания души. Позже произошел еще один интересный случай в этом месте, когда боярину Шуйскому никак не удавалось взобраться на коня. Он оперся на надгробие, чтобы подняться повыше.

Проходивший мимо старик сделал ему замечание, что нельзя стоять на могиле великого московского князя. Но боярин не послушал и стал забираться на надгробье. Вдруг лошадь падает мертвой, чуть не до смерти придавив своего хозяина.

При Иване Грозном у этого надгробья произошло чудо – исцеление умирающего человека. Царским повелением установлена традиция крестных ходов каждый год к месту захоронения великого предка, с регулярной службой панихиды по нему.

Церкви, соборы и храмы Свято-Даниловского монастыря

Свято Даниловский монастырь в Москве на сегодняшний день представляет полностью воссозданный сложившийся архитектурно-исторический комплекс, включающий  уникальные объекты.

Они следующие:

  1. Самый старый собор Святых Отцов Семи Вселенских Соборов возведен в 1561 году, многократно достраивался и переделывался за свою долгую жизнь. Результатом стало сложное, с архитектурной точки зрения, древнее сооружение, состоящее из двух верхних храмов, стоящих на одном нижнем.
  2. В 45-метровой колокольне, возведенной в XVII в., располагается церковь Святого Симеона Столпника.
  3. Троицкий собор, 1838 года постройки, созданный знаменитым русским зодчим итальянского происхождения Осипом Бове, является самым крупным сооружением монастырского комплекса.
  4. Церковь преподобного Серафима Саровского размещается в подклети корпуса бывшей монастырской лечебницы с конца XIX столетия.
  5. Самый новый храм Всех Святых освящен в 1988 году, находится в здании синодальной патриаршей резиденции.

В комплекс святынь входят также 2 современные часовни, старинные настоятельские покои, монастырская больница и братский корпус постройки конца XIX столетия.

Свято Даниловский монастырь — целый комплекс культурных сооружений, которые используются для богослужений.

Несколько лет назад в обитель возвращен полный набор исторических колоколов, в 30-е годы выкупленный у советской власти американским промышленником меценатом.

Иконостасы Свято-Даниловского монастыря

В связи с возрождением Свято-Даниловского монастыря, люди со всей страны стали жертвовать древние иконы и передавать в дар уникальные православные святыни.

Например:

  1. Древняя особо чтимая Владимирская икона с клеймами акафиста на полях считается вкладом самого Ивана Грозного. Была написана во второй половине XVI века для первого, возведенного из камня храма обители.
  2. Древнейший образ Богоматери «Троеручница» принадлежит стилю конца XVII столетия, имеет драгоценный серебряный оклад с камнями и жемчугом.
  3. Еще одной известной почитаемой святыней и одновременно церковным историческим памятником является чудотворная икона святого преподобного Кассиана Римлянина.
  4. Древнейшая образ Троицы Живоначальной второй половины XVI века, хранится в красивом резном киоте.
  5. Казанская икона с клеймами середины XVIII столетия.
  6. Тонко выписанный образ святого Александра Невского 1900 года поступил в дар из частной коллекции богоугодного поэта Е.М. Ряпова.
  7. Из Греции со Святой Горы привезена икона XIX века святого великомученика целителя Пантелеймона.

Большой интерес представляет древнейший иконостас церкви Святых отцов. Верхний ряд полностью состоит из 67 образов святых ликов одного письма костромских мастеров XVII века. Главный храмовый образ представлен сложной составной композицией: средник с изображением Спасителя и клейма цикла Вселенских Соборов вокруг.

На каждом запечатлен созывающий его император на фоне храма, где он проходил. Иконостас в пределе Даниила Столпника состоит из 4 ярусов, а высокохудожественное исполнение Царских врат XVII столетия представляет собой уникальный объект древнерусского искусства из музейного запасника московского Кремля.

Оформление иконостаса Троицкого храма определено архитектурой собора в стиле классицизм, а Покровский предел написан современными мастерами в 1984 году по лучшим образцам древнерусского искусства новгородской и московской школы 15 века. Реставраторам удалось сохранить и воссоздать древнейшие традиции русской и византийской иконописи.

Некрополь Свято-Даниловского монастыря

У Свято Даниловского монастыря имеется еще одна уникальная достопримечательность – древнейший в Москве некрополь.

Здесь погребены такие известные деятели культуры и искусства, как:

  • Николай Гоголь;
  • поэт Н.М. Языков;
  • известный славянофилы Хомяков, Черкасский, Самарин;
  • художник живописец Василий Перов.

К сожалению, в советское время по причине расширения колонии малолетних преступников, находящейся на месте закрытой обители, уникальный некрополь был разрушен. Часть могил были перенесены на Новодевичье кладбище, но большинство из них просто уничтожили. В память обо всех захороненных после возрождения монастыря поставили часовню.

Адрес, как добраться до монастыря

Официальный адрес монастыря: Москва, Даниловский Вал, д. 22.

Добраться до него можно на метро:

  1. От станции «Тульская» пешком: после выхода из метро немного вернуться назад до ближайшей трамвайной остановки, затем, повернув направо, идти до самых ворот обители.
  2. От станции «Павелецкая» придется проехать на трамвае до одноименной монастырю остановки.

Обитель открыта для посещения паломников с 6 часов утра до 9 вечера. Проводятся экскурсионные прогулки с гидом и обеды в трапезной для гостей и туристов. Остановиться паломникам можно недалеко от монастыря в гостинице «Даниловская».

Расписание богослужений (по выходным, будням, на праздники)

Таблица:

День неделиБогослужениеВремя началаМесто проведения
Будние дниПолунощница6 ч.Храм Святых Отцов
Литургия7 ч.
Водосвятный молебен святому Даниилу Московскому9.30
Вечерняя служба17 ч.
Суббота и ВоскресеньеЛитургия6.45

8.45

Храм Святых Отцов

Троицкий собор

Всенощное бдение17 ч.

Исповедь проходит ежедневно с 7 часов утра, а в канун великих праздников – на вечерней службе с 17 часов. Каждую неделю по воскресеньям вечером служится акафист Святому Даниилу, но каждое первое воскресенье месяца он заменяется молебственной службой преподобному исповеднику Георгию Даниловскому.

По вечерам пятницы в Троицком соборе проходят Богородичный молебен Покрова и перед иконой «Троеручница» поочередно.

В Серафимовской церкви каждый вторник и пятницу с 10 часов служится акафист Богоматери «Всецарица».

В первые Великопостные дни, на Страстной неделе и на Светлой седмице после Пасхи заказные молебны не совершаются. В остальное время по желанию верующих могут быть отслужены поминовения во здравие и успении, заказной молебен или частная панихида. В церковной лавке или через сайт монастыря можно заказать требы на длительное поминовение.

Но здесь не совершают крещения младенцев, отпевания и венчания. В Свято Даниловском монастыре обязательно стоит побывать на праздничном богослужении, ведь здесь проходят красивейшие службы с участием одного из лучших хоровых коллективов Москвы.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Свято Даниловском монастыре в Москве

Свято-Данилов монастырь. Москва, обзорная экскурсия:

Туристические новости России — uVisitRussia

Главная О туристических новостях России Свято-Троицкий Данилов монастырь, Переславль-Залесский

Белостенный Свято-Троицкий Данилов монастырь расположен в южной части Переславля-Залесского. Двадцать лет назад он был в очень запущенном состоянии. После революции монастырские корпуса отдали под квартиры. Богатый и могущественный монастырь был разграблен и разрушен. Жители разрушили иконостас, разрушили храмы, разобрали каменную ограду на кирпичи. От древней монастырской ограды остались лишь мощные Святые ворота и фрагменты с башенками.

Частичная реставрация была предпринята в конце пятидесятых годов, но настоящее возрождение монастыря началось лишь в 1995 году. За последние пятнадцать лет полностью восстановлены Троицкий собор, храм Всех Святых, монастырская стена . Сейчас идет реставрация трапезной палаты и храма Похвалы Божией Матери.

Свято-Троицкий Данилов монастырь действующий, службы проходят каждый день. Поклониться мощам преподобного Даниила Переяславского приходят паломники, но обычно посетителей мало. Территория ухоженная, чистая, несмотря на то, что полным ходом идут реставрационные работы. Монастырь находится на холме, откуда открывается прекрасный вид на город – фотографы обязательно оценят.

Архитектурный ансамбль задает тон величественному одноглавому Троицкому собору, самому древнему из храмов монастыря. Его шатровая колокольня, украшенная изящными резными арками, во многом формирует архитектурный облик города. Церковь Всех Святых, когда-то больница, гораздо скромнее. Маленький и уютный, в нем очень хорошо летом, среди цветущей травы. Трапезная и церковь Похвалы Божией Матери представляют собой массивные сооружения со сложной архитектурой и затейливой отделкой стен. Реставраторам предстоит еще немало поработать над ними.

ИСТОРИЯ
Монастырь назван в честь его основателя преподобного Даниила Переяславского. Кроме обычных монашеских обязанностей, он заботился о безвестно умерших — бездомных, убитых разбойниками или замерзших в дороге. Ночью он сносил тела умерших в городскую бедняжку (место захоронения странников и нищих) и молился об упокоении их душ. В 1508 году Даниил построил на месте захоронения деревянную Всехсвятскую церковь, вокруг которой стал обосновываться монастырь. По совету великого князя Московского Василия III он стал игуменом монастыря. В это время Даниэлю исполнилось 66 лет.

Василий III относился к Даниилу с особой любовью и уважением. Великий князь долгое время был бездетным. Долгожданного наследника Ивану (в будущем — Грозному) подарила ему его вторая жена Елена Глинская. По преданию, Василий III вызвал Даниила в Москву и попросил его стать восприемником новорождённого при крещении. И великий князь сделал щедрое пожертвование в монастырскую казну на строительство каменного Троицкого собора. После кончины Даниила Переяславского главными монашескими реликвиями были его мощи, покоящиеся в Троицком соборе, и Тихвинская икона Божией Матери, принадлежавшая святителю.

К строительству Троицкого собора приступили в 1530 году. В 1662–1668 годах костромские художники расписывали церковь под руководством известных живописцев XVII века Гурия Никитина и Силы Савиной.

В Смутное время монастырь был сожжен и разграблен поляками и литовцами. Монастырь начал перестраиваться в XVII веке — на средства боярина Ивана Барятинского, принявшего постриг под именем Ефрема. Реставрационные работы проводились в основном костромскими архитекторами. В 1683 г. взамен прежней деревянной построили новую каменную церковь Всех Святых. Практически одновременно с ним построили колокольню. Церковь Похвалы Богородицы с трапезной построена в 169 г.5, а через два года были построены Святые ворота с надвратной церковью и каменной оградой.

С 1667 по 1669 год настоятелем монастыря был Григорий Неронов. Когда-то бывший сподвижник Аввакума и один из идеологов церковного раскола, он вернулся в Православную Церковь (и, кстати, дважды). Настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря прислал его в качестве испытания, которое он выдержал с честью — его управление было образцовым. Григорий был погребен в паперть Троицкого собора. В начале XVIII века монастырем управлял Варлаам Высоцкий, духовник царевны Натальи Алексеевны, сестер Петра I. Впоследствии он обратил Марфу Скавронскую (Екатерину I) в православие и также стал ее духовником. При нем мощи Даниила Переяславского были перенесены в Даниловский придел Троицкого собора и помещены в серебряную раку.

С 1753 по 1788 год на территории монастыря работала Переславская духовная семинария, а затем Духовное училище.

Присоединяйтесь к нашим турам и посмотрите на эту удивительную достопримечательность:
Экскурсии — www.uvisitrussia.com/day-tours/tours-to-golden-ring/
Экскурсии — www.uvisitrussia.com/tours-to- золотое кольцо/

 

Поболтай с нами,
на базе LiveChat

Поддерживаемый Россией киевский монастырь подвергся нападению в связи с подозрением в диверсии | Украина

Сотрудник службы безопасности Украины заявил, что подозреваемые российские граждане, наличные деньги и документы были изъяты во время рейда на 1000-летний православный монастырь в Киеве и другие православные объекты рано утром во вторник в рамках операции по противодействию предполагаемой «подрывной деятельности Спецслужбы России».

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов сообщил, что ведется расследование того, что происходило в сети катакомб. На сайте СБУ говорится, что агентство обнаружило пророссийскую литературу и более 100 000 долларов наличными.

«Сейчас мы не будем говорить о деньгах, — сказал Данилов The Guardian. «Там были найдены определенные документы. И там были обнаружены некие граждане… скорее всего, граждане Российской Федерации. И теперь мы пытаемся выяснить, что они там делают и почему они там оказались».

Расположенный к югу от центра города обширный комплекс Киево-Печерской Лавры – или Киево-Печерского монастыря – является штаб-квартирой поддерживаемого Россией крыла Украинской православной церкви, которая подчиняется Московскому патриархату, а также является украинской культурное достояние и объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Налет на Печерскую Лавру был частью широкой зачистки церковного имущества. В СБУ заявили, что всего около 850 человек прошли проверку личности и 50 прошли «глубинные контрразведывательные опросы», в том числе с применением полиграфа. Обыски прошли более чем в 350 церковных зданиях, в том числе в двух других монастырях и в штаб-квартире епархии Московского патриархата на западе Украины, сообщает агентство.

Русская православная церковь, глава которой патриарх Кирилл решительно поддержал военные действия Москвы в Украине, осудила рейд как «акт устрашения».

В СБУ сообщили: «Эти меры принимаются… в рамках системной работы СБУ по противодействию деструктивной деятельности российских спецслужб в Украине».

В нем говорилось, что обыск был направлен на недопущение использования пещерного монастыря в качестве «центра Русского мира» и проводился для выяснения подозрений «об использовании помещения… для укрытия диверсионно-разведывательных групп, иностранных граждан, хранилище оружия».

Концепция «русского мира» находится в центре новой внешнеполитической доктрины Владимира Путина, направленной на защиту языка, культуры и религии России. Консервативные идеологи использовали его для оправдания интервенции за границей.

Подробности об итогах рейда во вторник СБУ не сообщила. Было замечено, что вооруженные офицеры проверяли документы и обыскивали сумки верующих, прежде чем впустить их внутрь.

В СБУ заявили, что целью обыска было недопущение использования пещерного монастыря в качестве «центра Русского мира». Фото: Валентин Огиренко/Reuters

Данилов сказал, что расследование все еще находится на очень деликатной стадии. «Все, что я могу сказать, это то, что определенные институты осуществляют действия, не предусмотренные их уставами. Они не смогут этого сделать», — сказал он. «Неважно, гражданские это или религиозные или иные институты, это вопрос национальной безопасности нашей страны. И много лет мы закрывали глаза на происходящее.

«Любое дело религии всегда сложно и не так просто. Он достаточно сложный и требует большого внимания», — добавил он. «Нам нужно разделить религию и гражданских лиц, занимающих определенные должности в церкви, которые, возможно, могут работать на государство-агрессор».

Рейд еще больше испортит и без того напряженные отношения между русскими и украинскими православными христианами. Кремль осудил обыски как последнюю главу в «войне» Киева против Русской церкви.

«Украина давно находится в состоянии войны с Русской православной церковью», — заявил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков. «Мы могли бы рассматривать это как еще одно звено в цепи этих военных действий против русского православия».

Владимир Легойда, пресс-секретарь Русской православной церкви, заявил: «Как и многие другие случаи преследования верующих в Украине с 2014 года, этот акт запугивания верующих почти наверняка останется незамеченным теми, кто называет себя международным правозащитником. сообщество.»

Война обострила раскол между православными церквями Украины и России и обострила вражду по поводу религиозной принадлежности. Украинская православная церковь официально вышла из-под руководства Москвы три года назад, при этом Россия потеряла несколько украинских приходов, но многие исторические церкви и монастыри остались верными в религиозной практике и политической верности России.

В прошлую пятницу СБУ заявила, что предъявила обвинение старшему священнослужителю из западной части Винницкой области в попытке распространения листовок, оправдывающих вторжение России в Украину.

В мае Украинская православная церковь Московского патриархата разорвала отношения с Русской церковью из-за поддержки последней ее «специальной военной операции» вместо агрессивной войны.

Опрос, проведенный киевским Центром Разумкова в 2020 году, показал, что 34% украинцев идентифицируют себя как членов главной православной церкви Украины, а 14% были членами церкви Московского патриархата Украины.

В 2019 году духовный лидер православных христиан всего мира дал Украине разрешение на создание независимой от Москвы церкви, что в значительной степени положило конец многовековым религиозным связям между двумя странами.

В начале ноября Православная церковь Украины заявила, что впервые разрешит своим прихожанам праздновать Рождество 25 декабря, отдаляясь от России и направляясь на запад. На протяжении веков украинцы праздновали Рождество 7 января, в день рождения Иисуса по юлианскому календарю.

Перенос на 25 декабря рассматривался как часть более масштабного национального процесса демонтажа символов России, Советского Союза и коммунизма, который начался в 2014 году, когда Путин аннексировал Крым и спровоцировал промосковское восстание на востоке Донбасса.

Тем временем украинцы готовятся к зиме, которая, как ожидается, станет самой суровой в истории страны, поскольку Россия пытается разрушить ее энергетическую инфраструктуру, пытаясь заставить Киев пойти на мирные переговоры.

Владимир Кудрицкий, глава национального оператора электросетей Украины «Укрэнерго», заявил на брифинге, что практически ни одна тепловая или гидроэлектростанция не пострадала от российских атак. «Масштабы разрушений колоссальны. В Украине дефицит электроэнергии. Мы не можем производить столько энергии, сколько потребители могут использовать», — сказал он.

Крупный поставщик энергии заявил в понедельник, что украинцам необходимо привыкнуть жить в условиях отключения электроэнергии как минимум до конца марта, и правительство предложило эвакуировать людей в недавно освобожденном Херсоне, который остается в основном без электричества и водопровода.