Расписание служб данилова монастыря: Общее расписание богослужений | Московский Данилов монастырь

Общее расписание богослужений — Требы в Даниловом монастыре

Повседневные

С понедельника по пятницу, в храме Святых Отцов

  • 6:00 Братский молебен, Полунощница (совершаются, если служба накануне вечером не является Всенощным бдением).
  • 7:00 3-й и 6-й Часы, Божественная литургия.
  • 17:00 9-й Час, Вечерня, Утреня, 1-й Час.

Великим постом, в храме Св. Отцов:
6:00 Братский молебен, Полунощница, Часы, Изобразительны, Вечерня.
В среду и пятницу, а также в дни, когда накануне было полиелейное богослужение, Вечерня совершается в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.
16:30 Повечерие, Утреня, 1-й Час — с воскресенья по четверг. В пятницу вечером начало вечернего богослужения в 17:00.

В субботу

  • 6:45 Часы, Божественная литургия в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.
  • 8:45 Часы, Божественная литургия в Троицком соборе.
  • 17:00 Всенощное бдение в Троицком соборе.

В воскресенье

  • 6:45 Часы, Божественная литургия в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.
  • 8:45 Часы, Божественная литургия в Троицком соборе.
  • 17:00 9-й час, Вечерня, Утреня, 1-й час в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

В дни больших праздников
Накануне праздничного дня в 17:00 в Троицком соборе совершается Всенощное бдение. В самый день праздника бывает одна или две Литургии — это указано в отдельном расписаниии праздничных богослужений. Братский молебен и Полунощница в день праздника не совершаются.

 

Молебны и акафисты

Акафисты, совершаемые от недели Всех Святых до недели Праотец
(предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым):

  • благоверному князю Даниилу Московскому – по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе;
  • преподобноисповеднику Георгию Даниловскому – каждое первое воскресенье месяца в 17:00 (вместо акафиста князю Даниилу) – в Покровском храме;
  • иконе Божией Матери «Троеручица» и Покрову Пресвятой Богородицы поочередно – по пятницам в 17:00 в Троицком соборе.

Пассия (совершается Великим постом) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.

Акафист Воскресшему Господу (совершается от Светлой седмицы до отдания Пасхи) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.

 

Заказные молебны, акафисты и панихиды

По будням в Покровском храме:

  • 9:30 водосвятный молебен с акафистом св. блгв. кн. Даниилу Московскому, по окончании — заказная панихида.
  • 13:30 заказные молебны.

По воскресеньям и большим праздникам когда в монастыре совершается две Литургии, в Покровском храме:

По окончании поздней Литургии, примерно в 11:00-11:30 — водосвятный молебен с акафистом св. блгв. кн. Даниилу Московскому.

Заказные молебны и панихиды НЕ совершаются на 1-й седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах.

Краткий молебен иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и св. блгв. князю Даниилу Московскому в часовне князя Даниила на площади «Серпуховская застава» (вблизи от северного выхода из метро Тульская) совершается еженедельно по средам в 17:00 кроме дней когда в монастыре служится Всенощное бдение.

Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица» в храме прп. Серафима Саровского совершается по вторникам и субботам в 14:00.

Таинство исповеди:
С понедельника по пятницу — в 7:00 в храме Св. Отцов.

Великим постом исповедь проводится только в те дни, когда совершается Литургия преждеосвященных Даров.
По субботам:

  • 7:00 — в храме Св. Отцов;
  • 8:30 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи;
  • 17:00 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

По воскресеньям и большим праздникам:

  • 6:30 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Накануне больших праздников, когда совершается Всенощное бдение с Литией, — в 17:00 в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Таинство Освящения елея – Соборование
Совершается только во время Великого поста кроме первой недели по четвергам в 17:00 в Троицком соборе.
На Страстной седмице — в Великую среду по окончании вечернего богослужения.
Беседа со священником

Ежедневно в приемной братского корпуса можно задать вопросы и поговорить со священником.
Время приема: на буднях 9:00-17:00; в воскресные и дни больших праздников, когда в монастыре совершаются две Литургии, 12:00-17:00.

В монастыре не совершаются:
Крещение, Венчание, Отпевание.

Заказать молитвы о здравии и упокоении

В храмах монастыря за свечным ящиком и в иконных лавках можно заказать следующие молитвы:

  • Записка на Литургию
  • Молебен прп. князю Даниилу Московскому
  • Молебен с акафистом
  • Молебен
  • Панихида
  • Сорокоуст
  • На полгода
  • На 1 год
  • На 2 года
  • На 5 лет

Псалтирь, которая читается на монастырском подворье в Рязанской области. (Чтение не постоянное, т.е. это не тот случай, когда Псалтирь «неусыпаемая».) На одно имя принимаются заказы на 40 дней, полгода, год.

Принимаются имена только православных христиан. Имена лиц, сознательно окончивших жизнь самоубийством, не принимаются.

«До закрытия Данилова монастыря я был в нем канонархом» / Православие.Ru

Отец Даниил в келье. Фото: Православие.Ru

— Отец Даниил, вы застали при жизни
Святейшего Патриарха Тихона, были в Даниловом монастыре
перед его закрытием. Расскажите, пожалуйста, об этом
времени, о монахах того времени, о том, как они
жили…

— Не только застал, но и я брал у него благословение!
Монахи жили на частных квартирах, из монастыря всех
выгнали. И вокруг монастыря тоже жили, а потом постепенно
и там их арестовали. И — в Сибирь, кого куда в общем.

— Батюшка, как сильно отличалась монашеская жизнь до
закрытия монастыря от той монашеской жизни, которая
возрождается в последнее время?

— Как сказал мне патриарх Пимен, «Москва имеет много
монастырей, но такую братию, как в Даниловом монастыре, ни
один московский монастырь не имел». Отличались,
во-первых, высшим образованием духовным, постники, служба
была уставная, песнопения были распева Оптиной Пустыни. И
когда справляли праздник князя Даниила, и вот будет теперь 17 марта 700-летие его
преставления, то распевы князю
Даниилу все были Оптиной Пустыни. По красоте которым не
было равных. А я в это время был канонархом. У меня был,
по отзыву других, красивый альт. И меня вся Москва ходила
слушать. Наместник, архиепископ Феодор (Поздеевский),
внешне был высокого роста. Когда он на вас смотрел, он вас
сразу насквозь видел. Это был постник. Если ему нужно было
выпить стакан воды, он пил только полстакана. И так во
всем — воздержание. К сожалению, в 1939 году он в
Ивановской тюрьме был расстрелян. Это было напечатано и в
журналах Патриархии, но вот невзирая на то, что он новый
священномученик, столп Православия, до сих пор его не
причисляют к лику святых. Я буду говорить проповедь в день
его памяти.

— Отец Даниил, кого еще из монахов высокой духовной
жизни вы знали?

— Отец Тихон (Беляев). Он был последним наместником
монастыря. И когда наш монастырь закрыли, мощи св. князя
Даниила нам не сразу дали. И мы надежду потеряли, что нам
отдадут мощи в храм Воскресения Словущего. И вот накануне
памяти преподобного Сергия мы уже служили в этом приходе,
монастырь был закрыт. Но мощи еще нам не отдали. И вот
когда мы запели: «Ублажаем тя, преподобне отце наш
Сергие», в это время открываются церковные двери и
отец Тихон (Беляев) с некоторыми внесли мощи благоверного
князя Даниила, где они находились примерно два года с
небольшим. И тут же мы запели: «Величаем тя, святый
благоверный и великий княже Данииле». Пели, плакали,
радость такая была. И архиепископ, помню, из ссылки
приехал, хотя монастырь был уже закрыт. Но он жил у
монастыря на частной квартире и тоже служил в этом
приходе. Также и архимандрит Поликарп (Соловьев). Это
величайший подвижник был. Он когда ходил по земле, то как
бы по воздуху ходил. Это был предпоследний наместник. Его
родина в Зарайске. А так, в основном, вся братия была
высокой духовной жизни и служила образцом не только для
нашей обители, но и для всей Москвы и для всей России. И
что знаменательно, после гонений наш монастырь первый
открылся.

Была очень большая связь со схиархимандритом Гавриилом —
такой был старец в Седмиезерной Пустыни под Казанью. А у
нас был отец Симеон, будущий схиархимандрит Даниил. Он
спас однажды архиепископа Феодора нашего, во время бунта
студентов в 1905 году в Тамбове. Туда приехал архиепископ
Феодор, он навещал семинарию. И на владыку Феодора было
покушение, а отец Симеон его заградил собой. И прострел
был в позвоночник, и из-за этого он лишился возможности
ходить, его возили на коляске. Он обладал необыкновенно
красивым голосом — баритональным басом. Ноты писал, как
печатал. Певец был первоклассный. И вот он пел у нас на
правом клиросе до закрытия. И потом, невзирая на то, что
он без помощи келейников не мог жить, он был выслан в
город Владимир. А потом ему и там покоя не давали, выслали
в Псков и там его расстреляли. Новый священномученик.

— Батюшка, вы сказали, что вы были канонархом на
клиросе. Сильно ли отличалось в то время пение и
службы?

— У нас все было по уставу, службы были почти без
сокращений. Так что в этом отношении наш монастырь служил
образцом. По соседству был Симонов монастырь. Когда
Симонов монастырь закрыли, то там был настоятель
архимандрит Петр, впоследствии он был епископом. Его
фамилия Руднев. Он у нас служил. А потом он был
расстрелян, да и многие тоже. У нас кругом жили архиереи,
которые в силу обстоятельств в дни гонений были вынуждены
с епархий выехать и жить здесь в Москве. А в Москве в это
время квартир было много, москвичи народ был набожный и
поэтому этим архиереям, которые служили у нас в Даниловом
монастыре, почти ежедневно помещения были. Ну, потом всех
постепенно арестовали, кого куда. Кто остался жив —
вернулся. А большинство так в ссылках и погибли.

— Из тех, кто с вами был тогда, кто-то еще остался, кто
помнит те дни в Даниловом монастыре?

— Сейчас, кто помнит хорошо, это монах Михаил. Он в
Даниловом монастыре, он бас. Он был в городе Владимире,
куда отец Симеон был выслан.

— Батюшка, расскажите, пожалуйста, о каких-либо
знаменательных событиях в вашей жизни, может быть, из
вашего детства?

— Пасха была поздняя, это в 1923 году примерно. И село, в
котором я жил в 25 километров от Рязани, все было
верующее. И погода была чудесная. Я своей маме говорю:
«Мама, ты меня разбуди к светлой утрене». —
«Хорошо, — говорит, — я тебя разбужу». Ну, а
сами куличи готовили, погода чудесная была. Потом меня
мама будит, говорит: «Вставай, разговляться». Я
говорю: «Как разговляться, а в храм?» Я плакать.
Она говорит: «Вставай скорее, посмотри, как солнце
играет — не плачь». И когда я вышел на улицу, я
увидел в наше окно, как раз был восход солнца, и я увидел
громадный шар и солнце как бы купалось и разными цветами
отражение было на стене, на столах. А весь народ,
разодетый в платьицах пасхальных, все стоят на меже, на
возвышенности. Все смотрят, как солнце играет, и весь
народ поет: «Христос воскресе из мертвых!». А
дети уже катают яйца. То есть это непередаваемо! Святая
Русь свободная! А потом после этого я в Москву приехал. И
первый мой визит был в Симонов монастырь. Там служил
иеромонах Севастиан, одаренный даром духовного зрения, а
после этого я пришел в Данилов монастырь. И надо сказать,
один случай у меня в детстве был. Я с товарищами пошел за
ягодами в лес. Он весь был дубовый. Рядом барские сады.
Обычай у нас был — на все четыре стороны помолиться, а
потом в расходную. А потом собирались. И вот такой случай:
в пятистах метрах от нас я и мои товарищи увидели двух
иеромонахов в епитрахилях. На меже, в поле они совершали
каждение. А храм наш недалеко был. И вот, я когда приехал
в Москву, то я и увидел над вратами изображение вот этих
двух иеромонахов: преподобных Симеона Столпника и Даниила
Столпника. Это наяву я уже увидел в Даниловом монастыре,
куда я вскоре уже был принят и был там до закрытия
канонархом.

— Батюшка, в каком возрасте вы приехали в Москву?

— Мне было 12 лет. Я приехал с мамой. Тут у нее были
родственники. В Москве была безработица и поэтому не сразу
все устраивалось, была частная торговля, так называемый
нэп. Магазины были переполнены, чего только не было, уже
не говоря о том, что наши девушки и наши дамы носили в
летнее время платья из чесучена. Да и облачения у нас были
из этого же материала, и подрясники детские из этого
материала. Одним словом, до 30-х годов было богатство. А
потом раскулачивание.

— Батюшка, но несмотря на гонения, много ли людей
продолжали ходить в храмы, вера оставалась?

— Все время ходили, и посты соблюдали. Москва была
благочестивая. В Кремле было несколько монастырей.

— А в Кремль пускали на службы?

— Вначале пускали, а потом не стали пускать, потому что
там было советское правительство. А после войны в Кремль
уже был свободный доступ.

— После войны через много лет я слышал, что вы были в
церкви Ризоположения…

— Да, потому что здесь сначала не разрешали служить, и наш
храм Донской, временно присоединили к храму Ризоположения,
там я пел, а потом нам открыли старый Собор. И нам
разрешили здесь совершать службы, при помощи покойного
патриарха Пимена. Потом там были обретены мощи святителя
Тихона. И мощи князя Даниила были нетленны. Сотни лет они
были в земле. И когда на Пасху у нас служил епископ
Николай Елецкий, это был столп Православия, ему пришлось
наводить порядок с мощами. И вот он рассказывал, что когда
он открыл мощи, то воскликнул: «Княже Данииле, я
много мощей видел, но я ничего подобного не мог видеть.
Тебе только открыть глаза — и ты живой». Вот
насколько они были жизненны, и потом в течение двух лет
они находились в храме Ризоположения. Владыка Феодор там
служил один раз, а потом его опять арестовали. Владыка
Феодор почти все время находился в ссылке, ему жить
спокойно не давали. Но вот один случай я вам расскажу.
Владыка Феодор сидел в камере смертников. Там было 7
человек. И там в тюрьме к нему подходит один из
приговоренных к расстрелу, называя владыку Феодора
батюшкой, потому что он не знал, что это архиерей. И
говорит: «Я видел, только что около вас стоял
монах». А владыка говорит: «Скажите, какие у вас
были добрые дела?» Он отвечает: «У меня особенно
добрых дел не было». Владыка говорит: «Не может
быть, подумайте». И приговоренный отвечает: «Раз
был случай, когда святителя Феодосия Черниговского вынули
из раки, и один из моих товарищей стал топтать ногами, а я
вступился, устыдил его и не позволил глумиться над
останками святителя Феодосия». Тогда владыка Феодор и
говорит: «Знайте, что сейчас здесь был владыка
Феодосий. Через два дня на третий вы будете
освобождены». Так и получилось. И когда его
освободили, он у нас в Даниловом монастыре, это было в
1925 году, крестил и жену, и детей. Вот такой случай был.

— Батюшка, в монашестве больше было из благородных или
из простых людей?

— У нас в Даниловом монастыре больше было окончивших
семинарию. Но семинария прежняя была полная, преподавали
по всем правилам. А за последнее время все не то уже
стало. А я был посвящен в иеромонахи в день Благовещения
Матери Божией. Это в Даниловом монастыре. Было так. Я
слышу голос ночью: «На тебя пришло указание, чтобы
тебя посвятить в иеромонахи». А я еще ничего не знал.
Вхожу я в Данилов монастырь, а меня встречает келейник
епископа Тихона, который сейчас в Академии, по-моему,
работает. И говорит: «На вас пришел указ от патриарха
Пимена, чтобы посвятить вас в иеромонахи, идите к
наместнику». Когда я вошел к наместнику, владыке
Тихону, он мне дает указ о посвящении меня в сан
иеромонаха. А до этого там был голос свыше: «О твоем
посвящении ходатайствовало очень много духовенства».
Я уже не помню подробностей, но это было.

— Отец Даниил, прожив столько лет и зная старое
монашество, до войны, и видя то монашество, которое есть
сейчас, и будучи сам долгое время монахом, уже
архимандритом, как вы можете сравнить спасение в миру и
спасение в монашестве? Многие люди задумываются о своем
жизненном пути, к примеру, семинаристы, заканчивающие
духовные учебные заведения. ..

— Сейчас в монастырях сложно, к тому же молодые
семинаристы неустойчивы. Потом женятся, оставляют
монастыри. То, что я видел в двадцатые годы, это как небо
и земля, тогда еще монастыри были, и монашество было по
призванию внутреннему. Правда, большинство из тех монахов
потом стали мучениками, их потом всех арестовывали и в
далекие края Сибири. А современные все, конечно, не то.

Архимандрит Даниил (Сарычев). Фото: Православие.Ru

— Батюшка, наступило время Великого
поста… Что бы вы могли пожелать посетителям нашего
сайта в это важное для души время, как проводить
Великий пост, что самое главное?

— Проводить нелицемерно, вести себя примерно, а то дело
наше будет скверно. Жить, не тужить, никого не огорчать,
никого не осуждать, и всем мое почтение. Терпел пророк
Моисей, терпел пророк Елисей, терпел пророк Илия, такожде
потерплю и я. Это слова преподобного Амвросия Оптинского.
Но есть предсказание, что расцвет России будет большой.
Еще по линии женской из дома Романовых должен быть царь у
нас. Это предсказание оптинских старцев. И предсказание
отца Иоанна Кронштадтского: Русь расцветет, как солнце.
Правда, вот сейчас такие сведения неспокойные. Все-таки
Буш хочет войну открыть, из-за нефти там и из-за всего. И
причем открыть он хочет прямо в день памяти князя Даниила,
700-летие. Вот надо сейчас помолиться, чтобы Господь не
попустил, вразумил его. Потому что это будет катастрофа
большая. Но, может быть, Господь за молитвы Царицы нашей
Небесной не попустит. Мы живем под покровом Матери Божией,
а Москва живет под покровом князя Даниила Московского.
Будем надеяться, что будет все хорошо. Но Русь расцветет,
как солнце, — это слова отца Иоанна Кронштадтского.

С архимандритом Даниилом беседовал
Александр Стародубцев

Данилов монастырь в Москве — история, фото, расписание богослужений, как добраться, карта

История строительства

Монастырь в советский период

Здания и сооружения

Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов

Троицкий собор

Надвратная церковь

Современные часовни

Туфля Спиридона Тримифутского

Некрополь Данилова монастыря

Монастырский хор

Расписание богослужений

Где находится и как добраться

Данилов монастырь в Москве на карте

Старейший Свято-Данилов монастырь в Москве в настоящее время является административным и, прежде всего, духовным центром России. Расположенный в живописном месте на берегу реки, он поражает своей красивой и неповторимой русской архитектурой.

История строительства

Монастырь основан в 1282 году четвертым сыном князя Александра Невского – Даниилом. Назван в честь Даниила Столпника, жившего в V веке, и получил название за свой аскетический подвиг. Находясь в Сирии, Даниил встретил монаха Симеона, много лет жившего на вершине каменного возвышения – столпа. Праведная жизнь монаха Симеона поразила Даниила, он решил последовать примеру и, поселившись недалеко от города Константинополя, начал новую жизнь стилиста. Через какое-то время он показал способность лечить и предсказывать.

Принц Даниэль был миролюбивым и нежным человеком. Он прожил немногим более сорока лет и в своей короткой, но плодотворной и богатой событиями жизни постарался сделать как можно больше для возвышения Московского княжества и объединения русских земель. За годы княжения Москва стала самостоятельным удельным княжеством. В конце жизни князь Даниил был пострижен, а в XVII веке причислен к лику святых. Останки князя, находившиеся раньше на кладбище, были торжественно перенесены в Троицкий собор.

После закрытия монастырского комплекса в 1930 году святые мощи были помещены в храме Воскресения Словущего. Потом информация об их местонахождении утеряна, до сих пор не найдена. Монастырь возродился при Иване Грозном. В 1555-1560 годах был построен каменный храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В мае 1561 года он был освящен митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного, его сподвижников и родственников. Царь подарил собору Владимирскую икону Божией Матери, на которой были портреты самого государя, старшего сына и митрополита Московского Макария.

В самом начале XVII века территория монастыря была обнесена массивной каменной стеной со смотровыми башнями. Данилов монастырь за время своего существования несколько раз подвергался грабежам и поджогам. Он сильно пострадал от пожара в 1610 году, в так называемое Смутное время, когда Лжедмитрий II с войском подошел к стенам города, желая захватить престол. Французские завоеватели в годы Отечественной войны разграбили и беспощадно уничтожили православные святыни, захватили и унесли с собой всю церковную казну.

Монастырь в советский период

На самом деле, после того как власть в стране перешла к большевикам, храмовый комплекс не мог полноценно функционировать с 1918 года, но монастырская жизнь продолжалась до окончательного закрытия. В частности, сюда в 1920-е годы прибывали архиереи, назначенные Патриархом Московским Тихоном, хотя они и не могли исполнять возложенные на них обязанности из-за запретов властей.

В 1929 году здесь была устроена колония для малолетних правонарушителей и детей репрессированных. Условия жизни были нечеловеческими, дети часто болели и умирали, их хоронили на старом монастырском кладбище. Во время закрытия пострадала уникальная библиотека – часть книг исчезла, часть до сих пор находится в московских архивах. Возможно, старые церковные книги будут возвращены настоящему владельцу.

Более 50 лет Русская Православная Церковь не владела религиозным комплексом; его вернули только в 1983 году. Власти также разрешили строительство новых служебных и культовых зданий. Реставрация осуществлялась за счет московских приходов и поступлений иногородних епархий. Руководил работами архитектор И. И. Маковецкий. Настоящее возрождение храмового комплекса началось при архимандрите Евлогии.

Менее чем за пять лет монастырская братия восстановила здания, а в 1988 здесь был организован центр празднования великого для всех православных христиан события — 1000-летия Крещения Руси.

Здания и сооружения

Нынешний мужской монастырь в Москве был основан в 13 веке, здания, дошедшие до наших дней, были возведены значительно позже – в 16 веке, тем не менее комплекс считается самым древним. В его стенах расположены здания религиозного назначения, жилые и административные здания – корпус больницы, гостиница, братская комната, резиденция Священного Синода и другие.

Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов

Это старейшее каменное здание, существующее сегодня. Церковь строилась с 1555 по 1560 год, весной 1561 года была освящена митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного и его приближенных. Во второй половине 70-х годов XVII века рядом была построена трапезная Покровская церковь. В 1730 г. трапезную разобрали и возвели на сводах новую, в стиле «московского барокко»9.0003

В 1752 году с западной стороны была построена церковь Даниила Столпника, а в 1806 году были пристроены приделы, посвященные святым Борису и Глебу, а также князю Даниилу. В 1970-1980 годах здание реставрировали и вновь освятили в 1988 году. Здание представляет собой сложное сооружение, которое несколько раз перестраивалось. Получилась уникальная для архитектуры Москвы композиция, в которой два верхних храма помещались на один нижний.

Троицкий собор

Самое значительное здание в стиле русского классицизма. По одним данным, проект принадлежит архитектору Бове, другие считают, что автором был архитектор Тюрин. В 1930 г. собор был закрыт, а внутреннее убранство полностью перестроено. Многие уникальные детали были безвозвратно утеряны.

В ХХ в. после передачи монастыря Русской православной церкви храм вновь был перепланирован и ему возвращен первоначальный вид – фасады здания украсили тосканскими портиками, ротонду увенчала купольная крыша. Собор был построен на высоком цоколе, в котором сейчас находится церковь Иоанна Предтечи. В настоящее время Троицкий собор является крупнейшим действующим храмом.

Надвратная церковь

К 1732 году относится строительство Надвратной церкви-колокольни Симеона Столпника. Установлена ​​над Святыми вратами. Здание в стиле барокко имеет несколько ярусов и богато украшено балясинами. Архитектура сохранилась в первозданном виде. Колокольню над храмом разобрали, колокола хотели отлить для хозяйственных нужд страны, но их выкупил и вывез в США дипломат Чарльз Крейн, подарив Гарвардскому университету. 45-метровая колокольня была восстановлена ​​в 1984 с установленными 16 новыми колоколами. В 2007 году их обменяли на оригинальные, которые сохранились в Гарварде.

Часовни современные

Верхняя часовня построена в 1988 году по проекту архитектора Ю.Г. Алонова, представляют собой четыре сквозные арки. Здание венчает купол с крестом.

Спроектировал Мемориальную часовню, напоминающую свечу, тоже Алонова. Построенное рядом с Нагорной башней место выбрано не случайно – старый некрополь, основанный в 19 в.го века, отсюда началось.

За часовней, вдоль монастырской стены, можно увидеть сохранившиеся надгробия и каменную плиту с изображением креста, так как в 1930 году большая часть кладбища была сровнена с землей. Как пояснили власти, это было сделано для того, чтобы расширить территорию для детской колонии, расположенной в монастыре.

Туфля Спиридона Тримифунтского

С 15 века в Греции хранятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского. В апреле 2007 года митрополит Керкирский преподнес расшитую золотыми нитями туфельку от мощей святителя в дар Данилову монастырю в связи с пребыванием его десницы в России. Туфелька была помещена в стеклянную витрину вместе с изображением святого. Спиридон Тримифунтский при жизни творил чудеса, но и после его смерти верующие наблюдают удивительные вещи: его нетленное тело имеет такую ​​же температуру, как и тело живого человека.

Говорят, что святитель до сих пор помогает нуждающимся – обувь Спиридона изнашивается, ее периодически меняют, а старую обувь как святыню передают в разные приходы. Каждый верующий может поклониться реликвии и попросить тайну, либо оставить записку, которую затем служители сжигают, чтобы просьбы исполнились.

Некрополь Данилова монастыря

Согласно археологическим исследованиям, здесь начали хоронить умерших в 15 веке. При раскопках, проводившихся в 60-х гг.века были найдены каменные надгробия того времени. На некоторых вырезаны надписи на немецком и латинском языках. С XVII века в некрополе хоронили рядовых монахов и игуменов, позже представителей знати, военачальников, известных меценатов, выдающихся деятелей России.

Слава Даниловского кладбища в местах захоронения талантливых и самобытных личностей, здесь похоронены писатель Гоголь, поэт и художник Хомяков, философ Самарин, публицист Кошелев, историк Венелин и другие. Некрополь был разрушен, многие надгробия исчезли. Некоторые останки были перенесены на Новодевичье кладбище в Москве, в том числе останки Гоголя и Языкова. Сейчас на месте кладбища построено новое здание, в котором находится резиденция патриархов.

Монастырский хор

Мужской праздничный концертный хор образован в 1994 году. По праздникам и воскресеньям хор принимает участие в торжественных богослужениях, но занимается не только церковной деятельностью: хор также участвует в просветительских концертах, часто гастроли по России и за ее пределами.

В состав коллектива входят профессиональные музыканты, все имеют дипломы высших музыкальных учебных заведений. В репертуар входят сложные церковные песнопения в честь христианских праздников. Кроме того, группа исполняет вальсы и романсы, русские народные и патриотические песни, гимны. Выпускает диски, регулярно делая записи как старых и известных, так и новых произведений.

Расписание богослужений

Для посетителей вход на территорию открыт с 06:00 до 21:00. Экскурсии – каждый день с 09:00 до 18:00. Церковная лавка открыта.

Ежедневно:

Похоронные обряды, крещения и свадьбы не совершаются.

Следует помнить, что монастырь действующий, поэтому необходимо соблюдать правила посещения: женщины должны быть в платьях или юбках ниже колен, с покрытой головой. Мужчинам нельзя приходить в шортах и ​​обязательно снимать головные уборы.

Где находится и как добраться

Адрес: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22.

Как добраться:

  1. На метро по Серпуховско-Тимирязевской линии до станции «Тульская» (доехать на последнем вагоне из центра). Далее пешком до улицы Даниловский Вал, по трамвайным путям, не сворачивая. Время – около 10 минут со средним шагом.
  2. Трамваем от станции метро «Павелецкая» до остановки «Свято-Данилов монастырь».

Даниловский монастырь в Москве – один из главных духовных центров России. Есть курсы для взрослых и воскресная школа для детей, православное издательство и экскурсионное бюро. Все здания отреставрированы, в церквях проходят службы. В эти священные места приезжают не только верующие, но и все люди, интересующиеся историей своей страны.

Данилов монастырь в Москве на карте

После 78 лет в Гарварде Даниловы колокола вернутся в Россию — Harvard Gazette

После 78 лет убежища в Гарвардском университете легендарные русские колокола, спасенные от сталинских усилий по уничтожению религиозных артефактов, навсегда вернутся этим летом в свой бывший дом, Данилов монастырь в Москве.

Колокола Данилова, известные в кампусе Гарварда как «Колокола Лоуэлл Хаус» по названию жилого дома, в башне которого они висят с 1930 года, будут заменены набором из 17 новых колоколов, отлитых на российском литейном заводе на условиях, согласованных Гарвард и Русская Православная Церковь.

Демонтаж Даниловских колоколов из Лоуэлл Хаус начнется в конце июня, а установка новых колоколов начнется в середине июля.

«За прошедшие годы студенты разработали множество стилей звона в колокола, и уши многих поколений студентов Гарварда привыкли к их характерному звуку», — говорит Дайана Л. Эк, мастер Lowell House и профессор сравнительного религиоведения и индийского языка. учится в Гарварде. «Действительно, без них не обходится ни одна великая гарвардская церемония».

Помимо звона по радостным событиям, таким как ежегодные церемонии вручения дипломов в Гарварде, колокола на протяжении многих лет звонили в ознаменование мрачных событий, таких как убийство Мартина Лютера Кинга-младшего в 1968 году и теракты 11 сентября 2001 года.

В течение многих лет носящие беруши и не боящиеся непогоды «клаппермейстеры» из студенческой группы под названием «Общество русских звонарей Лоуэлл Хаус» сделали гарвардскую традицию играть в колокола в 13:00. по воскресеньям во второй половине дня, а также передавать знания и навыки звона в колокола из поколения в поколение студентов.

В связи с тем, что проект по возвращению колоколов открыл новую эру культурных отношений между Лоуэлл-хаусом и Даниловым монастырем, гарвардские звонари ездили в Россию на стажировку, а российские специалисты по колоколам проводили мастер-классы по колокольному звону в Лоуэлл-Хаусе.

«Сегодня наша команда звонарей издает богатый, многослойный звук, который прекраснее, чем когда-либо, — говорит Экк. «Мы полюбили эти старые колокола, но мы рады видеть, что они возвращаются в свой русский дом, и с нетерпением ждем их замены».

Сомастер Эк и Лоуэлл Хаус Дороти Остин в июле прошлого года присутствовала на церемонии в Москве, на которой Патриарх Русской Православной Церкви Алексей II освятил новые колокола и благословил их по дороге в Гарвард.

1-2 июня в Лоуэлл Хаус пройдет фестиваль звонарей и симпозиум, посвященный даниловским колоколам и их истории в Гарварде. Данилов монастырь представят настоятель монастыря, три старших звонаря и хор из 12 человек. Колокола, почитаемые многими россиянами, будут отмечены по возвращении в Москву в сентябре.

Находясь под угрозой уничтожения сталинистами, Даниловские колокола были куплены в 1929 году и вывезены из Советского Союза американским дипломатом, филантропом и бизнесменом Чарльзом Р. Крейном, который подарил их Гарварду в 1930 году. Башня Лоуэлл-Хауса, затем строящаяся как башня с часами, была переделана под колокола. Все, кроме одного из 18 оригиналов, с тех пор проживают в Лоуэлл-Хаусе; последний, размещенный в башне библиотеки Бейкера Гарвардской школы бизнеса, в прошлом году вернулся в Россию.

Общий вес Даниловских колоколов составляет около 25 тонн, их вес варьируется от 22 до 26 700 фунтов. Самый массивный, называемый Колоколом Матери-Земли, имеет диаметр почти 9 футов и звонит изнутри, раскачивая 800-фунтовую хлопушку. Большинство колоколов отлито в 19 веке, но считается, что самый старый из них датируется примерно 1690 годом. На сторонах и плечах колоколов изображены иконы Христа, святых и Марии, а также крылатые ангелы, медальоны и завитки цветочного декора. Меньшие колокола не украшены.

Признавая, что колокола на законных основаниях принадлежат Гарварду, более чем 700-летний Данилов монастырь, ныне штаб-квартира Русской православной церкви, в течение последних 20 лет обращался с официальными и неофициальными просьбами об их возвращении. Соглашение между Гарвардом и церковью, достигнутое в декабре 2003 года, предусматривало, что Даниловские колокола будут переданы университетом в обмен на набор сменных колоколов. Фонд «Связь времен», занимающийся восстановлением русского искусства и культуры, профинансировал замену колоколов.

Отлитые на литейном заводе «Вера» в Воронеже, Россия, колокола на замену прибыли в прошлом году на американскую землю и сейчас находятся на складе в Южном Бостоне в ожидании установки.

«Посетив несколько литейных заводов в России, мы выбрали тот, который мог очень точно и надежно воспроизвести самые большие и сложные колокола», — говорит Питер Райли, директор по управлению проектами в Harvard Real Estate Services, который принимал непосредственное участие в отливке новые колокола для Лоуэлл Хаус. «Большие колокола в новом наборе имеют характер, сложность и резонанс больших колоколов Данилова и вызовут сильные воспоминания об этих колоколах».

Даниловские колокола прозвенят в последний раз в Кембридже на церемонии вручения дипломов Гарварда 5 июня. Через четыре дня начнется возведение строительных лесов вокруг башни Лоуэлл Хаус. Позже в июне аркада на высоте 111 футов вверх по северному фасаду башни Лоуэлл, выходящая на улицу Маунт-Оберн, будет вырезана, чтобы обеспечить доступ к колоколам.

В июле, после демонтажа Даниловских колоколов и перед установкой новых колоколов, нынешняя колокольная тележка из тяжелых бревен будет демонтирована и заменена новой стальной несущей конструкцией внутри башни. По совету российских кампанологов сменные колокола будут переставлены для облегчения доступа, удобства использования и улучшения звучания.

Пока башня Лоуэлл-Хауса окружена строительными лесами, Гарвард полностью восстановит 214-футовую конструкцию, отремонтировав треснувший кирпич в основании башни и обновив деревянную конструкцию над ней. Синий купол башни будет перекрашен в более темный оттенок, определенный в результате анализа краски и, как считается, более точно отражающий его первоначальный цвет 1930 года, а 12-футовый флюгер на вершине башни, среди других позолоченных архитектурных элементов, будет перекрашен сусальным золотом. Новое архитектурное освещение будет освещать башню и фронтоны ночью.

Ожидается, что все строительные работы будут завершены к концу августа. Подрядчиком как по восстановлению башни, так и по снятию и установке колокола является компания Consigli Construction из Милфорда, штат Массачусетс. Finegold Alexander + Associates из Бостона является архитектором проекта.

Предстоящий фестиваль и симпозиум колоколов Лоуэлл Хаус-Данилов монастырь Празднование 77-летия русских колоколов в Лоуэлл Хаус и возвращение колоколов этим летом

Воскресенье (1 июня)
Полдень Колокола Лоуэлла

Приветствие и концерт колокольного звона
Обеденный зал и внутренний двор Lowell House

14:00–18:00 Даниловский монастырь и Гарвард
История монастыря и его великих колоколов, дух русского звона и спасение колоколов Чарльза Р.