Содержание
5. Импрессионизм из коллекции Пушкинского музея
Введение
- 7 Отзывы
- Бесплатно
EnglishРусский
Поделиться
Прослушать историю
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Импрессионизм – это течение в искусстве, возникшее во Франции в последней трети ХIХ века. В 60-70-е годы ХIХ столетия многие молодые французские художники, неудовлетворенные господством академической традиции начинают поиски путей обновления искусства. Они обращаются к темам и мотивам, взятым из реальной жизни: героями их произведений, становятся парижане, посетители театров, завсегдатаи кафе. Художники стремятся привнести в свои работы свежесть впечатления и непосредственность восприятия действительности.
Значительную роль в этом движении сыграл Эдуард Мане, которого принято рассматривать как предвестника импрессионизма, хотя сам мастер не считал себя приверженцем этого направления. Именно вокруг него объединились молодые живописцы: Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар.
История импрессионизма неотделима от творческой биографии Клода Моне. Даже сам термин импрессионизм (фр. impression – впечатление) своим происхождением обязан названию картины мастера «Впечатление. Восход солнца» («L’impression. Le soleil levant»). Главные открытия Моне совершил в жанре пейзажа, начав писать картины на пленэре. Изображение природы как изменчивой динамической среды стало основой творчества Камиля Писсарро и Альфреда Сислея.
Пьер-Огюст Ренуар воплотил новый идеал не только в пейзажном жанре, но и в многофигурных композициях, портретах, в изображении обнаженной натуры.
Особое положение занимает живопись Эдгара Дега. Используя технику пастели, Дега умело совмещал энергичный рисунок с выразительными возможностями цвета.
Последняя, восьмая выставка импрессионистов состоялась в Париже в 1886 году.
ГМИИ им. А.С.Пушкина обладает великолепными по качеству произведениями художников импрессионистов. Основу музейного собрания составляют коллекции Ивана Абрамовича Морозова и Сергея Ивановича Щукина. Представители богатых купеческих семей, они первыми стали собирать произведения современного им французского искусства, сумев за короткий срок создать коллекции, принадлежащие к числу наиболее знаменитых в мире.
Запустить аудиотур
Tour stops
Предоставлено
ГМИИ им. А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства.
Все аудиогиды
Отзывы
Я оцениваю этот тур
A minimum rating of 1 star is required.
Ваше имя
Please fill in your name.
Комментарий (необяз.)
Leave this field blank
Людмила
5 out of 5 rating
08-22-2022Очень профессиональная искусствоведческая информация, грамотная подача материала
Алексей
5 out of 5 rating
08-01-2021Спасибо
Екатерина
5 out of 5 rating
03-25-2021Огромное спасибо!
Леонтий
5 out of 5 rating
05-01-2020Превосходно! Помогло для написания работы по истории искусств.
Тамара
5 out of 5 rating
03-22-2020Прекрасная экскурсия в мир импрессионистов!
Открыть в приложении
Импрессионисты вернулись в постоянную экспозицию Пушкинского музея
https://ria. ru/20220201/gmii-1770519271.html
Импрессионисты вернулись в постоянную экспозицию Пушкинского музея
Импрессионисты вернулись в постоянную экспозицию Пушкинского музея — РИА Новости, 02.02.2022
Импрессионисты вернулись в постоянную экспозицию Пушкинского музея
Постоянная экспозиция второго и третьего этажей Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков вновь открыта к посещению в ГМИИ имени Пушкина. В нее… РИА Новости, 02.02.2022
2022-02-01T18:48
2022-02-01T18:48
2022-02-02T11:04
культура
новости культуры
государственный музей изобразительных искусств имени а. с. пушкина
музеи
выставки
куда сходить
василий кандинский
анри матисс
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/01/1770515322_0:0:2959:1664_1920x0_80_0_0_65df53fef9fcd9cb9ae77da4c0adabe4.jpg
МОСКВА, 1 фев — РИА Новости. Постоянная экспозиция второго и третьего этажей Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков вновь открыта к посещению в ГМИИ имени Пушкина. В нее вошли как «постоянные участники», так и работы, хранившиеся в запасниках, — Гогена, Сезанна, Дега, Пикассо, Ренуара, Моне, передает корреспондент РИА Новости.Ранее экспозиция была временно закрыта, поскольку в конце августа большая часть картин уехала в Париж на выставку «Коллекция Морозовых. Шедевры нового искусства» в Фонде Луи Виттон. В течение этого периода в Галерее было открыто одновременно три выставки — «Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен» на первом этаже, «Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли» на втором этаже, куда также входили картины из основной экспозиции, и «Ксения Хауснер. Правдивая ложь» на третьем этаже.В залах второго этажа в вернувшейся экспозиции представлены работы художников XIX века — Делакруа, Гойи, Фридриха, в том числе барбизонцев и импрессионистов. Посетители увидят такие работы, как «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, «Белые кувшинки» и «Завтрак на траве» Клода Моне, «Ночной праздник на воде» Гастона Ла Туша, «Нагая женщина, сидящая на кушетке» Ренуара.»Работы Клода Моне мы расположили возле искусства Синьяка — сохраняя традиции импрессионизма, мы перемежаем его с неоимпрессионизмом. Они очень любопытно взаимодействуют между собой, поскольку это вещи одних лет, но они очень не похожи. Мы, как кураторы, реконструируем этот острый момент в истории импрессионизма и не отказали себе в удовольствии завести интригу в экспозицию — вещи те же, но взаимодействуют по-новому», — сказал старший научный сотрудник-хранитель музея Алексей Петухов.Зал Ренуара включает работы живописцев, на которых повлиял художник, — например, зрители могут ознакомиться с полотном «Дорога в школу в Эдаме» кисти Макса Либермана.В центре зала, посвященного Парижу, находится полотно «Дым окружной парижской железной дороги», написанное в 1885 году Луиджи Луаром. По словам Петухова, отдельный «парижский зал» — это традиция и своеобразное «виртуальное путешествие в Париж прекрасной эпохи» через картины художников, вдохновленных городом. Особую ценность представляет небольшая работа «Ночь и день», написанная около 1900 года Одилоном Редоном — ее достали из запасников специально для обновленной экспозиции. Как признался Петухов, ее в музее показывают крайне редко, поскольку это «очень тонкая, хрупкая пастель». По мнению хранителя, картина Редона «источает мистику, некий французский космизм».Раньше в одном из залов находились работы из коллекции Сергея Третьякова, который, в отличие от брата Павла, собирал не русское искусство, а современное западное. «Масса произведений из коллекции Сергея Третьякова ушла в Дом-музей братьев Третьяковых, и их нужно было заменить. Значительное число работ здесь достали из запасников. Атмосфера его собрания состоит из пейзажей барбизонской школы и главная жемчужина здесь, которую мы не отдали коллегам — «Деревенская любовь» Жюля Бастьена-Лепажа, которая хранится в ГМИИ с 1948 года», — сказал Петухов в ходе экскурсии.Некоторые работы залов второго этажа не выставлялись ранее или выставлялись, но очень давно из-за исключительной хрупкости и требований бережного хранения — например, «Дама у окна» Анри де Тулуз-Лотрека. По словам Петухова, ее не рекомендуется выставлять надолго, сейчас ГМИИ старается показывать эту работу редко, потому что, «как ни старайся, картон все же ранимая история, он выгорает».На третьем этаже разместились полотна постимпрессионистов. Там расположены такие шедевры, как «Слепой нищий с мальчиком» Пабло Пикассо, «Импровизация 20. Две лошади» Василия Кандинского, «Муза, вдохновляющая поэта» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Пьеро и Арлекин» Поля Сезанна, а также шесть работ фовиста Альбера Марке.Отдельного внимания заслуживает самое раннее полотно Анри Матисса из собрания ГМИИ — «Корсиканский пейзаж. Оливы», написанное в 1898 году. «Пейзаж в прошлом году у нас попросило представительство Корсики — на выставку «Матисс на Корсике». Эта вещь впервые за более чем столетие своей истории совершила вот такой вояж туда, где была когда-то создана», — рассказал Петухов.В залах третьего этажа также, как и в залах второго, есть очень хрупкие работы, увидевшие свет ради экспозиции. Например, «Баржи на сене» Мориса Вламинка, по словам Петухова, «написана чересчур эмоционально и находится в крайне слабом состоянии», а картина «Купание в озере» Жоржа Руо изображена на бумаге, наклеенной на картон — единственная вещь Руо в собрании в ГМИИ, которая к тому же «провела в запаснике» около семи лет. Также на третьем этаже представлена небольшая коллекция итальянского искусства XX столетия — здесь расположены и «экзотические» работы, такие как «Девушка в мастерской» Феличе Казорати, и более известные, как «Воскресенье калабрийского рабочего в Риме» Ренато Гуттузо.
https://ria.ru/20220127/morozovy-1769778732.html
https://ria.ru/20220130/tretyakovy-1769736885.html
https://ria.ru/20211019/reekspozitsiya-1755157934.html
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/01/1770515322_82:0:2811:2047_1920x0_80_0_0_a6716762a781f1b5f6f975e8617df498.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
новости культуры, государственный музей изобразительных искусств имени а. с. пушкина, музеи, выставки, куда сходить , василий кандинский, анри матисс, пабло пикассо, поль сезанн, поль гоген, клод моне
Культура, Новости культуры, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музеи, Выставки, куда сходить , Василий Кандинский, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Поль Сезанн, Поль Гоген, Клод Моне
МОСКВА, 1 фев — РИА Новости. Постоянная экспозиция второго и третьего этажей Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков вновь открыта к посещению в ГМИИ имени Пушкина. В нее вошли как «постоянные участники», так и работы, хранившиеся в запасниках, — Гогена, Сезанна, Дега, Пикассо, Ренуара, Моне, передает корреспондент РИА Новости.
Ранее экспозиция была временно закрыта, поскольку в конце августа большая часть картин уехала в Париж на выставку «Коллекция Морозовых. Шедевры нового искусства» в Фонде Луи Виттон.
Выставка «Коллекция Ивана и Михаила Морозовых» откроется в ГМИИ в июне
27 января 2022, 14:39
В течение этого периода в Галерее было открыто одновременно три выставки — «Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен» на первом этаже, «Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли» на втором этаже, куда также входили картины из основной экспозиции, и «Ксения Хауснер. Правдивая ложь» на третьем этаже.
В залах второго этажа в вернувшейся экспозиции представлены работы художников XIX века — Делакруа, Гойи, Фридриха, в том числе барбизонцев и импрессионистов. Посетители увидят такие работы, как «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, «Белые кувшинки» и «Завтрак на траве» Клода Моне, «Ночной праздник на воде» Гастона Ла Туша, «Нагая женщина, сидящая на кушетке» Ренуара.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от ГМИИ им. А.С. Пушкина (@theartsmuseum)
«Работы Клода Моне мы расположили возле искусства Синьяка — сохраняя традиции импрессионизма, мы перемежаем его с неоимпрессионизмом. Они очень любопытно взаимодействуют между собой, поскольку это вещи одних лет, но они очень не похожи. Мы, как кураторы, реконструируем этот острый момент в истории импрессионизма и не отказали себе в удовольствии завести интригу в экспозицию — вещи те же, но взаимодействуют по-новому», — сказал старший научный сотрудник-хранитель музея Алексей Петухов.
Зал Ренуара включает работы живописцев, на которых повлиял художник, — например, зрители могут ознакомиться с полотном «Дорога в школу в Эдаме» кисти Макса Либермана.
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкПосетители у картины Луиджи Луара «Дым окружной парижской железной дороги (Парижской предместье)» на обновленной экспозиции в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Посетители у картины Луиджи Луара «Дым окружной парижской железной дороги (Парижской предместье)» на обновленной экспозиции в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
В центре зала, посвященного Парижу, находится полотно «Дым окружной парижской железной дороги», написанное в 1885 году Луиджи Луаром. По словам Петухова, отдельный «парижский зал» — это традиция и своеобразное «виртуальное путешествие в Париж прекрасной эпохи» через картины художников, вдохновленных городом.
Особую ценность представляет небольшая работа «Ночь и день», написанная около 1900 года Одилоном Редоном — ее достали из запасников специально для обновленной экспозиции. Как признался Петухов, ее в музее показывают крайне редко, поскольку это «очень тонкая, хрупкая пастель». По мнению хранителя, картина Редона «источает мистику, некий французский космизм».
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкПосетительница у картины Одилона Редона «День и ночь» на обновленной экспозиции в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Посетительница у картины Одилона Редона «День и ночь» на обновленной экспозиции в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Раньше в одном из залов находились работы из коллекции Сергея Третьякова, который, в отличие от брата Павла, собирал не русское искусство, а современное западное. «Масса произведений из коллекции Сергея Третьякова ушла в Дом-музей братьев Третьяковых, и их нужно было заменить.
Третьяковская галерея рассказывает о своих основателях в новом музее
30 января 2022, 08:00
Значительное число работ здесь достали из запасников. Атмосфера его собрания состоит из пейзажей барбизонской школы и главная жемчужина здесь, которую мы не отдали коллегам — «Деревенская любовь» Жюля Бастьена-Лепажа, которая хранится в ГМИИ с 1948 года», — сказал Петухов в ходе экскурсии.
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкПосетители у картины Жюля Бастьена-Лепажа «Деревенская любовь» на обновленной экспозиции в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Посетители у картины Жюля Бастьена-Лепажа «Деревенская любовь» на обновленной экспозиции в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Некоторые работы залов второго этажа не выставлялись ранее или выставлялись, но очень давно из-за исключительной хрупкости и требований бережного хранения — например, «Дама у окна» Анри де Тулуз-Лотрека. По словам Петухова, ее не рекомендуется выставлять надолго, сейчас ГМИИ старается показывать эту работу редко, потому что, «как ни старайся, картон все же ранимая история, он выгорает».
На третьем этаже разместились полотна постимпрессионистов. Там расположены такие шедевры, как «Слепой нищий с мальчиком» Пабло Пикассо, «Импровизация 20. Две лошади» Василия Кандинского, «Муза, вдохновляющая поэта» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Пьеро и Арлекин» Поля Сезанна, а также шесть работ фовиста Альбера Марке.
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкКартина Мэри Кэссетт «Мать и дитя» на обновленной экспозиции в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Картина Мэри Кэссетт «Мать и дитя» на обновленной экспозиции в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Отдельного внимания заслуживает самое раннее полотно Анри Матисса из собрания ГМИИ — «Корсиканский пейзаж. Оливы», написанное в 1898 году. «Пейзаж в прошлом году у нас попросило представительство Корсики — на выставку «Матисс на Корсике». Эта вещь впервые за более чем столетие своей истории совершила вот такой вояж туда, где была когда-то создана», — рассказал Петухов.
В залах третьего этажа также, как и в залах второго, есть очень хрупкие работы, увидевшие свет ради экспозиции. Например, «Баржи на сене» Мориса Вламинка, по словам Петухова, «написана чересчур эмоционально и находится в крайне слабом состоянии», а картина «Купание в озере» Жоржа Руо изображена на бумаге, наклеенной на картон — единственная вещь Руо в собрании в ГМИИ, которая к тому же «провела в запаснике» около семи лет.
Также на третьем этаже представлена небольшая коллекция итальянского искусства XX столетия — здесь расположены и «экзотические» работы, такие как «Девушка в мастерской» Феличе Казорати, и более известные, как «Воскресенье калабрийского рабочего в Риме» Ренато Гуттузо.
Французский сценограф поменял экспозицию в залах ГМИИ имени Пушкина
19 октября 2021, 12:50
импрессионистов встречают передвижников в Пушкинском музее
Это шоу объединяет французских и русских фаворитов, и, возможно, вы увидите их по-разному.
Мария Тихонова
Жаркая московская выставка, которая собрала людей
у Пушкинского музея в декабрьские холода выстраиваются в очередь «Передвижники».
и импрессионисты: на пути в ХХ век».
Выставка исследует параллели между двумя
школы живописи и редкая возможность увидеть жемчужины пушкинской
Знаменитая коллекция импрессионистов музея и Третьяковская галерея
комплексная коллекция передвижников в одном месте.
Пока импрессионистам не нужен
введения, вы могли не знать о передвижниках, которых иногда называют
Странники» или «Странники». Это было
группа русских художников-реалистов, выступавших против ограничений академического
искусство.
В экспозиции около 80 экспонатов,
возможно, лучшие произведения искусства каждой школы. Вы можете увидеть Эдуарда Мане
картины рядом с работами Ильи Репина и Владимира Маковского, Альфреда Сислея
бок о бок с Алексеем Саврасовым, Валентином Серовым с Пабло Пикассо и Николаем
Ярошенко с Пьером-Огюстом Ренуаром.
Антонова Ирина Анатольевна, Президент
ГМИИ им. А.С. Пушкина и человек, стоящий за концепцией выставки, рассказали в интервью
с The Moscow Times, что «передвижники и импрессионисты — это два
крупнейшие школы живописи как с точки зрения их творческой продукции, так и их
размышления о состоянии искусства второй половины XIX века».
Картина Камиля Писсаро «Авеню д’Опера. Эффект снега. Утро» написана в 1898 году.
Андрей Шикин
Разное
Общества, разные движения — но удивительные сходства
Идея выставки возникла из
исследования известного российского искусствоведа Нины Дмитриевой (1917–2003),
исследовавших русское искусство в глобальном контексте. В ее статье
«Передвижники и импрессионисты» она размышляла о том, как две художественные школы с
разные философии появились примерно в одно и то же время в России и Франции,
и как — несмотря на различия — у них было много общего.
Обе школы противостояли официальному
ограничения академического искусства. Четырнадцать передвижников ушли из Академии художеств в
Санкт-Петербурге, а затем основал Общество передвижных художественных выставок в
1870. Первые выставки импрессионистов были высмеяны критиками и высмеяны.
в обществе.
Жили и передвижники, и импрессионисты
по новым принципам, прежде всего — изображения реальной жизни. бытовые предметы,
как рабочие в поле или люди, устраивающие пикник в парке, стали приемлемыми в
эта новая парадигма. «Так в «Олимпии» Эдуард Мане нарисовал настоящую женщину в настоящем.
окружение, а не Венера или Даная или какой-либо другой персонаж из мифологии
или христианство», — сказала Антонова. Мане часто называют отцом-основателем
модернизма для этого перехода к реализму. Он начал работать в рамках
рамки старой системы, как все передвижники вышли из
Академия художеств.
Конечно, французское общество того времени было
сильно отличается от русского. «Ко второй половине XIX века во Франции
пережил несколько революций, а Россия только что отменила крепостное право, так что это
Понятно, что наши страны не были в одной отправной точке», — сказала Антонова.
Однако в мире искусства и Россия, и Франция двигались к реализму.
Французский и русский художественные миры были в порядке
связаны в 19 в. Илья Репин, Василий Поленов и другие
передвижники регулярно ездили учиться во Францию, иногда работали в Париже на
три года на тот момент.
Константин Коровин нарисовал свой вид Парижа в 1912 году.
Андрей Шикин
Искусство, которое последовало за ним
На выставке также представлены несколько работ
постимпрессионисты Поль Сезанн, Винсент Ван Гог и Поль Гоген,
входят как современники, так и младшие сверстники импрессионистов. Шоу
также включает русских живописцев, «происшедших» от передвижников. «Это
почему у нас Валентин Серов рядом с ранним Пабло Пикассо и мы показываем Николая Ге
вместе с Полем Гогеном», — сказала Антонова. Есть также работы Михаила
Врубель и «русский импрессионист» Константин Коровин.
Последний раздел выставки открывает
в 20 веке. Русское искусство на рубеже веков сделало большие успехи, которые
привело к авангардному движению в начале 20-го века. «Вот когда
На сцену выходят Малевич и Кандинский, и Россия становится самой передовой
стране с точки зрения революционного искусства. На этот раз за нами последовали и другие страны», — Антонова.
сказал.
Выставка продлится до 25 февраля.
Подробнее о:
Статья
Блокбастерная выставка, разорванная надвое российской войной
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета
Крупная художественная выставка должна была объединить шедевры из Лондона и Москвы, пока Россия не вторглась в Украину. Теперь Россия отрезана от Запада, и сокровища каждой стороны остаются на месте.
Картина Пикассо на выставке в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Совместная выставка, запланированная музеем и Национальной галереей в Лондоне, была разделена на две части. Фото … Наталья Колесникова / Agence France-Presse — Getty Images
Каждый день на этой неделе сотни посетителей Национальной галереи в Лондоне восхищались знаменитой выставкой «После импрессионизма», посвященной тому, как на рубеже 20-го века художники, включая Ван Гога, Сезанн и Пикассо подтолкнули искусство к смелым новым направлениям.
Любители искусства тоже посещают учреждение, находящееся за 2700 миль: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
До того, как Россия вторглась в Украину, два музея совместно работали над одной выставкой «После импрессионизма», в которой должны были быть собраны шедевры из обширных музейных фондов каждого учреждения. Выставка должна была открыться в Лондоне, а затем отправиться в Москву. Теперь шоу разведены; «Купальщиц» Сезанна в Национальной галерее можно будет увидеть только в Лондоне, а «Розовую студию» Анри Матисса, крупную картину яркого цвета и яркого декора, датируемую 19 веком.11, останется в Москве.
«Купальщицы» (1894–1905) Сезанна на выставке «После импрессионизма: изобретение современного искусства» в Национальной галерее в Лондоне. Кредит… Национальная галерея, Лондон «Розовая мастерская» Анри Матисса в ГМИИ им. Пушкина , в Москве. Кредит… Музей Пушкина
За прошедший год кураторы Национальной галереи искали по всему миру картины и скульптуры взамен 15 шедевров, ожидаемых из России. Кураторы Пушкинского, в свою очередь, переориентировали открывшуюся во вторник выставку «После импрессионизма» на русских художников. В прошлом году Ольга Любимова, министр культуры России, заявила, что крайне важно, чтобы выставки, которые были запланированы совместно с зарубежными музеями, состоялись, даже если эти музеи теперь отказываются предоставлять работы России.
В то время, когда западные оперные театры и концертные залы бьются над вопросом, возобновлять ли работу с русскими певцами и музыкантами, раздвоенная выставка «После впечатления» показывает, что западные музеи твердо придерживаются решения отрезать российские государственные институты до войны кончено. Хотя телефонные переговоры между коллегами с обеих сторон продолжаются, в остальном российские музеи изолированы от западного влияния и партнерства.
В недавних заявлениях министерство культуры России преуменьшает влияние изоляции и трубит о возможном культурном сотрудничестве со странами, которые не осудили войну, включая Китай, Оман и даже Кубу.
МэриЭнн Стивенс, ведущий куратор выставки «После импрессионизма» Национальной галереи, сказала в интервью, что ситуация напоминала возврат к 1970-м годам, когда жители Запада изо всех сил пытались заимствовать из невероятных коллекций искусства России и были затруднены в академических исследованиях. «Это глубоко угнетает и очень огорчает», — сказала она.
Ощущение того, что Россия закрыта, только усилилось в последние недели, когда правительство сменило руководство в нескольких крупнейших московских музеях, уволив директоров, которые продвигали совместные проекты с западными учреждениями.
Марина Лошак, директор Пушкинского музея в Москве и инициатор совместной выставки «После импрессионизма», подала в отставку в прошлом месяце после 10 лет работы в этой должности. В прошлом месяце Марина Лошак, давний директор Пушкина и движущая сила совместной выставки «После импрессионизма», ушла в отставку после 10 лет работы в этой роли.
В своем заявлении на аккаунтах Пушкин в социальных сетях она сказала, что пришло время новому директору «прийти с новой энергией, с новыми мыслями и с новыми амбициями». Но для многих в России позиция Лошак стала несостоятельной, потому что ее дочь Анна Монгайт — оппозиционный журналист, выступающий против войны. Лошак заявила в интервью The Art Newspaper Russia, что хочет уйти из Пушкина на своих условиях. Лошак сменила Елизавета Лихачева, ранее возглавлявшая Российский архитектурный музей имени Щусева.
В феврале аналогичная смена караула произошла в Государственной Третьяковской галерее, еще одном из крупнейших музеев Москвы, когда министерство культуры объявило о внезапном увольнении Зельфиры Трегуловой, неизменно независимого директора Третьяковской галереи с 2015 года. Елена Проничева, ранее руководившая научной коллекцией Политехнического музея в Москве.
Под руководством Трегуловой Третьяковская галерея устроила или провела несколько удивительных выставок современного искусства, в том числе одну, посвященную разнообразию и европейскому единству, и предоставила работы из своей коллекции по всей Европе. В январе министерство направило музею письмо с призывом сделать больше для популяризации «традиционных русских духовных и нравственных ценностей», согласно сообщению The Moscow Times. Спустя несколько недель министерство приняло решение не продлевать контракт Трегуловой. Трегулова сообщила журналистам, что узнала об этом решении из прессы.
Зельфира Трегулова, руководившая Государственной Третьяковской галереей в Москве с 2015 года, была внезапно уволена в феврале. Фото… Юрий Кочетков/EPA, через Shutterstock
И Лошак, и Трегулова отклонили просьбы об интервью для этой статьи; Пушкинский и Третьяковский музеи не ответили на подобные запросы.
Кэтрин Филлипс, британский искусствовед, работавшая в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге с 1990-х годов, сказала в интервью, что, хотя изменения были резкими, они, похоже, больше связаны с желанием правительства показать свою власть над культурной жизнью , а не пытаться изменить содержание музеев или «управлять культурой на микроуровне».
Однако в последнее десятилетие в некоторых российских музеях, особенно в военно-исторических учреждениях, наблюдается более патриотический поворот. За последний год министр культуры Любимова посетила и высоко оценила несколько таких выставок, в том числе московскую выставку, посвященную русским воинам-святым. Выставка, возможно, была задумана «в совершенно другой обстановке, с другим посылом», — сказала она, согласно пресс-релизу, но «тем более предусмотрительно открыть эту выставку сегодня».
Эрмитаж в Санкт-Петербурге был основан в 18 веке Екатериной Великой. Credit…Anton Vaganov/Reuters
Из всех музеев России Эрмитаж — основан в 18 веке Екатериной Великой, немкой княгиня, ставшая российской императрицей, — имела самые большие связи с Западной Европой. После вторжения России в Украину Эрмитаж отозвал многочисленные кредиты, в том числе яйца Фаберже из Музея Виктории и Альберта в Лондоне, картины из фонда Louis Vuitton в Париже и портрет Пикассо из итальянского музея.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский остается на месте. Пиотровский, возглавляющий музей с 1990 года, близок к президенту России Владимиру Путину и делал заявления в поддержку российского вторжения. В прошлом году в интервью российской газете Пиотровский сказал, что почувствовал себя «ударом в спину», когда иностранные музеи разорвали отношения с его учреждением.
В заявлении по электронной почте Пиотровский сказал, что «блокада музеев России» вынудила музей изменить свою работу. «Мы изучаем возможности проведения выставок из частных коллекций и из дружественных стран», — сказал он.
Из-за меньшего количества иностранных туристов музей пытается сохранить свое глобальное присутствие. Пиотровский сказал, что Эрмитаж становится все более активным в Интернете, что включает в себя виртуальные туры по музеям. В марте музей начал трансляцию прямых трансляций с веб-камер, направленных на два своих величайших шедевра современности — «Танец» и «Музыку» Матисса, — чтобы любители искусства за пределами России все еще могли их увидеть.
Музей будет работать и за пределами России, проводя мероприятия в Азии, на Ближнем Востоке и на Балканах, сказал Пиотровский, но не пояснил, в чем они состоят.
Официально российские музеи теперь могут смотреть на восток, но Владимир Определеленов, бывший заместитель директора ГМИИ им. и причудливых форм», а не по официальным каналам.