Содержание
Музей-дача В. В. Маяковского | Путеводитель Подмосковья
Музей-дача В. В. Маяковского | Путеводитель Подмосковья
Адрес | Пушкино, Акулова Гора, 7 | 22 км от Москвы |
---|---|---|
Контакты | +7 (903) 973-55-66 | |
Добавить в маршрут |
Дача — не совсем обычный музей: здесь воссоздана не столько обстановка, сколько сама суть мятежного «агитатора, горлана-главаря».
Владимир Маяковский бывал в Пушкино порядка четырёх раз в год. Например, в июне 1920 года хороший знакомый Маяковского – Румянцев пригласил поэта погостить у него. Именно здесь, летом 1920 года, когда «в сто сорок солнц закат пылал», Маяковский пригласил Солнце на чай. Дача Румянцева стала известной благодаря стихотворению «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Маяковский даже надписал точный адрес: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.»
Именно здесь поэт пишет дачные стихотворения: «Отношение к барышне», «Гейнообразное» и «Портсигар», «Весна», «Мы отдыхаем», «Дачный случай».
Судьбу музея трудно назвать простой: поселок Акулова гора в 1930-е годы оказался затоплен водами Учинского водохранилища. Перед затоплением дачу разобрали и перевезли в Новую Деревню.
В лихие 90-е дом дважды горел — в июле 1991-го огонь удалось потушить, а ровно через шесть лет случился новый пожар, уничтоживший здание полностью. Тем не менее, дачу удалось реконструировать и музей Маяковского продолжает жить. Прежде всего, это заслуга удивительного человека — протоиерея Андрея Дударева, полностью восстановившего здание.
Мысль о том, что именно здесь жил и работал Маяковский, принимал гостей, творчество которых является классикой мировой литературы и искусства, не дает покоя и вдохновляет на действия. На арт-площадке проходят фестивали, выставки и множество других мероприятий, с расписанием которых всегда можно познакомиться на сайте музея.
Актуальное расписание мероприятий ищете в социальных сетях музея. Экскурсии проводятся по выходным, билеты можно купить здесь. В будни дача Маяковского не принимает гостей.
Подробности можно узнать по телефонам: +7 (903) 973-55-66, +7 (916) 227-72-19.
Впечатления
Пушкино
Новостной портал города Пушкино и Пушкинского городского округа
В преддверии дня рождения Владимира Маяковского (19 июля) решил вспомнить о том, как воскресала Дача поэта на Акуловой горе. Честно говоря, самому стало интересно. Вспышки новых событий затмевают порой старые, не всегда бесполезные.
В 2007 году под впечатлением от творчества Сергея Есенина я восстанавливал в Москве дом постройки 1805 года, предназначенный Лужковым под новый музей «рязанского хулигана». Но это отдельная история.
Тогда и подумалось. А не организовать ли поэтический центр в родном Пушкино, на Акуловой горе? Дача Маяковского канула в лету, но осталась намоленное, так сказать, место. Ни о каком Маяковском не было и речи. Есенин, энергия его слова – вот главная тема, которая должна была лечь в основу этого центра.
Начались встречи. С Марией Прохоровной Колосковой (заведующей пушкинской библиотекой Маяковского), Светланой Ефимовной Стрижнёвой (директором Музея на Лубянке) и еще рядом лиц, курирующих тему Маяковского. Тут мне стало стыдно. Люди, говорившие о поэте, отражали нечто… настоящее. С Есениным познакомило меня его творчество, Маяковского же я почти не читал, хотя родился и вырос в пятистах метрах от его Дачи.
Пару томов Трибуна революции и… я уже не сомневался, что на Акуловой горе восстанавливать следует дачу именно Маяковского.
Место, где некогда располагался этот легендарный объект, в 2008-ом представляло жалкое зрелище. Лишь памятник поэта, серьёзно тронутый временем, или точнее «благодарными» потомками, напоминал о чём-то не повседневном. Дотла сгоревший дом порос сорняками, торившими себе путь к солнцу средь груд бытового хлама. А музейная территория, напрочь лишённая уважения, была превращена в проходной двор. Казалось, будто Быт праздновал над своим главным оппонентом Маяковским долгожданную победу.
В 2009 году я отправился к главе района Виктору Васильевичу Лисину и озвучил свою идею. Он в свою очередь собрал замов и на совещании принял решение одобрить мою инициативу. При этом несколько раз был задан один, по-видимому, главный вопрос: «За чей счёт банкет?». Последовал однозначный ответ: «За мой, но не для себя, а для города, поэтому прошу администрацию заняться документами на землю и будущее сооружение». Договорились!
Мария Прохоровна передала мне бережно сохранённые планы БТИ дачи-библиотеки Маяковского 1989 года и некоторые старые фотографии. Именно эти артефакты легли в основу дальнейших работ.
В первую очередь были произведены раскопки и найден каменный фундамент. Василий Алексеевич Вячеславов – хозяин дома, судя по всему, слепил его для летней сдачи из того, что было. Местами роль основания играла поваленная кирпичная колонна, один Бог знает где раздобытая предприимчивым крестьянином. Уже тогда, благодаря подлинному фундаменту, процесс обретает статус восстановления, а не новодела.
Историческое основание здания было убрано в опалубку, укреплено тридцатью сваями и залито бетоном.
Ввиду трагической истории объекта, приоритетным критерием выбора материалов становится антивандальность. Стены возводятся из кирпича, утепляются и обшиваются вагонкой. Вячеславов построил свою дачу не из брёвен, а деревянных щитов, что и обусловило её моментальное исчезновение в огне пожара 1997 года.
Были сохранены три крыльца-входа, что для незначительной площади дома излишне и свидетельствует — здание предназначалось для нескольких хозяев-съёмщиков.
Отреставрирован и памятник поэта 1954 года, перенесённый к Даче с территории ПЭМЗа в 1969-ом после открытия музея. С него были сняты многочисленные слои краски, а постамент укреплён.
А вот при выборе краски возник спор. Согласно воспоминаниям, цветных фотографий дачи практически нет, она была то ли зелёной, то ли синей, то ли серой. В итоге решили смешать эти цвета, что привело к неожиданному результату. Колор дачи музейщиками-профессионалами признан цветом классической усадьбы.
Нежилой при Маяковском чердак, по понятным причинам, обустроен и оснащён отдельным входом, что увеличило площадь дома в два раза.
Символична история с наличниками, весьма преобразившими сооружение. Они были заказаны именно в Рязани, чем, полагаю, сам Есенин благословил наше предприятие. Главная проблема резных наличников в их недолговечности. В нашем случае они выполнены из композита и, надеюсь, прослужат не одно десятилетие.
Внутреннее пространство объекта расширили за счёт перегородок – их заменили стойками, лишь обозначающими старую планировку. Не только потолок, стены, но и пол окрасились в белый цвет. Последнее, в стиле White Cube, возникшем, кстати, ещё при Маяковском, подчеркивало основную идею поэта – каждый день без стереотипов с чистого листа.
Да и пожар, уничтоживший собранную Анной Ивановной Антоновой экспозицию, не позволял пичкать новых гостей фальшивками.
Целая баталия разыгралась при возведении забора. Соседи за период запустения переместили свои ограды внутрь музея метров на пять. При этом, что характерно, сохранив старые заборы — и правильно, ведь времена меняются. Однако, изменились времена, а заборы назад никто двигать не захотел. Мои обращения в администрацию ни к чему не привели – сказали, это устоявшиеся территории. Пусть… Затем на меня поступило заявление в прокуратуру. Спортсмен, который годами бегал через дачу, вдруг встретил на своём пути забор – БЕЗОБРАЗИЕ! И прокуратура вынуждена была разбираться, но на этот раз смириться призвали бегуна.
Ограждённая таким образом территория стала притягивать современных кубофутуристов с их произведениями в виде малых архитектурных форм.
В липовой аллее устроен летний театр, его сцена внешне напоминала сгоревший в 1993-ем Зелёный театр. Вместо скамеек водрузили пеньки от срубленной при строительстве роддома вековой сосны. Символично, что годом рождения этого древа стал 1861-й. Ведь эти троны и напоминали о преодолении крепостничества, формируя индивидуальное, в отличие от лавок, пространство зрителя.
19 июля 2014 года дача Маяковского вновь распахнула свою калитку для всех поклонников разума и свободы.
Однако за пять лет Пушкинская администрация не только не выполнила свою часть работ – оформление документов, но и нашла повод для упрёков. Так, в 2014 году встречаю в коридорах Юрия Ивановича Назарова — зама по имуществу и слышу: «Ну что нам прикажете делать с вашим домом, кто его теперь должен содержать?». Вследствие чего я был вынужден создать некоммерческую организацию, которой в 2017-ом, передали в пользование данный легендарный объект.
Андрей Дударев
Видеосюжет Льва Финкеля, посвященный открытию Дачи Маяковского:
Бюст и музей Владимира Маяковского, Москва
Памятники писателям, Дома писателей
russianmonuments 3 комментария
Щелкните фото для увеличения .
Бюст поэта Владимира Маяковского очень мощный. В ней «великий советский поэт» представлен как самая спорная и грозная сила. Открытая в 1993 году у входа в музей Маяковского прямо через дорогу от Лубянки, где были заключены или убиты многие друзья Маяковского, эта картина кричит упрек. Наверняка скульптор Юрий Орехов планировал, что взгляд Маяковского будет отведен подальше от штаб-квартиры ГПУ/НКВД/КГБ/ФСБ. Даже в 1993, один из самых либеральных периодов в России, я не думаю, что было бы допущено, чтобы этот взгляд был устремлен на стены дома, где в 1940 году был убит друг Маяковского, режиссер Всеволод Мейерхольд.
Конечно. , сам Маяковский не дожил до убийства Мейерхольда. Испытывая невыносимое давление как в личной, так и в общественной жизни, Маяковский покончил с собой выстрелом из пистолета 14 апреля 1930 года.
Будь я проклят. Это было 85 лет назад сегодня. Я не планировал этого. Это произошло само собой.
Маяковский, как с такой прозорливостью сказал Борис Пастернак, потерпел две смерти. Одно произошло, когда он покинул этот бренный мир; другой, когда в 1935 году Иосиф Сталин, отдавая приказ главе НКВД Николаю Ежову, возвел умершего поэта в статус государственного героя. Маяковский никак не мог быть сталинским героем. Неважно, что он написал немало стихов, восхваляющих чудеса нового советского государства. Это было искреннее желание со стороны поэта поверить, что перемена, о которой он мечтал, действительно приносит добро. Проблема заключалась в том, что разрыв между риторикой и реальностью того времени становился слишком большим. Преступления и зло, совершаемые во имя прогресса, убивали людей. Косвенно, но не менее эффективно, они убили и Маяковского.
Больше всего этого вы видите в бюсте Орехова. Вы видите гнев, вы видите бунт, вы видите мощь, силу и талант, и каким-то образом видите в этом красном мраморе ужасную уязвимость. конкретно не могу найти. Я не могу сказать: «Посмотрите на эту картинку и посмотрите на бровь или мочку уха, и вы это увидите». Это не для того, чтобы выбрать и отложить в сторону. Но это есть. В этой каменной глыбе с ястребиным взором видишь потери и неудачи, и обман, и предательство истории, тяготеющее над ней. Может быть, это гнев — может быть, это слишком много гнева для человека. Может быть, вот где кроется фатальный недостаток. В гневе.
Мы в России снова живем в эпоху вражды и гнева. Таким образом, что параллельно только временам Маяковского, мы видим, как поле культуры становится полем битвы. Это коснулось наследия Маяковского даже в том, что касается знаменитого музея, когда-то ознаменовавшего его жизнь и деятельность в этом мире.
Интересно, как изменения в Музее Маяковского совпадают с ходом истории. Первый музей Маяковского, предшественник того, что мы знаем сейчас, был создан по другому адресу в 1937, в разгар чисток. Нынешний музей был создан в 1967-68 годах в здании, где застрелился Маяковский. Любители истории признают, что это конец эпохи Оттепели. Капитальные реконструкции проводились в 1987-89 годах, в разгар перестройки. Музей был закрыт, а его экспонаты были частично разграблены властями в результате нескольких скандальных действий в 2013 году — начале периода, в котором мы сейчас живем, наполненного культурными нападениями, набегами на места культуры и разграблением произведений искусства, прошлого и настоящего. , за деньги и власть.
Подобно тому, как Сталину было необходимо вернуть Маяковского в ряды героев после его самоубийства (настоящее нет-нет ради советской пропаганды), Леонид Брежнев был втянут в конфликты, которые повлияли на судьбу музея 1960-х. Я хочу сказать, что Маяковский и его наследие продолжают действовать как своего рода лакмусовая бумажка, определяющая, в какую сторону дуют политические и культурные ветры.
Как вы можете видеть на фото ниже, сейчас музей заброшен и находится «на реконструкции». Нет никакой возможности узнать, какую форму примет музей в будущем, так же, как невозможно узнать, куда ведет нас весь культурный конфликт в России сегодня. Можно ожидать, что, куда бы она ни повела, она так или иначе отразится в Музее Маяковского. На последней фотографии ниже вы видите табличку, идентифицирующую музей, на внутренней стороне арки, ведущей ко входу в музей. За ним и через улицу находится штаб-квартира ФСБ на Лубянке. Здесь есть симбиотические отношения, которые кажутся вечными, нравится нам это или нет.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Иосиф СталинВладимир МаяковскийВсеволод МейерхольдЮрий Орехов
Искать:
Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты:
Присоединяйтесь к 115 другим подписчикам
Следите за русской культурой в Достопримечательности на WordPress.com
Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.
Государственный музей В. Маяковского
Главная / Достопримечательности Москвы / Государственный музей В. Маяковского
Все достопримечательности на карте
Экскурсии с Государственным музеем В. Маяковского
Лубянский проезд, 3/6
Государственный музей им. Владимира Маяковского был открыт в 1974 году в здании, где поэт жил и работал с 1919 по 1930 годы. Основу его коллекции составили фонды Библиотеки-музея имени Маяковского, функционировавшей с 1938.
Хотя Маяковский был ярким представителем авангардного искусства, музей, посвященный его жизни и творчеству, был выстроен не по классическим музейным канонам. Здание было оформлено в стиле постмодерн. Выдающиеся художники, архитекторы и дизайнеры 20 века использовали новый метод организации пространства, сделав посетителя соавтором и участником музейного действия.
В музее нет традиционных выставочных залов со стеклянными витринами и выставленными экспонатами. Пространство музея должно было напомнить Лабиринт жизни, сердцем которого является «Лодочная комната», мемориальная комната поэта.
Зал, посвященный рождению и юности Маяковского, воссоздает дом, в котором родился будущий поэт, и гимназию, в которую ходил Владимир. Внимание посетителей привлекает висящий гигантский кувшин с вином. По старинным грузинским традициям (Маяковский родился в Грузии), когда рождался ребенок, семья наполняла кувшин вином и кастрировала его. Когда ребенок подрос, родственники и друзья стали приглашать его выпить.
Мемориальная комната Маяковского расположена на четвертом этаже музея в бывшей коммуналке. Поэт, ненавидевший мещанскую культуру и быт, не выносил бесполезной роскоши и имел только самое необходимое. Воссозданная обстановка скромных 20 кв.м. Об этом красноречиво свидетельствует большая комната, в которой поэт прожил 11 лет.
В настоящее время коллекция уникального музея насчитывает более 50 000 экспонатов; записные книжки и рукописи Маяковского, его письма, личные вещи, уникальные вещи (например, обручальное кольцо матери поэта и сабля деда), оригинальная мебель, книги Маяковского и о нем и многое другое, заслуживающее внимания.
В Музее Владимира Маяковского регулярно проводятся поэтические и музыкальные вечера, встречи с писателями и актерами.