Пролив черное море средиземное: окно превращается в форточку — РБК

окно превращается в форточку — РБК

Проливы Босфор и Дарданеллы часто называют черноморскими проливами, или просто проливами. Это единственный путь сообщения между Черным и Средиземным морями. Именно через них проходят танкеры с товарами из черноморских стран. Большая часть российского грузопотока, следующего этим маршрутом, — нефть и нефтепродукты.

Фото: Depositphotos

Но с развалом СССР на российскую нефть приходится всего около 17% грузов в общей массе судов, следующих через Босфор и Дарданеллы, или примерно 150 тыс. т в день, при возможностях проливов около 900 тыс. т. В результате российские нефтяники, вынужденные пользоваться альтернативными, более дорогими маршрутами, теряют выручку.

А что будет с расширением мощности нефтепровода КТК, нефть из которого идет на экспорт через проливы? Уже не говоря о масштабном освоении Каспия нашими компаниями. А ведь другие черноморские страны также наращивают объемы транспортировки своих грузов через данный транспортный коридор. Какие альтернативные маршруты может найти российская нефть? Если учесть, что, например, Болгария около 20 лет «водит нас за нос» с проектом сухопутного нефтепровода Бургас – Александруполис, который собирались построить в обход проливов.

Справка

Проливы Босфор и Дарданеллы стоят друг от друга на расстоянии 190 км и разделяются Мраморным морем (площадью 11,5 тыс. км). Проливы соединяют открытое море (Средиземное) с закрытым (Черным). Морское судно, идущее из Черного в Средиземное море, входит в Босфор, на берегах которого расположилась бышая столица Турции — Стамбул. Довольно узкий (в некоторых местах его ширина достигает 750 м) пролив длиной около 30 км у своих азиатских берегов образовывал бухту Золотой Рог длиной 12 км и глубиной до 33 м.

Минуя Босфор, корабль входит в Мраморное море, а через некоторое время его встречает другой пролив — Дарданеллы. Он имеет длину 60 км, ширину в наиболее узкой его части 1,3 км, в на­иболее широкой — 7,5 км и разделяет собой Галлиполийский полуостров, относящийся к Европейскому материку, и северо-западный берег Малой Азии.

Уроки истории

Проливы Босфор и Дарданеллы во все времена являлись стратегически значимыми для России. Для юга огромной империи они были единственным выходом из Черного в Средиземное море, представлявшее собой в конце XIX века центр мировой цивилизации и торговли. Борьба за проливы — одна из самых старых проблем международных отношений, сохраняющая и поныне свою актуальность.

Сейчас проход судов через проливы, согласно международной конвенции, является свободным и бесплатным. Однако регулятором движения через Босфор является Турция, что дает ей пользоваться ситуацией в свою пользу. Например, в 2004г., когда существенно возрос объем российского нефтеэкспорта, Турция ввела ограничения движения судов в Босфоре. Это привело к пробкам в проливе, а нефтяники несли убытки за простой танкеров и срыв сроков поставок в размере, превышающем 100 тыс. долл. в сутки. Тогда Россия выдвинула обвинения против Турции за искусственное ограничение продвижения судов в проливах, что является политическим решением с целью перенаправить экспортный грузопоток российской нефти в турецкий порт Джейхан, услуги которого, конечно, являются не бесплатными.

Но это не единственная идея Турции получать выгоду благодаря своему геофизическому положению. Страна выдвинула и даже успешно разработала идею строительства параллельно проливу Босфорского канала, услуги которого будут платными. Идея хорошая, и стоить транспортировка по воде будет существенно дешевле, чем по нефтепроводу. Однако проект, оцениваемый предварительно в 20 млрд долл., пока не вдохновил инвесторов, и денег на его реализацию тоже пока не нашли.

Рак на горе уже свистнул

Сейчас в день в среднем проливами для навигации пользуются 136 судов, из них 27 – танкеры. Интенсивность движения через турецкие проливы превосходит Панамский канал в четыре раза, Суэцкий — в три раза.

По данным АК «Транснефть», в настоящее время через проливы перевозится около 150 млн т нефти и около 105 млн т и нефтепродуктов. По оценке турецкого Министерства иностранных дел, потенциальные объемы транзита нефти и нефтепродуктов через проливы могут достигнуть 200 млн т в год. В настоящее время загрузка этого маршрута находится не на пике своих возможностей, считают в «Транснефти». Однако выше этого уровня «демередж» (сумма, уплачиваемая перевозчику или фрахтователю за сверхнормативный простой судна под погрузкой или разгрузкой) становится слишком велик.

Перспектива транспортировки нефти и нефтепродуктов через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы.
Ежегодно через проливы проходят около 50 тысяч судов.

Как подсчитал специалист аналитического департамента «Альпари» Михаил Крылов, общая сумма недополученной выручки Российской Федерацией из-за низкой проходимости проливов составляет около 12,3 млн долл. в день. Однако низкая стоимость транзита через каналы от 4 до 8 долл. за т по сравнению с 40 долл. через Самсун-Джейхан делает этот путь привлекательным. При перебросе нефти на альтернативный маршрут нефтяники понесут еще 5,8 млн долларов убытков. Каналы же, считает эксперт, все равно не справятся с увеличением мощности КТК до 67 млн т в год.

Коллапс может наступить, как всегда это бывает, неожиданно. В начале следующего года планировалось запустить 1-ю фазу расширения КТК — тогда к имеющимся 28 млн т нефти прибавится еще 8 млн т. В первой половине 2013г. ожидается начало добычи на казахстанском месторождении Кашаган, нефть с которого также пойдет через КТК. Не стоит забывать о реорганизации Туапсинского НПЗ, почти вся продукция которого экспортируется через Туапсинский нефтеналивной терминал. Завод планирует увеличить мощность переработки нефти – до 12 млн т. Также возможно увеличение поставок нефтепродуктов в бассейн Черного моря в результате реализации строительства нового нефтепровода — проекта «Юг».

Как считает официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин, реализация всех этих проектов и, соответственно, увеличение объемов экспортных поставок нефти и нефтепродуктов может привести к ситуации, когда возможностей проливов станет недостаточно для транспортировки сырья.

Несчастливая звезда Бургас — Александруполиса

По словам И. Демина, проект нефтепровода Бургас — Александруполис являлся наиболее проработанным и экономически обоснованным среди других рассматриваемых альтернативных проектов обхода черноморских проливов. Однако в настоящее время он заморожен.

Строительство 282-километрового трансбалканского нефтепровода Бургас — Александруполис было призвано обеспечить поставки российской нефти в греческий порт Александруполис через территорию Болгарии, минуя перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Однако участники проекта — Россия, Болгария и Греция — в течение 12 лет никак не могли договориться о тарифах на прокачку нефти. Наконец в 2008г. вроде бы удалось достигнуть консенсуса, и 6 февраля 2008г. в Амстердаме была зарегистрирована компания-оператор проекта Trans-Balkan Pipeline B.V., в которой у России 51% участия.

Начались работы по проекту, были сообщения о подготовке проектной документации и прочее. Однако в 2011г. болгарская сторона стала высказывать мнение, что считает проект экономически не обоснованным. И в конце прошлого года РФ получила официальное уведомление от Болгарии об отказе участвовать в этом проекте. В результате Россия и Греция оценили суммарный долг Болгарии от неучастия в проекте в 6,2 млн евро. А уже в начале 2012г. занимающий тогда должность министра энергетики РФ Сергей Шматко сообщил, что Болгария рассчиталась по этому долгу. Таким образом, как сделали вывод многие эксперты, Болгария поставила в данном вопросе точку.

Но «Транснефть» не хочет верить, что проект навсегда похоронен, и надеется, что со временем участники вынуждены будут вернуться к нему. Как говорил на встрече с журналистами 6 сентября с.г. вице-президент «Транснефти» Михаил Барков, Бургас — Александруполис не закрыт, а заморожен. Сейчас у партнеров проекта есть «временной интервал, позволяющий выдержать паузу в пределах 1-1,5 лет». В течение этого времени вопрос о реализации строительства нефтепровода Бургас — Александруполис «может решиться». Болгарская сторона за это время может пересмотреть свою позицию, «впереди у этой страны выборы и многое может измениться».

Обходные пути

По словам М.Баркова, «Транснефть» пока не ведет переговоры по проектам, составляющим конкуренцию Бургас — Александруполису, хотя есть ряд проектов, которые могли бы это сделать, минуя Болгарию. «Эти проекты в зачаточном состоянии, и мы по ним переговоров пока не ведем», — заявил эксперт. В то же время для разгрузки черноморских проливов могут быть использованы уже существующие нефтепроводы, считает менеджер «Транснефти», например, Баку-Джейхан или «при определенной конфигурации может использоваться нефтепровод Одесса — Броды, который сейчас простаивает, с учетом его достройки до Полоцка».

По мнению М.Крылова, Черное море постепенно отходит к украинскому «Черноморнефтегазу». А система КТК через Тихорецк и Самару связана с нефтепроводом «Дружба», что может вдохнуть новую жизнь в старый советский нефтепровод и позволяет отказаться от поставок по морю в долгосрочной перспективе. Расширение пропускной способности КТК позволит наполнять «Дружбу» для белорусской нефтепереработки. «Нефтяная дружба, и совсем не в переносном смысле, свяжет Беларусь и Казахстан. Астана будет поставлять сырье для нужд Минска. В нефтяных отношениях Москвы и Минска одной точкой соприкосновения станет меньше», — отметил М.Крылов.

Аналитик «ИФБ КапиталЪ» Виталий Крюков считает, что пока проблемы в проливах из-за каспийской нефти не стоит ожидать, поскольку «не понятна судьба самого КТК». «Планы по расширению мощности КТК постоянно откладываются, растет смета этого проекта, поэтому в какой-то момент времени не исключено, что первоначальные планы могут быть серьезно изменены. Компании пока не готовы брать на себя долгосрочные обязательства по заполнению нефтепровода», — отметил эксперт и добавил, что сначала акционеры должны определиться с планами по КТК, а потом уже искать альтернативные маршруты.

В случае возникновения проблем с поставками через проливы, руководство «Транснефти» рассматривает варианты транспортировки сырья через недавно введенный в эксплуатацию порт Усть-Луга расположенного в Финском заливе, отмечает И. Демин. Нефтяной терминал в порту мощностью перевалки 30 млн т с возможностью расширения до 38 млн т пока загружен лишь на 20 млн т в год. Кроме того, отток нефти может осуществляться через румынский порт Констанца на НПЗ этой страны.

Елена Забелло, РБК

Пролив Босфор — Описание, история, где находится на карте

Главная





Информация о курорте




Черное море

Пролив Босфор

Он находится под юрисдикцией нашего соседа — Турции. Является связующим звеном между Европой и Малой Азией. Соединяет Черное море с Мраморным. А вместе с другим проливом — Дарданеллы — соединяет Черное море с Эгейским, которое является частью Средиземного. Длинна пролива — около 30 километров. Глубина в пределах 120 метров. Максимальная ширина в северной части 3700 метров, минимальная — 700 метров.

Есть у него и иное название — Стамбульский пролив. Ибо по обе его стороны просторно раскинулся турецкий город Стамбул практически с тринадцатью миллионами населения. Один из привлекательнейших мегаполисов, пользующийся огромной популярностью как у местных, так и у зарубежных туристов. Ежегодно через пролив проходит более пятидесяти тысяч больших и малых торговых и военных судов.

Босфор — дитя мирового океана Тетис

Существовал такой океан с удивительно емким и загадочным названием еще в эру мезозоя — около миллиарда лет назад. И простирался между тогдашними древними континентами Гондвана и Лавразия. Постоянно менял свои очертания. От широкого экваториального океана Старого света, то вдруг превращаясь в залив Тихого океана, то в Атланто-Индийскую протоку. Пока не распался на ряд морей. Конечно, применение слова “вдруг” во времени весьма протяженно: проходили целые века пока становились заметны изменения в его конфигурации. И картина менялась благодаря разным природным катаклизмам. Теперь мировой океан, что называется, канул в Лету. А вместо него непрерывно катят свои воды Средиземное, Мраморное, Черное, Каспийское и даже Азовское и другие моря. Кстати, все они (кроме седого Каспия) связаны между собой проливами. Так что из того же Азовского моря через Керченский пролив можно попасть в Черное, потом в Средиземное и так далее и в окончательном варианте очутиться в Атлантическом океане. Вот только Каспийское море, которое иначе называют еще озером, стало замкнутым водоемом.

Босфору — 7600 лет с гаком

Природные катаклизмы, как и пути Господа Бога, неисповедимы. До ледникового периода Стамбульского пролива, тем более мегаполиса по обе его стороны на белом свете не существовало. Правда, моря Средиземное, Черное, Мраморное и то же Азовское уже беспрерывно катили свои воды. И уровень Средиземного все поднимался и поднимался. За счет таяния огромной массы снега и льда. Водам стало просто тесно в своем ложе. И они пробили в горных породах себе путь к морю Черному. Некоторые ученые считают, что помогло в этом и древнее русло некой реки. Как бы там ни было на самом деле, но миру явился пролив как рас длинной, если быть уж совсем точным, в 29,9 километра. Древние греки назвали его Босфор Франкийский. А вот Керченский пролив получил у них имя Киммерийского. Кстати, у Босфора два течения. Верхнее, устремляющееся из Черного моря — соленое. Нижнее — из Мраморного моря в Черное — опресненное.

Босфор по легенде есть Коровий брод

И связано это диковинное название с дочерью аргивского царя (и речного божества Инаха), правившего в очень далекие времена Ио. Из древней мифологии известно, на сколько любви обильным бы главный Бог Олимпа громовержец Зевс. Вот он и влюбился по уши в Ио. Но ведь у него была законная супруга — Гера. Разумеется, ей не понравился очередной роман с молодой девушкой. Чтобы отвести от последней беду, Зевс превратил Ио в белую корову. Во избежание гнева Геры Ио (белая корова) устремилась в воды пролива. Потому-то Босфор еще и называют Коровьим бродом. Но по легенде, когда это было?! В наши времена Босфор обеспечивает доступ и к Средиземному морю, и к мировым океанам. С помощью его можно попасть и в Россию, и в Украину, и в Закавказье, и в юго-восточную Европу. А если попросту, то это один из оживленных торговых (и не только) путей. По нему, кстати, доставляются и нефтепродукты, и продовольственные, и промышленные, и прочие товары. Движение судов весьма интенсивно. Используются лоцманы. Скорость не более десяти узлов в час. Плата прохода судов через пролив от тысячи долларов и в зависимости от их класса. Уместно сказать, что в его водах уже становится тесновато. Потому в планах строительство судоходного канала протяженностью в пятьдесят-сто километров к западу от Стамбула. И здесь надо напомнить — в зимы 1621-1669 годов Босфор покрывался льдом. И называлось то далекое от нас время Малым ледниковым периодом. Теперь окрестности пролива, по сути своей, субтропики. Как, к примеру, и наш Сочи. В них растут многие виды пальм, магнолии и прочие виды южных пород деревьев. Обилие овощей и фруктов. Которые доставляются и в Россию — между странами ведется оживленная торговля. А из того же Большого Сочи можно совершить круиз к Стамбулу и по самому Босфору. Примечательно, что благодаря проливу, Стамбул одновременно расположен и в Европе, и в Азии. А его морской порт Каракей — центр, организующий морские круизы. Так вот относительно субтропиков. Весна в Стамбул и окрестности Босфора приходит уже в апреле. В мае-октябре здесь плюс 19-25 градусов. Самые теплые месяцы август и сентябрь — выше тридцати градусов тепла. Вода летом прогревается до 23-26градусов. Зимой остывает до 5-6. Почти как у российского Черноморского побережья. Фантастически выглядит бухта Золотой рог в городской черте Стамбула. Балконы жилых и прочих зданий буквально нависают над проливом. Дома то взбираются верх, то устремляются к побережью. Утопают в южной растительности. Волшебная красота! Кстати, с одного берега на другой не так уж и трудно попасть.

Мосты возводились еще со времен Геродота

Об этом древнегреческом историке, ученом и так далее и так далее не наслышан разве что глубоко ленивый. Так вот, по его источникам, первый мост между берегами Босфора был построен в 514 году до новой эры. Понтонный. Из лодок и канатов.Инженером с острова Самос Мандроклом и по приказу царя Дария. Когда он ходил походами, чтобы покорить скифов. А через четверть века его сын Ксеркс отважился завоевать Грецию. Тоже построил мост. Но тот стихией был разрушен. Царь настолько осерчал, что в гневе собственноручно высек воды пролива. Плетью! И те, будто, смирились. Войска прошли по третьему мосту. На свою погибель. В Европе в битве под Марафоном. Потом люди для переправы пользовались лодками и паромами. Строить капитальные мосты было весьма проблематично — сильное течение, большая глубина. Капитальные мосты через пролив появились ближе к нашему времени. В частности, один из них появился в 1979 году. Его опоры были возведены по обе стороны берегов, а дорожное полотно весело на тросах. Второй (вантовый) мост появился в 1988 году. А в 2017 году на южной оконечности Босфора у Мраморного моря был заложен символичный камень нового вантового моста “Чанаккале”, который станет самым протяженным в мире. Северный вход в пролив отмечен двумя мощными маяками. Один стоит на европейском, другой на азиатском берегу. У левого — корабли военно-морского флота Турции. Они охраняют вход из Черного моря в Босфор. И главная достопримечательность мегаполиса связаны с мостом. Носящим имя султана Селима. Вантовым. Шириной в 59 метров. С восемью полосами. Плюс железнодорожным полотном. С пилонами высотой в 322 метра. Снизу тросы, на которых мост висит, выглядят чисто паутинки. В то время как вес их канатов — 28 тысяч тонн! Вот это инженеры постарались!

Еще раз мостах и туннелях

Пока на сегодняшний день моста через пролив три. Автомобильный плюс железнодорожный Султана Селима Грозного был сдан в эксплуатацию в 2016 году. Длинна его 1408 метров. А вот автомобильный мост султана Мехмеда Фатиха протяженностью поменьше — 1090 метров, но не менее грандиозный был возведен в 1988 году. В пяти километрах от первого моста. Наконец, третий мост, чуть короче второго (1074 метра) был построен в 1979 году. Что касается туннелей, то они тоже имеют место быть. Один из них, в частности, между двумя районами Стамбула -Казлычешме на европейском берегу и Айрылыкчешме на азиатском был открыт в 2013 году. 13,6 километра его проходят под водой и на поверхности 1,4 километра. Есть еще туннель “Евразия” между районами Стамбула Казлычешме и Гезтепе. Протянулся он на 14,5 километра. Из них 5,4 под проливом на глубине в 106 метров. Открыт в 2016 году.

Кто отважится переплыть Босфор?!

Удивительно, но такие соревнования в Стамбуле проводятся. Олимпийским комитетом Турции. И в них много желающих участвовать. А связаны состязания пловцов с древней легендой. Жил-был некогда на свете юноша Леандр. Он беззаветно любил жрицу храма Афродиты Геро. И каждую ночь приплывал к ней через пролив на свидания. Чтобы насладиться ее жаркими объятьями и поцелуями. Дабы возлюбленный не заблудился в ночи среди вод, Геро выставляла на башне горящий факел. Но однажды случилось так, что сильный порыв ветра затушил его. Ориентир был потерян, и Леандр утонул. Геро не вынесла горя. И бросилась с вершины башни в Босфор. В память о двух трагически погибших влюбленных и проводятся соревнования.

Расположение на карте


Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом


Отправить
Отменить

Турция призывает к соблюдению пакта о черноморских проливах после закрытия доступа 3 июня 2015. REUTERS/Murad Sezer

АНКАРА, 1 марта (Рейтер) — Турция призывает все стороны украинского кризиса соблюдать международный пакт о проходе через турецкие проливы в Черное море, заявил министр обороны Хулуси Акар. Об этом говорится во вторник после того, как Анкара закрыла доступ.

Союзник НАТО Турция граничит с Украиной и Россией в Черном море и имеет хорошие связи с обеими странами. В соответствии с Конвенцией Монтре 1936 года Анкара имеет право ограничивать транзит через свои проливы Босфор и Дарданеллы в военное время.

Это позволяет сдерживать российские военные корабли, идущие в Черное море. Пакт предоставляет освобождение кораблям, возвращающимся на свои базы. читать дальше

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу со ссылкой на государственные СМИ заявил, что Турция потребовала от всех причерноморских и нечерноморских государств прекратить проход через ее проливы. читать дальше

«Разрушение Монтрё или любое нарушение статус-кво никому не выгодно. Мы видим выгоду в сохранении Монтрё. Мы говорим всем сторонам, что было бы полезно соблюдать Монтрё», — сказал Акар журналистам после заседания кабинета министров в понедельник. министерство заявило.

В ходе телефонного разговора в понедельник госсекретарь США Энтони Блинкен «выразил свою признательность» Чавушоглу за выполнение Турцией соглашения, заявил официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс.

Йорук Исик, базирующийся в Стамбуле геополитический аналитик и глава консалтинговой компании Bosphorus Observer, сообщил агентству Рейтер, что Турция закрыла проливы для всех государств.

«Так это действительно произошло, он закрыт… Он закрыт для всех морских перевозок, не только для российских кораблей», — сказал Исик, добавив, что закрытие следует рассматривать как предоставление Анкаре «передышки» Москве для определения своей позиции.

Не менее четырех российских кораблей ждут выхода из Средиземного моря.

Отвечая на вопрос о стремлении Турции назвать вторжение «войной» и ссылаться на ограничительные статьи пакта, посол Украины в Анкаре Василий Боднар сказал, что Киев «благодарен» Турции за «тщательное» выполнение соглашения.

«В сегодняшней ситуации я считаю, что это очень справедливое решение, и его необходимо реализовать», — сказал Боднар журналистам.

Министр обороны Турции Хулуси Акар заявил своему российскому коллеге Сергею Шойгу о срочной необходимости прекращения огня по гуманитарным соображениям, сообщили в Минобороны. читать дальше

Назвав российское вторжение неприемлемым нарушением международного права, Турция тщательно сформулировала свою риторику, чтобы не обидеть Москву, с которой у нее тесные связи в сфере энергетики, обороны и туризма. Он призвал к диалогу и предложил провести мирные переговоры.

В понедельник поздно вечером президент Тайип Эрдоган беседовал с лидером Беларуси Александром Лукашенко о переговорах между Россией и Украиной на границе с Беларусью, сообщил его офис. читать дальше

«Мы полны решимости использовать полномочия, которые Конвенция Монтрё предоставляет нашей стране, чтобы облегчить кризис», — заявил Эрдоган после заседания кабинета министров. «Конечно, мы не пойдем на компромисс в отношении наших национальных интересов, но мы также не будем игнорировать региональный и глобальный балансы. Вот почему мы не можем отказаться от связей с Россией или Украиной».

Позднее Эрдоган обсудил вторжение с президентом Австрии Александром Ван дер Белленом и премьер-министром Нидерландов Марком Рютте в ходе отдельных телефонных разговоров, сообщил его офис, добавив, что он сообщил Рютте, что Турция продолжает добиваться немедленного прекращения огня.

Развивая тесные связи с Россией, Турция также продала беспилотники Украине и подписала соглашение о совместном производстве, что вызвало гнев Москвы. Он также выступает против политики России в Сирии и Ливии, а также против аннексии Крыма в 2014 году.

«Турция действительно делает все возможное, или вы можете видеть, что она из кожи вон лезет, чтобы не обидеть Россию», — сказал аналитик Исик.

Репортаж Тувинского Гумрукчу; Дополнительные репортажи Есима Дикмена и Джонатана Спайсера в Стамбуле; Под редакцией Дарена Батлера и Ника Макфи

Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

Договор проверяет позицию Турции в отношении войны на Украине

  • Конвенция Монтрё 1936 года дала Турции контроль над доступом к ключевым проливам Черного моря — соглашение, которое и по сей день считается большой победой внешней политики страны.
  • Но это соглашение оказалось в центре внимания после вторжения России, когда в конце февраля Украина обратилась к Турции с просьбой применить соглашение 1936 года, запрещающее российским кораблям пересекать проливы в Черное море для нападения на Украину.

Российская подводная лодка проходит мимо Стамбула во время прохождения Босфора в феврале 2022 года. Турция является привратником между Черным морем и Средиземным морем.

Озан Косе | Афп | Getty Images

Есть турецкая поговорка: «Ваши корабли утонули в Черном море?» Выражение задают, когда человек задумался, пытаясь решить, казалось бы, неразрешимую проблему.

Как оказалось, именно этот водоем поставил Турцию в геополитическое затруднение с тех пор, как Россия вторглась на Украину и начала военные действия из этих вод, потому что Турция контролирует доступ к Черному морю.

После того, как война за независимость Турции официально закончилась подписанием Лозаннского договора в 1923 году, проливы Босфор и Дарданеллы были демилитаризованы. Доступ к Черному морю и из него в Средиземное был поставлен под контроль Международной комиссии по проливам.

Но с ухудшением политической ситуации в Европе перед Второй мировой войной Турция стремилась изменить соглашение и заключила Конвенцию Монтрё в 1936 году. По сей день контроль Турции над проливами между Европой и Азией дает ей уникальную морскую мощь.

Босфор и Дарданеллы являются единственными водными путями в Черное море или из него. Это дает Турции возможность влиять на то, как может двигаться российский флот.

Брин Бах | CNBC

Вот как устроен Монтре: Турция гарантирует свободу прохода для всех гражданских и коммерческих судов в мирное время. Когда идет война, в которой не участвует Турция, военные корабли воюющих государств не могут использовать проливы — если только они не возвращаются на свои базы в Черном море.

Турецкие СМИ в конце февраля цитировали посла Украины в Турции Василия Боднара, который просил Турцию применить Конвенцию Монтрё и не допустить перехода российских кораблей через проливы для нападения на Украину.

Когда министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в интервью CNN Turk от 27 февраля назвал российское вторжение в Украину «войной», это дало Турции право полностью применять Конвенцию Монтрё.

Мы могли бы стать свидетелями сценария, когда Россия заявляет, что война окончена, но международное сообщество и Турция этого не признают.

Синан Ульген

бывший турецкий дипломат

По сути, принуждение Турции к Монтрё блокирует Россию от усиления своего Черноморского флота извне или от перемещения военных кораблей, которые сейчас находятся в Черном море, обратно в Средиземное море.

«Эти положения не сильно меняют баланс сил в Черном море», — сказал Синан Ульген CNBC. Бывший турецкий дипломат в настоящее время является приглашенным ученым в Carnegie Europe.

» Однако, — сказал Ульген, — как только эти российские корабли, принадлежащие Черноморскому флоту, окажутся в Черном море, они не смогут вернуться в Средиземное море. В долгосрочной перспективе это может создать проблему за способность России проецировать мощь в восточном Средиземноморье и особенно в Сирии».

Затопление российского военного корабля «Москва» в Черном море 14 апреля высветило затруднительное положение России: Москва должна убедить Турцию открыть Босфор и Дарданеллы, если она хочет заменить «Москву» — флагманский корабль России в Черном море — или переместить Черное море Морской флот уходит из Украины.

Растущая напряженность между Турцией и Россией?

У Москвы и Анкары еще не было острых разногласий друг с другом по Украине. Но есть опасения, что их отношения могут стать более напряженными.

Турция пытается установить мир между Россией и Украиной и не ввела санкции против России.

Но Турция член НАТО. И что может быть признаком эскалации между Турцией и Россией, Турция в субботу закрыла свое воздушное пространство для российских самолетов, пытающихся вылететь в Сирию.

В 2015 году Турция сбила российский самолет на границе с Сирией, где Москва воевала на стороне сирийского лидера Башара Асада. Москва ответила запретом на ввоз турецких продуктов питания и рабочих.

Подробнее

Ульген сказал, что Конвенция Монтрё может снова столкнуть Турцию и Россию друг против друга.

«Неясно, как долго будет действовать статья 19», — сказал он, добавив, что это «было вызвано признанием турецкой стороной того, что идет война».