Постепенно вырос город в названии которого: Русский язык ЕГЭ (задание 20) — Педагогический портал «Тривиум», задание 3687

Задание 18 ЕГЭ по русскому языку(тренировочные материалы с сайта ФИПИ на пунктуацию в сложноподчиненных предложениях)

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В так называемую Большую семёрку стран Запада (1) на долю (2) которой (3) приходилось около половины мирового промышленного производства (4) входили четыре европейские страны, США, Япония и Канада.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Роман (1) стержнем (2) которого (3) является любовная история Маши Мироновой и Петра Гринёва (4) стал подлинно историческим произведением.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Немного позже (1) Чурсины позвонили по телефону (2) номер (3) которого (4) они узнали в справочной службе (5) и отменили вызов врача.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение  (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.

Читать «Летят мои кони…» — Васильев Борис Львович — Страница 2

– Боря, когда пойдешь гулять, занеси дяде Янеку соль, скажи тете Фатиме, что я нашла для нее выкройку, и попроси у Матвеевны стакан пшена в долг…

Голос мамы до сей поры звучит в моей душе; стремясь с самого нежного возраста заронить во мне искру ответственности, мама попутно, походя, без громких слов прививала мне великое чувство повседневного бытового интернационализма. И я ел из одного котла с моими друзьями-татарчатами, и тетя Фатима наравне с ними одаривала меня сушеными грушами; венгр дядя Антал разрешал мне торчать за его спиной в кузнице, где легко ворочали молотами цыгане Коля и Саша; Матвеевна поила меня козьим молоком, в Альдону я сразу влюбился и множество раз дрался из-за нее с Реном Педаясом. А еще были старая бабушка Хана и строгая мадам Урлауб, немец дядя Карл и слепой цыган Самойло, доктор Янсен и ломовой извозчик Тойво Лахонен и… Господи, кого только не осеняли твои ветви, старый славянский дуб?!

В шесть лет я расстался с дубом: после очередного переезда в какой-то городишко мы вновь вернулись в Смоленск, но жили уже в центре города, на улице Декабристов. А встретился с ним совсем неожиданно через год – пришел на экскурсию. Первую экскурсию в жизни.

Мою первую учительницу звали… К стыду своему, я не помню, как ее звали, но помню ее. Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в темное, из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты, она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века. И в один из общевыходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, кто хочет «пойти на экскурсию». Я хотел, пришел одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях, и погрузила в маленький, шустрый и звонкий смоленский трамвай. И мы покатили вниз, к Днепру, по Большой Советской. Миновали Соборную гору, выбрались через Пролом из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли… к дубу.

– Это самый древний житель нашего города, – сказала первая учительница.

Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, но суть заключалась в том, что этот дуб – остаток священной рощи кривичей, которые жили в Гнездово, неподалеку от Смоленска, где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов. И что вполне возможно, что Смоленска в те далекие времена еще не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах, удобнее всего было смолить суда после длинных и тяжелых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно вырос город, в названии которого сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.

Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту Истории. Тогда я впервые прикоснулся к прошлому, впервые ощутил это прошлое, проникся его величием и стал безмерно богатым. А сейчас с ужасом думаю, каким бы я стал, если бы не встретился со своей первой учительницей, которая видела долг свой не в том, чтобы, нафаршировав детей знаниями, изготовить из них будущих роботов-специалистов, а в том, чтобы воспитать Граждан Отечества своего…

…Много лет спустя на встрече с молодыми учеными в столь же молодом – даже кладбища своего не было, о чем мне с гордостью поведали организаторы встречи, – городе меня спросили, а зачем-де нужна история в век научно-технической революции, то есть в век качественного скачка человечества? Чему может научить современного специалиста отвага давно отшумевших битв и дальновидность давно истлевших правителей? Да и наука ли вообще эта самая История, коли она с легкостью выдает сегодня за черное то, что еще вчера считала белым? Вопросы задавались с технической точностью и продуманностью, аудитория затаенно ждала, как я выкручусь, а я с горечью думал, каким же провидцем оказался бестелесный Козьма Прутков, сказав, что «специалист подобен флюсу». И дело не в том, как я тогда ответил, – дело в том, что я тогда увидел: город без кладбища и людей без прошлого. И понял, что мудрость и ученость разнятся между собой, как нравственность и знание статей Уголовного кодекса.

История не позволяет человеку остаться варваром, даже если он сделался крупнейшим специалистом в области ультрасовременной науки. У нее для этого, по крайней мере, два спасительных аргумента: во-первых, все уже было, а во-вторых, знания не делают человека умнее, несмотря на всю их ослепительную новизну. Некий усредненный современник наш знает сегодня несравненно больше, чем знали образованнейшие люди сто лет назад, но означает ли это, что усредненный современник наш стал умнее Герцена лишь оттого, что его мозг хранит бездну необязательной информации? Так история – я уж не говорю о ее нравственном воздействии – спасает нас от спесивой самоуверенности полузнайства.

История разлита во времени и в пространстве. Извлечь ее из времени могут только знания, а вот ощутить ее дыхание в пространстве можно и не обладая ими. Есть счастливые города, где дышит историей каждый камень, и счастливые камни, сконцентрировавшие в себе историю. Камни Смоленской крепости, кривая Варяжская улица древнего города, само название его, старый дуб на Покровской горе, Гнездовские курганы и воздух Смоленска питали меня историей, и я чувствовал ее и любил, еще не ведая, что это – богиня, а не только наука.

Никольская улица, уже тогда переименованная в улицу Декабристов, упиралась в Никольские ворота крепости. И над этими воротами в выбоине стены лежало ржавое французское ядро. Лежало не музейным экспонатом, не туристским сувениром Суздаля – лежало боевым документом прошлого: так, как упало, и в том месте, где встретила стена выстрел наполеоновского артиллериста.

В городском парке – старом Лопатинском саду моего детства – до войны сохранялись мощные руины средневековой темницы с остатками решеток толщиной в детскую руку. Когда-то в ней томились генеральный судья Сечи Запорожской Василий Кочубей со своим верным Искрой, несчастный царевич Иоанн Антонович – «Железная маска» русской истории, пленные поляки при Екатерине Второй. На каменной плите подоконника неровными буквами выбил свое имя несчастный узник…

…Так я написал, и так было напечатано в журнале «Юность» № 6 за 1982 год. Я получил множество писем, и в одном из них (в письме Владимира Алексеевича Борисюка, тоже смолянина) содержалось любопытное продолжение этого абзаца:

«…на нем (на подоконнике темницы. – Б. В.) было выцарапано: «КАБОГРАЛЛО». Абракадабра?.. Многие ломали головы. Однако кто-то расшифровал (или – знал), оказывается – аббревиатура:

КА – Капитолина

БО – Борис

ГР – Григорий

АЛ – Александр

ЛО – Лопатины – дети губернатора Лопатина, устроителя сада!..»

Вы и сейчас можете погулять по Блонью – так называется сквер в центре города. Блонье… болонье… заболонь… Да, «заболонье», то есть наиболее укрытое место крепости, куда не долетали стрелы штурмующих и где прятались женщины и дети во время осад города.

При впадении Смядыни в Днепр изменник-повар по повелению Святополка Окаянного зарезал юного князя Муромского Глеба, брата Бориса. Оба брата стали первыми русскими святыми, а Смядынь – это окраина Смоленска.

Как-то еще в школе я составил список знаменитых своих земляков, ставших украшением русской истории. Не буду приводить его полностью, но хочу напомнить, что Твардовский и Тухачевский, Глинка и Пржевальский, князь Потемкин и адмирал Нахимов, Исаковский и Коненков – смоляне.

В июне 1936 года городские власти решили осушить остатки крепостного рва подле Молоховских ворот. Тогда это была огромная гниющая лужа; когда спустили воду и осела муть, полутораметровый слой вонючего ила оказался битком набитым холодным и огнестрельным оружием. Здесь перемешались все эпохи, и рядом с татарской саблей мирно сосуществовал палаш начала века, а пулеметная лента лежала подле дуэльного пистолета. Чудо объяснялось просто: донная грязь сохранила не только оружие некогда штурмовавших крепость воинов, но и то, которое бросали в топь темными ночами Гражданской войны, не желая сдавать властям.

Багдад | История, население, карта и факты

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Багдад , также пишется Багдад , арабский Багдад , ранее Мадинат-ас-Салам (арабский: «Город мира») , город, столица Ирака и столица провинции Багдад, центральный Ирак. Его расположение на реке Тигр, примерно в 330 милях (530 км) от истоков Персидского залива, находится в самом сердце древней Месопотамии. Багдад — крупнейший город Ирака и одна из самых густонаселенных городских агломераций Ближнего Востока. Город был основан в 762 году как столица аббасидской династии халифов, и в течение следующих 500 лет он был самым значительным культурным центром арабской и исламской цивилизации и одним из величайших городов мира. Он был завоеван монгольским вождем Хулагу в 1258 году, после чего его значение уменьшилось. Столица провинции Османской империи, Багдад обрел известность только тогда, когда в 1919 году стал столицей Ирака.20; в течение следующих полувека город значительно вырос и приобрел все характеристики современного мегаполиса.

Багдад сильно пострадал от воздушных бомбардировок во время войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.), а также от воздушных и наземных операций во время войны в Ираке (2003–11 гг.). В межвоенный период городские услуги и инфраструктура сильно ухудшились из-за невнимательности и финансовых ограничений, вызванных экономическими санкциями, наложенными на Ирак Организацией Объединенных Наций (ООН). Поп. (2009 г.оценка) 5 521 242; (оценка 2018 г.) 6 719 476.

Характер города

Несмотря на многочисленные перипетии, выпавшие на долю города за всю его историю, Багдад сохранил загадочность и очарование, равные которым мало кто из городов мира. Многие мусульмане почитают его как резиденцию последнего законного халифата, а другие — как космополитический центр арабского и исламского миров, когда они были на пике своего величия. Третьи, в том числе многие на Западе, знают его, прежде всего, по печати и фильмам как место действия многих рассказов о 9-м веке.0021 Тысяча и одна ночь приключения и другие рассказы, основанные на богатой традиции ближневосточного повествования. В более мирные времена современный Багдад был процветающим и развитым городом, богатая культурная жизнь которого может быть измерена его многочисленными музеями, университетами и институтами, а также множеством ученых и литераторов, которые путешествовали туда и сделали его своим домом.

Багдадцы любят сады и семейный отдых. Традиционно в выходные дни рестораны, кафе и общественные парки города заполнены людьми. В ресторанах подают местные деликатесы masgūf , Тигровая рыба, зажаренная на открытом огне. Рекреационные центры включают два острова в Тигре с бассейнами и кафе, лунный парк развлечений, общественный парк и зоопарк Аль-Завра. С начала 1990-х традиционные способы отдыха горожан были нарушены войной и экономическими трудностями. Хотя зажиточный класс государственных и партийных чиновников и богатых торговцев продолжали посещать частные клубы, большинство жителей проводили свободное время либо дома, либо в гостях у близких друзей или родственников.

Викторина «Британника»

39 самых сложных мировых столиц в истории

Париж, Бужумбура, Пьер и Нуук имеют нечто общее: все они являются столицами. И есть еще тысячи. Будь то древняя столица империи или нынешняя столица провинции, вы найдете это в этой викторине. Путешествуйте с нами, чтобы узнать, как много вы знаете о мире, в котором мы живем, и его многочисленных уникальных местах.

Пейзаж

Городской участок

Багдад расположен на реке Тигр, в ее ближайшей точке к Евфрату, в 25 милях (40 км) к западу. Река Дияла впадает в Тигр к юго-востоку от города и граничит с его восточными пригородами. ( См. Речная система Тигр-Евфрат.) Местность, окружающая Багдад, представляет собой плоскую аллювиальную равнину на высоте 112 футов (34 метра) над уровнем моря. Исторически город был затоплен периодическими наводнениями из притоков Тигра на севере и востоке. Они закончились в 1956 году завершением строительства плотины на Тигре в городе Самарра, к северу от Багдада, и прекращение наводнений позволило значительно расширить город на восток и запад. На севере городская экспансия поглотила старые поселки Аль-Асамия на восточном берегу и Аль-Казимия на западном берегу.

Климат

Климат жаркий и сухой летом, прохладный и влажный зимой. Весна и осень короткие, но приятные. В период с мая по сентябрь средняя дневная максимальная температура достигает 100°F (низкая 40°C), а максимальная может достигать 120°F (высокая 40°C) в полдень в июле и августе. Сильная дневная жара смягчается низкой относительной влажностью (от 10 до 50 процентов) и понижением температуры на 30 ° F (17 ° C) или более ночью. Зимой средняя дневная температура составляет около 50 градусов по Фаренгейту (низкие 10 градусов по Цельсию), а иногда температура опускается ниже нуля. Осадки редки (6 дюймов [150 мм] в год) и выпадают в основном в период с декабря по апрель. Летом осадков не бывает. Весной и в начале лета преобладают северо-западные ветры ( shamāl ) приносят песчаные бури, которые часто заливают город пыльным туманом.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

План города

Районы

Город простирается по обоим берегам Тигра. Поселение на восточном берегу известно как Русафах, на западном берегу — как Аль-Карх. Два берега соединяет ряд мостов, в том числе одна железнодорожная эстакада. Из застроенной площади около 4 квадратных миль (10 квадратных километров) в начале 20-го века Багдад превратился в шумный мегаполис с пригородами, простирающимися на север и юг вдоль реки и на восток и запад на окружающие равнины.

Старое ядро ​​города, прямоугольник длиной около 2 миль (3 км) и шириной 1 миля (1,6 км), расположено на восточном берегу. Его длина простирается между двумя бывшими городскими воротами, воротами Аль-Музам, ныне площадью Аль-Музам, на севере и воротами Аль-Шарки, ныне площадью Тахрир, на юге. От Тигра прямоугольник идет на восток к внутренней насыпи, или дамбе, построенной османским губернатором Назимом-пашой в 1910 году. Улица Рашид в центре Багдада является сердцем этого района и включает в себя финансовый район города, многие правительственные здания и медный завод. , текстиль и золотые базары. К югу от улицы Рашид вдоль улицы Садун раскинулся коммерческий район с магазинами, кинотеатрами и офисами. Параллельно Садуну улица Абу Нувас на берегу реки когда-то была визитной карточкой города и — как и подобает улице, названной в честь поэта, известного своими чувственными стихами, — его развлекательным центром. В течение 19В 90-е годы улица потеряла большую часть своего былого гламура, а ее кафе, рестораны и роскошные отели либо закрылись, либо пострадали от потери бизнеса. Его упадок как места сбора был в основном результатом его расположения прямо через реку от главного президентского дворца, что привело к тому, что он был закрыт для публики из соображений безопасности. Большая часть улицы стала эксклюзивным жилым районом для высокопоставленных чиновников.

К этим коммерческим районам примыкают более старые жилые районы среднего класса, такие как Аль-Сулейх на севере, Аль-Вазирия на западе и Аль-Каррада на юге, в настоящее время густо заселенные. Багдадский университет и фешенебельный жилой район расположены на Аль-Джадрия, полуострове, образованном излучиной Тигра.

С конца 1950-х годов город расширился на восток за насыпь. Планируемые кварталы среднего класса расположены между набережной и Армейским каналом, соединяющим реки Тигр и Дияла. За каналом, на восточной окраине города, находится обширный район с низким доходом, в котором проживает около двух миллионов сельских мигрантов-шиитов, известный поочередно как квартал Аль-Таура («Революция») или, в период с 1982 по 2003 год, как Саддам-сити.

На западном берегу находится ряд жилых кварталов, в том числе Аль-Карх (старый квартал) и несколько кварталов для представителей высшего среднего класса с обнесёнными стенами виллами и зелёными садами. Главным из них является Аль-Мансур, окружающий ипподром, где есть бутики, рестораны быстрого питания и уличные кафе, которые нравятся его состоятельным профессиональным жителям. Эти районы были наиболее развитыми районами города при баасистском режиме Саддама Хусейна. Аль-Карх, в частности, был центром политических офисов баасистов и служб безопасности режима. Там же располагался главный президентский дворец. Аль-Карх подвергся сильной бомбардировке в 1991 и в 2003 году.

Сельскохозяйственная революция — Обществознание 6-го класса

Сельскохозяйственная революция

Эпоха неолита

Первые люди были кочевниками, которые перемещались с места на место, чтобы охотиться на животных и собирать растения. После окончания последнего ледникового периода температура на Земле повысилась. По мере потепления климата многие кочевники переселялись в районы с мягким климатом и плодородными землями.

Затем произошла еще одна историческая революция. Впервые люди стали оставаться на одном месте, чтобы выращивать зерновые и овощи. Постепенно земледелие заменило охоту и собирательство в качестве основного источника пищи. В то же время люди начали одомашнивать (duh • MEHS • tih • kayt) или приручать животных для использования человеком. Животные перевозили товары и давали мясо, молоко и шерсть.

Эпоха неолита

Это изменение в образе жизни людей ознаменовало начало Эпохи неолита (урожденная • э-э-э* LIH • толстый). Это началось около 8000 г. до н.э. и продолжалась примерно до 4000 г. до н. э. — около 4000 лет. Слово неолит по-гречески означает «новый камень». Однако называть этот период Новым каменным веком несколько вводит в заблуждение. Хотя были созданы новые каменные орудия, настоящим изменением в эпоху неолита стал переход от охоты и собирательства к систематическое земледелие . Это выращивание продуктов питания на регулярной основе.

Этот переход от охоты и собирательства к производству продуктов питания, однако, не произошел быстро. Даже в эпоху мезолита или среднего каменного века некоторые люди продолжали охотиться и собирать, а другие начали выращивать себе пищу.

Большие перемены для человечества

Историки называют это оседлое земледелие эпохи неолита сельскохозяйственной революцией. Слово революция относится к любому изменению, которое оказывает огромное влияние на образ жизни людей. В то время как охотники-собиратели ели дикорастущие зерна, которые они собирали, ранние фермеры сохраняли часть зерен для посадки. Люди стали жить по-другому, когда научились выращивать урожай и приручать животных, производящих пищу. Теперь они могли производить постоянный запас продовольствия. Это позволяло населению расти более быстрыми темпами. Кочевники отказались от своего образа жизни и стали жить оседлыми общинами. Некоторые историки считают сельскохозяйственную революцию самым важным событием в истории человечества.

Широкое земледелие

К 8000 г. до н.э. люди в Юго-Западной Азии начали выращивать пшеницу и ячмень. Они также приручили свиней, коров, коз и овец. Оттуда земледелие распространилось в юго-восточную Европу. К 4000 г. до н. э. земледелие было устоявшейся экономической деятельностью в Европе.

Примерно в то же время, около 6000 г. до н.э., люди начали выращивать пшеницу и ячмень в долине Нила в Египте. Вскоре земледелие распространилось вдоль реки Нил и в другие регионы Африки. В Центральной Африке появились различные виды сельскохозяйственных культур. Там люди выращивали корнеплоды, называемые клубнями, в том числе ямс. Они также выращивали фруктовые культуры, такие как бананы. Выращивание пшеницы и ячменя распространилось на восток, в Индию, между 8000 и 5000 г. до н.э.

К 6000 г. до н.э. люди в северном Китае выращивали продовольственное зерно под названием просо и приручали собак и свиней. К 5000 г. до н.э. фермеры в Юго-Восточной Азии выращивали рис. Оттуда рисоводство распространилось на юг Китая.

В Западном полушарии между 7000 и 5000 годами до нашей эры люди в Мексике и Центральной Америке выращивали кукурузу, кабачки и картофель. Они также одомашнили кур и собак.

Жизнь в эпоху неолита

В эпоху неолита люди селились в деревнях, где строили постоянные дома. Они разместил деревень рядом с полями, чтобы людям было легче сажать, выращивать и собирать урожай. Люди также селились возле источников воды, особенно рек.

Неолитические сообщества

Неолитические фермерские поселения возникли по всей Европе, Индии, Египту, Китаю и Мексике. Самые большие и самые ранние известные сообщества были обнаружены в Юго-Западной Азии. Одной из древнейших общин был Иерихон (JAIR•ih•koh). Эта фермерская деревня выросла в районе между современным Израилем и Иорданией, называемом Западным берегом. Деревня Иерихон была хорошо основана примерно к 8000 г. до н.э. Он простирался на несколько акров. Район домов из высушенного на солнце кирпича был окружен стенами толщиной в несколько футов.

Другим известным неолитическим сообществом было Чаталхююк (чах • тахл • ху • ЮОК) в современной Турции. Хотя сохранилось мало свидетельств существования общины, историки знают, что между 6700 и 5700 годами до нашей эры она занимала 32 акра и была домом для около 6000 человек. Люди жили в простых домах из сырцового кирпича, построенных вплотную друг к другу. Что, если бы вместо входной двери в вашем доме была дверь на крышу? В Чаталхююке в домах не было парадных дверей. Вместо того, чтобы проходить через дверь в стене, люди проникали в свои дома через дыры в крышах. Они также могли ходить от дома к дому по крышам. Люди украшали свои дома настенными росписями.

В дополнение к домам в Чаталхююке были особые постройки, которые были святынями (ШРЕЕНЗ), или святыми местами. Эти святыни были украшены изображениями богов и богинь. В святилищах также были найдены статуи рожениц. И святыни, и статуи показывают, что роль религии в жизни людей эпохи неолита росла.

Фермеры выращивали фрукты, орехи и различные злаки на земле за пределами Чаталхююка. Люди выращивали себе еду и хранили ее в кладовых в своих домах. Они разводили овец, коз и крупный рогатый скот, который давал молоко и мясо. Они ели рыбу и птичьи яйца из близлежащих низменных заболоченных мест, называемых болотами. Сцены, нарисованные на стенах руин города, показывают, что жители Чаталхююка также охотились.

Каковы преимущества оседлой жизни?

Люди эпохи неолита нуждались в защите от непогоды и диких животных. Оседлая жизнь обеспечивала большую безопасность. Стабильные запасы продовольствия создали более здоровое и растущее население. По мере роста населения стало доступно больше рабочих. Эти люди могли выращивать больше урожая. Сельские жители производили больше, чем могли съесть, поэтому они начали обменивать свою еду на товары, которые не могли произвести сами.

Из-за того, что производилось много еды, на полях требовалось меньше людей. Люди эпохи неолита начали заниматься экономической деятельностью, отличной от земледелия. Специализация (спэ • шух • лех • ЗАЙ • шун) произошла впервые. Люди брались за определенную работу, насколько позволяли их таланты. Некоторые люди стали ремесленниками или квалифицированными рабочими. Они делали оружие и украшения, которыми торговали с соседними общинами. Люди делали глиняную посуду для хранения зерна и еды. Делали корзины из растительных волокон. Они также использовали растительные волокна для ткачества ткани. Эци, Ледяной Человек эпохи неолита, носил плащ, сплетенный из волокон травы. Эти ремесленники, как и фермеры, также обменивали произведенные ими товары на другие вещи, которых у них не было.

Роли мужчин и женщин изменились, когда люди переселились в поселения. Мужчины работали на полях, занимались земледелием и пасли скот. Постепенно они стали более ответственными за выращивание еды и защиту деревни. Мужчины стали лидерами семьи и общества. Женщины рожали детей и оставались в деревнях. Они ткали ткань из шерсти своих овец. Они также использовали костяные иглы для изготовления одежды из ткани и шкур животных. Кроме того, женщины занимались поставками продовольствия и выполняли другие задачи.

Рост сообществ не всегда приносил пользу. В некоторых местах, таких как поселения на территории современной Иордании, быстрый рост населения привел к быстрому истощению таких ресурсов, как запасы древесины. Иногда эта потеря лесных массивов приводила к распространению пустынных условий. Там, где произошел этот тип экологического ущерба, многие поселения были заброшены.

Конец эпохи неолита

В эпоху позднего неолита люди добились большего технического прогресса. Производители инструментов создавали лучшие сельскохозяйственные инструменты по мере возникновения в них потребности. К ним относятся мотыги для копания почвы, серпы для резки зерна и жернова для измельчения муки. В некоторых регионах люди стали работать с металлами, в том числе и с медью. Рабочие нагрели камни и обнаружили внутри них расплавленную медь. Затем они экспериментировали с превращением меди в инструменты и оружие. Их оказалось проще изготовить и использовать, чем те, что сделаны из камня.

Ремесленники в Западной Азии обнаружили, что при смешивании меди и олова образуется бронза. Это был технологический прорыв, потому что бронза была прочнее меди. Бронза стала широко использоваться между 3000 и 1200 годами до н.э. Этот период известен как бронзовый век . Однако мало кто мог позволить себе бронзу и продолжал использовать инструменты и оружие из камня.

Возникновение цивилизаций

Люди продолжали развивать более сложные культуры или образ жизни. К началу бронзового века общины были широко распространены. В этих сообществах стали развиваться более сложные культуры, называемые цивилизациями. Четыре великие цивилизации речных долин — Месопотамия, Египет, Индия и Китай — возникли около 3000 г. до н. э. Все цивилизации имеют схожие характеристики.

Города и правительства

Характерной чертой этих ранних цивилизаций было то, что они строили города и формировали правительства. Первые цивилизации развивались в долинах рек, где плодородная земля позволяла выращивать урожай и кормить большое количество людей. Реки давали рыбу и воду. Они также поощряли торговлю, которая позволяла обмениваться как товарами, так и идеями. Города, которые развивались в этих долинах, стали центрами цивилизаций.

Люди сформировали правительства, чтобы защитить себя и свои запасы еды. В этих ранних цивилизациях первыми правительствами были монархии. А монархия — тип правления во главе с королем или королевой. Монархи создавали армии для защиты от врагов и принимали законы для поддержания порядка. Они также назначили правительственных чиновников, которые управляли поставками продовольствия и строительными проектами.

Религии

Религии возникли в новых цивилизациях, чтобы помочь людям объяснить свою жизнь. Например, религии помогли объяснить силы природы и роль человека в мире.

Ранние люди верили, что боги несут ответственность за выживание общества. Жрецы совершали религиозные церемонии, пытаясь заручиться поддержкой богов. Правители утверждали, что их собственная власть основана на одобрении богов.

Социальная структура

Ранние цивилизации имели структуру социального класса. То есть люди в обществе были организованы в группы. Эти группы определялись типом работы, которую выполняли люди, и количеством богатства или власти, которыми они обладали.