Покровский монастырь в москве чудотворная икона: Main – Покровский ставропигиальный женский монастырь

где находится, в чем помогает чудотворный образ, значение святой иконы

Содержание

  • Жизненный путь Матроны Московской
  • История обретения иконы
  • Как выглядит икона Матроны Московской
  • Значение святой иконы в православии
  • Дни памяти иконы Матроны Московской
  • В чем помогает икона молящимся
  • Где находятся почитаемые иконы Матроны Московской
  • Чудеса, связанные с иконой
  • Молитва к образу Матроны Московской

Икона святой Матроны Московской была написана совсем недавно — в 1999 году, тем не менее она считается одной из самых почитаемых в православии. Многие люди находят утешение в молитвах к ней. К Матронушке обращаются в сложный период жизни, ей молятся о выздоровлении близких, просят о защите от греха и нищеты.

Жизненный путь Матроны Московской

Святая появилась на свет в селе Себино Тульской губернии. Существует несколько мнений насчет года ее рождения. Если верить житию, это 1881 год, по данным сельскохозяйственной переписи — 1883 год, а по спискам Даниловского кладбища — 1885 г.  

Прижизненное фото Матроны

Девочка родилась слепой, у нее не развились глазные яблоки. В семье Матроны было четверо детей. По некоторым данным, родители удочерили девочку, но официальных документов не сохранилось.

Когда Матрона была еще маленькой, родители хотели оставить ее в приюте для детей в соседнем селе, однако у мамы было видение: красивая белая птица села ей на грудь. Женщина решила, что сон вещий, и оставила ребенка.

В возрасте 17 лет у девочки отнялись ноги без видимых на то причин, тем не менее святая Матронушка отправилась в паломничество по православным монастырям. После революции она переехала в Москву. Долгое время ей приходилось жить у знакомых и друзей. К братьям она не могла обратиться, так как они оба были коммунистами и не разделяли ее взглядов на веру.

Оставшуюся жизнь она провела в Москве и Подмосковье. Матрона принимала каждый день по 40 человек, которые приходили к ней за исцелением и мудрым советом. Она умерла в Сходне 2 мая 1952 года. По завещанию святой, ее похоронили на Даниловском кладбище, которое с тех пор стало местом паломничества.  

История обретения иконы

Многие люди верили в то, что Матрона является святой и обладает даром целительства, но официальная церковь не признавала ее до 1997 года. В это время по решению специально собранной комиссии было решено канонизировать ее в лике местночтимых святых Московской епархии приснопамятной Матроны Никоновой.

В 1998 году ее могилу вскрыли и извлекли мощи. Их доставили в Данилов монастырь, а затем — в Покровский храм. Здесь же находятся первые иконы, написанные в 1999 году. Одна расположена на стене главного храма, вторая — внутри него. В 2004 году состоялась ее общецерковная канонизация, а еще через несколько лет Болгарская православная церковь также причислила Матрону к лику святых.

Икона Матроны Московской в Покровском храме

Мощи святой доставлялись во многие монастыри для поклонения, а с икон были выполнены многочисленные списки.

Как выглядит икона Матроны Московской

Традиционно святая изображается с закрытыми глазами. Это не только портретное сходство, но и символ ее внутреннего духовного зрения. На данный момент икона Блаженной Матроны Московской является единственной в своем роде, так как остальные святые изображаются с открытыми глазами.

Одежда на иконе зеленого цвета, голова покрыта белым платком, завязанным на манер иконы Ксении Петербургской. Такое сочетание является традиционным для православной иконографической традиции.

Правая ладонь раскрыта и обращена вверх, что символизирует готовность Матроны помогать страждущим. В левой находятся четки, говорящие о том, что при жизни она совершила молитвенный подвиг. 

Существуют изображения Матроны с открытыми глазами, но они не соответствуют канону. Так же, как и картина, где она изображена со Сталиным.

Существует ничем не подтвержденная легенда о том, что во время Второй мировой войны, когда немецкие войска находились в непосредственной близости от Москвы, Сталин посетил Матрону и спросил совета. Этот момент и запечатлен на картине, хотя сама святая и ее близкие знакомые никогда об этом не говорили.

Значение святой иконы в православии

Старица в нашей культуре традиционно считается символом мудрости. Физическая слепота говорит о глубокой духовности и внутренней силе. Поэтому икона святой Матроны Московской считается защитницей от любого зла.

При жизни женщина помогала людям в исцелении, ее образ считают целебным и нередко произносят молитвы о выздоровлении больных перед ним. Многие верят, что Матрона поможет избавиться от грехов, у нее просят заступничества перед Господом и помощи в поиске праведного пути.

Дни памяти иконы Матроны Московской

Официальный праздник, принятый православной церковью, отмечается 2 мая, в день смерти святой. День памяти Матроны Константинопольской отмечается 22 ноября.

В чем помогает икона молящимся

По настоянию святой была написана икона «Взыскание погибших» для церкви Успения Божьей Матери. Матрона в юном возрасте обнаружила этот образ в книге и решила списать его. Вместе с мамой они нашли художника, которому святая сказала покаяться перед началом работы. Мастер солгал о том, что ходил в церковь и просил отпустить грехи. Матрона почувствовала это и велела ему снова идти и каяться. Только когда она почувствовала, что душа художника не тяготиться грехами, разрешила ему начать работу. 

Именно поэтому у нее часто просят отпущения грехов, духовного очищения и прощения. Также считается, что образ помогает:

  • Найти достойного спутника жизни.
  • Сохранить семью и построить счастливый брак.
  • Исцелиться от физических и духовных недугов.
  • Решить финансовые проблемы, спастись от нищеты.
  • Защититься от интриг и злого слова.

К святой также обращаются женщины, которые долгое время не могут забеременеть. Считается, что Матрона помогает и в правильном воспитании детей.

Где находятся почитаемые иконы Матроны Московской

После общецерковной канонизации значение образа для церкви стало очень большим. Поэтому появились многочисленные списки иконы.

Оригинальная икона Матроны Московской сейчас находится в храме Покровского монастыря. Здесь также есть заказанная женщиной икона «Взыскание погибших» и святые мощи. 

Возле могилы Матроны на Даниловском кладбище возвели часовню, в которой находится список образа. Также здесь стоит емкость с песком, который считается чудодейственным и помогает исцелиться.

Иконы есть в церквях Святого Григория Неокесарийского, Тихвинской иконы Божией Матери, Великомученика Георгия Победоносца, Казанской иконы Божией Матери, а также во многих монастырях.

Чудеса, связанные с иконой

Еще при жизни Матрона совершала множество чудес. Есть история, согласно которой один мужчина долгое время страдал от недуга ног. Он пытался вылечиться, но ничего не помогало, тогда он бросил все попытки и стал ездить на коляске. О нем узнала Матрона и позвала к себе в гости, только сказала добираться до нее на своих ногах.

Смотреть все украшения с образом Матроны Московской в каталоге SUNLIGHT

Мужчина поверил в духовную силу и мудрость женщины. Он едва ли не ползком добрался до ее дома. Матрона исцелила больного и назад он уже легко пошел.

В Покровском монастыре, где хранятся мощи святой, находится документ. В него вносят различные события, связанные с образом. Однажды чудотворная икона спасла молодую мать от смертельного заболевания. В онкологическом центре в Москве лежала молодая женщина, у которой было двое детей. Врачи долго боролись за ее жизнь, но безуспешно. Медсестра, которая ухаживала за пациенткой, пошла в церковь и помолилась перед иконой Матроны. Священнослужитель также дал девушке сухие розы, которые долгое время находились рядом с мощами святой.

Она отнесла их пациентке и через несколько дней засохшие цветы ожили, а еще спустя месяц женщина, которая должна была умереть, вдруг исцелилась.

Еще одна история из списка гласит, что однажды женщина прибыла в часовню Даниловского кладбища, чтобы помолиться Матроне. Тогда она была совершенно здорова, но все же взяла с собой немного чудодейственного песка. Спустя много лет у ее сестры обнаружили злокачественную опухоль на поздней стадии. Врачи посоветовали семье готовиться к худшему, но женщина вспомнила про песок. Она Отдала его сестре, рассказала, как молиться Матроне и посоветовала прикладывать его к больному месту. Однажды сестра просила Матрону об исцелении, и в ту же ночь святая явилась к ней во сне. Спустя некоторое время женщина полностью выздоровела.

Молитва к образу Матроны Московской

Обратиться к святой можно как угодно. Главное, чтобы помыслы были чисты. Однако существуют две канонические молитвы:

Первая:

О, блаже́нная ма́ти Матро́но, душе́ю на Небеси́ пред Престо́лом Бо́жиим предстоя́щи, те́лом же на земли́ почива́ющи, и да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чныя чудеса́ источа́ющи. При́зри ны́не ми́лостивным твои́м о́ком на ны, гре́шныя, в ско́рбех, боле́знех и грехо́вных искуше́ниих дни своя́ иждива́ющия, уте́ши ны, отча́янныя, исцели́ неду́ги на́ши лю́тыя, от Бо́га нам по грехо́м на́шим попуща́емыя, изба́ви нас от мно́гих бед и обстоя́ний, умоли́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́ прости́ти нам вся на́ша согреше́ния, беззако́ния и грехопаде́ния, и́миже мы от ю́ности на́шея да́же до настоя́щаго дне и часа́ согреши́хом, да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ве́лию ми́лость, просла́вим в Тро́ице Еди́наго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Вторая:

О, блаже́нная ма́ти Матро́но, услы́ши и приими́ ны́не нас, гре́шных, моля́щихся тебе́, навы́кшая во всем житии́ твое́м приима́ти и выслу́шивати всех стра́ждущих и скорбя́щих, с ве́рою и наде́ждою к твоему́ заступле́нию и по́мощи прибега́ющих, ско́рое поможе́ние и чуде́сное исцеле́ние всем подава́ющи; да не оскудее́т и ны́не милосе́рдие твое́ к нам, недосто́йным, мяту́щимся в многосу́етнем ми́ре сем и нигде́же обрета́ющим утеше́ния и сострада́ния в ско́рбех душе́вных и по́мощи в боле́знех теле́сных: исцели́ боле́зни на́ша, изба́ви от искуше́ний и мучи́тельства диа́вола, стра́стно вою́ющаго, помози́ донести́ жите́йский свой крест, снести́ вся тя́готы жития́ и не потеря́ти в нем о́браз Бо́жий, ве́ру правосла́вную до конца́ дней на́ших сохрани́ти, упова́ние и наде́жду на Бо́га кре́пкую име́ти и нелицеме́рную любо́вь к бли́жним; помози́ нам по отше́ствии из жития́ сего́ дости́гнути Ца́рствия Небе́снаго со все́ми угоди́вшими Бо́гу, прославля́юще милосе́рдие и бла́гость Отца́ Небе́снаго, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Серебряная подвеска «Блаженная Матрона Московская. Образок.» (перейти в каталог SUNLIGHT)

Михайловский Покровский женский монастырь / Монастырский вестник

В официальных бумагах обитель значилась под названием Рязанского Пустынского Покровского девичьего монастыря. В народе же монастырь знали как Аграфенину пустынь (совр. поселок Агропустынь), по имени ее основательницы – великой рязанской княгини Агриппины. Она же стала и первой игуменией монастыря. Зарождение обители произошло в 1507 году.

Некогда достигший расцвета монастырь в начале XIX века, однако, пришел в упадок. Причиной тому была произведенная ранее (во 2-ой пол. XVIII века) императрицей Екатериной II секуляризация монастырских земель. К тому же к 1819 году вследствие внешних естественно-природных причин (весенние паводки) стало грозить полное разрушение как хозяйственным постройкам обители, так и самой монастырской церкви.

Положение дел было описано игуменией с сестрами в донесении Преосвященному Сергию (Крылову-Платонову), епископу Рязанскому и Зарайскому. Узнав о трудностях монастыря, купеческое и мещанское общество города Михайлова пожелало видеть обитель непременно в «отечественной их стороне, давно не имевшей такого священного места» и просило перенести ее «на прилегающее к г. Михайлову место… называемое Черная гора, состоящее близ самой кладбищенской церкви». Данное прошение было утверждено Михайловской городской Думой. При этом предполагалось отвести «навсегда церковь каменную, с приделом, недавно устроенную», с тем чтобы совершать «всегдашнее в ней священнослужение и поминовение по умершим предкам…, покоющимся на кладбище»; пашенную землю 39 десятин (более 42 га) отдать обители «впредь до того времени, пока» она будет существовать «на означенном месте».

24 июля 1819 года из Рязанской духовной консистории на имя игумении монастыря Евсевии (Хлебосоловой) с сестрами был получен указ о перенесении Аграфенинского монастыря на Черную гору близ города Михайлова.

По получении указа начались строительные работы на новом месте. Благочестивые жители г. Михайлова, трудясь во славу Божию, помогали перевозить на новое место келейные домики – срубы. Они считали особой честью поучаствовать в строительстве монастыря. На глазах вырастали домик за домиком, возводилась монастырская ограда, была построена колокольня высотой почти 26 метров. Как уже упоминалось ранее, кладбищенская церковь Воскресения Христова была отдана женской обители. Но храм оказался недостаточно вместительным, поэтому возникла необходимость в постройке нового.

Около 1820 года был заложен двухэтажный каменный храм. Высокий, светлый, заметный издали, он стал центром монастырской жизни. В 1830 году первым был освящен престол в нижнем этаже – в честь Софии, Премудрости Божией. Спустя два года, в нижнем храме, с правой стороны, был освящен придел во имя святого Иоанна Предтечи. В 1836 году произошло освящение верхней церкви – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 1848 год – освящение в нижней церкви левого придела в честь святителя Николая чудотворца. В 1866 году к храму были сделаны пристройки, а в 1879 году освящен новый придел – в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». В этом приделе находилась соименная ему чудотворная икона, от которой происходило множество чудес и исцелений.

В обители имелись подвижники благочестия, которые примером своей добродетельной жизни, душеполезными наставлениями укрепляли веру насельниц и способствовали их духовному росту. И до сих пор не оставляют блаженная старица Евдокия (1830-1890) и блаженный иерей Феофилакт (1779-1841) без своей благодатной помощи всех, прибегающих к их молитвенному предстательству.

Блаженная старица Евдокия(1830-1890) поступила в Покровский монастырь в возрасте 20 лет и первые семь лет прожила здесь примерной послушницей. Затем Евдокия вступила на путь самого сурового подвижничества, называемого юродством. Все течение жизни блаженной Евдокии явилось воплощением христианского подвига, выражающегося в любви к Богу, бескорыстном служении ближним, нестяжательности, безропотном терпении посланной Богом нелегкой болезни и мн. др. Блаженная Евдокия была великой молитвенницей, усердной постницей, обладала даром рассуждения, являлась примером обладания духа над телом.

В 20 – х.годах ХIХ века на Михайловской земле жил, подвизаясь подвигом юродства, блаженный иерей Феофилакт Авдеев(1779-1841). Это был великий угодник Божий, который по неизреченной любви ко Господу и своим ближним принес себя в жертву самолишения и невинно претерпел множество оскорблений. Блаженный иерей Феофилакт был уроженцем Тульской губернии. Однако почти вся его жизнь была связана с черногорской обителью, которую он очень любил, и потому нередко подолгу останавливался в ней, назидая сестер примером своей высокой духовно- нравственной жизни.

Ровно через 100 лет после перенесения монастыря на Черную гору, в 1919 году, обитель была закрыта, хотя литургическая и молитвенно-трудовая жизнь оставшихся в монастыре насельниц все еще теплилась вплоть до середины 20-х годов. Какое-то время монастырь еще существовал как хозяйственно-трудовая артель, но не долго, до 1927 года. По закрытии монастыря соборный храм использовался как зернохранилище. На территории монастыря, в одном из зданий, располагался колхозный свинарник.

К середине 50-х годов XX века монастырь был полностью стерт с лица земли.

Каменный Покровский собор долго не могли разрушить, взрывая несколько раз.После первого взрыва стены лишь задрожали, после второго — разрушились, но осталась стоять стена центрального алтаря с большой иконой Воскресшаго Господа на Горнем месте. Следующий взрыв разрушил и ее.

Остался лишь голый пустырь с воронками от взрывов. Со временем заросший бурьяном и кустарником.

Судьба чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», неизвестна.

Летом 1999 года Покровскому монастырю, благолепно устроенному за время своего существования, исполнилось бы 180 лет. Но вынужденный перерыв в жизни монастыря все же не был его печальным концом. Впервые за 80 лет запустения, в праздник Боголюбской иконы Божией Матери (18 июня/1 июля), было совершено Всенощное бдение в часовне, построенной на том месте, где когда-то стоял монастырь.

На сегодняшний день в Покровской обители, по милости Божией, совершается положенный круг богослужения, установлен молитвенно-трудовой ритм повседневной жизни. Ежедневный труд монастырских насельниц складывается из различных послушаний: в храме, в трапезной, на скотном дворе, на огороде и других.

Через несколько лет заброшенная прежде местность неузнаваемо преобразилась. Выросли жилые и хозяйственные постройки. Выстроены храмы. Заложен монастырский сад.

«Плачущая» икона Божией Матери в Париже — список с великой русской иконы / Православие.Ru

Суздаль (исторический древний город во Владимирской
обл., Россия), 4 марта 2015 г.

«Икона Божией Матери Византийской
период, который семья из Турции приобрела в Антакье
(Антиохия) и взяли с собой в Париж начало
плачу», — пишет греческий сайт Romfea .
Согласно Алтиндагоглу, икона была подарена
их в 2006 году греческим монахом в Ливии. Люди из
разные страны приезжают молиться перед
чудотворная икона. В России о нем слышали
Что ж.

Но достаточно одного взгляда на чудотворную икону, чтобы
сразу узнаешь: это ксерокопия великой иконы
Покровского женского монастыря в Суздале! А также
это именно фотокопия, а не раскрашенная вручную копия. А
раскрашенная вручную копия не может так точно походить на оригинал
как фотография.

Его
иконография абсолютно уникальна. Некоторое время было
ошибочно названа «Грузинской иконой»
из-за открытого палантина на груди, открывающего
уголок хитона Богородицы. это
отличается от традиционной «Одигитрии»
значок-типа в положении правой руки
Богородица на ногах Младенца Христа, как на
«римлянин» или «молокодатель»
Иконки. Поза и одежда Младенца
другой. И, казалось бы, самый незаметный
отличие заключается в благословляющей правой руке Младенца. Это
совпадает с краем палантина! Как будто Младенец
Иисус скрывает Себя и открывает Свою Мать.
Иконописец не повторил бы этого, но
фотографическая техника сделала. Глаза были закрашены
это ксерокопия, но об этом мы поговорим позже.

Святая икона хранится в Третьяковской галерее и датируется
вернуться к 1360-м годам. Инвентарь Святого Покрова
Женский монастырь в Суздале за 1597 год подробно описывает
драгоценные дары, связанные с этой иконой «Богоявленской
Пречистая Дева» с 225 предметами, пожертвованными в виде жетонов.
благодарности за чудеса.

Икона Суздальского Покровского монастыря

Согласно
преданию, именно перед этой иконой кроткие
царственная супруга Анастасия Романовна (1530-1560; первая
жена первого русского царя Ивана IV, звали
«Грозный», а буквально «тот
Грозный») молились о рождении наследника. Она
наконец родила троих сыновей, один из которых
следующий царь Феодор I. В 1552 г., перед походом
в Казани, на богослужении у Пресвятой Богородицы.
Покровский женский монастырь в Суздале царь Иван услышал слова
что игуменья Василиса сказала ему вполголоса:
«Ты вернешься царем казанским».

Он обернулся и пообещал поставить свою любимую икону в
монастырь, если слова настоятельницы сбудутся.
Взяв Казань в праздник Покрова Покрова
Богородицы, на обратном пути царь исполнил свое
обещание, украсив икону, подвешивая к венцу
Царице Небесной пару золотых серег с жемчугом,
бирюза и сердолик, принадлежавшие царице
Казани.

В
благодарение за рождение ребенка Анастасия
Романовна вышила матерчатый пояс и висела фата.
вторая жена Ивана IV, Мария Темрюковна (1544-1569).),
в благодарность украсил икону жемчужным ожерельем
из лучших работ. Восемнадцатилетняя супруга и
супруга царя Василия Шуйского (правил с 1606 по
1610), похоронившая свою первую дочь, взяла
постриг в Покровском женском монастыре
вместе со своей недавно родившейся второй дочерью, которая была
вскоре после этого тоже отдохнуть. Что она молилась
ибо и как Богородица утешала ее, известно
только одному молчаливому свидетелю — царице
золотой ажурный крест на груди королевы
Небеса.

Свято-Покровский женский монастырь стал местом, где многие
знатные лица приняли монашеский постриг, подвизались в
подвизался и преставился; в их число входила супруга Гранта
Князь Василий III Соломония Сабурова (Святая София
Суздаль), одна из супруг царя Ивана IV, царица Анна,
супруга Василия Шуйского царица Екатерина,
супруга императора Петра I Евдокия Лопухина. Это также
стал местом паломничества к чудотворным
икона, место утешения. К 1910, как мы видим из
фотография В. Георгиевского, образ на иконе
Богородица стала почти невидимой. А в 1920 г.
один из самых выдающихся реставраторов своего времени,
фаворит Святейшего Патриарха Тихона Г.О.Чириков,
тщательно очистил икону от слоя потемневшего масла
и изображение, нарисованное поверх него в семнадцатом веке.
Дело в том, что украшения, добавленные к иконе, сделали ее
почитание верующими невозможно — почитается только
висящая завеса. Глаза иконы почти не видны.
Видны только зрачки, глаза исчезли в
слезы, они были «выкрикнуты». Поэтому
Она утешала и утешает до сих пор. И Мать
Бог снова «плачет» в Париже.

РОССИЯ Москва, чудотворное миро от иконы Казанской иконы Божией Матери

Уже в четвертый раз образ источает ручейки вещества, считающегося священным миром, подобного миро. Митрополит Иларион подтверждает священное явление прямо в храме под его руководством. Чудесное явление миропомазания соответствует «раздиранию» священных образов в католическом мире, но на Востоке священные изображения играют роль, аналогичную латинскому евхаристическому благочестию.

Москва (AsiaNews) — В храме в центре Москвы, в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи на Бору, икона Казанской Божией Матери (фото 1) в четвертый раз отпустила заклепки чудотворного мира (мирон, термин, также используемый для Священного Мира).

Новость была подтверждена и обнародована авторитетным образом митрополитом Иларионом (Алфеевым), заведующим Отделом иностранных дел Московской Патриархии, во время открытия учебного года в Патриаршем Богословском институте высшего образования, которым сам Иларион директор.

Духовная школа находится прямо в комплексе храма Иоанна Предтечи (фото 2), построенного на месте древнего Ивановского монастыря, где проживал великий князь Московский Василий II, прадед Ивана Грозного , родился в 1400 году.

Во время торжественной церемонии открытия, посвященной 10-летию Учреждения, митрополит Иларион сообщил, что «в этом храме мы предстаем перед чудотворной иконой; первый случай явления мирона относится к 2016 году, когда в этом нашем здании, Черниговское Подворье, после восстановления регулярного богослужения началось. Затем миро продолжало течь около месяца; второй случай произошел в мае 2017 года, когда в Москву были перенесены мощи святителя Николая Чудотворца» .

Третий случай «мироточения» произошел в ноябре 2018 года во время праздника иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая находится в соседнем храме на Большой Ордынке, возле Кремля , владельцем которого является Иларион. Четвёртый случай чудотворного мира в эти дни особенно обилен, так что в октябре были учреждены непрерывные молитвенные группы для чтения Акафиста (Православного Розария) перед иконой в благодарность за милости, полученные по заступничеству Пресвятой Богородицы. Мэри.

Чудотворное явление елея от икон соответствует «срыванию» священных образов в католическом мире, но на Востоке — и в России в частности — имеет гораздо более широкое и заметное распространение и значение. Священные иконы на самом деле являются «литургическими» изображениями, они играют роль, в некотором роде аналогичную латинскому евхаристическому благочестию, представляя присутствие Божие для верующих, которые молятся перед иконой и созерцают ее. Русская православная церковь также создала специальную патриаршую комиссию для проверки подлинности феномена, часто разыскиваемого, а иногда и «провоцируемого» для возбуждения энтузиазма верующих.

Часто в православном мире следы елея видны и на костях святых, в частности монахов. Великое почитание святителя Николая Барийского, епископа-чудотворца, у русских очень тесно связано с собиранием «манны святителя Николая», мирона, собираемого из святых останков святого и распространяемого также в дорогие ампулы. Чудотворное миро часто благоухает, как эссенции сакраментального миропомазания, и для православных указывает на особое откровение присутствия Божия, чтобы прежде всего утвердить или возбудить веру во времена испытаний и страданий.