Подворье свято троицкой лавры в москве: Московское Подворье Троице-Сергиевой Лавры

Московское Троицкое подворье


Первое подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве появилось еще при жизни преподобного Сергия Радонежского.В начале XIV века благоверный князь Димитрий Донской пожаловал монастырю землю в Кремле под церковь и кельи. В 1460 году здесь была поставлена каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом преподобного Сергия Радонежского, во имя которого позднее соорудили одноименный храм с крытыми переходами к царскому дворцу. Во второй половине XV века Троицкое подворье в Кремле стали называть Богоявленским монастырем. С ним связаны важнейшие события в истории России. В 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние.


В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II земля, отведенная под Троицкое подворье, была передана в пользу государства. В зданиях монастыря разместился Судный приказ и Комендантский дом. Через полвека на этом месте начнется строительство Оружейной палаты Кремля. Так закончилась история первого подворья.


Спустя два года после указа императрицы настоятелем Троице-Сергиевой лавры стал архимандрит Платон (Левшин). Его трудами на берегу реки Неглиннойвыросло новоеблагоустроенное Троицкое подворье. 18 августа 1767 года архимандрит Платон освятил в только что отстроенныхархимандричьих(позднее митрополичьих) палатах домовый храм во имя святых апостолов Петра и Павла.


Эти земли царь Василий Шуйский пожаловал Лавре еще весной 1609 года в память героической обороны монастыря от польско-литовских войск. В 1630-х годах здесь образовалась лаврская слободка. Ее приходским храмом стала деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, игуменов и чудотворцев Радонежских. По пути из обители в столицу в этих местах останавливались насельники Лавры: Троицкая дорога проходила как раз мимо Троицкой слободкы. В начале дороги в 1695 году была выстроена знаменитая Сухарева башня. И в XVIII веке Подворье получило название Троицко-Сухаревского. В 1815 году оно становится постоянной резиденцией московских митрополитов — настоятелей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Поэтому и в документах, и в литературе Троицко-Сухаревское подворье часто называлось Митрополичьим. Первым здесь поселился архиепископ Августин (Виноградский) — духовный писатель и блестящий проповедник. В 1819 году его сменил митрополит Серафим (Глаголевский). А с 1825 года на долгие 46 лет хозяином Подворья становится митрополит Филарет (Дроздов). Он пожертвовал значительную сумму денег на устройство благотворительного учреждения при Троицкой церкви.В 1868 году сюда переезжает новый Московский митрополит Иннокентий (Вениаминов), просветитель Алеутских островов и Аляски.При нем восточной стороны домовой церкви Митрополичьих палат был достроен второй придел.17 сентября 1875 года его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери.


В 1898 году на Московскую кафедру вступает митрополит Владимир (Богоявленский) — строгий и мудрый архипастырь, пламенный проповедник. При нем над домовым храмом возводится световой барабан, сооружается купол и устраивается колокольня. 1 сентября того же года митрополит Владимир в сослужении наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова) совершил полное переосвящение храма.


Святитель Макарий (Невский), ревностный миссионер, просветитель алтайского края, молитвенник и аскет занимал московскую кафедру с 1912 по 1917 год. При нем в 1913-1915 годах возводится трехэтажный надвратный корпус. 


До революцииТроицкое подворье не раз посещали царствующие особы. Здесь бывал император Александр II с супругой императрицей Марией Александровной, наследник престола Николай Александрович,последний императорНиколай II, великая княгиня Елизавета Федоровна.


5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован.После этого на Подворье ненадолго разместилась Московская богословская академияьобновленческой Церкви. В 1929 году ее сменил детский сад.Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр… 


В 1992 году Троицкое подворье было возвращено Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II иеромонах Лонгин (Корчагин), ныне епископ Саратовский и Вольский, возродил здесь монашескую и приходскую жизнь.Первая Литургия на Подворье была отслужена на Пасху 1993 года. А в 1995 году состоялось первое патриаршее богослужение. Святейший Патриарх Московский Алексий II в сослужении Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во главе с отцом наместником, архимандритом Феогностом (Гузиковым) и лаврским хором под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) совершилна Подворье БожественнуюЛитургию.


Сейчас при Троицком подворье работает воскресная ихоровая школы, театральная студия, молодежный клуб, книжное и музыкальное издательство, паломнический центр, приходская библиотека, иконописная мастерская, а также мастерская по пошиву церковных облачений. Завершена реставрация храмаЖивоначальной Троицы. Его Великое освящение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в 2000 году на празднование Похвалы Пресвятой Богородицы. Сейчас богослужения совершаются в трех восстановленных его приделах — во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя преподобных Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев. 


Одна из наиболее почитаемых икон Подворья – образ Божией Матери «Достойно есть» афонского письма. Это список чудотворной афонской иконы, находящейся в соборном храме Протата в Карее — столице Афона. Он был привезен на Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 16 июня 1999 года.Еще одна святыня — икона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем. Она была подарена Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Русской Духовной Миссией в Иерусалиме в 1912 году.На Подворье также хранятся два креста-мощевика, в которые заключены более двух десятков мощей почитаемых в России святых.

Храм Живоначальной Троицы в Москве (подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры) / Организации / Патриархия.ru

Главная / Русская Церковь / Храмы и монастыри

Версия для печати

Дата создания:
начало XVII в.
Описание:

Сретенское благочиние Московской епархии

В 1609 г. по указу царя Василия Ивановича Шуйского Свято-Троицкой Сергиевой лавре был пожалован земельный участок в Москве на берегу реки Неглинной в память о героическом стоянии Лавры за веру и Отечество в Смутное время польско-литовского разорения.

Первое упоминание о Троицком подворье и деревянном храме Живоначальной Троицы относится к 1638 г. В 1696 г. на территории подворья возводится каменный Троицкий храм.

В 1766 г. настоятелем Лавры становится наставник наследника престола Павла I архимандрит Платон (Левшин; †1812) — будущий митрополит Московский и Коломенский. С этого времени он активно принимается за благоустройство Троицкого подворья: в 1767 г. построено здание Митрополичьих палат (арх. Василий Яковлев) с домовым храмом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

С 1815 по 1923 г. подворье являлось постоянной резиденцией московских митрополитов. 46 лет (с 1821 по 1867 г.) прожил на подворье святитель Филарет (Дроздов; †1867).

С 1868 г. подворье становится резиденцией святителя Иннокентия (Вениаминова-Попова; †1879), митрополита Московского и Коломенского, в 1879-82 гг. здесь проживает митрополит Московский Макарий (Булгаков).

В разные годы своего земного служения посещали это место и проживали здесь святитель Игнатий (Брянчанинов; †1867), священномученик Владимир (Богоявленский; †1918), святитель Макарий (Невский; †1926).

На Троицкое подворье 5 ноября 1917 г. будущий священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир принес митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (Белавину; †1925) весть об избрании его на Патриарший престол. В 1917-22 гг. Митрополичьи палаты подворья становятся резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Тихона, арестованного в мае 1922 г.

В 1922 г. подворье было упразднено, здания переданы обновленцам, затем светским учреждениям.

В 1992 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II деятельность подворья была возобновлена. Настоятелем назначен иеромонах Лонгин (Корчагин).

24 июля 1993 г., в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, состоялась первая Литургия в храме Живоначальной Троицы — во Владимирском приделе. 1 мая 1994 г., на Пасху, была совершена первая Литургия в центральном приделе Троицкого храма. В том же году на колокольне храма были установлены колокола.

В середине 1990-х гг. подворью возвращено здание Митрополичьих палат.

15 апреля 2000 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение храма Живоначальной Троицы.

23 июня 2011 г. была совершена первая Литургия в отреставрированном домовом храме в честь Первосвятителей Московских, расположенном в Митрополичьих палатах.

***

Храмы подворья:

  • храм Троицы Живоначальной с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и прпп. Сергия и Никона Радонежских;
  • домовый храм Первосвятителей Московских при Митрополичьих палатах.

***

Настоятель — игумен Севастиан (Терентьев).

Страна:
Россия
Город:
Москва
Адрес:
129090, г. Москва, 2-й Троицкий пер., д. 6, стр. 9
Телефон:
+7 (495) 684-31-64
Web-сайт:
www.lavra-podvorie.ru

E-mail:
[email protected]
Родительская организация:
Свято-Троицкая Сергиева лавра

Впечатления от Москвы: Чудеса и надежды в Сергиевом монастыре [Часть 4], Новости культуры

Около 7 утра мы прибыли в Сергиев монастырь. Из-за высокой широты Москвы была уже поздняя осень в начале октября и солнце только вставало. Когда автобус высадил нас на крутом склоне на окраине Сергиева Посада, российские поля действительно казались огромными, простирающимися до самого горизонта. Мне вспомнилась строка из одного из стихотворений поэта династии Тан Ду Фу: «Мой взгляд следует за возвращающимися птицами, когда они исчезают в лесу (决眦入归鸟)».  

Монастырь находится на небольшом холме в лесу. На фоне серо-голубого неба его луковичные купола в шахматном порядке выглядели величественно. Издалека комплекс мог сойти за средневековый замок со стратегической точкой зрения, укрепленными высокими стенами и полями, похожими на рвы.

Холодный утренний ветер дул, как дикие лошади, скачущие по полям. Я затянул куртку и подумал: монастырь основан в 1345 году, когда Россией правила монгольская Золотая Орда. Мог ли святой-основатель подумать, что он станет духовным центром Русской Православной Церкви, с благочестивой верой противостоящей язычеству?

Наш гид сказал, что, поскольку мы были группой, мы могли войти только в 9:30 утра. Мы ждали на холодном осеннем ветру, словно природа проверяла нашу решимость посетить это священное место.

Шесть столетий спустя Сергиев монастырь стоит величественный, торжественный и царственный, как царский дворец. В 1993 году он стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Верующие собираются возле Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад, Россия, 18 июля 2022 года. (Максим Шеметов/Reuters)

Полное название монастыря, Троице-Сергиева Лавра, довольно многословно, но Свято-Сергиев монастырь является самым важным монастырем Русской Православной Церкви и резиденцией Русского Патриархата сегодня. Он был основан в 14 веке человеком по имени Сергий и его старшим братом Стефаном, монахом.

Монастырь начал свою жизнь как маленькая деревянная церковь на холме, где братья практиковали аскетизм или жили уединенной жизнью. Такой образ жизни был непростым. Часто холодный и голодный, Стефан не выдержал жестоких испытаний и в конце концов перешел в монастырь в Москве. Сергий остался, один читая проповеди в суровой пустыне.

Постепенно стали распространяться истории о непоколебимой вере Сергия в Бога, вдохновляя других монахов следовать за ним, и монастырь рос. Шесть веков спустя Сергиев монастырь стоит величественный, торжественный и царственный, как царский дворец. В 1993 году он стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.     

Чудо и обещание надежды   

Известная легенда добавляет таинственности монастырю и вселяет в верующих большую уверенность в том, что им будет дарована Божья благодать. Рассказывают, что когда Сергий однажды ночью молился за своих братьев, он услышал голос с неба, зовущий его по имени. Вздрогнув, Сергий открыл окно, чтобы посмотреть, кто это, но никого не нашел.

Внезапно с неба воссиял великий свет, и ревущий голос сказал: «Сергий, знай, что твои молитвы о твоих учениках услышаны. Смотри, сколько монахов собралось в твоей пастве во имя Святой Троицы!» Затем в монастырь прилетела стая белых птиц.

Снова голос сказал: «Твои ученики должны размножаться и числом не меньше, чем эти птицы. После того, как они последовали за вами, они не оставят вас. Подобно крылатым созданиям небес, они будут благословлены всеми добродетелями».

Я всегда подозревал, что, поскольку он был там один, Сергий мог сам распространить эту историю. Тем не менее, благодаря этому чуду монастырь смог собрать единомышленников и вырасти до своих нынешних размеров.

Все было чинно, торжественно и мирно, как и подобает месту духовного возрастания монахов.

Памятник Сергию Радонежскому возле Троице-Сергиевой Лавры. (iStock)

Войдя в монастырь, мы увидели занятых монахов, занятых своими повседневными делами, одетых в длинные черные одежды и черные головные уборы. Группы по двое или по трое собирались под вековыми деревьями или вдоль дорожек, увлеченно обсуждая кто знает что. Мне было неудобно подходить к ним — я бы не понял, что они говорят, даже если бы понял — поэтому я просто стоял на расстоянии и наблюдал за их языком тела.

Пожилой седобородый монах излучал спокойствие и элегантность. Его борода слегка покачивалась, когда он говорил, словно озеро, взволнованное легким ветерком. Монах средних лет, стоящий рядом с ним, кивнул и блеснул легкой улыбкой, как будто он только что почерпнул жемчужину мудрости.

Яркие и мелодичные звуки церковных колоколов раздались и эхом разнеслись по территории, прежде чем медленно стихнуть. Подошел священник с золотым крестом на шее. Его властное присутствие мгновенно превратило атмосферу в торжественную. Несколько женщин в платках вышли вперед, поклонились священнику, поцеловали его перстень, снова поклонились и ушли. Все было чинно, торжественно и мирно, как и подобало месту духовного возрастания монахов.

… монастырь был светлым и прекрасным, как рай в сердцах верующих.

Купола Троице-Сергиевой Лавры. (iStock)

Что касается туристов, то они пришли за золотыми куполами, луковичными, грибовидными, возвышающимися или сгруппированными на разной высоте. Было много других куполов — голубых с золотыми звездами или золотыми кольцами на них или других с золотым шпилем на бледно-зеленой крыше.

Когда взошло солнце, купола замерцали на свету. Слава Святой Троицы наполнила землю; монастырь был светлым и прекрасным, как рай в сердцах верующих.

Эта статья была впервые опубликована на китайском языке в United Daily News под названием «謝爾蓋修道院» в 2013 году. Впечатления от Москвы: Красоты Невского проспекта [Часть 2] | Впечатления от Москвы: Пушкин повлиял на целое поколение китайцев [Часть 3] | Пословицы и поговорки: Понимание культурных предубеждений, мыслей и образа жизни | Сине-белый фарфор в стамбульском дворце-музее Топкапы | На кресле дантиста: скальпель американской поэтессы Марианны Мур

ЦЕРКОВЬ ЭРМИТАЖ – Частные музеи России

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры – не просто один из главных религиозных центров Подмосковья, а настоящая жемчужина нашего культурного наследия. Сюда съезжаются паломники со всего мира, люди всех вероисповеданий, привлеченные не только великолепием храмового комплекса. Они ищут вдохновение, ту особую атмосферу, которая царит в Лавре и ее окрестностях.

Духовная составляющая привлекательности Лавры очевидна. Мы хотели бы выделить ее культурную составляющую и показать воспитательное воздействие, которое музейная коллекция оказала на различные социальные группы.

Сотни людей лихорадочно покупают билеты на московскую выставку знаменитой Пинакотека Ватикана. Но мало кто знает, что в Русской православной церкви есть подобный музей — Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии. В отличие от пинакотеки, собирающей исключительно картины, в музее представлены рукописные и печатные книги, церковные предметы, графика и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.

В Книге почетных гостей Святейший Патриарх Алексий I записал: «Неоднократно бывал в Церковно-археологическом кабинете… Даст Бог, наши ученики, претенденты на священство, научатся любить, понимать и ценить наше истинное церковное искусство через изучая эту богатую коллекцию».

В интервью с главным хранителем экспозиции музея — Анна Юрьева Подкаменная — мы попытались найти ответы на вопросы о роли музея в изучении истории и культуры нашей страны. Тем более, что музей расположен в историческом здании и является крупнейшим церковным музеем в России.

  Лавра и ее монахи принимали участие во многих исторических событиях, а сам храмовый комплекс по сути является музеем под открытым небом. Как музей помогает изучать историю нашей страны?

Музей занимается широким спектром деятельности и играет значительную роль в культурной жизни Церкви и общества. Он расположен в здании Московской духовной академии (далее МДА), которая была первым высшим учебным заведением в нашей стране. Сначала это была Славяно-греко-латинская академия, одним из ее выпускников был известный русский ученый М.В.Ломоносов. MTA продолжает свое наследие. Как продолжатель русской духовной традиции МТА решил организовать музей. В то время изучение научной археологии было важной частью российской педагогической науки. В третьей четверти XIX века открыта кафедра церковной археологии.

В это же время Ф.И.Буслаев написал свои известные труды: О Влияние христианства на

Славянский язык. Очерки истории языка на примере Остромирова Евангелия — легендарной церковнославянской рукописи и Историческая антология церковнославянского и древнерусского языков . Ученый установил, что христианизация языка не только наложила свой отпечаток на языковые формы, но и повлияла на интеллектуальное развитие людей. В Исторической антологии Федор Иванович выделил многообразие жанров и трансформаций приказной литературы и показал ее влияние на формирование стилей литературного языка. Выводы Буслаева определили дальнейшие исследования истории русского языка.

Во время своих исследований по иконографии Буслаев много работал с архивными документами, и ему удалось продемонстрировать основные принципы изображения. Он не только анализировал внешние качества рукописей и технические детали, но также понимал символику, стиль и общий вид букв. После долгой тяжелой работы он в конце концов пришел к выводу, что все изображения основаны на тексте. Отсюда любовь и уважение к слову в русской культуре. Именно словесную сторону русского искусства исследует музей.

Собственно, музей основан выпускниками Академии, альма-матер русских патриархов. Патриарх Алексий I (Симанский), Патриарх Пимен (Извеков), Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, известный своей перепиской в ​​стихах с Александром Пушкиным, и многие другие деятели Русской Православной Церкви передали в дар музею экспонаты коллекция.

Были ли среди благотворителей миряне?

Да, были. Из архивных документов мы узнали, что некоторые из них были выдающимися коллекционерами, к которым относились терпимо даже в советское время. Известно, что известный кремлевский врач В. В. Величко, например, также внес свой вклад в музей.

С помощью реестров доноров нам удалось идентифицировать около 200 архиереев, в том числе святителя Луку (Войно-Ясенецкого), архиепископа Иеронима (Захарова) и митрополита Виктора (Святина), возглавлявших Русско-Японскую миссию. Сейчас мы пытаемся найти архивные записи и находим множество благодарственных грамот людей со всего мира, которые пожертвовали книги и иконы. И музей, и академия отмечали каждое пожертвование благодарностью: « Спасибо за ваш вклад в музей MTA ». Это большой исторический размах.

В советское время Лавра и музей использовались для демонстрации того, что в Советском Союзе не было проблем со свободой мысли. Здесь русское православие, службы совершаются, есть даже музей икон. Это была запретная зона. Лавра и, следовательно, музей были второй остановкой для каждой иностранной делегации.

Посещают ли сегодня музей иностранные делегации, посещающие Россию?

Каждый, кто приезжает в Лавру, старается посетить музей. У нас есть гостевая книга, в которой посетители оставляют свои предложения, благодарственные письма и отзывы об увиденном и услышанном. Содержит автографы Владимира Путина, а также многих дипломатов, общественных деятелей. Буквально на этой неделе музей посетил представитель посольства Японии с супругой. Все

гостей расписываются в книге. Мы стараемся перевести книги в цифровой формат и предоставить открытый доступ к записям в гостевой книге, но это довольно трудоемко и долго.

Стоит отметить, что музей был открыт для публики всего 2 года назад. До этого попасть внутрь можно было только по специальному запросу ректора МТА.

Возвращаясь к вопросу о музейной коллекции и ее исторической роли: насколько нам известно, коллекция рождалась дважды, не так ли? Кто был основоположником этой традиции?

Надо сказать, что история коллекции была действительно сложной. Первая коллекция была построена до официального учреждения Церковно-археологического кабинета в 1814 году ректором Академии протоиереем Александром Горским . В здании библиотеки был выставочный зал, который служил для образовательных целей. Здесь собрана небольшая коллекция икон, картин и монет. Тем временем в Царском дворце, где в настоящее время базируется музей, начался сбор царских даров. Основную коллекцию первоначального музея составляли дары царской семьи: портреты императоров, членов царской семьи, выдающихся религиозных и мирских деятелей . В настоящее время эта коллекция представлена ​​в музее произведениями художников 18 и 19 веков.

После революции Академию закрыли, а музей буквально разграбили. На сегодняшний день найдено лишь несколько экспонатов. Все думали, что это конец коллекции. Но потом случилось чудо. В 1943 г. наступила оттепель в церковно-государственных отношениях, а в 1950 г. началась реставрация музея.

Здесь у нас мемориальная канцелярия Патриарха Алексия I , который долгое время был главой РПЦ, до революции окончил Академию. Между прошлым и настоящим существует незримая связь – это он основал эту школу до революции. Его камера была здесь. Именно в этих стенах определилась его монашеская жизнь. Здесь же хранятся его личные вещи, а также офисные украшения и мебель.

В мемориальном кабинете выставлены личные и богослужебные предметы, принадлежавшие предстоятелю Русской Православной Церкви: иконы из его кельи, его ризы, жезлы, митры, панагии, кресты . В советское время, в критический момент 1943 года, здание в Чистом переулке, где когда-то жил посол Германии, было передано Патриархии. Немецкая мебель была передана Патриарху. Сейчас его письменный стол хранится в музее. Я хотел бы особо отметить один объект, который идеально характеризует патриарха. Он был очень пунктуален и всегда боялся опоздать на какое-нибудь важное мероприятие. Но в силу своих убеждений, будучи дворянином, наручных часов не носил. А карманные часы было трудно вытащить из многослойной одежды. Поэтому он часто спрашивал своих помощников, который час. Один из иподиаконов патриарха (будущий митрополит Питирим (Нечаев)) преподнес ему необычный подарок. Это было архиерейский посох , неотъемлемая часть жизни архиерея, символ его власти над паствой. В середине жезла были встроены часы, так что с того дня патриарх без труда следил за временем. Также у патриарха были сапоги, которые он носил всю жизнь, и чистил их всегда сам по словам своих помощников. Однажды его келейница чистила ему сапоги, и у нее были за это большие неприятности.

Еще одна витрина привлекает внимание необычными формами коптских крестов . Во время визитов в нашу страну представитель Коптской церкви держит в руках необычный крест. И в конце каждого визита передает его главе нашей церкви. Так была создана эта необычная коллекция. В музее также хранится более 70 наград и медалей, врученных Патриарху Алексию церковными и светскими властями за годы его служения.

Большой интерес представляют исторические интерьеры Королевского дворца. Они пережили ремонт в 1740-х годах, когда здание готовили для императрицы Елизаветы Петровны. Приемные залы украшены арочной рельефной лепниной по рисункам Карло Бартоломео Растрелли , мозаичными паркетными полами, глазурованными изразцовыми печами. В парадной Елизавета Петровна воплотила в жизнь замысел своего отца, императора Петра I: 32 картуша, изображающих боевую историю первого российского императора. Как видите, несколько эпох представлены в одном пространстве.

Сегодня общество и школа обращаются к музею как к хранилищу человеческого гения, сердцу культуры при переходе от прошлого к настоящему. Проводят ли экскурсии студенты Духовной академии? Можно ли назвать их «музейными учителями»?

Обязательно! Самым прямым образом. Во-первых, 7 лет назад в МДА открылась кафедра истории и теории церковного искусства. Здесь можно получить степень магистра музейного дела и искусствоведения. Студенты защищают диссертации по архитектуре, иконописи, древнерусскому и западноевропейскому искусству. Во-вторых, работа в музее считается самым почетным послушанием , которое обычно поручается студентам второго-третьего курсов. Это послушание является приоритетным, вы даже можете пропускать уроки, чтобы выполнить его. Кроме того, во время экскурсии гиду приходится делиться с посетителями множеством глубоких знаний, потому что они часто не знают, что такое книги Библии и какая из них основана на какой. Нам предстоит сделать длинный обзор не только об иконах, но и об основах иконопочитания. В зависимости от аудитории мы иногда кратко пересказываем почти всю Библию. Именно поэтому все назначенные на послушание в музее студенты проходят обязательное обучение в профориентационном отделе и сдают экзамен. Это очень ответственное задание.

Итак, музейное образование напрямую связано с коллекцией. Консультант проводит еженедельные уроки для новичков. Они практикуют публичные выступления для слушателей любого уровня, учатся адаптировать сообщение под аудиторию. Кто-то начинает работать здесь еще студентом, а потом остается, приезжает проводить экскурсии во время учебы в магистратуре, кто-то даже разрабатывает свои туры. Будущие музеологи приезжают сюда на стажировку и изучают общий предмет» Описание и анализ памятников », непосредственно изучив коллекцию. Здесь у нас есть место для изготовления мастер-копий, поэтому большинство студентов MTA ходят учиться в музей. Вам не нужно покидать место, это очень удобно.

Древние традиции иконописи в Лавре сформировали великую художественную школу. Мастера росписи и мозаики были известны даже за пределами России. Готовит ли сейчас Академия таких мастеров?

На иконописном факультете есть такая дорожка. Студенты учатся делать панно и мозаику, а у нас есть мастерская в Сергиевом Посаде. Например, мозаичные украшения на входных воротах Лавры выполнены нашими студентами. Но специализируются они в основном на росписи темперой , потому что одна из учительниц здесь — племянница знаменитой Матери Юлианы (Соколовой). Матушка Иулиания восстановила Академический Покровский храм в МДА, стены и свод

росписи, некоторые иконы на праздничном ярусе иконостаса, спасенные из взорванного московского храма Харитона Исповедника. Среди ее работ — иконостасы Трапезной церкви, роспись Павильона Трех Святынь на месте бывшей Сергиевой келлии. Все это положило начало традиции обучения студентов Академии живописи в стиле Московского училища живописи. Итак, они обучаются различным техникам, но в основном учатся живописи темперой.

Темпера техника росписи специальным красящим средством . Минеральные пигменты, природные драгоценные и полудрагоценные камни измельчаются в порошок. Все делается вручную. Готовые смеси также доступны, но наши выпускники могут сделать это по-старому. Измельчите камни и приготовьте эмульсию. Яичный желток используется по-разному для разных целей. Его готовят особым образом, иногда по рецепту требуется чесночный сок или уксус. Затем связующее смешивается с пигментом. Это называется темпера (в переводе с латыни Tempare – смешать, умерить, смягчить).

Традиция сохраняет каноническую технику живописи, сложившуюся веками. Считается одной из самых строгих школ. Студенты не выходят за пределы Лавры без необходимости. Это город в городе. Они уходят от обычной жизни на годы учебы. Каждый день они соблюдают распорядок академической жизни: молитвенное правило и послушания.

Раз уж вы упомянули живопись, есть ли в коллекции реликвии каллиграфии?

В советское время в музей привозили очень много египетских папирусов, так как изначально это был археологический музей, у нас даже есть несколько свитков на иврите. К сожалению, берестяных грамот в коллекции нет. Но большая часть рукописных и старопечатных книг была передана в библиотеку МТА после пожара 1986 года. Сегодня в музее хранится первая печатная книга Ивана Федорова: Московское издание Апостола и Острожская Библия и рукописные книги XVI века Ирмологион (сборник церковных песнопений), и Евангелие , это как раз русские книги. В западноевропейской коллекции мы имеем выдающийся German Knights Armorial , единственное другое издание этой книги хранится в Мюнхенской библиотеке. Он содержит более 600 акварельных эскизов гербов немецких рыцарей, сражавшихся на турнирах. Даритель пожелал остаться неизвестным. Еще один интересный предмет из нашей рукописной коллекции, о котором стоит упомянуть, — это Бревиарий . Это латинский богослужебный чин, написанный на пергаменте акварелью.

У нас также есть печатная книга начала 20 века , например Ординарий Святителя Николая (Касаткина) Японского. Как мы видим, почти 50% сохранившейся коллекции составляют памятные вещи. Помимо художественной ценности, эти предметы имеют и мемориальное значение – когда-то они были связаны с жизнью известных ревнителей благочестия, иерархов и церковных деятелей.

В музее также хранятся выдающиеся картины и круглые скульптуры.

Например, у нас есть известная чудотворная статуя работы венецианского скульптора Рафаэлло Романелли. Там очень необычная история. Эта бронзовая статуя Иисуса Христа высотой более двух метров впервые хранилась в Донском монастыре. В середине 20 века он начал привлекать многих людей. По некоторым данным, блаженная Матрона Московская посылала верующих людей посетить эту статую, собрать дождевую воду из руки Христа, а по

очевидцев, многие чудесным образом исцелились. Советское правительство не могло смириться с этим, поэтому статуя была заперта в запасниках Государственного музея архитектуры имени Щусева . А через некоторое время Русская православная церковь начала долгий процесс передачи скульптуры обратно. Только в 80-х реликвию смогли вернуть. Он был продан за четыре тысячи триста рублей, и обмен денег не был разрешен. Так что директор Щусевского музея В.И.Балдин принял довольно умное решение. Он заказал « модель Троицкого собора с Никоновским приделом и модель Соловецкого монастыря на Белом море». Когда спустя 10 лет скульптура заняла свое место в коллекции музея МТА и искусствоведы установили, что она выполнена Романелли, они заметили удивительную особенность — у Христа был западноевропейский тип лица. Праправнук итальянского мастера рассказывал, что «для получения заказа от русских было принято делать человека за произведением искусства похожим на заказчика». Мы можем только подтвердить это, потому что когда был найден портрет великого предпринимателя 20 века, Николая Карловича фон Мекка работы Б.М.Кустодиева, сходство было поразительным, не только черепа, но и строение головы и позы были идентичны . Для сравнения, в коллекции есть и другие итальянские скульптуры, изображающие Христа, но у них совсем другое, семитское лицо. Кроме того, на премастере скульптуры были замечены красные точки. Это говорит о том, что скульптура была не только отлита из бронзы, но и выполнена из мрамора. Вскоре после этого открытия был найден мраморный двойник произведения искусства, установленный на могиле министра иностранных дел в Джорджии, США.

Один из выставочных залов полностью посвящен западноевропейскому искусству. Здесь представлены работы немецких и итальянских художников, датированные XV веком, и мы предлагаем посетителям найти отличия между иконами и картинами. В разделе «Русское искусство» представлены работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и других русских художников. Некоторые картины даже не представлены в Государственном каталоге Музейного фонда России.

Занимается ли музей научной деятельностью?

Да, мы очень рады, что это набирает обороты. Во-первых, с момента создания кафедры 40-50% квалификационных диссертаций составляются на основе музейной коллекции. В прошлом году две из защищенных магистерских диссертаций были связаны с музеем: исследование богослужебных оловянных сосудов и историографический анализ истории коллекции. В результате в научное сообщество были введены новые имена художников, уточнены атрибуции, что для нас очень важно. В исследовании проанализирован дневник одного из первых директоров музея. Основная часть коллекции была собрана за годы его работы. Это протоиерей Алексей Остапов, крестник Патриарха Алексия I (Симанского). Он буквально вырос в патриаршей резиденции в Чистом переулке. Его отец, Даниил, был келейником патриарха. Они были очень близки к Патриарху. В своих дневниках отец Алексей очень благоговейно описывает свое пребывание в резиденции: «Был у Его Святейшества… Получил от Патриархии столько икон, столько книг…» Он ездил из Сергиева Посада в Москву как можно чаще, несколько раз в неделю, привозил пожертвования и взносы в коллекцию. Руководил музеем с 1955 года до своей смерти в 1975 году.

Еще одна магистерская работа была посвящена греческим гравюрам из собрания Церковно-археологического кабинета. У нас впечатляющая коллекция графики. Сотрудники музея проводят масштабные исследования.

Как музей развивается в нынешних условиях?

Ограничения, конечно, сказались на музее, был карантин, количество посетителей резко уменьшилось. Был даже период, когда мы были закрыты. Но нельзя останавливать музейную работу. Большим преимуществом является то, что в течение последних 10 лет наш музей использует музейно-информационную систему КАМИС, как и Музей Андрея Рублева, Государственный исторический музей и другие ведущие музеи России. Позволяет удаленно работать над оформлением и описанием экспонатов, поэтому все музейщики работали из дома над съемкой, атрибуцией и описанием коллекции. Музейная инвентаризация теперь ведется на новом уровне, в соответствии с новыми требованиями, она совершенствуется с каждым шагом, все ближе и ближе приближаясь к стандартам в этой области.

Планируется ли визуализация коллекции цифрового музея?

Мы с коллегами давно обсуждаем эту тему. Мы хотели бы сделать проект « Сердце русской культуры » на основе нашей коллекции. Мы разработали большое количество квестов и туров для молодежи, нашей целевой аудитории. Благодаря этому проекту молодые люди научатся ценить уникальную русскую культуру. Мы опросили людей, изучили потребности целевой аудитории, многое узнали о том, что знает и не знает молодежь, чем она интересуется. Особенно хотелось бы, чтобы проект получил больше внимания в свете наших последних открытия и атрибуции. Это наша мечта!

С помощью преподобного Сергия, конечно. Особым подтверждением для нас послужил последний случай с сандалиями преподобного. В прошлом году город Самара запросил босоножки для выставки. Нас это очень волновало, так как город находится в другой климатической зоне, а сандалии всегда хранились в Лавре. Мы пригласили художников-реставраторов, людей, открывших знаменитый некрополь Вознесенского монастыря в Московском Кремле, то есть людей, знавших, как выглядела кожа XIV века. Они подтвердили, что сандалии датируются 14 веком, и забрали их на реставрацию. Чудо!

Участвует ли коллекция Церковно-археологического кабинета в выездных мероприятиях и передвижных выставках? Кто отвечает за решение внутренних вопросов в музее?

У нас часто устраивают передвижные выставки, но некоторые артефакты лучше не вывозить.