Почему город мышкин так назвали: Город Мышкин, Ярославская область

История Мышкина


История Мышкина, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Небольшой город под названием Мышкин (левый берег реки Волга, Ярославская область России) по праву можно считать городом-музеем в силу не только сохранившихся старинных построек, наполняющих город, но также и за счёт своеобразного уклада жизни горожан.

Фамилия одного из самых первых поселенцев была Мышкин, и, соответственно, от него город и получил своё название.
Уснувшему на речном берегу князю Фёдору Михайловичу Мстиславскому пришлось проснуться от ощущения того, что по его лицу ползает мышь. На деле так и оказалось, но примечательно то, что эта мышь спасла князя от смертельного укуса змеи. Тот отдал приказ выстроить на месте своего отдыха храм святым Борису и Глебу, а вокруг него, впоследствии, и образовался город.

Прототип города современного типа археологи обнаружили в V – lll веках до н.э. В ходе монголо-татарского нашествия сельское поселение было уничтожено (это случилось в 1238 году), а новые упоминания о нём (в то время именовалось как слобода) нашли своё отражение в летописях только в XV – XVl веках. В то время слобода принадлежала роду князей Шуморовских, Ушатых, Юхоцких, Мезецких, Мстиславских, а также Чудовской обители.

В 1777 году благодаря реформе императрицы Екатерины ll Мышкин стал известен как город. На следующий год у него появился свой герб с изображением мыши и медведя в нижней и верхней его частях, соответсвенно. В 1780 архитекторы разработали план по застройке города, чья ведущая квартальная планировка сохранилась и по сей день (основное что добавилось в городе – это хорошие уютные гостиницы). Негласным центром города горожане объявили соборы Успенский и Никольский.

Близость порогов реки Волга благоприятствовала тому, что мышкинцы стали неплохо зарабатывать на перевозке купеческих судов через пороги реки (лоцманское дело).

XlX век можно окрестить как период расцвета города. Вся река Волга знала о купцах, гончарах и лоцманах из города Мышкин. Во многих российских городах были на слуху имена Ситцковых, Столбовых и Чистовых (главные купцы Мышкино). Уездный житель Смирнов Пётр Арсеньевич стал известен всему миру как человек, изобрёдший русскую водку. Дворянин города Опочинин Фёдор Константинович прославился тем, что организовал в Мышкине одну из лучших библиотек среди губернских городов. Даже царские семьи приобретали у мышкинских мастеров Полтева и Петрова удивительно красивую и прочную берёзовую мебель. Закупая как у себя, так и по всей Волге в огромных количествах зерно, яйца и масла, купцы продавали товар во многих крупных городах России. Мышкинцы не только сами ездили торговать товаром, но также и устраивали у себя роскошные мышкинские ярмарки.

Несмотря на наименьшую площадь по сравнению с соседними губерниями, Мышкинская губерния считалась наиболее земледельческой и приносящей огромные тонны зерна и хлеба. Второе место по объёму занимало льноводство. Именно мышкинцы вывели специальный лён, после обработки которого получалось очень длинное волокно.

Что касается промышленности, то в те времена в Мышкино функционировали заводы по производству пива, водки, меди и кирпича.

Революция, произошедшая в 1917 году негативно сказалась на состоянии города. Закрыли библиотеку, часть книг из неё либо сожгли, либо вывезли за пределы городских ворот. Храмы также подверглись закрытию и разрушению. Начиная с 1927 года Мышкин стал именоваться как село, а с 1943 года – как городской посёлок. Часть города была разрушена при постройке водохранилища в Рыбинске. Лишь возведение в 1969 году Севергазпромом станции компрессорного типа спасло Мышкин от полного запустения.

1991 год ознаменован тем, что Мышкину был вновь присвоен городской статус. Открылись библиотеки, были реконструированы храмы, построены новые музеи и т.д. На сегодняшний день Мышкин, как и в XlX веке, считается культурным центром Верхневолжья.

Город Мышкин история

Легенды города Мышкин

О происхождении имени города Мышкин бытует немало версий и легенд. Одни говорят, что Мышкин назван в честь одного из первых поселенцев. Другие придерживаются версии о проезжавшем здесь князе Федоре Михайловиче Мстиславском, московском боярине и муромском воеводе. Мол, сморил князя сон на волжском берегу, да вдруг мышь пробежала по его лицу. Он вскочил, рассердился было сначала, но заметил через мгновение рядом с собой на земле змею. Получается, мышка спасла князя от смерти, и в благодарность грызуну тот основал город…

Только известно, что Федор Мстиславский умер в 1536 году. Люди же селились в здешних краях еще в каменном веке; на месте нынешнего Мышкина вплоть до разорительного монгольского нашествия находилось укрепленное поселение.

История города Мышкин

Вероятно, в XV веке тут уже существовало село: первое письменное упоминание о нем встречается в жалованной грамоте 1605 года, выданной боярину Даниле Ивановичу Мезецкому за «московское осадное сидение, за службу и кровь». Но уже к концу XVII века село приписывается к московскому Чудову монастырю.

Монастырское владение пошло Мышкину на пользу: село разрослось, появилось множество хозяйственных построек — амбаров, сараев, мельниц. Но грянула екатерининская секуляризация, село забрали в ведомство государственной экономии и назвали слободой. Статус города она обрела в 1777 году, вместе с гербом в виде щита, «имеющего зеленое поле, на два разрезанное: в серебряном поле герб Ярославский, в другой части в червленом поле мышка доказывает название сего города».

Девятнадцатый век, а за ним и начало двадцатого стали временем расцвета Мышкина. Открывались школы и гимназии, при публичной библиотеке, о которой расскажем позже, появилась типография. Золотой век, иначе не скажешь…

К XIX столетию Мышкин превратился в центр ярмарочной торговли. Сюда приезжали купцы из всех волжских городов, отсюда в Санкт-Петербург отправляли масло, яйца и хлеб. Здесь производили ткани, в том числе льняные.

Культурная и образовательная жизнь Мышкина была весьма насыщенной: имелся педагогический техникум, действовали дворянский и спортивный клубы, естественно-исторический музей и картинная галерея, в драматическом театре ставились спектакли, издавалась местная газета и велись наблюдения за погодой на собственной метеостанции!

Тимофей Васильевич Чистов — купец и голова

Его отец — основатель самой знаменитой и богатейшей в городе купеческой династии — был угличским крестьянином. В какой-то момент он занялся торговлей хлебом и перебрался в Мышкин. Чистов закупал зерно в низовых губерниях и отправлял его в Санкт-Петербург на собственных судах, производство которых наладил тут же.

За свою деятельность Василий Чистов удостоился почетной награды — золотой медали «За полезное», права именоваться почетным гражданином Мышкина и передавать это звание по наследству своим потомкам! Да и сами потомки, в особенности старший сын Тимофей, тот самый умница-голова, тоже были люди не промах!

Тимофей, продолжив отцовский бизнес, увеличил оставленный ему капитал почти в восемь раз. Семьи Чистовых приобрели несколько домов на главных улицах Мышкина, активно занялись благотворительностью: поставили церковь на кладбище (а рядом с ней — свой фамильный склеп), один из своих особняков передали городу для устройства в нем больницы. Сейчас в этом здании располагается библиотека, подаренная Мышкину другим славным его гражданином — Федором Опочининым.

Петр Смирнов, «водочный король» России

Может показаться удивительным, но многие основатели знаменитых купеческих династий были выходцами из крестьян. А придуманные ими торговые марки становились популярны и узнаваемы не только у нас, но и за рубежом.

Одним из ярких тому примеров — Петр Смирнов, «водочный король» России, родившийся в Мышкинском уезде. Родители его были крепостными, а вот дядя успешно торговал в Москве вином. Петра еще в детстве отправили в первопрестольную, где он мальчишкой работал половым в трактире. А когда подрос, пошел служить в лавку к дяде, где околачивались к тому времени все многочисленные «бедные родственники» состоятельного виноторговца.

Петр оказался намного расторопнее и способнее остальных дядиных работников, со временем он стал управляющим, а потом и вовсе открыл вместе с отцом собственный «ренсковый погреб». «Ренским» в России именовали самое дешевое белое вино, просторечно искажая его название — «Рейнское».

Очень для Смирнова вовремя подоспел и царский указ, разрешавший всем желающим заниматься выдержкой и реализацией не только вин, но и «высоких питий» — то есть всевозможных высокоградусных водок и настоек. Смирнов открыл свой водочный завод. Его крепкие напитки оказались столь качественными, что вскоре на их этикетках появился государственный герб, а слава о них распространилась далеко за пределы России: их знали в Вене, Париже и даже в Филадельфии! Империя Смирнова приносила империи Российской миллионные доходы, за что ее основатель — некогда простой мышкинский мужик — получил звание Коммерческого советника, по рангу соответствовавшее генеральскому чину.

После революции

Когда в нашей стране начался сложный период строительства нового государства, обломки прежнего погребли под собой и Мышкин. Часть города подтопило при строительстве Рыбинского водохранилища, потом в Мышкине — уже в статусе поселка городского типа — построили трубопроводы, газокомпрессионную и нефтеперекачивающую станции…

В 1927 году зажиточный городок снова стал селом (а позже — поселком городского типа с буквой «о» на конце — Мышкине)… По официальной версии, потому что народу там жило не так уж и много, а по неофициальной — в наказание за то, что местные купцы не горели желанием принимать «на ура» новые советские порядки.

На долгие годы городок попал в разряд «тех мест, где официально ничего не происходит». Изменения начались лишь после перестройки. Сначала в 1986 году «п. Мышкино» (все еще с унизительными для местных жителей буквами «п» и «о») включили в список исторических населенных мест РСФСР.

Благодаря усилиям молодого учителя и местного краеведа Владимира Гречухина, развернувшего бурную кампанию по оживлению родного ПГТ, поселку вернули статус города и прежнее название. Гречухина тогда поддержали не только мышкинцы, но и деятели культуры России, среди которых были Дмитрий Лихачев и Булат Окуджава. Тогда же краевед-энтузиаст начал создавать первый городской музей…

История Ярославской области.

Глава 1

 

Резюме

Русские зимы известны своей суровостью, и путешествие на поезде особенно утомительно в холодные снежные месяцы. За окнами поезда лишь унылые листы пейзажа; внутри сиденья и деревянные панели холодные и покрытые инеем. Воздух ледяной, и просто сидишь и ждешь — монотонно бегаешь, слушаешь скрип поезда и тревожишься об окончании пути.

Трое мужчин, толкающихся друг с другом в тесном купе поезда, не разговаривают друг с другом и даже не обмениваются любезностями или светской беседой. Но они не замечают друг друга, и во время поездки на поезде они периодически изучают друг друга — лицо, одежду и багаж — прежде чем погрузиться в полусон. Нереальная атмосфера сохраняется до тех пор, пока любопытство не берет верх над одним из мужчин — темноволосым юношей с горящими глазами. Он задает вопрос за саркастическим вопросом пассажиру напротив него, и когда он слышит ответы, он не уверен, верить ему или нет.

Мышкин, представившись, объясняет Рогожину, что у него нет денег и он вынужден покинуть психиатрическую лечебницу в Швейцарии, где проживает четыре года. В отчаянии он написал своей единственной живой родственнице — жене генерала Епанчина — с просьбой о деньгах, но ответа не получил. Теперь он приехал в Петербург в надежде связаться с ней.

Рогожин с трудом может поверить в такую ​​необыкновенную прямоту и с большим драматизмом и подробностями излагает свою собственную историю. Несколько месяцев назад он страстно влюбился в городскую красавицу, украл у отца деньги, чтобы купить ей серьги, и едва избежал гнева отца, прежде чем заболел в доме тети в другом городе. Когда он выздоровел, то обнаружил, что его отец умер от инсульта, что похороны закончились, и что его брат отрезал золотые кисточки от гроба их отца.

Лебедев, третий человек в вагоне, ловко ловит каждое услышанное слово, перебивая, возражая и видоизменяя рассказ Рогожина в соответствии с услышанными им народными сплетнями. Лебедев, мелкий чиновник средних лет, очень взволнован этой удачей, этим случайным свидетелем признаний Рогожина и Мышкина друг другу.

Когда поезд останавливается на Петербургском вокзале, Рогожин уверяет Мышкина, что их встреча была удачной. Он настаивает на том, чтобы Мышкин приехал к нему в гости и помог растратить трофеи из его наследства. Мышкин удивлен и благодарен за приглашение; он обещает это сделать. Затем Рогожин мчится, чтобы присоединиться к шумной компании друзей, окликающих его, а Лебедев бросается за буйным юношей.

Мышкин останавливает извозчика. Усадьба Епанчиных скоро примет самого необычного гостя.

Анализ

Работа с экспозицией — объяснение необходимой фоновой информации для развития основных действий — обычно является одним из самых трудных шагов в написании романа. Слишком много сказанного слишком очевидно может быть оскорбительным и старомодным; слишком мало сказано слишком тонко может сбить с толку. Иногда автор решает, чтобы пара слуг открыла произведение и попросила их кратко обсудить дела хозяина и проблемы хозяйки; иногда он вставляет в начальную сцену незнакомца, кого-то, кому нужно рассказать о текущих осложнениях и кризисах. Иногда, и часто в романах девятнадцатого века, дело обстоит так: первые главы подробно описывают обстановку и знакомят с персонажами, и, таким образом, проблема экспозиции решается немедленно, и история может начать свое действие.

Часто это метод Достоевского. Он кажется прямым, но в его замысле есть тонкость. Относительно Идиота можно сказать, что случайная встреча Мышкина и Рогожина есть очевидный прием Достоевского, но личности этих двух мужчин, знакомство их с нами , а не открыто Достоевским; мужчины сами разоблачают. Сначала они наблюдают друг за другом, затем проводят последний отрезок пути, рассказывая друг другу интимные подробности своей жизни. У Достоевского молодые люди объясняют друг другу свое очень разное прошлое, и объяснения вполне убедительны; они никогда не кажутся надуманными. Разговоры с попутчиками часто поддаются именно таким признаниям.

Может быть, раз уж было упомянуто типичное для XIX века изложение, то следует отметить еще одну черту беллетристики этого века — характерную и для творчества Достоевского. Дело в том, что автор прерывает сюжет, чтобы поговорить со своими читателями. К счастью, Достоевский никогда не обращается к своим читателям, как это делают некоторые романисты того периода, «Дорогой читатель», но его личные проповеди читателю воплощаются в его романах. Взгляните, например, как Достоевский цепляется за мелкого чиновника Лебедева, нападая на таких людей и открыто выказывая свое презрение к таким мелким сплетникам. Он называет клерка-переписчика «всеведущим джентльменом», но чуть позже объясняет, что, если подумать, «всеведущий» неверен, потому что знание, которым обладают эти типы, — это просто поверхностные знания, реконструированные обрывками подслушанных разговоров и рассуждений, сделанных шепотом.

Достоевский тоже вторгается в свой рассказ, хотя и мимоходом, когда описывает князя Мышкина. Лицо молодого человека, по его словам, имеет «то странное выражение, по которому некоторые люди с первого взгляда узнают жертву эпилепсии». Очевидно, что автор, сам страдающий эпилепсией, был очень чувствителен и воображал, что другие сразу же осознают его эпилепсию и отталкивают ее. Однако это не относится к эпилепсии; его жертвы выглядят вполне обычно. Здесь Достоевский обнажает свое нервное самосознание.

В этом романе больше коротких всплесков чистого Достоевского, и если любишь читать, то должен быть настороже к автору внутри произведения. Достоевский, в частности, более доступен, если знать что-то о высокоэмоциональном и проницательном гении, написавшем — помимо «Идиот» — «Преступление и наказание» и «Братьев Карамазовых». Дуализм, например, — противопоставление Мышкина и Рогожина в этой первой главе — гораздо больше, чем удобный способ, которым Достоевский противопоставлял двух главных героев. Дуализм — это понятие, давно преследовавшее Достоевского.

Отец Достоевского был известен пьянством и развратом, а мать Достоевского всеми противоположными качествами: благочестием, терпением и великодушием. Все детство и отрочество Достоевский изо дня в день жил с крайней ненормативной лексикой отца и чрезвычайной мягкостью матери. В его взрослеющей душе укоренились эти противоположности темпераментов, и взрослая жизнь Достоевского никогда не была без мук. Он ужасно страдал от внутренней раздвоенности, и его бремя усугублялось сознанием того, что мучившая его дуальность доставляла ему и удовольствие. В его собрании Письма, он пишет, что странно способен оценить свою сверхчувствительность; что, хотя разум и эмоции воюют внутри него, он может быть благодарен. Он определяется своим двойственным «я»; чувствует себя духовно и умственно зрелым; его дуализм — просто цена и награда за глубокое сознание — отсюда и напряжение дуализма в его романах.

Дуализм — магнетизм противоположностей друг для друга — между Мышкиным и Рогожиным впервые вспыхивает, когда Рогожин говорит с Мышкиным. На риторический, саркастический вопрос Рогожина о холоде Мышкин отвечает быстро и дружелюбно, и сразу же мы видим, что два человека противоположны друг другу. Мышкин как бы не замечает, а если и замечает, то не обращает внимания на черствость Рогожина, и даже есть юмор в ответе Мышкина, что раз оттепель, то какая же может быть зима в самом деле? Поскольку вопросы Рогожина продолжают оставаться неуместными и насмешливыми, ответы Мышкина остаются непритязательными, и в конце главы происходит любопытная вещь. Мышкина захватывает экзотика Рогожина, а Рогожину трудно расстаться с детским Мышкиным. Достоевский обрисовал генезис чарующего магнетизма между людьми.

Рогожин и Мышкин не только противоположны по темпераменту, но и внешне противоположны. Мышкин белобрысый, впалощекий, голубоглазый, чуть выше среднего роста; Рогожин низенький, темноволосый, с высокими скулами и огненными глазами. Несмотря на их различия, каждый человек заслуживает доверия. Ни один из них не является персонажем одного измерения. Мышкин кроток, но не лишен духа; Рогожин — воплощение страсти, но он не злодей с черным сердцем. Действия одномерного персонажа точно предсказуемы и не представляют интереса для читателя; однако никто не может предположить, что может произойти дальше в романе Достоевского. Мышкин и Рогожин далеко не стандартные герои и злодеи; у каждого больше своих недостатков и талантов, которые обнаруживаются позже, и только в широком смысле эти два человека образуют достоевскую двойственность. Их создатель слишком большой мастер, чтобы позволить своим главным героям быть марионетками.

Когда человек читает Идиот , он должен помнить, что не следует ожидать от Достоевского беллетристики из жизни. Мышкин и Рогожин — персонажи более чувствительные и страстные, чем соседи по дому. Они демонстрируют высоту и глубину человеческого потенциала чувств и действий. Они, как и персонажи Шекспира, крупнее жизни и далеки от стадного образа. В общем, можно сказать, что Мышкин и Рогожин — аутсайдеры: Рогожин — белая ворона, семейный плут, а Мышкин живет вдали от России и уже более четырех лет находится только в обществе то ли больных, то ли невротиков. Ему не хватает того, что обычно называют «здравым смыслом». Он не забыл одеться достаточно тепло для русской зимы; он не обижается на откровенную грубость Рогожина; и он охотно раскрывает подробности своего нервного заболевания явно незаинтересованному незнакомцу. Поведение его, как и у Рогожина, уж точно не обычное. По иронии судьбы, однако, из двух мужчин именно князь Мышкин кажется более рациональным, более нормальным, хотя он показывает, что только что вышел из психиатрической больницы. С другой стороны, Рогожин кажется более невротичным. Его допрос Мышкина кажется садистским, а его длинный монолог уж точно слишком страстным.

Кроме того, что Мышкин и Рогожин являются аутсайдерами, они, в типичном для XIX века, романтические фигуры. Мышкин носит плащ романтического бродяги и несет на себе заразу болезни вместе со связанным узлом всего своего имущества. Что же касается Рогожина, то его эмоции романтически бурны: поток слов, вылетающих из него, когда он рассказывает свою мелодраматическую историю любви; его отец бьет его в течение часа, угрожая его жизни; его громкий плач; и угроза Рогожина избить надоедливого Лебедева в полусмерти — все это в духе чистой романтики, элемента, который пронизывает всю беллетристику Достоевского, несмотря на его сверхреалистичные, детально проработанные декорации и его напряженное психологическое исследование характера.

Один последний небольшой, но определенно достоевский штрих в этой первой главе, а именно, деньги имеют значение, заслуживает краткого упоминания. Мышкин без гроша: Рогожин приходит требовать наследства; Рогожин отмечает, что деньги, потраченные на лечивших Мышкина врачей, были потрачены впустую; Лебедев подчеркивает клевету Рогожина, добавляя, что Мышкин растратил почтовые деньги, написав г-же Епанчиной; Брат Рогожина был так жаден до денег, что срезал золотые кисточки с гроба отца; и когда глава заканчивается, Рогожин обещает набить карманы Мышкина наличными. В романе есть и другие намеки на деньги, но уже есть несколько ранних упоминаний. Российские критики, конечно же, сразу отмечают, что В «Идиоте » показано развращение хороших людей деньгами, но столь же правдоподобно полагать, что Достоевский очень часто писал о денежных проблемах по той причине, что он был вечно обременен долгами и кредиторами, и ему иногда приходилось проворачивать свою беллетристику в максимальная скорость, чтобы удовлетворить его счета.

Князь Лев Николаевич Мышкин Анализ характера романа «Идиот»

Герой, главный герой и заглавный герой романа «Идиот», Мышкин — потомок старинного дворянского рода и дальний родственник госпожи Епанчиной. Это светловолосый голубоглазый эпилептик лет двадцати с небольшим, который приезжает в Россию после четырех лет пребывания в санатории в Швейцарии. С самого начала Мышкин кажется аутсайдером в русском обществе: он одевается как иностранец и ведет себя так, как будто не знает социальных норм русской аристократии. Действительно, он отличается от других русских аристократов в нескольких отношениях.

Во-первых, Мышкин не следует общественным условностям и не боится его санкций, которые в основном выражаются в виде насмешек. В первой части он идет к Настасье Филипповне, хотя его и не приглашали. Он думает про себя, что худшее, что может случиться, это то, что гости будут смеяться над ним, а затем выпроводят его. Некоторым другим персонажам романа, например Гане, такой позор был бы совсем страшен; впрочем, для Мышкина это не имеет большого значения. Он не боится, что над ним будут смеяться; на самом деле, когда другие смеются над ним, он присоединяется к ним. Когда Мышкин впервые приезжает к Епанчиным, девушки косвенно называют его ослом и потом смеются, а он смеется вместе с ними.

Кроме того, Мышкин очень открыт и откровенен. Он сразу же рассказывает новым знакомым свою личную историю, в том числе и то, что несколько лет прожил в санатории. Он не верит в светскую беседу в обществе, вместо этого предпочитая сразу же переходить к обсуждению вопросов, которые его больше всего волнуют. Например, когда Мышкин впервые посещает Епанчиных, он сразу же рассказывает о публичных казнях и истории Марии. На «помолвочном» обеде у Епанчиных он горячо обсуждает такие грандиозные темы, как религия и будущее аристократии. Однако Мышкин очень наивен, и поэтому его одурачивают представители высшего общества. Их притворную дружбу он принимает за неподдельное и искреннее чувство. Возможно, его невинность является причиной его особой привязанности к детям. Однако взрослый мир для него слишком поверхностен и условен.

Мышкин ни на кого не обижается, как бы ужасны ни были действия персонажа по отношению к нему. После пощечины Гани Мышкин не дает сдачи и не вызывает Ганю на дуэль — обычное средство действий в то время. Вместо этого Мышкин говорит Гане, что ему должно быть стыдно, и выходит из комнаты. В ответ на ложь Бурдовского о том, что он сын Павлищева, Мышкин не только не сердится, но и готов помочь Бурдовскому финансово. Даже после того, как Келлер пишет клеветническую и оскорбительную статью о Мышкине, князь все равно делает Келлера шафером на своей свадьбе. Лебедев постоянно лжет Мышкину и даже пытается отправить его в сумасшедший дом; когда Лебедев это признает, Мышкин только смеется в ответ. Аглая постоянно издевается и оскорбляет князя, но это его только огорчает. Когда Аглая выражает какое-либо пожелание примирения, Мышкин приходит в восторг от радости. Словом, князь Мышкин ни на кого не держит зла, даже на Рогожина, который чуть не убивает его. В свете кажущейся невероятной наивности Мышкина практически все персонажи романа называют его «идиотом».

Князь Мышкин, пожалуй, высший христианский идеал смиренной самоотверженности и даяния. Он пытается помочь всем, кого встречает, и всегда ставит потребности других выше своих собственных. В конце концов, он готов жениться на Настасье Филипповне, потому что считает необходимым спасти ее, хотя вместо этого он влюблен в Аглаю. Сострадание Мышкина к другим не знает границ. Он слишком хорош для мира, испорченного деньгами, похотью и личным тщеславием. В результате он невольно увеличивает разрушения и сам уничтожается.