Пещерный храм черниговский скит: Гефсиманский Черниговский Скит

Гефсиманский скит и его пещеры


Скит – это небольшая обитель, которую строили вдали от крупного и многолюдного монастыря для уединения отшельников. Нередко скиты со временем вырастали до размеров настоящих монастырей, и от них потом «отпочковывались» новые скиты. Подобная судьба сложилась у Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. В статье вы узнаете, почему основатели скита дали ему библейское имя, кем был юродивый Филиппушка, и в чем особенность местного святого источника.

Урочище Корбуха


Идея строительства скита Троице-Сергиевой обители, куда монахи могли бы удаляться из многолюдной от нескончаемого потока паломников лавры, появилась в 1840-е годы. Задумка принадлежала известному церковному деятелю митрополиту Филарету Дроздову и тогдашнему настоятелю лавры Антонию Медведеву. Изначально они не предполагали создание пещер, ставших сегодня отличительной чертой скита. Архимандрит Антоний хотел построить скит в трех километрах от основного монастыря в урочище Корбуха у старого оврага, заполненного водой. На Корбухе в XVIII веке находился увеселительный дом, в котором проводили время императрицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина Вторая во время своих визитов в Сергиев монастырь. Со временем надобность в этой царской резиденции отпала, дом пришел в ветхость, а сады заросли диким кустарником.


В книге «Гефсиманский скит и пещеры при нем», изданной монахами Троице-Сергиевой лавры в 1899 году, приведен отрывок из письма митрополита Филарета, в котором он сомневается насчет выбора места для скита. «Корбуха не довольно безмолвна, если шум тростника, как заметил некто из отцов, не благоприятствует безмолвию, не больше ли многое слышимое из Посада и от близлежащей дороги?» – задавался вопросом Филарет Дроздов. Сомнения развеял визит другого иерарха с тем же именем – Филарета Амфитеатрова из Киева. Однажды он гостил в Троицкой лавре, а напоследок попросил архимандрита Антония показать место, где тот задумал строить скит. Приехав в урочище Корбуха, киевский гость, наоборот, похвалил выбор места и вспомнил, что в годы преподавания в духовной академии, он уединялся в этих рощах и готовился к лекциям. Филарет Дроздов считал своего киевского тезку человеком высокой духовной жизни, поэтому решил довериться выбору гостя.


Примерно в восьми километрах от урочища находилось село Подсосеньи, где стояла старая деревянная церковь Успения Богородицы. В церкви, которую построили вскоре после снятия знаменитой осады Троице-Сергиева монастыря в Смутное время, давно не шли службы. Местный священник даже просил у церковного начальства разрешения распилить лишнюю церковь на дрова, чтобы отапливать ими зимой новый каменный храм. Антоний и Филарет решили поступить по-другому. Они повелели взять Успенскую церковь из этого села и перенести на Корбуху.


Подмосковная Гефсимания


Перенос Успенской церкви из села Подсосеньи на Корбуху считается началом истории скита, который получил имя Гефсиманского. Таким названием митрополит Филарет Дроздов хотел символически связать подмосковную обитель со святыми местами Палестины. Эта идея была не нова. В конце XVIII века предшественник Филарета митрополит Платон Левшин уже строил недалеко от Троице-Сергиевой лавры свою палестинскую модель – Вифанию. В этом селении согласно Библии жил Лазарь, которого Иисус воскресил из мертвых незадолго до распятия в Иерусалиме. В подмосковной Вифании был построен и свой Фавор – прямо в церкви было сделано подобие холма, на котором расположился алтарь. Это должно было символизировать библейскую гору, упоминаемую в Евангелии. Наиболее известная попытка перенести географию «Святой земли» в окрестности Москвы была предпринята еще в XVII веке патриархом Никоном при строительстве знаменитого Нового Иерусалима на реке Истре.


Гефсимания – это место, где Иуда предал Христа, приведя с собой ночью стражников и солдат. Здесь же жила и скончалась мать Иисуса. Согласно древнему христианскому преданию, на третий день после своего успения Богородица была воскрешена Богом и взята на небо. Когда опоздавший на похороны апостол Фома, прибыл спустя три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб Марии, чтобы последний раз взглянуть на нее, тела в могильной пещере не оказалось. В этой связи главный праздник в подмосковном Гефсиманском скиту праздновался не на Успение 28 августа, а через три дня после него в день «взятия на небо» Богородицы. В обители совершалась редкая восточная служба, которую долгое время пели православные христиане только в Иерусалиме. Текст богослужения был специально привезен Филарету из Палестины, и митрополит лично участвовал в его переводе на церковно-славянский язык.


Юродивый Филиппушка с голубком


Появление пещер на другой стороне пруда Гефсиманского скита связано с деятельностью другой неординарной церковной фигуры того времени – юродивого Филиппа Хорева. Он происходил из крестьян Владимирской губернии и прославился подвигом юродства: ходил и зимой и летом босым, спал на голой земле и делал несуразные вещи. Однажды, увидев, как сосед мазал колеса своей телеги дегтем, юродивый вымазал также и свои босые ноги. Когда односельчане стали смеяться и спрашивать про ноги, Филипп отвечал: «Так они быстрее бегать будут». Скитаясь по заброшенным каменоломням и дорогам, он, в конце концов, окончательно ушел странствовать и стал известен во многих городах как «юродивый Филиппушка с голубком». Юродивый всегда брал с собой тяжелый железный посох с медной фигуркой голубя на рукоятке. Много раз Филиппа арестовывали за бродяжничество без документов. В таких случаях он доставал из кармана две игральные карты трефовой масти, которые пытался предъявлять полицейским вместо паспорта.


После 10 лет скитаний и юродства Филипп взял благословение у митрополита Филарета Дроздова стать монахом. Митрополит определил его в свой строящийся Гефсиманский скит. Однако Филипп вскоре попросил церковное начальство разрешения перебраться из скита через овраг в необитаемую лесную сторожку. Там он стал рыть «погребок», который превратился со временем в систему подземных коридоров и помещений. В пещеры к Филиппу постепенно стекались монахи из-за оврага из Гефсиманского скита. Видя это, митрополит Филарет стал даже беспокоиться, что все монахи из его Гефсиманского скита переберутся к Филиппу за овраг на новое место. Опасения иерарха оказались пророческими. Совсем рядом с Гефсиманским скитом параллельно рос и отстраивался, по сути, полноценный второй монастырь – Черниговский скит, возникший на месте пещер, вырытых Филиппом. В советские годы первоначальный Гефсиманский скит был почти полностью разрушен, а пещерный Черниговский, напротив, особо не пострадал. Сегодня, приехав в скит, можно увидеть пятиглавый собор и высокую колокольню именно второго Черниговского скита, а от первого Гефсиманского скита осталась только часть стены.


Устройство пещер


Пещеры, вырытые юродивым Филиппом, хорошо сохранились до наших дней в подклете массивного кирпичного Черниговского храма. Эта церковь была построена намного позже, но первоначальные пещеры оказались как бы внутри собора. Попасть в подземелье можно с экскурсией, в сопровождении сотрудника скита или монаха. Система подземных помещений строится вокруг так называемой «средней пещеры», где, как и во времена Филиппа, находится церковь архангела Михаила. Вправо и влево от алтаря подземной церкви уходят узкие коридоры с кельями отшельников – небольшими пещерками не больше двух с половиной метров в ширину. Во времена Филиппа в скиту насчитывалось 14 пещерников, каждый из которых должен был сам рыть себе свою келью. Отопления в пещерах не было, а построенная позже печь могла согревать только пространство средней пещеры с храмом. В одной из пещер сегодня расположена часовня, где покоятся останки их основателя – схимонаха Филиппа. На сегодняшний день он не канонизирован церковью, но многие верующие молятся у его могилы, как святому. В конце своей жизни Филипп переселился из пещер в еще один скит – Боголюбовскую киновию, которая стала уже третьим по счету монастырем в округе. Кстати, отреставрированная церковь киновии хорошо видна со стороны часовни-купальни над святым источником.



Колодец с водой появился в скиту во времена Филиппа. В наше время воду из источника берут как внутри самих пещер, так и с внешней стороны монастыря на улице, где недавно был сделан отвод той же самой воды к деревянной часовне. В бревенчатом срубе у пруда можно взять воду из кранов или окунуться в специально оборудованных купальнях. Впрочем, слово «окунуться» в данном случае не вполне уместно, потому что купальни устроены так, что вода из пещерного колодца падает сверху. Под этот своеобразный «водопад» нужно становиться как под душ.

Черниговский скит в Сергиевом Посаде — подробная информация с фото

Видео: Черниговский скит

Содержание

  • Основные моменты
  • История обители
  • Черниговский скит сегодня
  • Пещерные храмы
  • Как добраться

Основные моменты

Черниговский скит раскинулся на севере Сергиева Посада, в поселке Каляева. Монастырские постройки стоят на берегу пруда, напротив бывшего Гефсиманской обители, к которой он некогда был приписан, из-за этого скит часто называют Черниговско-Гефсиманским. Однако, то немногое, что осталось от старого Гефсиманского скита, недоступно, так как находится на территории воинской части, за внушительной стеной.

Комплекс Черниговского скита очень интересен для осмотра. Он выстроен в псевдорусском стиле из красного кирпича и состоит из надземных построек и подземного комплекса, созданного по примеру Киевско-Печерской лавры. Экскурсии по монастырю идут одна за одной, так как желающих побывать здесь много.

На территории скита продают вкусную монастырскую выпечку и несколько видов кваса. Многие приезжают сюда, чтобы набрать воды из источника. Это можно сделать во время подземной экскурсии или прямо из трубы в деревянной часовне. В Черниговском ските хорошо провести пару часов — отрешиться от городского шума и суеты, покормить уток в пруду и просто отдохнуть в живописном месте.

История обители

В 1843-1844 годах при Троице-Сергиевской лавре основали отдельный Гефсиманский скит. В российском православии издавна существовала традиции строительства пустыней при монастырях. В таких местах обычно селились послушники и монахи, которые хотели большего уединения. Как правило, они жили, приняв обет строгого молчания, и усердно молились богу.

В 1845 году в Исаковской роще, на противоположной стороне Скитского пруда, начали строить деревянные кельи для отшельников Гефсиманского скита. В отличие от монахов из лавры, они не получали жалования, и одежда им доставалась «из рухлядной». Помимо ежедневных богослужений поселившиеся здесь насельники работали на огороде и в фруктовом саду.

Сохранилось имя первого отшельника нового скита — Гавриил. О нем написано в письме, которое митрополит Филарет (Амфитеатров) отправил наместнику Троицко-Сергиевской лавры архимандриту Антонию. Филарет лично распорядился построить отшельнику деревянную келью.

В 1847 году в Черниговский скит из лавры пришел жить блаженный Филиппушка. В мирской жизни его звали Филипп Хорев (1802-1868), и родился он в семье крестьян из Владимирской губернии. Ради христианского подвижничества Филипп оставил жену и двоих детей и отправился странствовать по России, ведя очень аскетичную, полную лишений жизнь. Он часто голодал, носил тяжелые вериги и путешествовал с железным посохом, который весил целый пуд.

В Гефсиманской обители Филипп жил, как тогда говорили, Христа ради, то есть только на подаяние. Поселившись в лесной сторожке зарождающегося скита, он попросил разрешения у настоятеля выкопать «погребок» и взял себе в помощь двух монахов. Постепенно они вырыли целую пещеру. Ее центральная часть служила общей молельной комнатой или подземной церковью, которую позже освятили в честь Архистратига Михаила и других бесплотных сил. Это была обшитая деревом землянка, немного выступавшая над поверхностью земли. Квадратное в плане помещение для лучшего освещения имело окна.

В стороны от пещерного храма отходили коридоры или ходы, ведущие к крохотным монашеским кельям. Когда все помещения были готовы, каменщики, которых прислали из Троицкой лавры, укрепили их стены и своды кирпичом. Через три года в скит пришли сыновья Филиппа и тоже остались здесь монахами.

В 1852 году в подземной церкви, благодаря архимандриту Антонию, появилась икона Богоматери Черниговская, которую верующие считали чудотворной. По названию этого образа отделившийся от Гефсиманской обители новый монастырь получил свое имя. В народе стали говорить о нем, как о «Черниговском ските», а в церковных бумагах обозначали, как «Пещерное отделение Гефсиманского скита».

В это же время же в обители появился Василий Ильич Меркулов (1831-1906). Через пять лет он стал выполнять поручения настоятеля, как послушник, а в 1866 году его постригли в монахи и нарекли именем Варнава. Со временем наместник Троицко-Сергиевской лавры назначил Варнаву духовником разросшегося комплекса Черниговских пещер.

В 1856-1857 годах над пещерами появилась деревянная церковь, которую освятили в честь Антония и Феодосия Печерских. Большие строительные работы на территории скита провели еще через 30 лет, и надземные деревянные строения уступили место каменным. Здесь построили новый пятиглавый храм, корпуса для братии и высокую стройную колокольню с двумя церквями. На рубеже XIX — XX веков обитель испытывала большой наплыв паломников, и количество монахов Черниговского скита выросло до четырехсот.

Монахи и местные жители очень почитали духовника монастыря отца Варнаву. Его авторитет был так велик, что в Черниговский скит приходило много верующих из разных концов страны. Они хотели исповедаться, поговорить с отцом Варнавой и получить его совет или наставление. В начале 1905 года к старцу приезжал российский император Николай II.

Черниговский скит жил по строгому монастырскому уставу. Женщин на его территорию не пускали, и даже по время воскресных богослужений в монастырские храмы приходили одни мужчины. Лишь один раз в году, когда православная церковь отмечала взятие Богоматери на небеса, в обитель на церковную службу могли попасть женщины.

Когда наступила советская власть, Черниговский скит закрыли, а его монахи и послушники стали жить в Гефсиманской обители (1921 год). Однако, продолжалось это недолго, и через три года этот монастырь тоже ликвидировали. Главную святыню скита — Черниговскую икону перенесли в Москву, в Сергиевскую церковь, которая располагалась в Рогожской Ямской слободе.

Территорию и строения Черниговского скита местные власти использовали для разных целей. Какое-то время здесь размещались тюрьма, детская колония, а потом — интернат для слепых и слабовидящих. После войны в обители находились интернат для инвалидов, получивших увечья в бою, складские помещения промторга города Загорск и ПТУ-интернат, где проходили обучение дети-инвалиды.

В 1970-е годы подробное архитектурное исследование зданий Черниговского скита провела Е.Н. Подъяпольская. Она использовала документы, сохранившиеся с дореволюционных времен. Много сведений о монастыре содержалось в книге «Гефсиманский скит и пещеры при нем» (1899 год), а также страховых бумагах Троицко-Сергиевской лавры, оформленных в 1910 году.

В 1990 году была возрождена жизнь мужского монастыря, созданного при лавре. Но долгое время на территории одновременно с монахами находился интернат, где жили дети-инвалиды.

Черниговский скит сегодня

Доминантой архитектурного ансамбля обители считается верхний храм Черниговской Богоматери (1886-1889 годы). Ниже него находится более старая пещерная церковь. Все постройки монастыря выполнены в традициях псевдорусского стиля и смотрятся очень гармонично.

Автором проекта верхнего храма является русский архитектор и гражданский инженер Николай Владимирович Султанов, посвятивший много сил исследованию византийского стиля. Хотя верхнюю церковь достроили в 1889 году, отделочные работы в ней продолжались еще 8 лет, и только после этого главный престол был освящен.

Когда строилось массивное здание пятиглавого двухсветного храма, находящийся под ним пещерный комплекс нисколько не пострадал. Это говорит об отличных инженерных навыках проектировщиков. В наши дни верхний и пещерный храмы хорошо отреставрированы и выглядят великолепно.

Неподалеку от входа в верхний храм можно увидеть икону Богоматери «Молящаяся», которая написана по металлу. В годы антирелигиозной пропаганды этот образ использовали в качестве мишени. Это можно понять по сохранившимся на поверхности иконы следам от пуль. Кроме того, в храме находятся два списка с почитаемой верующими Черниговской иконы Божией Матери.

Слева от верхнего храма, на возвышенном месте раскинулся монастырский погост. Сегодня здесь находятся восстановленные и отмеченные большими крестами и плитами могилы русских философов К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова, которые провели последние годы жизни в Сергиевом Посаде. Кроме того, на территории некрополя похоронены монахи и те, кто при жизни был благотворителем или попечителем монастыря.

Выше всех зданий Черниговского скита поднимается шатровая колокольня, появившаяся в 1895 году. Она почти равна высокой колокольне Троице-Сергиевской лавры. К изящному зданию с двух сторон пристроены небольшие храмы, освященные в честь Николая Угодника и святых Константина и Елены.

Живописная пятиярусная колокольня и обе церкви были возведены по проекту Александра Афанасьевича Латкова, работавшего в конце XIX века архитектором лавры. Известно, что колокольню, Никольский храм и церковь Константина и Елены возвели на деньги, пожертвованные местным жителем Г. П. Цуриковым.

На юге скита сохранился двухэтажный корпус для братии, построенный в 1860-1870-х годах. А над западной частью пещерного комплекса возвышается небольшая аккуратная часовня Владислава Сербского. Она закрывает место, где вода, бьющая из подземного источника, выводится наружу. Часовню устроили здесь на рубеже XIX — XX веков. Однако, в 1920-е годы ее разрушили. Последнее здание деревянной часовни с купальней появилось в старом монастыре совсем недавно, в 2016 году. Подземный источник расчищен, и паломники и туристы с удовольствием берут из него воду. Часовня открыта каждый день с 5.00 до 21.00.

Сегодня Черниговский скит обладает статусом подворья Троице-Сергиевской лавры. Богослужение в его храмах проходят ежедневно. Утренняя служба начинается в 6.30 в будние дни и 8.30 по воскресным и праздничным дням, а вечернее богослужение — в 16.45. Для детей верующих здесь работает воскресная школа.

При Черниговском ските создан небольшой кондитерский цех. Его продукция предназначена для монахов. Часть ее продают тем, кто приезжает в обитель на экскурсию. Это разные виды бездожжевого хлеба — ржано-пшеничный, ржано-льняной и кукурузный. Кондитеры также изготавливают вкусные торты с кремами растительного происхождения, куличи, пасхи и другую выпечку.

Паломники и туристы с удовольствием покупают ароматные монастырские квасы, которые, как и хлеб, делают без дрожжей. В ските можно попробовать несколько видов кваса — имбирный, свекольный, петровский (с добавлением хрена и меда), хвойный и витаминный из свеклы, капусты и чеснока. Кроме того, в монастыре продают несколько видов меда, полезное льняное масло, вкусные соленые грибы и квашеную капусту.

Пещерные храмы

Экскурсия в подземелья скита очень интересна. Группы для нее формируют в самом монастырском храме, слева от входа. Подземный архитектурный комплекс состоит из нескольких храмов. Самый старый из них посвящен Архистратигу Михаилу, и его часто называют Архангельской церковью (середина XIX века).

За алтарем этого храма находится небольшая часовня Божией Матери Иверская, возведенная в конце XIX века. Сегодня здесь можно увидеть гробницу, в которой лежит основатель пещерного комплекса блаженный Филипп Гефсиманский, а также гробницу с останками настоятеля Черниговского Скита старца Варнавы. В Иверской часовне чудом уцелели красивые фрески XIX века.

В дальней части пещер расположена церковь Антония и Феодосия Печерских. Подземный храм посвятили верхней деревянной церкви, стоявшей над подземным комплексом в течение 30 лет, с 1856 по 1886 годы.

Аскетичные условия монашеской жизни очень впечатляют! Во время экскурсии по подземельям экскурсоводы показывают маленькие кельи, где раньше жили отшельники. Это очень небольшие по размерам помещения, пол которых выложен досками.

В 1920-х годах, когда Черниговский скит закрыли, все подземные храмы по распоряжению властей затопили. Восстанавливали их уже в 2000-е годы. Торжественное освящение всего пещерного комплекса прошло в 2006 году. А новые росписи подземных церквей выполнили талантливые студенты художественного училища в Абрамцево.

Как добраться

Черниговский скит удален от лавры на 3,5 км к востоку. Он стоит на берегу Корбушинского или верхнего Скитского пруда.

Те, кто хочет добраться до территории монастыря на автомобиле, должны вначале доехать до Троицко-Сергиевской лавры, в центральную часть города. Отсюда, с проспекта Красной Армии необходимо свернуть на Вифанскую улицу, доехать до Верхнего Вифанского пруда, а после него по улицам Мира, Солнечная, Весенняя и Гефсиманские пруды добраться до территории Черниговского скита. Дорога от Троицко-Сергиевской лавры до обители занимает около 8-10 минут (4 км). Следует иметь в виду, что в выходные и праздничные дни, автобусы с паломниками могут занять всю автопарковку возле скита, поэтому придется искать место для машины еще на подъезде.

Тем, кто хочет попасть в Черниговский скит своим ходом, вначале нужно приехать в Сергиев Посад. Из Москвы это можно сделать двумя путями. С Ярославского вокзала столицы до старинного города ходят прямые электропоезда. Кроме того, в Сергиевом Посаде останавливаются все электрички, следующие из Москвы в Александров и Балакирево. Поезда ходят с интервалом в 20-30 минут, и дорога до Сергиева Посада занимает чуть менее полутора часов.

Другой вариант — приехать в город на рейсовом автобусе. Каждые 10-15 минут от автостанции, расположенной возле метро «ВДНХ», в Сергиев Посад ходят автобусы № 388. Если в пути нет пробок, автобусы доезжают до города за 1,10-1,15 ч.

Удобно, что автовокзал Сергиева Посада и железнодорожная станция расположены рядом. До Черниговского скита от этого места остается 5 км. Некоторые туристы приезжают в обитель на такси. Можно также сесть в маршрутку, идущую в микрорайон «Ферма», а от конечной остановки дойти до монастыря пешком. Многие паломники идут до Черниговского скита пешком от железнодорожной станции Сергиева Посада.

Английский

Гефсиманский Черниговский скит был основан в 1844 году святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским, и святителем Антонием (Медведевым), викарием Свято-Троицкого монастыря. Сергиева Лавра. Скит — монастырь, расположенный вдали от городов и дающий относительное уединение монахам. Наш скит находится в 3,5 км к северо-востоку от Лавры, в месте, ранее называвшемся Корбухой (от финно-угорского: густая хвойная чаща), в живописном сосновом бору. В XVIII веке на этом месте находилась летняя резиденция русских императриц, но в 179 г.6 он был закрыт и вскоре уничтожен природой. Таким образом, когда на Корбуху пришли первые монахи, густой лес покрывал это место.

В 1847 году в скит пришел юродивый Филипп и основал пещерное жилище сразу за Вифанскими прудами. Пещеры были созданы по образу тех, которые Филипп когда-то видел в Киево-Печерской Лавре. Главный пещерный храм был освящен в честь архистратига Михаила 27 сентября 1851 года. Вскоре после этого Филипп был вынужден покинуть пещерное жилище. Он основал еще один монастырь, в 500 метрах к западу от скита. Она называлась Киновия (от греч. κοινός — общая и βιός — жизнь), а главный храм был освящен в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Здесь было организовано кладбище для монахов Лавры.

В 1852 году девица Александра Филиппова внесла в пещерный храм Черниговскую икону Божией Матери. 1 сентября 1869 года икона совершила первое чудо: исцелилась парализованная крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор произошло более 100 чудесных исцелений. Икона стала называться Черниговско-Гефсиманской иконой Божией Матери.

Вокруг старой деревянной церкви на пещерах построен собор в честь Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери. Это был проект известного архитектора-инженера Николая Султанова. Собор был освящен 26 августа 189 г.3. Пещерное жилище, отделенное от Гефсиманского скита Вифанскими прудами (ныне Гефсиманские пруды), стало называться Черниговским монастырем.

В соборе находится гробница с мощами святого Варнавы (Меркулова). Святитель Варнава пришел в скит и принял монашество в 1851 году. Он был слесарем и проводником паломников, приезжавших посмотреть Пещеры. В 1873 году он был назначен старцем духовником, и так как он был очень добрым и умным, к нему приходило много людей. Обычно он выслушивал исповеди от 500 человек в день и даже больше.

Святитель Варнава поддерживал обширную переписку со своими духовными чадами и монахами Иверского женского монастыря, основанного им в городе Выксе в 1863 году. Преставился святитель Варнава ко Господу в 1906 году в алтаре – перед Святым стол и с крестом в руках. Похоронен в часовне в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1990-е годы в эту часовню были перенесены мощи основателя пещерного жилища монаха Филиппа.

В 1920-х годов были закрыты Гефсиманский скит и Черниговский монастырь. В 1950-х годах территория скита была передана военному ведомству, по решению которого все деревянные храмы были разрушены. Собор в честь Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери использовался как склад, а Печерские некоторое время служили тюрьмой. За этим местом никто не ухаживал, поэтому этот архитектурный шедевр находился в очень плачевном состоянии, когда в 1990 году в монастыре возродилась монашеская жизнь, которая стала называться Гефсиманский Черниговский скит.

С того времени с Божией помощью был проделан огромный объем реставрационных работ. Из Пещерного Жилища и двух ранее затопленных пещерных церквей была удалена вода, укреплены и перекрашены стены. 70-метровая колокольня была перестроена так, как это было изначально задумано зодчим, два красивых алтаря, расположенные по обеим сторонам основного строения: храмы в честь свв. Николая Мирликийского и св. Константин и Елена. Были отремонтированы монашеские кельи и чудом сохранившийся деревянный дом преподобного Варнавы. Собору было возвращено былое величие.

В 2012 году Киновию вернули Православной церкви и ведутся капитальные реставрационные работы в храме, который в советское время превратился в швейную фабрику с котельной в пещерном храме. В настоящее время близится к завершению реставрация храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери, службы в нем проходят один раз в год.

Гефсиманский Черниговский скит открыт для паломников, желающих помолиться у святынь, таких как чудотворная Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери, мощи святителя Варнавы и монаха Филиппа, а также для тех, кто ищет информацию о богатая и интересная история скита.

В небольшой столовой можно отведать продукцию монастырских кондитерских и квасных магазинов из натуральных ингредиентов.

Расписание богослужений

5:30 – братская молитва у раки с мощами св. Варнавы

6:30 – Божественная литургия

10:00 – молитвы свв. Петр и Феврония, святая Матрона Московская и все святые

11:00 – хвалебный молебен Пресвятой Богородице у Ее Черниговско-Гефсиманской иконы

12:00 — Таинство Елеосвящения

16:45 – вечерняя служба

В воскресные и праздничные дни Божественная литургия начинается в 8:30.

Synaxis of the Chernigov-Gethsemane Icon of the Mother of God

Synaxis of the Chernigov-Gethsemane Icon of the Mother of God
(Feast Day — September 1)

The Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери является списком со знаменитой Ильинско-Черниговской иконы Божией Матери (памяти 16 апреля), находившейся в Троице-Ильинском монастыре близ Чернигова на горе Болдиной, и где в XI века преподобный Антоний Киево-Печерский подвизался в подвижничестве.

Святитель Димитрий Ростовский описал чудеса Ильино-Черниговской иконы в своей книге Оросившееся руно . В заключение он написал: «Конец книжечки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить?» Благодатная сила этой иконы проявляется и в ее копиях.

Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери написана в середине XVIII века и передана в Троице-Сергиеву Лавру в 1852 году Александрой Григорьевной Филипповой, которая благоговейно хранила ее четверть века. (Эта икона была подарена ей священником Иоанном Алексеевым, который получил ее в свою очередь от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.)

По совету настоятеля Лавры архимандрита Антония (+ 1 мая 1877 г.) икона была помещена в новоосвященный пещерный храм во имя святителя Михаила, предводителя небесных воинств, освященный 27 октября. 1851 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским (память 19 ноября), принявшим активное участие в строительстве Гефсиманского скита.

Таким образом, икона впитала в себя благодатные течения всей истории Русской Церкви, получила благословение преподобного Антония Печерского, преподобного Сергия Радонежского и родителей его святых Кирилла и Марии (память 28 сентября). ), и, наконец, подвижников девятнадцатого века. Эти духовные связи промыслительно проявляются через Черниговско-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Примечательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Нового года, 1 сентября 1869 года, когда двадцативосьмилетняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова исцелилась после полностью искалечен в течение девяти лет.

Живя в общежитии у пещер, а затем в Лавре во время празднования Преставления преподобного Сергия (25 сентября), Фекла полностью выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (память 6 октября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери инокини Поликсении, казначея Борисовской пустыни. В праздник преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспросил ее о подробностях исцеления. 26 сентября 1869 г.Святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебен перед прославленной иконой, а сам молился со слезами.

К 26 сентября произошло уже три исцеления, а в ноябре того же года – целый ряд чудес. Слава об иконе Божией Матери распространилась с необыкновенной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди из всех слоев общества с твердой верой приходили к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их.

К началу ХХ века было зафиксировано более 100 чудес. Большим почитанием икона пользовалась у подвижников Гефсиманского скита: схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868 г.), основателя пещерного монастыря, и трех его сыновей, иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905 ? ) и Василия (+ 1 апреля 1915 г.). В них сохранились рассказы о глубокой любви, которую иеромонах старец Исидор (+ 3 февраля 1908 г.) проявлял к Черниговско-Гефсиманской иконе.

Первоначальное празднование иконы установлено 16 апреля, в день празднования Ильин-Чериговской иконы. Позже его перенесли на 1 сентября, день его прославления. В настоящее время в Троице-Сергиевой Лавре находятся списки с Черниговско-Гефсиманской иконы. Они находятся в храме преподобного Сергия, в монастырской трапезе и в портике Троицкого собора, расписанном старцами Гефсиманского скита и Зосимова пустыни.