Пещерный храм черниговский скит: Гефсиманский Черниговский Скит

Черниговский скит в Сергиевом Посаде — подробная информация с фото

Видео: Черниговский скит

Содержание

  • Основные моменты
  • История обители
  • Черниговский скит сегодня
  • Пещерные храмы
  • Как добраться

Основные моменты

Черниговский скит раскинулся на севере Сергиева Посада, в поселке Каляева. Монастырские постройки стоят на берегу пруда, напротив бывшего Гефсиманской обители, к которой он некогда был приписан, из-за этого скит часто называют Черниговско-Гефсиманским. Однако, то немногое, что осталось от старого Гефсиманского скита, недоступно, так как находится на территории воинской части, за внушительной стеной.

Комплекс Черниговского скита очень интересен для осмотра. Он выстроен в псевдорусском стиле из красного кирпича и состоит из надземных построек и подземного комплекса, созданного по примеру Киевско-Печерской лавры. Экскурсии по монастырю идут одна за одной, так как желающих побывать здесь много.

На территории скита продают вкусную монастырскую выпечку и несколько видов кваса. Многие приезжают сюда, чтобы набрать воды из источника. Это можно сделать во время подземной экскурсии или прямо из трубы в деревянной часовне. В Черниговском ските хорошо провести пару часов — отрешиться от городского шума и суеты, покормить уток в пруду и просто отдохнуть в живописном месте.

История обители

В 1843-1844 годах при Троице-Сергиевской лавре основали отдельный Гефсиманский скит. В российском православии издавна существовала традиции строительства пустыней при монастырях. В таких местах обычно селились послушники и монахи, которые хотели большего уединения. Как правило, они жили, приняв обет строгого молчания, и усердно молились богу.

В 1845 году в Исаковской роще, на противоположной стороне Скитского пруда, начали строить деревянные кельи для отшельников Гефсиманского скита. В отличие от монахов из лавры, они не получали жалования, и одежда им доставалась «из рухлядной». Помимо ежедневных богослужений поселившиеся здесь насельники работали на огороде и в фруктовом саду.

Сохранилось имя первого отшельника нового скита — Гавриил. О нем написано в письме, которое митрополит Филарет (Амфитеатров) отправил наместнику Троицко-Сергиевской лавры архимандриту Антонию. Филарет лично распорядился построить отшельнику деревянную келью.

В 1847 году в Черниговский скит из лавры пришел жить блаженный Филиппушка. В мирской жизни его звали Филипп Хорев (1802-1868), и родился он в семье крестьян из Владимирской губернии. Ради христианского подвижничества Филипп оставил жену и двоих детей и отправился странствовать по России, ведя очень аскетичную, полную лишений жизнь. Он часто голодал, носил тяжелые вериги и путешествовал с железным посохом, который весил целый пуд.

В Гефсиманской обители Филипп жил, как тогда говорили, Христа ради, то есть только на подаяние. Поселившись в лесной сторожке зарождающегося скита, он попросил разрешения у настоятеля выкопать «погребок» и взял себе в помощь двух монахов. Постепенно они вырыли целую пещеру. Ее центральная часть служила общей молельной комнатой или подземной церковью, которую позже освятили в честь Архистратига Михаила и других бесплотных сил. Это была обшитая деревом землянка, немного выступавшая над поверхностью земли. Квадратное в плане помещение для лучшего освещения имело окна.

В стороны от пещерного храма отходили коридоры или ходы, ведущие к крохотным монашеским кельям. Когда все помещения были готовы, каменщики, которых прислали из Троицкой лавры, укрепили их стены и своды кирпичом. Через три года в скит пришли сыновья Филиппа и тоже остались здесь монахами.

В 1852 году в подземной церкви, благодаря архимандриту Антонию, появилась икона Богоматери Черниговская, которую верующие считали чудотворной. По названию этого образа отделившийся от Гефсиманской обители новый монастырь получил свое имя. В народе стали говорить о нем, как о «Черниговском ските», а в церковных бумагах обозначали, как «Пещерное отделение Гефсиманского скита».

В это же время же в обители появился Василий Ильич Меркулов (1831-1906). Через пять лет он стал выполнять поручения настоятеля, как послушник, а в 1866 году его постригли в монахи и нарекли именем Варнава. Со временем наместник Троицко-Сергиевской лавры назначил Варнаву духовником разросшегося комплекса Черниговских пещер.

В 1856-1857 годах над пещерами появилась деревянная церковь, которую освятили в честь Антония и Феодосия Печерских. Большие строительные работы на территории скита провели еще через 30 лет, и надземные деревянные строения уступили место каменным. Здесь построили новый пятиглавый храм, корпуса для братии и высокую стройную колокольню с двумя церквями. На рубеже XIX — XX веков обитель испытывала большой наплыв паломников, и количество монахов Черниговского скита выросло до четырехсот.

Монахи и местные жители очень почитали духовника монастыря отца Варнаву. Его авторитет был так велик, что в Черниговский скит приходило много верующих из разных концов страны. Они хотели исповедаться, поговорить с отцом Варнавой и получить его совет или наставление. В начале 1905 года к старцу приезжал российский император Николай II.

Черниговский скит жил по строгому монастырскому уставу. Женщин на его территорию не пускали, и даже по время воскресных богослужений в монастырские храмы приходили одни мужчины. Лишь один раз в году, когда православная церковь отмечала взятие Богоматери на небеса, в обитель на церковную службу могли попасть женщины.

Когда наступила советская власть, Черниговский скит закрыли, а его монахи и послушники стали жить в Гефсиманской обители (1921 год). Однако, продолжалось это недолго, и через три года этот монастырь тоже ликвидировали. Главную святыню скита — Черниговскую икону перенесли в Москву, в Сергиевскую церковь, которая располагалась в Рогожской Ямской слободе.

Территорию и строения Черниговского скита местные власти использовали для разных целей. Какое-то время здесь размещались тюрьма, детская колония, а потом — интернат для слепых и слабовидящих. После войны в обители находились интернат для инвалидов, получивших увечья в бою, складские помещения промторга города Загорск и ПТУ-интернат, где проходили обучение дети-инвалиды.

В 1970-е годы подробное архитектурное исследование зданий Черниговского скита провела Е.Н. Подъяпольская. Она использовала документы, сохранившиеся с дореволюционных времен. Много сведений о монастыре содержалось в книге «Гефсиманский скит и пещеры при нем» (1899 год), а также страховых бумагах Троицко-Сергиевской лавры, оформленных в 1910 году.

В 1990 году была возрождена жизнь мужского монастыря, созданного при лавре. Но долгое время на территории одновременно с монахами находился интернат, где жили дети-инвалиды.

Черниговский скит сегодня

Доминантой архитектурного ансамбля обители считается верхний храм Черниговской Богоматери (1886-1889 годы). Ниже него находится более старая пещерная церковь. Все постройки монастыря выполнены в традициях псевдорусского стиля и смотрятся очень гармонично.

Автором проекта верхнего храма является русский архитектор и гражданский инженер Николай Владимирович Султанов, посвятивший много сил исследованию византийского стиля. Хотя верхнюю церковь достроили в 1889 году, отделочные работы в ней продолжались еще 8 лет, и только после этого главный престол был освящен.

Когда строилось массивное здание пятиглавого двухсветного храма, находящийся под ним пещерный комплекс нисколько не пострадал. Это говорит об отличных инженерных навыках проектировщиков. В наши дни верхний и пещерный храмы хорошо отреставрированы и выглядят великолепно.

Неподалеку от входа в верхний храм можно увидеть икону Богоматери «Молящаяся», которая написана по металлу. В годы антирелигиозной пропаганды этот образ использовали в качестве мишени. Это можно понять по сохранившимся на поверхности иконы следам от пуль. Кроме того, в храме находятся два списка с почитаемой верующими Черниговской иконы Божией Матери.

Слева от верхнего храма, на возвышенном месте раскинулся монастырский погост. Сегодня здесь находятся восстановленные и отмеченные большими крестами и плитами могилы русских философов К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова, которые провели последние годы жизни в Сергиевом Посаде. Кроме того, на территории некрополя похоронены монахи и те, кто при жизни был благотворителем или попечителем монастыря.

Выше всех зданий Черниговского скита поднимается шатровая колокольня, появившаяся в 1895 году. Она почти равна высокой колокольне Троице-Сергиевской лавры. К изящному зданию с двух сторон пристроены небольшие храмы, освященные в честь Николая Угодника и святых Константина и Елены.

Живописная пятиярусная колокольня и обе церкви были возведены по проекту Александра Афанасьевича Латкова, работавшего в конце XIX века архитектором лавры. Известно, что колокольню, Никольский храм и церковь Константина и Елены возвели на деньги, пожертвованные местным жителем Г.П. Цуриковым.

На юге скита сохранился двухэтажный корпус для братии, построенный в 1860-1870-х годах. А над западной частью пещерного комплекса возвышается небольшая аккуратная часовня Владислава Сербского. Она закрывает место, где вода, бьющая из подземного источника, выводится наружу. Часовню устроили здесь на рубеже XIX — XX веков. Однако, в 1920-е годы ее разрушили. Последнее здание деревянной часовни с купальней появилось в старом монастыре совсем недавно, в 2016 году. Подземный источник расчищен, и паломники и туристы с удовольствием берут из него воду. Часовня открыта каждый день с 5.00 до 21.00.

Сегодня Черниговский скит обладает статусом подворья Троице-Сергиевской лавры. Богослужение в его храмах проходят ежедневно. Утренняя служба начинается в 6.30 в будние дни и 8.30 по воскресным и праздничным дням, а вечернее богослужение — в 16.45. Для детей верующих здесь работает воскресная школа.

При Черниговском ските создан небольшой кондитерский цех. Его продукция предназначена для монахов. Часть ее продают тем, кто приезжает в обитель на экскурсию. Это разные виды бездожжевого хлеба — ржано-пшеничный, ржано-льняной и кукурузный. Кондитеры также изготавливают вкусные торты с кремами растительного происхождения, куличи, пасхи и другую выпечку.

Паломники и туристы с удовольствием покупают ароматные монастырские квасы, которые, как и хлеб, делают без дрожжей. В ските можно попробовать несколько видов кваса — имбирный, свекольный, петровский (с добавлением хрена и меда), хвойный и витаминный из свеклы, капусты и чеснока. Кроме того, в монастыре продают несколько видов меда, полезное льняное масло, вкусные соленые грибы и квашеную капусту.

Пещерные храмы

Экскурсия в подземелья скита очень интересна. Группы для нее формируют в самом монастырском храме, слева от входа. Подземный архитектурный комплекс состоит из нескольких храмов. Самый старый из них посвящен Архистратигу Михаилу, и его часто называют Архангельской церковью (середина XIX века).

За алтарем этого храма находится небольшая часовня Божией Матери Иверская, возведенная в конце XIX века. Сегодня здесь можно увидеть гробницу, в которой лежит основатель пещерного комплекса блаженный Филипп Гефсиманский, а также гробницу с останками настоятеля Черниговского Скита старца Варнавы. В Иверской часовне чудом уцелели красивые фрески XIX века.

В дальней части пещер расположена церковь Антония и Феодосия Печерских. Подземный храм посвятили верхней деревянной церкви, стоявшей над подземным комплексом в течение 30 лет, с 1856 по 1886 годы.

Аскетичные условия монашеской жизни очень впечатляют! Во время экскурсии по подземельям экскурсоводы показывают маленькие кельи, где раньше жили отшельники. Это очень небольшие по размерам помещения, пол которых выложен досками.

В 1920-х годах, когда Черниговский скит закрыли, все подземные храмы по распоряжению властей затопили. Восстанавливали их уже в 2000-е годы. Торжественное освящение всего пещерного комплекса прошло в 2006 году. А новые росписи подземных церквей выполнили талантливые студенты художественного училища в Абрамцево.

Как добраться

Черниговский скит удален от лавры на 3,5 км к востоку. Он стоит на берегу Корбушинского или верхнего Скитского пруда.

Те, кто хочет добраться до территории монастыря на автомобиле, должны вначале доехать до Троицко-Сергиевской лавры, в центральную часть города. Отсюда, с проспекта Красной Армии необходимо свернуть на Вифанскую улицу, доехать до Верхнего Вифанского пруда, а после него по улицам Мира, Солнечная, Весенняя и Гефсиманские пруды добраться до территории Черниговского скита. Дорога от Троицко-Сергиевской лавры до обители занимает около 8-10 минут (4 км). Следует иметь в виду, что в выходные и праздничные дни, автобусы с паломниками могут занять всю автопарковку возле скита, поэтому придется искать место для машины еще на подъезде.

Тем, кто хочет попасть в Черниговский скит своим ходом, вначале нужно приехать в Сергиев Посад. Из Москвы это можно сделать двумя путями. С Ярославского вокзала столицы до старинного города ходят прямые электропоезда. Кроме того, в Сергиевом Посаде останавливаются все электрички, следующие из Москвы в Александров и Балакирево. Поезда ходят с интервалом в 20-30 минут, и дорога до Сергиева Посада занимает чуть менее полутора часов.

Другой вариант — приехать в город на рейсовом автобусе. Каждые 10-15 минут от автостанции, расположенной возле метро «ВДНХ», в Сергиев Посад ходят автобусы № 388. Если в пути нет пробок, автобусы доезжают до города за 1,10-1,15 ч.

Удобно, что автовокзал Сергиева Посада и железнодорожная станция расположены рядом. До Черниговского скита от этого места остается 5 км. Некоторые туристы приезжают в обитель на такси. Можно также сесть в маршрутку, идущую в микрорайон «Ферма», а от конечной остановки дойти до монастыря пешком. Многие паломники идут до Черниговского скита пешком от железнодорожной станции Сергиева Посада.

Смотрите также: Бахрейн, Колумбия, Тринидад и Тобаго, Иваново, Крушевац, Ахаггар, Бухта Навагио

Стоматология «Гиппократ» | Гефсиманский Черниговский Скит

ГОРОД ОТШЕЛЬНИКОВ

Настоящая подземная церковь действует всего в четырех километрах от Сергиева Посада. Вход в нее закрывает неприметная дверь — непосвященный и не догадается, куда ведут спрятанные за ней тридцать три неширокие ступеньки.

Проделав этот путь в первый раз, человек не верит своим глазам. Перед ним открывается торжественный храм с удивительной росписью. Тут тишина, покой, прохлада и запах ладана. Никаких скидок на необычные условия — это настоящий действующий православный храм.

Откроем карты — мы находимся в Черниговском скиту, что на Ферме. Основной, надземный храм на время закрыт, поэтому подземная церковь в эти дни выполняет главную роль.

Оказаться здесь — значит, вне зависимости от религиозных убеждений получить сильный духовный заряд. Зато вторая мысль, которая посещает только-только пришедшего в себя гостя, абсолютно рациональная: как все это вообще технически возможно?

Святое подземелье

В пещерах только что завершились реставрационные работы, и попасть сюда сегодня куда проще, чем несколько лет назад. Так получилось, что Черниговский скит долгое время был терра инкогнита даже для самих сергиевопосадцев. Он словно находился в исторической тени Троице-Сергиевой лавры, к тому же дорогу к нему знал не каждый, а тот, кто знал, в былые времена почти не имел шансов попасть на территорию закрытого военного городка. Вспомним, что Ферма десятилетиями была местным «государством в государстве».

Этот подземный город — полностью творение человеческих рук. Узкие, не шире полуметра коридоры. Древняя кладка. Лабиринты переходов. Крохотные кельи затворников. Собственная система вентиляции, отопления и даже водоснабжения.

А над всем этим по ту сторону земли высится обычный традиционный храм. Там, над нашими головами, ходят прихожане и паломники, открыты киоски с книгами, медом и выпечкой. Словом, идет вполне обычная жизнь.

Парадокс: мифические ходы от Лавры к Черниговскому скиту куда более на слуху, чем подлинное, реально существующее чудо. Мы решили своими глазами увидеть, что делает это место по-настоящему уникальным.

Службы в пещерном храме (или, если так можно сказать, в системе храмов) проходят каждый день. Братия сегодня невелика — около десяти человек. Акустика помещения очень даже неплохая. И, что удивительно, — никаких признаков сырости, ни на стенах, ни в воздухе.

Наш провожатый, любезный иеромонах Василий рассказывает, что дореволюционная роспись стен была куда аскетичнее нынешней. Раньше тут преобладали образы ангелов на голубом фоне, а сегодня на обильно украшенных сводах мы видим православных святых и сцены из Писания.

Говорят, выпускники иконописной школы, которым предложили расписать стены несколько лет назад, отнеслись к работе с особым трепетом. В пещеры пришла большая бригада иконописцев, и они очень долго обсуждали сюжеты. На роспись ушел год.

В стене обнаруживается другая дверь, и мы спускаемся еще ниже — так можно выйти к источнику. На глубине девяти метров, в конце длинного, наклонного и слабо освещенного коридора слышен шум мощного потока. Это и есть та самая вода, которая манит паломников, она же в свое время по всем прогнозам ученых должна была размыть фундамент надземного храма.

Вот в чем дело. Пространство, где мы находимся, после революции на целых восемьдесят лет было наглухо заполнено водой под самые своды. Изначально бурный поток выходил из подземелья в соседние пруды по искусственным каналам, но со временем уровень воды в водоемах возрос, и они уже были не в состоянии забирать воду из глубин. В итоге сооружение неумолимо начало затапливать.

Когда церковь принялась за реконструкцию скита, ученые из института гидрологии поначалу не верили, что восемьдесят лет стояния в воде обойдутся без последствий. Однако храм перенес и это.

Мы стоим у кромки воды в небольшой пещере, выложенной кирпичом еще в XIX веке. Со стен свешиваются сталактиты, наверное, единственные на весь Сергиево-Посадский район. Пробуем схватить один — он тает и ломается в руках, как намоченный кусочек сахара.

Вода из ключа считается святой, и каждый раз паломники стремятся увезти с собой наполненную под завязку емкость. Отец Василий щелкает выключателем где-то в темноте, и из кранов появляется струйка кристально чистой воды. Пробуем ее на вкус — вода прохладна, свежа и очень мягкая. В общем, совсем не та, к которой привыкли городские жители.

К тому же она очищает организм, заверяет наш провожатый: «Мы замечаем это на примере своих трудников. Они живут у нас несколько дней, неделю или месяц. Питаются вместе с нами, готовят пищу на этой воде, и видно, как они становятся более здоровыми, подвижными. Особенно те, у кого больные почки или другие внутренние органы».

Трудники — это люди, которые приезжают на определенное время просто поработать в храме. Во славу Божью, как это тут называют. Вовсе не убогие или блаженные, как можно было бы подумать. «Кого у нас тут только не было — и артисты, и режиссеры, и спортсмены, и совершенно простые люди, рабочие, которые приезжают на выходные или в отпуск», — делится отец Василий.

Все три подземных храма Черниговского скита окружены коридором. И если бы не поднявшаяся вода, мы бы могли обойти монастырь по периметру.

Так для чего же понадобились все эти сложнейшие сооружения и как их создавали?

Верой и правдой

Черниговский скит появился в буквальном смысле из-под земли. Поначалу он задумывался как пещерный храм, где могли бы молиться монахи-отшельники из соседнего Гефсиманского скита. Сейчас от Гефсимании осталась преимущественно кирпичная ограда, а на ее территории расположен военный институт, долгое время воспринимавшийся как противовес Церкви.

Поначалу гефсиманские молитвенники просто уходили в здешние леса. В XIX веке, когда началась история Черниговского скита, это были по-настоящему глухие леса, из тех, что рисуют на картинах. Отшельники искали максимально глубокого уединения. Настолько глубокого, что в желании уйти от мира они были готовы рыть землянки в самой непролазной чаще.

Так появились первые кельи пещерного храма. В районе нынешнего алтаря проходила шахта глубиной шесть метров, от нее отделялся узкий коридор с 14 углублениями-кельями. Кстати, шахту собственноручно выкопал один человек. Это был схимонах Филипп (блаженный Филиппушка, как его тогда еще называли). Филипп — особо почитаемая фигура в Черниговском храме. В этом двухметровом великане соединились невероятная сила и набожность, и он считается основателем обители.

Целый год монахи-первопроходцы намаливали место, и только после этого наместник Троице-Сергиевой лавры дал разрешение на профессиональное строительство. Оно было неспешным: участок за участком, по кругу.

Пространство отапливали бревнами в трех огромных печах по римской системе: от печей расходились замурованные в стенах каналы, по которым тепло добиралось до самых дальних келий. Сегодня в римской системе нет необходимости. Отопление и освещение сделано по современным стандартам, но одну из печей — высотой под потолок — все же сохранили.

Здесь удивляет каждая деталь, даже пол. По его плитам можно изучать всевозможные разновидности отделочного камня, существующие на планете. Оказывается, этим разнообразием мы обязаны тому же юродивому Филиппушке. Московское дворянство в нем души не чаяло. Узнав, что Филипп копает пещеры близ Лавры, благородное общество бросилось ему помогать — в том числе и эксклюзивными, как мы бы сейчас сказали, стройматериалами.

Классическая келья в форме гроба

Сегодня кельи Черниговского скита пустуют. О том, как здесь проводили дни и ночи отшельники, можно судить по их размеру. «Вот классическая келья…» — говорит отец Василий, приглашая пройти. Оказавшись внутри, слышишь продолжение фразы, от которой становится немного не по себе: «…которая имеет форму гроба».

В таком пенале, где развести локти в стороны — проблема, некоторые монахи проводили годы. Признаться, неподготовленному человеку нелегко понять, как вообще можно жить в таких условиях.

Впрочем, слово «жить» тут не совсем подходит. В условиях тотального самоограничения люди достигали другой формы существования. У них резко сокращалось время на сон, он становился неглубоким. Отшельники полностью отказывались от всякого общения, чтобы направлять всю энергию на молитву. Их еда была супераскетичной — дабы не провоцировать излишних физических нагрузок. Воду и пропитание приносил так называемый проведывающий монах.

После революции кельи были затоплены так сильно, что они просыхают до сих пор. Понятно, что следов былой росписи на стенах не сохранилось. Безбожники, как называет их отец Василий, разрушили сток воды, оттого кирпичные стены впитали воду.

Кстати, кирпич контактирует с грунтом не напрямую, а через толстую прослойку из известняка — это и теплозащита, и гидроизоляция. Таких технических премудростей тут немало, но сказать, что они были изобретены именно здесь, нельзя. Те, кто бывал в украинской столице, наверняка вспомнят и найдут сходства, например, с подземельями Киево-Печерской лавры, и будут правы — известно, что в Гефсиманский скит сходились монахи со всей Руси.

А покидали его в двадцатых годах прошлого века — на долгих восемь десятков лет. Новая власть не нашла лучшего применения уникальному архитектурному сооружению и открыла в нем склад, а затем интернат для уличной шпаны. Потом сюда пришла большая вода, и остальную историю мы уже знаем. Плиту с погребения старца Варнавы — известного и почитаемого отшельника, канонизированного в 1995 году — монахи уже в наши дни нашли на улице, расколотой на две части. Трещину можно разглядеть и сегодня — в подземной часовне. Сюда же из Гефсимании перенесли и могилу блаженного Филиппушки.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Английский

Гефсиманский Черниговский скит был основан в 1844 году святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским, и святителем Антонием (Медведевым), викарием Свято-Троицкого монастыря. Сергиева Лавра. Скит — монастырь, расположенный вдали от городов и дающий относительное уединение монахам. Наш скит расположен в 3,5 км к северо-востоку от Лавры, в месте, ранее называвшемся Корбухой (от финно-угорского: густая хвойная чаща), живописным сосновым бором. В XVIII веке на этом месте находилась летняя резиденция русских императриц, но в 179 г. 6 он был закрыт и вскоре уничтожен природой. Таким образом, когда на Корбуху пришли первые монахи, густой лес покрывал это место.

В 1847 году в скит пришел юродивый Филипп и основал пещерное жилище сразу за Вифанскими прудами. Пещеры были созданы по образу тех, которые Филипп когда-то видел в Киево-Печерской Лавре. Главный пещерный храм был освящен в честь архистратига Михаила 27 сентября 1851 года. Вскоре после этого Филипп был вынужден покинуть пещерное жилище. Он основал еще один монастырь, в 500 метрах к западу от скита. Она называлась Киновия (от греч. κοινός — общая и βιός — жизнь), а главный храм был освящен в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Здесь было организовано кладбище для монахов Лавры.

В 1852 году девица Александра Филиппова внесла в пещерный храм Черниговскую икону Божией Матери. 1 сентября 1869 года икона совершила первое чудо: исцелилась парализованная крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор произошло более 100 чудесных исцелений. Икона стала называться Черниговско-Гефсиманской иконой Божией Матери.

Вокруг старой деревянной церкви на пещерах построен собор в честь Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери. Это был проект известного архитектора-инженера Николая Султанова. Собор был освящен 26 августа 189 г.3. Пещерное жилище, отделенное от Гефсиманского скита Вифанскими прудами (ныне Гефсиманские пруды), стало называться Черниговским монастырем.

В соборе находится гробница с мощами святого Варнавы (Меркулова). Святитель Варнава пришел в скит и принял монашество в 1851 году. Он был слесарем и проводником паломников, приезжавших посмотреть Пещеры. В 1873 году он был назначен старцем духовником, и так как он был очень добрым и умным, к нему приходило много людей. Обычно он выслушивал исповеди от 500 человек в день и даже больше.

Святитель Варнава поддерживал обширную переписку со своими духовными чадами и монахами Иверского женского монастыря, основанного им в городе Выксе в 1863 году. Преставился святитель Варнава ко Господу в 1906 году в алтаре – перед Святым стол и с крестом в руках. Похоронен в часовне в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1990-е годы в эту часовню были перенесены мощи основателя пещерного жилища монаха Филиппа.

В 1920-х годов были закрыты Гефсиманский скит и Черниговский монастырь. В 1950-х годах территория скита была передана военному ведомству, по решению которого все деревянные храмы были разрушены. Собор в честь Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери использовался как склад, а Печерские некоторое время служили тюрьмой. За этим местом никто не ухаживал, поэтому этот архитектурный шедевр находился в очень плачевном состоянии, когда в 1990 году в монастыре возродилась монашеская жизнь, которая стала называться Гефсиманский Черниговский скит.

С того времени с Божией помощью был проделан огромный объем реставрационных работ. Из Пещерного Жилища и двух ранее затопленных пещерных церквей была удалена вода, укреплены и перекрашены стены. 70-метровая колокольня была перестроена так, как это было изначально задумано зодчим, два красивых алтаря, расположенные по обеим сторонам основного строения: храмы в честь свв. Николая Мирликийского и св. Константин и Елена. Были отремонтированы монашеские кельи и чудом сохранившийся деревянный дом преподобного Варнавы. Собору было возвращено былое величие.

В 2012 году Киновию вернули Православной церкви и ведутся капитальные реставрационные работы в храме, который в советское время превратился в швейную фабрику с котельной в пещерном храме. В настоящее время близится к завершению реставрация храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери, службы в нем проходят один раз в год.

Гефсиманский Черниговский скит открыт для паломников, желающих помолиться у святынь, таких как чудотворная Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери, мощи святителя Варнавы и монаха Филиппа, а также для тех, кто ищет информацию о богатая и интересная история скита.

В небольшой столовой можно отведать продукцию монастырских кондитерских и квасных магазинов из натуральных ингредиентов.

Расписание богослужений

5:30 – братская молитва у раки с мощами св. Варнавы

6:30 – Божественная литургия

10:00 – молитвы свв. Петр и Феврония, святая Матрона Московская и все святые

11:00 – хвалебный молебен Пресвятой Богородице у Ее Черниговско-Гефсиманской иконы

12:00 — Таинство Елеосвящения

16:45 – вечерняя служба

В воскресные и праздничные дни Божественная литургия начинается в 8:30.

Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком со знаменитой Ильинско-Черниговской иконы Божией Матери (памяти 16 апреля), находившейся в Троице-Ильинском монастыре близ Чернигова на горе Болдиной, где в XI веке преподобный Антоний Киево-Печерский подвизался в подвижничестве.

Святитель Димитрий Ростовский описал чудеса этой иконы в своей книге «ОРОСНОЕ РУНО». В заключение он написал: «Конец книжечки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить?» Благодатная сила этой иконы проявляется и в ее копиях.

Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери написана в середине XVIII века и передана в Троице-Сергиеву Лавру в 1852 году Александрой Григорьевной Филипповой, которая благоговейно хранила ее четверть века. (Эта икона была подарена ей священником Иоанном Алексеевым, который получил ее в свою очередь от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.)

По совету настоятеля Лавры архимандрита Антония (+ 1 мая 1877 г.) икона была помещена в новоосвященный пещерный храм во имя святителя Михаила, предводителя небесных воинств, освященный 27 октября. 1851 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским (память 19 ноября), принявшим активное участие в строительстве Гефсиманского скита.

Таким образом, икона впитала в себя благодатные течения всей истории Русской Церкви, получила благословение преподобного Антония Печерского, преподобного Сергия Радонежского и родителей его святых Кирилла и Марии (память 28 сентября). ), и, наконец, подвижников девятнадцатого века. Эти духовные связи промыслительно проявляются через Черниговско-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Примечательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Нового года, 1 сентября 1869 года, когда двадцативосьмилетняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова исцелилась после полностью искалечен в течение девяти лет.

Живя в общежитии у пещер, а затем в Лавре во время празднования Преставления преподобного Сергия (25 сентября), Фекла полностью выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (память 6 октября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери инокини Поликсении, казначея Борисовской пустыни. В праздник преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспросил ее о подробностях исцеления. 26 сентября 1869 г.Святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебен перед прославленной иконой, а сам молился со слезами.

К 26 сентября произошло уже три исцеления, а в ноябре того же года – целый ряд чудес. Слава об иконе Божией Матери распространилась с необыкновенной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди из всех слоев общества с твердой верой приходили к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их.