Пещера преподобного саввы: Скит преподобного Саввы Сторожевского

Скит Преподобного Саввы Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря / Монастырский вестник


Преподобный Савва для молитвенных подвигов и молитвенного общения с Господом часто удалялся из обители в глубокий овраг, отстоящий в версте от монастыря на север. Там на склоне горы под сенью густого леса он ископал себе пещеру, в которой предавался со слезами подвигам молитвы и созерцанию на земле высших обителей небесных. Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками.


В 1860 — начале 1870-х годов над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского Скита. Первоначально он носил название «общежитийного отделения» и представлял собой целый монастырь с двумя церквами, кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками.

Читать подробнее


Возникновение Скита произошло благодаря желанию и усердию нескольких людей: святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, настоятеля Саввина монастыря епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Средства на устройство Скита и его содержание были пожертвованы П.Г. Цуриковым.


Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава, введение которого было связано с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова). Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Особое отношение к общежительным монастырям разделял викарий митрополита епископ Леонид.


Епископ Леонид (Краснопевков) глубоко почитал преподобного Савву. При нем с 1859 г. была установлена традиция ежегодного крестного хода из монастыря к пещерке в день праздника 17 (30) июля в память обновления раки Преподобного — устройства над ней новой сени. Епископ Леонид вспоминал о трогательных минутах крестных шествий между монастырем и Скитом, когда припев “преподобне отче Савво, моли Бога о нас”, непрестанно повторяемый клиром и народом, разносился далеко по лесу, где стояли еще некоторые дубы, которые могли служить сенью своею для преподобного». В настоящее время традиция крестных ходов из монастыря в Скит восстановлена.


Основная заслуга практического воплощения идеи Cкита принадлежит наместнику монастыря (с 1856 по 1887 г.) отцу Галактиону.


Скит преподобного Саввы посещали царствующие особы: император Александр II, императрица Мария Александровна, а также Великие князья. Особым усердием к монастырю и Скиту отличался Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор.


Церковь преподобного Саввы, выстроенная из кирпича и белого камня «под колоколы», является прекрасным образцом возрождения в XIX в. традиций древнерусской архитектуры. В интерьере храма был резной иконостас, исполненный из разных пород дерева — розового, орехового и сибирской березы. Храм был освящен митрополитом Филаретом 2 сентября 1862 г. Кроме того, в Скиту была церковь во имя святителя Николая Чудотворца, находившаяся на втором этаже сохранившегося двухэтажного каменного корпуса. В обоих храмах особо почитались иконы преподобного Саввы Сторожевского. Особенно торжественной была служба в Скиту в конце августа 1889 г., когда туда был принесен из Троице-Сергиевой лавры чудотворный образ преподобного Сергия Радонежского.


По уставу, как монахи общежительных обителей, братия Саввинского скита получала все необходимое от монастыря, у нее не было права собственности, монашеские обеты исполнялись очень строго. Так, утреннее богослужение начиналось всегда в 2 часа ночи, литургия в 8 часов утра, вечерня в 3 часа и затем следовало чтение правил.


К старцам в Cкит часто приходили люди, искавшие духовного совета: «Здесь, среди полной тишины, живут ревнители подвижничества. Впрочем, и сюда нередко приходят богомольцы; иные из них со слезами просят совета и утешения от опытных в духовной жизни людей». Старец Cкита схимонах Илия был духовником Звенигородской Аносиной Борисоглебской обители. В скитах жили в основном монахи-схимники, принявшие на себя высшие иноческие обеты — неустанно молиться за весь мир.


Скит имел свою усадьбу, которая обслуживалась руками монахов. Скитские иноки изготовляли различные изделия — плели коврики, вырезали деревянные ложки.


Архитектурный ансамбль Скита окончательно сложился к началу XX века. Он представлял собой десятки зданий, в том числе — отдельно стоящие деревянные на каменных фундаментах постройки, такие, как келья благочинного, кельи братии и рухлядная, трапезная, кухня, каменная одноэтажная баня.


Саввинский скит сильно пострадал в советское время, многие здания были разрушены. После войны здесь жили семьи служащих военного санатория.


К 600-летию преставления Звенигородского чудотворца восстановлена пещера Преподобного, отреставрированы сохранившиеся постройки, возрождена скитская жизнь, возобновлен источник преподобного Саввы, сооружена купальня. На территории Скита монастырь, который является общежительным, осуществляет хозяйственную деятельность: здесь находится монастырский огород, скотный двор и другие службы.

Саввинский скит и его храмоздатель

Истории святынь Подмосковья

Скит и святой источник преподобного Саввы Звенигородского находятся в километре к северо-западу от Саввино-Сторожевского монастыря. Здесь основатель обители выкопал пещеру, где уединялся для молитвы. Скит и храм над местом лесного уединения преподобного Саввы был построен во второй половине XIX века на средства известного в Звенигородском уезде и за его пределами благотворителя Павла Григорьевича Цурикова – владельца Ивановской суконной фабрики на реке Истре.

Педагог и автор путевых заметок княжна Елена Сергеевна Горчакова описала свои впечатления от Саввинского скита в очерке 1886 года: «Место, выбранное строителем, до того красиво и уединенно, что этих причин было бы достаточно для устройства отшельнических келий в этом диком ущелье, но им руководило еще другое нравственное побуждение. Здесь в овраге, с давних времен существует пещерка, в которой, по преданию, преподобный Савва часто проводил целые дни в молитве и безмолвии». Внутри пещеры, по словам путешественницы, лежали два больших диких камня, и был помещен образ преподобного Саввы, перед которым служились молебны. В частности, 17 июля по старому стилю в память о перенесении мощей в 1847 году в соборный храм под новую сень совершался крестный ход из Сторожевской обители в скит, где у пещеры Саввы служили молебен и читали акафист. В те годы каждый паломник, приехавший в Саввино-Сторожевский монастырь, считал долгом спуститься к пещере основателя монастыря. Живописная дорога от монастыря к скиту была излюбленным маршрутом для богомольцев и жителей звенигородской округи.

Хотя место пещеры преподобного Саввы Сторожевского было известно монастырской братии, скит с двумя небольшими церквями, кирпичной оградой, братским корпусом и кельями появился лишь в 1860-е годы. Главным инициатором возведения пустыни стал богатый звенигородский фабрикант Павел Григорьевич Цуриков. Еще в 1857 году Цуриков оплатил золочение главы древнего Богородице-Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре, а спустя пять лет взялся за строительство зданий скита.

Изначально благотворитель желал возвести над пещерой преподобного Саввы только небольшую часовню для чтения псалтыри в память о своем покойном отце. Позже здесь был построен храм и одноэтажный каменный корпус, обнесенный оградой с тремя башнями. Пустынь стала расти, появились иноки, желавшие поселиться в пещерном скиту. В 1865 году П.Г. Цуриков расширил скитскую территорию. Были выстроены еще пять деревянных домов на каменном фундаменте и помещение трапезной. Впоследствии расширили и каменную ограду, построили новый двухэтажный братский корпус с домовой церковью Николая Чудотворца.

Кем же был ктитор Саввинского скита П.Г. Цуриков? В XIXвеке он считался одним из видных благотворителей в Звенигородском уезде и Московской губернии. О забытом подмосковном меценате Павле Григорьевиче Цурикове собрали сведения истринские краеведы С.Носиков и С. Мамаев.

Отец Павла Григорьевича был крестьянином, мастером по установке плотин для мельниц. В 1817 году Григорий Михайлович Цуриков построил мельницу на реке Истре в деревне Ивановской. Сначала на Ивановской мельнице только промывали и валяли сукно, а позже поставили ткацкие станки и стали сами вырабатывать материал.

Случай помог крестьянину стать богатым фабрикантом. По легенде, после Отечественной войны 1812 года Григорий Цуриков нашел у себя в огороде оставленную французами бочку с драгоценностями, которую те вывезли из Москвы. Часть денег, вырученных от продажи драгоценностей, Цуриков уплатил в казну, а остальное вложил в собственное суконное производство на реке Истре. С 1830-х годов Григорий стал приобщать к фабричному делу сына Павла, при котором суконное предприятие в Ивановском достигнет расцвета. Павел Григорьевич Цуриков был поборником трезвости: он смог устранить кабаки во всех деревнях и селах в радиусе восьми километров от Ивановской фабрики. Ежегодно фабрикант компенсировал кабатчикам этих селений сумму, которую те могли бы получать от содержания питейных заведений.

Строительство скита Саввино-Сторожевского монастыря – главное дело церковного мецената Цурикова, однако на его деньги строились и содержались многие другие церкви и обители в Московской губернии и, прежде всего, в Звенигородском уезде. Цуриков покровительствовал Аносинскому Борисоглебскому монастырю, который располагался недалеко от Ивановской фабрики. Еще покойный отец фабриканта имел обычай на праздник Благовещения отправлять в Аносинскую обитель целый обоз с продуктами. Павел Григорьевич на свои средства выстроил Успенский храм в Ивановском, внес большие деньги на ремонт и реконструкцию в 1870-х годах Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, был ктитором и благотворителем, по меньшей мере, еще десяти приходских храмов в Московской губернии. Незадолго до кончины знаменитого московского митрополита Филарета Дроздова на средства Павла Цурикова был заложен придел Филарета Милостивого в старинной Свято-Духовской церкви в Троице-Сергиевой лавре. Именно в этом приделе-усыпальнице был погребен московский святитель Филарет.

В 1930-е годы Успенский храм при Ивановской суконной фабрике был разрушен, а склеп Павла Григорьевича – разорен и уничтожен. К счастью, уцелела могила с надгробием его супруги – Анны Сергеевны Цуриковой. Она находится на территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, которому много благодетельствовали владельцы Ивановской фабрики. Могильный камень Анны Сергеевны украшает мозаичное изображение Божией Матери, выполненное по эскизу художника Виктора Михайловича Васнецова. Это надгробие сразу бросается в глаза паломнику при входе на территорию Ново-Иерусалимской обители.

Автор:

  • Антон Саков

Скит Святого Саввы – место тишины восьми веков

С тех пор, как святой Савва шел по тропе через крутой обрыв, эта трудная тропа осталась почти такой же

Триста метров над уровнем моря над землей, на отвесной скале над каньоном реки Студеницы, вот уже восемь веков висит верхний скит св. Саввы, сооружение, напоминающее огромный улей. От династии Неманичей до наших дней этот скит для монахов является местом тишины и величайшего аскетического подвига. Как и восемь веков назад, верующие и в наши дни с благоговением ходят по узкой горной тропе, молятся и набирают воды из источника в пещере, где святой Савва вел подвижническую жизнь.

Он построил скит, когда вернулся из Хиландарского монастыря в неприступном горном ущелье, примерно в семи километрах от монастыря Студеница, основанного его отцом Стефаном Неманей. Савва оставил мирную монашескую жизнь в скиту в Карее, чтобы примирить поссорившихся братьев с помощью отцовских мощей. Он больше не вернулся к своей подвижнической жизни на Афоне, а остался в Сербии, чтобы просветить ее.

Савва не мог оставаться простым отшельником в Сербии. Он был послан Богом для работы среди людей и для людей. Он был местом встречи Востока и Запада в полной гармонии. Савва был человеком глубокомысленным, как восточный, и энергичным в поступках, как западный. Он довел до совершенства и то, и другое свойство или таланты, – написал епископ Николай Велимирович в своей книге о Святом Савве.

Центром этой культурной и духовной революции становится лавра Студеница, которую средневековые писатели называют «ковчегом завета сербов». Верхний скит является частью лавры, куда святитель время от времени уединялся для обретения душевного покоя.

Кто бы мог подумать, что королевич может выбрать такую ​​страшную скалу для своей резиденции, а не для придворной жизни, – поразился констатации, сделанной епископом Николаем Велимировичем, когда он шел тропинкой в ​​тридцатых годах прошлого века. С того времени, когда святой Савва шел по этому трудному пути, он остался таким же и по сей день. Поэтому верующие проходят каждый дюйм пути с большим уважением.

Отверстие, нижележащая часть спуска, извилистая тропа через лес ведет от асфальтированной дороги через густой лес, из которого выступают огромные замшелые скалы. Через полчаса ходьбы подходишь к маленькому белому зданию нижнего скита Святого Саввы и Саввинскому источнику с ледяной водой. В этом месте начинается настоящее искушение для тех, кто движется по пути к верхнему скиту. В конце эта тропа сужается менее чем на метр между высокой мраморной скалой и пропастью. Однако страх перед бездной исчезает, как только вы входите в деревянные ворота перед скитом и поднимаете глаза на небесную красоту пейзажа долины Студеницы, расположенной между Радочело и Чемерно.

К этому фантастическому зданию, состоящему из нескольких этажей, склеенных на скале, как птичье гнездо, ведет тропинка рядом с небольшой церковью Святого Георгия, откуда продолжается крытый деревянный мост к монашеским кельям. В средние века этот мост несколько раз разрушали, чтобы вражеские войска не смогли добраться до сокровища, на которое святой Савва обратил особое внимание.

А именно, скит в скале был не только местом тишины и аскетизма, но и центром сербской литературы. По преданию, святой Савва пишет Студеницу Типикон и Житие преподобного Симеона прямо здесь, в скиту, а средневековые писания показывают, что в этом труднодоступном ущелье он основал целую школу переписывания, из которой вышли книги, написанные на сербском и кириллице, при условии люди с самым большим сокровищем – образованием.

Церковь и кельи верхнего скита закрыты в отсутствие монахов, кроме одной комнаты, которая скрыта простой деревянной дверью без опознавательных знаков. Здесь находится Саввина пещера, где по преданию святой вел подвижническую жизнь, и Саввина бочка – родник, защищенный стеной с маленькими окошками, через которые паломники длинным ковшом черпали воду, использовавшуюся впоследствии как лечебную.

Видеоклип

Перевод на английский : Милица Ракич

Извор

Монастырь Святого Саввы (Мар Саба)

Монастырь расположен в южной части Иерусалимской пустыни, построен в удивительном археологическом сооружении, с частями друг над другом, на вершине холма, который является частью череды холмов и гор. Он был построен в 484 году нашей эры 5000 монахами, которые находились там в то время во главе со знаменитым монахом Святого Саввы.

 

Монастырь был разрушен персами в 614 году нашей эры, а позже бедуины нападали на него и живших в нем монахов. Здесь же жил святой Иоанн Дамаскин, нарисованный священником, и где он написал более 1200 современных церковных тропарей.

Монастырь известен суровой монашеской жизнью, куда он принимает верующих христиан со всего мира, которые живут и умирают на его земле, а многие туристы посещают его просто посмотреть.

Жители монастыря сохраняют многие его древние природные традиции на протяжении сотен лет, в то время как монахи живут в нем без электричества, воды, средств связи, интернета, телевизоров или радиоприемников и отказываются переодеваться. Причина этого в том, что они не хотят, чтобы что-либо тратило впустую их время, смущало их умы и, следовательно, их молитвы к Богу.
Монахи живут ночью за счет свечей с оливковым маслом и пьют воду из природного источника, который бьет из-под земли.
Вход для женщин, как правило, запрещен, где монахи объясняют, что присутствие женщин вызывает физическое желание, и монахи не хотят ничего, что могло бы отдалить их от Бога. Единственное здание, в которое могут заходить женщины, — это Женская башня, расположенная рядом с главным входом.

Молитвы жителей начинаются с 6:30 вечера до 10:30 утра, затем они отсыпаются и идут заниматься другими делами и приготовлениями.

Монастырь Мар Саба содержит:

  • Мощи святого Саввы основателя : лежащие в стеклянном ящике, его тело немного ссохлось и часть кожи оплавилась, без бальзамирования, но хранилось в целости и сохранности Господом.

  • Могила Святого Сабы.
  • Первая церковь монастыря , посвященная Святителю Николаю, основанная в 491 году н.э., содержит святые мощи и малый храм святых отцов-мучеников, убитых персами в 614 году н.э. Варвары в 79 году6 г. н.э. Господь открыл эту Церковь святому Савве, когда он еще жил со своими учениками в пещерах, по ту сторону каменистого перевала, подыскивая подходящее место, наверху для постройки Церкви, появился столб света в перед ним от земли до неба. Святой Савва понял божественное знамение, где теперь на том месте стоит широкая чудесная церковь в форме пещеры с деталями.
  • Главный храм монастыря : построен во дни святого Саввы в 502 году н.э., освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и содержит мощи святого Саввы.
  • Скальный Эрмитаж Святого Иоанна Дамаскина : Он жил в восьмом веке.

  • Подвал на площади между Главной Благовещенской церковью и гробницей св. Саввы. Этот подвал ведет на подземное монастырское кладбище, где без закапывания в землю кладут на стол тела усопших святых отцов, которые разлагаются без неприятного запаха. Через некоторое время кости умерших монахов собирают, промывают водой, а затем бережно хранят в боковой комнате.

  • Башня Юстиниана : построена в шестом веке нашей эры, имеет высоту 18 метров и использовалась для наблюдения. Он включает в себя библиотеку ценных рукописей.