Первый регулярный дворец москвы: Екатерининский дворец — Узнай Москву

Лефортовский парк – первый регулярный сад на территории Москвы: tata_lind — LiveJournal

Как странно, что я не была в этом парке раньше. Хотя, наверное, это не так уж и удивительно: парк очень небольшой — всего 800 на 500 м, где ему сравниться, например, с Кузьминками или Коломенским? Дворца-музея, как в Кусково или Царицыно здесь тоже нет. Но есть много чего другого, что увидеть интересно и приятно, и приглашаю тех, кто здесь не был, погулять в Лефортово.

На самом деле Лефортовский парк – первый регулярный сад на территории современной Москвы, да и что там говорить, и Петербурга тоже.

Прежде чем, я побывала здесь, мне посчастливилось услышать во время самоизоляции онлайн-марафон «День наследия 2020» и в нем лекцию Евы Радионовой.

Там она упомянула Культурно-исторический атлас Лефортовского парка (Пособие для анализа и оценки для работы с памятниками садово-паркового искусства, разработанное для московского Лефортовского парка, объекта совместного культурного наследия России и Нидерландов). В общем, всех, кто увлекается историей Москвы или ландшафтным дизайном, отправляю туда, очень интересное исследование, а сама использую в посте часть картинок из атласа и лекции.

Парк Лефортово появился благодаря адмиралу Францу Лефорту. Жил он в каменном дворце на правом берегу реки Яузы, и Петр часто использовал дворец как загородную резиденцию, чтобы принимать там своих гостей.

А на левом берегу реки тоже было имение Лефорта: деревянный летний дом с садом и прямоугольным прудом. После смерти Лефорта этот участок земли купил Федор Головин, который укрепил и расширил летний дом в 1701-02 годах по проекту Дмитрия Иванова. Здесь проходили празднества, и часто сюда приезжал Петр I. Сад вокруг дома тоже использовался для отдыха и приятного времяпрепровождения. Планировка сада была исключительно прямоугольной, т.е. фактически это был первый регулярный сад. И в отличие от закрытых боярских усадеб (похожих на крепость), имение Головина стало настоящим дворцом с видом на реку и на город. От сада тех времен сохранился только прямоугольный пруд в верхней части парка и плотина Венеры. Головинский дворец сгорел в 1753 г.

Император выкупил эту усадьбу в казну в 1722 г. для размещения своего двора и проведения торжеств в честь коронации императрицы Екатерины I. И дальше встала задача – объединить Лефортовский дворец и сад на правом берегу Яузы с Головинским дворцом и садом на левом берегу. И выполнить эту сложную работу Петр поручил своему лейб-медику голландцу Николасу Бидлоо. Странно? А вот ничуть. Талантливые люди того времени были талантливы во многих областях. Бидлоо был превосходным врачом, он организовал, построил и до конца жизни возглавлял госпиталь в Лефортово – сейчас это знаменитая больница им.Бурденко. А кроме того, Бидлоо занимался живописью, в студенческие годы играл на сцене, писал пьесы и ставил спектакли. И главное, он оказался прекрасным ландшафтным архитектором, знал гидротехнику и создавал архитектурные проекты.

План резиденции Петра в 1700 и в 1723 гг.

Петр I пожаловал доктору участок рядом с госпиталем, и Бидлоо создал там маленький сад, который настолько понравился царю, что тот часто приезжал сюда отдыхать. Так что у Петра не было вопросов, кому поручить создание сада в Лефортово.

Задача еще осложнялась тем, что сады располагались на разных уровнях: Головинский сад был на верхней террасе, на левом берегу, а передний сад Лефортовского дворца находился на более низком правом берегу Яузы. И у Бидлоо получилось прекрасно.

План резиденции Петра, каким ее сделал Бидлоо

Особенно, красиво использовалась вода, Бидлоо был замечательный устроитель прудов и фонтанов. Было создано несколько прудов. Восьмигранный пруд был напрямую связан с Яузой и фактически был частью настоящего водного парка, по которому можно было передвигаться на маленьких лодках и по парку, и даже переплывать Яузу до дворца Лефорта. На Яузе был большой остров, на котором большой пруд, а на нем еще два небольших островка с разными павильонами и беседками. И эти островки были соединены 10 мостиками с остальным парком. И, конечно, по всему парку шли дорожки и аллеи, обсаженными зелеными изгородями. И очень много было всяческих садовых павильонов по всему парку, причем многие из них были позолоченными.

Мост через Яузу связывал резиденцию с Немецкой Слободой и с Москвой: именно с той стороны прибывали гости и сразу могли наслаждаться прекрасным видом со стороны реки на водный ансамбль и весь парк.

И, конечно, парк был прекрасной декорацией для пышных празднеств с щедрыми угощениями, напитками, музыкой и фейерверками.

От исторического парка Бидлоо сохранились лишь остатки прудов и аллей, а вся красота фонтанов, каскадов, павильонов полностью исчезла. Кое-где
сохранились только фундаменты.

Фотографии Василия Липина

В 1730 г. здесь проводились торжества по случаю коронации Анны Иоанновны. Теперь это «Анненгоф». Здесь появилась знаменитая «Анненгофская роща» перед дворцом. По легенде, ее посадили за одну ночь, поскольку царица, выглянув вечером в окно, посетовала, что здесь нет леса. Взрослые деревья притащили из Сокольников, они, как ни странно, принялись, и роща разрослась, но народ ее никогда не любил. А почему ее называли «Говенная роща», можно почитать у Гиляровского)

Парком при Анне занимался Растрелли, он творил в стиле барокко, и творил с очень большим размахом. В результате, прежний парк стал Нижним садом, а появился еще и Верхний. Парк стали называть «Версалем на Яузе», поскольку он действительно очень напоминал французский парк. И, конечно, появились новые дорожки, фонтаны, каскады, павильоны беседки.

При Растрелли парк занял очень большую площадь

К сожалению, от времен “Версаля на Яузе” практически ничего не осталось, в середине 18 в. началась новая эпоха пейзажных английских парков.

Дворцы в Лефортово были деревянными, и в 1773 г. по указу Екатерины II построили кирпичный, и со строительством этого дворца связаны такие имена, как Антонио Ринальди, Карл Бланк и Джакомо Кваренги.

Павел I после смерти Екатерины II отдал парк и дворцы военным. Екатерининский дворец и до сих пор занимает Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации.

Екатерининский дворец

В 1904 г. территория парка сильно пострадала во время сильнейшего урагана, а потом постепенно была просто съедена городом.

Остался маленький кусочек В 20 в. он был местом отдыха.

Беседка-ротонда начала 20 в. с памятником Петру I

После 1917 г. здесь появились площадки для театральных выступлений и концертов, крытый театр, футбольное поле и заведения общепита. Потом парк стал Парком Московского дома офицеров. В 1991 г., к счастью, снова стал Лефортовским.

Лефортовский дворец (Москва)

Местоположение: Москва, 2-я Бауманская ул., 3 (м. «Бауманская»)

Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры


Первоначальный облик Лефортовского дворца известен по гравюрам и описаниям. Каменное двухэтажное здание в маньеристском стиле с элементами барокко строилось с 1697 по 1699 год по царскому указу и утверждённому Петром I проекту архитектора Д. В. Аксамитова. Здание имело трехчастный план, с расположенным по центральной оси входом, к которому вела двухмаршевая лестница. Приёмный зал дворца площадью свыше 300 кв. м (высота потолка 10 м) мог одновременно вместить до 1500 гостей. Дворец возводился за счёт казны и был подарен Петром I Ф. Я. Лефорту.


Франсуа (Франц Яковлевич) Лефорт (1656 –1699) – швейцарец, в 1675 году приехавший в Россию и поступивший на русскую службу. В 1687 и 1689 годах он участвовал в Крымских походах под командованием князя Василия Васильевича Голицына, фаворита царевны Софьи Алексеевны, являвшейся тогда регентом при молодых царях Иване V и Петре I Алексеевичах. Голицын покровительствовал Лефорту, однако в 1689 году, в разгар противостояния царевны и Петра I, Лефорт пришёл на помощь царю, укрывшемуся в Троице-Сергиевом монастыре. Считается, что именно Лефорт подсказал Петру I идею Великого посольства. В доме Лефорта в Немецкой слободе Пётр I познакомился с Александром Меншиковым, ставшим его другом и сподвижником.


Ещё до завершения строительства дворец, получивший название Посольского дома, стал местом дипломатических приёмов, ассамблей, театрализованных представлений. В 1698 году во дворце состоялась церемония встречи имперского посла, описанная дипломатом Священной Римской империи Иоганном Георгом Корбом, автором записок о России. Окончание строительства дворца 11 февраля 1699 года праздновалось в течение трёх дней. 12 февраля во время торжеств Пётр I укорачивал ножницами длиннополые одежды гостей.


2 марта 1699 года Лефорт скончался здесь же, во дворце, после чего им владел его сын Анри (Андрей Францевич). В 1702 году Пётр назначил его поручиком бомбардирской роты. В 1702 году А. Лефорт присутствовал при взятии шведской крепости Нотебург, по возвращении в Москву был вызван в Воронеж, откуда вместе с царём отправился на Балтийское взморье для участия в осаде шведской крепости Ниеншанц, однако заболел и умер 28 апреля 1703 года, накануне штурма фортеции.


После смерти А. Лефорта царь передал дворец А. Д. Меншикову, для которого в 1707–1708 годах его перестроил итальянский архитектор Фонтана. По традиционной версии, это «полатного и фортификацей строения мастер» Джованни Мария Фонтана первый, по современной версии – крупный римский архитектор Франческо Фонтана (1668 –1718), прибывший в Россию около 1706 года. Был устроен новый парадный въезд с массивными воротами, перекрытыми фронтоном. Двор, образуя каре, был окружён каменными корпусами с аркадами. Фасады здания, украшенные пилястрами с элементами коринфского ордера, обрели классицистические черты. Ко дворцу примыкал регулярный парк, спускавшийся к Яузе. Дворец описан голландским путешественником и художником Корнелисом де Бруином, видевшим его в 1708 году: «Это было громадное каменное здание в итальянском вкусе, в которое нужно было входить по лестнице с правой и левой стороны по причине большого протяжения самого здания. В нём были великолепные комнаты и прекраснейшая зала, покрытая богатыми обоями». В 1711 году дворец сильно пострадал от пожара, испепелившего значительную часть Немецкой слободы.


В 1727 году, после опалы и ссылки А. Д. Меншикова, дворец был взят в казну. С возвращением столицы в Москву Лефортовский дворец стал резиденцией императора Петра II. 30 ноября 1729 года в нём состоялось обручение Петра II с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой. По преданию, при въезде под арку дворца (вероятно, под относительно низкую арку главного корпуса) с её кареты была сбита корона. Пётр II скончался в Лефортовском дворце в день, назначенный для свадьбы, 19 января 1730 года. Здесь же развернулись драматические события, связанные с подделкой князьями Долгоруковыми завещания императора в пользу его невесты. Здесь же Верховный тайный совет принял решение о приглашении на царство Анны Иоанновны.


Дворец, оставшийся необитаемым, периодически использовался в хозяйственных целях и постепенно разрушался. В 1754 году в здании, которое отапливалось более чем 70 русскими и голландскими печами, случился большой пожар от неосторожности в обращении с огнём, допущенной расквартированными в нём лейб-кампанцами.


В конце XVIII века дворец перестраивался по проекту архитектора М. Ф. Казакова: были устроены боковые входы главного фасада, во дворе появились служебные корпуса, здание оштукатурили и окрасили. Тогда же выполнили отделку фасадов в стиле классицизма.


С начала XIX века дворец использовался как место хранения архивов различных государственных учреждений. В 1912 –1913 годах здание специально перестраивалось для нужд архивохранилища. До сегодняшнего дня в нём располагается Российский государственный военно-исторический архив.


До середины XX века дворец многократно ремонтировался. В 1950-е годы нём проводились реставрационные работы, в начале 1980-х годов на отдельных участках фасада восстановлены фрагменты первоначального декора. Здание является памятником федерального значения.

Литература


Голиков И. И. Историческое изображение жизни и всех дел славного женевца, Франца Яковлевича (Франциска Иякова) Лефорта, первого любимца Петра Великого… М. , 1880.


Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы. Т. I. М., 1950.


Бруин К. де. Путешествия в Московию // Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989.


Лефортово далекое и близкое / под ред. Е. П. Миклашевской, М. С. Цепляевой. М., 1996.


Корб И. Г.
Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла Императора Леопольда I к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698 г., веденный секретарём посольства Иоганном Георгом Корбом // Рождение империи. М., 1997. С. 95-131.


Алексеев В. Н. Немецкая слобода на Яузе = Deutsche Siedlung an der Jausa: история в лицах / В. Н. Алексеев, Е. П. Миклашевская, М. С. Цепляева. М., 2004.


Малафеева С. Л. Роль московских дворцов сподвижников Петра Великого в эволюции формирования императорской резиденции нового времени (1690-е-1710-е гг. ) // Петровское время в лицах – 2004. СПб., 2004. С. 160-169.


Цвижба Л. И. «Дворец Лефорта»: вчера и сегодня // Коломенское: Материалы и исследования. Вып. 10. М., 2007.


Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV – середины XVIII века. / Под ред. И.А. Бондаренко, И.Л. Бусевой-Давыдовой, С.В. Клименко, М.В. Николаевой. М., Издательство ЛКИ, 2007.


Гузевич Д. Я. Захоронения Лефорта и Гордона. Могилы, кладбища, церкви. Мифы и реалии. СПб., 2013. 

Московский Кремль | Rusmania

Слово кремль используется для описания крепостей, которые есть во многих городах России, но когда вы говорите о Кремле, на ум приходит Московский Кремль. Первый вариант Московского Кремля был возведен на нынешнем месте на Боровицком холме в 1156 году. Этот первоначальный вариант был деревянным и простоял до разрушения в 1238 году во время монголо-татарского нашествия. Впоследствии в 1339 году были возведены новые стены из дуба.  Первые каменные стены были возведены между 1366 и 1368 годами при великом князе Дмитрии Донском из белого известняка. После падения Константинополя и женитьбы великого князя Ивана III на племяннице последней Византийской империи Москва увидела себя новым центром православного мира, и, соответственно, Иван III поставил амбициозный план строительства по улучшению Московского Кремля, чтобы сделать его пригодным для нового возвышенного статуса Москвы. В рамках этой перестройки новые стены и башни были возведены итальянскими мастерами между 1485 и 149 годами.5.

В Смутное время Кремль был занят польско-литовскими войсками с 1610 по 1612 год, пока не был освобожден добровольческой армией Минина и Пожарского. В начале 18 века Кремль частично утратил свое значение, когда Петр Великий перенес столицу в недавно основанный Санкт-Петербург. В 1812 году Наполеон ненадолго занял Кремль и приказал взорвать его при отступлении из города. Хотя несколько взрывателей вышли из строя, большая часть Кремля была повреждена и позже восстановлена ​​​​с 1816 по 1819 год. .

После революции Кремль вновь стал резиденцией главы государства. При Сталине многие имперские знаки Кремля были заменены советскими, например, двуглавые орлы на башнях заменены красными звездами. Также были разрушены несколько зданий внутри, в том числе Спасский собор на Бору (первая каменная церковь в Москве, датируемая 1330 годом), Чудов монастырь и Вознесенский женский монастырь.

С 1955 года Кремль открыт для туристов, и сегодня это место одновременно является резиденцией президента России и туристической достопримечательностью, находящейся в ведении Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». В 19В 90 г. Кремль был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому доступ в Кремль, по понятным причинам, ограничен. Для посещения Кремля необходимо купить один из нескольких типов билетов: стандартный билет на Соборную площадь, который дает право прохода на Соборную площадь и расположенные там соборы, билет на колокольню Ивана Великого, который дает право прохода на колокольню и Соборную площадь, или билет только на один из экспонатов, расположенных внутри Одностолпной палаты или Успенской звонницы. Кремлевские дворцы обычно закрыты для публики и используются только в государственных целях, хотя некоторые туристические агентства организуют специальные экскурсии.

Стандартные билеты продаются в специальных кассах в Александровском саду, вход осуществляется через Кутафью башню, которая ведет к Троицкой башне через Троицкий мост. Прежде чем вас пропустят сюда, вам нужно будет пройти через металлоискатели. Большие сумки запрещены, но есть камера хранения, расположенная в Александровском саду рядом с Троицким мостом.


Арсенал Кремля, Сенат и Президиум

С Красной площади вы можете увидеть величественные здания Кремля, которые закрыты для посещения туристами, так как являются правительственными зданиями. Проходя через туристический вход в Кремль, вы увидите эти здания слева от вас, но под рукой много охраны, следящей за тем, чтобы вы держались установленной туристической тропы подальше отсюда. Первое здание, которое вы увидите, это Арсенал Кремля, который можно узнать по пушкам и минометам снаружи, оставленным Наполеоном при его отступлении из Москвы. Первоначально здание строилось с 1702 по 1736 год, но затем оно пострадало от пожара и нашествия Наполеона и, наконец, было полностью восстановлено между 1816 и 1828 годами. Сегодня в Арсенале находится Кремлевский полк, который является главной службой безопасности президента.

Рядом с Арсеналом находится Кремлевский Сенат, который для туристов лучше всего виден с Красной площади. Он был построен между 1776 и 1788 годами по проекту Матвея Казакова. Здание треугольной формы с внутренним двором и круглым парадным залом посередине. В настоящее время в Сенате находится администрация президента России.

Последнее здание здесь — Президиум Кремля (также называемый просто дом 14), который, хотя и похож на своих соседей, был построен значительно позже между 1932 и 1934 г. на месте снесенных большевиками бывших Чудова и Вознесецкого монастырей. Президиум также используется администрацией президента.


Увеселительный дворец

У западной стены Кремля находится Увеселительный дворец, построенный в 1651 году для тестя царя Алексея. Впоследствии дворец использовался как театр, чем и объясняется его необычное название. В структуру входит церковь Прославления Богородицы, купола которой реставрировались в период с 2000 по 2004 год. Эта территория недоступна для публики, но вы можете мельком увидеть ее из Александровского сада и во время прогулки в Кремль.


Государственный Кремлевский Дворец

Самым впечатляющим зданием при входе в Кремль является Государственный Кремлевский Дворец, который, как сразу видно, является советской пристройкой к Кремлю. Он был построен между 1959 и 1961 годами и настолько не соответствует своему окружению, что раздавались призывы его снести. Первоначально дворец был известен как Дворец съездов, а его зал на 6000 мест использовался для проведения съездов Коммунистической партии. Сегодня зал используется как место для балета и концертов.


Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Далее по проходу Государственный Кремлевский Дворец — Патриаршие палаты, построенные между 1635 и 1656 годами по приказу патриарха Никона, пожелавшего создать резиденцию, достойную соправителя каким он себя видел. К палатам пристроена пятиглавая церковь Двенадцати апостолов. Когда Петр Великий упразднил должность патриарха, палаты использовались Синодом. После революции палаты были превращены в музей, посвященный русской культуре и духовной жизни XVII века. Иконостас из Вознесенского собора был перенесен в церковь Двенадцати апостолов в 19 г.29. В 2005 г. отреставрирована Одностолпная палата Патриаршей палаты, в которой сейчас проводятся временные выставки.


Успенский собор

Основной туристической зоной кремля является Соборная площадь, названная так потому, что здесь расположены три собора. Старейшим из трех является Успенский собор. Хотя старая белокаменная версия была завершена в 1327 году в ознаменование того, что Москва стала главным городом Руси, нынешняя версия была построена между 1474 и 1479 годами.по приказу великого князя Ивана III. Однако работа над новым собором фактически началась в 1472 году, но недостроенное строение было разрушено в 1474 году, когда, как говорят, в Москве произошло землетрясение. Для второй попытки Иван III привлек для наблюдения за работами итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Получилось это шестистолпное пятиглавое здание из белого камня и кирпича. В 1812 году собор был осквернен французскими войсками, хотя большая часть его сокровищ ранее была эвакуирована. После революции собор был закрыт, а в 1955 превратили в музей. Собор стал местом коронации русских царей, а затем императоров и императриц даже после переноса столицы в Санкт-Петербург. Он также служит местом упокоения многих митрополитов Киевских и Московских и более поздних патриархов, чьи могилы разбросаны внутри. С 1991 года он входит в состав Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», хотя Патриархом здесь очень редко проводятся богослужения.

Первые фрески собора были написаны между 1513 и 1515 годами при участии известного русского иконописца Дионисия. Однако эти фрески были заменены между 1642 и 1643 годами, а затем впоследствии отреставрированы на протяжении веков. Иконостас собора создан в 1653 году по приказу патриарха Никона и содержит 69 икон. Когда-то в ней хранилась Владимирская икона Божией Матери — самая святая святыня России, но после революции икона была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Ныне в соборе хранится копия 1514 года. Перед иконостасом находится престол Мономаха, созданный как молельный для царя в 1551 году по приказу царя Ивана Грозного.


Собор Архангела Михаила

Самый «молодой» собор Кремля — Михайло-Архангельский собор, построенный между 1505 и 1508 годами взамен более ранней версии, датируемой 1333 годом. Строительством нового здания руководил итальянский архитектор. Алоизио Новый. Как и его сосед Успенский собор, собор Архангела Михаила также имеет шесть столпов и пять куполов, но он более богато украшен по стилю. При постройке собор стал царским некрополем, а внутри стены собора заполнены большими склепами, в которых покоятся останки московских великих князей и всех царей до Петра Великого, кроме Бориса Годунова и Лжедмитрия I. Усыпальница Ивана Грозного здесь, хотя и в отдельном алтаре, закрытом для публики. Его сыну, князю Дмитрию Ивановичу Угличскому, отводится более видное место, чем ожидалось, для его положения, чтобы доказать, что он действительно умер в Угличе, а последующие самозванцы были именно таковыми. Здесь похоронен только один император России — император Петр II, случайно умерший в Москве. Большинство других императоров и императриц от Петра Великого похоронены в Санкт-Петербурге.

Интерьер собора был впервые украшен фресками между 1564 и 1565 годами. Эти оригинальные фрески, хотя и были повреждены в Смутное время и восстановлены между 1652 и 1666 годами. 1978 и 1980 гг. Иконостас собора имеет четыре яруса с иконами в основном XVII века, хотя икона Архангела Михаила датируется концом XIV века и, по преданию, была подарком Дмитрия Донского его жене.


Благовещенский собор

Второй по возрасту собор на Соборной площади — Благовещенский собор, построенный между 1484 и 1489 годами мастерами-архитекторами из Пскова. Из трех соборов это самый богато украшенный дизайн с девятью позолоченными куполами. Собор сильно пострадал от пожара в 1547 году, после чего был украшен фресками, которые с тех пор несколько раз реставрировались. На фресках изображены великие князья киевские, владимирские и московские. Сейчас в соборе проходит выставка «Сокровища и древности Московского Кремля», на которой представлено много старинного оружия, монет и украшений.

В подвале Благовещенского собора открыт новый музей «Сокровища и древности Московского Кремля». В музее представлены старинные образцы оружия, доспехов, украшений и монет, найденные при археологических раскопках на территории Московского Кремля.


Ризоположенская церковь

Небольшая Ризоположенская церковь построена между 1484 и 1485 годами псковскими мастерами, но в московском стиле. Внутри сохранились церковные фрески 1644 года, а также иконостас, созданный по приказу Патриарха Филарета в 1627 году. Кроме того, в церкви сохранились свечи и религиозные деревянные скульптуры.


Колокольня Ивана Великого

Колокольню Ивана Великого высотой 81 метр невозможно не заметить. Если когда-то это было самое высокое здание в России, то сейчас это лишь 16-я по высоте колокольня в стране. Она была построена между 1505 и 1508 годами, а Успенская звонница была пристроена к колокольне между 1532 и 1552 годами. В 1600 году по приказу Бориса Годунова к колокольне был пристроен новый ярус, доведя высоту до 81 метра. Уходя из Москвы, Наполеон приказал взорвать колокольню, и уцелела только база. Впоследствии между 1814 и 1815 годами она была перестроена в своем первоначальном виде. Сегодня на колокольне 24 колокола, датируемых XVI и XVII веками. В колокольне находится музей архитектуры кремля, а в Успенской звоннице проходят временные выставки.


Царь-колокол

На земле к западу от колокольни Ивана Великого находится гигантский колокол 18-го века, известный как Царь-колокол. Колокол был отлит между 1733 и 1735 годами Иваном и Михаилом Моториными по приказу императрицы Анны и является самым большим колоколом в мире весом почти 202 тонны, высотой 6,14 метра и диаметром 6,6 метра. Однако, по одной из версий событий, в 1737 году, когда Царь-колокол еще украшался, в Кремле вспыхнул пожар, и когда для тушения огня на колокол облили водой, от него откололся кусок весом 11,5 тонны. Деревянные опоры также сгорели, в результате чего колокол упал обратно в литейную яму. Его подняли из ямы только в 1836 году. Сейчас он остается памятником, так как никогда не был подвешен или перекрыт.


Царь-пушка

Рядом с Царь-колоколом находится гигантская пушка, известная как Царь-пушка. Он был отлит по приказу царя Федора I Андреем Чоховым и украшен гравюрами, в том числе и царя Федора. Это самая большая пушка в мире: почти 6 метров в длину, почти 40 тонн веса и калибра 890 мм. Однако, как и Царь-колокол, который никогда не звонил, Царь-пушка никогда не использовалась ни в одном конфликте из-за ее размера, из-за которого ее было слишком трудно перемещать.


Большой Кремлевский Дворец

Помимо религиозных сооружений, расположенных внутри Кремля на Соборной площади, в Кремле также есть несколько дворцов и палат. Когда-то они служили королевскими резиденциями, но теперь являются официальной резиденцией президента России и используются правительством для приема высокопоставленных лиц. Как таковые, они обычно закрыты для публики, хотя некоторые туристические фирмы предлагают экскурсии.

Центральным элементом кремлевских дворцов является Большой Кремлевский дворец, построенный по приказу императора Николая I под руководством архитектора Константина Тона. Новый дворец был построен на месте старой резиденции и в комплексе с другими дворцами и палатами Кремля. Здание двухэтажное, хотя снаружи оно кажется трехэтажным, так как второй этаж имеет два ряда окон. Первый этаж занимают императорские личные покои. На втором этаже пять парадных залов для государственных мероприятий. Они названы в честь орденов Российской империи: Георгиевский (Святого Георгия), Владимирский (Святого Владимира), Александровский (Святого Александра), Андреевский (Святого Андрея) и Екатерининский (Святой Екатерины).


Грановитая палата

К Большому Кремлевскому дворцу примыкает Грановитая палата, старейшее из сохранившихся общественных зданий Кремля. Его фундамент был заложен в 1487 году итальянским архитектором Марко Фрязиным по приказу великого князя Ивана III. Свое название он получил от того, что фасад, выходящий на Соборную площадь, украшен ограненными белокаменными камнями.

Внутри палаты есть парадный зал, красиво украшенный фресками, изображающими библейские сюжеты и события русской истории.


Теремной дворец и Верхне-Спасский собор

За Грановитой палатой находится Теремной дворец, старейшая резиденция Кремля, построенная в традиционном русском стиле между 1635 и 1636 годами для царя Михаила. Его первоначальный интерьер не сохранился, но он был прекрасно воссоздан в середине 19 века, а затем отреставрирован в середине 20 века. На теремном дворце пристроено несколько церквей, которые служили домашними церквями царей. Для посетителей сегодня видны только 12 куполов Верхне-Спасского собора, так как этот комплекс закрыт как часть официальной резиденции Президента России.


►достопримечательности по районам ►достопримечательности центра Москвы

как выглядят самые старые здания Москвы / Новости города / Сайт Москвы

Культура

Фото Евгения Самарина Mos.ru

Московские парки и аллеи скрывают старинные дома, церкви и монастыри. Несмотря на свою многовековую историю, многие из них как новенькие, и до сих пор пол москвича своим великолепием.

Сегодня Москва — это город зеркальных небоскребов, ярких многоэтажек и современной архитектуры, но если углубиться в сеть его переулков, то легко встретишь малоэтажные дома и величественные церкви, некоторым из них более пяти веков.

Архитектурное наследие Москвы бережно охраняется. За состоянием памятников следят высококвалифицированные специалисты. Начиная с 2011 года в Москве отреставрировано более 1750 памятников архитектуры. Еще на 500 объектах ведутся работы.

В преддверии Международного дня памятников и исторических мест рассказываем о древнейших постройках Москвы с краеведом, главным редактором журнала «Московское наследие» Филиппом Смирновым.

Успенский собор и Грановитая палата

Большой Кремлевский дворец

Два старейших здания Москвы расположены в самом ее сердце: внутри стен Кремля. Они были хранителями истории города более 500 лет.

«Успенский собор и Грановитая палата — древнейшие строения на территории Кремля. Это центры силы: веры, власти, государственности и общности», — говорит Филипп Смирнов.

Закладка главного собора Кремля и первой каменной церкви в Москве была заложена в 1326 году, в день взятия Иваном Калитой Московского княжества. Через 100 лет церковь была разрушена; только в 15 веке они решили построить его заново, но землетрясение сделало это невозможным, разрушив стены. Тогда Иван III пригласил архитектора из Италии Аристотеля Фиораванти, который разобрал разрушенные своды и с нуля построил новый собор.

Успенский собор был местом коронации Ивана IV Грозного и заседаний Земского собора 1613 года, избравшего на престол Михаила Романова. Там же короновались императоры России. В настоящее время в Успенском соборе проходят регулярные богослужения.

Белоснежная Грановитая палата была построена в конце XV века по приказу Ивана III и является старейшим светским зданием Москвы. При строительстве дворца его фасад украсили белыми плитами с четырьмя гранями каждая, отсюда и название. Здесь заседала Боярская дума и решались важнейшие государственные вопросы.

Двухуровневое сооружение было построено по образцу трапезной в монастыре с одной опорной колонной посередине. На втором этаже располагалась тронная палата, где русские цари устраивали пиры или церемонии. Перед дворцом проходили официальные шествия и встречи с иностранными эмиссарами.

В 16 веке украшали окна причудливыми наличниками, расписывали внутренние стены и потолок фресками. В петровские времена росписи были уничтожены, но их удалось восстановить во второй половине XIX в.век.

Несмотря на преклонный возраст, Грановитая палата продолжает служить Российскому государству, являясь приемной официальной резиденции Президента.

Спасский собор Андроникова монастыря

Андроньевская площадь, 10/5

Спасский собор, старейший действующий храм за пределами Кремля, расположен на берегу реки Яузы. Летописи утверждают, что он был основан еще в 1357 году. 

Первоначально Спасский собор был деревянным. В 14 веке его уничтожил пожар, после чего он был перестроен в камне. Свой знакомый ныне москвичам вид собор приобрел в 1420-х годах. Фрески здесь расписывали Андрей Рублев и Даниил Черный. Небольшие фрагменты этих фресок до сих пор можно увидеть на оконных косяках.

Этот образец русского каменного храмового зодчества входит в ансамбль Андроникова монастыря. Устои разделяют фасад собора; его верхняя часть украшена арками и кокошниками.

Сегодня там проводятся богослужения. Здесь же расположен Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева», — говорит г-н Смирнов.

Дважды собор реставрировали. В 1846–1850-х годах реконструировали крыльца, обновили два придела и купол, установили новый иконостас. В конце 1950-х годов собор снова отреставрировали, вернув ему первоначальный вид.

В этом году эксперты утвердили проект закона о консервации Спасского собора. Любая реставрация теперь может производиться только по законопроекту и проекту, утвержденному Департаментом культурного наследия Москвы. Вскоре собор подвергнется новой реставрации.

Староанглийский дворик

ул. Варварка, 4а

Белокаменное здание Староанглийского дворика в парке Зарядье построено в XV веке; это одно из старейших светских зданий Москвы. Главное здание состоит из двух комнат: служебной и кулинарной, которая также использовалась как трапезная.

В середине 16 века двор был передан Московской компании, которая начала развивать торговлю с Англией, поставляя порох, селитру и сукно. «Посольство Англии получило здание в Зарядье, недалеко от царского двора. В то время в здании были казенные палаты и множество складов», — говорит историк.

В 1649 году торговые отношения между Россией и Англией были разорваны, и английские купцы были вынуждены покинуть Россию. В течение 20 лет после этого здание принадлежало дворянину Ивану Милославскому, а после отдали его двору митрополита Нижнего Новгорода.

В 1720 году Петр I открыл здесь одну из первых начальных школ в России; позже здание было продано и несколько раз переходило из рук в руки. Новые владельцы неоднократно перестраивали и реконструировали двор, так что к середине 20 века он стал неузнаваем.

Вторую жизнь он получил во второй половине 20 века. Инициативу возглавил архитектор-реставратор Петр Барановский. Он обнаружил, что комплекс сформировался вокруг более старого здания, которое выявила реставрация, проведенная в 1968-1972 годах.

Музей «Старый английский двор» открылся в 1994 году и представляет коллекцию предметов, найденных в Зарядье и Китай-городе в разные периоды.

Вознесенская церковь

39/1 проспект Андропова

Однако не только в центре города можно встретить старые здания. Один находится в музее-заповеднике «Коломенское». Там, на берегу Москвы-реки, стоит один из первых шатровых храмов в России: Вознесенская церковь, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Белокаменная церковь построена в начале 16 века по приказу Василия III Русского в честь рождения его сына, будущего царя Ивана Грозного. В то время здание было одним из самых высоких в городе (более 62 метров).

Построен из камня, но выполнен в стиле традиционной русской деревянной архитектуры. Кроме того, в нем присутствуют некоторые элементы европейской готики (фронтоны и лепнина из бисера) и раннего ренессанса (закрытые устои). Церковь построена на плите толщиной 7 метров. Почву под ним они укрепили дубовыми сваями, которые со временем затвердели, став прочнее железа. Это препятствовало расползанию грунта почти 500 лет.

«Дизайн церкви потрясающий, в нем учтена каждая мелочь: расположение окон, освещение, интерьер. Каждое дизайнерское решение не перестает удивлять, например, тем, как удалось добиться ощущения величия, когда само здание относительно небольшое. Внутри храм компактный, от этого иконы кажутся больше», — подчеркивает г-н Смирнов.

Интересно, что за все эти столетия внешний вид церкви практически не изменился. Белокаменная резьба менялась со временем, над галереями надстраивались крыши, но в целом церковь выглядит практически так же, как и москвичам XVI века. В настоящее время церковь является музеем, в котором также проводятся службы.

Белый дом

Пречистенка, 1/2

Настоящую старинную архитектуру XVII века может увидеть любой гуляющий по Хамовникам. Точнее, речь идет о Белом доме на Пречистенке. Здание отличается белокаменным фасадом, небольшими глубоко посаженными окнами и шатровой крышей. Он был построен в два этапа: с 1685 по 1688 год и с 1712 по 1713 год.0003

Уникальность Белого дома состоит в том, что в XVII веке такого рода постройки никогда не были многоэтажными. Это здание, однако, было построено на двух уровнях, с подвалом и аркой. К тому же он находился за пределами Белого (Каменного) города и довольно сильно выделялся среди построек того периода», — говорит г-н Смирнов.

Дом был главным особняком князя Прозоровского, заведовавшего Оружейным ведомством. В начале 18 века дом был перестроен, позднее, в середине 19 века.го века к нему пристроили пристройку. В конце 19 века здесь был трактир; еще позже его заменил кинотеатр. В советское время дом стал жилым.

Чудом дожил до наших дней. В 1972 году его планировали снести, чтобы освободить Москву от устаревших зданий. Однако вмешались архитекторы-реставраторы, которым удалось спасти дом. В том же году начались реставрационные работы. Они длились 23 года. Именно тогда Белый дом был представлен москвичам в первозданном великолепии. Так мы видим это сегодня.

Александровский двор

Староваганковский переулок, 23/1

В любимом туристами районе Арбат есть и старинное двухэтажное здание с антресолью. Его можно узнать по выбеленным стенам и ярко-зеленой крыше. Это дом Александровского двора, одно из очень немногих общественных зданий второй половины XVII века, сохранившихся в Москве.

Построен для Общежития женского монастыря в станице Александровской. Монахини использовали дом в своих целях до начала 19 века.го века, но позже стали сдавать его в аренду частным клиентам.

За три века его внешний вид значительно изменился (например, убрали центральное крыльцо). Тем не менее, декор фасада и внутреннее убранство остались прежними: парадный вход со стороны двора и два помещения с тамбурами на первом этаже и в подвале.