Содержание
Синь-Камень (легенды, предания, чудеса) | BarCaffe
На самом берегу Плещеева озера, неподалеку от подножия Александровой горы, находится памятник седой древности, широко известный в Переславском крае под именем Синего камня, или Синь-камня
Переславская земля, что расположена в 100 км от Москвы, прославлена великими христианскими святынями. Здесь родина благоверного князя Александра Невского, здесь на каменном столбе поедаемый комарами дни и ночи молился святой Никита Столпник. Сейчас в небольшом городе Переславле, население которого составляет несколько десятков тысяч человек, четыре действующих православных монастыря – два мужских и два женских; практически во всех храмах идут православные богослужения. И при этом здесь до сих пор встречаются проявления язычества, поклонение идолам. Один из самых древних и самый известный среди них – огромный Синь-камень, история которого насчитывает несколько тысячелетий. И это неспроста. Камень окружен легендами и загадками, на которые пока еще нет ответа.
Округлый, похожий на дремлющего кита с серебристо-синим отливом, он, кажется, излучает тепло и свет. Зимой, когда берег Плещеева озера покрывается снегом, Синь-камень остается нетронутым белым покровом – едва прикоснувшись к нему, снежинки тают. Камень и его подножие усыпаны мелкими монетами, конфетами, цветами. А на ветках кустов около него развешаны разноцветные ленточки и платки. Это дары современных язычников: камень редко остается в одиночестве, здесь всегда люди, многие ходит сюда “набираться силы и здоровья”.
Камень притащил сюда, в район Плещеева озера, в далекие времена ледник.
Потом льды отступили. Огромный валун обосновался на круче северо-восточного берега образовавшегося озера. Много тысячелетий пролежал он на вершине горы, зовущейся сегодня Александровой. А когда в этих местах появились первые люди, валун сразу привлек их внимание своими размерами и необычным темно-сизым цветом. Он сделался предметом поклонения язычников финно-угорского племени меря. Они чтили его как бога, приносили ему жертвы.
И славяне, позднее колонизировавшие эти края, как и меряне, обожествляли камень. Они посвятили этот холм богу Яриле и назвали валун Синь-камнем. Его считали сердцем языческого бога Солнца, украшали цветами и лентами, водили вокруг святыни хороводы. От имени языческого бога, которому было посвящено святилище, произошло древнее название плоской площадки на его вершине – “Ярилина Плешь”.
С приходом христианства камень, служивший алтарной плитой древнего святилища, был объявлен “мерьским богом”, а окружающие его обряды – греховными, но многие люди продолжали поклоняться камню.
А примерно в километре от святилища возник городок Клещин – предшественник более позднего Переславля и в то время сильнейшее укрепленное поселение славян в окрестностях Плещеева озера. До настоящего времени сохранились оборонительные валы общей протяженностью более полукилометра и высотой до трех метров. Клещин более столетия сохранял свое выдающееся положение, и лишь в середине XII в. главное поселение этих земель было перенесено Юрием Долгоруким южнее по берегу озера, где князь “град создал больше старого и церковь в нем поставил каменную святого Спаса”.
В летописи города Переславля Синий камень впервые упоминается в XVI в. Летописец отзывается о нем весьма нелестно: “Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселися демон, мечты творя и прилагая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стечахуся из году в год, и творяху ему почесть”.
На холме возвели церковь. Храму, однако, суждено было простоять всего лишь около столетия – он сгорел. Затем уже в XIII в. на его месте был воздвигнут, согласно преданию, загородный терем князя Александра Ярославича, прозванного позднее Невским, а в те годы бывшего – по праву старшего сына великого князя Владимирского – владетелем Переславля. Княжьи палаты тоже недолго выстояли на священном холме – вскоре после смерти Александра (именем которого и назван холм) на их месте был выстроен монастырь – с кладбищем и стеною в шесть башенок, как сообщают археологи XIX в. Впрочем, монастырь весьма скоро отправился вслед за своими предшественниками – насколько можно судить, к Смутному времени от него не оставалось уже и следа. С тех пор вершина Александровой горы пустовала… Воздвигнутый сравнительно недавно на вершине Александровой горы деревянный крест – память об исчезнувшем монастыре.
Несмотря на укрепление позиций православия, языческие обычаи в народе оказались необычайно живучими. Из года в год продолжалось паломничество местного населения к Синему камню. Православные священники были всерьез озабочены столь непотребным поведением христиан, но ничего не могли поделать с “христианскими язычниками”, которые продолжали свои “бесовские игрища” вплоть до начала XVII в.
Тогда за дело взялся ростовский монах Иринарх, пользовавшийся огромным влиянием на всю округу. По его приказанию (есть, правда, ссылки на то, что действовал он по специальному распоряжению самого Василия Шуйского!) дьякон переславской Семеновской церкви Ануфрий вырыл рядом с камнем огромную яму и свалил в нее валун, заровняв сверху вынутым грунтом и дерном. Наконец-то камень, к радости “святых отцов”, исчез.
Возможно, это было уже не первое исчезновение камня. Существуют предания, согласно которым Синь-камень был свергнут со своего места вскоре после крещения Руси, и пожар Клещина, после которого город и был перенесен на место нынешнего Переславля, последовал непосредственно за сим актом. По крайней мере, из повествования о “погребении” камня во времена Шуйского не ясно, находился ли он тогда все еще на вершине горы или же покоился уже у ее подножия, на берегу озера?
Как бы то ни было, Ануфрий, выкопав яму, нарушил установившуюся тысячелетиями структуру почвы. Вешние паводки размыли яму, и уже через 15 лет камень “выбрался” на поверхность и предстал перед жителями, умножив этим чудесным появлением число своих поклонников.
Так продолжалось лет полтораста. Переславское духовенство ломало голову: что делать с этим камнем? И наконец придумало способ заставить валун служить непосредственно христианству – решено было употребить его на фундамент колокольни церкви в Духовской слободе, строившейся на берегу реки Трубеж. Зимой 1788 г. камень спустили с горы на замерзшее озеро, погрузили на громадные дровни, запряженные дюжиной лошадей, и повезли по льду к месту строительства. Но недалеко от берега 12-тонный Синий камень своей тяжестью проломил лед и ушел на пятиметровую глубину. Едва спасли лошадей…
Через год случилось необъяснимое. Рыбаки заметили, что Синь-камень медленно, но перемещается по дну, направляясь на старое место. А спустя 60 лет, в конце 1840-х, он оказалась на берегу озера, где спокойно “улегся”. Как выбрался на берег огромный валун, остается только догадываться.
Сегодня Синь-камень продолжает двигаться, но теперь уже вниз, под землю, вызывая у местных бабок-шептуний версию о близком конце света. За время “блужданий” Синь-камня вокруг него возникла целая мифология. Так, местные жители полагают, что появляется камень перед наступлением благоденствия для России, а пропадает перед временем бедствий.
И действительно, если внимательно рассмотреть фотографии Синего камня, сделанные в разные годы, то можно увидеть его “движение”. Например, на снимке, сделанном в 1954 г., камень, почти на полтора метра выступавший из-под земли, мог спокойно разместить на своей огромной синей спине 30 человек. Сейчас на поверхность выступает он лишь на высоту 20-30 см.
“Сильны еще в людях темные силы, – вздыхает местный священник, – сами не могут разобраться, во что верят – на Пасху в православный храм идут, куличи освящают, а в ночь на Ивана Купала – опять к камню!” И действительно, в июньскую ночь, накануне православного праздника Иоанна Предтечи, как встарь, собирается у Синь-камня молодежь из Переславля и окрестных деревень. До утра идет гулянье на берегу озера. Особые почести воздают камню, усыпая его живыми цветами от подножия до макушки, не забывают и берегиню Плещеева озера, пуская по водной глади венки, бросая на дно монеты. Гуляют не по-современному – без магнитофонов и плееров, поют сложенные в этих местах песни, частушки: “Синий камень, синий камень, синий камень – сто пудов, синий камень так не тянет, как проклятая любовь”. Девушки приходят сюда с тайным желанием встретить сердечного друга, ведь на это гулянье съезжаются и заезжие женихи – из Москвы, Ярославля.
Но почему же все-таки уходит от нас Синий камень? Объяснений этому много. Инженер по туризму Переславского национального парка Галина Игоревна Разумовская полагает, что виной тому и топкие берега Плещеева озера, которые не выдерживают огромной тяжести камня, пуская его под землю, и оголтелые туристы, которые непременно прихватывают с собой сувенир – кусочек от Синь-rамня. И если бабульки в “погружении” камня в землю видят плохой знак, то батюшка рассуждает по-своему: “Православных храмов в последние годы много здесь открылось, только монастырей – четыре, с утра до ночи возносятся молитвы к Господу, вот и не нравится это идолу, прячется он от благодати”.
Кто-то склонен объяснять движение камня “ветровым режимом и режимом течений озера”. Иногда, кроме мистических свойств, выдвигается космическая версия происхождения таких камней.
Как бы то ни было, музейные работники всерьез озадачены проблемой сохранения камня как памятника языческой культуры. Что только ни пробовали сделать, чтобы сберечь синий валун для потомков, – и железной оградой окружить, и почву вокруг него укрепить, но все бесполезно – камень с каждым годом все ближе перемещается к озеру, все глубже уходит под землю. Лет через двадцать память о нем, возможно, останется лишь на фотографиях, да в преданиях. Синь-камень уходит от людей. А к хорошему это или к плохому – время покажет.
Вообще, заметим, что движущиеся (“шагающие”) священные камни достаточно известны исследователям – таковы, например, знаменитые валуны в Долине Смерти в Калифорнии, движущиеся столь быстро, что почти всегда можно видеть оставленный ими на песке след. Другая любопытная параллель – Камень Артура в Уэльсе. Там, в Гламоргане, на высоком берегу моря находится знаменитое захоронение, могильная камера которого сложена из каменных плит; в шутку говорят, что покровной плитой для этой камеры стал камешек, попавший в туфлю короля Артура и вытряхнутый им на этом месте.
Любопытно также совпадение – камни, из которых сооружен комплекс Стоунхенджа в Англии, именуют “blue stones” – “синими камнями”. Одним словом, загадок вокруг Синь-камня на Плещеевом озере за века его “низвержения” не поубавилось…
Вот что говорит про Синь-Камень Валерий Чудинов, академик РАЕН, председатель комиссии РАН:
«Не так давно на Синь-камне были обнаружены следы славянских рун (ими пользовались до того, как кириллица вошла в обиход). Нам удалось расшифровать надписи. Одна из них: Перунов камень. Не вызывает сомнений, что он был посвящен одному из самых главных языческих богов в пантеоне древней русской религии».
Синь-камень и Древнее Светилище
Славяне строили свои свЕтилища (святилища) и храмы в местах пересечения энергетических силовых каналов (потоков). Именно на пересечении таких каналов и находится Плещеево озеро со знаменитым Синь-Камнем. Пришедшее на Русь иудохристианство оккупировало не только страну, но и места славянских светилищ-капищ, а также славянские храмы.
Так, на холме Ярилы они возвели свою иудохристианскую церковь. Но церковь сгорела… Соорудили на этом месте дворец князя Александра Невского. И он разрушился… Иудохристиане, канонизировавшие впоследствии Александра Невского, построили на этом месте монастырь – и он превратился в прах…
С Синь-Камнем же происходили случаи, больше смахивающие на чудо:
В 1152 году иудохристиане поднялись на Ярилину гору, где лежал Синь-камень, и сбросили его вниз. Но славяне продолжали ходить к своему поверженному языческому идолу.
В XVII веке на “единоборство” с Синь-камнем вышел дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий. Он собственноручно выкопал яму, свалил в нее силами всего иудохристианского прихода “каменного беса” и засыпал землей.
Но через несколько лет каменная глыба впервые продемонстрировала тягу к самостоятельному движению и уже через 15 лет “выглянула” из-под земли.
И опять к Синь-Камню потянулись славяне.
В следующем веке – зимой 1788 года, неугомонные иудохристиане решили этот Синь-Камень – то ли заложить в фундамент церкви, то ли просто утопить. Погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера, но двенадцатитонный камень “взбунтовался” и ушел под лёд, на пятиметровую глубину.
Но уже через год рыбаки заметили, что Синь-Камень, медленно перемещаясь по дну, направляется на своё старое место – “камень медленно, но неуклонно ползет по дну в направлении своей горы”.
И весной 1850 он опять выбрался на берег к подножию Ярилиной горы…
И по-прежнему не останавливался…
И опять к Синь-Камню потянулись славяне…
Фотографии прошлого века запечатлели каменную глыбу Синь-Камня на самом берегу озера, а спустя десятилетия валун оказался уже на расстоянии более ста метров от этого места
1936
1954
1970
1980
1995
2005
Свой синий цвет Синь-Камень приобретает солнечным утром, когда он влажный от утренней росы, отражает голубое небо. В лунные ночи его оттенок скорее фиолетовый. Но известен камень не только цветом, а и своей древней историей и целительными свойствами. Это священный камень наших предков, один из немногих уцелевших языческих артефактов древней Руси.
Еще один парадокс – на одном его краю – совершенно нормальная радиационная ситуация – около 0,14 микрорентген в час, на другом его краю – в несколько раз выше… (на одном его краю – совершенно нормальное магнитное поле, на другом – в несколько раз выше). В зимнее время Синь-камень всегда остается открытым. Снег тут же тает, попадая на него.
Многие экстрасенсы утверждают, что комплекс «Ярилина-гора» – «Синий камень» находится на пересечении энергетических силовых линиях Земли, которые учёные называют лей-линиями.
В 1996 году переславским чудом заинтересовались ученые из ассоциации “Экология непознанного”. Комплексная экспедиция занималась изучением “мест силы” – участков земной поверхности, где благодаря таинственным процессам происходят необъяснимые пока явления. Лозоходцы, входившие в состав группы, выявили на Яриловой Плеши сложную энергетическую структуру, состоящую из двух больших отрицательно заряженных колец, опоясывающих вершину горы, внутри которой располагаются три небольших положительно заряженных кольца.
Проведенная радиометрическая съёмка подтвердила внутреннюю сложность подземного строения горы и прилегающих окрестностей. Сложную структуру энергетическое поле образует и около Синь-камня.
А в сентябре 2000 года экспедиция “Космопоиска” на южной стороне камня выявила область, имеющую электростатический заряд. Невозможно оставить без внимания и тот любопытный факт, что осенью и зимой местные жители неоднократно наблюдали свечение древнего валуна.
Есть у Синь-камня и “брат” в России — полуторатонная глыба у озера Болонь на Дальнем Востоке. Местные жители зовут её Мёртвым камнем, уверяя, что внутри обитают духи. Валун известен тем, что движется – причем неравномерно, а скачками.
Подобные места есть по всему свету.
Известны, например, “бродячие” валуны в калифорнийской Долине смерти, движущиеся столь быстро, что почти всегда можно видеть оставленный ими на песке след.
Британский Уэльс славен местечком Гламорган, где на берегу моря находится “камень короля Артура”, который дважды в год совершает перемещения.
Если изучить внимательно верования славян, то камень является воротами, порталом в мир «Нави», имеющей синий цвет. Мир Нави – это мир не проявленных форм материи и времени. Вот поэтому многие желания задуманные у Синь-камня сбываются. Человек силой своей мысли и эмоций транслирует их через камень в непроявленный мир и через какое-то время (многое зависит от силы желания и ясности представляемого образа) они воплощаются в реальности.
Существует и другая гипотеза о том, что кристаллическая решетка минералов может накапливать информацию и оперировать ей. В трудах Н.К. Рериха, содержится упоминание о том, что терафим можно “нагружать”, то есть заряжать энергией, обычно это проводится посредством заклинаний. “При заклинаниях произносились распевы, составленные из старых, порою лишенных смысла слов. Но не смысл, но ритм имеет значение. Важны чередование наслоений, искренность непосредственной посылки и ритм”. “Нагруженные” подобным способом образом терафимы могут сохранять свою силу в течение многих тысячелетий.
Таким образом, можно подойти к довольно смелому предположению, что переславский Синий камень является таким древним терафимом, “заряженным” энергетическим потенциалом, проявляющим себя посредством силы целительства, свечения, психического воздействия и т.п.
Целебная сила Синь-камня.
За этим камнем издавна закрепилась слава энергетического и целительного. По утверждению местных старожилов и экстрасенсов, пребывание на валуне или рядом с ним, благоприятно влияет на состояние организма. Тело и душа наполняются энергией, человек становиться более жизнерадостен.
Известны случаи когда простуда проходила всего за несколько часов после того, как человек постоял на Синем камне.
Исцеляются и другие болезни – астма, остеохондроз, псориаз, язва, нормализуется кровяное давление, улучшается работа сердца и почек, проходят головные боли и многое другое.
Считается, что камень магическим образом охраняют здоровье детей. Велес и Ярила были славянскими богами плодородия и жизни поэтому приходят женщины к валуну, чтобы излечиться от бесплодия, “вымолить” ребенка. А представители сильного пола — для восстановления мужской силы.
У камня можно загадывать желание.
Согласно древним русским преданиям, в этом камне живет дух «Нави», исполняющий мечты и желания.
Надо встать босиком на камень и попросить его. Но ни в коем случае нельзя откалывать от него кусочки – валун будет мстить за своё поругание.
Источник
Просмотрено: 2 292
Публикация:
Бродячий Синь-Камень на берегу Плещеева озера, под Переславлем
На самом берегу Плещеева озера, неподалеку от подножия Александровой горы, находится памятник седой древности, широко известный в Переславском крае под именем Синего камня, или Синь-камня.
Переславская земля, что расположена в ста километрах от Москвы, прославлена великими христианскими святынями. Здесь родина святого благоверного князя Александра Невского; здесь на каменном столбе, поедаемый комарами, дни и ночи молился святой Никита Столпник.
Сейчас в небольшом Переславле, население которого составляет несколько десятков тысяч человек, четыре действующих православных монастыря — два мужских и два женских; практически, во всех храмах идут православные богослужения.
И при этом здесь до сих пор встречаются проявления язычества, самое настоящее поклонение идолам. Один из самых древних и самый известный среди последних — огромный Синь-камень, легенды о котором слагают уже много веков. И это неспроста. Глыба окружена легендами и загадками, на которые пока еще нет ответа.
Округлая, похожая на дремлющего кита с серебристо-синим отливом, она, кажется, излучает тепло и свет. Зимой, когда берег Плещеева озера покрывается снегом, Синь-камень остается свободным от белого покрова: едва прикоснувшись к нему, снежинки тают.
Камень и его подножие усыпаны мелкими монетами, конфетами, цветами. А на ветках кустов около него развешаны разноцветные ленточки и платки. Это — дары современных язычников. Камень редко остается в одиночестве, здесь всегда люди, многие ходят сюда «набираться силы и здоровья».
Глыбу притащил сюда, в район Плещеева озера, в далекие времена ледник. Потом льды отступили, образовалось озеро. Огромный валун обосновался на круче северо-восточного берега, зовущейся сегодня Александровой горой. А когда в этих местах появились первые люди, валун сразу привлек их внимание своими размерами и необычным темно-сизым цветом.
Он сделался предметом поклонения язычников финно-угорского племени меря. Меряне чтили его, как бога, приносили ему жертвы.
Славяне, позднее колонизировавшие эти края, также начали обожествлять глыбину. Они посвятили холм богу Яриле и назвали валун Синь-камнем.
Его считали сердцем языческого бога Солнца, украшали цветами и лентами, водили вокруг святыни хороводы. От имени языческого бога, которому была посвящена гора, произошло древнее название природной площадки на ее вершине — «Ярилина Плешь».
С приходом христианства камень, служивший алтарной плитой древнего святилища, был объявлен «мерьским (мерянским) богом», а производимые возле него обряды — греховными, но многие люди продолжали поклоняться валуну.
Тогда примерно в километре от святилища возник городок Клещин — предшественник более позднего Переславля, в то время — сильнейшее укрепленное поселение славян в окрестностях Плещеева озера.
До настоящего времени сохранились оборонительные валы общей протяженностью более полукилометра и высотой до трех метров.
Клещин свыше столетия сохранял свою роль центра приозерных земель; лишь в середине XII века главное поселение было основано Юрием Долгоруким южнее. Князь «град создал больше старого и церковь в нем поставил каменную святого Спаса». Это и был Переславль.
В летописи города Синий камень впервые упоминается в XVI веке. Летописец отзывается о нем весьма нелестно: «Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселися демон, мечты творя и прилагая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стечахуся из году в год, и творяху ему почесть».
На холме возвели церковь. Храму, однако, суждено было простоять всего лишь около столетия — он сгорел. Затем уже в XIII веке на его месте был воздвигнут, согласно преданию, загородный терем князя Александра Ярославича, прозванного позднее Невским, а в те годы бывшего — по праву старшего сына великого князя Владимирского — владетелем Переславля.
Княжьи палаты тоже недолго выстояли на священном холме: вскоре после смерти Александра, именем которого и названа высота, на их месте был построен монастырь — с кладбищем и стеною в шесть башенок, как сообщают археологи XIX века.
Впрочем, монастырь весьма скоро отправился вслед за своими предшественниками — насколько можно судить, к Смутному времени от него не оставалось уже и следа. С тех пор вершина Александровой горы пустовала. Воздвигнутый там сравнительно недавно деревянный крест — память об исчезнувшем монастыре.
Несмотря на укрепление позиций православия, языческие обычаи в народе оказались необычайно живучими. Из года в год продолжалось паломничество местного населения к Синему камню. Православные священники были всерьез озабочены столь непотребным поведением христиан, но ничего не могли поделать с «христианскими язычниками», которые продолжали свои «бесовские игрища» вплоть до начала XVII века.
Тогда за дело взялся ростовский монах Иринарх, пользовавшийся огромным влиянием на всю округу. По его приказанию (есть, правда, ссылки на то, что Иринарх действовал по специальному распоряжению самого царя Василия Шуйского) дьякон переславской Семеновской церкви Ануфрий вырыл рядом с камнем огромную яму и свалил в нее валун, заровняв сверху вынутым грунтом и дерном. Наконец-то камень, к радости «святых отцов», исчез с лица земли…
Но, возможно, это была уже не первая попытка убрать соблазнительный валун. Существуют предания, согласно которым Синь-камень был свергнут со своего места вскоре после крещения Руси, — а раньше-де находился на самой вершине холма.
Как бы то ни было, Ануфрий, выкопав яму, нарушил установившуюся тысячелетиями структуру почвы. Вешние паводки размыли яму; уже через 15 лет камень «выбрался» на поверхность и предстал перед жителями, умножив этим чудесным появлением число своих поклонников.
Затем лет полтораста подряд переславское духовенство ломало голову: что делать с этим камнем? И, наконец, придумало способ заставить упрямый валун служить нуждам христианства. Решено было употребить его на фундамент колокольни церкви в Духовской слободе, строившейся на берегу реки Трубеж.
Зимой 1788 года камень спустили с горы на замерзшее озеро, погрузили на громадные дровни, запряженные дюжиной лошадей, и повезли по льду к месту строительства. Но недалеко от берега двенадцатитонный Синий камень своей тяжестью проломил лед и ушел на пятиметровую глубину. Едва спасли лошадей…
Через год случилось необъяснимое. Рыбаки заметили, что Синь-камень медленно, но верно перемещается по дну, направляясь на старое место. А спустя шестьдесят лет, в конце 1840-х, он оказалась на берегу озера, где спокойно «улегся». Как выбрался на берег огромный валун, остается только догадываться.
Сегодня Синь-камень продолжает двигаться, но теперь уже вниз, под землю, породив у местных бабок-шептуний тему близкого конца света. И вообще, за время «блужданий» Синь-камня вокруг него возникла целая мифология. Так, местные жители полагают, что появляется валун перед наступлением благоденствия для России, а пропадает перед временем бедствий.
И действительно, если внимательно рассмотреть фотографии Синего камня, сделанные в разные годы, то можно увидеть его «движение». Например, на снимке, сделанном в 1954 году, камень, почти на полтора метра выступавший из-под земли, мог спокойно разместить на своей огромной синей спине 30 человек. Сейчас он поднимается над землей лишь на 20-30 сантиметров…
«Сильны еще в людях темные силы, — вздыхает местный священник. — Сами не могут разобраться, во что верят. На Пасху в православный храм идут, куличи освящают, а в ночь на Ивана Купала — опять к камню!»
И действительно, в июльскую ночь, накануне православного праздника Иоанна Предтечи, как встарь, собирается у Синь-камня молодежь из Переславля и окрестных деревень. До утра идет гулянье на берегу озера.
Особые почести воздают камню, усыпая его живыми цветами от подножья до макушки; не забывают и берегиню Плещеева озера, пуская по водной глади венки, бросая на дно монеты.
Гуляют не по-современному, без магнитофонов и плееров: поют сложенные в этих местах песни, частушки: «Синий камень, Синий камень, Синий камень — сто пудов, Синий камень так не тянет, как проклятая любовь». Девушки приходят сюда с тайным желанием встретить сердечного друга, ведь на это гулянье собираются и заезжие женихи — из Москвы, из Ярославля…
Но почему же все-таки уходит под землю Синий камень? Объяснений этому много. Инженер по туризму Переславского национального парка Галина Игоревна Разумовская полагает, что виной тому и топкие берега Плещеева озера, которые не выдерживают огромной тяжести камня, пуская его под землю, и оголтелые туристы, которые непременно прихватывают с собой сувенир — кусочек от Синь-камня.
И если бабульки в «погружении» камня видят плохой знак, то батюшка рассуждает по-своему: «Православных храмов в последние годы много здесь открылось, только монастырей — четыре, с утра до ночи возносятся молитвы к Господу, вот и не нравится это идолу, прячется он от благодати».
Кто-то склонен объяснять движение камня «ветровым режимом и режимом течений озера». Иногда, кроме мистических свойств, выдвигается космическая версия происхождения феномена.
Как бы то ни было, музейные работники всерьез озадачены проблемой сохранения камня, как памятника древней культуры, «героя» мифов, яркой достопримечательности края.
Что только ни пробовали сделать, чтобы сберечь синий валун для потомков — и железной оградой окружали, и почву вокруг него укрепляли; но все бесполезно — камень с каждым годом все ближе перемещается к озеру, все глубже уходит в грунт. Лет через двадцать память о нем, возможно, останется лишь на фотографиях да в преданиях. Синь-камень покидает мир людей. А к хорошему это или к плохому — время покажет…
Вообще заметим, что движущиеся («шагающие») камни достаточно известны исследователям; таков, например, знаменитый валун в Долине Смерти в Калифорнии, движущийся столь быстро, что почти всегда можно видеть оставленный им на песке след*. Любопытно и такое совпадение: камни, из которых сооружен знаменитый комплекс Стоунхенджа в Англии, именуют «blue stones» — «синими камнями». Одним словом, раскрытие тайны Синь-камня на Плещеевом озере еще впереди…
По материалам журнала Вокруг света
памятников, которые можно найти в Переславле-Залесском
Переславль-Залесский — город (с 1152 года) в Ярославской области России. Является административным центром Переславского района, имеет статус города областного значения. В границах данного района в рамках муниципального устройства с 2018 года образует городской округ город Переславль-Залесский. Город входит в Золотое кольцо России. В 2009 году город посетили 292,6 тыс. человек, 91% из которых прибыли туда с экскурсией. При этом 2% туристов (5,8 тыс. человек) составляли иностранцы.
Золотое кольцо России — туристический маршрут, проходящий по древним городам Северо-Востока России, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, также играющие роль центров народных промыслов. Этот факт объясняет, почему вокруг города так много памятников.
1. Памятник
Александра Невского
Один из главных памятников Переславля-Залесского – Памятник
Александру Невскому – находится в самом сердце древнего города, в
центр Красной площади.
Жили-были на Красной площади княжеские
палаты, где в 1220 г. родился второй сын переяславского князя (впоследствии –
великий князь киевский и владимирский) родился Ярослав Всеволодович – Александр
Невский. В Спасо-Преображенском соборе будущий знаменитый русский полководец
крестился. В 1241 году отсюда, с Красной площади, князь вместе с
Переславская дружина, вышла на бой с ливонскими рыцарями. Следовательно
Появление памятника в этом месте не случайно.
Памятник работы выдающегося скульптора Народного
художника РСФСР Сергея Михайловича Орлова, открыт в 1958 году.
памятник, общая высота которого составляет около двух метров, представляет собой бронзовый бюст Александра
Невского, установленного на постаменте, облицованном гранитными плитами. изображен принц.
в кольчуге и шлеме; его взгляд устремлен вдаль. Для более чем
Полвека памятник Александру Невскому был одним из символов
город, неразрывно связанный с его богатой историей.
2. Преображение
Собор
Собор был заложен в 1152 году основателем города Юрием Долгоруким и является одной из главных достопримечательностей не только Переславля, но и всей Северо-Восточной Руси. Это один из древнейших архитектурных памятников домонгольского периода – по сравнению с изящными храмами Западной Европы; собор очень аскетичен и напоминает сурового воина, защитившего родную землю.
Из некогда богатого интерьера храма уцелело очень мало
во время многочисленных пожаров и разорений – к счастью, ценнейшая храмовая икона
«Преображение» XIV века, предположительно работы Феофана Грека,
дожил до наших дней.
3. Памятник Петру
Великая
Памятная стела «Петр Великий» – открыта
в 1852 г. архитектор П.С. Кампиони. Стела изготовлена из финского гранита и
украшен бронзовыми морскими символами – якорями, цепями – и конструкциями (топоры),
надпись золотом вверху: «Петр Великий», внизу, на
пьедестала, рассказывается история установки памятника. Памятник был
заложенные двумя годами ранее великими князьями Николаем и Михаилом Романовыми, сыновьями
Николай I во время посещения Переславля.
4. Синий камень
По легенде, Синий камень Переславля-Залесского находится на месте древнего языческого капища. После принятия Русью христианства приверженцы новой веры неоднократно бросали Синий камень в воду, чтобы остановить проведение языческих обрядов, но вскоре он каким-то образом снова появлялся на берегу. Местные материалисты считают это обычным физическим явлением, связанным с особенностями замерзания и таяния воды в озере. Тем не менее, Синий камень в наши дни овеян множеством языческих легенд и мистических преданий.
5. Памятник Юрию
Долгорукий
Памятник основателю Переславля-Залесского – Юрию Долгорукому – еще одна работа (как и памятник Александру Невскому) известного советского скульптора Сергея Михайловича Орлова. Это повторение фрагмента знаменитого памятника Юрию Долгорукому на Тверской площади в Москве. Бронзовый бюст первоначально был установлен в центральном зале Музея истории и реконструкции Москвы, а в 1963 году передан Переславскому музею-заповеднику и установлен в сквере на территории Горицкого монастыря, в котором находится музей. располагается.
5. Предположение
Горицкий монастырь
С Горицким монастырем связана легенда: два
лет после поражения в Куликовской битве татары во главе с ханом
Тохтамыш, снова вторглись в Россию и подвергли ее полному разорению. Незадолго до
нашествие, здесь, в Горицком монастыре, великая княгиня Евдокия, супруга
Дмитрия Донского, совершил паломничество. Принцесса спаслась чудом –
монахи и ее свита посадили ее на плот, и он скрылся за густым туманом в
середина спасательного Плещеева озера. В память о ее чудесном спасении,
Евдокия на личные средства спустя 10 лет восстановила Горицкий монастырь
разрушен татарами. С тех пор и существует такая традиция.
Переславль-Залесский: в шестое воскресенье после Пасхи от Горицкого
монастырь посреди озера, устраивают крестный ход на лодках.
6. Святая Троица
Данилов монастырь
Нынешний монастырь основан в 1508 году.
основателем и первым настоятелем был старец Даниил, известный как крестный отец Ивана Великого.
Ужасный. Главный храм монастыря – Троицкий собор – был построен в
1530 г., при жизни св. Даниила и является вторым старейшим зданием
Переславль после Спасо-Преображенского собора. Троицкий собор был построен в
завет царя Василия III в честь рождения наследника – будущего
Иван Грозный.
Переславль-Залесский
Главная
Новый раздел
Музеи Золотого кольца России — макет Переславля-Залесского
Ежегодно тысячи туристов желают посетить Золотое кольцо России. Переславль-Залесский – один из самых посещаемых городов среди москвичей и гостей из других регионов страны. Город находится всего в 140 км от столицы.
Столица Северо-Восточной Руси была основана князем Юрием Долгоруким в 1152 году. В периоды феодальной раздробленности Переславль находился в содружестве с Москвой. Александр Невский родился в Переславской области. В Переславле-Залесском находятся такие музеи Золотого кольца, как усадьба «Корабль Петра Великого», музей Александра Невского и удивительный Музей утюгов. Миниатюрная копия этого древнего города выставлена в новом ярославском музее-шоу-модели «Золотое кольцо».
Переславль-Залесский — город Золотого кольца
Переславль-Залесский по праву является неотъемлемой частью Золотого кольца. Русская история знает периоды, когда христианство мирно сосуществовало с язычеством. Подтверждения этому можно найти в Переславской и Ростовской областях. Синий камень, который еще называют языческим, является объектом паломничества не только туристов. С давних времен люди верили в способность камня исцелять людей и исполнять желания. Сейчас, как и в языческие времена, люди оставляют у Синего камня подарки в надежде, что их мечты сбудутся. Камень находится на берегу Плещеева озера на территории памятника архитектуры «Клещинский комплекс», входной билет стоит 50 руб.
Достойны внимания и христианские святыни в Переславле-Залесском. Никитский монастырь — старейший в городе. Год его основания датируется 1010 годом, а расцвет города пришелся на время правления Ивана Грозного. Монастырь связан с преподобным Никитой Столпником, мощи которого хранятся там. Стоимость поездки по Золотому кольцу России вполне приемлемая. В Переславле отель можно забронировать по цене от 1000 руб./сутки.
Достопримечательности Переславля-Залесского
Переславль славится многочисленными музеями:
- Музей паровозов, открытый в 1990 году, включает в себя коллекцию железнодорожной техники 19 и 20 веков, вагонов и локомотивов. Стоимость входа 150 руб.
- Музей утюгов находится в центре города, возле Спасо-Преображенского собора. Здание музея представляет собой купеческий особняк, отреставрированный предпринимателем Андреем Воробьевым. Коллекция музея насчитывает около 200 утюгов.
- В Музее хитрости и изобретательности можно увидеть, как можно использовать народные промыслы для бытовых нужд. Стоимость билета с экскурсией 100 руб.
- Главной достопримечательностью Музея чайника является русская печь, деликатно отреставрированная владельцами музея. Именно эта печь погрузит вас в сказочный мир традиционного русского чаепития!
- Музей денег относительно новый: он был открыт в 2010 году. Здесь вы увидите монеты Византии, Древней Греции, Средневековой Европы и, конечно же, царской России.
- Музей Радио тоже совсем новый. Он был открыт в 2013 году и находится напротив Горицкого Успенского монастыря. Здесь вы увидите первые магнитофоны и телевизоры СССР.
В Переславле-Залесском есть и природные красоты, которыми можно полюбоваться. Русский парк – место для семейного отдыха. Здесь вы увидите деревянные дома с внутренней росписью и сфотографируетесь в костюмах 18-19 веков. Во второй половине недели здесь проходят театрализованные представления по рассказу об Александре Невском.
В парке можно посетить небольшой контактный зоопарк и покататься на пони и лошадях. Переславский дендрологический сад имени С.Ф. Харитонова прекрасна в любое время года: летом здесь есть тенистые аллеи и площадки под открытым небом, а зимой можно любоваться деревянными скульптурами сказочных животных, живописно покрытыми снегом. Территория дендрария поделена на национальные зоны, большинство растений привезено сюда из разных стран и регионов: Китая, Японии, Европы, США.