Печерская лавра где находится: КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА • Большая российская энциклопедия

Киево-Печерская Лавра: история, описание, фото

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания: 1051 год
Основные достопримечательности: Успенский собор, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Церковь Всех Святых, Крестовоздвиженский храм, Теплый храм в честь всех преподобных отцов Печерских, Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», Трапезная церковь, Ближние пещеры, Дальние пещеры
Координаты: 50°26’06.3″N 30°33’24.0″E

Содержание:
 

История Киево-Печерской Лавры

Церкви и храмы Киево-Печерской Лавры

Пещеры Киево-Печерской Лавры

Киево-Печерская Лаврана карте

 

Киево-Печерская Лавра является центром христианства и святыней для верующего народа. Это место обладает многовековой историей, славится своими храмами, красивейшими местами.

Сегодня ансамбль Киево-Печерской Лавры составляют более ста каменных сооружений, около двадцати церквей и более 40 архитектурных памятников.

Вид на верхнюю Лавру

История Киево-Печерской Лавры

На правом берегу Днепра красуется издалека непревзойдённая Киево-Печерская Лавра, в Печерском районе города Киева, который является древнейшим районом столицы. Название района связано с тем, что здесь когда-то проживали в пещерах (укр. — «печера») первые монахи. Основан монастырь, согласно историческим данным, в XI веке. А вот название «лавра» Печерский монастырь получил в XII веке.

Монастырь, примерно ко второй половине XI века становится самым большим архитектурным центром в Киевской Руси. Здесь располагались плиточные, мозаичные мастерские. Спустя 100 лет, а именно в конце XII века вокруг Киево-Печерской Лавры были возведены оборонительные валы и фортификационные валы с башнями и бойницами.

Общий вид на Лавру

В этот же период, на территории монастыря строится Троицкая надвратная церковь, являющаяся одним из 6 памятников княжеских времен, сохранившаяся до наших дней. Киево-Печерская Лавра пережила татаро-монгольские нашествия, годы Второй Мировой войны, а так же сложнейшие периоды литовского и польского правления. Однако, несмотря на разрушения и повреждения, монастырь выдержал и сегодня представляет собой историко-культурный заповедник площадью 28 гектаров, где хранятся мощи более чем 400 святых. Среди святых много знаменитых зодчих, врачей, писателей, художников Киевской Руси. Так, например, здесь хранятся мощи Нестора-летописца – историографа, автора «Повести прошлых лет». Это единственное место в мире, где хранится так много святынь.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Церкви и храмы Киево-Печерской Лавры

Огромное историческое значение имеет Национальный заповедник Киево-Печерской Лавры, где расположено около двадцати церквей, разного размера и возраста, отличающихся интерьерами и стилями. Самыми знаменитыми являются Троицкая церковь, Успенский собор, который украшает Соборную площадь, Трапезная церковь. Также вызывает интерес главная Лаврская колокольня, откуда, как на ладони, виден весь Киев. Троицкая надбрамная церковь располагается над входом в святую Лавру. Существует поверье, что для очищения от грехов, необходимо два раза пройти через врата церкви. Построена церковь была в начале двенадцатого века. Несмотря на то, что церковь небольшого размера, на ее стенах находятся 120 сюжетных библейских композиций.

Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия

Архитектура церкви представлена многопрофильными карнизами, и пилястрами, керамическими розетками. И, конечно, восхищает красивый синий купол церкви с золотыми звездами. На главной соборной площади Киево-Печерской Лавры возвышается Успенский собор, строительство которого датируется XI веком. Конечно, в тот период выглядел он совсем не так, как сегодня. Тогда это было прямоугольное одноэтажное здание с одним куполом. Московский архитектор Васильев, после пожара в 18 веке, объединил под одной крышей все постройки собора. Храм становится квадратным, двухэтажным зданием с семью позолоченными куполами. В Успенском соборе находятся до трёхсот захоронений церковных и известных исторических деятелей.

Троицкая надвратная церковь

Успенский собор являлся центром всей великой архитектурной композиции Лавры, однако, в начале ноября 1941 года при посещении Лавры германскими генералами и президентом Словакии Йозефом Тисо, храм был взорван и собор был разрушен. В ноябре 1998 года на основании имеющихся архивных данных началась его реконструкция, на средства собранные жителями города Киев, завершившаяся в 2000 году. Таким образом, сегодня Успенский собор повторяет точную копию собора XI века.

Этот собор славится алтарём, с совершенно чудесным иконостасом, длиной в 25 метров и высотой в 22,5 метра. Здесь находятся несколько всемирно известных храмовых икон, а именно – иконы Богородицы, Иисуса Христа, Успение Пресвятой Богородицы. Всего около 69 икон.

Большая Лаврская колокольня

На Соборной площади находятся также и другие очень интересные постройки. Здесь расположена резиденция митрополитов, которые жили тут до 1918 года и Благовещенская церковь. Сейчас в здании резиденции расположен музей, посвящённый украинскому декоративно-прикладному искусству.

Рядом с покоями митрополитов находится небольшой корпус, состоящий из 2-х этажей. Раньше на этом месте была трапезная, построенная в конце 19 века в стиле эклиптика. Неподалёку от трапезной была построена Трапезная церковь, которая сегодня является не только музеем, но и действующей церковью. Эта церковь считается одной из самых поздних построек и представляет собой большое помещение в форме восьмигранника. В храме находится очень красивый иконостас из мрамора и икона Антония Феодосия Печерского.

Церковь Всех Святых

Другим уникальным местом национального заповедника считается главная Лаврская колокольня, строительство которой длилось с 1731 до 1745 годы. Высота колокольни около 96 метров, глубина гранитного фундамента – приблизительно восемь метров, толщина стен — семь метров, а диаметр около 29 метров. Колокольня состоит из четырёх ярусов, оформленных по-своему. Огромный купол колокольни имеет площадь более пятисот квадратных метров, и завершает постройку крест, высота которого четыре с половиной метра. На четвёртом ярусе колокольни в декабре 1903 года были установлены часы-куранты, вес которых составляет 4,5 тонны. Во втором ярусе находилась публичная библиотека. Колокольня в своё время была самой высокой постройкой города Киева. Отсюда действительно можно наслаждаться видом части города город, расположенного на левом берегу и, конечно, всю Лавру.

Церковь Спаса на Берестове

Пещеры Киево-Печерской Лавры

Уникальным явлением заповедника считаются, созданные человеком пещеры: Ближние и Дальние. Это главная достопримечательность, где покоятся мощи лаврских святых. Перед входом в пещеры находится Крестовоздвиженская церковь, которая до наших дней сохранила свой первоначальный облик. В пещерах Киево-Печерской Лавры сохранились шесть маленьких подземных церквей. Общая длина пещер, подземных лабиринтов больше 500 м, высота – два метра, ширина более одного метра, а глубина, на которой они находятся от пяти до двадцати метров. В восемнадцатом веке пещеры были укреплены от обвалов и были расписаны. Здесь стоят иконостасы, сделанные из позолоченной меди, в гробницах хранятся святые мощи.

В Ближних пещерах в 1073 году был погребён преподобный Антоний, а в Дальних пещерах в 1074 году – преподобный Феодосий. Это было первое погребение, поэтому ближние пещеры всем известны под названием Антониевые, а Дальние – Феодосиевые.

Крестовоздвиженская церковь

В 1990 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО была внесена Киево-Печерская Лавра. Чтобы ознакомиться со всеми достопримечательностями Лавры, нужно не спеша шаг за шагом изучать все , ведь каждое её здание – это уникальное строение. Киево-Печерская Лавра выдержала и противостояла всем натискам врагов, и в любые времена эта святыня поддерживала и помогала простым и сильно верующим людям. Паломники сюда приходят из разных стран. За время существования этого монастыря на его территории побывало более сорока миллионов туристов со всех концов света.

Рейтинг достопримечательности

← Украина

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Европа →

Киево-Печерская Лавра на карте

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:






Замосць

Милан

Рим

Флоренция

Амальфи

Ассизи

Альберобелло

Барселона

Жирона

Берлин

Мюнхен

Париж

Афины

Лондон

Будапешт

Ватикан

Венеция

Таллин

Обидуш

Прага

Киево-Печерская лавра

Главная  /  Украина  /  Киев  /  Киево-Печерская лавра


На днепровских склонах, на площади 30 гектаров, находится главная православная святыня Украины — Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Сегодня территория святыни разделена на две части. Одна из них (Верхняя лавра) представляет собой музейный комплекс — «Киево-Печерский национальный заповедник», его некоторые сооружения периодически используются священнослужителями. Вторая (Нижняя лавра) является монастырём Украинской православной церкви (Московский патриархат). На территорию Верхней лавры вход платный, но плата не взимается во время проведения богослужений.

Национальный Киево-Печерский заповедник

История одной из самых известных святынь православного мира началась в середине XI века, когда монах Антоний, уроженец города Любеч, поселился в пещере на одном из приднепровских холмов. Вскоре здесь стали селиться и другие иноки. Гора принимала новых «жителей», а когда количество их достигло ста и в пещерах стало тесновато, князь Изяслав подарил монахам холм, на котором в настоящее время находится Верхняя лавра. Вскоре на вершине появилась первая деревянная церковь, затем возле неё возвели здания келий, куда и заселилась пещерная братия. Так монастырь подземный стал наземным, а пещеры начали использовать в основном как усыпальницы для монахов.

Князья и знать были благосклонны к монастырю и щедро его одаривали. Количество иноков росло, территория монастыря расширялась. Правда, мерное течение жизни обители иногда нарушалось: монастырь пострадал от нападений половцев (1096 год), войск хана Батыя (1240 год), крымских татар (1482 год), казаков во время Освободительной войны (1648-1654 годы). Однако благодаря самоотверженной работе монахов и щедрым пожертвованиям знати обитель возрождалась.

В конце XVII века монастырь пытались подчинить униаты, но получили от его обитателей достойный отпор. Здешние монахи были одними из немногих, кто в те времена отстоял свою веру.

Основной этап строительства каменных сооружений Киево-Печерской лавры был осуществлён в конце XVII – первой половине XVIII века. Тогда были восстановлены из руин разрушенные постройки и возведено много новых. Это время считается расцветом монастыря. На рубеже XVII-XVIII веков обитель контролировала ряд монастырей по всей империи и имела колоссальное феодально-крепостное хозяйство: три крупных города, семь городков, 120 хуторов и сел с более чем 50 тысячами крепостных!

О монастырском музее, где экспонировались бы бесценные лаврские святыни, настоятели обители мечтали давно. В 1918 году архимандрит Климент решил основать подобный музей и учредить специальную комиссию, которую должен был возглавить выдающийся церковный историк — протоиерей Ф. И. Титов. Но музей так и не открылся.

С приходом в город советской власти начались гонения на религию, а всё церковное добро вдруг стало достоянием народа. Но, к счастью, в 1922 году было принято постановление «Об организации Музея культур и быта», основой которого стали тысячи старинных предметов, хранившихся в обители. К середине 20-х годов XX века лаврский музей стал одним из самых известным и посещаемых в Украине. И в то время, когда по всей стране гибли храмы, здания лавры не трогали. В 1926 году территория монастыря была провозглашена историко-культурным государственным заповедником.

Через четыре года сам монастырь закрыли, а с его насельниками поступили так, как в те времена часто поступали с монахами и церковнослужителями «воинствующие атеисты» — часть расстреляли, часть выслали.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, с разрешения немецких властей на территории Нижней лавры вновь стали селиться монахи. В 1961 году монастырь снова ликвидировали.

Во время празднования 1000-летия крещения Руси (1988 год) район Дальних пещер был возвращён православным, и здесь стал возрождаться мужской монастырь. Ныне он действует и на Ближних пещерах, а отдельные богослужения проходят и в храмах Верхней лавры.

В 1990 году комплекс лаврских сооружений включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Верхняя лавра

Верхняя лавра — это огромный музейный комплекс, где насчитывается 144 сооружения, из которых всего 22 не являются историческими или культурными памятниками.

Парадный вход в Киево-Печерскую лавру, оборудованный на рубеже XVII-XVIII веков, украшает Троицкая надвратная церковь. Известна она тем, что «родившись» ещё во времена Киевской Руси, дожила до наших дней, мало изменившись внешне, хоть ремонтировалась и восстанавливалась неоднократно.

Миновав тоннель Троицкой надвратной церкви, сверните налево, и, пройдя сквозь невысокую арку, вы окажетесь на территории бывшего Никольского больничного монастыря. Здесь в 1631 году Пётр Могила основал лаврскую школу. В том же веке в стиле барокко построена Никольская больничная церковь с куполом над алтарной частью. В XIX веке к храму было достроено расположенное параллельно лаврским стенам здание монастырских больничных покоев, где сегодня работает экспозиция Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины.

В соседнем с храмом здании находилась монастырская аптека (архитектор Е. Ермаков, 1902 год), а ныне здесь размещаются фонды основанной в 1939 году Исторической библиотеки Украины (корпус 24).

Далее вернитесь к главному входу и сверните налево на широкую аллею, ведущую к главной лаврской площади. Справа и слева — вытянутые одноэтажные корпуса (№ 3 и 4) келий, построенные в начале XVIII века. В них некогда жили наиболее почитаемые лаврские старцы, а ныне оборудованы выставочные залы и сувенирные лавки.

В центре главной лаврской площади находится Свято-Успенский собор. Построен он был в 1078 году, и ещё более десятилетия его украшали мозаиками и фресками. Барокковые черты храм приобрёл при восстановлении после пожара 1718 года.

Во время Великой Отечественной войны, в начале фашистской оккупации Киева в ноябре 1941 года, Успенский собор был взорван. Мощнейший взрыв пощадил лишь боковой придел Иоанна Богослова. В конце XX века собор на радость верующим и туристам был восстановлен в прежних формах, а о трагической странице в его истории напоминает блок сохранившейся со времён Киевской Руси кладки, установленный посреди лаврской площади на гранитном пьедестале и укрытый металлической ротондой, увенчанной крестом.

За сквериком высится самое приметное сооружение православной святыни — Большая колокольня. До пожара 1718 года на этом месте соседствовали две деревянные звонницы, а после него была построена новая, поныне приковывающая взгляды колокольня (архитектор И.Г. Шедель, 1744 год).

Слева от колокольни находится дом наместника лавры (архитектор И.Г. Шедель, 1745 год). Ныне здесь расположен выставочный центр заповедника. Рядом — библиотека Флавиана. В здании первоначально недолго сохранялась внушительная (более 20 тысяч томов) библиотека митрополита киевского и галицкого Флавиана (Николая Городецкого) (1840-1915), вскоре переданная Национальной академии наук Украины. В настоящее время в здании размещается постоянно действующая выставка «Микроминиатюры Николая Сядристого».

Далее, почти перпендикулярно библиотеке, территорию площади замыкает объёмное двухэтажное здание Митрополичьих покоев, построенное после пожара в 1727 году и затем неоднократно перестраивавшееся. Со стороны Днепра к нему стараниями митрополита Флавиана была пристроена митрополитская церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (архитектор Е. Ермаков, 1905 год). В настоящее время здесь работает Государственный музей украинского народного декоративного искусства (корпус 2).

Напротив бокового фасада Успенского собора расположены здания Трапезной палаты и церкви Святых Антония и Феодосия.

Напротив заднего фасада Успенского собора находится здание бывшей типографии (архитектор Ш. де Шардон, 1773 год). Основана она в 1615 году архимандритом Елисеем Плетенецким (1554-1624 годы) и просуществовала более трёх столетий. Среди первых изданий, дошедших до наших дней, был обучающий грамоте «Часослов» (1616 год) и ежегодник праздничных служб «Анфологион» (1619 год).

В настоящее время здание бывшей типографии занимает Государственный музей книги и книгопечатания, основанный в 1972 году, в отмечавшийся по решению ЮНЕСКО Международный год книги. Его экспозиция освещает историю книги и книжного дела на украинских землях за последнее тысячелетие.

Периметр главной лаврской площади замыкает Ковнировский корпус, в своих недрах объединяющий здание бывшей пекарни (XVII век), келий и книжного магазина (1727 год). В настоящее время здание занимает Музей исторических ценностей Украины, созданный в 1968 году. Основу его фондов составляют экспонаты из почти трёх десятков украинских музеев — изделия из драгоценных металлов и ценного камня. Экспозиция музея представляют собой своеобразную летопись истории украинских земель в золоте и серебре от бронзового века до наших дней.

Рядом вытянулся стометровый Экономический корпус. Далее осмотрим северо-восточную часть Верхней лавры. Здесь находятся построенные на средства Ивана Мазепы Малярная (1698 год) и Онуфриевская сторожевые башни (1689 год). В первой (через 140 лет перестроенной инженером 11. Дзичканцом), восьмигранной, двухъярусной, высотой 8 метров, башне некогда была школа живописи. Вторая, крестообразная, трехэтажная башня (называвшаяся также Палатной и Мазепинской) изначально возводилась как Онуфриевская башня-церковь, а затем была переделана в палаты, которые некоторое время занимал гетман-меценат.

Далее вернитесь на главную лаврскую площадь, а затем, спустившись немного вниз по днепровскому склону, покиньте Верхнюю лавру через Южные ворота (архитектор III. де Шардон, 1795 год) — монументальное сооружение с колоннами в стиле раннего классицизма. На этом светская часы экскурсии заканчивается, и вы вступаете на территорию главного в стране мужского монастыря Украинской православной церкви.

Нижняя лавра

Через прямоугольный павильон (1816 год) с тосканским портиком вы попадаете в спускающуюся по склону стометровую галерею, ведущую к Ближним пещерам. По замыслу создателей, галерея служила прелюдией к посещению паломниками пещерных лабиринтов и выражала своеобразную заботу обители о них в случае непогоды. Галерея ведёт во двор Ближних пещер. Небольшое вытянутое подворье образовано на неширокой террасе днепровского склона, северную часть которого формируют здания двух церквей и входа в Ближние пещеры.

Далее на пути — цель, к которой стремились миллионы паломников на протяжении столетий, посетившие Киево-Печерскую лавру в Киеве, — Ближние пещеры. Своё название они получили из-за относительной близости к Свято-Успенскому собору. Считается, что разветвлённая система туннелей и помещений выкопана в податливых лёссовых породах (которые к тому же устойчивы к обрушению) Антонием Печерским в 1050-1060-х годах. Своеобразный микроклимат расположенных выше водоносного горизонта лабиринтов способствует хорошей сохранности (природной мумификации) тел усопших праведников.

В Ближних пещерах сохранились три подземные церкви — Введенская (самая объёмная), Антониевская (самая древняя, основанная в XI веке) и Варлаамовская (1641 год).

С подворья Ближних пещер войдите в небольшой павильон, являющийся ротондой-входом в галерею Дальних пещер (архитектор А. Яновский, 1790-е годы). Галерея заканчивается павильоном в псевдорусском стиле (1890-е годы) в северной части подворья Дальних пещер.

Слева от выхода из галереи расположена Аннозачатиевская церковь (1679 год). В 1760-е годы из неё был прорыт вход в Дальние пещеры. Принято считать, что Дальние пещеры основаны как отдельный подземный комплекс, а древнейшей их частью обычно называют Варяжскую пещеру.

В настоящее время общая протяжённость лабиринтов Дальних пещер составляет 293 метра. В их недрах хранятся мощи почти полусотни канонизированных святых и расположены три подземные церкви — Феодосиевская (наиболее обширная), Благовещенская и Рождественская.

Напротив Аннозачатиевской церкви стоит небольшое кирпичное, одноэтажное здание — вход в Дальние пещеры (архитектор В. Николаев, 1893 год), подобающе местоположению украшенное шатровым куполом с крестом. Ещё на подворье Дальних пещер можно осмотреть киворий — открытый павильон над питьевым фонтанчиком, некрополь церковной, военной и светской знати (XVIII-XX века) и сорокаметровую каменную колокольню (архитектор П. Неелов, 1761 год), построенную лаврским мастером С. Ковниром.

На обратном пути не пропустите одноэтажный дом блюстителя Дальних пещер (архитектор А. Якушин, он же иеромонах Арсений; 1813 год) с эффектной открытой галереей, подчёркнутой тосканскими колоннами со стороны Днепра, Ещё вам встретятся двухэтажные здания весьма прибыльного в своё время свечного завода (1820-е годы, перестроен в 1874 году) по левую руку и братских келий на Ближних пещерах (архитектор А. Середа, 1891 год) на противоположной стороне монастырской аллеи.

Дойдя до оборонительной стены Верхней лавры, сверните влево и, поднимаясь вверх по пологой улице по левой стороне, осмотрите постройки Гостиного двора Нижней лавры. Среди них двухэтажные здания бывших конторы (архитектор И. Кедрин, 1830 год) и больницы для бедных и богомольцев (архитектор П. Спарро, 1851 год) с обустроенным в 1869 году храмом в честь иконы Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость.

В конце улицы, разделяющей Верхнюю и Нижнюю лавры, находится дом для именитых богомольцев (архитектор П. Спарро, 1851 год), ставший композиционным центром монастырского гостиничного комплекса. Юго-западную оконечность Верхней лавры венчает Часовая башня (1701 год), построенная стараниями гетмана Ивана Мазепы, на улицу имени которого вы и вышли.

Затем сверните налево и осмотрите церковь Воскресения Христова (1705 год), построенную на пожертвования казацкого полковника К. Мокиевского. Считается, что во времена Киевской Руси в этом месте находился Дмитриевский монастырь, основанный князем Изяславом Ярославичем в XI веке, а в 1120-х годах был построен деревянный Воскресенский храм.

Во дворе находится двухэтажный, с классическим, украшенным четырьмя колоннами фасадом и треугольным фронтоном, жёлто-кирпичный дом № 29 (архитектор С. Карин, 1759 год). В начале XIX века в этом здании, задний фасад которого нависает над склоном холма, обращённого к Нижней лавре, жили киевские военные губернаторы, а в настоящее время расположена экспозиция музея Ивана Гончара.

Что ещё посмотреть в Киеве:

  • Майдан Незалежности
  • Крещатик
  • Владимирский собор
  • Золотые ворота
  • Софийский собор
  • Андреевский Спуск
  • Мариинский парк
  • «Родина-мать» в Киеве
  • Пирогово

Смотрите также в Центральной Украине:

  • Бердичев
  • Великие Сорочинцы
  • Винница
  • Коростень. Бункер Сталина
  • Немиров
  • Тульчин
  • Дворец Ганских (с. Верховня)
  • Диканька
  • Корсунь-Шевченковский
  • Парк Александрия. Город Белая Церковь
  • Переяслав-Хмельницкий
  • Полтава
  • Руины военной ставки Гитлера «Вервольф»
  • Чернобыльская зона отчуждения (Чернобыль, Припять)
  • Чернигов
  • Тростянец
  • Нежин

Топ-10 интересных фактов о Киево-Печерской Лавре

 

Комплекс Киево-Печерской Лавры (Национальный заповедник Киево-Печерская Лавра), г. Киев, ул. Фото Фалина — Wikimedia Commons

Киево-Печерская Лавра — православный монастырь в Киеве, Украина. Слово печерск означает пещера, а лавра означает высокопоставленный мужской монастырь, отсюда и название Киево-Печерский монастырь.

Киево-Печерская лавра была основана в 1051 году святыми Антонием и Святыми Феодосиями. Здесь есть многочисленные постройки, памятники, соборы, пещерные системы, колокольни и крепостные стены.

Колокольня Великой Лавры — главная достопримечательность Лавры и самое заметное здание на горизонте Киева. В пещерном монастыре есть ряд подземных часовен и коридоров. Он также имеет 8 церквей и является домом для более 100 монахов.

1. Подвижнический образ жизни преподобного Антония привел к основанию Киево-Печерской Лавры

Преподобный Антоний был подвижником, проживавшим на Святой Горе Афон. Когда Антоний впервые вернулся в Киев, монастыри были более снисходительны по сравнению с монастырями на Афоне. Он решил жить в небольшой пещере, вырытой христианским духовенством. Он бежал из Киева после того, как вспыхнул конфликт между сыновьями Владимира.

По возвращении во второй раз аскетический образ жизни Антония заинтриговал многих. Его воздержание от мирских удовольствий, молитва, работа, пост и строгая диета из ржаного хлеба и воды сделали его известным среди своей общины. Это принесло ему 12 последователей.

Ученики вырыли огромную пещеру с монашескими кельями внутри. Пещера была отправной точкой того, что сейчас известно как Киево-Печерский монастырь.

2. Часы на Большой Лаврской колокольне Киево-Печерская Лавра Останавливался только один раз с 1903 года

Большой башенный колокол. Фото Рыжкова Сергея – Wikimedia Commons

Большая лаврская колокольня – главная колокольня древнего пещерного монастыря. 96,5-метровая башня состоит из четырех ярусов, расположенных на вершине покрытого золотом купола. На колокольне есть библиотека, массивные куранты и 3 оригинальных колокола.

На четвертом ярусе башни изначально стояли 4,5-тонные куранты до их замены в 20-м век. Часы, имитирующие кремлевские часы, остановились только во время взрыва Успенского собора в 1941 году. Их замена заняла 6 лет, и с тех пор они никогда не останавливались и не нуждались в ремонте.

3. Кто устроил взрыв Успенского собора Киево-Печерской Лавры, неизвестно

Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Фото Скеланарда – Wikimedia Commons

Успенский собор был построен в 11 9 г.0035-й век, но был разрушен взрывом на улице Крещатик во время Великой Отечественной войны (1939-1945). Нет уверенности в том, кто именно между немцами и советами стал причиной этого.

Советские власти утверждали, что взрыв был произведен наступающими немецкими войсками. Немецкие власти утверждали, что к взрыву привела тактика ведения боевых действий советских войск.

Собор был перестроен после обретения Украиной независимости от Советского Союза в 1991. Построена в 1997 г., освящена в 2000 г.

4. Троицкая надвратная церковь в Киево-Печерской лавре построена над Святыми вратами

Троицкая надвратная церковь построена на древнем каменная церковь, которая была главным входом в монастырь. Он был построен в 1106-1108 годах Святославом II как форма укрепления пещерного монастыря.

В 1240 году Троицкая надвратная церковь стала главным храмом монастыря после разрушения Успенского собора во время монголо-татарского нашествия.

5. Чертежей и визуальных изображений 1 ST Трапезная церковь монастыря нет

Нынешние трапезные палаты с храмом святых Антония и Феодосия являются третьим храмом, построенным в своем роде. Это было после того, как второй храм был разрушен русскими властями в 19 -м веке.

Первый храм был построен в 12 -м веке. Однако нет никаких рисунков или визуальных доказательств его останков.

6. Монастырские пещеры – знаковые сооружения эпохи украинского барокко

Свечная люстра и расписные стены Киево-Печерской Лавры. Фото Александра Зыкова – Wikimedia Commons

Архитектура барокко зародилась в 17 веке. Его внутренний дизайн включал богато украшенные стены, лепные украшения, резные деревянные зеркала, расписные потолки, хрустальные люстры и позолоченную отделку.

Некоторые из церквей с таким дизайном — Троицкая надвратная церковь, Всехсвятская церковь и Трапезная церковь.

Наружные стены и фасад Троицкой надвратной церкви — лепной растительный орнамент. Внутренние стены украшены картинами Алимпи Галика и большой люстрой на шестнадцать свечей. Трапезная церковь украшена мраморными иконами и настенными росписями.

7. Интерьер Всехсвятской церкви в монастыре был расписан группой студентов

Всехсвятская церковь строилась 2 года, с 1696-1698 гг. Его красивое сооружение с золотой крышей и резной деревянный иконостас демонстрируют украинскую архитектуру 17–9 вв.0035-й век.

Церкви в монастыре расписаны известными художниками, такими как Алимпий Галик. Церковь Всех Святых — единственное сооружение, которое расписали студенты. Учащиеся школы искусств «Ларва» были художниками за внутренними стенами церкви.

8. Храм Спаса на Берестове – единственный храм вне лаврских укреплений

Крепостная стена Киево-Печерской Лавры Фото Александра Зыкова – Wikimedia Commons

Спасская церковь находится на севере Киево-Печерской Лавры. Его расположение на Берестове делает его единственным строением пещерного монастыря, не защищенным системой стен.

Лаврские укрепления представляют собой систему защищенных 7-метровых стен, башен, ворот и построек. Общая длина стены составляет более 1000 метров. 3 врата — это Святые ворота с Троицкой надвратной церковью, Хозяйственные ворота с Всехсвятской церковью и Южные/Пещерные ворота.

9. Катакомбы Кеевско-Печерской Лавры достаточно длинные, чтобы добраться до Москвы

Пещеры в монастыре представляют собой сочетание коридоров, часовен и монашеских жилых помещений.

Туристы из других стран рассказали, что подземные часовни и коридоры Лавры протянулись более чем на 1000 километров. Возможно, этого времени хватило бы, чтобы добраться до Москвы и Новгорода. Этот удивительный факт привлек больше туристов в Кейве.

10. Был признан одним из семи чудес Украины

В июле 2007 года правительство Украины объявило публичный конкурс по голосованию за 7 лучших памятников истории и культуры страны. Киево-Печерская Лавра и Софийский собор — единственные объекты в Киеве, которые попали в список.

7 сайтов стали результатом голосования экспертов Украины и пользователей интернета.

 

 

 

Шелмит Нджеру

Участники Discover Walks говорят со всех уголков мира — от Праги до Бангкока, от Барселоны до Найроби. Мы все можем происходить из разных слоев общества, но у нас есть одна общая страсть — учиться через путешествия.

Хотите ли вы узнать историю города или вам просто нужна рекомендация для следующего приема пищи, команда Discover Walks предлагает постоянно пополняющуюся энциклопедию путешествий.

Чтобы получить местные идеи и советы инсайдеров, которые вы больше нигде не найдете, выполните поиск по любым ключевым словам на верхней правой панели инструментов на этой странице. Счастливых путешествий!

Киево-Печерская Лавра, Украина — Собрания богов

партия2

Написано Центром древней материальной религии Открытым университетом

Алисой Изабеллой Салливан

«В Киеве [Киеве] я жил с мертвыми, [князья] Владимир и Изяслав полностью владели моим воображением… Природа прекрасна; растения, тополя, виноград… Кроме того, есть святость руин и мрак пещер. Как страшно ходить во мраке Печерского монастыря…»

—   Русский поэт Александр Грибоедов (1825) (Биленький, 2018, с. 44)

Киево-Печерская Лавра – также известная как Киево-Печерский монастырь – древнейший монастырский комплекс Руси. Средневековые первичные тексты показывают, что он был основан в 1050/1051 (6559 по византийскому календарю) человеком из Любеча по имени Антоний. Он ездил на некую «Святую гору» — либо на Афон в Греции, либо в Свято-Горский монастырь в Зимне на Волыни (Томсон, 1995, с. 637–668) — и по возвращении в Киев странствовал по земле в поисках идеальное убежище от мира. В конце концов, этот вдохновленный Богом монах нашел место в пещере на вершине горы с видом на реку Днепр, на некотором расстоянии от центра Киева. Там Антоний поселился в молитве и благочестии, в конце концов основав монашескую общину (Лилиенфельд, 1993, с. 63; Левин, 1987).

Общий вид Киево-Печерской Лавры. Изображение с Викисклада.

Ранняя история Киево-Печерской Лавры содержится в трех ключевых текстовых источниках: Первой летописи , Житии Феодосия и Посланиях Симона и Поликарпа (Крест и Шербовиц-Вецор, 1953, с. ., 139–42).

На одной из древнейших икон Руси, образе XIII века, известном как «Печерская Богоматерь», в центре изображена Богородица с Младенцем Христом на коленях на золотом фоне. По обе стороны от святого дуэта стоят святые Антоний и Феодосий. Оба считаются одними из первых основателей Киево-Печерской Лавры (Босли, 19 г.).80). Феодосий был третьим настоятелем монастыря, и община росла под его руководством. Он даже учредил Типикон , предназначенный для информирования монашеской жизни. Он смоделировал этот текст на основе знаменитого Типикона VIII века монастыря Студиос в Константинополе.

Икона «Богоматерь Печерская» со святыми Антонием и Феодосием, XIII век, ныне в ГТГ, Москва. Изображение с Викисклада.

Другие заслуживающие внимания средневековые тексты, связанные с Киево-Печерской Лаврой, включают Киево-Печерский Патерик (Хеппелл, 2011; Престель, 1998; Престель, 2017; Юсупович, 2022). Этот текст, датируемый началом XIII века, подробно описывает долгую и богатую историю монастыря, включая агиографические писания о жизни святых монахов (Walton, 2022). Такой текст давал бы наставления, сохраняя при этом память о монастыре и его общине с течением времени.

Лист из Киево-Печерского патерика , написанный в XIII в. Изображение с Викисклада.

Важная ранняя икона святых Антония и Феодосия, связанная с Киево-Печерской Лаврой, сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Его путешествие из Киева представляет собой рассредоточенное культурное наследие Киевской Руси в России и других международных коллекциях, в первую очередь из-за военных и культурных конфликтов двадцатого века.

На протяжении всей своей долгой истории Киево-Печерская Лавра была домом для ярких коллекций икон, тканей, изделий из металла, дерева, реликвий, книг, гравюр и многого другого. Эти коллекции со временем росли за счет даров, обменов, пожертвований и предметов, произведенных в местных мастерских, демонстрируя благочестие покровителей, связи монастыря в христианских культурных сферах, а также навыки местных художников, мастеров и писцов.

Предметы из этих коллекций использовались, выставлялись или хранились в различных зданиях укрепленного монастырского комплекса на протяжении веков. В состав хранилищ вошел главный Успенский собор, впервые построенный в XI веке (1073 г.) по византийскому плану и декоративным принципам. К сожалению, собор был разрушен 19 ноября.41 во время Второй мировой войны. Нынешнее строительство было начато в 1995 году и освящено в 2000 году. Среди многих сокровищ бывшего собора была чудотворная икона Успения Богородицы, приуроченная к освящению храма. Предположительно он стоял над входом в собор. В новой церкви, которая сейчас разрушена, хранится копия этой посвятительной иконы девятнадцатого века.

Вид на современный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Изображение с Викисклада.

В коллекции собора была и еще одна заслуживающая внимания средневековая икона. На нем изображена Дева Элеуса (или Дева Нежности), держащая Младенца Христа и нежно прикасающаяся своей щекой к его щеке в жесте любви (Гримстед, 2013, стр. 60, рис. 10). Эта икона двенадцатого века также известна как «Игоревская икона» и подражает в своей иконографии знаменитой «Богородице Владимирской» — византийской иконе, которая прибыла в Киевскую Русь, вероятно, в качестве дипломатического подарка где-то в первой половине двенадцатого века. По обычаю XVI–XVII вв., икона Богородицы с Младенцем из Успенского собора получила богатую металлическую ризу, которая впоследствии была обнаружена в развалинах разрушенного собора [Гримстед, 2013, с. 71, рис. 13).

Другие ключевые постройки комплекса Киево-Печерской Лавры включают церковь Святой Троицы. Построенный в первом десятилетии XII века, храм стал главным собором монастыря после разрушения Успенского собора. Другие церкви относятся к XVII веку, в том числе церковь Зачатия Святой Анны (1679 г.), церковь Рождества Христова (1696 г.), церковь Воскресения Христова (1696 г.) и церковь Всех Святых (1696 г.). Кроме того, между 1731 и 1744 годами была построена большая колокольня.В 6-метровой башне находится библиотека, большие часы и три оригинальных больших колокола.

Большая звонница Киево-Печерской Лавры и один из ее оригинальных колоколов. Изображение с Викисклада.

Один из оригинальных колоколов Большой колокольни. Изображение с Викисклада.

Но, пожалуй, самым примечательным аспектом монастырского комплекса является обширная подземная сеть пещер, в которой хранятся гробницы святых монахов и важных фигур, связанных с монастырем, в том числе святого Антония. На самом деле название монастыря «Печерский» происходит от украинского слова «пещеры»/«печеры». Этот лабиринт подземных ходов когда-то служил убежищем от мира для святых мужей, которые жили и молились в монастыре; теперь он служит вечным пристанищем и местом памяти. «Несмотря на то, что Печерский монастырь располагался недалеко от Киева [Киева], а не в традиционной пустыне ( eremos ), символическое значение склепов/пещер как места вне мира ( космос ) является главной чертой истории основания Печерского монастыря» (Престэль, 1998, с. 571). Сегодня пещеры можно посетить, поскольку они являются ключевым местом в духовной экономике и туризме региона. Каждый год посетители и паломники проходят через эти исключительные святые пещеры, которые хранят некоторые из самых важных реликвий христианской Руси и восточного православия. Эти сайты предлагают особый и потусторонний опыт, который приближает человека к божественному.

Несмотря на то, что Киево-Печерская Лавра была отделена от мира и физически защищена своими крепостными стенами, она все же была тесно переплетена со своим окружением и киевским обществом (Престэл, 2006). На протяжении всей своей долгой истории монастырь пользовался поддержкой местных правителей и вождей, особенно связанных с княжеским двором в Киеве. Кроме того, известно, что женщины вносили свой вклад в монастырь. Например, вдова Глеба Всеславича Минского (который финансировал трапезную Лавры в 1108 г.) получила особое признание в монастыре и в сохранившихся записях. В главной киевской хронике записан пространный панегирик этой царственной женщине после ее смерти 3 января 1158 года (Garcia de la Puente, 2012). Затем ее похоронили в монастыре у могилы преподобного Феодосия. Ее вклад в монастырь сохранился в местных коллекциях и архивах.

Вещественные и текстовые свидетельства о Лавре хранятся в различных зданиях монастырского комплекса, которые были перепрофилированы после преобразования монастыря в музей в 1926 году. В то время он был переименован в Киево-Печерский историко-культурный Государственный заповедник (Всеукраинский город-музей). В 1990 году Киево-Печерская Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На территории комплекса сегодня расположены Музей исторических сокровищ Украины, Музей украинского декоративно-прикладного искусства, Государственная историческая библиотека, Музей театрального и киноискусства, Музей истории книги и печати и другие. Например, Музей украинского декоративного искусства разместился в бывшей резиденции митрополита и близлежащих строениях. Его коллекция, основанная в 189 г.9, содержит 79 000 предметов украинского народного декоративно-прикладного искусства с XV века до наших дней. Среди них народные костюмы девятнадцатого и двадцатого веков, изделия из бисера и стекла, резьба по дереву, а также картины известных местных художников. Музей исторических сокровищ Украины был учрежден в 1981 г. в гостевом доме Лавры (построен ок. 1755 г.) – здании, которое одновременно служило школой и женской духовной семинарией. Музей был вывезен из этого здания в 2003 г. (Cybriwsky, 2018, с. 57). Помимо предметов религиозного назначения, в музее хранится так называемый Мартыновский клад, в котором находится 116 серебряных предметов, датируемых шестым-седьмым веками. Они были обнаружены в селе Мартыновка Черкасской области Украины в 1909. Часть коллекции сейчас находится в Британском музее.

Образцы раннесредневековой металлоконструкции, обнаруженные в 1909 году в составе Мартыновского клада. Изображение с Викисклада.

В музеях Киево-Печерской Лавры представлены многочисленные религиозные и богослужебные предметы, а также рукописи и печатные книги, датируемые XVI-XX веками, а также предметы, связанные с местными иконописными мастерскими и типографией. Последнее оказало глубокое влияние на культурное развитие Лавры в XVII веке. Печатный станок и гравюры в монастыре начались в 1616 году. Османский паломник и священнослужитель Павел Алеппский признавал важность типографии в Лавре в своих трудах середины восемнадцатого века. В Киево-Печерской Лавре, писал он, «есть известная типография, производящая прекрасные работы на всю страну. Все нужные церковные книги напечатаны здесь, в разных форматах, с прекрасным орнаментом. Делают и широкоформатные репродукции, показывая диковинки края, святые иконы и произведения искусства…» (Делуга и Зыч, 1996, с. 10).

Монастырь славился своими печатными книгами, бумажными иконами и набивными тканями. Гравюры на дереве с религиозными иконографиями в больших количествах продавались паломникам, что увеличивало доходы монастыря. Некоторые из самых ранних образцов таких бумажных икон относятся к 1625–1629 годам (Делуга и Зыч, 1996, стр. 11). Одним из популярных примеров была икона с изображением Печерской Богородицы со святыми Антонием и Феодосием, напоминающая расписную икону XIII века, о которой говорилось выше (Делуга и Зыч, 19).96, с. 15). Сегодня в архивах монастыря хранится около 3500 ксилографий, в основном XVII-XVIII веков.

Печатный антиминс , богослужебный текстиль, Виртуальные галереи Украинского историко-образовательного центра , по состоянию на 1 августа 2022 г. , https://www.ukrhec.org/gallery/items/show/74

Набивной текстиль также производился в монастыре. Самыми популярными были antimensia  – литургическая ткань, используемая во время восточных обрядов. Самые роскошные образцы были вышиты, а более доступные напечатаны на шелке или бумаге. В Музее истории книги и печати при Киево-Печерской Лавре хранится несколько экземпляров печатного антиминса : на одном экземпляре 1621 года изображен Христос с ротулом, подписанный архимандритом Хиобом Борецким; другой пример, датируемый 1620-ми годами, изображает захоронение Христа с ангелами и четырьмя евангелистами по углам и подписан епископом Иезекиилом Я. Курцевичем (Делуга и Зыч, 19).96, с. 16). Эти объекты служат историческими записями. Они указывают, что такие antimensia были либо заказаны, либо заверены местными священнослужителями, имена которых сохранились до наших дней.

Календари — еще одна популярная полиграфическая форма, созданная в Лаврской типографии. Среди них 12 листов бумаги, по одному на каждый месяц года, с изображением святых, прославляемых в каждом месяце. Самые ранние образцы, выполненные в лаврской мастерской, относятся к 1629 г. (Делуга, Зыч, 1996, с. 17). Местные художники также подготовили для публикации планы монастыря, а также путеводители по конкретным святым местам, чтобы помочь паломникам и верующим в их духовных путешествиях. Типография Киево-Печерской Лавры была настолько активной, успешной и популярной, что установила связи во всех восточно-христианских культурных сферах, начиная с XVII века.

Страница из календаря, напечатанного в Киево-Печерской Лавре, ок. 1628 г., а сейчас в Бодлианских библиотеках Оксфордского университета (Бодлианская библиотека, арх. B b.4).

Сложные и разнообразные коллекции и архивы Киево-Печерской Лавры, накопленные веками, демонстрируют напряженную деятельность, глубокую духовность и широкие связи монастыря в пределах Киева, широкой Руси и еще более широких культурных сфер средневековья и раннего Нового времени. . Хотя монашество Лавры было вдохновлено в основном византийской и афонской монашеской практикой, оно также было основано на западных монашеских движениях, особенно на цистерцианском ордене. Известно, что цистерцианцы имели ведущее присутствие в Европе и даже в районах Восточной Европы на протяжении большей части Средневековья. Источники свидетельствуют об этих связях и развитии локальных текстовых и художественных форм в контексте Руси на стыке традиций.

Сегодня сохранился лишь бледный образ бывшей богатой коллекции икон, тканей, изделий из металла, дерева, реликвий, книг, гравюр и многого другого из Киево-Печерской Лавры. И им еще больше угрожает нынешняя война на Украине. Во время Второй мировой войны немецкие войска перемещали произведения искусства в местные музеи или вообще вывозили их из региона. Сотни икон и драгоценностей Лавры были помещены в хранилища, часть перевезена в близлежащие собрания, часть вывезена в другие страны. Это перемещение культурного наследия также привело к краже или незаконной продаже произведений. Музейщик по имени Дидрих Роскамп рассказывал в послевоенном свидетельстве: «В школе под Киевом мы нашли много икон и других произведений искусства, которые были собраны из монастыря Лавры в ожидании передачи в Германию». («Резюме допроса доктора Дидриха РОСКАМПА», л. 204. Цит. по Grimsted, 2013), с. 59).

Отсутствие документов того периода создает серьезные проблемы для современных ученых, которые пытаются собрать воедино свидетельства и реконструировать историю и коллекции монастыря. В конце концов часть объектов была возвращена в Киев, но лишь небольшая часть. Большинство из них были возвращены в бывший Советский Союз и оказались в российских музеях, таких как Государственная Третьяковская галерея в Москве, а другие попали в международные и частные коллекции.

Экспозиция в рамках выставки «Ожившие сокровища Киево-Печерской Лавры» — Twitter, 31 марта 2016.

В ХХI веке и до нынешней войны на Украине обширные коллекции Киево-Печерской Лавры были доступны для изучения и исследования. Научные усилия и усилия по сохранению были направлены на то, чтобы разгадать и возродить сложную историю монастыря и его объектов. Местные выставки — например, выставка 2016 года «Ожившие сокровища Киево-Печерской Лавры» (из собрания Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника) — были направлены на демонстрацию недавно отреставрированных объектов. 120 произведений, созданных между пятнадцатым и двадцатым веками, от литургической мебели и икон до печатных книг и текстиля, подчеркнули яркость стилей и иконографий, а также разнообразные носители и функции предметов в коллекции.

За свою долгую историю Киево-Печерская Лавра накопила, создала и использовала широкий спектр предметов религиозного назначения в различных средствах массовой информации, демонстрируя своими обширными и постоянно растущими коллекциями благочестие меценатов и местного сообщества, творчество художников и местные мастерские, а также глубокая духовность места, его обитателей и посетителей. Будущие усилия могут включать оцифровку коллекции, чтобы сделать ее доступной для широкой публики. Такой проект мог бы также вновь собрать в цифровом формате предметы из монастырской коллекции, рассеянные по миру в ХХ веке и в результате нынешней войны.

В Киево-Печерской лавре накопление ценных предметов с течением времени постепенно повышало значение и святость монастыря на Руси, а также в более широких средневековых и современных сферах христианства.

Благодарности

Я хотел бы поблагодарить Райли К. Кларк за помощь в исследованиях этого проекта.

Выбрать Библиографию  

Официальный сайт Киево-Печерской Лавры: https://lavra.ua/ru/

Беленький Сергей. Имперский урбанизм на окраинах: Киев, 1800 – 1905 гг. . Торонто: University of Toronto Press, 2018.

Босли, Ричард Дэвид. «История почитания СС. Феодосия и Антония Киево-Печерских монастырей с одиннадцатого по пятнадцатый век». Докторская диссертация, Йельский университет, 1980.

Кросс, Сэмюэл Х. и Ольгерд П. Шербовиц-Ветзор, пер. и изд. Русская Подлинная летопись: Лаврентьевский текст . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки, 19 лет.53.

Цибровский, Роман Адриан. Вдоль реки Украины: социальная и экологическая история Днепра (Днепра) . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета, 2018.

Делуга, Вальдемар и Ивона Зих. «Эстампы для монастыря в Киеве». Print Quarterly 13, № 1 (март 1996 г.): 10–19.

Гарсия де ла Пуэнте, Инес. «Глеб Минский вдова: забытые свидетельства господства женщины в русской истории?» История России 39, вып. 3 (2012): 347–78.

Гримстед, Патрисия Кеннеди. «Искусство и иконы, утерянные в Восточной Пруссии: судьба немецких конфискаций из киевских музеев». Jahrbücher für Geschichte Osteuropas 61, no. 1 (2013): 47–91.

Хеппелл, Мюриэль, пер. Патерик Киево-Печерского монастыря . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2011.

Юсупович, Адриан. «Книжники, писцы и грамотеи: письменность на Руси между 1000-1400 годами». Средневековый мир: культура и конфликты 2 (2022): 24–27.

Левин, Паулина и др. Надписи XVII века о Киево-Печерском монастыре . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1987.

Лилиенфельд, Фея фон. «Духовность раннего Киево-Печерского монастыря». В 90–149 гг. Христианство и восточные славяне, т. 1, с. 1, Славянские культуры в средние века 90–150, 69–72. Лос-Анджелес: University of California Press, 1993.

Престель, Дэвид. «Поиск слова: отголоски Апофтегмы в Киево-Печерском патерике». Российское обозрение 57, вып. 4 (1998): 568–82.

Престель, Дэвид. «Киево-Печерский монастырь: какое отношение монахи имеют к миру?». История России 33, вып. 2–4 (2006): 199–216.

Престель, Дэвид. «Святое безумие: Исследования смирения в Киево-Печерском монастыре». История России 44, вып. 2–3 (2017): 371–92.

Томсон, Фрэнсис.