Павлищево усадьба: Яндекс Карты — подробная карта мира

Содержание

Усадьба Степановское-Павлищево — Нататурка.Ру — Памятники Архитектуры и Не Только

Усадьба Степановское-Павлищево (Россия, Калужская область, Юхновский район, Павлищев Бор)

Как добраться? На автомобиле по Киевскому шоссе [М 3] от Москвы проследовать до нас. пункта Куровское, не доезжая его — левый поворот перед эстакадой на указателе «на Верею». Через 20 км опять же левый съезд (на Павлищев Бор) и ещё 3 км до почты. Вход в усадьбу располагается рядом с местным отделением связи.

По некоторым данным усадьба в частной собственности, но не востанавливается

Уже сами ворота указывают на то, что за ними скрывается нечто заброшенное, но поржавевший засов еще крепко охраняет имение от непрошенных гостей, впрочем войти можно минуя их — через пролом в заборе. От ворот прямая и долгая аллея, направо — въезд на хозяйственный двор, устроенный в виде закрытого каре, во главе которого высится дом управляющего с колоннами и мезонином. Эта часть имения неплохо сохранилась.
Между служебными корпусами остатки древесных посадок советского периода — ряды елей и акаций, нестерпимо благоухающая по весне черемуха, цветочные клумбы с осколками разбитых скульптур…
Налево — парадная часть. Огромные пилоны главного въезда, увенчанные скульптурами оленей, задают тон респектабельности… Отсюда из-за густой зелени деревьев видна башня дворца, отстроенного в конце XIX столетия.

Описание усадьбы Степановское-Павлищево

Дворцовая постройка, одна из самых роскошных на Калужской земле, сегодня оказалась бесхозной. Имение основано во вт. пол. XVIII в., боярами Степановыми. Одной из последних представительниц рода, кому принадлежала усадьба, была Елизавета Платоновна. Она вышла замуж за инженера В.А. Ярошенко, брата известного художника-передвижника — Н.А. Ярошенко.
«Супруги Ярошенко называли свою усадьбу «Лесная дача» и приезжали в Степановское-Павлищево только летом. В переустройстве усадьбы активное участие принимал Василий Александрович Ярошенко, который, будучи инженером-строителем по образованию, возможно, являлся и архитектором — автором проекта знаменитого усадебного дома-дворца, построенного в период 1895-1899 годов. Старинная фотография XIX в. сохранила его облик: двухэтажный дворец с башенками по углам, ассиметричный, соединивший в своей конструкции и декоре фасадов черты эклектики и модерна. Особенно экзотичен обращенный к парку фасад, на котором далеко вперед выступают высокие террасы, обильно украшенные скульптурой, окруженные колоннадой и увенчанные в середине вторым ярусом с балюстрадой.
Дворцовая постройка, одна из самых роскошных на Калужской земле, сегодня оказалась бесхозной. Имение основано во вт. пол. XVIII в., боярами Степановыми. Одной из последних представительниц рода, кому принадлежала усадьба, была Елизавета Платоновна. Она вышла замуж за инженера В.А. Ярошенко, брата известного художника-передвижника — Н.А. Ярошенко.
«Супруги Ярошенко называли свою усадьбу «Лесная дача» и приезжали в Степановское-Павлищево только летом. В переустройстве усадьбы активное участие принимал Василий Александрович Ярошенко, который, будучи инженером-строителем по образованию, возможно, являлся и архитектором — автором проекта знаменитого усадебного дома-дворца, построенного в период 1895-1899 годов. Старинная фотография XIX в. сохранила его облик: двухэтажный дворец с башенками по углам, ассиметричный, соединивший в своей конструкции и декоре фасадов черты эклектики и модерна. Особенно экзотичен обращенный к парку фасад, на котором далеко вперед выступают высокие террасы, обильно украшенные скульптурой, окруженные колоннадой и увенчанные в середине вторым ярусом с балюстрадой.
Об усадьбе и ее владельцах рассказывает в своих воспоминаниях Прасковья Ивановна Васильева, воспитанница Василия Александровича и Елизаветы Платоновны Ярошенко. Воспоминания были записаны в 1948 году сотрудницей музея М. Е. Шереметевой. «На главной террасе дома, среди оранжерейных деревьев и цветущих кустарников высились белые статуи — гипсовые фигуры крылатых гениев. От фасада дома к реке Тече спускался уступами-террасами старый парк; длинная, «темная», липовая аллея вела от дома к купальне на реке. Купальня была построена из белого камня в романтическом стиле в виде развалин замка с башнями и стрельчатыми окнами; через окна можно было из водоема купальни выплывать в запруженную реку Течу».
Неотъемлемой составляющей дворцового интерьера была живописная коллекция, которая включала произведения Николая Ярошенко. «В доме было множество комнат… Хороша была гостиная, в которой висели картины художника Мясоедова и знаменитая картина Н. А. Ярошенко «Курсистка» (ныне хранится в ГТГ). В кабинете Елизаветы Платоновны Ярошенко хранились семейные портреты (родителей Ярошенко, хозяев Степановского, няни и другие). В столовой висела картина «Извержение Этны» — С. Личенко Родные лица и типажи истории//Мир музея, №11, 2008 с. 3-4.

План усадьбы Степановское-Павлищево

  1. Усадебный дом
  2. Въездные ворота
  3. Ворота парадного двора
  4. Лестница в парке
  5. Дом управляющего
  6. Службы

Схема проезда

Усадьба Степановское-Павлищево

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту — пожалуйста, активируйте Javascript!
→ подробная информация

Усадьба Степановское-Павлищево
54. 564554, 35.524367
Усадьба Степановское-Павлищево

Усадьба Степановское-Павлищево — Калужская область, Россия

Фото с panoramio.com

Степановское-Павлищево — бывшая усадьба дворян Степановых на берегу реки Теча в Юхновском районе Калужской области, в деревне Павлищев Бор.

История усадьбы Павлищев Бор прослеживается со второй половины XVIII века.

Первым документом, непосредственно относящимся к усадьбе, является ситуационный план, выполненный в виде наброска, на котором показана река Теча, три моста, переброшенных через неё, и несколько селений по её берегам. Рядом с одним из селений на плане начертано: «село Зубово, Купленное Лопухиною», рядом с другими «Степановское и Павлищево. Ушаковой, 305 душ»

В 1791 году Виктор Степанович Степанов вернул себе одно из имений в Мещовском уезде Калужской губернии. Часть его была им выкуплена у княгини М. Н. Долгоруковой, часть — куплена у Ф. Ф. Ушаковой.

После смерти Виктора Степановича в 1839 году имение Павлищев Бор принадлежит уже его сыну — архангельскому губернатору П. В. Степанову, затем оно по завещанию переходит к его дочери Елизавете Платоновне, которая вышла замуж (в 1876-1877 гг.) за В. А. Ярошенко.

В документах конца XIX — начала XX века именуется и как Степановское, и как Павлищево. В фамильной переписке оно обычно называлось Степановским.

Существующий ансамбль усадьбы с парком создан окончательно в 1895—1900 гг. на средства Елизаветы Платоновны по проекту Василия Александровича Ярошенко, брата знаменитого художника Николая Александровича Ярошенко. В настоящее время усадьба включает в себя главный дом, хозяйственные постройки, усадебный парк и въездные ворота с фигурами оленей.

Описание усадьбы и парка

Все сохранившиеся постройки усадьбы и основная часть парка относятся к концу XIX века.

Регулярная часть парка сохранилась хорошо и состоит из липовой аллеи, ведущей от пруда, расположенного у реки Течи, до торцевой лестницы главного дома усадьбы; большой липовой аллеи (450 м), проложенной вдоль реки, ограничивающей парк; остатков липовых аллей у торца главного дома; зеленых «беседок» из лип и куртинных посадок лип вдоль дороги, ведущей от моста к господскому дому. Особую ценность в парке представляет спуск к реке в виде следующих друг за другом террас, оформленных насаждениями. В пойме реки Течи расположен пруд, где раньше была купальня из белого камня в романском стиле. Сейчас воды в пруду нет. Имеется также запруда от реки. Гордостью усадьбы был цветочный партер перед главным фасадом барского дома — сохранилась его планировка. В пейзажной части парка самые старые древесные насаждения насчитывают 100-120 лет.

Главный дом представляет собой эклектичное нагромождение колонн и балконов, с интерьерами, оформленными в различных стилях (утрачены). В парке сохранились дом управляющего с мезонином, хозяйственные постройки, пилоны со скульптурами оленей. У речки имелся павильон «Арсенал», где хранились лодки.

В имении Степановское часто бывали брат хозяина, художник Николай Ярошенко, и их племянник Борис Савинков. Стены украшали девять полотен художника, включая авторское повторение знаменитой «Курсистки». Мария Заболоцкая (1887—1976), чьё детство прошло в усадьбе Ярошенко, оставила воспоминания об укладе повседневной жизни:

«Столовая очень светлая желто-золотистая. Большие окна, и сверху еще ряд светлых окон. Окна выходили на широкий луг. Подъезд к дому занят японским газоном. На цветники тратили по 12—15 тысяч в год. Елисавета Платоновна привозила садовников из Италии, Франции».

Двадцатый век и настоящее время

После революции усадьба Степановское-Павлищево была национализирована. В 1918 году издается декрет Совнаркома о регистрации, приёме на учет и охране памятников старины и искусства, находящихся во владении частных лиц, обществ, учреждений. В 1919 году из главного дома в Павлищеве были вывезены произведения живописи, которые поступили в Калужский художественный музей, открытый за год до этого. Среди реквизированных ценностей были картины художника Н. А. Ярошенко «Курсистка», «Портрет няни», «Портрет дамы с кошкой», «Портрет матери», «Портрет брата», «За чтением газеты», «Извержение Этны», «Этюд горной речки». Кроме этих картин из усадьбы в музей поступили два произведения живописи XVII века: «Кающийся Пётр» работы Чжачинто Бранди, «В таверне» работы Адреана ван Остаде. «Портрет няни» написан с учительницы Докукиной, которая работала в Павлищевской школе. Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену любимого народного развлечения — на Троицын день в соседней деревушке Павлищево.

В советское время усадьбу занимали санаторий и другие лечебно-профилактические заведения. В 1980-е гг. предпринимались попытки консервации состояния усадебного дома, но после сильного пожара он был заброшен и разгромлен. В 1997 г. передан в ведение областного департамента образования с целью организации школы-интерната для слабовидящих детей. Стоит в развалинах.

Находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в срочной реставрации.

«Хроники террора». База свидетельств Института солидарности и доблести Витольда Пилецкого

Язык описания деталей:

  • en
  • PL
    Свядек; данные, местечко уродзеня
    тема
    Описание
    Данные выдарзения
    Локализация
    Офиарий
    Сытый
    Збродное
    Мейсце
    Трещ
    Тип объекта
    Актотворка
    Титул течки
    Количество строн
    Instytucja udostępniająca
    Sygnatura instytucji udostępniającej
    Середина
Тот же свидетель:

Савицкий Болеслав

Свидетель

zapisyterroru.pl/dlibra/publication/13981/edition/13861/content?&navref=YXNkO2FwMSBicHo7YmxkIDNjYjszYm0″ data-tooltip=»» data-title-tooltip=»»>
Савицкий Болеслав
15.04.1901, Островиц (Соколов-Подляский уезд)

Тема

Дата

Расположение


Тот же свидетель:

ЛОЖЬ

Свидетель

Тема

Мазовия – умиротворение поселков и деревень

Дата

Расположение


Тот же предмет:

По Прибалтике – судьбы интернированных

Свидетель

Собочинский Станислав
1919 г.

Тема

По Прибалтике – судьбы интернированных

Дата

1940.

07.12-1941.08.25

Расположение

Вилковишки (ныне в Литве), лагерь для интернированных

Вилковишки (Литва), лагерь для интернированных

Павлищев Бор (Россия, Смоленская область), Юхново Лагерь Р-43

Талица (Россия, Ивановская область), лагерь НКВД для военнопленных

Москва, Россия)

Коллаг (Россия, Мурманская область)

Архангельск (Россия, Архангельская область)

Ленинград (Санкт-Петербург, Россия)

карта

    png» data-image-en=»https://www.zapisyterroru.pl/style/dlibra/default/images/placeholder-en.png» data-image-uk=»https://www.zapisyterroru.pl/style/dlibra/default/images/placeholder-uk.png» data-image-orig=»https://www.zapisyterroru.pl/style/dlibra/default/images/placeholder-orig.png» data-testimony-original=»original»/>

    Идет загрузка границ

    Открыть в новой вкладке

    «Русская страсть: если кто из нас примет католичество, то обязательно станет иезуитом, причем самым подпольным; если он станет атеистом, он обязательно станет требовать искоренения веры в Бога силой, то есть мечом!»

    Идиот
    Часть четвертая, глава седьмая
    Деннис Абрамс

    Вечер у Епанчиных продолжается. Мышкин узнает, что один из гостей состоит в родстве с Павлищевым, познакомился с ним, когда он был мальчишкой: «Я вас сразу узнал, даже лицо. Ты действительно мало изменился внешне, хотя я видел тебя ребенком лет десяти-одиннадцати. Что-то в твоих чертах напомнило мне…» Две пожилые кузины. Великодушие Павлищева. Ужас Епанчина, что Мышкин становится болтливым: «Странные они были, дочери и матушка их: сами думали, что лучше князю провести вечер в тишине; но как только увидели его в углу, совершенно одного и вполне довольного своей участью, тотчас же забеспокоились». Мышкин с ужасом узнает, что в конце жизни Павлищев принял католичество и стал иезуитом». Разглагольствование Мышкина против римо-католицизма: «Католицизм то же, что и нехристианская вера… Римо-католицизм еще хуже самого атеизма… Атеизм только проповедует оклеветанного и хуленного им Христа, контрхриста… Римо-католицизм даже не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи… Атеизм вышел из них, из самого католицизма!… социализм тоже есть продукт католицизма и католической сущности! Он тоже, как и его собрат атеизм, вышел из отчаяния, противостоя католицизму в нравственном смысле, чтобы заменить собой утраченную нравственную силу религии, чтобы утолить духовную жажду жаждущего человечества и спасти его не через Христа, а тоже через насилие!. . Наш Христос, Которого мы сохранили, а они никогда не знали, должен воссиять в ответ Западу!.. Именно от нашей скуки… Русский народ, как только он достигнет берега, как только он верят, что это берег, так этому рады, что сразу становятся крайними столпами… если кто из нас примет католицизм, то он обязательно станет иезуитом, причем самым подпольным, если станет атеистом, он обязательно начать требовать искоренения веры в Бога силой… Отчего это, отчего сразу такое безумие?.. Оттого, что он нашел свое отечество, которого он здесь упустил, и он радуется, он нашел берег, землю, и спешит целовать ее!.. Покажи ему грядущее обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одной русской мыслью, русским Богом и Христом, и увидишь, какой могучий и праведный, мудрый и кроткий великан поднимутся перед изумленным миром, изумленные и испуганные, потому что они не ждут от нас ничего, кроме меча, меча и насилия, потому что, судя по себе, они не могут представить нас без варварства…» Изумленная реакция слушателей на его тираду . Во время своей речи, как и было предсказано, Мышкин небрежно машет рукой и опрокидывает китайскую вазу, разбивая ее. Однако, к его большому удивлению, никто не сердится, вместо этого он утешается: «Ну, это не беда! И человек кончается, а это только горшок глиняный! — громко сказала Лизавета Прокофьевна. «Не так ли вы испугались, Лев Николаич?»… «А вы меня простите за все ? Для все , кроме вазы?» Мышкин начинает снова, хваля епанчинских гостей: «Я всегда слышал о вас гораздо больше плохого, чем хорошего, о мелочности и исключительности ваших интересов, о вашей отсталости, вашей поверхностной образованности, ваших нелепых привычках… себя и лично убеждаюсь: на деле так и есть, что вся эта высшая прослойка русского народа никуда не годна, отжила свое время, исчерпала свою древнюю жизнь и способна только вымереть, но в мелкой завистливой борьбе с людей…будущего, мешая им, не замечая, что само умирает? И нет ничего смущающего в том, что мы смешны, не так ли? Ибо это на самом деле так, мы смешные, легкомысленные, с дурными привычками, нам скучно, мы не знаем жарко смотреть, как понимать, мы все такие, все, ты и я. .. , вы не обижаетесь, когда я говорю вам в лицо, что вы смешны?.. Ибо я сам князь древнего рода, и сижу с князьями. Чтобы спасти всех нас, я говорю, чтобы наше имение не пропало даром, во мраке, ничего не сообразив, обо всем ссорясь и все потеряв. Зачем исчезать и уступать свое место другим, когда мы можем оставаться в авангарде и старейшинах? Будем в авангарде, тогда мы будем старейшинами. Станем рабами, чтобы быть старейшинами». Мышкин падает в припадке, «Аглая быстро бросилась к нему, успела принять его на руки», и на этом вечеринка окончена. Белоконский о Мышкине: «Ну, он и хороший, и плохой; а если хочешь знать мое мнение, то он еще хуже. Сами видите, что за человек — больная мама!» Лизавета решает, что Мышкин не материал для жениха, но когда Аглая говорит, что «я никогда не давала ему никаких обещаний и никогда в жизни не считала его своим женихом. Он для меня такой же чужой, как и все остальные, — поворачивается к ней, — этого я от тебя не ожидала. Женихом он невозможен, я знаю, и, слава богу, так все обошлось; но я не ожидал от тебя таких слов! Я думал, что от тебя будет что-то еще. Я бы вышвырнула всех этих вчерашних людей и оставила бы его, вот какой он человек!.. Тут она вдруг остановилась, сама испугалась того, что сказала. У Аглаи есть планы.

    Захватывающая сцена. Мышкин как будто вникал в суть… Джозеф Франк поясняет:

    «Перед вечеринкой, на которой он будет представлен официально как жених Аглаи, она пытается «серьезно» поговорить с ним, чтобы убедиться, что он не совершать никаких оплошностей. Тем не менее, под влиянием предэпилептической «ауры», князь начинает славянофильскую атаку на римо-католицизм как на «нехристианский», потому что «римо-католицизм считает, что Церковь не может существовать на земле без всеобщей политической власти». в католицизме то самое смешение земного и духовного, которое на личном уровне Аглая желает ему воплотить. Нет опасности, что эта речь появляется как раз в тот момент, когда его личность оказывается наиболее безнадежно несовместимой с ее требованиями.

    Гибельная речь Мышкина включает в себя и другие мотивы, имеющие большое значение для Достоевского. Русская потребность в религиозной вере утверждается еще раз, когда Мышкин описывает склонность русских обращаться в ложные веры, такие как католицизм или атеизм. «Русские безбожники и русские иезуиты есть порождение не только тщеславия, — заявляет он, — но и… духовной жажды, тяги к чему-то высшему… к вере, в которую они перестали верить, потому что никогда не знали ее!.. И русские не только потому, что атеисты, они неизменно верят в атеизм, как в новую религию, не замечая, что свою веру вкладывают в отрицание.» Здесь Мышкин излагает некоторые из глубочайших убеждений Достоевского, на которые, как знал автор, большинство соотечественников взглянет с недоверием. такое же несколько испуганное и жалостливое недоверие, как и у гостей Епанчиных».

    Интересно, один ли я, читая это, подумал о русской революции и заменил слово «атеизм» на «марксизм».

    С другой стороны, я читал эссе Джона Гивена «Узкий путь к вере: Идиот Достоевского и христология комедии», в котором он утверждает, что Мышкин — комическая фигура, а письменно о своих антикатолических разглагольствованиях говорит: «Точно так же, как Достоевский часто вкладывает свои самые сокровенные убеждения в уста персонажей, чье мировоззрение дискредитирует эти убеждения, здесь он вкладывает в уста Мышкина взгляды, очень близкие его собственным, зная, что Мышкин сделает их совершенно смешными.