Содержание
Парк Музеон. Часть 2. Скульптуры: photo_discovery — LiveJournal
Балашов И. В. Хидеёси. 2005. Известняк
Всем доброго дня, дорогие друзья!
Продолжаю рассказ о парке Музеон и его скульптурах. Начало было вот здесь: Парк Музеон. Часть 1. Скульптуры (история парка и большая часть самых знаковых творений).
Сразу скажу, что фотографировал в ходе новой прогулки далеко не все, да и кое-что из снятого по разным причинам отсеял и не выкладываю.
Буйначев В. П. Но время, время, Александр Сергеевич… 1999. Бронза
Конечно же, переснял скульптуру Пушкина, поскольку в прошлый раз показал фото пятнадцатилетней давности (в одной компании с поэтом тогда была маленькая Лида). Аккуратно встал рядом: да, наверное так и есть — 166 см (ну я-то ведь существенно выше). И конечно, летом эта камерная, очень не навязчивая скульптура выглядит более привлекательно…
Бурганов А. Н. Молодая Россия. Середина 1980-х. Бронза
Важнейшая точка около западного крыла Новой Третьяковки — впечатляющая композиция «Молодая Россия». Александра Николаевича Бурганова обычно называют скульптором-сюрреалистом. Я бы с этим поспорил, но искусствоведам виднее. Среди его работ — памятник Пушкину и Гончаровой на Арбате, фонтан «Принцесса Турандот» у Театра им. Евгения Вахтангова, памятники Лермонтову на Малой Молчановке и Бунину на Поварской. Любой москвич или гость столицы, который хотя бы раз ждал поезд на станции метро «Третьяковская», наверняка успел полюбоваться бронзовыми барельефами с портретами русских художников, скульпторов и иконописцев. Их тоже создал Бурганов… Смысл же «Молодой России» — возрождение духовных ценностей, изменение жизни в целом. Эта идея передана через образы молодых строителей — юноши и девушки с развевающейся драпировкой в руках. По форме композиция напоминает растущее дерево, что символизирует обновление, возрождение, веру в будущее…
Вучетич Е.В. Перекуем мечи на орала. 1957. Бронза
Потом переснял с другого, более выгодного ракурса творение Вучетича (уменьшенная копия, оригинал стоит у здания ООН). И пошел себе гулять по боковым дорожкам…
Головков В. Г. Виртуальный куб. 2006. Металл
Честно говоря, совершенно не понимаю сетования «прогрессивных критиков»: мол, в парке очень мало современной скульптуры, всяких там абстракций, модернизма-постмодернизма. Ну отчего же: вот вам «Виртуальный куб», например.
Григорьев А. С. Сизиф. 1995. Металл
«Сизифа» за Сизифа я, грешным делом, не признал. Предпочел бы назвать его голем или кадавр. Поблизости — еще ряд работ того же мастера…
Левко Т. А. Двое. 2007. Бронза
Наверное, скульптор накануне просмотрел весь сериал «Звездные войны». Симпатичная парочка, чего уж там, напоминает какую-то из галактических рас…
Левко Т. А. Танцующие. 2005. Бронза
Джентльмены, вы бы хотели пригласить такую барышню на танец? Нет? Ну вы и привередливы!
Старцева А. В. Иван. 2003. Бронза
Эх, Ваня-Ванюша, если бы ты мог оглянуться да посмотреть, какие дома понастроили там, за забором, какие машинки там ездят! Ничего, что у тебя «суп жидкий», у кого-то вон «жемчуг мелкий»!
Комов О. К. Лермонтов М. Ю. 1985. Бронза
За Лермонтова — большой лайк.
Дронов В. А. Танковый десант. 1975. Алюминий
Кирюхин О. С. Разоружение. 1987. Алюминий
«Разоружение» создано в разгар перестройки и ныне смотрится как-то двусмысленно (горечь послезнания). «Крушим и ломаем советскую ПРО» или «Капитуляция по-советски» — подходит больше.
Силис Н. А. Дон Кихот. 2010. Бронза
Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский, конечно, известен и как Рыцарь Печального Образа, но тут с печалью явный перебор. Я бы его назвал «Голодный отощавший мандалорец на паперти храма джедаев»…
Балашов И. В. Моцарт. 2006. Мрамор
Моцарту тоже поставлю лайк.
Рябичев Д. Б. Махатма Ганди. 1984. Бронза
Ганди явно заброшен и неухожен. Сторонники идей мирных ненасильственных действий вполне могли бы подумать о шефстве над скульптурой (кроме шуток). Еще один Ганди находится во дворе (атриуме) Библиотеки иностранной литературы. Кстати, собрание памятников и бюстов Иностранки — отдельная и крайне интересная тема, которая заслуживает специального поста. Завязал узелок на память…
Вид на церетелиевского Петра Первого, стоящего на специальном островке посреди Москвы-реки. Поблизости — целые аллеи с бюстами и бюстиками, но я их фотографировать не стал.
Никифоров В. В. Эпитафия Андерсену. 1989. Бронза
Ну я как-то Андерсена несколько иначе представлял себе…
Тенета И. А. Фредерик Шопен. 1964. Бронза
Шопен в окружении героев соцтруда.
Неизвестный автор. Портрет в парике (Бах). 1993. Мрамор
Скажите, уважаемые знатоки и любители музыки, как вам такие Шопен и Бах?
Ольга Муравина. Кролик. 2018. Композитный материал
Так… Уберите от мониторов маленьких детей, кормящих и беременных женщин! Поблизости есть еще пара работ того же скульптора, но «Кролик» превзошел и подавил всех своей монструозностью… Впрочем, как известно, «я — художник, я так вижу»…
Ну вот, такая получилась небольшая прогулка по Музеону. Плюсы поставил за Лермонтова и Моцарта (конечно, это мое предельно субъективное мнение). И еще — за Хидеёси (см. заглавное фото поста). Тоётоми Хидеёси — выдающийся государственный деятель XVI века, объединитель Японии, эдакий японский Ришелье. Получил от императора должности кампаку (т.е. регента, визиря, канцлера) и дайдзё-дайдзина (главы правительства, кабинета министров).
Планировал показать еще замечательную набережную Музеона и уголки парка с разными активностями, но не сложилось. Внезапно хлынул проливной дождь, и пришлось довольно долго пережидать его под огромным навесом, который тянется по всему периметру здания Новой Третьяковки…
Прогулка по Музеону.: mi_ta_pe — LiveJournal
Погуляла по Музеону. Хороший парк, ухоженный, уютный, с многочисленными скамейками и статуями. Памятники всегда привлекали моё внимание, и здесь я с удовольствием их рассматривала, но не все, их в парке больше 800, больших и маленьких, да и не было у меня цели проинспектировать каждый, я просто прогулялась по центральным аллеям с выходом на набережную к памятнику Петру I.
В Музеоне много монументов советских вождей (Ленин, Маркс, Сталин, Свердлов и пр.), немало памятников, отражающих эпоху соцреализма и множество работ скульпторов-авангардистов. Скульптуры расположены на подстриженных газонах, ходить по газонам разрешается, поэтому удобно рассматривать скульптуры со всех сторон.
В расстановке скульптур я не увидела системы, они производят впечатление, словно понатыканы случайно. Но это объяснимо, ведь это не долговременный, скульптурный вернисаж, а просто, как говорил Высоцкий, «культурный парк по-над речкою».
Симпозиумные скульптуры из белого известняка на одной площадке.
«Политические» памятники я не разглядывала и проходила мимо, а вот на другие, «лирические», смотрела, одни напоминали мне прошлое, другие заставляли задуматься. Вот, например, скульптурная композиция, изображающая мордовского скульптора Эрьзю (Степан Нефёдов). Я пыталась объяснить себе почему Эрьзя изображён таким несчастным, и что за конструкция над его головой? Объяснения не нашла, и ощущение от памятника осталось печальное.
Тугаринов Д.Н. Эрьзя. 2002. Бронза, гранит.
На что смотрит Эрьзя?
Вот на ЭТО! Бесформенное, непонятное, да ещё с торчащей верёвкой!
Заинтересовала скульптура академика А.Сахарова. Поняла её так: учёный сидит на круге, который как бы символ коловращения бытия, ножки вместе, они словно скованы или связаны, лицо запрокинуто вверх, туда же, в свободные просторы, устремлено и слабое тело, только руки бы отцепить, да ногами помочь себе оттолкнуться …
Потоцкий Г.В. Андрей Сахаров. 2008, бронза.
Понравилась фигура девушки-строительницы. Этакая крепкая деваха из советских времён, которая и «коня остановит», и дом построит и все невзгоды выдюжит! )))
Геворкян Х.Б. Строительница. 1970, бронза.
Привлекла внимание фигура женщины-крестьянки у заборчика. Обошла фигуру кругом, поинтересовалась названием. На табличке написано «Ожидание», поразмышляла, кого именно ждёт эта, пардон, мощнозадая женщина: мужа, сына, любовника или пенсию?
Брусенцова Е. Г. Ожидание. 2007, бронза.
Скульптор Олег Комов мне знаком по его работам, посвящённые Пушкин, например, памятник Пушкину в Твери, работы Комова мне нравятся, но в этой я Лермонтова не сразу признала. Есть автопортрет Лермонтова, есть его прижизненные портреты, но эта скульптура на те изображения совсем не похожа, и если бы не надпись на табличке, ни за что бы сама не догадалась.
Комов О.К. «М.Ю.Лермонтов». 1985, бронза.
Памятник-голова Максима Горького привлёк моё внимание своей выразительной задумчивостью. Этой голове явно не хватало крепкого, высокорослого тела, как, например, у памятника Горькому у Белорусского вокзала. Кстати, тот памятник тоже побывал в Музеоне в связи с реконструкцией площади, но прошлым летом его вернули на привычное место. И правильно сделали!
А.М.Горький. Автор не указан.
Такие же мысли (о нехватки тела) вызвал у меня полубюст Шопена. Никаких мыслей и никаких ассоциаций с музыкой эта голова у меня не вызвала – мешала пышная шевелюра волос. Интересно, думала я, с чего скульптор взял, что у композитора была такая охапка волос на голове, это совсем лишняя придумка к образу, да и бронзы ушло больше!
Тенет И.А. Шопен. 1964, бронза.
Бюст Гоголя мне понравился. Самого Гоголя я, конечно, «живьём» не видела, но могу уверенно сказать, что «похож!» Во всяком случае скульптурное изображение имеет сходство с прижизненным живописным портретом Гоголя кисти Ф.А.Моллера. Правда, в скульптуре Гоголь выглядит постарше.
Виленский З.М. Портрет Гоголя. 1937-1950, бронза.
Понравился скульптурный портрет Михаила Васильевича Ломоносова. Головка маленькая, как у шемякинского Петра I в Петропавловской крепости, но это не портит фигуры. Рука Ломоносова блестит золотом от многочисленных рукопожатий – видно, у студентов близлежащих институтов Ломоносов в почёте, особенно перед экзаменами ))))
Баранов Л.М. М.В.Ломоносов. 1975-1980, бронза.
Сергей Есенин не впечатлил. Фигура из мрамора, но, на мой взгляд, выглядит топорно. Одутловатенький (с бодуна?), носатенький, с мощной шапкой волос на затылке … не, не впечатлил. Посмотрела, сфотографировала и пошла дальше.
Бичуков А.А. Сергей Есенин. 1987, мрамор.
Обидно стало за Александра Сергеевича Пушкина. Во-первых, статуя стоит в неподходящем месте, на углу двух пешеходных дорожек и в этом месте не смотрится. Во-вторых, голова несоразмерна с телом и слишком много кудряшек, даже в бакенбардах … В-третьих, хоть написано, что скульптура из мрамора, у меня было полное впечатление, что она отлита из бетона или вытесана из алебастра … Я даже потрогала Пушкина за плечо (шершавенькое) и заглянула ему в лицо (что-то с носом, насморк?).
Ведь есть прижизненные портреты Пушкина работ Тропинина и Кипренского, всегда можно сравнить и поправить, зачем нужно вносить отсебятину? В данном случае даже любимое всеми художниками выражение «я так вижу!» не оправдание.
Ненашева А.М. Пушкин. 1987, мрамор.
Фрагмент.
Очень понравилась скульптурная композиция «Возвращение блудного сына». Невыразимо выразителен нагулявшийся сынок – умильное выражение лица (наконец-то я дома), заискивающая улыбка (папа, я вернулся), согбенная фигура (хочешь, ну поколоти меня), одежда-рубище (ах, как я поизносился …) — полная объёмная иллюстрация библейской притчи, только с современным осмыслением. Отец вроде и доволен, но сына не обнимает – то ли не верит в возвращение, то ли уже отчаялся его увидеть, то ли вовсе не рад, что гуляка вернулся … В общем, реакцию отца знает только автор!
Гаркушенко О.Н. Возвращение блудного сына. 1998. Металл, гранит.
Фрагмент п-ка.
Внимательно разглядела две скульптуры, посвящённые Андерсену. На обеих табличках указана, как название, только фамилия Андерсен, но неизвестно, тот ли это Ганс Христиан, который сказочник? Первый вроде похож, второй — с натяжкой («а я так вижу!»)
Потоцкий Г.В. Памятник Андесену. 2006, бронза.
Никифоров В.В. Эпитафия Андерсену. 1989, бронза.
Девчушка-модница умилила, не могла не запечатлеть её на память.
Тугаринов Д.Н. Туфельки. 1995, бронза.
Памятник А.В. Суворову заставил меня вспомнить подобную конную скульптуру Суворова на одноимённой площади в молдавском Тирасполе. Только тираспольский Суворов на вздыбленном коне — исключительно красивый памятник!
Тугаринов Д.Н. Суворов в Альпах. 2007, бронза.
Ну и, конечно, шедевральная композиция «Дед Мазай и зайцы»! Развесёлая компания из пузатеньких зайцев! А на носу лодки влюблённая парочка, как Джек и Роза на носу «Титаника».
Таратынов А.М. Дед Мазай и зайцы. 2010, бронза, медь.
Дорожки парка незаметно выводят к набережной Москвы-реки. На это уже издали указывает памятник Петру I работы З. Церетели. Вышла на набережную и полюбовалась памятником. Он мне нравится. Необычный и впечатляющий, я уверена, что все памятники должны в первую очередь впечатлять, а этот сделан классно! И пусть принято этот памятник ругать (а заодно и автора), я считаю, что зря и несправедливо! И оформлен Пётр на своём корабле-бриге-шхуне-каравелле очень экзотично, из-под стрелки бьют многочисленные буранчики, словно из под носа корабля. Красиво!
Александр Пушкин, Парк Музеон, Москва
Без рубрики
russianmonuments Оставить комментарий
Примечание: Нажмите на фото, чтобы увеличить .
Сегодняшнее сообщение короткое и приятное: Даже Пушкин попадает в помойки.
Но меня впечатляет не столько то, что кто-то перенес эту маленькую статуэтку Пушкина в московский парк Памятников Музеон, чтобы разделить место с опальными Иосифом Сталиным и Феликсом Держинским в компании более солидных, таких как Михаил Лермонтов, Михаил Ломоносов и другие. У всех бывают плохие дни. Нет. Что меня поразило, так это то, как это было сделано. Посмотрите на эти фотографии. Великий Пушкин только что выгрузился на углу между двумя тротуарами, идущими в разные стороны. Да, в сети можно найти фотографии этой статуи, которые не так уж плохи. Некоторые показывают траву под основанием, на котором стоят его ноги. Некоторые показывают, что он смотрит в одном направлении, некоторые показывают, что он смотрит в другом. Но во всех случаях Пушкин более или менее выглядит больным пальцем в дурном месте.
Фотография непосредственно ниже самая убийственная. Я понимаю, что это, вероятно, было временным явлением. Я просто случайно пришел с фотоаппаратом и запечатлел его на вечность. Но все равно. Как это могло произойти более 10 минут? Как это вообще могло произойти? Кто-то выкопал поливную полосу или что-то еще, проходящее по окрестностям, и просто насыпал земли Пушкину под ноги! Каким надо быть человеком, чтобы поливать грязью ноги Пушкина? Неужели этому человеку никогда не приходило в голову, что, может быть, этого делать не стоило? Или что, может быть, это должно быть отменено, как только это было сделано? Что приводит нас к следующему вопросу – почему никто не приказал вымыть ноги великому поэту? Так или иначе, сразу за этим довольно заброшенным Пушкиным стоит еще один заброшенный объект, возможно, пьедестал для какой-то статуи, которая не добралась сюда в целости и сохранности. Весь этот «ансамбль» своенравных, качающихся пьедесталов и полузакопанных Пушкиных, расставленных по углам, мне невыносим.
Что касается самой статуи, то это работа Алдоны Ненашевой. Она создала его в 1987 году. Это я могу почерпнуть из довольно информативного веб-сайта Музеона. Я не могу собрать намного больше. Я не знаю, почему ее Пушкин сидит здесь, и хотя я не знаю этого доподлинно, подозреваю, что он должен был сидеть где-то в другом месте. Однако в тщетных поисках ответов на эти и некоторые другие вопросы я наткнулся на довольно много комментариев других людей об этой маленькой статуе. Похоже, это довольно популярное подобие. Люди говорят о его философском воздухе, его культуре и обо всем остальном. Должен признаться, я был удивлен. Возможно, меня просто сбила грязь с его ног, но этот Пушкин кажется мне одним из тех миниатюрных муляжей, которые можно купить в туристической ловушке. Хорошо, есть немного задумчивого взгляда, и есть что-то приятное в том, что его кудрявые волосы подхватываются оборками на его рубашке. Но все равно. Это ли не шаблонный Пушкин? Сайт Музеона уверяет меня, что это не так. Вот что он должен сказать:
«Работы А.М. Ненашева ярко отразила общую стилистику развития советской скульптуры последних десятилетий: раскрытие героического в бытовом образе современника; расширение темы в минимальном движении; развитие монументальных форм; острые психологические портреты».
Или, может быть, это просто еще один пример того, почему я с криком убежал из академии, когда мне представилась возможность. Чего не может сказать ученый, когда начинает нагромождать слова одно на другое…
Нравится:
Нравится Загрузка…
Алдона НенашеваАлександр ПушкинМузеон Парк
Ищи:
Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты:
Присоединяйтесь к 113 другим подписчикам
Следите за русской культурой в Достопримечательности на WordPress.com
Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.
Московский парк искусств Музеон
Колени Михаила Лермонтова стерты от людей, сидящих на коленях этой скульптуры поэта, сидящего на скамейке.
На этой неделе будет дождь, но по большей части он должен быть тем, что русские называют «маленьким» дождем. Достаточно случайных капель, чтобы сохранить этот прекрасный свежий запах в воздухе и сохранить растения, деревья и цветы бодрыми и здоровыми.
Это то, что я называю погодой «на ваш выбор». Вы делаете выбор, брать зонтик или нет, и в любом случае с вами все будет в порядке.
Мой интерес к погоде, как и ко всему, что я пишу, конечно, связан с культурой. Вы хотите совершить приятную, быструю прогулку и заняться искусством, пока вы это делаете? Направляйтесь к красиво отреставрированному променаду между Москвой-рекой и Центральным домом художника, а затем поверните на юг всего несколько шагов, и вы окажетесь в очаровательном парке искусств Музеон, также известном как парк Памятника Павшим. Кстати, раньше за вход сюда нужно было платить — теперь он бесплатный и открытый.
Короткая прогулка по территории здесь больше похожа на прогулку по маленькому Диснейленду русской литературы. Вы снимаете шапку перед отцом русской науки и поэзии Михаилом Ломоносовым, похлопываете по плечу Александра Пушкина, присаживаетесь на колени к Михаилу Лермонтову, а затем отдаете честь Максиму Горькому, возвышаясь над всеми. Некоторых вы, возможно, не узнаете так легко — среди них советский писатель Николай Островский и поэт Александр Твардовский.
Джон Фридман
Статуя Александра Пушкина частично засыпана грязью.
Любопытнее всего, пожалуй, бюст Николая Гоголя, одного из самых узнаваемых лиц в пантеоне великих русских писателей. Скульптор Залман Виленский представил Гоголя намного старше, чем это обычно делают, и в результате получился лишь полузнакомый образ, мимо которого, как и я, можно просто пройти мимо и подумать: «Знаю ли я этого парня? Нет, не знаю. »
Максим Горький, тот несчастный свободолюбивый человек, который связал свою репутацию с одними из самых мрачных дней русской истории, присоединившись к новой сталинской машине в 19-м30 лет — это колоссальная цифра. Раньше памятник стоял на сквере перед Белорусским вокзалом, но когда его несколько лет назад откопали для вечной реконструкции, Горького перенесли в Музеон. Здесь он выглядит неуместно, прислонившись к соснам и борясь с многоэтажкой позади него за внимание.
Пушкин, наше все, нехарактерно борется за уважение. Довольно мастерская скульптура Алдоны Ненашевой как бы застряла в углу между двумя тротуарами. Когда я был там в последний раз, какие-то рабочие насыпали кучу земли на ноги великого поэта.
Но в этом одна из прелестей Музеона — он напоминает нам, что у одних из нас глиняные ноги, а другие сохраняют свое величие, обсыпав их грязью.
Джон Фридман
Возвышающийся памятник Максиму Горькому не затмевается высотным жилым домом за ним.
Скульптурный ансамбль Олега Комова Лермонтова, задумчиво сидящего на скамейке, обманчиво привлекателен. Чем дальше вы от него, тем меньше он требует вашего внимания. Но когда вы приближаетесь к нему, а затем идете прямо к нему, вы понимаете, что внутри этого изящно вылепленного лица есть живая душа. Это почти нервирует.
Так приятна фигура, которую Лермонтов вырезает здесь, под рябиной, что тысячи людей не смогли устоять перед соблазном сесть на колени поэта. Бронза на верхней половине его бедер стерлась и стерлась до блестящего блеска.
Конечно, демократичность садов скульптур означает, что среди деревьев и кустов можно найти самых разных людей. Павший Иосиф Сталин с позорно оторванным носом стоит недалеко от Феликса Держинского, первого руководителя советской тайной полиции.
Сталин, памятник которому сейчас стоит в составе скульптурной группы, включающей «тюрьму» из каменных лиц, обвивающих его сзади полукругом, раньше стоял в Измайловском парке. Дзержинский когда-то стоял перед тем, что сейчас является штаб-квартирой ФСБ — бывшего КГБ, НКВД, ГПУ и ЧК — и время от времени ходят активные слухи, что он может быть туда когда-нибудь возвращен.
Джон Фридман
Памятники Иосифу Сталину и Феликсу Дзержинскому в парке искусств Музеон окружены сзади каменными головами, выглядывающими из скульптурной тюрьмы.
Эти люди оказали глубокое влияние на русское искусство и культуру. Вспомните, если хотите, судьбы режиссера Всеволода Мейерхольда, писателя-абсурдиста Даниила Хармса, поэта Осипа Мандельштама, прозаика Исаака Бабеля, поэта Николая Клюева, художника Григория Гуркина, писателя Бориса Пильняка, певца и композитора Газиза Альмухаметова, поэта Николая Гумилева, поэта Александр Введенский, драматург и прозаик Сергей Чавайн, драматург Сергей Третьяков, поэт-авангардист Николай Олейников, прозаик Иван Катаев, драматург Владимир Киршон, поэт Борис Корнилов, прозаик Александр Тарасов-Родионов, музыковед Николай Жиляев, и, ну, этот список можно продолжать и продолжать. на.
Каждый из этих людей погиб от рук советских спецслужб в период с 1918 по 1940 год. Ни один из них не представлен в Музеоне, хотя можно было бы считать, что именно эти люди смотрят в спину Сталина из скульптурной тюрьмы .
Если не принимать во внимание этот объезд — один, повторяю, неотъемлемая часть планировки парка — Музеон превращается в сказочную летнюю прогулку.