Содержание
Достопримечательности Александровского сада в Москве – «Незабываемая Москва»
Александровский сад – парково-прогулочная зона, основанная в центре Москвы по инициативе императора Александра I, в 1821 году. Автор проекта Кремлевских садов (так первоначально назывался зеленый массив площадью 8,8 га) – главный архитектор «фасадической» части» города, Осип Бове. Роскошный архитектурный комплекс, посвященный победе России в войне 1812 года, расположен на месте старого русла реки Неглинки и части ее правого берега. Верхний, Средний и Нижний парки, объединенные в единую композицию, стали называть Александровским садом только в 1856 году.
Верхний сад
Верхний сад – северная часть парка, протянувшаяся от Манежной площади к Троицкому мосту до Кутафьей башни. Протяженность аллей, расположенных параллельно и перпендикулярно кремлевским стенам, составляет 350 метров. От здания Исторического государственного музея отделен чугунной оградой и воротами, украшенными золочеными символами победы.
Чугунные ворота Александровского сада
Ограда и центральные ворота Александровского сада отлиты из черного чугуна, декоративные элементы, символизирующие военные победы России, – из золоченой бронзы. Четыре вершины входных ворот венчают двуглавые орлы с молниями (перунами) в лапах. Автор использовал древнегреческие и римские символы для стилизации решетки – головы львов, горгонейоны (головы горгоны Медузы), для столбов – фасции из переплетенных прутьев, лабрисы (боевые топоры). Массивная ограда и декоративные элементы изготовлены на Чесменском чугунолитейном заводе по проекту архитектора Евгения Паскаля.
Могила Неизвестного Солдата и Вечный огонь
Могила Неизвестного Солдата – дань памяти воинам, павшим в Великой Отечественной войне. 3 декабря 1966 года прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы у станции Крюково и торжественно перезахоронен в Александровском саду. Над надгробной плитой установлен мемориал, спроектированный скульптором Н. Томским и группой московских архитекторов. Автор строки «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» – Сергей Михалков. Вечный огонь, доставленный из Ленинграда, зажег генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев. С 1997 года у Мемориала несет службу Почетный караул.
Итальянский грот
Грот «Руины» – арочное сооружение из гранита и кирпича, символизирующее возрождение Москвы после войны 1812 года. Для оформления пьедестала автор проекта Осип Бове использовал фрагменты разрушенных городских зданий. Пещера с четырьмя белыми колоннами, расположенными у входа, возвышается на насыпном холме (больверке). Мемориал украшен барельефом с воинской символикой, изображениями мифологических существ. На высоких подмостках установлены мраморные скульптуры львов. Итальянский грот – одна из главных достопримечательностей парка и символ военного триумфа России.
Памятник-обелиск в честь 300-летия воцарения Дома Романовых
Обелиск, установленный в память 300-летия дома Романовых, имеет трагическую историю. Торжественная церемония открытия состоялась 10 июня 1914 года, а уже в 1918 году, после революции, мемориал переделали в «памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Символы Российской империи сбили, на их месте выгравировали фамилии мыслителей и политиков. В 2013 году обелиск разобрали для восстановления первоначального облика, но реставрация прошла крайне неудачно. Современные архитекторы считают, что исторический памятник утрачен.
Памятник Патриарху Ермогену
Памятник Святому Гермогену (Ермогену), представляющий собой скульптурное изображение патриарха в полный рост, открыт 25 мая 2013 года, в честь 100-летия со дня его канонизации. Авторы проекта – скульптур С. А. Щербаков, архитектор – И. Н. Воскресенский. Патриарх сыграл значимую роль в избавлении Москвы от польского присутствия – с его благословения сформировалось народное ополчение Минина и Пожарского, при нем была обретена икона Казанской Божией матери, особо почитаемая святыня православной церкви. Памятник Гермогену расположен неподалеку от фонтана «4 времени года».
Фонтанный комплекс
Фонтанный комплекс открыт в Александровском саду в 1996 году. В декоративную водную композицию входят центральные фонтаны «Гейзер», «Река Неглинная», «Улитка», «Завеса» и ряд небольших водопадов, образующих единый архитектурный ансамбль. Автор скульптур «Времена года», «Герои сказок», «Русалка» – Зураб Церетели. Несмотря на критику горожан, связанную с нарушением исторического облика центра Москвы, группа фонтанов приобрела статус одной из главных достопримечательностей города. После весеннего запуска «Гейзера» подключаются все другие фонтаны столицы.
Средний сад
Средний сад протянулся на 382 метра, от Троицкой до Боровицкой башни. Этот участок парковой зоны открылся в 1822 году, на год позже Верхнего сада. В XVI-XVII веках в этой части находился Государев аптекарский сад, где культивировались целебные растения. Сегодня в этом секторе расположены билетные кассы музеев, поэтому тут всегда оживленная обстановка.
Кутафья башня
Кутафья башня – фортификационное строение, входящее в кремлевский оборонительный комплекс. Кирпичное сооружение возведено в 1516 году под руководством итальянского архитектора Алевиза Фрязина. Первоначальное предназначение объекта – защита въезда на Троицкий мост. В XVII веке постройку украсили ажурным верхом и провели реставрацию. В дальнейшем башня подверглась еще нескольким реконструкциям, в результате чего в ее стенах не осталось первоначальных кирпичей. Башня расположена с западной стороны Кремля, центральная часть обращена в сторону Александровского сада.
Троицкий мост
Троицкий каменный мост, соединяющий переход между Кутафьей башней и Троицкими воротами, был возведен, по предположению историков, в 1475 году. В 1516 году мост перестроили, заменив камень красным кирпичом. Строительством девятипролетного моста руководил итальянский архитектор Алевиз Фрязин. В XVII веке мост перекрыли деревянным шлагбаумом, чтобы предупредить свободное прохождение на территорию Кремля. В 1901 году мост подвергся капитальной реконструкции и в таком виде сохранился до наших дней. У современного моста – один арочный проход, отсутствуют сходы и лестничные марши.
Памятник Александру I
Памятник Александру I, спроектированный скульптором С. Щербаковым, торжественно открыт 20 ноября 2014 года. С именем императора связана победа над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Торжественная церемония приурочена к 200-летию вхождения русских войск во главе с Александром I в Париж. Скульптурный монумент из бронзы, выдержанный в классическом стиле, смотрится монументально и величественно. Император представлен в парадном мундире, в левой руке – эфес шпаги, а правая нога попирает французское оружие. Постамент украшен барельефом с фрагментами побед русской армии.
Нижний сад
Нижний сад открылся в 1823 году. Небольшой участок территории длиной 132 метра расположен за Боровицким мостом и первоначально простирался до Водовозной башни Кремля (там, где река Неглинная впадала в Москву-реку). Через столетие, когда строился Большой каменный мост, эта часть сада была срезана. Здесь нет прогулочных зон, памятников и мест отдыха. Единственное, что напоминает о старинном саде, – стройные ряды цветущих лип.
Достопримечательности Александровского сада, исторические и современные, образуют уникальный архитектурно-парковый ансамбль. Здесь находятся памятники, обелиски и монументы, посвященные воинским победам России, выдающимся личностям и полководцам. Аллеи с ухоженными деревьями, поляны с цветами, причудливые клумбы и фонтаны, расположенные в разных частях сада, придают комплексу нарядный вид и располагают к приятному отдыху. Александровский сад, красивый и ухоженный во все времена года, продолжает оставаться излюбленным местом отдыха москвичей и гостей столицы.
Александровский сад — У Господа нет на Земле других рук, кроме наших — LiveJournal
«В Александровском саду ветер клейкими листами
И далёкими гудками шепчет нам, что на роду.
В этих правилах простых нам предписано от века
Оставаться человеком в обстоятельствах любых.» (О.Митяев)
Александровский сад — парк в самом центре Москвы. Датой основания принято считать 1812 год на месте реки Неглинной.
Пожалуй, это самый «центральный» парк столицы, «центральнее» его разве что Тайницкий сад на территории Кремля. Люди внизу с зонтиками это не потому, что дождь, а потому, что китайцы.
Мы входим в Александровский сад через главные ворота возле гостиницы «Москва».
На главных воротах Александровского сада мы видим фасции — атрибут царской власти.
Слева от нас — Могила Неизвестного Солдата, Вечный Огонь и Пост № 1.
Гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев.
Справа от аллеи городов-героев — стелла из красного гранита в честь городов воинской славы. Стела представляет собой блок на гранитном постаменте, схожий с блоками аллеи городов-героев, длиной около 10 метров. Названия 40 городов воинской славы разбиты на столбцы по 4 города в каждом.
Грот «Руины». Памятник победы над Наполеоном и одновременно памятник возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года. Создан в 1841 г., архитектор — Осип Бове.
Крылья грота выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией.
В южной части грота имеется лестница, ведущая на смотровую площадку с двумя скульптурами львов.
Возле смотровой площадки виден памятник-обелиск дому Романовых, установленный в годовщину 300-летия династии. Когда-то на его месте находился памятник Робеспьеру, поставленный в Москве большевиками 3 ноября 1918 года. Он простоял ровно четыре дня, и был взорван чьей-то злой рукой. Хотя некоторые газеты утверждали, что памятник взорвался сам по себе.
Памятник состоит из двух частей. Четырехгранный обелиск из финского гранита увенчан двуглавым орлом. Вверху самого обелиска располагается герб бояр Романовых — грифон с мечом и щитом. Ниже написаны имена царей и императоров из дома Романовых от Михаила Фёдоровича до Николая II.
Совсем недавно в Александровском саду появился Памятник патриарху Гермогену (Ермогену). Роль этого патриарха Всея Руси в истории России периода Смутного времени близка по масштабу роли Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Поляки поместили его под стражу. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр они насильно свели Патриарха Гермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.
На одном боковом барельефе — сцена изгнания Гермогеном бояр, просящих его благословения перейти в подданство польскому королевичу Владиславу.
На другом изображена сцена избрания Михаила Федоровича Романова царём всея Руси.
Русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Не дождавшись освобождения Москвы, Ермоген умер от голода.
Вид от памятника на грот. Вон на тех лавочках, как мне думается, Маргарита беседовала с Азазелло. Где-то здесь же происходили первые сцены романа Бориса Акунина «Азазель».
Здесь всегда что-то цветет, ароматы дурманят. Я думаю, что это гортензии, но не настаиваю.
На границе с Манежной Площадью установлен фонтан Церетели «Гейзер». Он оправдывает свое название благодаря своим мощным струям, которые не статичны по времени, а постоянно пульсируют — то резко взлетают вверх, то падают вниз, скрываясь от глаз. Именно так ведут себя гейзеры вулканов. Фонтан «Гейзер» является главным столичным фонтаном. По сложившейся с 1997 года традиции, именно здесь проходят торжества по случаю открытия фонтанного сезона в Москве.
Каждый год, в один и тот же день и час, а именно 30 апреля в 17 часов по московскому времени, мэр города произносит фразу «Фонтаны включить!» и выливает в фонтанную чашу «Гейзера» воду из хрустального рога, навстречу которой начинают бить мощные струи. Главной составляющей фонтана «Гейзер» является скульптурная группа, состоящая из четырех коней, олицетворяющих собой годовые сезоны. Именно поэтому у водной конструкции существует еще одно название — фонтан «Четыре времени года».
Какое удовольствие в жару пройти вот по этому водяному коридору. Вон то опасное лицо восточной национальности мой друг Хайом.
Прямо над фонтаном — здание Манежа. В 1996 г. в процессе реконструкции Манежной площади вдоль ограды Верхнего сада был сооружён искусственный водоём с фонтанами и скульптурами, имитирующий русло реки Неглинной.
По течению этой «реки» расположены скульптуры того же Зураба Церетели. Это те редкие его скульптуры, которые не вызывают у меня раздражения. Кажется, я не первый, кто их фотографирует. Сейчас мы их рассмотрим поближе все.
Я нигде не нашёл их точных названий. Ну эта пусть будет «Жар-птица».
Эта называется «Старик и Золотая рыбка».
Здесь мы видим Ивана-Царевича, который наконец нашел свою лучшую половину.
Просто Утка с утятками.
Здесь всё просто. «Лиса и Журавль».
Это не из сказки, а просто так. Я думаю, что Медведь объясняет Волку: «Ну во-о-от такую рыбу до этого поймал. Не эту, маленькую, а во-о-от такую!» Волк понимает, что он врет.
Это может «Алёнушка», а может «Лорелея».
«Баба с журавлём» или «Царевна-лебедь».
И ещё скульптура под мостом, которую видно только с одной стороны.
Вот она поближе. Наверное, «Русалочка». Фотография старая, потому что сейчас она облеплена какой-то противной тиной.
Моя аккуратная медвежонка всегда умудряется одеться так, чтобы вписаться в цветовую гамму фотосессии.
Буйство сирени. Это правильный мир.
Вентиляционная решётка реки Неглинной, стилизованная под античный жертвенник.
Сады на месте русла убранной под землю реки Неглинки были разбиты по проекту архитектора Осипа Бове в 1820—1823 годах в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Работы начались по указу императора Александра I и сады (Верхний, Средний и Нижний, разделённые Троицким и Боровицким мостами) были названы в его честь в 1856 году, до этого сады были Кремлёвскими.
Александровский сад состоит из трёх частей — Верхний, Средний и Нижний. В Верхнем находится всё, в Среднем памятник Александру I, а в Нижнем ничего нет, да и вообще он закрыт.
Памятник императору Александру I — бронзовая скульптура работы скульптора Салавата Щербакова. Открыта совсем недавно, 20 ноября 2014 года в Александровском саду, недалеко от Боровицких ворот. Это первый памятник Александру I в Москве.
Проект монумента определялся по итогам конкурса, в котором участвовали 8 скульпторов, в том числе Зураб Церетели. Конкурсанты представили по несколько вариантов, затем были определены финалисты конкурса.
Итоговый проект памятника выбирали из работ Салавата Щербакова, Андрея Ковальчука и Александра Рукавишникова путём закрытого голосования.
Памятник представляет собой скульптуру Александра I в парадной форме, стоящую на постаменте. В руках император держит шпагу, под его ногами лежит вражеское оружие, на плечи наброшен плащ.
Все фотографии этого года, сняты на этой неделе, кроме нескольких с цветами. Должен же я был показать, что здесь цветет в другое время года.
Под конец послушаем хорошую песню Олега Митяева.
Другие усадьбы и парки:
Усадьба Абрамцево
Усадьба Алтуфьево
Усадьба Архангельское
Усадьба Большие Вяземы
Усадьба Боблово
Усадьба Братцево
Усадьба Валуево
Усадьба Дубровицы
Усадьба Захарово
Усадьба Знаменское-Губайлово
Усадьба Кусково
Усадьба Ленинские Горки
Усадьба Люблино
Усадьба Мелихово
Усадьба Мураново
Усадьба Остафьево
Усадьба Свиблово
Усадьба Середниково
Усадьба Тараканово
Усадьба Узкое
Усадьба Усачёвых-Найдёновых
Усадьба Ховрино (Грачёвка)
Усадьба Шахматово
Усадьба Ярополец-Гончаровых
Музей-заповедник Коломенское
Музей-заповедник Царицыно
Александровский сад
Екатерининский парк
Лефортовский парк
Нескучный сад
Парк искусств Музеон
ЦПКиО имени Горького
Памятники в Александровском саду в Санкт-Петербурге, Россия
- Главная
- Достопримечательности
- Памятники и памятники
- Памятники выдающимся людям
- Памятники в Александровском саду
Александровский сад был открыт в 1874 году и вскоре стал очень популярен среди местных жителей. Согласно сообщениям современников, пустая скамейка была редкостью. В 1880 году Санкт-Петербургская городская дума решила дополнительно украсить сад бюстами известных деятелей науки и литературы.
Памятник Михаилу Лермонтову (поэту) в Александровском саду
Памятник Николаю Гоголю (писателю) в Александровском саду
jpg»>
Памятник Николаю Пржевальскому (землепроходцу) в Александровском саду
Долго и горячо обсуждался список претендентов на эту награду, среди них были святые Кирилл и Мефодий, «апостолы славян», установившие первую русскую азбуку, летописец XI века Нестор, поэты Гаврила Державин и Николай Карамзин и эрудит Михаил Ломоносов . В итоге предпочтение было отдано поэтам Михаилу Лермонтову и Василию Жуковскому , писателю Николаю Гоголю, композитору Михаилу Глинке , исследователю и естествоиспытателю Николаю Пржевальскому .
Первым завершенным был бюст Жуковского работы скульптора Василия Крейтана, открытый в восточной части сада к столетию со дня рождения поэта в 1887 году. Жуковский был близок к императорской семье и воспитал юных Александр II. На его пьедестале выгравированы его знаменитые слова: «Поэзия — это бог в священных снах земли».
Следующим, в 1892 году, в западной части сада появился бронзовый бюст исследователя Николая Пржевальского работы Ивана Шредера с фронтоном в виде гранитной скалы, в основании которой лежит верблюд. Однако еще более поразительно досадное сходство Пржевского со Сталиным. На рубеже веков вокруг фонтана в центре сада были установлены бюсты Гоголя и Лермонтова (тоже работы Крейтана), бюст Владимира Пащенко Глинки. Для симметрии четвертый бюст литературоведа Виссарион Белинский , должен был быть установлен, но так и не был завершен. И только столетие спустя, в 1997 году, пустой угол наконец-то занял бюст великого дипломата и государственного деятеля XIX века Александра Горчакова .
Памятник Михаилу Глинке (композитор) в Александровском саду
Памятник Александру Горчакову (государственному деятелю) в Александровском саду
Фрагмент памятника Николаю Пржевальскому (полярнику)
В Александровском саду находятся копии знаменитых античных скульптур Фарнезский Геракл и Фарнезская Флора (привезенные сюда из Таврического дворца), а также мемориальная доска, указывающая на первую трамвайную линию, открытую в Санкт-Петербурге.
Метро: | Адмиралтейская |
---|---|
Как добраться: | От метро повернуть налево, затем снова налево на Малую Морскую улицу. Идите до следующего перекрестка и поверните направо. Вы увидите сад перед собой. |
Что поблизости? | Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Невский проспект, Дворцовая площадь (Дворцовая площадь), Медный всадник |
Александровский сад. Могила Неизвестного Солдата
Требуется обновление
Для воспроизведения мультимедиа вам потребуется либо обновить браузер до последней версии, либо обновить плагин Flash.
Парадные кованые ворота, увенчанные позолоченными двуглавыми орлами, знаменуют главный вход в Александровский сад – один из главных мемориальных парков Москвы. Сады проходят вдоль северо-западной стены Московского Кремля.
Массивные кованые ворота Александровского сада украшены воинскими знаками в память о победе России над Наполеоном в 1812 году. Они выполнены по чертежам архитектора Паскаля. Ведь очень многие гражданские проекты в Москве начала XIX века связаны с именем царя Александра I, при котором была одержана победа над Францией. Именно имя Александра, прежде всего, ассоциировалось у людей с избавлением Европы от Наполеона Бонапарта. В 1820 году царь Александр I дал высочайшее разрешение на устройство декоративных садов вдоль северной стены Кремля. Это был период, когда восстановление страны после разрушительного действия войны стало приоритетом номер один для нации.
Огромная цилиндрическая башня, стоящая у ворот Александровского сада, — это Арсенальная угловая башня. За ним находится склон, ведущий на Красную площадь. Башня увенчана флюгером.
Арсенальная башня — самая мощная из угловых башен Кремля. Первоначально она называлась Собакиной, или Конурной башней, так как за ней находился двор баронов Собакиных. Она была переименована в Арсенальную башню, когда Арсенал был построен по соседству. Стены имеют колоссальную толщину 4 м, а башня 60 м (196 футов) высотой. Он был построен в 1492 году для скрытого оборонительного бойницы через реку Неглинную. Когда-то Неглинная проходила там, где сейчас Александровский сад. Фундамент башни уходит глубоко в землю – под ним находится природный источник, обеспечивающий крепость пресной водой, что задокументировано в архивах как тайник в этой таинственной башне.
Когда кремлевские реставраторы чистили старый колодец под Арсенальной башней, они обнаружили около двухсот каменных ядер, а также уникальные предметы военного обмундирования – каски, стремена и кольчуги. В старину от Арсенальной башни был выход к реке Неглинной. Есть даже предположение, что к башне был тайный доступ на лодке по реке.
Здесь, у подножия Кремлевской стены, находится мрачная архитектурная скульптура – Могила Неизвестного Солдата. Скульптура изображает военную каску рядом с тяжелыми складками флага – рядом с бронзовой пятиконечной звездой стоит Вечный огонь. Этот памятник воинской доблести отмечает могилу Неизвестного солдата – памятник всем павшим в Великой Отечественной войне.
Могила Неизвестного Солдата всегда украшена цветами и венками. Надпись на гранитной плите гробницы гласит: «Ваше имя может быть неизвестно, но ваши дела бессмертны». Слева на стене мемориальная доска с надписью «19».41 – Павшим за Родину – 1945». Вечный огонь, зажженный здесь 9 мая 1967 года, был зажжен от факела, принесенного от Вечного огня на Марсовых полях в Ленинграде (нынешний Санкт-Петербург). Спустя 30 лет Указом Президента Почетный караул – караул-пост №1, ранее дежуривший у Мавзолея Ленина, был переведен на охрану Могилы Неизвестного солдата. Караул несут солдаты Президентского полка, смена происходит каждый час. Национальные праздники всегда отмечаются официальными визитами к Могиле, и здесь традиционно возлагают венки высокопоставленные иностранные гости.
Мемориальная могила Неизвестного солдата установлена в честь всех военнослужащих, павших в Великой Отечественной войне. Он был открыт к 25-летию разгрома немецко-фашистских войск, наступавших на Москву. В 1966 году останки неизвестных воинов, павших при обороне Москвы в 1941 году, были перенесены из братской могилы у 41-километровой разметки Ленинградского шоссе — места, где происходили одни из самых ожесточенных боев Второй мировой войны.