Отец вадим оптина пустынь: Отец Вадим оптина пустынь

Отец Вадим оптина пустынь

Оптина пустынь. Вряд ли сюда едут случайно или оказываются проездом. Расположение монастыря напрочь отметает любую туристическую спонтанность. Он находится в нескольких километрах от Козельска. В сосновом вековом лесу на берегу реки Жиздра.

И даже если вам покажется, что вы собрались сюда случайно – например, вас внезапно озарит идеей туда съездить, или вашим глазам попадется заметочка с маршрутом – не называйте это случайностью. Потому что это – ваше личное невидимое приглашение. И уедете вы отсюда другим человеком. По меньшей мере задумаетесь о многих вещах. Ведь недаром говорят, что это одно из самых почитаемых и намоленных мест Православной Руси. О паломничествах сюда издавна говорили: «В Оптину за опытом».

Оптина пустынь – мужской монастырь, расположенный в Калужской области. Пустынями в старину называли места уединенных монашеских поселений. А Оптина – от имени разбойника Опта, который раскаялся и принял постриг с именем Макарий. Так из предводителей разбойников он стал отцом иноков и основателем новой обители.
Оптина пустынь – это, прежде всего, её старцы. Их всего 14. Сущность старчества заключается в том, что из среды монахов обители избирается опытный в духовной жизни инок. Он становится духовным отцом всей монашеской общины. Наставником старец становится и для мирян, посещающих монастырь. Считается, что все указания старцев следует выполнять, так как они обладают «даром прозорливости». Им бывает открыта воля Божия о каждом обращающемся к ним человеке.
В нашем фильме мы расскажем о таком явлении как старчество, познакомим зрителя с самыми известными Оптинскими старцами и расскажем о нынешнем наставнике оптинских монахов, духовнике Патриарха Кирилла – старце Илии.
Старчество в Оптиной Пустыни не прервалось, оптинские старцы и сегодня молятся за нас. Множество паломников по-прежнему едут за советами к опытным духовникам. И по-прежнему батюшки согревают лаской и молятся за всех скорбящих. Про такие места говорят — намоленное, благодатное или место силы. А еще в Оптиной Пустыни говорят: «Здесь всегда Праздник». Особенно это чувствуется на Пасху и Рождество.

В фильме приняли участие:
Архимандрит Венедикт, наместник монастыря Оптина пустынь
Иеромонах Вадим, насельник монастыря Оптина пустынь
Иеромонах Каллиник, насельник монастыря Оптина пустынь
Алексей Акимов, исцеленный
Дмитрий Глухов, трудник монастыря Оптина пустынь
Мария Мономенова
Ольга Амирова
Иеромонах Варсонофий, насельник монастыря Оптина пустынь
Иеромонах Назарий, насельник монастыря Оптина пустынь
Максим Вепринцев, сотрудник монастыря Оптина пустынь
Режиссер: Георгий Ананов
© Первый канал
Россия, 2016

«С нами произошло нечто, потрясшее до глубины души. Хотим поделиться с Вами об этом.
Сегодня, в воскресный день,(13.11.2016г) мы совершили паломническую поездку в Свято-Введенскую Оптину Пустынь (г. Козельск), приехали к началу Божественной Литургии в Храме Преподобной Марии Египетской. Служба была чудесная, благоговейная тишина и пение братского клироса создавало особое молитвенное, покаянное настроение.
По окончании Литургии, перед началом Св. Причастия, началась проповедь, которую произнес иеродиакон монастыря Лазарь (Демин). Сказав несколько слов по поводу сегодняшнего Евангельского чтения об исцелении гадаринского бесноватого, он затем заявил о том, что Господь наш Иисус Христос ходил не только среди иудеев, но и людей, считавшихся еретиками; Его любовь простиралась на всех. И тут же горе-проповедник неожиданно заявил о своем отношении к католикам: что католики и православные являются христианами, что мы одной веры, а католическая церковь — наша сестра.
Народ стал недоуменно переговариваться. Несколько человек вышли из храма. Некоторые прихожане, стоявшие рядом, предположили, что это читают Послание Патриарха…
Далее о.Лазарь сказал, что причиной разделения Церкви на католиков и православных явилось несправедливое, неканоническое удаление в 691 году с патриаршей кафедры Игнатия и последующее предание его анафеме, а также возведение на патриаршую кафедру православного Патриарха Фотия…( католики поддержали Игнатия).
Много еще было сказано о католиках, но закончил свои заявления о.Лазарь утверждением о необходимости не только совместных молитв с католиками, но и совместных богослужений и Причащения Святых Христовых Тайн, чтобы и их осияла Благодать Божия, пребывающая у православных.
Но проповедь не закончилась на этих заявлениях. Также было сказано, что мусульмане тоже верят в Бога-Отца, но на их языке он называется «Аллах»; к тому же, говорят они на арамейском языке, на котором говорил Христос.
В сильном смущении мы раздумывали о возможности Причастия после такой проповеди. Было удивительно, что из алтаря не вышел никто из отцов, не остановил иеродиакона Лазаря. Правда, после его проповеди был слышен довольно резкий разговор в алтаре. Как нам сказали позже, что несколько недель назад этот же о.Лазарь (Демин) пытался сказать нечто подобное во время своей проповеди, но служащий священник тотчас вышел на амвон и мягко поправил его.»

Разъяснение официального священноначалия Оптиной Пустыни.
«В связи с появлениям и распространением в интернете весьма противоречивой информации о бывшей в воскресенье (13.11.16) проповеди иеродиакона Лазаря (Демина), посчитали нужным на время закрепить на стене сообщества данную публикацию.
Здесь размещена, и при необходимости будет обновляться, ДОСТОВЕРНАЯ информация касательно данного случая.
Проповедь иеродиакона Лазаря шокировала не только многих паломников, но и всю монастырскую братию, которая узнала о ней через некоторое время. На семи листах иеродиакон изложил СВОЕ ЛИЧНОЕ мнение касательно того, как должны православные христиане относиться к иным конфессиям и религиям. Не вдаваясь в подробное изложение его взглядов, надо сказать, что ни с кем свою проповедь иеродиакон не согласовывал (хотя ему было накануне сказано предоставить на рассмотрение текст своей проповеди). Хоть за иеродиаконом Лазарем и ранее братия замечала некоторые странности в некоторых его суждениях, но никто не ожидал, что все настолько запущено.
Действия монастырского начальства на настоящее время следующие:
Распечатка проповеди иерод. Лазаря еще в обед (14 ноября) была перенаправлена архиепископу Феогносту (председателю синодального отдела по монастырям и монашеству).
Вечером (14 ноября) по этому вопросу о. наместник собирал Духовный собор, на котором были приняты предварительные решения: лишить иерод. Лазаря права ношения монашеских одежд с запретом священнослужения. Время длительности такого запрета пока не определено, поскольку многое зависит от решения владыки Феогноста. Лишить возможности в дальнейшем говорить проповеди в монастыре о. Лазаря решили единогласно.
P.S. По мнению некоторых оптинских отцов, причиной такого радикального поведения о. Лазаря послужили действия «оптинских зилотов», которыми в обилии заселены окрестности монастыря. Наблюдая проявления их злобы, граничащей иногда с откровенной глупостью, о. Лазарь, возможно, слишком уклонился в противоположную сторону, что привело его к радикальной мысли о некой «вселенской любви», которая по его мнению должна служить противовесом зилотской ненависти к людям иной веры. Таким образом, феномен о. Лазаря — это своего рода реакция на злобу и глупость зилотов, что ставит его в один ряд с ними, только с противоположным знаком.» https://vk.com/optinaru?w=wall-17454662_13203
Объяснение очень странное.
Справедливые вопросы задает makaryshka
«Согласно их словам, в интернете распространяется «противоречивая» информация насчет призывов иеродиакона Лазаря к евхаристическому общению с латинянами. Позвольте! А какая она противоречивая? У всех написано одно и тоже. Люди, присутствовавшие на «проповеди» либо сами в своих блогах делились с услышанным, либо обращались с письмами в редакции изданий.
» Если «проповедь» о.Лазаря «шокировала» братию, то почему же он более 20 минут вещал ересь с амвона? Братия от шока не могла пошевелится и прогнать взашей лектора? Почему священнослужители не вышли из алтаря и не прекратили беснование брата? КОГО-ТО боялись? Кого? Чьи мысли вынес на публику, согласно словам братии «странный» Лазарь? Чьим «рупором» послужил этот человек? Почему он так привольно вел себя? Вероятно, чувствовал чью-то весомую руку за своей спиной?»
«про «зилотов» каких-то говорится… Уж не имеются ли в виду под эти именем те, кто обличает действия криптокатоликов-оптинцев и их кумиров, таких как патриарх Кирилл и митрополит Иларион, являющиеся, в каком-то смысле тоже рупорами некоего «старца»-почитателя латинян? Кстати, именно те, кто сейчас пытается спрятаться за спиной этого несчастного Лазаря ведут проект на сайте Оптиной, где преподносят людям в качестве толкователей Библии всевозможные еретиков-латинян и раскольников. Зилоты, говорите? «
А у меня несколько другие вопросы.
Иеродиакон Лазарь ничего не сказал своего — он только повторил то, что открыто говорят митрополит Иларион и митрополит Ижевский Викторин. Причем ровно теми же словами в тех же выражениях.
Если иеродиакону запрещено священнослужение и ношение иноческих одежд только за слова , то как тогда относиться к митрополитам, которые эти слова воплощают в действие на глазах у всех?
И еще один вопрос:
«которая узнала о ней через некоторое время. »
Проповедь сказана в воскресенье за Божественной Литургией.
Ээээ???
В общем, начался штурм.
Если не «убить» ОВЦС , он будет убивать Церковь.

Газета Козельск — Статьи — «Спасения хочется»

Молодые всегда тянулись в Оптину пустынь, но в последнее время их можно встретить здесь особенно часто (по нашим наблюдениям). Едут на автобусах, поездах, машинах. Как туристы, паломники, трудники. Едут компаниями, парами, в одиночку. Причем все они проводят в обители достаточно много времени. Мы решили не строить домыслы и не искать объяснений этой тенденции в социологии или психологии (или где еще нынче ищут ответы?), а спросили у девушек и парней прямо: почему модным выставкам и сериалам они предпочитают монастырь?

Александр.  Атеист, наверное

Александр, человек немолодой, но это был первый человек, с которым я заговорил в тот день. Он привлек мое внимание тем, что слишком быстро вышел из Владимирского храма. Я как раз стоял на паперти и искал в толпе паломников, к кому бы пристать с вопросами для материала.  К тому же Александр встал рядом со мной – отсюда ему было удобно снимать на свою видеокамеру купола  Введенского собора.

– Чего-то вы быстро вышли, –  не удержался я.

– Да это жене надо, она верит, по святым местам ездит, а я больше атеист, наверное.

Мне тут больше всего понравилось слово «наверное».

 – Атеист, а места все-равно святыми называете.

– Ну, святые русские места, это же история.

Тут дождик пошел, давно собирался.

– Мы в общем-то только начали по святым местам ездить. Уже были в Дивеево, теперь решили здесь побывать. Надо же куда-то ездить. За границу не очень тянет, свое знать надо.

– И ничего в вашем сердце не екает, когда вы ходите по святым местам?

– Нет, – быстро отвечает Александр,  будто был готов к такому вопросу, – я же говорю, я атеист, еще и коммунист бывший.

На этот раз мне нравится слово «бывший».  Мне хочется с ним поговорить об этом, но тут Александр все-таки заходит в храм, а мое внимание переключается на компанию молодых людей.

Роман, повар

Девушка и двое парней – без зонтов, без плащей, как и нет дождя – медленно обходят святыни обители, могилы старцев, Поклонный крест… Но в глаза бросается не то, что они не замечают дождя и не суетятся, а внешний вид, больше напоминающий вид хиппи. Особенно выделяется один парень – длинные светлые волосы, джинсы, рубашка в клетку.  Подхожу, знакомимся.  Роман калужанин, но уже шесть лет живет в Казани – там нашел жену (улыбчивая скромная девушка немного отошла от нас, чтобы не мешать беседе), устроился работать. «Я повар, последний год пиццу пек, но уводился перед поездкой сюда» – рассказывает Роман.

– А зачем вы вообще в Оптину приехали?

– Ну как?! – удивляется вопросу Роман, –  спасения хочется, – и чуть помедлив, добавляет, – спасения всем.  Мы за духовным кормлением приехали, и персонально к отцу Никону, поговорить, посоветоваться. Святые места посетить к тому же. Вот в Клыково были, сейчас в Шамордино поедем.

За дежурным паломническим объяснением на самом деле скрывалась нетипичная для молодых история. Спустя еще немного времени Роман рассказал:

– Я лично к Богу пришел в зрелом возрасте, ну относительно зрелом, в 19 лет. До этого вообще был далек от веры, меня в ней не воспитывали,  мама до сих пор резко негативно к этому относится. Но ничего страшного, жена зато по-другому смотрит! 

У меня друг есть, он к вере пришел немного раньше меня, но не склонял никогда,  мы просто разговаривали о Боге. А потом… Я помню этот день очень хорошо… Я сидел и читал новости, про то, что в мире происходит, а там какие-то взрывы, войны, наводнения, где-то детей убили, где-то еще что-то, и  я побежал в храм. Увидел в храме батюшку и говорю – я не верю, ну нет у меня веры, а очень хочу, чтоб была, что мне делать, с чего начать? Он мне: «Ты молись, чтоб веру тебе дали». Вот и все. Потом пошло поехало.  Воцерковился.

В Оптину мы уже четвертый раз приезжаем. Сюда тянет, к тому же здесь такая история, даже атеисты едут.

Когда Роман произнес слова «история» и «атеисты» я даже, наверное, побледнел. 

– Вы думаете, что только  история их тянет?

– Искра Божия тянет. Приезжают туристами, а уезжают паломниками. Ну то есть, они сами не осознают, может быть, в какие места приехали, без каких-то христианских мотивов, а потом, может быть, и срабатывает!  История Красной Пасхи многих притягивает, это когда убийство трех монахов произошло здесь в 93-ем году.

– Сегодня молодых именно эта история больше всего, скажем так, «цепляет»?

– Меня больше да. Но старцы тоже.  Когда читаешь изречения, там интересные вещи попадаются: всяк человек ложь и я тож. Такие вот коротенькие красивенькие. А вообще-то, мне кажется, любого человека православного тянет сюда. И это нормально.

Роман с другом и женой уходят в сторону часовни на месте захоронения убиенных в 93-м году монахов.  Дождь по-прежнему льет как из ведра. Но по-прежнему его никто не замечает. Вокруг все как обычно – толпы паломников, окружающие могилы, храмы, кого-нибудь из братии…

Только разве что знаменитые монастырские вороны поутихли.

Андрей,  будущий чиновник.

Андрея  я увидел на скамье возле южной монастырской стены. Вид у него был уставший, но умиротворенный. Трудник   – догадался я. 

И действительно, Андрей уже в третий раз приезжает в Оптину трутником, каждый раз по две недели, нынче послушание проходит в монастырском саду. «Мешков 15 яблок собрали вчера, облепиху собирал еще, исколол все пальцы, –  Андрей не жалуется, это я его попросил рассказать в красках жизнь современного трудника, – но в основном на подсобном хозяйстве работаем, коровники, лошади, кого только нет».

– Много среди трудников молодых?

– Хотелось бы больше, но есть. Наверное, не все молодые готовы в пять утра вставать! – смеется Андрея.

Самому Андрею рано вставать легко. Студенческая привычка. Учится  он в престижном РАНХИГСе,  на государственном управлении.  То есть он будущий чиновник.  «Хотя меня к этому не очень тянет, я бы лучше где-нибудь с людьми работал, а не в Госдуме».

– А что в Оптину тянет?

– Я занимался самбо десять лет, потом травма случилась, лопнул сосуд в голове, после этого здоровье ухудшилось. И есть боязнь умереть без покаяния, так, наверное, сказать можно. Вот и езжу по монастырям. Еще с детства меня отец к вере привел.   

А еще от суеты спасаюсь. В Москве очень бурный трафик, очень много посторонних дел, беготня, интернет, мессенджеры… Сюда приезжаешь, думаешь, к чему вообще все это, все  же бессмысленно. Но потом все равно приходится возвращаться – учеба, родители, которым нужно внимание…

… Мы сидим напротив могил братии монастыря, деревянные и черные железные кресты венчают усыпанные цветами холмики.   Глаза моего собеседника смотрят на все это не глазами паломника, а как бы сквозь кресты, сквозь цветы, так смотрят, что мой следующий вопрос – не хотел бы ты остаться в Оптиной навсегда – отпадает сам собой.

– Приходится как-то держаться веры в миру, не забывать Бога. Конечно, это очень сложно. Потому что страсти одолевают постоянно, – не скрывает Андрей и этого.

– Сейчас столько нападок на Церковь. Это уменьшает шансы найти понимание у сверстников? Возникают с ними споры на тему религии?

– Дьявол очень хитро вообще-то обманул наше молодое поколение, все  негативное идет же в интернете, да и жизнь вся теперь там. Люди даже не понимают, что есть другой мир, что есть Оптина, что вообще есть другая страна и другая жизнь. Все тяжелее объяснять невоцерковленным какую-то суть православия, рассказывать о священниках. Никто не знает даже, что  есть священнослужители, которые воевали, которые много добра делают… Обычно представление о них у молодых людей стереотипное, интернетное.  Но надо отстаивать своих священников, всегда нужно это делать. Я обычно просто объясняю –  вот смотри, ты идешь в магазин за хлебом, но чтобы этот хлеб появился на прилавке, нужны посредники, кто-то его готовит, кто-то привозит.  Без кого-то этого бы хлеба не было.  Священнослужители тоже посредники, без них невозможно совершить Церковных таинств. Священник как проводник соединяет Бога и человека.  

А нападки на Церковь я не знаю какие могут быть – Господь поругаем не бывает.

Колокольный звон сзывает всех на службу.  Андрей извиняется и уходит.  По пути кланяется тем могилкам, на которые так проникновенно смотрел всю беседу.

Ирина, фермер

Ирину я буквально перехватил по пути в Введенский собор, где начиналась служба.  Рядом с девушкой шел маленький мальчик, которому она радостно и трепетно рассказывала о старцах. Так обычно говорят о святых, которые чем-то помогли.

– Я приехала из города Кириши, это под Питером.  Почему приехала? У меня есть три места на земле. Площанская Казанская пустынь в Брянске, Печоры и Оптина. С этими местами в моей жизни очень многое связано.

– А что связано с Оптиной?

– Когда-то в мои руки попала книга «Пасха красная», в этой книге жизнеописание трех убиенных – я почитаю их за святых уже – новомучеников оптинских. Один из них отец Василий (Росляков), в миру Игорь, был капитаном команды сборной СССР по водному поло и показывал хорошие результаты.  Я тоже этим видом спорта занималась. У меня тоже были успехи. И вот на этой почве, собственно говоря, я как бы прикипела к Оптиной. Все сложилось.

Я замечаю, что прекращается дождь. Оптину снова оглушает крик воронья.  Все происходит настолько быстро, словно это спецэффект в кино. Тем сильнее звучат следующие слова Ирины (а ведь кто-то скажет, что этот «спецэффект» намеренно введен автором для усиления сказанного!)

– Книга естественно очень тронула и вот после прочтения мы приехали сюда. И уже совершенно по-другому на это убийство посмотрели.  И, конечно же, Оптинские старцы! Оптинские старцы – это все! Это оплот вообще нашей России, как и Печерские старцы и многие другие старцы. – Ирина смотрит наверх, над куполами стаи больших черных птиц. И добавляет, –  А так, я с Богом уже давно.

Давно – это со школы, с того момента, как ей в руки попал молитвослов.  Потрясение было настолько сильным, что девочка решила теперь молиться перед уроками в школе и тренировками в спортклубе. «Я играла на достаточно высоком уровне. И всегда чувствовала какой-то Покров, связь с Ним, и уже не могла без этого жить».  Воцерковилась же Ирина, как сама говорит, преодолевая «скорби молодости».  Воцерковление было из тех, которые меняют отношение к жизни, а значит и саму жизнь.  Первое что тогда сделала – бросила престижную работу юриста, а ведь подавала большие надежды.   «Быть юристом, значит постоянно идти на компромиссы с совестью. Я поняла, что так больше не могу». Теперь Ирина фермер.

 И певчая в одном из городских храмов.

– Все, я уже в храме, я уже в Церкви, я уже по-другому не дышать, ничего не могу, – признается бывшая юристка, – но, конечно, бывает, что расслабуха какая-то наступает,  но ты просто реально понимаешь –  не, не, не, другой жизни нет, только вот эта жизнь. С Богом.

А хотите действительно чудо?! – вдруг спрашивает Ирина, и я, конечно, не отказываюсь, –  Вот я вам сейчас  расскажу!

У меня после первого ребенка девять лет не было детей,  в какие монастыри мы только с мужем не ездили. Вообще я скажу так – женщины в таких случаях идут теперь или к бабакам или к врачам. Врачи это хорошо, но надо сначала у Бога просить.  И вот мы ездили по монастырям, но ничего не получалось. На девятый год отправились в очередное паломничество. Сначала в Печоры, потом  в Оптину. Я зашла в часовню, где могила отца Василия, стала писать записку и думаю – все, больше не буду просить о детях, ну сколько можно уже, никаких сил не осталось, больше не буду тревожить Всевышнего, есть один сын и Слава Богу. Я не знаю, как моя рука сама написала о ребенке…  Когда мы вернулись из Оптиной, оказалось, что  я беременна. Вот так вот!  Наверное, не только оптинские новомученики помогли, но Оптина была последней точкой. 

Сына назвали Семеном, это ему Ирина рассказывала о старцах по пути в Введенский собор.

… Я не совру и не преувеличу,  если скажу, что в Оптиной можно остановить практически любого паломника, и ты получишь интересную уникальную историю. Остановишь двести человек – тебе расскажут двести историй. Просто место такое – сюда случайные люди не приезжают.  Я, например, еще встретил молодую калужскую актрису, которая приехала в Оптину после того как перечитала Толстого,  еще одна девушка – работает в автомобильной иностранной компании –  решила в святом месте прожить свое День рождение.  А потом мне рассказали про иранца,  который был большим  поклонником современной европейской культуры, но разочаровался в ней. И теперь ездит по России в поисках смыслов. Из Оптиной, говорят, он уехал другим человеком.

В минувшем году у молодых появился еще один повод посетить монастырь под Козельском. Открылся Оптинский лекторий. Известные ученые и все желающие ищут ответы на самые волнующие вопросы. В этом помогают истории известных россиян, которые тоже когда-то приезжали в монастырь за смыслами.   Например, тот же Толстой, впервые будущий классик приехал в обитель еще отроком, и написал здесь свой первый, оставшейся на века, текст, эпитафию на памятнике тетушки.  С отрочества же свою жизнь с обителью связал оппонент Толстого – Константин Леонтьев. «Вы меня больше в Оптину не возите, а то я непременно тут останусь» – говорил он матери. Молодым бывал в Оптиной  еще один известный русский мыслитель В. С. Соловьев,  кстати, именно он привез в обитель Достоевского.  Как эта поездка повлияла на культуру Золотого века, знают все. Молодой, но уже известной «урок светлой веры»  получила здесь Анна Ахматова, поэтесса, без которой трудно себе представить Серебряный век, да и шестидесятников тоже. Будучи молодым человеком, успел прикоснуться к старчеству Михаил Чехов, тот самый Чехов, без актерской системы которого трудно представить рассвет Голливуда.

Максим Васюнов

Святых мужей Как православные священники помогли аннексировать Крым — Meduza

Войска и духовенство православной церкви в Балаклавском районе Севастополя на Крымском полуострове. 1 марта 2014 г.

Scanpix / LETA

Шесть лет назад Россия аннексировала Крым, украинский регион на Черном море. Аннексия произошла после референдума, организованного правительством России, который на сегодняшний день не признан большей частью международного сообщества, включая Украину. За несколько дней до референдума возле украинских военных баз по всему Крыму начали собираться странные группы людей. Помимо пресловутых «зеленых человечков», или вооруженных людей без знаков различия на мундирах, были казаки и священники Русской православной церкви. После серии переговоров у ворот военных баз практически все дислоцированные на полуострове украинские военные сложили оружие. Meduza журналист-расследователь Лилия Яппарова рассказывает о том, как Минобороны России привлекало православных священников к участию в переговорах с украинскими военными во время аннексии Крыма в 2014 году. утром 27 февраля 2014 г. по всему Крымскому полуострову стали появляться группы вооруженных людей без знаков различия. Позже они были идентифицированы как российские военнослужащие. Они перекрыли подъезды к военным базам по всему региону, где дислоцировалось почти 20 тысяч украинских военнослужащих. В последующие недели у ворот военных баз начали собираться странные группы людей. Они называли себя «переговорщиками». Они передали украинским солдатам ультиматум: те, кто не хочет переходить «на сторону крымского правительства», должны сложить оружие, иначе их следует взять штурмом.

Год спустя участники этих событий собрались на вечеринке в доме ветерана ФСБ. Они поделились своими воспоминаниями о тех неспокойных временах, и один из них репетировал стихотворение:

И ворота в гарнизон открываются,

Входит священник с крестом и кадильницей,

За священником стоят казаки, все одетые.

«Кто скажет да, получит награду,

Кто скажет нет, получит порку»

«…И кадило, брошенное им в лицо, наверное», — смеется мужчина, имея в виду сосуд для благовоний, который православные священники несут во время богослужений.

В этом странном стихотворении есть доля правды. По сути, православные священники принимали активное участие в спецоперации, в результате которой Крымский полуостров был присоединен к России.

Переговоры по Крыму

«Мне позвонили и сказали: у нас ситуация в Крыму, ты нам нужен, приезжай», — вспоминает ветеран отряда специального назначения российской военной разведки. Он принимал участие в переговорах с украинскими военными в Крыму в 2014 году. По его словам, в марте 2014 года к переговорам подключились православные священники. «Принято решение вызвать отца Димитрия из Санкт-Петербурга. Мы стали посещать все базы, которые на тот момент были украинскими», — вспоминает он.

Полное имя отца Димитрия — Димитрий Василенков, он заместитель начальника санкт-петербургского епископата, занимающегося вопросами вооруженных сил и правоохранительных органов. Когда он был в Крыму с визитами на украинских военных базах, его сопровождала вооруженная военизированная группа казаков, которые идентифицируют себя с полумилитаризованными общинами, которые традиционно охраняли границы Российской империи.

Казаки приехали в Крым из Красноярска для участия в операции 2014. Украинские воинские части были более восприимчивы к общению с этой странной группой людей, чем с российскими военнослужащими без знаков различия, вспоминает ветеран спецназа. «Они открывали свои ворота благодаря священнику», — говорит он. «Иначе нас бы просто выгнали. Казаки были ответственны за общий переполох: если вокруг вас толпится группа странных российских граждан, вы уже обязаны что-то с этим делать».

Организатор этой группы сообщил, что их основной целью было заставить украинских военных, дислоцированных в Крыму, мирно сложить оружие. «Вы только представьте: священник, казаки, Новый Завет…» — вспоминает мужчина. «Они тоже испугались. Спрашиваешь их: «Эй, ребята, а неужели нам надо начинать убивать друг друга?» А они отвечают: «Нам бы этого не хотелось»». и пророссийские военизированные группировки, когда начались эти переговоры. Ветеран спецназа рассказал «Медузе», что, по его мнению, готовность украинских военных к разговору со священником была вызвана молчанием Киева о том, что они должны делать. «Мы застали их в момент катастрофического, адского стресса. Они были в полном беспорядке, все, кого я там видел. Некоторые пытались звонить в Киев, но Киев не давал никаких ответов», — вспоминает он. Он также признает, что помогло то, что священника и казаков сопровождали как минимум двое мужчин с оружием.

Чудо Божие

Отец Димитрий в беседе с «Медузой» признался, что «бывал в Крыму через Минобороны», но не стал подробно объяснять свою поездку. Он сказал, что спецоперация 2014 года в Крыму удалась благодаря Богу. «Что это может быть, как не чудо Божие? Господь не допустил никакого кровопролития», — говорит он.

Отец Димитрий тесно сотрудничает с казаками и силовиками в России. Он неоднократно бывал на Северном Кавказе и в Южной Осетии, возглавляет приходы, которые обслуживают Росгвардию и Федеральную службу исполнения наказаний.

Отец Димитрий, возможно, участвовал в последних двухнедельных переговорах по Крыму с украинскими войсками. Переговоры продолжались до 24 марта 2014 года. Мы не знаем точно, когда отец Димитрий прибыл в Крым и когда уехал, но на основании его публичных заявлений и имеющихся на тот момент транспортных маршрутов мы смогли установить, что он мог прибыть на полуострове примерно 13 марта 2014 года. Он подтвердил «Медузе» , что уже был в Крыму к 16 марта, в день референдума. Он рассказал нам, что военнослужащие, которых он видел в тот день, были счастливы и улыбались. 23 марта он опубликовал на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» фотографию с подписью «У вежливых людей есть вежливые капелланы», имея в виду титул «вежливые зеленые человечки», который местные крымчане и СМИ начали приписывать вооруженным людям. без знаков различия, которые начали появляться на Крымском полуострове в начале операции. На фото отец Димитрий с мужчиной с оружием позирует перед бронетранспортером. Другой переговорщик, с которым мы разговаривали, сказал нам, что фотография была сделана на украинской военной базе.

Отец Димитрий перед бронемашиной. Март 2014.

Страница Дмитрия Василенкова в социальной сети Вконтакте.

Не исключено, что в переговорах принимал участие Александр Назаров, помощник настоятеля монастыря Оптина Пустынь (на обращение «Медуза » в монастыре от комментариев отказались). Назаров и Дмитрий Василенков (отец Димитрий) вместе работали в Чечне, возили в регион гуманитарную помощь, окропляли святой водой военнослужащих, освящали военную технику и крестили шпионов. И Назаров, и Василенков указом президента награждены орденами Дружбы. Один из Источники «Медузы », присутствовавшие на переговорах, рассказали, что медали получили за «забота в Крыму». Согласно бортовым данным, оба священника вылетели 13 марта 2014 года в российский город Анапу на северном побережье Черного моря, а оттуда могли переправиться на пароме в Крым.

Побрякушки действительно чего-то стоят

Василенков и Назаров были не единственными представителями РПЦ, принимавшими участие в спецоперации в Крыму. «Желающих было много», — сказал бывший силовик, знакомый которого, тоже священник, в том же году поехал в Крым, чтобы присоединиться к переговорной группе. «Вы получаете отдачу в виде заслуг: действительно считается, что такой-то был в Крыму. Поэтому они идут за наградами — побрякушки действительно что-то ценят среди духовенства».

Конкуренция за место среди переговорщиков в то время была настолько высока, что даже рекомендация военных не могла гарантировать проход. «Посторонних на эти мероприятия не пускают, все надо согласовывать заранее. Это почти как процесс торгов для того, кто может участвовать. В каждом епископате есть свои люди, которых они пытаются продвигать — а тут приходит тот, кто просто пытается протолкнуться, и у него не получилось», — смеется знакомый священника. «Когда я узнал об этом [о неудаче священника], я вдоволь над ним посмеялся».

Ветеран ВСУ разговаривал с Meduza и подтвердил, что российские священники вели переговоры с украинскими военными в Крыму в 2014 году. Иван Катькало, представитель Киевского Патриархата Украинской Православной Церкви, а также Климент Крымский Об этом же заявил и архиепископ Симферопольский, возглавляющий Крымский епископат Киевского патриархата УПЦ: «Все переправлялись через Керченский пролив с казаками. Они сели в автобусы в Краснодарском крае, потом поехали в Крым», — вспоминает Климент.

Архиепископ Киевского Патриархата Украинской Православной Церкви Климент у ворот украинской военной базы в селе Перевальное в Крыму. 2 марта 2014.

Иван Секретарев/AP/Scanpix/LETA

Архиепископы Климент и Иван Катькало убеждены, что РПЦ принимала непосредственное участие в крымской спецоперации. «Священники выполняли задания, которые ставились на самом высоком уровне, — говорит Климент.

Другие же собеседники «Медузы» утверждали, что не стоит переоценивать роль РПЦ в событиях 2014 года, поскольку переговорщики находились под непосредственным контролем Минобороны России. Официально священники-переговорщики в Крыму в то время даже не находились на полуострове по работе. У них были выходные, и отец Димитрий даже не просил разрешения приехать в Крым у руководства церкви, по словам одного из Источники Медузы .

Ни в Московском Патриархате, ни в Минобороны России на вопросы «Медузы » не ответили.

Местные сделали свое дело

Не только духовенство из России подтолкнуло к переговорам. Местные крымские священники тоже внесли свою лепту в помощь операции. Крымское духовенство, которое представляло Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, помогало Минобороны России на местах. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата формально автономна, но де-факто подчиняется Москве. «Формально Крым входит в состав украинской церкви, но фактически здесь, конечно, власть у Москвы, — говорит протодиакон Андрей Кураев. «И когда они увидели решительные действия «вежливых зеленых человечков» и беспорядок и неразбериху на стороне Украины, они просто перешли на другую сторону».

«Отец Владимир, отец Вячеслав, отец Ярослав присоединились к ополчению [против Украины] и руководили нами», — вспоминает житель Екатеринбурга Владимир Лобанов, перечисляя местных священников, присоединившихся к пророссийским силам в Крыму в 2014 году.

Другие источники «Медузы » назвали двух местных священников, которые той весной участвовали в переговорах с украинскими военными. «Отец Петр Чайковский лично заходил на сложные военные базы в Бахчисарае [город в Крыму] и разговаривал с ними, — говорит пророссийский активист Константин Кнырик. Отец Петр это отрицает. «Я принимал участие только в молитве святому Луке и никогда не высказывался политически, потому что это было время поста, время молитвы», — говорит он. «Дмитрий Коротков [начальник воинской части Симферопольско-Крымского епископата] принимал активное участие в захвате украинских военных баз, — вспоминает архиепископ Климент.

Климент говорит, что проповедь, которую вели крымские священники Московского Патриархата на территории украинских военных баз, можно охарактеризовать как «идеологически подрывную работу». Эти события он описал «Медузе» : «Когда пришло время, священники Московского Патриархата оказались на территории украинских военных баз, проповедуя о любви и дружбе: «Вы не имеете права стрелять, потому что перед вами стоят ваши Русские братья, и их кровь будет на ваших руках». Климент говорит, что «они открыто работали над тем, чтобы убедить солдат стать дезертирами, и деморализовали украинскую армию своими проповедями».

В Симферопольском и Крымском епископате Московского Патриархата на вопросы «Медузы» ответили, что «духовенство молится за мир на Крымском полуострове и в Украине».

Оружие в соборе

Некоторые крымские соборы стали выполнять функции воинских казарм или использовались для хранения оружия. Источники «Медузы » называют шесть соборов, в которых хранилось оружие, доставленное казаками из Москвы.

«Когда стали приходить казаки [из России], священники в Керчи и Феодосии разрешали им переночевать. Например, они остановились в соборе святого апостола Андрея Первозванного, чтобы там собраться всем вместе, отдохнуть, а затем завершить последний этап пути до границы», — говорит пророссийский активист, агитировавший в Одессе. «Старый собор в Грушевке — там священник встретил казаков и пустил их переночевать», — подтверждает ополченец Сергей Здрилюк. Ту же историю рассказывает член «Отрядов самообороны Крыма» Владимир Лобанов.

Красноярские казаки, сопровождавшие Дмитрия Василенкова, «жили у отца Михаила Ситенко, во Всехсвятской церкви в Феодосии», — говорит один из переговорщиков. Иван Катькало вспоминает, что «казаки останавливались в Симферополе у ​​Петропавловского собора. Когда священники пускают в свою церковь военных с оружием, это перестает быть церковью и становится подотчетной государству организацией», — рассуждает он.

Казаки в Симферополе. 8 марта 2014 г.

Вадим Гирда / AP / Scanpix / LETA

Священник благословляет украинских пограничников в Алексеевке. 21.03.2014.

Сергей Гриц/AP/Scanpix/LETA

Архиепископ Климент также говорит, что вооруженные казаки укрывались в храмах. «То же самое произошло с Успенским монастырем [Свято-Успенский монастырь] в Бахчисарае, который был центром пророссийских сил. Но больше всего запомнился Бахчисарайский собор священника-монаха Каллиника, ныне епископа. Его церковь [в селе Уютное] по сути стала церковью-базой, в которой было оружие, средства защиты, продукты и казармы», — вспоминает Климент.

Епископ Каллиник — понтифик Украинской Православной Церкви, получивший российскую медаль «За оборону Крыма» и занесенный в черный список на украинском сайте Миротворец («Миротворец» переводится как «миротворец» и является массовой инициативой, претендующей на раскрытие персональные данные лиц, которых считают врагами украинского государства). Климент убежден, что участие в спецоперации 2014 года в Крыму позволило Каллинику продвинуться по карьерной лестнице. В 2015 году он был назначен настоятелем Инкерманского монастыря в Крыму, популярного места паломничества. Через четыре года после этого он стал епископом.

Вы молитесь за свой народ, а я за свой

2 марта 2014 года священник Иван Катькало медленно пробирался к входу на украинскую военную базу в крымском селе Перевальное. За ним шел человек, несший небольшой сосуд со святой водой. Они молча прошли мимо группы вооруженных людей в балаклавах. Дойдя до ворот базы, Катькало окропил святой водой стоящих по ту сторону забора украинских солдат. Они молча стояли прямо у ворот. К этому времени украинская военная база уже была окружена российскими войсками.

Спустя две недели большая часть солдат приняла решение вступить в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Катькало вспоминает, что многие из них жаловались ему на то, что не получали никаких указаний из Киева о том, что им делать.

Собор отца Ивана стоял прямо у ворот военной базы в Перевальном. Он входил в состав Киевского патриархата Украинской православной церкви, независимой от Москвы организации. В 2014 году он осудил действия России и благословил украинскую армию «твердо стоять на защите независимости Украины».

В неспокойные первые недели марта священники Киевского Патриархата вели собственные переговоры с украинскими солдатами в Крыму. «Я находился в непосредственном контакте с министром обороны Украины Игорем Тенюхом, и через Министерство обороны [Украины] получил телефоны офицеров, с которыми должен был разговаривать, и пытался организовать эти встречи», — говорит архиепископ Климент. Киевского Патриархата Украинской Православной Церкви. «Те, до кого я дозвонился, пытались вывести свои части из Крыма, они сохранили знамя. А те, кто избегал контакта, приняли решение остаться в российской армии. Не многие были готовы говорить [со мной]».

Климент говорит, что деятельность Киевского патриархата вызвала бурную реакцию со стороны пророссийских сил. Пророссийские силы стали обстреливать храмы, расположенные вблизи военных баз. «Из-за блокады никто не мог войти на [украинские] военные базы, но наши священники могли подойти к украинским солдатам и быть рядом с ними», — говорит архиепископ. «Поэтому первое нападение было направлено на [церковную] общину села Перевальное и Севастопольский приход Священномученика Климента, так как оба находились на территориях украинских военных баз. Они были первыми, кто закрылся, когда российские войска вошли в Крым».

Отец Иван Катькало в Перевальном. 2 марта 2014 г.

Евгений Савилов / AP / Scanpix / LETA

2 марта 2014 г. церковь отца Ивана в Перевальном вместе с соседней военной базой была окружена пророссийскими силами. «Чтобы попасть в церковь, нужно было пробраться через толпу казаков и блокпост, а вокруг церкви стояли «зеленые человечки»!» вспоминает Климент. В последующие дни эти пророссийские силы разбили палатки прямо возле храма и выразили свой протест церкви Киевского патриархата. «Священники Московской Патриархии старались особо не высовываться из толпы, а все организовали, — вспоминает отец Иван.

16 марта 2014 года, в день крымского референдума, в храм приехал священник Московского Патриархата из Севастополя (город на Крымском полуострове), — вспоминает Катькало. Он осмотрел помещение и начал инвентаризацию. Затем он объявил: «С сегодняшнего дня ты молишься за свой народ, а я молюсь за свой». К июню священники Киевского патриархата покинули полуостров, получив угрозы. Со временем приход был передан Московскому Патриархату.

Автор: Liliya Yapparova и под редакцией Alexey Kovalev

Перевод на Olga Zeveleva

  • Share to OR

APERSTRES


9009

ICONTS PELERSLES и PELARSLES.

Принадлежал нашему приходу до его закрытия в 1972 году, позже был переведен в Мельбурн, под церковь Св. Петра и Павла. Икона возвращена в Гонконг о. Игорь Филяновский после открытия нашего прихода.


Частицы святых мощей св. . Иоанна Чудотворца Шанхайского и Сан-Францисского были переданы приходам Русской Православной Церкви в Пекине, Гонконге и Шанхае епископом Сиэтлским Феодосием (Иващенко) в октябре 2008 года. Частица святых мощей святитель вложен в икону святителя Иоанна в храме святых апостолов Петра и Павла.


Икона с частицей святых мощей св. . Гурий Таврический  начальник Пекинской миссии и один из святых покровителей Китая, передан Петропавловскому приходу митрополитом Киевским Владимиром (Сабоданом) в ноябре 2008 года. икона с частицами святых мощей преподобного Серафима Саровского подарена приходу митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием (Даниловым) в мае 2016 года. частица его святых мощей внутри особо почитается прихожанами. Икона была подарена приходу Иркутским православным братством во имя святителя Иннокентия по благословению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима.


   

Икона святого апостола Матфея с частицей святых мощей евангелиста и икона священномученика Зиновия с частицами святых мощей были переданы в дар Церкви протоиереем Сергием Романовым, настоятелем Святого равноапостольного князя Владимира в Москве.


Раковина с частицами святых мощей Апостола Иакова, брата Господня, апостола Андрея Первозванного, частицы гроба Богородицы и Гроба Господня, частицы святых мощей святителей Николая Чудотворца, святителей Иоанна Златоуста, ростовских святителей Димитрия, Игнатия и Исайи, святителей Луки Крымского, святителей Иннокентия Херсонского, святителей Афанасия Ковровского, святителя Игнатия Кавказского, мученика Руфина, Великомученики Флорентийский, Трифон, Константин, Вонифатий, священномученики Геннадий Лисичанский, Николай Искровский, Сергий Васильевский, мученики Кирилл и Прохор Васильевские, преподобные Антоний Великий, преподобный Алексий Карпато-Российский, великомученик Пантелееон, прп. Феодор Зверинец, преподобные Варсонофий Херсонский, преподобная Елена Флорова монастыря, преподобная Анастасия Киевская, преподобный Серафим Глинской пустыни, праведный Иона Одесский, праведный Феодосий f Балта и блаженная Доминика Алешкина.


Крест напрестольный с частицей Честного Древа Животворящего Креста Господня  подарен Православной семинарией Джорданвилля РПЦЗ.


Икона Святых старцев Оптиной Пустыни с частицей святых мощей преподобного Анатолия Оптинского передана в дар ее автором, иконописцем диаконом Владимиром Григорьевым (Санкт-Петербург).


Икона Св. Сптридона Тримифонтского с частью его святых мощей.


Икона Пресвятой Богородицы Гонконгской.  Эта икона символизирует покровительство Божией Матери Гонконгу и Китаю. Пионы у подножия престола с китайским орнаментом символизируют Китай, а цветок гонконгской баухинии (орхидеи) на омофоре Пресвятой Богородицы раскрывает Ее покровительство Гонконгу как городу, соединяющему Церковный Китай и Православие. Церковь по всему миру.
Икона написана петербургским иконописцем Дмитрием Селивановым. Сбор средств на написание иконы проходил по всему миру, значительный вклад внесли православные верующие из Германии в память о первом настоятеле Гонконгского прихода протоиерее Димитрии Успенском. Доску для иконы и некоторые материалы для ее росписи предложила вдова диакона Владимира Григорьева, которая намеревалась начать работу над этим образом.


Икона святого апостола Фомы «Господь мой и Бог мой!» Церковь поместит в икону (левый нижний угол) частицу мощей святого апостола Фомы. Реликвия когда-то принадлежала епископу Досифею (Иванченко).
Иконописец г-жа Синде Ли из Лондона предложила нашей Церкви эту работу и желает выразить признательность г-ну Эйдану Харту из Шропшира, Великобритания, чья икона была использована в качестве прототипа той, что сейчас находится в Святых Петра и Павла, и Елене Антоновой из Просопонской школы в Москве, руководивший написанием этой работы.