Содержание
Калькутта (Колката) — Индия — Планета Земля
Город Калькутта находится на северо-востоке Индии, столица штата Западная Бенгалия, второй по площади город в Индии.
Свое имя город получил от храма богини Кали — Калигат или Колката, как сами бенгальцы называют этот город.
Есть и другие версии происхождения названия деревни, давшей имя городу, но самая устойчивая из них связана с богиней. При взгляде на ее изображение в храме европеец испытывает чувство, близкое к оторопи: разве так должны выглядеть боги? Три багровых глаза на темном лице, свисающий красный язык, на шее ожерелье из мужских голов… В пантеоне индуистских богов Кали — одна из ипостасей супруги (шакти) бога Шивы.
Ее главное имя — Парвати. Она — прекрасная, мудрая и добродетельная богиня-мать, когда на земле царит мир. Если он нарушается, Парвати становится грозной, но все еще прекрасной Дурги, а когда дела уж совсем плохи — принимает вот такой ужасный облик Кали, но — во имя утверждения всеобщей гармонии и справедливости. Поэтому индийцы ничуть не боятся ее, хотя были у Кали столь фанатичные почитатели, как секта тхагов, стремившихся убить как можно больше людей, чтобы усмирить гнев Кали… Без глубокого погружения в историю индуизма нам, наверное, до конца не разобраться с этим индийским культом. А легенда гласит, что однажды бог Вишну в гневе метнул в Кали свой магический диск.
Ее тело разлетелось на 52 части, мизинец правой ноги упал на то самое место, где высится храм. Его здание было возведено в 1809 г., но хижина, считающаяся храмом Кали, стояла на этом месте с XV в., вполне вероятно, что жертвенник, посвященный ей, был здесь и прежде.
Как установлено археологическими раскопками в 35 км к северу от Калькутты, первые поселения стали строиться на этих землях более двух тысяч лет назад. В XVI в. в деревнях вдоль реки Хугли появляются португальцы, голландцы, венецианцы, но честь основателя Калькутты английские историки отдали, естественно, соотечественнику. Итак, в 1687 г. на место, где стояли торговые деревни Колката, Гобиндапур и Сутанати, прибывает старший агент Британской Ост-Индской компании Джоб Чарнок. Дела деревенских коммерсантов шли неплохо, и Чарнок решил: быть здесь британской торговой фактории. Бенгалия тогда входила в Империю Великих Моголов, а деревни принадлежали местным землевладельцам (заминдарам). Права на аренду деревень были проданы Британской Ост-Индской компании в 1698 г. заминдаром Чоудхури по приказу из Дели, резиденции Великих Моголов. Но датой основания города считается 1690 г., когда Чарнок поселился в деревне Сутанати, где открыл по лицензии факторию своей компании, а через два года и умер. В это время по соседству с ним уже были созданы и другие европейские фактории: французская — в Чандернагоре, голландская и армянская — в Чинсурахе, датская — в Серампуре, португальская — в Банделе, греческая — в Ришре и прусская в Бхадешваре. Все это теперь — Калькутта. В 2003 г. Верховный суд Западной Бенгалии постановил, что Чарнок — слишком ничтожная фигура для того, чтобы числиться основателем столь великого города, для чего нужно вычеркнуть его имя из всех исторических «святцев», и больше в Калькутте его имя даже не упоминается, но во всем остальном мире, однако, пока никто не лишил Чарнока этой заслуги. В 1702 г. был построен английский Форт-Уильям (позднее, но еще в XVIII в., он был расширен и перестроен), и вокруг него стал расти город. В 1715 г. могольский двор предоставил британцам право приобрести территории протяженностью 15 км вдоль Хугли. По периметру этой территории компания построила оборонительный ров, который сейчас — его Кольцевая дорога. В 1756 г. бенгальский наваб Сирадж уд-Даул, поддерживаемый Французской Ост-Индской компанией, взял штурмом Форт-Уильям и захватил Калькутту, но в 1757 г. его войско было разбито в битве при Палаши (Плесси) британским полковником Робертом Клайвом. В 1772 г. — 1911 гг. — столица Британской Индии, это время было расцветом Калькутты.
С середины XIX в. Калькутту традиционно делят на Белый и Черный город. Такое деление многое объясняет.
Белый город — это фешенебельные кварталы и соответствующий стиль жизни: образование, карьера, интеллектуальный и спортивный досуг, этикет, скопированный с британского, конечно, с поправкой на традиционные индийские сословные и кастовые понятия. В Белом городе живут, соответственно, «белые воротнички» — бизнесмены, программисты, специалисты во многих других областях. Черный город — это трущобы со всеми вытекающими отсюда нюансами: скученностью, бытовым хаосом, замусоренными улицами, неграмотностью, нищетой, попрошайничеством и мелким мошенничеством. В Белом городе свободно говорят, да и думают, по-английски, в Черном — вавилонское смешение наречий, обычаев и, на первый взгляд, — отсутствие малейшего желания как-то улучшить свою жизнь. В Белом городе всякое приличное жилье оборудовано электронной системой «умный дом», в Черном — умываются прямо в мутных потоках текущих по улицам канав, часто живут в палатках и шалашах.
То же самое, в большей или меньшей степени, можно увидеть и в других больших городах Индии — Мумбаи и Дели. И все же Калькутта имеет по сравнению с ними свои особенности. Славу интеллектуальной столицы Индии этот город обрел еще в XIX в. Здесь жили многие выдающиеся мыслители, поэты и писатели, и среди них — Рабиндранат Тагор (1861-1941 гг. ), писатель, поэт, переводивший свои стихи на английский язык, композитор, художник, философ-гуманист и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1913 г.). Его и других выдающихся деятелей индийской культуры — Ишвара Чандра Видьясагара, Банкима Чандра Чаттопадхая, Мадхусудана Датта, Кази Назрула, Сарата Чандра Чаттопадхая — в Индии почтительно называют деятелями бенгальского Ренессанса. В Калькутте в 1857 г. был открыт первый в Южной Азии университет. Его выпускниками были многие выдающиеся индийские ученые и государственные мужи. Традиции, заложенные этими людьми, живы: такого трепетного отношения к художественному слову, как в Калькутте, нет больше нигде в Индии, это заметно по большому количеству поэтических клубов и книжных магазинов, здесь проходит одна из крупнейших в мире книжных ярмарок. В городе 14 университетов, множество институтов, колледжей, самый высокий в стране уровень компьютеризации рабочих мест.
С таким наследием, какое Калькутта приобрела в XIX в. , она могла бы оставаться счастливой культурной жемчужиной Индии на все времена. Однако вмешались политические и социальные проблемы. В 1911 г. столица Индии была перенесена в Дели — из-за особенностей климата Калькутты, расположенной в болотистой дельте Ганга (здесь случаются эпидемии малярии). Вслед за государственными чиновниками из Калькутты уехали и самые богатые люди — «отцы города». После раздела в 1947 г. Британской Индии на независимую путешествие в Индию и Пакистан около 4 млн беженцев из Восточной Бенгалии (затем — Восточный Пакистан, с 1956 г. — Бангладеш), провинции Пакистана, устремились в Бенгалию Западную, прежде всего — в Калькутту. Вторая (1965 г.) и третья (1971 г.) индо-пакистанские войны еще более осложнили эту ситуацию, она стала практически неуправляемой. Таким положением вещей не преминули воспользоваться индийские коммунисты. С 1977 по 2011 г. штатом Западная Бенгалия управляли они. В Калькутте и сегодня можно увидеть красные флаги, есть улицы Ленина, К. Маркса, Хошимина, коммунистическая символика и лозунги характерны для большинства калькуттских граффити. И все же за последние полтора года город стал заметно меняться к лучшему: на улицах становится чище, реставрируются крайне запущенные за 34 года памятники колониальной архитектуры, а главное — приняты новые социальные программы, в том числе программа строительства доступного жилья.
Общая информация
Город на северо-востоке Индии, столица штата Западная Бенгалия, второй по площади город в Индии после города Мумбаи.
С 2001 г. по постановлению правительства Западной Бенгалии официальное название города изменено на Колката, что более соответствует, по мнению правительства, бенгальскому произношению, но в мире это название пока не закрепилось.
Год основания: 1690 г.
Административно-территориальное деление: 3 муниципальные корпорации, куда входит 39 местных муниципалитетов и 24 панчаята (панчаят — совет во главе храма, касты, вообще любой общины).
В агломерацию Калькутты входит 72 города, 527 поселков и деревень.
Языки: бенгальский (официальный), английский, хинди, урду.
Этнический состав: большинство населения — бенгали, а также марвари, бихари и представители других народов Индии; англо-индийцы, китайцы, армяне, греки, евреи.
Религии: индуизм — 77,68%, ислам — 20,27%, христианство — 0,88%, джайнизм — 0,46 %, другие верования — 0,71%.
Денежная единица: индийская рупия.
Крупнейшая река: Хугли (один из рукавов дельты Ганга).
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Нетаджи Субхас Чандра Боса.
Цифры
Площадь: 185 км2, агломерация — 1886,67 км2.
Население: 4 486679 чел. (2011 г.), агломерация — 14 112 536 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 24 252,3 чел/км2, агломерация — 7480,1 чел/км2.
Самая высокая точка: 9 м над у/м.
Климат и погода
Тропический.
Средняя температура января: — 18.6°С.
Средняя температура июля: +29°С.
Среднегодовое количество осадков: 1781 мм.
Сезон дождей: июнь — сентябрь.
Возможны ураганы.
Город находится в сейсмоопасной области.
Экономика
Крупный промышленный, банковский и финансовый центр.
Портовая индустрия (Калькуттский порт, хотя и расположен в 145 км от Бенгальского залива, считается одновременно и речным, и морским, а в его аванпорт Халдиа (80 км от залива) заходят и крупнотоннажные океанские суда). Русло Хугли постоянно углубляется.
Промышленность: сталелитейная, машиностроительная (в том числе производство электроники), цементная, химическая, фармацевтическая, джутовая, текстильная, пищевая.
Разработка инновационных информационных технологий.
Сфера услуг: банковские и финансовые.
Достопримечательности
■ Форт-Уильям (XVIII в.).
■ Калигат (Колката) — храм богини Кали (1809 г).
■ Кафедральный собор Св. Павла англиканской Церкви Северной Индии (неоготика, 1847 г.).
■ Церковь Св. Иоанна (1697 г.) в г. Чинсуре, входящем в агломерацию Калькутты, принадлежит армянской апостольской церкви.
■ Мечеть Накхода (1926 г.).
■ Дом Матери (бывшая штаб-квартира Матери Терезы и место ее упокоения).
■ Обитель Матери Терезы для нуждающихся — Нирмалхридайя («Чистое сердце»).
■ Площадь БиБиДи Багх (Далхоузи): Здание писателей и Главный почтамт.
■ Майдан (площадь-парк в центре города, где проводятся главные городские праздники).
■ Мемориал Виктории (1921 г., музей, посвященный истории Британской Индии).
■ Здание Верховного суда (неоготика, 1872 г.).
■ Монумент Шахид Минар, возведен в 1825 г. в честь главы Британской Ост-Индской компании Дэвида Очтерлони, с 1969 г. считается памятником Борцам за независимость Индии.
■ Мраморный дворец (1835 г).
■ Джорасанко — центр бенгальской культуры и искусства XIX в. и дом Рабиндраната Тагора.
■ Мост Ховрах (Хаура)(1943г).
■ Индийский музей (основан в 1874 г.) — 40 галерей.
■ Национальная библиотека, одна из крупнейших библиотек мира (более 8 млн книг).
■ Кумар Тули — район ремесленников.
■ Ботанический сад (заложен в 1786 г.), с рощей Великий Баньян.
■ Парки: Центральный, Рабиндра Саробар, Джодхпур, Миллениум, Бидханнагар, сады Иден (площадки для крикета).
Любопытные факты
■ Знаменитая католическая монахиня Мать Тереза (1910-1997 гг.), лауреат Нобелевской премии мира (1979 г.), прожила в Калькутте много лет. В 1948 г. она основала здесь конкрегацию «Сестры миссионерки любви», которая и по сей день оказывает помощь бедным и больным, независимо от их вероисповедания и национальности.
■ История о «черной яме» («дыре») — одна из самых известных городских легенд Калькутты. По версии многих английских исторических источников, в 1756 г. по приказу Си-раджа уд-Даула 146 пленных английских солдат были брошены в маленькую камеру размером 14 на 18 футов (один английский фут равен 0,3048 м), где в первую же ночь 123 из них умерли от удушья и ранений. Легенда изобилует душераздирающими подробностями об агонии умирающих и о том, как живые не могли даже на сантиметр отстраниться от мертвых. Сомнения в достоверности этой истории существовали с самого начала ее появления, а в 1900 г. комиссия из независимых ученых, представлявших семь стран, тщательно расследовала обстоятельства, связанные с «черной ямой», и пришла к выводу, что все это — по крайней мере очень сильное преувеличение, а скорее всего — полный вымысел. Свои выводы комиссия доложила английскому губернатору. В ответ он приказал установить на Майдане бетонную плиту… с перечислением всех подробностей легенды о «черной яме» в трактовке английских историков.
■ Здание Писателей называется так потому, что, когда в Калькутту в XVIII в. приезжали на работу молодые служащие Британской Ост-Индской компании, их называли «писателями». Для них и было построено это здание, стоящее, как считается, на месте «черной ямы».
Путеводитель по Индии
Калькутта – самый индийский город. 100 великих городов мира [litres]
Калькутта – самый индийский город
Музей королевы Виктории
Калькутта – сравнительно молодой город, ему всего лишь чуть больше 300 лет, а возникновение его связано с деятельностью Ост-Индской компании. В конце 1687 года Д. Чарноб, служащий компании, получил от правившей в Дели династии Великих Моголов разрешение основать в деревушке Сутанути, которая славилась своими ярмарками, торговую факторию. Учреждение фактории состоялось в 1690 году, который и принято считать датой официального рождения Калькутты.
Основатель города Д. Чарноб и предположить не мог, какое значение для Индии будет иметь заложенный им порт. Сам он потом женился на бенгальской девушке, перенял индийский образ жизни, правил суд под баньяном и мирно окончил свои дни под его зеленой листвой. Гробница в старой церквушке Святого Джона – единственная вещественная память об основателе Калькутты.
Через шесть лет для охраны фактории англичане построили крепость – форт Уильям, а еще через три года им было даровано право собственности на земли, где располагалась эта фактория. Ост-Индская компания процветала здесь до середины XVIII века, а потом ее земли были захвачены правителем Бенгалии. Однако уже через полгода англичане вернули свои владения, и Калькутта стала столицей Британской Индии, оставаясь ею до 1911 года.
От английского владычества в Калькутте остался «Мемориал Виктории» – одна из главных достопримечательностей города. Первый камень в основание мемориала был заложен будущим королем Георгом V в 1906 году, а все строительство закончилось к 1921 году. Но еще долгие годы продолжалась отделка мемориала, и четыре его боковых купола были завершены лишь в 1935-м.
«Мемориал Виктории» окружен небольшим парком с прудами, каналами, посыпанными ярко-красным песком аллейками и геометрически подстриженными кустами. На полпути к главному входу посетителей встречает сама королева, восседающая на бронзовом троне со скипетром в руке и при всех остальных королевских регалиях. Это одна из немногих статуй колониального периода, которая сохранилась в Индии после обретения страной независимости[57]. Когда-то неподалеку от статуи королевы Виктории стояла еще одна – вице-короля Индии лорда Керзона. Она была окружена аллегорическими символами Коммерции, Мира, Сельского хозяйства и Борьбы с бедностью.
«Виктория-мемориал» высится огромной белой глыбой, обрамленной изумрудной зеленью лужаек. Символика его прямолинейна без всяких затей: чистота мрамора символизировала чистоту помыслов Британской империи, помпезность и размеры сооружения – ее мощь и незыблемость.
Все роскошные залы мемориала так или иначе посвящены королеве Виктории: в них выставлено много ее личных вещей – туалеты, стол и кресло, седло, сбруя ее лошади и т. д. В отдельном зале представлена портретная галерея, где из тяжелых золоченых рам смотрят на посетителей британские правители. Здесь же демонстрируется полотно русского художника В. Верещагина «Въезд принца Уэлльского в Джайпур в 1876 году»: все путеводители с гордостью сообщают, что это самое большое художественное полотно в Индии, написанное маслом.
Знаменитый на всю Индию Калькуттский ботанический сад тоже остался от колониальных времен. Он был заложен в 1786 году на средства Ост-Индской компании полковником Р. Кидом, который был его первым директором и хранителем. Сад создавался для изучения индийской флоры, поэтому в нем представлено около 40 000 видов растений, но главное его чудо и главная гордость – Великий Баньян, предмет зависти многих ботанических садов. Великий Баньян – это целая роща, площадь которой равняется примерно 2 гектарам, и она продолжает расширяться. Гуляя в ней, совершенно забываешь о том, что это – всего одно дерево.
Начало Великого Баньяна традиция относит к 1769 году. Когда его впервые увидели англичане, это был маленький росток, возле которого в состоянии медитации сидел отшельник. Через 150 лет его ствол-родоначальник, уже изъеденный грибком, упал во время циклона, но осталось 600 его «детей». Сейчас это поистине великое чудо природы: огромные ветки Баньяна растут параллельно земле, а на высоте нескольких метров тянутся серые веревки воздушных корней, на которых можно даже покачаться. Врастая в землю, эти воздушные корни образуют что-то вроде эстакад, которые разбегаются в разные стороны: на сегодняшний день их более 1100.
Главная улица исторической части Калькутты – нескончаемая Чауринги, которая сейчас носит имя Джавахарлала Неру. Когда-то здесь были густые джунгли, в которых водились тигры и леопарды, медведи и дикие кабаны, буйволы и олени. В болотах кишели крокодилы, а окрестности оглашались воем волков и воплями обезьян. Пешеходная дорожка неприметно вилась по краю зарослей, по ней и шли многочисленные паломники, направляясь в знаменитый на всю страну храм богини Кали.
Когда здесь высадились англичане, им долгое время было не до благоустройства города. Только с возведением военного форта Уильям джунгли потеснились: территория перед фортом была расчищена на расстояние пушечного выстрела, чтобы никто не мог внезапно атаковать его. На месте тропы паломников проложили улицу, которая вполне могла бы соперничать с улицами многих европейских столиц того времени, так как специально приглашенные из Италии архитекторы застроили ее великолепными дворцами. В 1859 году это была единственная в Калькутте широкая улица – просторная, тщательно подметенная, освещаемая газовыми фонарями.
Второй стороны у улицы Чауринги вовсе нет. Прямо за трамвайной линией раскинулось поросшее травой поле площадью 2?3 километра – очень неровное и все в ухабах. В центре его разрослась дубовая роща. Рассказывают, что рано утром, когда окрестности еще окутаны туманом, здесь собираются местные «йоги» – но не святые отшельники, а просто богатые люди. Для дыхательных упражнений нужен чистый воздух, а здесь он самый чистый в городе.
Калькутта считается самым противоречивым городом Индии. Это целый мир, который включает в себя все: небоскребы и лачуги, дорогие рестораны и людей, готовящих себе еду на костре, роскошные отели и спящих на асфальте бездомных, японские и американские автомобили и рикш… Говоря о Калькутте, сами бенгальцы утверждают, что все здесь – «самое-самое» и здесь всего – больше всего: больше, чем в других индийских городах, поэтов и нищих, дервишей и музыкантов, торговцев и художников…
В Калькутте огромные силуэты современных зданий соседствуют с викторианскими постройками англичан. Когда-то это был просто западный город с чисто европейской архитектурой – даже без всякой примеси внешних традиций. Англичане пытались воспроизвести на земле древней Индии города доброй старой Англии, и Калькутта стала тем местом, где Запад встретился с Востоком, причем не в переносном смысле.
На месте старинной деревушки вырос гордый английский город – символ западной цивилизации, технического прогресса и эстетики. Но Индия поглотила этот город: особняки английского стиля до неузнаваемости обжиты временем и людьми, некогда роскошные здания превратились во что-то невообразимое – в каких-то облупившихся монстров, истлевших и полуразрушенных не только от неумолимого бега времени, и при этом наскоро заштопанных современными подручными строительными материалами индийского производства. В Калькутте, например, нередко можно увидеть великолепный портал с колоннами, которые снизу доверху обклеены пестрыми плакатами и афишами.
И многотысячная людская толпа кругом: торгующая, едущая на велосипедах, несущая на своих головах самые разнообразные грузы… Турист может ходить по улицам Калькутты, лишь глядя себе под ноги, как в горах: стоит отвлечься лишь на секунду, как тут же угодишь в лужу или наступишь на лежащего человека, столкнешься с бегущим рикшей или попадешь под машину. Но сами индийцы, обладающие удивительной пластикой, не только не сталкиваются в этой многотысячной толпе, но даже не касаются друг друга.
Калькутта – город не для тех, кто ищет обычного туристского отдыха и развлечений. Здесь надо прожить не один месяц, съесть не один пуд едкого здешнего перца, чтобы сквозь контрасты богатства и нищеты разглядеть другие стороны величественного города – многоликого и многорукого, как его древние боги.
Калькутта – город, посвященный богине Кали, и название его переводится как «место Кали», «обитель Кали». Изображения богини смотрят на вас из каждого магазина и дома, из каждой лавки и мастерской. Самый большой храм города – Калигхат – это массивный, двухступенчатый столп серовато-белого цвета (высота его около 10 метров). Сооружен он сравнительно недавно, в 1809 году, а предыдущий храм находился в полутора километрах отсюда.
В глубине храма находится алтарь, на котором стоит голова богини Кали: три кроваво-красных глаза на черном лице, белые зубы и свисающий красный язык. На шее богини – гирлянды цветов и ожерелье из человеческих голов, и хотя они, конечно же, не настоящие, все равно становится как-то не по себе.
«Великая мать Кали» – так называют свою богиню индуисты. Кали (Черная) – одно из бесчисленных воплощений Парвати – супруги бога Шивы. Прекрасная, добродетельная, дарительница благ, покровительница семейной жизни, богиня может принимать множество различных обликов. Когда на земле умножается зло, она приходит в облике грозной, но прекрасной богини Дурги. Но если богиня разгневается сильно, появляется самая страшная ее ипостась – Кали. Тогда голова ее упирается в небеса, три глаза наливаются кровью и горят гневом, на шее развевается страшная гирлянда из черепов или отрезанных мужских голов. И пока Кали не упьется кровью своих жертв, никто во всей Вселенной, даже боги, не могут ее укротить, а люди трепещут от ужаса. Темными ночами ни один индиец не отважится пойти на гхат, где вершат свои оргии пожирательницы трупов – спутницы богини Кали.
Здесь следует немного сказать и о «душителях Кали» – тхагах. Эта секта проповедовала учение, главное правило которого – убивать как можно больше людей для усмирения гнева богини Кали. Для достижения своей цели они используют все средства: обман, ложные клятвы, самые ужасные коварства… Тхаги вкрадываются в доверие, вызывают на дружеские откровения, а потом приводят в исполнение задуманное. Секта тхагов в течение многих столетий оставалась неизвестной, и считается, что английская администрация покончила с ней только в конце 1860-х годов.
Приближение к храму Калигхат чувствуется за несколько кварталов. По мнению местных жителей, главная достопримечательность Калькутты именно здесь, в Кумар Тули – самом «индийском» квартале, о котором большинство туристов и не подозревает. Это, впрочем, и неудивительно, ведь Кумар Тули – всего лишь крохотный пятачок в городе-гиганте. Застроен этот квартал в основном 2—3-этажными домами, первые этажи которых со стороны улицы занимают маленькие магазинчики. За ними прячется целый лабиринт комнат, коридоров и каморок, где работают и живут со своими семьями несколько тысяч скульпторов, изготавливающих богов.
Вот уже более 200 лет в мастерских Кумар Тули ежегодно появляется на свет бесчисленное количество статуй Шивы, богини Кали, шестиголового бога войны Сканды и слоноголового бога мудрости Ганеши, а также других богов индуистского пантеона. Из рук искусных ваятелей, чье мастерство отточено веками, выходят не поделки, а настоящие произведения искусства – маленькие и большие. Некоторые из них такие крупные, что из-за тесноты магазинчиков их выставляют прямо на улице, причем за сохранность можно не беспокоиться. Каждый индиец, проходящий по Кумар Тули, почитает статуи, как если бы это были настоящие боги.
Кроме храма Калигхат, в Калькутте мало других больших храмов, которые бы считались памятниками архитектуры. И это довольно странно для 12-миллионного города и для почти поголовно верующего населения. Однако по всей Калькутте разбросано великое множество небольших храмиков, рассчитанных будто бы на одного человека. И это вполне устраивает жителей бенгальской столицы, ведь в каждом доме и в каждой лавке есть свой «иконостас». В Индии особенно заметно, что религия – дело глубоко личное, поэтому сидящий перед маленьким храмом человек среди потока несущихся машин – явление вполне обычное для индийца. Это европейцу трудно понять, как можно сосредоточиться на возвышенном среди мирской суеты.
Росту и процветанию Калькутты во все времена способствовало ее выгодное географическое местоположение на реке Хугли, одном из рукавов дельты Ганга, – главной транспортной артерии на севере Индии. Но Ганг еще и священная река для каждого индийца, и на санскрите название ее женского рода – Ганга. Древняя легенда гласит, что
небесная река Ганга с благоволения бога Шивы сошла на землю, чтобы подвергнуть очищению прах 60 000 сыновей царя Сагары, которые были наказаны за непомерную гордыню и прегрешения. Покинув горные лабиринты Гималаев, Ганга спустилась к подножию их и через северные равнины отправилась на юго-восток. В древнем литературно-эпическом памятнике «Пуранах» говорится, что Ганга вытекает из пальца на ноге бога Вишну, поэтому ее часто называют «Дочерью повелителя Гималаев», «Рожденной из ступни Вишну» и другими именами.
Ганг называют колыбелью индийской цивилизации, с незапамятных времен он почитался как священная река. Миллионы индийцев ежегодно совершают паломничество к этому природному святилищу, каждый стремится совершить здесь ритуальное омовение, которое очистит его от всех грехов. А если жизнь индийца прервется на берегах Ганга и его здесь кремируют, то это будет самым великим даром небес. «О, божественный Ганг, дарующий счастье, восхваляем тебя вновь и вновь!» – так поется в священных индуистских гимнах.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
САМЫЙ ПЕРВЫЙ ГОРОД. ИЕРИХОН И ЧАТАЛ-ГУЮК
САМЫЙ ПЕРВЫЙ ГОРОД. ИЕРИХОН И ЧАТАЛ-ГУЮК
Среди вопросов, которые задавали себе историки и археологи, весьма важным был такой: когда люди поняли, что им выгоднее и удобнее жить в городе, под защитой каменных стен, в безопасности от врагов?В общем и целом на этот вопрос можно
Индийский поход
Индийский поход
Это последнее военное предприятие Александра оказалось неудачным и завершено не было. Но именно при его подготовке и случился тот знаменитый эпизод, когда Александр приказал сжечь всю военную добычу, чтобы побудить воинов к захвату новой. По словам
Париж, самый невикторианский город
Париж, самый невикторианский город
Берти влюбился во Францию еще тринадцатилетним мальчиком. Он приехал в Париж с королевским визитом к Наполеону III и понял, что дворцы не обязательно должны быть такими скучными, как у его родителей. Королева Виктория и принц Альберт
8.5.7. Город Сузы, еще одна столица Царства Пресвитера Иоанна — это город Суздаль
8.5.7. Город Сузы, еще одна столица Царства Пресвитера Иоанна — это город Суздаль
Выше мы рассмотрели одно из Писем Пресвитера Иоанна. Но это письмо — не единственное. Писем Пресвитера Иоанна известно несколько. В других своих письмах к иностранным государям, например к
4.
Небольшой германский город Трир и «Великий город Трев» старых летописей
4. Небольшой германский город Трир и «Великий город Трев» старых летописей
В Германии, на реке Мозель, есть известный город Трир. Небольшой город имеет древнюю историю. Сегодня он называется ТРИР (TRIER), но ранее его именовали TREBETA, TREVES, AUGUSTA TREVERORUM [1341], с. 4. В скалигеровской
ИНДИЙСКИЙ ЛЕГИОН
ИНДИЙСКИЙ ЛЕГИОН
Первоначально сформированное в апреле 1943 года как 950-й индийский пехотный полк Вермахта, это соединение состояло из захваченных в плен индийцев — из числа тех, что сражались в рядах англичан в Северной Африке. В ноябре 1944 года подразделение было передано
ИНДИЙСКИЙ ПОХОД
ИНДИЙСКИЙ ПОХОД
Страна Индия является для нас сегодня определенным понятием. Нам известны ее размеры и линия ее берегов. И величайшие реки, протекающие по ней, известны нам так же, как и расположенные в ней города. Не меньше нам известно о политических и социальных
Самый древний город в Индии[94]
Самый древний город в Индии[94]
На узкой бесплодной полосе земли, расположенной между течением реки Инда и каналом Западный Нар, высятся холмы Мохенджо-Даро, что значит в переводе «холм смерти». И действительно, в районе Мохенджо-Даро жить почти невозможно. Зимой здесь дуют
Глава 9 Калькутта: очередной город мирового значения
Глава 9
Калькутта: очередной город мирового значения
Низко нависшие муссонные тучи заволокли небо; казалось, наступил ноябрьский вечер. И снова я ехал в автобусе по насыпи, вдоль которой с обеих сторон вереницами тянулись подернутые ряской и пеной, затхлые водяные ямы.
«Самый умышленный город на свете»
«Самый умышленный город на свете»
Если российская столица с ее расточительной аристократией представляла собой труднопреодолимый соблазн для выдающихся живописцев Европы, то Петербург как «проект» был заветной мечтой архитекторов: совершенно новый город, помимо
Самый «трамвайный» город
Самый «трамвайный» город
«Подарите трамвай!» С этой просьбой к Советскому правительству в начале 70-х годов обратилось голландское Общество рельсового транспорта. Оно открывало международный музей и просило «выслать… в качестве дара один из устаревших трамвайных
История Калькутты: город радости
Калькутта, столица Западной Бенгалии, расположена в восточной части Индии и является одним из самых известных городов Индии. Благодаря своему стратегическому расположению город в прошлом был свидетелем нескольких значительных политических и социальных подъемов, и поэтому его история занимает важное место в хронологическом описании всего сценария Индийского субконтинента и остального мира. Калькутта также испытала некоторые из очень известных монархических, а также бюрократических правил, которые глубоко повлияли на ее культуру.
Древние истоки
Хотя археологи считают, что Калькутта была заселена более двух тысяч лет, ее задокументированная история начинается только после прибытия Британской Ост-Индской компании в 1690 году. Древние свидетельства свидетельствуют о том, что Калькутта была устоявшимся торговым центром задолго до прибытия Делийского султаната. , Моголы, португальцы, французы или британцы. Истоки города восходят к периоду Маурья и Гупта. Город также упоминается в древнем эпосе Махабхарата.
Из Каликаты в Калькутту
Считается, что Каликата было древним названием города и произошло от бенгальского слова «Каликшетра», что означает «Земля богини Кали». Также существует мнение, что город получил свое название от места своего первоначального поселения на берегу канала (хала). Британцы дали городу название Калькутта, которое является англизированной версией бенгальского названия Каликата. В 2001 году правительство Индии переименовало Калькутту в Калькутту.
Источник
Колониальная эпоха
В 1690 году агент Ост-Индской компании Джоб Чарнок впервые приехал в город и купил у местного помещика три деревни (Сутанути, Калькутта, Гобиндапур). В 1699 году Ост-Индская компания начала развивать город как город президентства и назвала его Калькуттой. Власть британцев в Калькутте стала мощной после того, как в 1772 году она была провозглашена столицей Британской Индии. Город подвергся быстрой индустриализации. Ричард Уэлсли, генерал-губернатор Калькутты, усердно работал над архитектурой города и превратил его в «Город дворцов». Это была эпоха сильного британского влияния на культуру Калькутты.
Источник
Борьба за независимость
С распространением образования и вестернизацией началась фаза «Возрождения» в Бенгалии. Было проведено множество движений за социальные реформы, и растущее интеллектуальное население начало понимать значение свободы, и город стал центром борьбы Индии за независимость. Все трения привели к переносу столицы Британской Индии в Дели. Даже после передачи Калькутта оставалась крупным центром торговли и борьбы за независимость.
История и культура
Благодаря своей обширной истории и богатым традициям Калькутта стала культурной и интеллектуальной столицей Индии. Бенгальцы любят поэзию, музыку, театр, кино и искусство. В Калькутте много художественных галерей, музеев, исторических зданий, фильмов и музыкальных постановок. Дурга Пуджа — самое экстравагантное религиозное празднование в городе, когда улицы превращаются в ослепительные калейдоскопы, а мужчины и женщины погружаются в цвета Вермиллиона. На улицах горят миллионы фонарей, а огромные красочные глиняные статуи богини Дурги выставлены в открытых павильонах, называемых пандалами.
Источник
Архитектура и структура
Калькутта является домом для многих исторических зданий и построек, которые были объявлены «сооружениями наследия». Мемориал Виктории, Дворец Раджа Рам Мохан, Форт-Уильям, Белур Математика и Дом писателей являются одними из самых значительных исторических зданий в городе. Многие строения украшают классические индо-исламские и индо-сарацинские архитектурные мотивы.
Источник
Сегодня Калькутта представляет собой шумный мегаполис с подземным метро, высотными зданиями, оживленной ночной жизнью и большими корпоративными офисами. Тем не менее, город по-прежнему мастерски поддерживает свой статус культурной столицы Индии, с многочисленными сувенирами колониального прошлого города, разбросанными по всей длине города.
Узнайте больше о Калькутте —
Культурная столица Индии
Изучение города радости
Исторические места в Калькутте
О компании — Фонд Калькутты
С 1995 года Calcutta Foundation работает над укреплением малообеспеченных слоев населения в Калькутте и ее окрестностях.
Первоначально созданная как организация для поддержки музыкального обучения детей-сирот, в 1995 году, когда Шамлу Дудежа взяла на себя ответственность за Фонд Калькутты, она решила выйти за рамки оркестра и заняться благотворительной деятельностью в своем сообществе. Собирая средства на содержание оркестра, она начала работать над поддержкой других малообеспеченных слоев населения в городе, а впоследствии зарегистрировала организацию как фонд для увеличения ее эффективности — становится одним из старейших фондов Калькутты.
На протяжении 25 лет Фонд Калькутты проводит новаторскую работу по оказанию широкой поддержки недостаточно обслуживаемым сообществам в Западной Бенгалии. Под покровительством Стива Во, губернатора Западной Бенгалии, а также нескольких фондов и отдельных лиц, мы становились все сильнее и сильнее. Признавая, что прогресс женщин зависит от прогресса их семей, мы работали почти с 500 000 человек, 90 048 семей и сообществ.
Тесное сотрудничество с населением Западной Бенгалии в течение 25 лет позволило нам создать сильную сеть женщин в 21 округе Западной Бенгалии. Мы работаем вместе с этими женщинами, чтобы преодолевать препятствия и добиваться прогресса в этих сообществах. Наша сила как организации заключается в наших отношениях с нашим сообществом — в нашей способности оказывать прямое влияние на низовой уровень.
Фонд SHE
SHE — дочерний фонд Calcutta Foundation. Шамлу Дудеджа провел годы, возрождая Kantha, простую бегущую строчку сельской Бенгалии. Нанимая тысячи женщин-ремесленниц в сельской Бенге, SHE основывалась на философии «Dwaar per Rozi», (или доход на пороге). Женщины заняты изготовлением одежды, настенных ковров и других потрясающих вышитых тканей, продаваемых коллекцией Малики Kantha. Фонд SHE работает над благополучием и прогрессом сельских женщин-ремесленников посредством проектов и других усилий по развитию сообщества.
Посмотреть нашу коллекцию
Сегодня Фонд Калькутты живет наследием сострадания, феминизма и действия
Саумья и Махима Варма взяли на себя семейное наследие, чтобы продолжать взаимодействовать с женщинами Бенгалии и продолжать свою борьбу за гендерное равенство в Индии.
Мы верим в многоаспектный подход к социальным изменениям — в то время как мы предлагаем немедленную помощь для краткосрочного благосостояния, наши более крупные проекты CF одновременно работают над созданием долгосрочного воздействия на уровне сообщества, поддерживая 4 столпа нашей философии.