Содержание
Храмы
- Предстоятель
- Биография Патриарха Кирилла Патриархия
- Наместник
- История монастыря
- Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь
- Оптинские старцы
- Общая страница Наследие Обретение мощей
- Новомученики и исповедники
- Жития Статьи, документы
- Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
- 3D-экскурсия
- Храмы
- Паломникам
- Автобус в Оптину Проживание паломников Экскурсии по монастырю План монастыря и скита
- Проповеди
- Молитвослов
- Библиотека
- Книги, статьи Ноты Исповедный листок
- Публикации
- Аудиогалерея
- Аудио-трансляция Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы
- Видеогалерея
- Фотогалерея
- Пожертвования
- Сделать пожертвование Реквизиты монастыря
- Поиск по сайту
Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству
Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте
Официальный сайт Шамординского монастыря
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
пт, 16 декабря
3 декабря ст. ст.
Прп. Саввы Сторожевского (1406).
Заложение основания памятника Ф.М.Достоевскому
Духовные беседы с паломниками
все видеоролики →
В настоящее время в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов.
В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.
Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время восстанавливается.
Оптина Пустынь – Официальный сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря
- Предстоятель
- Биография Патриарха Кирилла Патриархия
- Наместник
- История монастыря
- Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь
- Оптинские старцы
- Общая страница Наследие Обретение мощей
- Новомученики и исповедники
- Жития Статьи, документы
- Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
- 3D-экскурсия
- Храмы
- Паломникам
- Автобус в Оптину Проживание паломников Экскурсии по монастырю План монастыря и скита
- Проповеди
- Молитвослов
- Библиотека
- Книги, статьи Ноты Исповедный листок
- Публикации
- Аудиогалерея
- Аудио-трансляция Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы
- Видеогалерея
- Фотогалерея
- Пожертвования
- Сделать пожертвование Реквизиты монастыря
- Поиск по сайту
Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте
Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству
Будьте осторожны!
В сети интернет существует сайт «Оптина Пустынь — Живая летопись», администраторами которого является околоцерковная группа людей, не имеющих к монастырю Оптина пустынь никакого отношения.
Подробнее →
Московское подворье
Подворье в Санкт-Петербурге
Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит.
преп. Никон
Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение.
преп. Амвросий
О монастырской жизни должно не семь раз, но семьдесят раз хорошенько обдумать, и потом уже однажды навсегда решиться вступить в обитель святую на жизнь монашескую.
преп. Антоний
Часовня Трех Убитых Монахов Оптиной Монастыри Оптина Пустынь Буквально Оптина Фото ©OlyaSolodenko 383
0
Изображения
ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты
Инструменты
Предприятие
Цены
Все изображения
ВойтиРегистрация
Уже есть аккаунт 9001
создать аккаунт? Войти
Я согласен с Соглашением о членстве Получать рассылку и специальные предложения
Часовня трех убитых монахов в Оптиной пустыни. Optina Pustyn (буквально ermitage от Opta)-восточный ортодоксальный монастырь возле Козельск в России
-Фото Olyasolodenko
- Найти аналогичные изображения
- 383
0
Roy Эта же серия:
Спасо-Преображенский храм Оптиной Лавры. Оптина пустынь (буквально «Оптинский скит») — восточно-православный монастырь недалеко от Козельска в России. Надвратная церковь Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Оптина пустынь (буквально «Оптинский скит») — восточно-православный монастырь недалеко от Козельска в России. Надвратная церковь Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Оптина пустынь (буквально «Оптинский скит») — восточно-православный монастырь недалеко от Козельска в России. Надвратная церковь Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Оптина пустынь (буквально Оптинская пустынь) — восточно-православный монастырь недалеко от Козельска в РоссииПреображенский храм Оптиной пустыни. Оптина пустынь (буквально «Оптинский скит») — восточно-православный монастырь недалеко от Козельска в России. Надвратная церковь Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Оптина пустынь (буквально скит Оптиной) — восточно-православный монастырь недалеко от Козельска в РоссииЦерковь Николая Чудотворца в Толжском монастыре в Ярославле, РоссияЧасовня трех убитых монахов в Оптиной пустыни. Оптина Пустынь (буквально Оптинская пустынь) — православный монастырь под Козельском в РоссииЦерковь Святителя Николая Чудотворца в Толжском монастыре в Ярославле, РоссияТроицкий собор Спасо-Тихоновского монастыря в Задонске, РоссияСпасо-Чудотворный монастырь в селе Клыково, Калужская область , РоссияСвятая Канавка в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в Дивеево, Россия
Подробнее
Информация об использовании
Вы можете использовать эту бесплатную фотографию «Часовня трех убитых монахов в Оптиной пустыни. Оптина пустынь (буквально «Оптинский скит») — восточно-православный монастырь недалеко от Козельска в России» в личных и коммерческих целях. согласно стандартной или расширенной лицензии. Стандартная лицензия распространяется на большинство вариантов использования, включая рекламу, дизайн пользовательского интерфейса и упаковку продуктов, и позволяет издавать до 500 000 печатных копий. Расширенная лицензия разрешает все варианты использования в рамках Стандартной лицензии с неограниченными правами печати и позволяет вам использовать загруженные стоковые изображения для продажи товаров, перепродажи продукта или бесплатного распространения.
Вы можете купить эту фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 3701×5552. Дата загрузки: 17 июня, 2020
DepositPhotos
Язык
Информация
- Часто задаваемые вопросы
- Все документы
- Доступны на
- на
- .
- Доступны на
- . Журнал
- +49-800-000-42-21
- Контакты
- Depositphotos Отзывы
Контакты и поддержка
© 2009-2022. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.
Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.
Старец Варсонофий Оптинский — Беседы с духовными чадами Часть I
2 января 1911 г.
Слава Господу!
Мы добрались до Праздников. Нынешние дни называются «Святками», то есть святыми
дней, так как Церковь посвящает их празднованию Рождества Пресвятой Богородицы.
Спаситель мира.
Но страшно подумать о том, что сейчас происходит в мире!
и разврат.
У Гоголя есть рассказ под названием «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
В ней описывается, как по незначительным поводам двое друзей поссорились на протяжении всего
всю свою жизнь, израсходовали все свои средства на судебные дела и обнищали,
если только преследовать друг друга. Грустная история! Гоголь заканчивает свой рассказ словами:
— Утомительно жить на этом свете, сэр!
Мы переживаем страшные времена: люди восстают друг на друга,
часто не жалея ни отношений, ни дружбы. Они восстают против законных
власти; все попирается — вера, добродетель и скромность. непокорность
увеличилось после провозглашения всех видов свобод при Александре II. Его
не утомительно, а страшно жить на этом свете-с! Но опять же, это делает
не следует, что следует впадать в отчаяние по этому поводу. Еще хуже было в
прошлое. Что касается настоящего, то все еще уляжется. Еще не время
антихрист.
Театр в настоящее время действует на душу развращающим образом, так как такие
в нем разыгрываются безнравственные вещи, как «Анафема» Андреева и подобные пьесы.
Господь милостив, но и справедлив. В Священном Писании сказано: «Господь не будет
осмеяны» (ср. Гал. 6:7). Он долго будет терпеть грехи и беззакония, но
если человек не хочет исправиться, Он накажет нечестивого внезапным
смерть. «В каком состоянии Я найду тебя, в таком и буду судить тебя», — говорит Господь. Ужасный
будет судьба человека, который внезапно умирает, совершая грехи.
Один богач, женившийся на бедной девушке, вскоре после этого начал дразнить ее на каждом шагу.
пути и предался распутной жизни. Однажды он был в театре на аморальном
показывать. В антракте он подошел к буфету, взял бокал вина и вдруг
упал замертво. Как предстанет такая душа на суд Божий?!
Или вот еще похожий случай. Однажды в Вене в Ринк-театре каком-то
разыгрывалось богохульное шоу. Внезапно вспыхнул пожар, который быстро распространился по всей
здание, и погибло большое количество людей. Потрясающее впечатление было
произведенное зрелищем, когда масса гробов позже последовала один за другим на кладбище.
И какова была загробная судьба этих людей? Страшно подумать!
Теперь все дозволено, и театральные представления разыгрываются даже на больших пирах.
Ранее спектакли в публичных театрах в праздничные дни не шли. Я помню, как однажды
в Казани на праздник Николая Чудотворца разрешалось представление. Внезапно огонь
вспыхнуло за кулисами, что вызвало всеобщую панику. Однако не было
человеческие жертвы — Господь милостив, по молитвам святителя. Для
долгое время после этого зрелища не разрешались на праздник святителя Николая Чудотворца.
Когда я был в мире, я любил оперу. Хорошая, серьезная музыка доставляла мне удовольствие и
У меня всегда был абонемент — место в оркестре. Позже, когда я узнал о
разные, духовные утешения, опера перестала меня интересовать. Когда клапан
сердца закрывается для восприятия мирских наслаждений, открывается другой клапан
для получения духовных радостей.
Но как это приобрести? Прежде всего миром и любовью к ближнему:
Милосердие долготерпит и милосердствует; милосердие не завидует; любовь не хвалится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, нелегко
раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всего надеется, все переносит. Благотворительность никогда не угасает…
(1 Кор. 13:4-8). Потом терпением. Кто будет спасен? Тот, кто терпит
конец спасется (Мф. 10:22). Кроме того, отказавшись от такого греховного
удовольствия, как, например, игра в карты, танцы и т. д.
Одному человеку приснились люди, танцующие кадриль, и ангел Господень научил
ему, говоря: «Посмотрите, что они делают». И увидел: «Господи, это
фактически осквернение Креста Христова». По сути, французская кадриль была
выдуманный в эпоху революции, чтобы попирать Крест, — видите ли, либо
его танцуют четыре или восемь человек, так что получается крест.
Похожий сон приснился схимонахине. Ей показалось, что танцоров поглотило
пламенем и обвитые веревками, и демоны прыгали и злорадствовали над
уничтожение народа.
Так что теперь «Святки», но какая резкая разница между празднующими
эти святые дни в мире и в монастыре. Там, в мире, они
служить врагу; здесь в монастыре идет богослужение. Пока в мире
беззакония достигают наибольшей степени развития, в монастыре
есть радость и мир в Господе. Торжественные церковные службы трогают душу и располагают
начать сильнее ощущать всю безграничную благость Господа, Который
теперь рождается от Невесты Божьей, Девы Марии. В нашем монастыре природа
сама располагает к тихой радости о Господе.
В то же время, когда людей в мире привлекает мирская литература, часто
аморального содержания, в монастырях есть чтение Псалтири и,
в свободное время Жития святых. Когда я вошел в монастырь, желание
возникло во мне желание перечитать всю нашу классику. Я открыл это Старейшине, но он
запретил мне. Я рад теперь, что внял его мудрому совету, так как желание занять
Я с мирской литературой был врагом леской, чтобы пробудить во мне
воспоминания о мирской жизни и, может быть, сожаления о ней. я не хочу говорить
что чтение произведений наших великих писателей есть грех, но есть чтение, которое
полезнее и поучительнее. Во-первых, чтение Псалтири — это
Книга написана святым Царем и пророком Давидом по настоянию Святого Духа.
Сам пророк Давид говорит: Мой язык — перо быстро пишущего писца
(Пс. 44:1). А Жития святых — незаменимые чтения, благотворно действующие
на душу, особенно если читать их по-славянски.
В настоящее время многие не понимают славянского языка, а между тем
оно несравненно красивее и богаче русского. Один эксперт сравнил славянские
и русским и сказал, что между ними такая разница, как между
великолепный собор и простая деревенская церковь. В мире люди полностью
перестал читать жития святых, особенно на славянском языке. Вы не соответствуете
обычаям века сего — примите это спасительное чтение.
Посещайте монастыри, особенно в праздничные дни, даже когда меня здесь нет. Не забывайте
прийти сюда, чтобы дать отдых вашей душе. И, может быть, Господь удостоит одного из
вам монашеский чин. Хотя монашеская жизнь полна скорбей и искушений,
оно еще носит в себе и великое утешение, которого мир еще не знал.
малейшее понимание.
Однако неважно, как вы спасены, лишь бы вы были спасены и достигли
Царствия Небесного, которого да сподобится Господь всем нам. Аминь.
11 апреля 1911 г.
Это день Воскресения, воссияем, люди; это Пасха,
Пасху Господню, от смерти в жизнь и от земли на небо, Христа нашего
Бог миновал нас, поющих гимн победе… Что может быть прекраснее восторженного,
радостнее, чем этот Canon?! Где может быть выражение большей радости?!
Полной радости не бывает в этой жизни, где мы видим Бога только сквозь стекло, смутно.
Эта радость начнется там, за могилой, когда мы увидим Господа лицом к
лицо. Не все увидят Бога одинаково, но каждый увидит Его согласно
меру собственной восприимчивости. На самом деле, даже видение Серафима
отличается от видения простых ангелов. Можно только сказать — кто не
видели Христа в этой жизни, не увидят Его в следующей. Способность видеть
Бог достигается работой над собой в этой жизни.
Жизнь любого христианина можно изобразить графически в виде непрерывно
восходящая линия. Но Господь не дает человеку увидеть это восхождение; Он скрывает
это, зная человеческую слабость, зная, что, наблюдая за своим собственным улучшением,
человек быстро возгордится, а где есть гордость, там и
упасть в пропасть. [Бенджамин] Франклин придумал ужасную вещь, предложив
чтобы люди на специальных дощечках отмечали свои успехи за день,
недели и так далее. Таким образом можно достичь состояния ужасного прелесть,
и рухнуть в бездну разрушения.
Нет, у нас другой путь. Мы все должны стремиться к Богу, к небу, к
Восток; но мы должны видеть свои грехи и слабости, исповедуя себя
первый среди грешников, считая себя ниже всех, а всех других выше нас.
Однако это трудная вещь; мы все пытаемся обращать внимание на других — он слаб
в этом, но я не; Я хороший мальчик, лучше, чем он. Человек должен бороться против
эта черта. Это тяжелая борьба, но без нее невозможно увидеть Бога.
Правда, лишь немногие видели Бога лицом к лицу, как преподобный Серафим Саровский,
но мы все без исключения должны стремиться, хотя бы увидеть Его отражение. Если мы
уверовать во Христа и постараться, по силам нашим, исполнить Его заповеди,
тогда хоть и через щель, мы все равно Его увидим. Наше видение Христа и
видение святых можно сравнить со способностью человека и орла
смотреть на солнце. Орел поднимается высоко над землей, парит в небе, и с
немигающими глазами смотрит на солнце. Но зрение человека к этому не приспособлено; человек не может
нести полноту света. Так и с Божественным светом — те, кто
приспособленные к этому духовному зрению увидят Его, а остальные нет.
Один огорченный интеллектуал написал мне: «У меня очень трудное время. Внешне
все хорошо — дела идут хорошо, в семье гармония, и у меня
хорошая жена. Но беда в том, что у меня нет никого, кому я мог бы открыть свою душу. Мой
жена не понимает, из-за чего я в депрессии, а дети еще маленькие.
Что я могу сделать? Как мне избавиться от меланхолии и печали?»
Я посоветовал ему прочитать Псалтирь. «В 93-й псалом следующий: Согласно
при множестве скорбей моих в сердце моем, утешения Твои возвеселили
душа моя (Пс. 93:19). Возьмите этот стих и начните читать Псалтирь. Я думаю
Бог утешит тебя», — написал я ему. Прошло некоторое время. Я получил письмо: «Я
вняла вам и стала читать Псалтирь, а вообще ничего не понимаю
в этом.» Я писал ему: «Великий старец Амвросий на такое заявление ответил: «Ты
не понимаю, но опять же, демоны прекрасно понимают и убегают.
Читайте пока, не понимая, и в какой-то момент вы начнете понимать».
Я не знаю, что будет дальше. И вам повторяю — ежедневно читайте Псалтирь,
хоть немного, и Господь по милости Своей не оставит тебя и всегда будет
твой Помощник и Утешитель. Аминь.
12 апреля 1911 г.
В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый
день, но вели жизнь, равную ангельской, и были готовы ежеминутно
стоять перед лицом Божиим. Никто из христиан не был в безопасности. Это часто
бывало, что христианин причащался утром и вечером
его схватят и поведут в Колизей. Находясь в постоянной опасности, христиане
бдительно следил за их духовным покоем и вел их жизнь
в чистоте и святости.
Но прошли первые века, прекратились гонения со стороны неверных, и постоянные
опасность миновала. Потом вместо ежедневного причащения стали причащаться раз в неделю,
потом раз в месяц, а теперь и раз в год.
Здесь, в скиту, мы следуем афонскому уставу, составленному святыми старцами и
переданное нам для нашего назидания. Все монахи причащаются шесть раз в год, но
с благословением, иногда даже чаще. Они так привыкли к этому, что
более частое причастие привлекает всеобщее внимание….
«Почему о. Джером сегодня причащается?
— Старейшина разрешил ему.
«Но почему?»
«Дьявол явился ему в осязаемой форме, и он совершенно ослабел».
— А… ну, тогда понятно.
Впрочем, признаться можно всегда, хоть каждый день, а тут исповедуются
частенько. Скитчане каждый день приходят к старцу за откровением помыслов,
а монастырская братия делает это раз в неделю. От монастырской братии и
особенно от скитской братии, возвышенную жизнь по заповедям
требуется Христа; жизнь, равная жизни ангелов. Наши усопшие старцы исполнили
эти высокие заповеди, и Господь прославил их. Их тела, как мы полагаем, лежат
нетленный. Известно об о. Макарий, что тело его не подверглось тлению,
в чем они смогли убедиться, когда над ним поставили часовню, — и вы
знаете, он скончался шестьдесят лет тому назад.
Замечательное явление: нетленны тела праведников и подвижников.
От тел царей и правителей этого мира осталась горсть пепла
и ничего более. Не так давно было написано, что при раскопках катакомб
были найдены гробницы Диоклетиана, Нерона и других правителей, перед которыми
весь мир когда-то дрогнул. И как сложилась судьба их праха? Когда они спросили
чернорабочего, что было в урнах, он равнодушно ответил: «Пепел».
— А где пепел?
«Я отдал их своей жене, чтобы она постирала в них белье — это был хороший пепел».
О Господи! Могли ли эти короли и правители когда-либо предположить, что их прах
в баке для стирки грязного белья?! Как заботились эти люди о своих
тела, и посмотрите, как сложилась их судьба. Но святые и все наши оптинские старцы умертвили
их тела, и они остались нетленными.
Наш святой монастырь привлекает множество верующих. И часто приходится слышать мнение, что
кто хотя бы раз посетит Оптину, тот потянется к ней всей душой. Наш
Монастырь не имеет ни чудотворных икон, ни прославленных мощей; а тут, кажется,
вся земля покрыта кровью и потом святых старцев, и их
молитвы ниспосылают благодать на души верующих. Даже наш владыка, который, будучи
епископ, побывал во многих монастырях, сказал, что есть что-то особенное
в Оптиной.
В России не так много скитов. .. Но наш скит единственный, в котором есть
очень редко бывают посторонними в храме — и то только на Литургии. Но мы всегда
праздновать утреню только с нашей скитской семьей. Наш скит производит сильное впечатление
на посетителя: такое пение старинных песнопений, переездные службы, отсутствие
люди. У каждого монаха есть свое определенное место, на котором он регулярно стоит.
Особен и звон скитских колоколов — тихий и монастырский. Однажды благочестивый человек
подарил нам колокол весом в 5400 фунтов, но он так и не попал в скит и
был увезен. Самый большой, который у нас есть, весит 1400 фунтов.
Слава Господу, что в нынешнем веке, веке неверия и совершенно
необузданные нравы, на Руси еще есть святые места, тихие пристанища для тех,
которые хотят спастись. Трудно спастись в мире среди соблазнов
и обычаи мира сего, противоречащие Святой Церкви. Злые связи
испорченные хорошие манеры (1 Кор. 15:33). Трудно спастись в
среди развратного общества. В Священном Писании сказано, Со святым человеком
будешь свят и с невинным будешь невинен. И с
Избранным человеком будешь ты избранным и с развратным будешь развращаться
(Пс. 17:25-6). Греховные страсти пагубно действуют на душу и тело. Чтение
святых отцов, когда уже жил в монастыре, впервые узнал
время, когда страсти так же заразительны, как заразные болезни, и как они
может передаваться через предметы. Когда святитель Спиридон, епископ Тримифонский, был
направляясь на Первый Вселенский Собор, он остановился по дороге на постоялом дворе. Кто то
Сопровождавший святителя, входя к нему, сказал:
«Отец, я не могу понять, почему наша лошадь не ест капусту, которую я ей купил
от нашего хозяина. Капуста хороша и свежа, даже для человека есть, но лошадь
не съест».
«Потому что, — ответил святой Спиридон, — зверь чует нестерпимый смрад, исходящий от
капуста, которая исходит из того, что наш хозяин ранен страстью
скупости».
Человек, не просвещенный Духом Божиим, этого не замечает, а у святых есть
дар от Бога различения страстей. Из вещей страстного
человека можно заразить его страстью.
Удивительно, конечно, что животные чуют запах страстей — не всегда,
правда, и только по особому Промыслу Божию, — но многие животные обладают
так называемое второе зрение и видеть духов, тогда как среди людей только святые
способность.
В Священном Писании рассказывается, как ослица увидела ангела, преграждавшего
путь, но пророк Варлаам не видел его. Такие особые видения случаются со зверями,
конечно, чтобы научить нас.
В доме одного богатого помещика случился пожар. Внезапно его отец, который
умер незадолго до этого, вбежал в комнату, одетый как в
гроб и закричал: «Пожар!» Спящая там собака бросилась на
мертвец с ужасным лаем. Мужчина в доме проснулся и не мог понять
ничего — почему собака лаяла? — ведь он не видел своего мертвого отца. Только его
слуга, рассказавший ему об этом позже, видел его, как и собаку.
Природа также дает нам много поучительного. Все знакомы с
подсолнух. Он всегда поворачивает свою желтую голову к солнцу; это тянется к
его, и от этого он получил свое название. Но бывает, что подсолнух перестает
повернуться к солнцу. Потом опытные в этом деле люди говорят, что
он начал портиться; в нем появился червь и его нужно быстро вырубить.
Душа, алчущая уставов и милостей Божиих, подобна подсолнуху
и стремится и тянется к Богу. Если оно перестанет искать Его, оно погибнет.
Важно в этой жизни чувствовать Христа. Кто не видел Его здесь, тот
никогда не увидеть Его там, в будущей жизни. Но как можно увидеть Христа? Путь к
это непрестанная Иисусова молитва, вселяющая Христа в наши души.
Святителя Иоанна Лествичника спросили, есть ли достоверные признаки, по которым можно
знать, приближается ли душа к Богу или удаляется от Него. Ведь относительно
в обычных вещах есть явные признаки того, хороши они или нет. Когда, для
Например, капуста, мясо или рыба начинают гнить, это легко заметить, т.к.
гниющий предмет начинает издавать неприятный запах, меняется цвет и вкус, а его
внешний вид свидетельствует о ее ухудшении. Ну а что с душой?
В конце концов, он бестелесный и не может издавать неприятный запах или менять свой внешний вид.
На этот вопрос Святой Отец отвечает: «Верный признак умерщвления души
является уклонение от церковных служб».
Человек, охладевающий к Богу, начинает прежде всего избегать посещения церкви.
Сначала старается приходить на службы попозже, а потом и вовсе перестает ходить
Божий храм. Поэтому монахи обязаны посещать церковные службы. Истинный,
иногда разрешается, по неотложным делам, не ходить на все службы,
но когда это возможно, это считается необходимой обязанностью. Здесь в скиту мы даже
обход келлий в праздничные дни, чтобы никто не уклонялся от церковных служб.
Когда я был еще в миру, у меня был друг, который скептически относился к монастырям.
«Я не понимаю, почему эти люди, особенно монахи, сидят одни в кельях и
изолировать себя от взглядов людей?» Между тем, этот человек был монахом в его
душа. Душа его была чиста и возвышенна. Поэт и музыкант, он обладал особой способностью
читать стихи, как никто другой. Музыка была его страстью. Он часто рассказывал
нам что-то и вдруг восклицал: «Нет, я не могу объяснить это словами, но
здесь!» А он садился за рояль, запрокидывал голову и играл. «Ты
возьми?» — спросит он позже. Часто ты бы его не понял, но он не изменился
его метод объяснения.
Его квартира была обставлена со вкусом; в нем не было ничего банального — все
был красивым, элегантным и оригинальным, таким же выдающимся, как и его обитатель. Его душа
всегда питалась высокими идеалами. Отвергнув вначале монашество, он нашел полное
удовлетворение своих высоких стремлений именно в монастыре, на Афоне, к
куда он ушел, покинув мир.
В мире мне посчастливилось сблизиться с людьми, достойными
глубокое уважение. Мне приходилось бывать на больших собраниях. Остальные будут играть
карты и танцы, но я бы нашла себе человека с таким же наклоном души
как я, и мы уходили куда-нибудь, в самую дальнюю комнату, и
беседа. Я и на свете не любил болтать чепуху, а когда было
нечего сказать я замолкал, иногда ни с того ни с сего. Многие люди заметили
это. Конечно, мой уход от соблазнов мира сего многих озадачил,
а когда перестал ходить на шумные сборища и полюбил посещать монастырь,
обо мне стали говорить как о ком-то сумасшедшем или, по крайней мере, не совсем нормальном.
«Ты слышал? Павел Иванович с монахами подружился!»
«Действительно? А вот и несчастный человек!»
Таково было мнение мирских людей обо мне.
Да! В мире трудно спастись. Святитель Николай, архиепископ Мирликийский в
Ликия, ушла в пустыню подвизаться там в посте и молитве, но Господь не
благослови его остаться там. Явившись святителю, Господь повелел ему идти
к миру. «Это не то поле, на котором ты будешь приносить мне плоды».
— сказал Спаситель. Святые Таисия, Мария Египетская и Евдокия также не жили.
в монастырях. Спастись можно где угодно, только не оставляй Спасителя.
Держитесь за одежду Христа, и Христос никогда не оставит вас.
Ныне дни святой Пасхи, величайшего праздника христианской Церкви —
Пир пиров и Триумф триумфов. Каждый день церковь наполняется
звучание песнопений Пасхального канона. Я вспоминаю, как пленила матушку Евфросинью
был у каноника… — Вот, — сказала она, — моя жизнь прошла, и я ничего не знаю
добра о себе, с которым могу стоять пред Престолом Божиим, — и слышу
ода, Это день Воскресения, воссияем, люди,
и моя душа становится радостной и мирной.