Описание софийского собора: описание, адрес, время и режим работы 2022

Софийский собор в Киеве: история, описание, фото

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 — 1037 год
Координаты: 50°27’10.4″N 30°30’51.3″E

Содержание:
 

История возникновения и существования собора

Архитектурные особенности собора

Киевский Софийский собор на карте

 

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

Вид на соборную колокольню

История возникновения и существования Киевского Софийского собора

История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.

Согласно «Новгородской первой летописи», постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.

Вид на Софийский собор с колокольни

На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор. В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность. Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

Главный вход в собор

После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата — семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма. Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв. м. фресок. Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

Рейтинг достопримечательности

← Украина

СОФИЙСКИЙ СОБОР

Европа →

Софийский собор на карте

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:






Замосць

Милан

Рим

Флоренция

Амальфи

Ассизи

Альберобелло

Барселона

Жирона

Берлин

Мюнхен

Париж

Афины

Лондон

Будапешт

Ватикан

Венеция

Таллин

Обидуш

Прага

Not Found (#404)

Not Found (#404)

Ууупс.

..что-то пошло не так!

К сожалению, мы не нашли нужную Вам страницу

Туры

Отели

ЖД Билеты

Маршрут

Страны и города

Откуда

Дата туда

Дата обратно

Откуда

Страны
АбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАзияАлбанияАлжирАмерика СевернаяАмерика ЮжнаяАнголаАндорраАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанАфрикаБагамские о-ваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские о-ваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБрунейБуркина ФасоБурундиБутанВануатуВатиканВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГабонГавайские о-ваГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвинеяГвинея-БисауГерманияГондурасГонконгГренадаГрецияГрузияДанияДжибутиДоминикаДоминиканаЕвропаЕвропа — БенилюксЕвропа — СкандинавияЕгипетЗамбияЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИспания — КанарыИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы островаКамбоджаКамерунКанадаКарибские островаКатарКенияКипрКиргизияКирибатиКитайКолумбияКоморыКонгоКонго-КиншасаКоста-РикаКот-д’ИвуарКругосветное путешествиеКрымКубаКувейтЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМакедонияМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы островаМексикаМозамбикМолдоваМонакоМонголияМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНиуэНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияОАЭОманОстров Святой ЕленыПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеюньонРоссияРоссия — АрктикаРоссия — Дальний ВостокРоссия — Золотое КольцоРоссия — КавказРоссия — КарелияРоссия — Ленинградская обл. Россия — МоскваРоссия — ПодмосковьеРоссия — ПрибалтикаРоссия — ПриволжьеРоссия — Санкт-ПетербургРоссия — Северо-ЗападРоссия — СибирьРоссия — УралРоссия — Центральный р-нРоссия — ЮгРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСвазилендСеверная КореяСеверный КипрСеверный ПолюсСейшелыСен-БартелемиСен-МартенСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСербияСингапурСирияСловакияСловенияСоломоновы ОстроваСомалиСредиземноморьеСуданСуринамСШАСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайваньТанзанияТогоТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУоллис и ФутунаУругвайФиджиФилиппиныФинляндияФранцияФранцузская ПолинезияХорватияЦАРЦентральная АмерикаЧадЧерногорияЧехияЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияЮАРЮжная КореяЮжный СуданЯмайкаЯпонияясно не определена

Города

Яхтинг

Экспедиции

Туры на собачьих упряжках

Туры на снегоходах

Туры на квадроциклах

Пешие туры

Сплавы

Велотуры

Восхождения

Горнолыжные туры

Дайвинг и снорклинг

Джип-туры

Серфинг и SUP-туры

Комбинированные туры

Конные туры

Круизы

Экскурсионные туры

Лыжные походы

Вертолетные туры

Рыболовные туры

Фитнес и йога-туры

Каньонинг

ЖД туры

Возможно, вы ищeте один из разделов ниже?

Туры

Отели

ЖД Билеты

Маршруты

Достопримечательности

Мы сделали подборку интересных статей для Вас!

Оставить отзыв

12345

Премного благодарны 🙂

Ваш отзыв очень важен для нас и будет размещен на сервисе в самое ближайшее
время!

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра представляют собой два выдающихся комплекса памятники культурного наследия Средневековья и раннего Нового времени (Киевская Русь и Гетманщина).

Объект состоит из двух отдельных частей: Софийского собора и связанных с ним монастырских построек и монастырского комплекса Киево-Печерской Лавры с Спасской церковью в Берестово.

Софийский собор, расположенный в историческом центре Киева, является одним из крупнейших памятников архитектуры и монументального искусства начала 11 века. Собор был построен при участии местных строителей и византийских мастеров в годы правления великого князя киевского Ярослава Мудрого как главный христианский храм столицы Киевской Руси. Собор сохранил свои старинные интерьеры, а коллекция мозаик и фресок XI века уникальна своей целостностью. Среди его шедевров — Пантократор, Богородица Оранта, Причастие апостолов, Деисус и Благовещение. Архитектура и монументальное искусство собора оказали большое влияние на архитектуру и убранство храмов Киевской Руси. Собор окружают монастырские постройки XVII-XVIII веков в стиле украинского барокко. В архитектурный ансамбль входят колокольня, дом митрополита, трапезная, Заборовские ворота, южная въездная башня, кельи соборных старцев и обнесенная каменной стеной семинария. Собор и монастырские постройки на протяжении веков выражали неповторимую гармонию архитектурных и природных форм, национального духа и занимали значимое место в традиционном историческом ландшафте Киева.

Киево-Печерская Лавра — архитектурный ансамбль монастырских построек, расположенный на плато с видом на правый берег Днепра. Ансамбль формировался на протяжении многих веков в органичном сочетании с ландшафтом и выступает общей городской доминантой. Основанный святыми Антонием и святыми Феодосиями в XI веке, монастырь стал выдающимся духовным и культурным центром, внесшим значительный вклад в развитие образования, искусства и медицины. В архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры входят уникальные наземные и подземные храмы 11-19 вв.века, в комплексе лабиринтных пещер, простирающихся более чем на 600 м, а также жилых и хозяйственных постройках 17-19 веков. Свой современный вид архитектурный ансамбль приобрел в результате строительных работ XVII–XVIII вв., в период расцвета украинского барокко. Основными памятниками ансамбля Киево-Печерской лавры являются Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, Большая колокольня, церковь Всех Святых, Трапезная церковь, монастырские оборонительные стены с башнями, пещерные комплексы св. Антония ( Ближний) и Святой Феодосии (Дальний) с надводными церквями, Крестовоздвиженской и Рождества Богородицы и церковью Спаса на Берестове.

На протяжении столетий Киево-Печерский монастырь с мощами святых, захороненными в пещерах, был одним из важнейших центров христианского паломничества в мире.

Критерий (i): Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра представляет собой шедевр человеческого творческого гения как по своему архитектурному замыслу, так и по замечательному убранству.

Софийский собор – уникальный памятник архитектуры и монументального искусства начала XI века, обладающий крупнейшей сохранившейся коллекцией мозаик и фресок того периода. Архитектура собора отличается дополнительными нефами, пристроенными к пятинефному ядру, и пирамидальной пространственной композицией крестово-купольного храма. Монументальное убранство собора составляет уникальный по концептуальному замыслу ансамбль, отражающий основные богословские идеи того времени и являющийся выдающимся образцом византийского искусства. Огромный пантеон христианских святых, изображенных в соборе, имеет непревзойденное многообразие среди византийских памятников того времени. Росписи собора включают в себя также комплекс уникальных светских фресок в лестничных башнях, выполненных в традициях византийского искусства.

Ансамбль Киево-Печерской Лавры – шедевр украинского искусства, определенно сформировавшийся в эпоху барокко. Он объединяет уникальные наземные и подземные здания и сооружения XI-XIX веков в сочетании с богатым ландшафтом.

Критерий (ii): Объект является результатом культурного взаимодействия Киевской Руси, Византийской империи и Западной Европы. Архитектура и монументальная живопись объекта отражают изменения византийских архитектурно-художественных традиций, которые приобрели новый смысл под влиянием местного видения. Выявлено, как в духовной традиции, так и в архитектурно-планировочной, заключающей в себе традицию подземного православного культового зодчества Киево-Печерской Лавры. Успенский собор был образцом для строительства подобных церквей в регионе Восточной Европы в течение 12-15 веков.

Критерий (iii): Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра является исключительным свидетельством многовековых византийских культурных традиций соседних стран в целом и Киевской Руси в частности. На протяжении веков это имущество имело большое духовное влияние в Восточной Европе.

Критерий (iv): Софийский собор – уникальное сооружение, отражающее в своей архитектуре и росписи особенности старостенного строя. Строительство собора положило начало архитектурной школе, оказавшей влияние на культовое зодчество и монументальное искусство Киевской Руси, а затем и Восточной Европы.

Киево-Печерская Лавра – исключительно ценный архитектурный ансамбль, формировавшийся на протяжении почти девяти веков, отражающий изменения стилистических направлений в архитектуре, а также процесс совершенствования инженерных сооружений.

Целостность

Все важные элементы и атрибуты, необходимые для передачи Выдающейся универсальной ценности, содержатся в границах собственности и сохраняются.

По первоначальному проекту Софийский собор был построен как доминанта архитектурного элемента городской среды, открытый для широкого и всестороннего обзора. В 19XX века обстановка собора изменилась в связи с модификацией традиционной городской ткани.

Целостность ансамбля Киево-Печерской Лавры пострадала во время Великой Отечественной войны, когда Успенский собор, главный храм Лавры, был почти полностью разрушен, за исключением его юго-восточной башни. В 1999-2000 годах собор был реконструирован по архитектурным формам периода украинского барокко конца 18 века.

Что касается гидрогеологических условий, пещеры Киево-Печерской Лавры требуют постоянного наблюдения за состоянием их сохранности и проведения профилактических мероприятий.

Быстрое городское развитие, особенно за счет высотных зданий, и отсутствие механизмов защиты и планирования могут угрожать непосредственной близости от собственности. Целостность объекта с точки зрения пространственных связей между его компонентами и их связи с окружающими городскими и монастырскими речными ландшафтами также требует структурированного планирования для устранения любой потенциальной угрозы.

Подлинность

Атрибуты объекта отражают его выдающуюся универсальную ценность. Все построенные элементы восстановлены с использованием оригинальных материалов.

Работы по реконструкции собора Святой Софии были награждены «Европейской золотой медалью за охрану исторических памятников» в 1987 году. Собор Святой Софии и связанные с ним монастырские постройки используются как музей в образовательных целях и для проведения государственных мероприятий.

Киево-Печерская Лавра используется в музейных целях, а также для религиозных обрядов, соответствующих ее первоначальному назначению.

Хотя доминантность силуэта ансамбля уменьшилась за счет городской застройки, традиционные панорамы и силуэты Киево-Печерской лавры вдоль Днепра сохраняются.

Требования к охране и управлению

Киево-Печерская Лавра была объявлена ​​«Государственным историко-культурным заповедником» в 1926 году, а Софийский собор с прилегающими к нему монастырскими постройками – в 1934 году. в том числе Законы Украины «Об охране культурного наследия», «Об охране археологического наследия». Кроме того, различные постановления Кабинета Министров Украины обеспечивают правовую основу для конкретных объектов по охране, сохранению и использованию объекта.

Национальная заповедная зона «София Киевская» и Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник находятся в ведении Министерства культуры Украины, которое теперь отвечает за единое оперативное управление всем объектом.

В соответствии с национальным законодательством разработаны Планы организации территории обеих составляющих объекта (Национальный заповедный заповедник «София Киевская» и Киево-Печерский национальный историко-культурный заповедник). Эти планы определяют границы и режимы охранной зоны объекта, план мероприятий по восстановлению, консервации и охране объекта. Вышеупомянутые планы соответствуют Плану консервации. Кроме того, на государственном уровне утверждаются ежегодные планы реставрации памятников, территорий и инженерных систем объекта.

В целях обеспечения сохранности Варяжских пещер разработан проект программы консервации и план мероприятий тех участков пещер, которые требуют профилактических и реабилитационных мероприятий.

Для решения задач по сохранению и управлению необходимо, чтобы План управления полностью функционировал. Применение законодательных и нормативных мер будет иметь решающее значение для обеспечения сохранения выдающейся универсальной ценности объекта. Инструменты планирования должны быть скоординированы, чтобы обеспечить наличие политики, основанной на изучении городского ландшафта и определенных точек зрения, для контроля за развитием в пределах буферной зоны и ее более широких границ.

Софийский собор в Киеве | DailyArt Magazine

Святая София, потрясающий собор XI века в Киеве, Украина, является памятником того времени, когда Киев был столицей огромной империи под названием Киевская Русь. Его нынешний статус после недавнего российского вторжения в Украину неизвестен.

Киевская Русь

Собор Святой Софии был построен между 1011 и 1018 годами н.э. при двух главных правителях Киевской Руси, князе Владимире Святославиче (годы правления 980-1015) и его сын, князь Ярослав Мудрый (годы правления 1016-18 и 1019-54). 1 Первый был лидером, ответственным за первое обращение Киевской Руси в православие в 988-989 гг.; легенды рассказывают о массовых Крещениях в Днепре.

После обращения Владимир установил тесные связи с другими христианскими народами, особенно с Византийской империей. Считается, что над строительством и украшением Святой Софии работали византийские художники. Киевская Русь была политическим, экономическим и художественным центром региона в 11-м и 12-м веках, и она получила величественный собор, достойный этого статуса. Эта идея о том, что новая страна намеренно строит себя по образцу более устоявшейся империи, широко распространена в древнем мире и в средние века.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве имеет необычную форму, которая оказалась влиятельной. Первоначально построенный в средние века, он имел форму греческого креста с пятью нефами, пересекаемыми трансептами и заканчивающимися пятью апсидами, содержащими алтарь. Были также несколько рядов одно- и двухэтажных галерей, крестообразные опоры и 13 куполов (некоторые из них были изменены во время более поздних реконструкций). Снаружи церковь имеет характерную форму пирамиды, созданную нисходящей высотой куполов.

Несмотря на то, что церковь берет свое название от широко подражаемого собора Святой Софии в Константинополе/Стамбуле, Святая София Киевская на самом деле не имеет много общего со своим тезкой. Оба имени означают Святую Мудрость, важное понятие в православном христианстве. Однако вместо прямого копирования византийских образцов Святая София по-своему обыгрывает византийскую архитектурную лексику. Крестообразный план был популярен в Византии в то время, но ни уникальный взгляд на эту форму Святой Софии, ни ее пирамидальный профиль не имеют византийских параллелей. Их следует считать результатом слияния византийской архитектуры с специфически украинскими заботами, а не импортированным византийским дизайном. Соответственно, его влияние проявляется по всей Киевской Руси. Новгород, например, может похвастаться своей упрощенной версией Святой Софии.

Изобилие украшений

Внутри Святая София имеет обильное, но не экстравагантное убранство, относящееся в основном к средневековому периоду. На стенах 3000 квадратных метров фресок, а на сводах и куполах 260 квадратных метров мозаики на золотом фоне. 2 Оба типа были восстановлены в их былом величии в 19-м веке, с выборочной росписью маслом, заменяющей утраченные части. В то время как фрески изображают самые разные материалы, мозаики изображают наиболее значимые сцены православной христианской традиции. К ним относятся Христос Пантократор (Христос Вседержитель), Богородица Оранта (Богоматерь в молитве), Причастие апостолов (Христос, причащающий апостолов), Деисус (медальоны с изображением Христа, Иоанна Крестителя и Богородицы). Марии) и Благовещения. Иерархическая декоративная программа помещает Пантократора в окружении архангелов на самый высокий купол.

На фресках изображены сцены из жизни Христа в сочетании со сценами русской царской семьи, а также более 500 святых. Обилие украшений появляется почти на каждой поверхности, о чем свидетельствует этот виртуальный 3D-опыт.

Непоколебимая история

История показывает, что Софийский собор в Киеве уже пережил немало опасностей и лишений за свою долгую жизнь. Киевская Русь пала перед монголами в 1240 году н.э., и в последующие столетия собор пережил длительные периоды запустения и упадка. Во многих случаях он чудом избежал разрушения в результате войн и политических потрясений.

Однако периоды восстановления и обновления компенсировали эти проблемы. Софийский собор когда-то был резиденцией митрополита, главы Украинской православной церкви. Это было также место захоронения правителей Киевской Руси, в том числе Ярослава Мудрого, и киевских митрополитов. Несколько последующих митрополитов проявили особый интерес к его восстановлению. В частности, Петр Могила, митрополит с 1633 по 1647 год, основал на этом месте монастырь. Хотя этот монастырь был снесен в советское время, вокруг собора до сих пор сохранились некоторые монастырские постройки Могилянского барокко.

Пристройки в стиле украинского барокко

В 18 веке в связи с повреждениями и частичным обрушением собор подвергся капитальному ремонту в стиле барокко внутри и снаружи. Внешние изменения, в том числе структурные модификации и побелка стен, сформировали вид в стиле барокко, который можно увидеть и сегодня. Эти элементы делают собор памятником стиля украинского барокко, более сдержанного родственника западного барокко. Интерьер также был побелен, но в 19 в.ХХ века вернули фрескам и мозаикам их средневековый вид. Резной и позолоченный деревянный иконостас (ширма для выставления икон) и богато украшенные двери — два замечательных пережитка интерьера в стиле барокко.

Недавнее прошлое Софийского собора

Киевский Софийский собор избежал антирелигиозного разрушения в советский период и фактически стал центром изучения и сохранения. Однако с 1934 года он фактически не функционировал как церковь, а работал как музей. Софийский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 19 века.90, рядом с отдельным участком Киево-Печерской лавры, а также считается одним из семи чудес Украины.

Перенеся столько, остается только надеяться, что этот великолепный собор, как и украинский народ, выживет еще раз.

Сноски


1

Дата 1038 иногда появляется для строительства Святой Софии, как правило, по острым причинам восточноевропейской политики. В кн.: «Период строительства собора». Национальный заповедник Святой Софии Киевской. По состоянию на 28 февраля 2022 г.


2

«Музей Софийского собора». Национальный заповедник Святой Софии Киевской.