Образование санкт петербурга связано с именем: Сколько раз переименовывали Санкт-Петербург — Парламентская газета

Происхождение названия — Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга

Какова история происхождения названия «Васильевский остров»

Кто же был этот Василий, имя которого вот уже несколько столетий носит самый большой остров Санкт‑Петербурга? Остров, с которого волею Петра I начиналось возведение новой северной столицы России?


Напомним, что побережье Невы и земли в районе Ладожского озера издревле входили в состав боярской республики — Господина Великого Новгорода и относились к Водской пятине — одной из его административно-территориальных единиц. Поэтому по присоединения Новгородских владений к Великому княжеству Московскому (до 1478 года) здешние земли принадлежали новгородским боярам. Известно, что в середине ХV века три Василия — новгородские посадники Василий Казимир, Василий Селезень по прозвищу Губа и Василий Ананьин, сменяя друг друга, владели участками в северной части Новгородских земель. Имеются также сведения, что мятежный посадник Василий Селезень был казнен в назидание за непокорство Иваном Ш в 1471 году, а его земельные владения конфискованы великим князем. Вполне возможно, что название «Васильевский» связано с именем Казимира, Селезня и Ананьина, некогда владевших островом в дельте Невы. Бесспорно лишь то, что топоним «Васильевский остров» — одно из старейших в нашем городе, существовавшее не менее двухсот лет до основания Петербурга.

Следует отметить, что местоположение Васильевского острова привлекало не только одного Петра I, предполагавшего именно здесь создать административный, торговый, культурный и научный центр Санкт‑Петербурга. Стрелка острова, омываемая Большой и Малой Невой, и до прихода Петра была наиболее удобным в этих краях местом для причала не только рыбачьих лодок, но и торговых судов. Поэтому, согласно одной из легенд, название остров получил от имени купца Василия, который очень часто пришвартовывал тут свои корабли и вел оживленную торговлю с местными жителями.

Первая же официальная письменная фиксация названия «Васильевский остров» относится к 1500 году. Согласно «Переписной окладной книге по Новгороду Водской пятины» на «Васильевом острове» уже к тому времени жили рыбаки и имелись пашни. После того, как в 1478 году Новгород с подчиненными ему землями был «приведен» во власть Ивана III, московский царь потребовал от новгородцев дани. А чтобы был порядок в платеже этой дани, писцы начали составлять особые «писцовые» и «окладные» книги, где содержались полные сведения о землях, принадлежавших тем или иным владельцам (государству, духовенству или частным, как сейчас говорят, лицам). То есть эти списки служили для правительства тогда лучшим, если не единственным, средством определения категорий налогоплательщиков при раскладке податей, а для частных лиц имели значение акта владения землей. Как свидетельствует «Переписная окладная книга Водской пятины», уже в 1500 году остров именовался «Васильевым». Также указано, что на «Васильеве острову были дворы великого князя рыбных ловцов». Дворов таких было 16, и столько же проживало в них взрослых мужчин (женщины и дети не включались в переписную книгу. Отсюда и идет одна из версий о происхождении названия острова от имени его первопоселенца — рыбака Василия, некогда проживавшего здесь со своей женой Василисой. Причем, как добавляет шутливое предание, детей своих, которых у них было множество, они тоже, дав обет, называли Василиями и Василисами.

В царской грамоте 1545 года, изданной как распоряжение о сборе для Казанского похода ратников и пороха с Новгорода, с пригородов его, посадов и погостов, Васильев остров упоминается в связи с «призывом» на службу двух конных ополченцев. Так что, не исключено, что легендарный Василий был реальным ратником, исполняющим воинскую повинность, наложенную на Новгородские земли московским царем Иваном IV.

Существует также романтическая легенда о наших северных Ромео и Джульетте — молодом рыбаке Василии и его невесте Василисе, похороненных на том месте, где позднее возведены были Ростральные колонны. Может, это предание тоже послужило причиной того, что Стрелка Васильевского острова и Ростральные колонны стали одним из излюбленных молодоженами мест в нашем городе.

Следует отметить, что до основания Петербурга в те времена все географические наименования здесь были финскими или шведскими, так как русские названия, появившиеся в XII-ХV веках, к началу ХVIII века почти не сохранились. При шведском владычестве остров назывался Даммархольм (Прудовый остров — по-шведски) или Хирвисаари (Лосиный остров — по-фински). И лишь к нему одному из всех невских островов вернулось его древнее имя. Вскоре после основания Санкт‑Петербурга его вновь стали называть Васильевским. Дело в том, пока строилась Петропавловская крепость, напротив, на оконечности острова, называемой Стрелкой, для защиты входа в Неву от шведов была устроена артиллерийская батарея, которой командовал бомбардирский поручик Василий Дмитриевич Корчмин. По словам историка А.Богданова, Петр I посылал ему приказы и распоряжения с лаконичной надписью: «Василию на остров». А после его смерти, как гласит легенда, остров был поименован в память Корчмина «Васильевским».

Кстати, само имя Василий происходит от древнегреческого или древневизантийского слова, означающего «царский» или «царственный».

 

Смольный институт: основание и история

Публикации раздела Традиции

Аудиоверсия: История Смольного института

История женского образования в России неразрывно связана с именем императрицы Екатерины Великой. «Культура.РФ» рассказывает, как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.

Образованные женщины и полезные члены общества

Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены (фрагмент). 1806–1808. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Даниель Ходовецкий. Екатерина II в Смольном институте (фрагмент). Из серия «8 гравюр из жизни Екатерины II». 1797. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Неизвестный художник. Вид Смольного института (фрагмент). Середина 1820-х годов. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.

Инициировал создание института один из приближенных к императрице — Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.

При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.

В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса — каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение.

«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»

Воспитанницы Смольного института на уроке музыки. Санкт-Петербург, около 1913 года. Фотография: Карл Булла / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Воспитанницы Смольного института за игрой в теннис. Санкт-Петербург, около 1913 года. Фотография: Карл Булла / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. Санкт-Петербург, 1909 год. Фотография: Карл Булла / wikipedia.org

В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.

Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.

Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности»

Читайте также:

  • Как праздновали Новый год в институтах благородных девиц
  • История волонтерства в России: от ритуалов помочи до субботников
  • Наставники российских императоров: от бабушки до Жуковского

Правила поведения благородных девиц

Дмитрий Левицкий. Портрет Настасьи Давыдовой и Феодосии Ржевской (фрагмент). 1772. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской. 1773. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Дмитрий Левицкий. Портрет Натальи Борщевой (фрагмент). 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.

В институте работало более 20 преподавательниц — это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» — дурная). Существовал и другой термин — «парфетки» (искаженное французское «parfaite» — совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально.

Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически — гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет — синего, от 12 до 15 лет — голубого, а самые старшие — белого цвета. Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.

Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.

Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами. За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны». Некоторые воспитанницы Смольного института после выпуска могли стать гувернантками.

Смольный институт после Екатерины II

Студенки Смольного института. Санкт-Петербург, 1909 год. Фотография: Ухтинский историко-краеведческий музей, Ухта, Республика Коми

Клавдия Анненкова с дочерьми Надеждой и Еленой — воспитанницами Смольного института благородных девиц. Санкт-Петербург, 1910–1916 годы. Фотография из архива Ольги Анненковой / russiainphoto.ru

У входа в здание Смольного института — штаба большевиков во время Октябрьского переворота. Петроград, 1917 год. Фотография: фотоателье Карла Буллы / Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

После смерти Екатерины управление Смольным взяла на себя жена Павла I Мария Федоровна. Пробыв на этой должности 32 года, императрица многое изменила в жизни воспитанниц и преподавательниц. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте. Теперь девочек отдавали с более позднего возраста — примерно с 8 лет — и обучались они там не 12, а 9 лет. Мария Федоровна изменила расписание таким образом, что появились почасовые уроки. Дважды в год студентки сдавали экзамены, и в зависимости от результатов их распределяли в определенные классы. Классовая градация теперь выглядела так: самые успевающие ученицы, затем девочки со средним баллом оценок и третий класс с отстающими.

С приходом Марии Федоровны заметно изменились цели, которые преследовали работники заведения. Теперь из воспитанниц стремились сделать скорее не фрейлин, а покладистых жен. Если в Екатерининское время здесь предписывали читать книгу «О должностях человека и гражданина», то теперь ей на смену пришли «Отеческие советы моей дочери». Институт благородных девиц был закрыт в 1917 году, но до тех пор все изменения Марии Федоровны соблюдали неукоснительно.

Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького — Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова — поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.

Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.


Автор: Ксения Мареич

Теги:

Публикации раздела Традиции

Санкт-Петербург | Карта, достопримечательности и история

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Санкт-Петербург , Россия Санкт-Петербург , ранее (1914–24) Петроград и (1924–91) Ленинград , город и порт, крайний северо-запад России. Крупный исторический и культурный центр и важный порт, Санкт-Петербург находится примерно в 400 милях (640 км) к северо-западу от Москвы и всего в 7° к югу от Полярного круга. Это второй по величине город России и один из крупнейших городов мира. Санкт-Петербург играл жизненно важную роль в истории России с момента своего основания в 1703 году. В течение двух столетий (1712–1919 гг.)18) это была столица Российской империи. Город запомнился как место проведения Февральской (Мартовской, по новому стилю) и Октябрьской (ноябрьской, по новому стилю) революций 1917 года, а также его ожесточенной обороной во время осады во время Второй мировой войны. С архитектурной точки зрения он считается одним из самых великолепных и близких по духу городов Европы. Его исторический район был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Площадь города составляет 550 квадратных миль (1400 квадратных километров). Поп. (2010) 4 879 566; (оценка 2012 г.) 4 953 219.

Характер города

Санкт-Петербург – Мекка культурных, исторических и архитектурных памятников. Основанный царем Петром I (Великим) как российское «окно в Европу», он носит неофициальный статус культурной столицы России и самого европейского города, и этот статус он стремится сохранить в своем вечном соперничестве с Москвой. Привлекают внимание три отличительные черты Санкт-Петербурга. Во-первых, это гармоничное сочетание в городе западноевропейской и русской архитектуры. Во-вторых, в Санкт-Петербурге отсутствует однозначный центр города, который в других русских городах средневекового происхождения определяется Кремлем и его окрестностями. Третьей характерной чертой города является множество водных путей. Короткие, но полноводные притоки и каналы Невы, тянущиеся к побережью Балтийского моря, неотделимы от петербургской панорамы. Многие из самых известных архитектурных объектов города тянутся вдоль исторических набережных Невы. Более того, мосты и естественные каналы реки принесли Санкт-Петербургу прозвище «Северная Венеция». Из-за северного расположения Санкт-Петербурга в городе царят «белые ночи» с 11 июня по 2 июля, когда световой день длится почти до 19 часов. часов — еще одна из самых известных характеристик Санкт-Петербурга. Среди культурных мероприятий, посвященных празднованию Белых ночей, — фестивали, организованные Мариинским и Эрмитажным театрами, Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Римского-Корсакова. Каждую ночь во время белых ночей мосты через Неву разводят, чтобы пропустить судно. После распада Советского Союза Санкт-Петербург впитал в себя новую энергию: обветшавшие фасады, дороги с выбоинами и культурные достопримечательности были отремонтированы.

Ландшафт

Городской участок

Санкт-Петербург расположен в дельте реки Невы, в истоке Финского залива. Город раскинулся на 42 островах дельты и прилегающих частях материковой поймы. Очень низкое и изначально заболоченное место подвергало город периодическим затоплениям, особенно осенью, когда сильные циклонические ветры гонят воды залива вверх по течению, а также во время весенней распутицы. Исключительно сильные наводнения произошли в 1777, 1824 и 19 гг. 24; последние два были самыми высокими за всю историю наблюдений и затопили большую часть города. Чтобы контролировать разрушительные паводковые воды, город построил в 1980-х годах дамбу длиной 18 миль (29 км) через Финский залив. Ряд каналов также был прорезан для облегчения дренажа.

Большой Санкт-Петербург — сам город с его городами-спутниками — образует подковообразную форму вокруг истока Финского залива и включает остров Котлин в заливе. На севере он тянется на запад вдоль берега почти на 50 миль (80 км), включая Зеленогорск. Это северное продолжение представляет собой район спальных городков, санаториев, санаториев и детских лагерей, расположенных среди обширных хвойных лесов и окаймленных прекрасными пляжами и песчаными дюнами. У некоторых петербуржцев из высшего сословия также есть дачи в этом районе. На южной стороне залива границы мегаполиса простираются на запад, включая Петергоф и Ломоносов. На восток Большой Санкт-Петербург простирается вверх по Неве до Ивановского.

Климат

Смягчающее воздействие Атлантического океана обеспечивает Санкт-Петербургу более мягкий климат, чем можно было бы ожидать для его крайнего севера. Тем не менее, зимы довольно холодные, со средней температурой января около 21 ° F (-6 ° C), что на несколько градусов теплее, чем в Москве. Однако зимние температуры могут опускаться ниже -40 ° F (-40 ° C). Снежный покров держится в среднем около 132 дней. Нева начинает нормально замерзать примерно в середине ноября, а к началу декабря лед становится твердым; распад начинается в середине апреля и обычно завершается к концу месяца. Ледоколы продлевают навигацию. Лето умеренно теплое, средняя температура июля составляет 65 ° F (18 ° C). Среднее годовое количество осадков составляет около 25 дюймов (634 мм), причем лето является самым влажным периодом.

Санкт-Петербург Россия | Encyclopedia.com

основания
апогей
индустриализация и революция
библиография

«Долгий девятнадцатый век» Европы был свидетелем как апогея Российской империи, так и начала ее распада. Разделяя судьбу империи во всех основных отношениях, была ее столица Санкт-Петербург. Основанный в 1703 году Петром Великим как военно-морская база и фактория, Санкт-Петербург к 1914 году стал крупнейшим городом империи, а также ее административным центром, шумным портом на Балтийском море и быстро развивающимся промышленным центром, международным центром искусства и мода и горнило революции, которую многие историки сочли бы самым важным событием последующего двадцатого века.

Ни один крупный город современного мира не связан со своим основателем более тесно, чем Санкт-Петербург с Петром I (известным как Петр Великий), царем и первым русским императором (годы правления 1682–1725), святой покровитель которого почитается в самом названии города. Многие из сохранившихся зданий Санкт-Петербурга относятся непосредственно к петровскому времени, в том числе центральная крепость и ее церковь, где он похоронен; его домик , или домик, который был его первым домом в городе; Летний дворец, построенный для него с 1710 по 1714 год первым архитектором города Доменико Трезини; и пригородный Петергоф, как называл его Петр, комплекс дворцов и парков с видом на Финский залив, который был его любимым убежищем. Истоки многих других важных зданий, если не всегда их нынешних построек, также восходят к петровскому времени: Зимний дворец; Адмиралтейство; Академия наук; Кунсткамера, или музей естественной истории; Меншиковский дворец, резиденция первого губернатора области; Александро-Невская Лавра, усыпальница русских богатырей; и здание Двенадцати коллегий, возведенное для размещения административных учреждений — военного, судебного, иностранных дел и т. д. — созданное в связи с петровской резкой реорганизацией центрального правительства России и ныне, как и Петергоф, часть Санкт-Петербургского государственного Университет. В городе можно найти бесчисленное множество других сувениров первого российского императора — музейные экспонаты, исторические места, вывески магазинов, названия улиц и монументальные статуи, в том числе, самая известная статуя Петра, известная как Медный всадник, которая была посвященный в 1782 году Екатериной II (известной как Екатерина Великая) и позже прославленный в одноименной длинной поэме Александра Пушкина (179 г. 9–1837), которого часто называют величайшим поэтом России. Даже популярное в России прозвище Санкт-Петербурга «Питер» от голландской формы его имени, которое он любил использовать в переписке со своими близкими товарищами, вызывает ассоциации с матросом-царем. Все эти элементы современного Санкт-Петербурга составляют ощутимую связь с Петром Великим; все они являются непреходящими напоминаниями о его жизни и царствовании. Более того, как в своем зарождении, так и в своей последующей истории Санкт-Петербург олицетворяет революцию в российском правительстве, культуре и международном авторитете, которая была спровоцирована его режимом. Весь город имеет непреходящее историческое значение, иными словами, оно выходит далеко за рамки его связи с личностью его основателя.

 "Люблю тебя, создание Петра, 
Твой суровый и величавый вид,
Неву могучую, бегущую
Сквозь ее гранитные берега;
Железное кружево твоих оград,
Твои задумчивые, безлунные ночи…."

Александр Пушкин, Медный всадник: Петербургская повесть, 1833.

Россия до царствования Петра была обширным, но малонаселенным царством с центром в средневековой Москве, ее единственным городом сколько-нибудь значительного размера и доступным из центров любой европейской или азиатской цивилизации только очень долгим и опасным путешествием. Таким образом, относительная изоляция Московской Руси была не только географической, но и культурной: «грубое и варварское королевство», по словам английского гостя, жившего в конце шестнадцатого века; его столица, принадлежащая немецкому жителю конца семнадцатого века, «построена без какого-либо архитектурного ордера или искусства». Таким образом, нарядные парки и общественные здания, широкие бульвары и симметричная планировка Петербурга с самого начала резко отличали его архитектуру от замкнутой, захламленной, живописной старой Москвы (да и любого другого русского города). Даже само его расположение, там, где река Нева впадает в Финский залив Балтийского моря, на крайнем западе России — фактически на земле, недавно отвоеванной у Швеции и изначально заселенной финнами, — свидетельствует о решимости Петра сделать свой город столица космополитической европейской империи.

И так постепенно стало. Между 1703 г. и смертью Петра в 1725 г. от десяти до тридцати тысяч рабочих ежегодно трудились на строительстве города, их усилиями руководила тысяча или более архитекторов, каменщиков и декораторов, нанятых для этой цели в Италии, Германии, Голландии, и Франция. Среди архитекторов были, кроме Трезини, переманенный со службы у датского короля в 1703 г. швейцарец-итальянец Александр Ле Блон, нанятый царскими агентами в Париже в 1716 г.; Андреас Шлютер, скульптор и архитектор, известный своими работами в Польше и Пруссии; Никколо Микетти, завербованный в Риме; и Михаил Земцов, самый способный из их русских учеников. Почти столь же важными были первые инженеры, нанятые в Англии и Нидерландах, которые построили шлюзы, каналы и дамбы, необходимые для усмирения невской дельты, на которой возник новый город. Разнообразие навыков и национальностей этих и других первостроителей Санкт-Петербурга придало его архитектуре характерный стиль барокко, который в сочетании с канализованным расположением побережья создал, как вскоре сказали, «второй Амстердам» или «другой Амстердам». Венеция.» Первостроители Санкт-Петербурга также сделали город законодателем архитектурной моды Российской империи. Вплоть до распада империи в 1917, новое строительство даже в Москве будет повторять сменявшие друг друга европейские архитектурные стили — барокко, неоклассицизм, ампир, модерн — преобладающие в столице на Балтике.

«Петербург с полным основанием можно считать чудом света, учитывая его великолепные дворцы, шестьдесят с лишним тысяч домов и короткое время, затраченное на его постройку». (Ф. К. Вебер [немецкий дипломат], 1720 г.)

«Богатство и великолепие русского двора не поддаются описанию. Он сохраняет многие следы своей старинной азиатской пышности, смешанной с европейской утонченностью. Огромная свита придворных всегда предшествовала императрице и следовала за ней. [Екатерина II]; дороговизна и блеск их одежды, а также изобилие драгоценных камней создавали великолепие, о котором великолепие других дворов может дать нам лишь слабое представление». (Доктор Уильям Кокс [посетитель из Англии], 1784 г. )

«Здесь преобладает вкус блестящего и эффектного: шпили, позолоченные и сужающиеся, как электрические проводники; портики, основания которых почти исчезают под водой; площади, украшенные колоннами, которые кажутся потерянными в огромном пространстве, которое их окружает. ; античные статуи, характер и одежда которых настолько не соответствуют внешнему виду этой страны, оттенку неба, костюмам и манерам жителей, что напоминают пленных героев во враждебной стране…».

(маркиз де Кюстин [французский гость], 1839 г.)

«Есть ли что-нибудь более жизнерадостное, более блестящее, более ослепительное, чем эта прекрасная улица нашей столицы?… Веселые экипажи, красивые мужчины, красивые женщины — все это дает карнавальный воздух, воздух, которым можно почти вдохнуть, как только ступишь на Невский проспект!» (Николай Гоголь [украинско-русский писатель], 1842)

«Петербург жил беспокойной, холодной, сытой, полуночной жизнью. Фосфорные, сумасшедшие, сладострастные летние ночи; зеленые столы и звон золота; музыка, кружащиеся пары. за окнами скачущие тройки, цыгане, дуэли на рассвете, парадные военные парады, идущие под свист ледяных ветров и визг флейт перед византийским взором императора — такова была жизнь города… в 1914.» (Алексей Толстой, Дорога на Голгофу , 1921)

Действительно, именно как новая культурная столица России Санкт-Петербург лучше всего воплотил петровскую революцию. Первое систематическое обучение в России современным (пост- Ренессанс) европейская живопись и скульптура, а также архитектура и графика зародились в Петербурге, что завершилось основанием дочерью Петра, императрицей Елизаветой, Императорской Академии художеств (1757). Петербургская академия наук, после ее основания в 1724 г.,


быстро стал институциональным центром развития математики и естественных наук в России. В академии учились и первые в России профессора права, историки, археологи, этнографы, современные литературоведы. Столь же важной была функция Санкт-Петербурга со времен его основания как источника в России современной европейской музыки и танца, а также изобразительного искусства, которые блестяще процветали в новой столице, пока не достигли своего апогея в «Серебряном веке». «десятилетий до 1917 лет, возраст, связанный с такими мастерами, как Василий Кандинский в живописи, Игорь Стравинский в музыке и Сергей Дягилев в танце.

Международный авторитет Санкт-Петербурга, как и самой империи, достиг своего апогея примерно за столетие, прошедшее между воцарением Екатерины II в 1762 г. и смертью Николая I в 1855 г. Особый след в истории города оставила Екатерина . К колоссальному, пышному барочному Зимнему дворцу императрицы Елизаветы (по проекту Бартоломео Растрелли) Екатерина добавила более интимный, хотя и роскошный «Эрмитаж», первое из трех таких дополнений (последовательно названных Малым Эрмитажем, Большим Эрмитажем и Новым Эрмитажем), вместе с изящный придворный театр, который впоследствии также был присоединен к Зимнему дворцовому комплексу и назван Эрмитажным театром. Джакомо Кваренги построил театр в сдержанном неоклассическом стиле, который предпочитала Екатерина, и он один спроектировал сорок пять зданий в городе, в основном аристократические дворцы, но также великолепный новый дом для Академии наук и еще один для того, что позже стало Императорским государственным банком. . Другие выдающиеся архитекторы, русские и иностранцы, спроектировали великолепную Императорскую Академию художеств, Мраморный и Таврический дворцы, каждый из которых был построен для фаворита придворных, а также Смольный институт, школу, основанную Екатериной для воспитания дворян. женщин, которые большевики во главе с Владимиром Лениным сделали своим штабом в 1917. Не менее, если не более важное значение для будущего Санкт-Петербурга имели массивные гранитные насыпи, построенные по приказу Екатерины для сдерживания бурной Невы и ее притоков, тем самым обеспечивая защиту от периодических наводнений, затоплявших город. После смерти Екатерины в 1796 г. население Санкт-Петербурга возросло с 40 000 до более чем двухсот тысяч в 1725 г.; его удобства могли соперничать с удобствами любого крупного города Европы; и посетители начали называть его, вспоминая легендарный мегаполис древнего Ближнего Востока, Северную Пальмиру.

Столь же долгое правление внуков Екатерины Александра I (1801–1825) и Николая I (1825–1855) подтвердило статус Санкт-Петербурга как столицы могущественной империи, империи, которая к 1815 г. сухопутная власть в Европе, империя Наполеона. Эта великая победа была по-разному отмечена в российской столице, в первую очередь возведением огромной Александровской колонны на огромной площади, примыкающей к Зимнему дворцу. Были также построены две огромные церкви, чтобы подтвердить, если не громко провозгласить, приход России в качестве великой европейской державы. Первым, построенным при Александре I, было строго неоклассическое здание, названное Собором Казанской иконы Божией Матери (в честь почитаемой иконы с таким же именем) и расположенное на видном месте на центральной улице Санкт-Петербурга, Невском проспекте, где вечная толпа всех рангов и национальность свидетельствовали об огромных размерах империи, ее многонациональном характере и международном значении. Вторая, еще более величественная церковь, построенная в стиле позднего неоклассицизма из самых роскошных доступных материалов, возникла при Николае I, чья реакционная политика дома и за границей принесла ему прозвище «Жандарм Европы». Исаакиевский собор, как его называли, был не столько церковью, сколько великолепным имперским памятником в римском стиле. Его купол, третий по величине в мире, стал новым центром все более роскошной, если не властной столицы России.

В Петербурге при Александре I и Николае I в стиле ампир воздвигнуто и множество других крупных зданий, построенных в стиле ампир, — новое или перестроенное Адмиралтейство, Военное министерство и Министерство иностранных дел, канцелярии Сената и Священного Синода (


театров, балетная школа, а еще военные казармы, триумфальные арки и памятники героям. Были разбиты обширные новые плацы для проведения тщательно продуманных военных учений, столь любимых обоими императорами. Следуя примеру бабушки Екатерины, оба правителя также внесли важные дополнения в комплекс Зимнего дворца, известного сегодня как Государственный Эрмитаж. Будучи одновременно крупным архитектурным памятником и коллекцией произведений искусства мирового класса, Эрмитаж остается самым впечатляющим из многих памятников Санкт-Петербурга его имперскому прошлому.

Дворцовая площадь Санкт-Петербурга, примыкающая к Зимнему дворцу и Александровской колонне, была также местом «Кровавого воскресенья», как быстро окрестили резню имперскими войсками рабочих-манифестантов в воскресенье в январе 1905 года. Население города чрезвычайно выросло примерно за полвека после смерти Николая I: примерно с пятисот тысяч жителей в 1857 г., из которых подавляющее большинство составляли либо чиновники, солдаты, слуги и их семьи, до почти одного и четверть миллиона в 1900, из которых примерно треть были промышленными рабочими и их иждивенцами. Санкт-Петербург всегда был центром каретной торговли империи, обслуживающей официально-дворянскую элиту и бесчисленных иностранных гостей, о чем свидетельствует знаменитый ювелирный магазин, основанный Карлом Фаберже (1846–1920). Но к 1900 году богатый центр города был окружен быстро растущим поясом заводов, среди которых только на гигантском Путиловском металлургическом заводе работало около тринадцати тысяч человек. Преобладала тяжелая промышленность с сопутствующим загрязнением окружающей среды; возникли рабочие трущобы; а трамваи, телеграфные, а затем и телефонные провода, массивные многоквартирные дома и универмаги и все прочие атрибуты индустриальной современности проникли даже в центральные районы города. Вскоре последовал рост преступности, забастовки рабочих и другие проявления народных волнений, кульминацией которых стала революция 19-го века.05. Революция положила начало короткому периоду квазиконституционного правления в России (1906–1916), во время которого нижняя законодательная палата, Императорская Дума, собиралась в Таврическом дворце, построенном Екатериной II для князя Григория Потемкина, завоевателя Крыма ( или Таврический). Летом 1917 года в этом же дворце располагался Всероссийский съезд Советов (рабочих, крестьянских и солдатских советов), от имени которого в октябре того же года Ленин заберет власть у Временного правительства, пришедшего к власти накануне. Февраль и было собрание в Зимнем дворце.

Иными словами, к началу двадцатого века величественная имперская столица пушкинских стихов превратилась в бурный мегаполис, изображенный в аллегорическом романе Андрея Белого « Петербург», впервые опубликованном в серийной форме в 1913 году, и в мрачном, вызывающем воспоминания романе Алексея Толстого. Дорога на Голгофу (трилогия, первая часть которой вышла в 1921 году). Николай II, последний российский император, вступивший на престол в 1894 году и отрекшийся от престола в феврале 1917 года, никогда не любил город, в который превратился Санкт-Петербург, предпочитая вместо этого жить в тишине и спокойствии своего загородного дворца-усадьбы. Он и его семья также проводили беспрецедентное количество времени в старой столице, Москве, в специально отремонтированных квартирах в Кремле. Живописная старая Москва снова стала в эпоху разгула национализма0042 национальный столица России, сентиментальное сердце русской нации, мало обращающее внимания на реалии многонациональной империи. Николай II был едва ли не единственным среди россиян, испытавшим эмоциональное притяжение старой столицы и внесшим свой вклад в возрождение традиционных московских форм в искусстве, архитектуре и декоре. Движению возрождения удалось даже насадить в самом центре Петербурга гигантское здание в неомосковском стиле — Воскресенскую церковь, открытую в 1907 (также известна как церковь Спаса-на-Крови, в знак признания ее расположения на месте убийства Александра II революционными террористами в 1881 году). Высокие купола и богатое убранство Воскресенской церкви, восстановленной в конце ХХ века после десятилетий советского запустения, резко контрастируют с строгим горизонтальным классицизмом окружающих зданий. Также весьма показательным для националистического движения в позднеимперской России было переименование самой столицы, когда в 19 в.14, от германского «Санкт-Петербург» Петра Великого, который теперь казался неприемлемо иностранным, к более чисто русскому «Петрограду».

Санкт-Петербург был свидетелем травмы Первой мировой войны и революции 1917 года. Именно революционное правительство Ленина и его большевиков в 1918 году, опасаясь немецкого завоевания, перенесло столицу России обратно в Москву , где он остается. В 1924 году, после смерти Ленина, Петроград был переименован в Ленинград в явной попытке заменить ауру Петра и все, что он символизировал, аурой основателя Советского Союза. Именно как Ленинград город пережил последующие десятилетия советской власти и пережил страшную немецкую осаду Второй мировой войны. И все же ленинградцы, живущие среди бесчисленных памятников космополитического прошлого своего города, никогда не забывали Санкт-Петербург; в 1991 они проголосовали за восстановление первоначального названия города. Российское «Окно в Европу», как его впервые назвал (итальянский посетитель) в 1739 году, было вновь открыто.

См. также Города и поселки; Москва; Пушкин, Александр; Россия.

Батер, Джеймс Х. Санкт-Петербург: индустриализация и перемены. Монреаль, 1976.

Белый Андрей. Петербург . Перевод Роберта А. Магуайра и Джона Э. Мальмстада. Блумингтон, Индиана, 1978.

Баклер, Джули А. Картографирование Санкт-Петербурга: имперский текст и форма города. Princeton, NJ, 2005. Санкт-Петербург девятнадцатого века как «живая культурная система».

Кларк, Катерина. Петербург: Горнило культурной революции. Кембридж, Массачусетс, 1995. Развитие культуры в начале двадцатого века.

Кракрафт, Джеймс.