Новый иерусалим музейно выставочный: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», официальный сайт

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», официальный сайт

С 18 декабря 2021 по 19 июня 2022 года проходила выставка «Азбука шедевра» — самый масштабный за все годы существования музея «Новый Иерусалим» выставочный проект, объединивший более 120 работ великих русских живописцев, среди которых — Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Казимир Малевич, Василий Кандинский и многие другие. Проект представил весь спектр и богатство региональных музейных коллекций от Калининграда до Владивостока, почти в каждой из которых есть шедевры, неизвестные широкой публике.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО ВЫСТАВКЕ «АЗБУКА ШЕДЕВРА»

В экспозиции площадью более 2000 кв. м. были показаны 123 работы 81 художника, в том числе Казимира Малевича, Василия Кандинского, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Валентина Серова, Зинаиды Серебряковой, Ивана Айвазовского, Аристарха Лентулова, Натальи Гончаровой и еще около 70 авторов. Среди знаковых экспонатов выставки «Купчиха» и «Русская Венера» Бориса Кустодиева, «Косарь» Казимира Малевича, «Кацапская Венера» Михаила Ларионова, «Старая мельница» Василия Поленова, «Импровизация № 209» Василия Кандинского, «Закат» Архипа Куинджи и другие. Многие работы специально к выставке прошли научную реставрацию.

Произведения для выставки из своих фондов и постоянных экспозиций предоставили 30 российских региональных музеев из 29 городов, среди которых Нижегородский государственный художественный музей, Приморская государственная картинная галерея, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Калининградский областной музей изобразительных искусств, Тульский музей изобразительных искусств и другие.

Выставка дала зрителям полную свободу восприятия: экспозиционное пространство выстроилось вокруг тридцати трех букв русского алфавита, каждая из которых объединила произведения разных авторов, периодов и эпох. Алфавит представлял собой естественную навигацию по выставке, ведя зрителей через залы. Каждая буква являлась тематическим разделом выставки — она давала начало слову, вокруг которого выстраивался основной нарратив, и открывала одну из тридцати трех глав повествования. «В» — воздух, «З» — зеркало, «О» — орнамент, «Ф» — фактура и так далее.

Андрей Сарабьянов, участник кураторской группы проекта, научный консультант выставки, кандидат искусствоведения, исследователь русского авангарда, историк

Я сторонник того, чтобы как можно больше выставок проводилось не в столицах, а в регионах, где есть замечательные музейные пространства, такие как музей „Новый Иерусалим“. Эта выставка действительно очень оригинальна и похожую я, пожалуй, не припомню. Она соединяет в себе элементы обучения с возможностью просто насладиться прекрасной живописью, безусловным эстетическим удовольствием для глаз. А терминология, взятая за основу, помогает посетителю. Одна из кураторских идей состоит в том, чтобы открыть перед зрителем неожиданные смыслы, прочитать подтексты, представить новые взгляды на привычные вещи, словом, преодолеть традиционность. А в иных случаях она подчеркивается, и этот прием также открывает новые горизонты для восприятия. Не будем забывать, что изучение терминологии — есть учебный процесс. Ведь понимание искусства — это не только эмоции, но и знания. Термины учат понимать живопись. В этом и состоит, по кураторскому замыслу, еще одна из целей выставки.

«Главы» выставки небыли  подчинены хронологии и существовали отдельно друг от друга, предлагая посетителю более широкое видение, культуру восприятия и «внимательное смотрение» живописи. Под каждую букву от А до Я создатели выставки подобрали произведения разных авторов, порой даже разных эпох, которые, на первый взгляд, сложно представить в рамках одной выставки. Однако вкупе именно этот неожиданный синтез и позволил максимально колоритно раскрыть каждую тему.

Ксения Новохатько, участник кураторской группы проекта (концепция, подбор экспонатов, инсталляции)

Заглавная цитата выставки, позаимствованная нами у Василия Кандинского, объясняет многое в подборе работ и их сопоставлении: „Живопись есть грохочущее столкновение различных миров“. Мы стремились выявить это столкновение, как постоянный процесс поисков, не занимать ту или иную сторону. Время идёт, новаторское становится устаревшим, давно забытое запускает новую волну изменений. И этот процесс постоянен. Бурлящий мир живописи.

Интересно не только взаимодействие работ внутри одной буквы (одного термина), но и «перекличка» этих терминов друг с другом. Беспредметность, Воздух и Глубина раскрывали не только свои собственные темы, но дополняя друг друга, вместе наглядно демонстрировали одно из основных концептуальных противостояний. Идеологи беспредметности считали воздушную перспективу, поглощающую цвета и объемность предметов, основными факторами «репродуктивного» реалистического искусства, врагами нового «чистого» беспредметного творчества. Так, супрематическую композицию Казимира Малевича на выставке окружили лучшие образцы реалистического пейзажа, авторы которого — Поленов, Левитан, Жуковский — достигли высшего мастерства в передаче воздушного пространства.

А экспонаты в разделе «Глубина» демонстрировали поиски таких художников как Фальк, Шишкин, Куинджи, в работе с «третьим измерением» картины также на материале пейзажа.

Сквозная линия выставки раскрывала тему музейных исследований и работы музейных сотрудников, большая часть которой обычно остается за кулисами. Для авторов проекта важно было говорить не только о художниках, но и о тех людях, благодаря которым шедевры сохраняются, а также о музее, как самостоятельной вселенной, где они продолжают свою жизнь. В разделе «Д — детектив» наряду с картинами посетителя ждали полные тайн и загадок истории их экспертизы. В другом разделе речь идет о хранителях музея, труд которых подчас становится подвигом, позволяющим сберечь неугодные времени работы или даже целые музейные коллекции.

Основным формообразующим элементом выставки являлись кубы ⎼ метафора азбуки. Часть кубов, расположенных в залах экспозиции, содержали в себе сценографические и мультимедийные инсталляции, связанные с различными видами зрительского восприятия.

Например, рядом с «Импровизацией № 209» Кандинского посетители услышали оригинальную музыку, написанную современным композитором специально по этой работе. Известно, что Кандинский исследовал отношения между звуками, цветом и формами, создавая свои абстрактные полотна как отражение музыки. В данном случае создатели прошли обратный путь, создав музыкальное произведение на основе художественного.

«Азбука шедевра» продемонстрировала широчайшие возможности культурного сотрудничества регионов и объединения музеев. Этой выставкой «Новый Иерусалим» ⎼ региональный музей, планомерно объединяющий на своей площадке самые разные институции и расширяющий культурные границы ⎼ стремился напомнить зрителям о блистательных шедеврах, которые можно увидеть в российских регионах, и побудить их к посещению музеев Иванова, Красноярска, Нижнего Новгорода и других городов.

К выставке был подготовлен каталог и серия сувенирной продукции, а также обширная параллельная программа: лекции, тематические экскурсии, образовательные занятия, мастер-классы и другие мероприятия.

Выставка открылась 18 декабря 2021 года и продлилась до 19 июня 2022 года.

Создатели проекта:


Идея:

Василий КУЗНЕЦОВ, генеральный директор историко-художественного музея «Новый Иерусалим»


Научный консультант:

Андрей САРАБЬЯНОВ, кандидат искусствоведения, исследователь русского авангарда, историк


Концепция, сценарий экспозиции и мультимедиа:

Елена ПАПЧЕНКО, искусствовед, концептолог и сценарист


Концепция, подбор экспонатов, инсталляции:

Ксения НОВОХАТЬКО, искусствовед, креативный продюсер


Архитектурное решение:

Андрей ВОВК, архитектор, дизайнер музейных экспозиций, руководитель крупных международных проектов в сфере культуры

Василий Кузнецов, генеральный директор музея «Новый Иерусалим» (с 8 июня 2022 года — министр культуры и туризма Московской области)

«Азбука шедевра» — самый амбициозный проект музея «Новый Иерусалим». Это результат сотрудничества именно региональных, а не крупных столичных музеев, живущих несколько в других предлагаемых обстоятельствах. Мы постарались показать нашим гостям целый спектр интереснейших работ лучших русских живописцев, собранных со всей России. Причем, работ не столь «насмотренных» и знакомых, как произведения, представленные в экспозициях музеев Москвы или Санкт-Петербурга. В этом уникальность выставки.

К выставке выпущен аудиогид. Тексты аудиогида подготовлены художественным критиком Татьяной Сохаревой. Аудиогид записан при поддержке Школы современной музыки Вячеслава Шаинского.

Музей «Новый Иерусалим» в Подмосковье: адрес, фото, как добраться

Музей «Новый Иерусалим» входит в структуру так называемой «подмосковной Палестины» — Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря: обитель является одним из древнейших архитектурных памятников России.

В фондах музея хранится больше 180 тыс. экспонатов, среди которых: археологические, палеонтологические, этнографические находки, старинные рукописи, документы, книги, редчайшие монеты, коллекции оружия, иконы, картины, графика, предметы быта, фотографии и многое другое.

Коллекция «Нового Иерусалима» в полной мере отражает историю и культуру столичного региона, ставшего ключевым для России в древности и являющегося таковым по сей день. Часть экспозиций посвящена истории Ново-Иерусалимской обители, ее основателю – Патриарху Никону.

Музей находится на въезде в город Истра (до революции – Воскресенск). Официально учреждение было создано в 1920 г. Изначально музей находился в одном из зданий монастыря, но в 2014 г. организация переехала в специально построенный особняк, расположенный неподалеку от обители.

Помимо основного здания, к музею относится филиал «Отдел деревянного зодчества» с выставочным залом под открытым небом. Выставка находится в лесной зоне на берегу Истры в 300 м от монастырских стен. До филиала туристы добираются по живописному пешеходному мосту.

При музее работает концертный зал, в котором проводятся театральные представления, конференции, кукольные спектакли, фестивали, концерты и даже балет.

Сувенирную продукцию можно приобрести в двух больших магазинах на территории музейного комплекса.

«Новый Иерусалим – памятник истории»

Постоянная экспозиция «Новый Иерусалим – памятник истории» расскажет о создании в Подмосковье своей маленькой Палестины, формировании Воскресенского монастыря в качестве духовного и культурного центра столичного региона и всей России. Туристы ознакомятся с шедеврами русского зодчества, узнают много нового об отечественной культуре, истории, вере, о Патриархе Никоне и его реформах.

Центральный экспонат выставки – парсуна, изображающая Патриарха Никона в момент выполнения богослужения. На этой картине можно увидеть предметы, дошедшие до наших дней и представленные в экспозиции: это медальон Патриарха, образок Богородицы, четки Святейшего, подризник, уникальный посох.

Кроме того, посетители увидят изготовленный в 17-ом веке макет Храма Гроба Господня, вензель Патриарха Никона, древние рукописи и документы.

«Русское церковное искусство 16-18 вв.»

В экспозиции, посвященной русскому церковному искусству 16-18 вв., представлены произведения ведущих иконописцев, золотые и серебряные оклады для образов, церковная утварь. Выставку удалось сформировать с помощью благотворительных организаций и частных коллекционеров, активно передававших музею принадлежащие им древности. Без них создание экспозиции было бы невозможно: собрание, принадлежавшее Новоиерусалимской обители до войны, сгорело в ходе авианалета 1941 года.

Новая коллекция икон напрямую не относится к истории монастыря, но она полностью отражает иконописные традиции, характерные для Московской области и всей России. Особо выделяется древняя икона «Спас в силах», написанная в 17-ом веке. Этот потрясающий по художественному воздействию образ в музей привезли прихожане разрушившейся от старости деревянной Троицкой церкви.

Посетителей заинтересует образ Богоматери с младенцем-Христом, написанный в 1747 г. известными иконописцами И. и А. Шустовыми. Мастера творили в Ярославле, их работы расходились по церквям всей страны.

Кроме того, в коллекции икон представлены образа И. и В. Москвитиных, Ф. Ухтомского, П. Чирина, строгановских иконописцев.

Осмотрев экспозицию, туристы получат представление о различных школах иконописного искусства, узнают, что в каждом регионе России образа создавались по-своему, но традиция была единой – христианской.

«Русское искусство 17-20 вв.»

Коллекция светской живописи и графики органично дополняет экспозицию икон 16-18 вв. Гости музея «Новый Иерусалим» увидят собрания портретов времен Петра I, пейзажей 18-19 вв., советского живописного искусства.

Из экспонатов наибольший резонанс вызывают «Портрет княжны М. Кантемир», «Портрет Царевны Софьи», «Портрет М. Зотовой».

Хранятся в музее и бюсты знаменитых скульпторов Я. Земельгака и Ф. Шубина. «Портрет князя С. Долгорукова», написанный в 1802 г. В. Боровиковским, поражает живостью кисти.

Иностранные мастера, трудившиеся в России в 18-19 вв., внесли огромный вклад в русское искусство. В музее хранятся работы шведа А. Рослина и француза Р. Лефевра.

Романтический стиль 19-го века представлен работами великого русского художника В. Тропинина и талантливейшего живописца Н. Аргунова.

В коллекции пейзажной живописи – «Итальянский пейзаж» М. Воробьева, который считался любимым учеником И. Айвазовского. Реалистические картины А. Саврасова познакомят зрителей с бытом простого люда середины и конца 19-го века.

Среди картин советского периода выделяется гениальный портрет А. Высоцкой, написанный художником-модернистом Л. Пастернаком.

«Будни и праздники русской деревни»

Четвертая постоянная экспозиция музея «Новый Иерусалим» посвящена жизни русской деревни, труду крестьян, праздникам и обрядам.

Этнографическая коллекция относится к Отделу деревянного зодчества. В бывшем владении семьи Кокориных достоверно воспроизведен быт русского крестьянства 18-19 вв. Гости увидят деревянную часовню, построенную по сохранившимся фотографиям, настоящую ветряную мельницу, крестьянский дом со всеми предметами быта, двор с хозяйственными постройками и многое другое.

Всего в экспозиции представлено 300 предметов: прялки, ткацкий станок, приспособления для обработки дерева и кожи, повседневная и праздничная крестьянская одежда, посуда, инструменты землепашца, декоративные элементы для украшения жилища и многое другое.

Фестиваль под открытым небом «Новый Иерусалим. Лето. Музыка. Музей»

КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН

21 и 22 июля в музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» в рамках Московской областной филармонии «Высокое искусство в подмосковных городах» при поддержке Министерства культуры Московской области пройдет провел музыкальный фестиваль под открытым небом «Новый Иерусалим. Лето. Музыка. Музей». Концерты начинаются в 20:00.

Программа фестиваля в первый день откроют коллектив одного из ведущих музыкальных театров России — Оркестр Московского академического музыкального театра. К.С. Станиславский и Вл.И. Немировича-Данченко в управлении Заслуженного артиста России, лауреата Московской и Национальной театральной премии «Золотая Маска» Феликса Коробова .

В оркестре выступят артисты Московской областной филармонии: великолепные оперные певцы, лауреаты международных конкурсов  Алина Яровая (сопрано), Максим Сажин (тенор), Павел Баранский (баритон), а также один из самых известных хоровых коллективов России с более чем полувековой историей — Государственная Академическая Московская областная хоровая академия АД Кожевникова (художественный руководитель и главный хормейстер — Николай Азаров).

Музыканты представят публике увертюры, арии и сцены из известных опер Чайковского, Мусоргского, Глинки, Аренского, Бородина. Сцена письма Татьяны, ария Ленского, «Рассвет на Москве-реке», половецкий танец с хором – эти и многие другие шедевры прозвучат в программе.

22 июля во второй день фестиваля выступит Оркестр Московской Филармонии под управлением I гор Манашеров , победитель I Международного конкурса дирижеров Audite в Польше. Этот коллектив на протяжении всей своей истории является одним из лучших оркестров России и представляет русскую музыкальную культуру за рубежом. Художественный руководитель — народный артист СССР Юрий Симонов.

В программе музыкального вечера 22 июля – Симфония №5 Чайковского, а также произведения Глинки, Бородина, Лядова и Римского-Корсакова.

Интересно, что местом проведения выступлений на музыкальном фестивале «Новый Иерусалим. Лето. Музыка. Музей» станет открытое пространство — так называемый атриум — главный вход в музей.

Аудиовизуального перфоманса дополнят выступления музыкальных коллективов: каждая композиция будет сопровождаться демонстрацией картин великих художников, создающих особое трехмерное восприятие. Специально подобранный визуальный ряд будет представлен на больших светодиодных экранах.

Во время фестиваля зрители смогут посетить сам музей и ознакомиться с его выставками. По фестивальному билету можно будет бесплатно пройти на основную постоянную экспозицию музея «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII – XX веков», рассказывающую о том, как мыслился и формировался образ Святых мест в пригород Новоиерусалимского монастыря как памятник русского зодчества и личность создателя патриарха Никона. Специально для гостей фестиваля основная экспозиция музея 21 и 22 июля будет открыта до 20:00.

Кроме того, во время фестиваля у зрителей будет ряд преференций от нескольких отелей и ресторанов города Истра. Обладатели билетов на фестиваль, например, могут рассчитывать на скидку в ресторане «Давыдов», известном своим разнообразным меню и качественной подачей. Скидку на проживание гостям фестиваля предоставят такие отели, как Hilton Garden Inn Moscow New Riga и «Джанго», что особенно полезно для тех, кто приезжает на Истрию из Москвы и других городов, и хочет ознакомиться с программой фестиваля. два дня фестиваля.

Для удобства музей оборудован вместительной частной автомобильной и велопарковкой, для зрителей будут работать кафе и сувенирные лавки.

Стоит отметить, что в музее «Новый Иерусалим» регулярно проходят живые выступления, но летний музыкальный фестиваль под открытым небом станет совершенно новым опытом. Он подарит гостям современную качественную версию культурного мероприятия дня — возможность насладиться всемирно известными произведениями великих композиторов и художников в одном из самых живописных уголков Подмосковья на территории крупнейшей в России выставки. центр.

Открытие новой выставки в Музее Израиля в Иерусалиме

Сигалит Ландау, DeadSee, 2005 г., кадр из видео © Сигалит Ландау

В течение последних двадцати лет израильский художник Сигалит Ландау разработал новаторскую практику, основанную на мифическом Мертвом море. экологический и исторически заряженный пейзаж, оказывавший глубокое влияние на художника с детства. Сигалит Ландау: Пылающее море в Музее Израиля в Иерусалиме освещает этот плодотворный период в карьере Ландау, охватывающий увлекательный ряд скульптур, инсталляций, видеоработ и фотографий, включая премьеру новых работ и скульптур из коллекции художника. известная серия объектов, преобразованных богатыми солеными водами Мертвого моря. Выставка открыта для просмотра до 17 июня 2023 г.  

«Пылающее море — это возвращение на родину Сигалита, который в 1995 году стал одним из самых молодых художников, у которых когда-либо была персональная выставка в Музее Израиля», — сказал Денис Вейл, директор Анны и Джерома Фишеров в Музее Израиля, Иерусалим. «Этот обзор новаторской работы, посвященной Мертвому морю, имеет особое значение и находит новый контекст в Музее Израиля, где хранятся свитки Мертвого моря».

Ландау, которая впервые столкнулась с Мертвым морем во время семейных прогулок в детстве, начала использовать его в своей практике в начале 2000-х годов. Мертвое море, почти в десять раз более соленое, чем океан, не способно поддерживать водную жизнь, но считается одним из природных чудес мира, привлекающим многих людей своей красотой и уникальными оздоровительными свойствами. Эта двойственность жизни и смерти, ранения и исцеления, разрушения и надежды является движущей силой творчества Ландау и центральной темой выставки.

Sigalit Landau, платье-пачка, покрытое кристаллами соли Мертвого моря, 2016 г. Фото: Shaxaf Haber ©Sigalit LandauSigalit Landau and Yotam From, Salt Crystal Bridal Gown #3 Архивная струйная печать 2014 г. ©Sigalit Landau Littoral , 2011–22, Рыболовные сети, покрытые кристаллами соли, монтажный вид. Фото: Йотам Из ©Sigalit Landau

Первая часть выставки создает впечатление пребывания под водой в драматическом и загадочном пространстве с предметами, воскресшими Ландау из моря: рыболовными сетями из Яффо, купелью для крещения, конструкциями из колючей проволоки, балетом. пачка и подрамники прошли процесс кристаллизации в соленых водах Мертвого моря, который превратил эти повседневные и практические предметы в инкрустированные солью потусторонние произведения искусства. В этом разделе Salt Crystal Bridal Gown (2014), серия из восьми подводных фотографий, на которых запечатлена копия черного хасидского платья, которое носила Ханна Ровина, еврейская театральная актриса начала 20-го века, которая знаменито исполнила роль молодой невесты, одержимой духом ее мертвый любовник в спектакле «Дыббук» («Между двумя мирами»). На этих подводных фотографиях запечатлен процесс кристаллизации, в результате которого черное платье становится полностью белым от кристаллов соли — как невеста, но застывшая, как жена библейского Лота.

Среди других ярких событий — премьера новой видеоработы «Остров на солнце» (Мост II) (2022), в которой изображена груда туфель, воздвигнутых Ландау на естественном соляном острове в Мертвом море, которые постепенно белеют под воздействием отбеливающее действие соли. В этом разделе также продолжается изучение неоднократного использования Ландау арбузов, символа жизни и сладости, включая ее известную видеоработу DeadSee (2005 г.), в которой она плывет по морю среди спирали арбузов, и Арбузный стол (2007), который вызывает образы Тайная вечеря через арбузные туши, помещенные на соляной стол, заставляющие их постоянно менять форму в ответ на вещество.

Вторая часть выставки выводит посетителей из воды, чтобы они рассмотрели экологические проблемы и политические разногласия, окружающие окружающую среду, а также возможности человечества подняться над ними. На заднем плане этого раздела вырисовывается трагедия Мертвого моря и экологическая техногенная катастрофа, которая требует вмешательства правительства и сотрудничества между Израилем и соседними странами.

В последнем пространстве галереи представлены работы, связанные с идеей моста с израильской на иорданскую сторону Мертвого моря, предложением, над которым Ландау работал более десяти лет.