Содержание
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
Здание театра является памятником истории и архитектуры. Общая площадь здания — 11837,8 кв. м., объем — 294 3400 куб. м — превышающий объем здания Большого театра России.
С точки зрения инженерного искусства театр является исключительно сложным сооружением. Самая уникальная часть здания — конструкция купола диаметром 60 м, высотой 35 м. Купольное перекрытие без контрфорсов и ферм впервые было применено в строительной практике Европы. Кровля купола — тысячи железных чешуек серебристого цвета.
-
ПодробнееПервый спектакль состоялся 12.05.1945 года (опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки). Строительство здания началось в 1931 году. По первоначальному проекту художника Большого театра СССР М.И. Курилко, архитектора-художника Т.Я. Бардта, архитектора А.З. Гринберга — Дом науки и культуры, грандиозное сооружение с уникальными размерами зрительного зала и параметрами сцены, с совмещением трех типов театра: со сценой-коробкой, сценой-ареной, планетарно-панорамного типа. Предполагалось монументальное сооружение, где должны были происходить массовые действия, манифестации, праздничные торжества огромного масштаба. Большая сцена театра предназначалась также для проведения революционных праздников: колонны демонстрантов трудящихся страны Советов, проходя по площади, со знаменами в руках должны были входить в один из многочисленных подъездов театра и оказываться прямо на сцене. На этой гигантской сцене могла помещаться и техника — машины, трактора. По данному проекту зрительный зал должен был иметь 3000 мест.
К 1933 году сооружение в основных конструкциях поднялось над городом в самом его центре. Архитектура театра была выполнена в стиле конструктивизма («авангарда»), занимающего в те годы основные творческие позиции в среде зодчих. Но формальная направленность архитектуры в стране изменилась. В результате проект был изменен во 2-й Московской архитектурной мастерской академика А. Щусева, и с 1936 года строился театр оперы и балета. Окончательно проект театра был разработан под руководством В. С. Биркенберга и инженера-конструктора Л.М. Гохмана. Проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже (1937 год).
В 1941 году здание театра было практически готово, но с началом войны строительство законсервировали. Во время войны в здании хранились сокровища музеев Москвы и Ленинграда (Третьяковской галереи, Павловского дворца и др.). Изредка использовалась и сцена для проведения концертов — здесь выступал в годы войны Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского (Ленинградская филармония находилась в эвакуации в Новосибирске).
В 1942 году правительство СССР принимает решение о срочной достройке театра. В феврале 1944 года приезжает правительственная комиссия, и здание сдается в эксплуатацию. Сразу же начинается формирование труппы.
Пространственная композиция здания объединена ритмом мощных пилястр, переходящих в монументальный двенадцатиколонный портик главного фасада.
Размеры сцены соответствуют общим масштабам здания. Глубина сцены 30 м, высота до колосников — 29,5 м. Предусмотрен пожарный занавес. Первоначально этот занавес состоял из пемзобетона весом 72,5 т. Во время реконструкции (2003 г.) он был заменен на новый, облегченный, весом 32 тонны.
До реконструкции большой зал театра насчитывал 2000 мест, концертный зал — 450 мест, малый зал — (верхняя сцена) 150 мест. Большой и концертный залы связаны центральным кольцевым фойе. В 2005 году после ремонта и реконструкции число мест в большом зале стало 1774 (вместе с местами для инвалидов-колясочников), в концертном — 375.
Особый архитектурный прием использован в решении верхней части интерьера большого зрительного зала — мощная галерея над амфитеатром, которая обрамляет площадь живописного плафона с хрустальной люстрой диаметром 6 метров и весом около 2-х тонн. Оригинален потолок зрительного зала — своеобразный акустический экран из прессованного картона. Пространство между колоннами верхней галереи заполнено 16 скульптурами — копиями произведений античных мастеров.
Смотреть на карте (Красный проспект, 36)
Театр НОВАТ, Новосибирск – Афиша-Театры
Театр в Новосибирске
Новосибирск, Красный просп., 36
8.6
5 отзывов
Предоставлено пользователем: ирина андронова
О месте Расписание концертов Расписание спектаклей Отзывы (5)
Грандиозный памятник истории и архитектуры, визитная карточка Новосибирска, театр расположен в самом центре города на площади им. Ленина, был открыт 12 мая 1945 года. После ремонта и реконструкции в большом зале стало 1774 мест, в концертном — 375.
Оригинален потолок зрительного зала — своеобразный акустический экран из прессованного картона. Пространство между колоннами верхней галереи заполнено 16 скульптурами — копиями произведений античных мастеров. Сам театр ежегодно удостаивается престижных премий, а солисты театра часто гастролируют за рубежом.
Телефон+7 (383) 222 04 01, +7 (383) 222 60 40
АдресНовосибирск, Красный просп., 36
Метро
Площадь Ленина
Режим работыпн-пт 10.00–19.00
Статус
Откроется в понедельник в 10.00
Расписание концертов
6
- От 700 ₽
Музыка для нас
14 мая в 13:00, НОВАТ
Классика
От 1000 ₽
Дню Победы посвящается
9 мая в 16:00, НОВАТ
Классика
От 1200 ₽
Венский филармонический Штраус оркестр
13 ноября в 19:00, НОВАТ
Классика
Кругосветное путешествие в мир танго
6 мая в 18:00, НОВАТ
Фламенко
От 500 ₽
Рахманинов и наставники
25 мая в 19:00, НОВАТ
Классика
От 500 ₽
Праздник детства в НОВАТе
7 июня в 19:00, НОВАТ
Эстрада
Расписание спектаклей
24
Полное расписание
Рестораны рядом
Отзывы о театре «НОВАТ»
5
Alexey N. B.
59 отзывов, 81 оценка, рейтинг 65
5
Несколько разочарованы постановкой оперы «Любовный напиток»/ которой ок.185 лет/-были 24.12.2017.Странная адаптация-США 1950-е года,вместо Италии 18/19 веков-неудачная попытка смешать времена и страны:надписи на английском,поют /не всегда удачно/на итальянском,диалоги на русском,костюмы,танцы времён молодого Элвиса Пресли-??? Видимо задумано для показа американским фермерам в своё время!?Пожалуй только оркестр был на высоте-браво ! В остальном на любителя…
27 декабря 2017
Vanilafruit
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
1
На телефонные звонки никто не отвечает. После 3-4 звонков трубку начинают сбрасывать!
6 декабря 2016
Юрий Коньков
34 отзыва, 82 оценки, рейтинг 22
9
(О показе «Шопенианы» и «Кармен» в рамках фестиваля «Золотая маска»-2012 в Москве)
ТАНЦЕВАТЬ ЛИТЕРАТУРУ
Новосибирский театр оперы и балета в рамках фестиваля «Золотая маска» в Москве показывал в один вечер сразу два балета – «Шопениана» и «Кармен», и одно то, что театр решился объединить в одном спектакле две такие разные постановки, говорит о многом.
Действительно, лёд и пламень похожи больше меж собой, нежели балет, поставленный Михаилом Фокиным в 1906 году, и балет, поставленный Роланом Пети в 1949. Первый – пастельный, очень лёгкий и нежный; второй – яркий, энергичный, местами бешеный, местами знойный.
Труппа, которая может станцевать и пастораль, и корриду – это очень хорошая труппа. И спасибо фестивалю «Золотая Маска» за то, что москвичи смогли воочию убедиться в том, что в Новосибирске очень хорошо танцуют балет. Причём это не труппа одной звезды, это очень сильный, слаженный и в хорошем смысле ровный коллектив танцовщиков и танцовщиц, прекрасных и в статических живых картинах, и в бешеном испанском кордебалете.
Однако не случайно из всего многообразия замечательных спектаклей конкурсной и внеконкурсной программы фестиваля наше внимание привлек именно этот спектакль. Причём даже не всё представление – «Шопениана» из первого отделения была очень хороша, волшебная музыка Фридерика Шопена чудесно сочеталась с летучим хороводом танцовщиц в белом, но даже по названию спектакля (на билете было написано «Кармен. Шопениана» вопреки хронологии представления) было понятно, что самое интересное впереди.
Так почему же нам захотелось рассказать о «Кармен» в исполнении Новосибирского театра оперы и балета (кстати, мистическим образом впервые представленном публике на новосибирской сцене за два месяца до смерти Ролана Пети)? Безусловно, в первую очередь из-за легендарной личности его постановщика.
В самом деле, наверное, никто в мировом балете не обращал в своём творчестве такого пристального внимания на литературу как на основу для танцевальных постановок. И уж совершенно точно никто не справлялся с этой трудной задачей сопряжения (или, если угодно, литературного перевода) с таким мастерством и блеском, как Ролан Пети. Судите сами: «Юноша и Смерть» по Жану Кокто, «Собор Парижской Богоматери» по Виктору Гюго, «Зажгите звёзды!» по Владимиру Маяковскому, «Пруст, или Перебои сердца» по Марселю Прусту, «Пиковая дама» по Александру Пушкину – и, собственно, «Кармен» по Просперу Мериме.
Внушительный список обращений к литературе, причем к поэзии наравне с прозой, и произведения все сплошь превосходных авторов, хотя совсем не очевидно подходящих для переложения на язык танца. Вот разве что, пожалуй, «Кармен» Мериме так и просится для балетной постановки, ведь она вся – движение: волнение бедра, поворот головы, взмах руки. Полюбуйтесь, как описана встреча рассказчика с Хосе:
«…я приветствовал человека с мушкетоном дружелюбным кивком и спросил его, улыбаясь, не нарушил ли я его сон. Он молча смерил меня взглядом от головы до ног; потом, как бы удовлетворенный осмотром, столь же внимательно взглянул на подъезжавшего проводника. Я видел, как тот побледнел и остановился, выказывая явный испуг. «Дурная встреча!» — подумал я. Но благоразумие тотчас же подсказало мне не проявлять ни малейшего беспокойства. Я слез с лошади, велел проводнику разнуздать ее и, опустившись на колени у ручья, погрузил в него голову и руки; потом выпил изрядный глоток, лежа ничком, как плохие воины Гедеона».
Язык Проспера Мериме одновременно прост и возвышен, серьёзен и ироничен, а все происходящее читатель видит так ясно, словно сам присутствует на месте действия. Таков и балет Ролана Пети – он абсолютно выразителен, при этом он удивительным образом сочетает в себе почти несочетаемое: статичность и композицию живописного полотна с молниеносно сменяющими друг друга позами, сценами, ритмами и планами совершенно в духе современных видеороликов; авангард и новаторство костюмов, танцевальных движений и жеста с классическими балетными па и гениальной музыкой Жоржа Бизе; глубокий драматизм происходящего между главными героями с юмором бытописания. Словом, Ролану Пети вполне удался перевод литературного произведения на самый сложный из существующих языков – язык танца.
Возвращаясь к постановке Новосибирского театра оперы и балета, скажем, что им, в свою очередь, удалось передать дух, нерв и внутреннюю гармонию шедевра Ролана Пети без искажений. Очень хороша словно сошедшая с полотен Тулуз-Лотрека исполнительница заглавной роли Анна Жарова. Не сразу убеждает, но создаёт вполне цельный образ её партнер по танцу Игорь Зеленский. Великолепен Эскамильо в исполнении Ивана Оскорбина. Замечательны и безупречны, как уже говорилось выше, все бандиты, бандитки, табачницы, контрабандисты и матадоры в исполнении артистов Новосибирского театра оперы и балета. Сибирякам удалось прикатить в Москву яркое испанское солнце. Безусловно, с доброй помощью двух гениев – Ролана Пети и Жоржа Бизе.
13.04.2012
23 января 2013
Z-Rezept-n Rezept
2 отзыва, 12 оценок, рейтинг 1
7
Новая новосибирская «Кармен» однозначно лучше старой, да их на самом деле и сравнивать не стоит. Но «Кармен» балет маленький, из одного акта, поэтому к нему прилагается пара довесков. И все вместе именуется «вечер балета». Поэтому обо всем по-порядку.
Сначала «Шопениана» — произведение исключительно духовное, про общение некоего мечтательного юноши с сильфидами, легкими и бесплотными. Доподлинно неизвестно о чем мечтал юноша Иван, но он так безобразно мял грудь солистки, что было очевидно — урок про то, кто такая сильфида он прогулял. Страдание на лице солистки говорило о том, что она про «крылатую надежду» что-то знает и считает, что та заслуживает лучшего отношения и лучшего партнера. Юноша Иван не слишком твердо стоял на ногах, но кто его знает, может он болеет чем-то?
К сожалению, в целом постановку можно сравнить со старой, т. е. нам новой и не обещали. Но в те далекие времена (времена, когда поставили старую «Кармен») у нас даже «Щелкунчик» был позорный. Но нет, все по-прежнему — когда включали музыку артисты репетировали в соседней комнате. Думаете невозможно в Шопена не попасть? Легко!
Зрители вежливо хлопали, ожидая премьеру «Кармен».
К «Половецким пляскам» одна претензия — хорошо но мало. И правда — артисты в костюмы нарядились. Хор, кажется, дольше выходил и красиво выстраивался, чем пел. Зрители только к хорошему привыкли, как задорные танцы ханских пленников закончились. Но в целом, естественно, всем спасибо — лучше хорошо и мало, чем наоборот.
Зрители оживились — уже здорово, а еще впереди премьера!
Наконец «Кармен». Анна Жарова — замечательная Кармен. Можно сравнить ее с какой-нибудь большой кошкой на охоте. В том смысле, что движения ее завораживающе-естественные и красивые, и в том, что Кармен — животное хищное. Хозе — Игорь Зеленский. Он, наверное, даже если плохо станцует, получится хорошо, а танцевал он отлично. Выходя на поклон он подталкивал Анну вперед, оставаясь позади, и это повторялось много раз, по-моему не совсем правильно. Конечно Анна лучшая, но и его мы тоже любим. Здорово станцевал — огреби аплодисментов.
Мне «Кармен» понравилась — было смешно. (Хореография классическая, Ролана Пети, а остальное из головы.) Осталось неясно, что за фигуру из пальцев демонстрировал Зеленский, но будем думать, это были те самые «пташки крылья» под которые он и танцевал.
Разговорчивые соседки-пенсионерки, ожидавшие вкусить хорошего балета и с придыханием произносившие фамилию Игоря, на «Кармен» затихли. И перестали хлопать. Что их смутило? То, что они не признали рабочую одежду сотрудниц табачной фабрики? То, что молодежь демонстрировала совсем не романтические желания? Или имитация акта со стулом? Но в этом и я соглашусь, стоило бы ограничиться лошадкой. Это же не «American Pie», кругом вполне доступные девушки.
В дополнение к танцу Зеленский сделал приятное зрителям, не тем что курил, а тем, что раздавил окурок на сцене, этого мы и ждали. Порадовал «первый разбойник» Константин Алексенцев он и танцует хорошо и в роль входит, почему-то в НГАТОиБ это немногим удается.
Один минус, извините, но в конце, когда зло бьется со злом не на жизнь, а как на корриде … под барабан. Только барабан. Один барабан. Сначала это стильно, затем еще немного стильно, еще чуть-чуть. Потом с ритмом что-то должно произойти, ну хоть что-нибудь. Немного громче-тише или быстрее-медленнее, а? Я люблю разные народные барабаны. И знаю что один барабан МОЖЕТ успешно играть долго, затягивая в свой ритм.
Что было на практике. Сначала иссякла стильность. Потом когда стало ясно, что никакого «моцарта» мы уже не дождемся, в воображении стали возникать страшные картины. Тяжела жизнь барабанщика. Вот он пытается репетировать этот музон. Его, что понятно, прогоняют. Здесь прогоняют, там прогоняют. Гонят из последней подворотни. И вот он, несчастный, на премьере, ну как может, так и стучит. Старается, наверное, жалко его. И я понимаю, что на сцену уже не смотрю (а там Хозе и Кармен делают что-то красивое). Я смотрю в яму и надеюсь, что страдание парня с палочками скоро закончится.
В общем, спасибо вам дирижер Андрей Данилов и музыканты. Спасибо вам девочки, мальчики и стулья. Спасибо тем кого не видно, но мы знаем, что вы есть. Порадовали, повеселили и дай вам Бог здоровья!
30 сентября 2011
Дмитрий Антипченко
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 4
9
Новосибирск услышал Гидона Кремер (скрипка) и Камерный оркестр «Kremerata Baltica»
2 июня в Новосибирске выступил один из известнейших скрипачей нынешнего времени – Гидон Кремер и его камерный оркестр «Kremerata Baltica». Концерт кремера — совместный проект новосибирской филармонии и оперного театра.
Чтобы представить значение личности Гидона Кремера для современной музыки, недостаточно сказать о его победах на самых престижных конкурсах, которые только существуют в мире. Громких имён дирижёров, с которыми он сотрудничал, также будет недостаточно. Карьера Кремера продолжается уже больше тридцати лет, и главное, пожалуй, то, что в течение этого времени ему удалось «перекроить» карту мировых музыкальных ценностей. Благодаря интересу и любви музыканта к современной музыке появилось огромное количество новых сочинений – написанных специально для него и исполненных им впервые. Ему посвящали музыку Альфред Шнитке, Софья Губайдуллина, Луиджи Ноно и многие другие композиторы, которые сделали современное искусство таким, какое оно есть. Именно благодаря Кремеру весь мир обратил внимание на музыку Астора Пьяццоллы.
В 1997 году Кремер создал из молодых музыкантов камерный оркестр «Kremerata Baltica». Коллектив поддерживается Министерствами Культуры Эстонии, Латвии и Литвы. Этот оркестр – культурный мост, связывающий страны Балтии, их культурный посол. Коллектив создан «по образу и подобию» своего лидера – страсть к новым впечатлениям определила его гастрольную активность. В противовес традиционным ансамблям, укоренённым в одном городе, «Kremerata Baltica» ежегодно осуществляет 5-6 туров по всему миру.
Большая часть репертуара оркестра – это современные сочинения и транскрипции известных пьес, выполненные в современной манере, соединение в одном произведении стилей несоединимых на первый взгляд композиторов, и абсолютно новая музыка. На счету оркестра внушительный список мировых премьер.
В 2002 году «Kremerata Baltica» получила «Грэмми» – одну из самых престижных премий в современной музыкальной индустрии. Гидон Кремер не просто осуществляет художественное руководство коллективом, он выступает вместе с оркестром, исполняя сольные партии. В программе новосибирского концерта – современные транскрипции классических сочинений и музыка современных композиторов.
17 мая 2010
Все отзывы
Опера «Князь Игорь», 22 апреля 2023 в 18:00
Пролог
Старый город Путивль, 1185
Горожане собрались на площади перед собором. Они пришли пожелать удачи воинам войска князя Игоря, идущим на половцев. Народ и бояре славят князя Игоря, сына его Владимира, князей и богатырей. «Смойте оскорбление России кровью врагов… Победите врагов», – обращаются к нему горожане.
Воины готовы идти, но вдруг начинается солнечное затмение. Это плохой знак. Народ просит Игоря отложить поход. Но он непреклонен: «Чего нам бояться? Куда идти защищать добро: нашу веру, нашу Родину, Русь…» Войска собираются в путь. Лишь два воина, гудочники Скула и Ерошка, уходят незамеченными из армии.
Князь Игорь прощается с женой Ярославной. Она предчувствует беду и умоляет мужа остаться дома. Но князь Игорь непреклонен.
Князь Владимир Галицкий, брат Ярославны, остается в Путивле наместником князя Игоря. Игорь просит его оберегать принцессу, заботиться о ней.
Акт I
Сцена 1
Слуги взбесились; во главе со Скулой и Ерошкой они восхваляют князя Галицкого. Он окружил себя верными людьми, такими же бесшабашными, и мечтает с их помощью стать князем Путивля. Во двор вбегают взволнованные девицы. Они умоляют князя Галицкого освободить их подругу, взятую воинами в палату на потеху. Но князь девиц гонит. Слуги замышляют заговор: «Свергнем Игоря и посадим на престол Владимира. Чего нам бояться?»
Сцена 2
Комната терема Ярославны. Она одна. О князе Игоре и его войске известий нет. Внезапный приезд девушек, которых князь Галицкий изгнал от двора, отвлекает Ярославну от грустных мыслей. Она узнает о бандитском поведении принца. «Защити нас, защити нас, — умоляют девушки. Жизнь невозможна под его правлением».
Галицкий врывается в палату, и Ярославна в гневе прогоняет его.
Бояре приходят к терему сказать Ярославне, что войско Игоря разбито; сам князь ранен и заключен в тюрьму вместе с сыном, а ханское войско уничтожает все на пути к Путивлю.
Акт II
Сцена 3
Наступает ночь. Половецкие девицы стараются веселить Кончаковну, дочь хана Кончака, песнями и плясками. Она ждет свидания с молодым князем Владимиром, сыном Игоря. Наконец-то влюбленная пара встречается. Но, услышав шаги отца, Владимир уходит.
Трудно пережить позор поражения и заточения. Игорь жаждет свободы — он мог бы собрать войска и снова напасть на половцев. Его мысли о Родине сменяются мыслями о возлюбленной.
Вдруг к нему приходит Овлур, крещеный половец. Он предлагает Игорю свою помощь в побеге из плена. Прибывает половецкий хан Кончак. Он хотел бы иметь Игоря в качестве союзника. Он даже обещает освободить его, если Игорь согласится никогда больше не поднимать меч на половцев. «Нехорошо князю лгать, — говорит Игорь. — Просто освободи меня, я соберу войска и снова нападу на тебя». Гордость и доблесть русского князя восхищают хана Кончака. Половецкий табор празднует победу.
Акт III
Сцена 4
Путивль сожжен. Ярославна плачет. Обращаясь к ветру, солнцу и реке Днепр, она ждет их ответа: где Игорь? Приезжают жители деревни. Их скорбная песня – плач о разорении и выжжении земли.
Вдруг Ярославна замечает двух всадников. Они приближаются.