Содержание
Большой гид по Большому театру
T
Большой гид по Большому театру
В юбилейный, 245-й год вместе с компанией «Ингосстрах» — генеральным спонсором театра вспоминаем интересные моменты и факты из богатой на тайны и события истории Большого театра. Театральный алфавит расскажет о закулисье самого главного театра страны от А до Я
Академический театр
Так в 1919 году назывался Большой театр после Октябрьской революции. В то время само существование театра оказалось под угрозой. Революционное правительство хотело закрыть его, как символ павшей империи. Но сносить такое большое здание в центре города чиновники сочли нецелесообразным. Его решили использовать под разные правительственные нужды. В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. Интересно, что именно в этом историческом здании родился СССР. Большой театр не только стал частью истории, в его стенах она вершилась. Образование новой страны СССР было провозглашено именно со сцены Большого театра. Позднее театру вернули его историческое название. Теперь это величественное здание полностью называется Государственным академическим Большим театром России (ГАБТ). Кстати, изначально театр назывался вовсе не Большим, а Петровским, потому что стоял он на улице Петровке.
«Баядерка»
«Баядерка». Один из самых знаменитых русских балетов XIX века был написан под влиянием моды на индийскую культуру. Историю трагической любви отважного воина Солора и юной баядерки Никии поставил балетмейстер Мариус Петипа на музыку Людвига Минкуса. Баядерками называли индийских девушек, которых родители отдавали в храмы. Юные жрицы всю жизнь служили танцовщицами в храмах. Никия прекрасна, Солор клянется ей в любви, но раджа задумал отдать за отважного воина свою дочь Гамзатти. В нынешней редакции балета череда интриг и предательств заканчивается гибелью двоих из трех участников любовного треугольника. В оригинальном либретто кара богов настигала всех — во время пышной свадьбы рушился храм. В Большом театре «Баядерка» идет с 1904 года.
виртуальный тур
Виртуальный тур по Исторической и Новой сценам Большого театра — шанс попасть в театр из любой точки планеты. Помещения театра сняты с использованием техники сферических панорам. Обзор можно совершать на 360 градусов, можно приближать и отдалять картинку. Например, рассмотреть все ручки или вышивку на занавесе. Создается полное ощущение реального присутствия. Прогуляться в режиме онлайн по всем этажам Исторической и Новой сцен, рассмотреть в деталях императорские фойе, зайти в ложи и даже постоять на знаменитой сцене Большого театра! Во время виртуального тура можно заглянуть на верхнюю репетиционную сцену, где проходят репетиции оперных и балетных спектаклей. Там же можно пройти через оркестровую яму и понять, как видят спектакль дирижер и музыканты оркестра.
Газовое
пожаротушение
Газовое пожаротушение установлено в помещениях с электрооборудованием, в костюмерных, в хранилище декораций. Главный театр страны за свою историю пережил несколько разрушительных пожаров. В театре есть своя пожарная часть и даже музей пожарной части. Каждый сотрудник театра проходит подробный вводный противопожарный инструктаж.
дивертисмент
Это форма театрального представления, включающая танцевальные номера разного характера в балетном спектакле, который может исполняться отдельным концертным номером. Слово «дивертисмент» пришло в русский язык из французского и переводится как «развлечение». Изначально это были небольшие танцы, которыми заполняли перерывы между действиями драматической постановки или оперы. В Большом дивертисменты стали целым представлением.
Екатерина II
Екатерина II подписала 28 марта 1776 года «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет князю Петру Урусову. Эта дата считается днем основания московского Большого театра. Легендарный театр начинался как частный театр губернского князя Петра Урусова, который привлек себе компаньона — 29-летнего англичанина Михаила Медокса. Партнеры Урусов и Медокс наняли театральный зал на Знаменке у графа Романа Воронцова. После пожара 1780 года, уничтожившего здание, Михаил Медокс за пять месяцев к концу 1780 выстроил новый театр по плану архитектора Розберга на том месте, где сейчас находится Историческая сцена. Интересно, что Медокс не продавал билеты, а предлагал забронировать ложи на весь сезон. При этом абонент ложи мог перестраивать свою ложу, менять там убранство и мебель по своему вкусу.
«Жизель»
Один из самых известных балетов Большого. На Исторической сцене Большого театра «Жизель» идет почти без перерывов с 1843 года. Автор редакции классической хореографии — Леонид Лавровский. Лишь несколько десятилетий спустя новую редакцию «Жизели» сделал Юрий Григорович. Еще ряд изменений в классическую хореографию внес в 1997 году Владимир Васильев, а в 2019 году обновленную «Жизель» представил Алексей Ратманский. В его редакции балет идет в Большом второй сезон. В Большом театре эта партия украшала репертуар практически всех ведущих балерин. В прошлом веке ее танцевали Марина Семёнова, Галина Уланова, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка. Сейчас ее танцуют примы Большого Светлана Захарова и Екатерина Крысанова, а также ведущие и первые солистки.
занавес
Знаменитый золотой занавес Большого театра появился в 1955 году. Это гобелен, сотканный из золотых и шелковых нитей, площадью 500 квадратных метров и весом больше тонны. Во время реставрации театра обнаружилось, что старый занавес сильно износился — он провисел в театре полвека. Он был изготовлен из натурального шелка с металлизированной нитью, покрытой тончайшим слоем золота. Эскиз для нового занавеса создал Сергей Бархин. Работа над ним велась более четырех лет. Занавес сшивали из нескольких полотен модернизированного акрилика, ширина каждого куска — больше 1,5 метра, а общая ширина занавеса — 24 метра.
«Ингосстрах». Генеральный спонсор Большого театра. Поддержка проектов в области культуры и искусства — неотъемлемая часть стратегии развития «Ингосстраха». На протяжении многих лет компания вносит свой вклад в сохранение культурного наследия России и развитие культурных институций на территории страны. «Ингосстрах» регулярно выступает партнером и спонсором проведения различных мероприятий как на федеральном, так и региональном уровнях. Компанию связывают партнерские отношения с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственным Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, Государственным историческим музеем.
квадрига
Фронтон театра украшает четверка лошадей, запряженная в колесницу под управлением покровителя искусств Аполлона. Во время реконструкции Большого театра Аполлон, управляющий квадригой, прикрыл наготу фиговым листком, хотя даже в советское время он гордо управлял квадригой в одном плаще. Говорят, что художники-реставраторы лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта. Мол, листок был там и раньше, просто его снесло во время бомбардировки Москвы. Удивительно, что на сторублевой купюре, которую украшает изображение Большого театра, никакого листочка нет и в помине. Уже потянулись за кошельком, чтобы проверить?
либретто
Либретто — сюжет балетного или оперного спектакля. Книжечка (от итал. libretto «книжечка»), в которой описано всё, что происходит на сцене. Балетное либретто помогает зрителю понять происходящее на сцене действие. В основу либретто ложатся сюжеты сказок, легенд, художественной литературы и исторических событий. Авторами либретто могут быть балетмейстер, композитор, постановщик или специальный либреттист.
Молодёжная балетная программа
Молодежная балетная программа, запущенная Большим театром совместно с «Ингосстрахом» в конце 2020 года, дает возможность начинающим артистам балета проявить себя и раскрыть свой творческий потенциал. Успешно прошедшие конкурсный отбор молодые танцовщики из разных регионов страны получат уникальный шанс пройти стажировку в труппе Большого театра, а лучшие из лучших смогут рассчитывать на зачисление в ее состав.
Для того чтобы стать участником программы, нужно победить в двух отборочных турах. Заочный отборочный тур проводится на основе видеозаписи урока классического танца. Видеозапись продолжительностью не менее 5 и не более 15 минут необходимо прислать на адрес электронной почты [email protected].
Финалистам будет предложено приехать в Москву в Большой театр для участия в очном отборочном туре. На основании оценок конкурсной комиссии будет принято решение о включении конкурсантов в состав участников программы. Стажировка в балетной труппе Большого театра рассчитана на 3–9 месяцев. Артисты, добившиеся наибольших успехов в период стажировки, смогут рассчитывать на поступление в балетную труппу Большого театра.
Компания «Ингосстрах» оплатит конкурсантам и участникам программы проезд в Москву и будет выплачивать стипендию во время обучения в Большом театре. Расходы на проживание возьмет на себя Большой театр. Планируется, что отбор в Молодежную балетную программу будет проводиться 2–3 раза в год.
Новая сцена
Новая сцена Большого театра располагается немного левее главного исторического здания, находящегося на Театральной площади. Ее возвели в рекордные сроки, всего за семь лет. 29 ноября 2002 года сцена открылась для зрителей новаторской постановкой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Во время реконструкции Основной сцены, с 2005 по 2011 год, на ней исполнялся весь оперный и балетный репертуар Большого театра.
общественный деятель
На протяжении богатой на события истории Большого театра его работа была тесно связана с именами многих общественных деятелей. В новейшей истории театра большую роль сыграл Олег Дерипаска. Благодаря его участию в сложное пандемийное время на Новой сцене Большого театра состоялась премьера одноактных балетов «Четыре персонажа в поисках сюжета». Спектакль можно назвать уникальным. Грандиозный международный проект, собравший талантливых молодых хореографов со всего мира. Это стало возможным благодаря активной финансовой и организационной поддержке Олега Дерипаска, с именем которого в главном театре страны связывают дальнейшие интересные проекты.
Прима-балерина
Прима-балерина (от лат. prima — «первая») — ведущая солистка труппы, исполняющая главные партии в спектаклях. Солистки могут исполнить и главные, и второстепенные партии, а артисты балета танцуют только в кордебалете. В Большом театре сегодня восемь прим-балерин. Светлана Захарова является примой Большого театра и считается одной из самых известных балерин на планете. Интересно, что звездный статус Захарова приобрела в 17 лет, станцевав партию Жизели в одноименном балете. Знаменитая русская балерина — желанная гостья на всех мировых балетных сценах.
Релеве
Название балетного движения — подъем на кончиках пальцев. Несмотря на то что балет зародился в Италии, все его движения носят французские названия. Так, название танцевального движения релеве произошло от глагола relever — «поднимать».
Сусальное
золото
Сусальное золото покрывает 893 квадратных метра убранства зрительного зала. Для золочения использовалось сусальное золото 960-й пробы, которое выпускается в виде листов. Листы золота уложены в книжки из папиросной бумаги. Вес тысячи листов составляет всего 24 грамма. К примеру, для золочения главной люстры потребовалось около 200 подобных золотых книжек. Зрительный зал украшают позолоченные элементы из папье-маше.
труппа
Первоначально труппа Большого состояла всего из 13 актеров, 9 актрис, 13 музыкантов, 4 танцовщиц, 3 танцоров и балетмейстера и не делилась на балетную и оперную. В конце XIX века численность оркестра достигла 100 человек, хора — 120 человек. Сегодня в Большом работают более 900 артистов.
Урин Владимир Георгиевич, генеральный директор Большого театра, руководит им с 2013 года. В сложный пандемийный год театр не работал четыре с половиной месяца. Потом Владимир Урин вновь собрал труппу. Театр ожил, начал репетировать, показывать спектакли и запустил прямые трансляции. Первые шесть онлайн-показов собрали у мониторов почти 3 миллиона человек из 134 стран!
Фундамент
В основе фундамента Большого театра вкопаны 26-метровые бетонные сваи. Во время реконструкции главной задачей строителей было укрепление фундамента, который значительно подмыла подземная река Неглинная. Конструкция уже давно была ненадежной, и усадка фундамента происходила регулярно, здание опускалось то в одном месте, то в другом. В 1902 году театр просел прямо во время спектакля так, что заклинило входные двери и дамам в вечерних туалетах пришлось перелезать через бортики лож. Как современные строители справились с расколотым на части фундаментом, чтобы не допустить обрушения главного театра страны, находившегося в аварийном состоянии? С помощью новейших технологий туннелестроения зданий театр углубили на 26 метров и шесть уровней под землю. Под землей появились не только служебные помещения, но и концертный зал-трансформер на 300 зрителей. Стеклянные «павильоны-домики» на площади около фонтана — выходы из этого зала.
Хрусталь
260 килограммов хрусталя висит над головами зрителей партера. Знаменитая хрустальная люстра Исторической сцены Большого состоит из более чем 20 000 кристаллов хрусталя. При высоте в 8,5 метра трехъярусная люстра имеет диаметр 6,5 метра. Люстра появилась в театре в 1863 году, сначала она была свечной, затем масляной, потом газовой. В конце XIX века в театр провели электричество, и зрительный зал стали освещать лампочками. Чтобы заменить перегоревшие лампочки, двухтонную люстру диаметром 6 метров и высотой 9 метров раз в год опускают вниз, ремонтируют, моют, а затем снова поднимают под потолок зрительного зала. Интересно, что уникальные хрустальные люстры Большого театра уцелели во время Второй мировой войны по счастливой случайности. Всего за день до того, как в здание Большого попала бомба в 1941 году, люстры забрали на реставрацию.
Цветы проносить в зрительный зал не разрешается. В ГАБТ подарить букет любимому артисту поможет капельдинер. Перед спектаклем ему нужно передать цветы, и их от вашего имени отправят за кулисы.
Чайковский
Чайковский Пётр Ильич дебютировал как дирижер именно в Большом. Большой театр стал первой профессиональной сценой великого композитора. В 1877 году он продирижировал премьерой оперы «Черевички». И здесь же 4 марта 1877 года был поставлен его самый известный балет, самый русский балет и визитная карточка Большого — «Лебединое озеро».
шопенка
Так называется трехслойная объемная юбка. Говоря о балете и представляя себе образ балерины, мы воображаем себе танцовщиц в невесомой пачке, однако раньше балетный костюм был совсем другим. До второй половины XIX века балерины выступали на сцене просто в нарядных платьях. Впервые в юбке-шопенке в балете «Сильфида» станцевала Мария Тальони в 1839 году. Чтобы придать ее образу воздушности, юбку шили из тарлатана. Так юбка-шопенка прижилась в балетном искусстве. На пошив одной юбки уходит более 20 метров фатина.
«Щелкунчик»
Главный новогодний балет Большого. Этот спектакль ставили многие великие хореографы — и классики, и авангардисты, у «Щелкунчика» много великих воплощений. Наиболее известен спектакль Юрия Григоровича, который в 60-е годы прошлого слил в единое целое таинственную сказку Гофмана и величественную музыку Чайковского. «Щелкунчик» в Большом — это целое действо: вечерние платья в пол, фраки, драгоценности. Разглядывать публику обычно не менее интересно, чем смотреть саму постановку.
Этикет
Этикет, правила поведения, принятые в театре. Хотя театральный дресс-код уже не такой строгий, как в XIX веке и в Большой театр пускают даже в джинсах, все-таки театральный вечер предполагает соответствующий туалет. Будьте готовы к тому, что, если посчастливится достать билет в партер, вы будете сидеть рядом с дамами в вечерних платьях и мужчинами во фраках. Кстати, ограничения все-таки есть. В зрительный зал не допустят мужчин в шортах или спортивной одежде, объемные рюкзаки попросят также оставить в гардеробе.
Юбилей
В этом году легендарному Большому театру исполняется 245 лет. Юбилейный сезон театр отмечает девятью балетными и семью оперными премьерами, планирует провести фестивали, концерты в Филармонии, принять на своих сценах международный конкурс балета Юрия Григоровича. Открылся 245-й сезон спектаклем «Дон Карлос» на Исторической сцене Большого. В главных партиях выступили Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Юсиф Эйвазов, Агунда Кулаева, Эльчин Азизов.
Яма оркестровая
Оркестровую яму Исторической сцены во время реконструкции-реставрации расширили. Вместо 100 музыкантов в оркестровую яму Большого теперь вмещается 137. Большой театр известен своей уникальной акустикой. Однако в советское время акустические пустоты под оркестровой ямой и под полом зрительного зала просто залили бетоном. Во время масштабной реставрации-реконструкции Исторического здания восстановили деревянную конструкцию — cassa acustica. Под оркестровой ямой снова появилось полое пространство глубиной два с половиной метра. Это ноу-хау когда-то придумал и воплотил архитектор Альберт Кавос для идеального звучания оркестра. И действительно, музыку в зрительном зале можно не только слышать ушами, но и чувствовать всем телом благодаря вибрациям, идущим от пола.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Х
@2021 ООО «ХИТ ТВ» Все права защищены. 16+
{«width»:960,»column_width»:80,»columns_n»:8,»gutter»:45,»line»:20}defaultfalse7671300falsetruetrue[object Object]{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:». editor {font-family: Athelas-Regular; font-size: 23px; font-weight: 400; line-height: 30px;}»}
240 лет Большому театру — история Большого театра
История Большого театра началась 28 марта 1776 года, когда известный меценат князь Петр Урусов получил высочайшее позволение императрицы Екатерины II «на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений» сроком на десять лет.
До того, как стать одним из главных архитектурных символов столицы, театр неоднократно менял свое местоположение и облик, пройдя путь от частной сцены московского губернского прокурора на Петровке до легендарного здания на Театральной площади.
За более чем два века истории театром было выпущено свыше 800 спектаклей, в создании которых участвовали многие выдающиеся режиссеры, хореографы, дирижеры, художники и артисты.
Тем не менее, как подчеркивает генеральный директор ГАБТ Владимир Урин, «в Большом театре праздники – не повод прерывать работу».
Если 240 лет назад труппа театра насчитывала всего 43 человека, то сейчас в коллективе ГАБТ свыше трех тысяч специалистов. По словам Урина, в их числе – не только артисты, но и «огромная армия людей труда, представителей рабочих профессий – монтировщиков, гримеров, костюмеров, осветителей».
Владимир Урин, генеральный директор ГАБТ
Их не видит зритель, но без их закулисной деятельности невозможно то чудо, которое во всем мире именуется одним словом – «Большой»
Владимир Урин, генеральный директор ГАБТ
О том, как работает гигантская творческая «машина» одного из самых известных музыкальных театров планеты, – в спецпроекте ТАСС.
{{$index +
1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}
«В наших спектаклях много чудес»
Одна из ключевых фигур в ГАБТ – заместитель заведующего художественно-постановочной частью (ХПЧ) Исторической сцены Сергей Годунов. По образованию – режиссер эстрады, окончил Ленинградский институт культуры. Работал в Концертном зале «Россия», в Театре эстрады. В Большой театр пришел сразу после завершения реконструкции в 2011 году.
В ХПЧ входят цеха монтировщиков, реквизиторов, осветителей, цех оперативного ремонта, цех видеотрансляции и радиоцех. «То есть все те люди, кто делают спектакль», – подчеркнул Годунов.
По его словам, монтировщики в Большом театре – люди в основном молодые, 30-40 лет. Их работа требует выносливости, т. к. трудиться приходится в три смены, включая ночную. Подобный график связан с тем, что декорации со склада на шоссе Энтузиастов в Большой театр доставляют специальные фуры, которым разрешено ездить по Москве только в ночное время.
© Вячеслав Прокофьев/ТАСС
По словам Годунова, сейчас Большой театр – один из самых оснащенных, его команда способна воплотить практически любую творческую фантазию режиссера:
«В наших спектаклях много чудес. Бьют фонтаны с живой водой, участвуют настоящие животные: лошадь и ослик – в балете «Дон Кихот», собаки – в опере «Кавалер розы», две собаки и лошадь – в «Травиате».
В качестве примера слаженной командной работы он привел работу над оперой «Борис Годунов»:
«Спектакль большой, сложный, состоит из четырех действий и трех антрактов, а также многократных смен картин, когда по ходу оперы занавес закрывается максимум на пять минут. А когда открывается, на сцене появляется новая картина, которую зрители встречают аплодисментами. Им и невдомек, что за кулисами в это время работают порядка 50 человек – реквизиторов, осветителей, монтировщиков. Впрочем, публика и не должна об этом знать».
Чем лучше работают эти «невидимые» люди, тем комфортнее зрителям
Важным аспектом работы в Большом театре Годунов также назвал соблюдение техники безопасности.
«Так, в «Травиате» есть такой эпизод, когда из бутылки с шампанским вылетает специальная пневматическая пробка. Она вылетает как пуля. И надо следить за тем, чтобы она не попала ни в кого – ни на сцене, ни в зале. Или есть такие мизансцены, когда герои спектакля поднимаются по стремянкам. Тогда для них обязательно существует подстраховка. А для некоторых спектаклей и вовсе используется плунжер – большая площадка во всю длину сцены. Монтировщики, переодетые в героев спектакля, выносят ограждения, страхуют артистов, чтобы никто не поскользнулся и не упал», — рассказал Годунов.
На вопрос о том, когда зародилась профессия монтировщика, он ответил, что, вероятнее всего, в Древнем Риме: «Когда проводили гладиаторские бои, кто-то должен был открывать подземные люки для гладиаторов и ворота, через которые везли клетки со львами. Это, наверное, были первые монтировщики. А людей, которые поджигали лампады, с полным правом можно назвать первыми осветителями».
{{$index +
1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}
Гарант визуальной безопасности
Дамир Исмагилов – главный художник по свету Большого театра. Эта должность была введена специально для него в 2002 году, после открытия Новой сцены ГАБТ. На тот момент в штате уже было восемь художников по свету, и им нужен был руководитель. На эту должность назначили лучшего.
«Наверное, в силу каких-то моих заслуг», – улыбается Дамир. Его кабинет заполнен многочисленными наградами, в числе которых «Золотые маски» – главная Российская национальная театральная премия.
«Это – «Музыкальное сердце России», а это – итальянский приз, тут же – еще одна награда – «Лучший художник по свету за 1989 год», – комментирует Дамир. – Я много спектаклей делаю, по 15-16 за сезон. Ведь я работаю во многих театрах Москвы: в «Геликон-Опере», в МХТ имени Чехова, в Студии театрального искусства Сергея Женовача».
© Вячеслав Прокофьев/ТАСС
По словам Исмагилова, в свободное от основной работы время он ездит работать в Санкт-Петербург – в Малый драматический театр ко Льву Додину, в Александринку к Валерию Фокину и в Мариинку к Валерию Гергиеву.
За плечами мастера два специальных образования: он окончил факультет «Свет и электротехника» Московского театрально-художественного училища и постановочный факультет Школы-студии МХАТ.
«Работать начал еще будучи студентом. Когда сделал 450 спектаклей, считать перестал», – рассказал Дамир. Список его работ продолжает пополняться. Только в нынешнем, 240-м сезоне Большого театра он принял участие в создании «Иоланты», «Катерины Измайловой», «Дон Кихота». На следующий сезон у него запланированы «Манон» и «Идиот».
«Уже сейчас начнем готовить световое решение «Идиота», – говорит Исмагилов. – Эта опера Вайнберга никогда не шла в России. Ставить ее будет известный режиссер Евгений Арье, сценографическое оформление выполнит не менее известный Семен Пастух».
Авторы спектакля – режиссер и художник, а мы – их руки. Главное – понимать, что от тебя хотят
По словам Исмагилова, современные технологии позволяют организовать любой свет: иллюзорный, пространственный, точечный, общий.
«Я, к примеру, люблю использовать бытовой свет – настольные лампы, торшеры. Все зависит от поставленной художественной задачи», – поясняет мастер.
Говоря о рисках возникновения пожаров, связанных с освещением, Исмагилов подчеркнул, что в Большом театре подобного не случается: «Я гарант визуальной безопасности».
{{$index +
1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}
Мастерская под крышей ГАБТ
«Это костюм тореадора для Дениса Родькина, в котором он будет танцевать в «Дон Кихоте», а это – костюм из «Раймонды» для Владислава Лантратова», – рассказывает заведующая художественно-костюмерной частью Большого театра Елена Зайцева.
Мужская закройная находится почти под крышей ГАБТ, на уровне квадриги Аполлона. «По словам моего отца, когда реставрировали эту скульптуру, то внутрь заложили записку с обращением к потомкам», – рассказывает Зайцева.
Она выросла в творческой семье, родители – художники. Поначалу собиралась стать балериной – училась в Вагановском училище в Санкт-Петербурге. Но со второго курса ушла. Видимо, взяла верх семейная традиция.
«Окончила в родном Петербурге Институт театра, музыки и кинематографии, работала на «Ленфильме», в частности, на картине Алексея Германа «Хрусталев, машину!». Параллельно работала на спектаклях Бориса Эйфмана и в Мариинском театре. Потом вместе с семьей переехала в Москву, где в течение двух лет служила в «Новой опере», а в 2003 году была приглашена в Большой театр», – вспоминает заведующая.
© Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Одним из достижений Большого театра Зайцева считает создание объединенной художественно-костюмерной части. В европейской театральной практике это обычное явление. В России же подобная структура существует только в ГАБТ.
Это же логично, когда под одной крышей и шьют сценическую одежду, и тут же ее носят
Под управлением Зайцевой трудятся 130 работников производственных мастерских и 180 костюмеров и гримеров. Она не только руководит, но и сама придумывает костюмы. Так, Зайцева одевала героев оперы «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Темура Чхеидзе, создавала гардероб для персонажей опер «Руслан и Людмила», «Воццек», «Дон Жуан» в постановке Дмитрия Чернякова, была художником по костюмам балета «Герой нашего времени», который в прошлом сезоне поставили в Большом театре режиссер Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов.
О сценическом костюме Елена Зайцева знает все, и даже больше.
«Каждый из них по количеству вложенного труда драгоценен, – подчеркивает Зайцева. – А вот драгоценные камни и металлы мы не используем, применяем только имитацию. К тому же балетные костюмы долго не живут. Их хватает в среднем на десять спектаклей. А когда у нас был балет «Золушка», то по требованию художницы платье для главной героини шилось из тончайшего шифона и рвалось уже на втором спектакле».
Отвечая на вопрос о раритетных костюмах, в которых выступали великие артисты, Зайцева поясняет: «Эти бесценные вещи сдаются в Музей Большого театра. Для истории».
{{$index +
1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}
Сокровищница Большого театра
«Всю историю Большого театра можно проследить в его музее, – рассказывает директор Музея ГАБТ Лидия Харина. – Из всех притеатральных музеев, создававшихся лишь в советские времена, наш – самый старый, он возник еще в XVIII веке. Его основой послужили афиши, программки, фотографии, книги, собиравшиеся при конторе Императорских театров».
По словам Хариной, музею есть чем гордиться. Его коллекция насчитывает свыше 200 тыс. единиц хранения и продолжает пополняться.
«Эти богатства надо показывать, но постоянной экспозиции у нас, увы, нет, – подчеркивает директор Музея ГАБТ. – Но мы регулярно организуем временные выставки. И не только в театре, но и по всему миру».
{{$index +
1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}
Первый зарубежный выезд сокровищ Музея Большого театра состоялся в 2003 году. «Нас пригласили принять участие в выставке, которая проводилась в Швейцарии, – рассказывает Харина. – По просьбе устроителей экспозиции мы привезли чертежи архитектора Осипа Бове, одного из авторов здания Большого театра, и произвели настоящий фурор». Затем Музей ГАБТ отправился в Нью-Йорк на выставку, приуроченную к 50-летию со дня смерти Сергея Прокофьева, где, в частности, был представлен костюм Галины Улановой из легендарного спектакля «Ромео и Джульетта».
«С тех пор мы объездили много стран. Не были пока только в Японии. Но, возможно, этот пробел будет восполнен в 2018 году. Во всяком случае, сейчас уже готовится соответствующий проект», – сообщила глава музея.
Выставку «Октябрь, Ленин, Сталин», прошедшую с участием музея в 2008 году в Париже, Харина охарактеризовала как любопытную.
Сталин был страстный поклонник Большого театра, где у него сохранился особый стульчик. Так как Иосиф Виссарионович был невысокого роста, то для того, чтобы ноги вождя всех времен и народов не висели в воздухе, к креслу была прибита специальная подставочка
По словам Хариной, самыми старыми экспонатами музея являются пять костюмов XVIII века.
«Как известно, Большой театр дважды горел – в 1805 и в 1853 году. В огне последнего пожара погибли театральные костюмы, декорации, архив труппы, нотная библиотека, редкие музыкальные инструменты. От самого здания остались лишь восемь колонн, – напомнила Харина. – Когда в 1856 году театр восстановили, то надо было срочно наполнить его сценический гардероб. Тогда-то москвичи и принесли уникальные вещи XVIII века – четыре мужских камзола и полный комплект женского народного костюма».
Из последних приобретений директор Музея ГАБТ отметила эскизы декораций и костюмов бывшего главного художника Большого театра, народного художника СССР Валерия Левенталя (скончался в июне 2015 года).
Скульптурный портрет Майи Плисецкой «Вакханка» работы Олега Иконникова
© Сергей Фадеичев/ТАСС
«Еще мы приобрели замечательный скульптурный портрет Майи Плисецкой работы Олега Иконникова. Он демонстрировался в театре, когда отмечалось 90-летие со дня рождения великой балерины», – заметила Харина, добавив, что самому музею скоро исполнится 100 лет.
Что же касается возраста Большого театра, то, как сказала Харина, в нем возможна корректировка.
«В прошлом году профессор Людмила Старикова обнаружила уникальный документ – афишу первого спектакля Большого театра, который состоялся 21 февраля 1766 года. Так что можно сказать, что в этом году Большой театр отмечает свое 250-летие», – сообщила директор Музея ГАБТ.
{{$index +
1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}
Над проектом работали
{{role.role}}:
{{role.fio}}
В тексте использованы материалы с официального сайта Большого театра
Поделиться
Большой театр балета и оперы, Москва, Россия
Большой театр начал свою жизнь как частный театр московского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 года императрица Екатерина II подписала и пожаловала князю «привилегию» устраивать театральные представления, маскарады, балы и другие увеселения сроком на десять лет. Именно с этой даты ведет свою историю московский Большой театр.
Сначала Оперная и Драматическая труппы Большого театра составляли единую труппу. Члены труппы происходили из самых разных слоев общества — от крепостных художников до приглашенных звезд из-за рубежа.
Московский университет
и его гимназия, давшие хорошее музыкальное образование, сыграли большую роль в становлении Оперно-драматической труппы. Театральные классы были организованы в Московском воспитательном доме, который также был источником рекрутов для новой труппы.
Организация театральных представлений и «увеселений» была сопряжена с тяжелым финансовым бременем, и князь Петр Урусов делил свою «привилегию» с деловым партнером, англичанином-русофилом и театральным антрепренером Майклом Мэддоксом. Последний был также эквилибристом, театральным механиком и «лектором», демонстрировавшим различные виды оптического оборудования и другие «механические» чудеса.
На правом берегу реки Неглинки возведено первое здание театра. Он стоял на улице Петровке, откуда театр и получил свое название Петровский (впоследствии его стали называть Старым Петровским театром). Театр открылся 30 декабря 1780 года. Спектакль открытия состоял из торжественного пролога Странники , написанного Александром Аблесимовым, и большого балета-пантомимы Волшебная школа в постановке Леопольда Паради на музыку Йозефа Старцера. В дальнейшем репертуар театра состоял в основном из русских и итальянских комических опер с балетными интермедиями и отдельных балетов.
Петровский театр, построенный в рекордно короткие сроки – менее чем за полгода, стал первым общественным театральным зданием такого размера и красоты, возведенным в Москве. Правда, к моменту открытия Театра князь Урусов уже уступил свои права деловому партнеру и в дальнейшем «привилегия» продлевалась только на имя Мэддокса.
Однако не оправдались и ожидания последнего. Постоянно вынужденный запрашивать ссуды у Государственного кредитного управления (Попечительского совета), Мэддокс погряз в долгах. Вдобавок к этому радикально изменилось мнение властей, изначально весьма положительное, о качестве его предпринимательской деятельности. В 1796 истек срок аренды личной «привилегии» Мэддокса, и поэтому и Театр, и его долги были переданы в Государственную ссудную кассу.
В 1802-03 годах Театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владевшему одной из лучших московских частных театральных трупп. Но в 1804 г., когда театр снова был передан в ведение Государственной ссудной конторы, Волконский фактически был назначен его наемным директором.
В 1805 г. было решено учредить в Москве театральную дирекцию «по типу» Дирекции императорских театров в Петербурге. И в 1806 году этот проект был реализован, и Московский театр получил статус императорского, перейдя в состав объединенной Дирекции императорских театров.
В 1806 году Петровское театральное училище было преобразовано в Московское Императорское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета и театра, музыкантов театрального оркестра (в 1911 году оно стало Московским балетным училищем).
Осенью 1805 года сгорело здание Петровского театра. Труппа стала выступать с различными частными театрами, а с 1808 года — в новом Арбатском театре, спроектированном Карло Росси. Во время войны 1812 года с Наполеоном сгорело и это деревянное здание.
В 1819 году был объявлен конкурс проектов нового театра. Его выиграл профессор Академии художеств Андрей Михайлов. Однако его дизайн был признан слишком дорогим. Поэтому губернатор Москвы Дмитрий Голицын поручил архитектору Иосифу Бове переделать его, что тот и сделал, значительно улучшив его при этом.
В июле 1820 г. начались работы по строительству нового театра, который должен был стать центральным элементом архитектурной композиции проектируемой (Театральной) площади перед ней и прилегающими к ней улицами. Фасад, украшенный массивным восьмиколонным портиком, увенчанным фронтоном, на котором возвышалась крупная скульптурная группа – Аполлон в колеснице, запряженной тройкой лошадей, «осматривал» строящуюся Театральную площадь, значительно добавляя ей красоты.
В 1822-1823 годах Московские театры были выведены из Единой Дирекции Императорских Театров и переданы Московскому генерал-губернатору, которому было дано право назначать директоров Московских Императорских театров.
«Еще ближе, на широкой площади стоит Петровский театр, новаторское архитектурное произведение, огромное здание, построенное с большим вкусом, с плоской крышей и внушительным портиком, увенчанным алебастровым Аполлоном, неподвижно стоящим на одном ногу в алебастровой колеснице, и ведя тройку алебастровых коней, с досадой глядя на кремлевскую стену, которая ревниво отсекает его от древних и священных памятников России!»
Михаил Лермонтов в произведении, которое он написал в молодости Панорама Москвы
6 января 1825 года состоялось торжественное открытие нового Петровского театра, который был намного больше своего предшественника и получил название Большого (Большого) Петровского театра. Был исполнен пролог в стихах (М. Дмитриев), специально написанный по этому случаю Триумф муз , с хорами и танцами на музыку А. Алябьева, А. Верстовского и Ф. Шольца, а также балет Cendrillon в постановке приглашенной балерины и балетмейстера из Франции Фелисити Халлен-Сор на музыку мужа последней, Фернандо Сора. Музы торжествовали над пламенем, уничтожившим старое здание театра, и под предводительством Гения России, роль которого исполнил двадцатипятилетний Павел Мочалов, воздвигли из пепла новый храм искусства. И хотя Театр действительно был очень большим, он не мог вместить всех желающих. В знак признания важности момента и в качестве примирительного жеста по отношению к тем, кто не смог пройти, постановка была полностью повторена на следующий день.
Новый театр, превосходивший даже петербургский Большой (Большой) Каменный театр, отличался монументальным величием, совершенными пропорциями, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Это было очень удобно: имелись галереи, по которым могла прогуливаться публика, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые комнаты для отдыха публики, вместительные гардеробы. Огромный зрительный зал мог вместить более двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. Во время маскарадов пол партера поднимали до уровня афиши, оркестровую яму закрывали специальными панелями, и в итоге получалась отличная танцевальная площадка.
В 1842 году московские театры вновь были подчинены объединенной Дирекции императорских театров. Директором в то время был А. Гедеонов, а заведующим конторой Московского театра был назначен известный композитор Алексей Верстовский. Годы его «командования» (1842–1859) были известны как «эра Верстовского».
Хотя Большой Петровский театр продолжал ставить драматические спектакли, его репертуар все больше отдавался опере и балету. В нем ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди и русских композиторов – произведения Верстовского и Глинки (в 1842 г. состоялась московская премьера «Жизни за царя», в 1846 г. – оперы «Руслан и Людмила»). .
Здание Большого Петровского театра простояло почти 30 лет. Но и его постигла та же печальная участь: 11 марта 1853 года в Театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня, сжигая все, что попадалось на его пути – театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации… Здание сам был практически полностью разрушен, от него остались только обугленные каменные стены и колонны портика.
В конкурсе на реконструкцию Театра приняли участие три ведущих российских архитектора. Конкурс выиграл Альберто Кавос, главный архитектор императорских театров, профессор Петербургской Академии художеств. Кавос, который специализировался на строительстве театров, прекрасно разбирался в театральных технологиях и проектировал многоярусные театры с ложами и ложами итальянского и французского типа.
Реставрационные работы шли быстрыми темпами. В мае 1855 г. снос и расчистка руин были завершены и началась реконструкция здания. В августе 1856 года театр открыл свои двери для публики. То, что здание было достроено с такой скоростью, объясняется тем, что оно должно было быть готово к коронационным торжествам императора Александра II. Большой театр, построенный практически заново и с существенными изменениями по сравнению с предыдущим зданием, открылся 20 августа 1856 года постановкой оперы Винченцо Беллини 9.0011 Я Пуританин .
Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что портик Бове с колоннами остался, внешний вид главного фасада претерпел коренные изменения. Появился второй фронтон. Колесницу Аполлона с тройкой заменила квадрига, отлитая из бронзы. Внутреннее поле фронтона было украшено алебастровым барельефом, состоящим из крылатых гениев с лирой. Были изменены фриз и капители колонн. Над боковыми фасадными входами в театры возвели покатые крыши на чугунных столбах.
Но именно на зрительном зале, на сцене и за кулисами Кавос, конечно же, сосредоточил свое внимание. Во второй половине XIX века Большой считался одним из лучших театров мира по своим акустическим качествам. Своей репутацией он обязан мастерству Альберто Кавоса, который спроектировал зрительный зал в виде огромного музыкального инструмента. Стены зрительного зала обшиты акустически резонансными панелями из сосны, железный потолок заменен на деревянный, расписной плафон сооружается из деревянных панелей — в зале все — даже отделка ящиков из папье-маше — переработана. ориентирован на акустику. Для улучшения акустики Кавос также заполнил пространство, занимаемое гардеробом, под амфитеатром, перенеся его на уровень партера.
Значительно увеличилась площадь зрительного зала, что позволило снабдить ложи аванзалами – небольшими гостиными, приспособленными для приема посетителей из партера или из соседних лож. Шестиярусный зрительный зал вмещал почти 2300 человек. Ближайшие к сцене по обеим сторонам зрительного зала литерные ложи предназначались для царской семьи, придворных министерств и дирекции театра. Центральным элементом последней стала Царская ложа, расположенная напротив сцены и немного выступающая вглубь зрительного зала. Дно царской ложи поддерживалось консолями в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие зрительного зала поражало всех, кто входил в него – и в первые годы существования Большого театра, и в последующие десятилетия.
«Я старался украсить зрительный зал как можно экстравагантнее, но в то же время как можно легче, в ренессансном вкусе, смешанном с византийским стилем. Белый свет с вкраплениями золота, ярко-малиновая драпировка внутренностей лож, лепные арабески , разная для каждого этажа, и главная достопримечательность зрительного зала – огромная люстра, состоящая из трех ярусов светильников и украшенных хрусталем канделябров, – все это вызвало всеобщее одобрение».
Альберто Кавос
Люстра зрительного зала изначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь фитили масляной лампы, люстру нужно было поднять через отверстие в плафоне в специальную камеру. Именно этот проем продиктовал круговую композицию плафона Аполлона и Муз, нарисованную вокруг него академиком Алексеем Титовым. С этой фреской связана тайна, которую заметит только самый наблюдательный из зрителей, который к тому же должен быть знатоком древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз – Полигимнии, музы священного В гимне Титов изобразил музу собственного изобретения – Музу живописи – с палитрой и кистью в руке.
Парадный тент для парадного дома был создан итальянским художником Косро Дуси, профессором Петербургской Императорской Академии Художеств. Его тема «Въезд Минина и Пожарского в Москву» была выбрана из трех эскизов. В 1896 г. его заменил новый занавес «Вид Москвы с Воробьевых гор» (сделанный Петром Ламбиным по рисунку Михаила Бочарова), использовавшийся в начале и в конце спектаклей. А для антрактов был сделан еще один занавес – «Триумф муз» по эскизу Петра Ламбина (сегодня сохранились только 19занавес ХХ века в собственности театра).
После революции 1917 года имперские театральные занавеси были «изгнаны». В 1920 году в ходе работы над постановкой театра «Лоэнгрин» художник Федор Федоровский спроектировал портьеру из холста бронзового цвета, которая впоследствии стала основным занавесом. В 1935 году по эскизу Федора Федоровского был изготовлен новый занавес, на котором были вытканы революционные даты – «1871, 1905, 1917». С 1955 года в течение пятидесяти лет в театре безраздельно царил знаменитый золотой «советский» занавес Федора Федоровского с государственной символикой СССР.
Как и большинство зданий Театральной площади, Большой театр построен на сваях. Постепенно здание пришло в упадок. Дренажные работы понизили уровень грунтовых вод. Сгнила верхняя часть свай, что привело к сильному проседанию здания. Ремонт фундамента был проведен в 1895 и 1898 годах, что на время остановило продолжающееся разрушение.
Последний спектакль в Императорском Большом театре состоялся 28 февраля 1917. А 13 марта Государственный Большой театр открыл свои двери для публики.
После Октябрьской революции под угрозой оказались не только его основы, но и само существование Театра. Прошло несколько лет, прежде чем власти в лице победившего пролетариата навсегда отказались от идеи закрыть Большой театр. В 1919 году Театру было присвоено звание Академического, что по тем временам еще не было гарантией сохранности, ибо уже через несколько дней вопрос о том, закрывать его или нет, вновь стал остро обсуждаться.
Однако в 1922 году большевистское правительство решило, что закрывать Театр экономически нецелесообразно. К этому времени оно уже вовсю «адаптировало» здание под свои нужды. Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, съезды Комитерна — все это происходило в Большом театре. И именно со сцены Большого театра было провозглашено образование новой страны – СССР.
В 1921 специальная правительственная комиссия, осмотрев здание театра, признала его состояние катастрофическим. Решено было провести аварийный ремонт под руководством архитектора Ивана Рерберга. Именно в это время были укреплены фундаменты под полукруглыми стенами зрительного зала, капитально отремонтированы гардеробы, перепланированы лестничные клетки, созданы новые репетиционные и гримерные. В 1938 году была проведена капитальная реконструкция сцены.
Генеральный план реконструкции Москвы (1940-41) предусматривал снос всех зданий между Большим театром и улицей Кузнецкий Мост. А на образовавшемся пустом месте планировалось поставить так необходимые Театру подсобные помещения. Что же касается самого театра, то он должен был быть оборудован противопожарной и вентиляционной системами. В апреле 1941 года Большой театр закрылся на реконструкцию. Всего через два месяца немцы вторглись в СССР.
Часть труппы Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжала давать спектакли в Большом Филиале, его 2 -й этап . Многие артисты ушли на фронт развлекать войска, а другие присоединились и ушли защищать свою страну.
В 16 часов 22 октября 1941 года в здание Большого театра упала бомба. Ударная волна прошла наискось между колоннами портика, прошла фасадную стену и нанесла значительный ущерб вестибюлю. Несмотря на тяготы военного времени и сильные морозы, реставрационные работы в Театре были начаты зимой 1942 года.
И к осени 1943, Большой театр снова открыл свои двери для публики постановкой оперы Глинки « Жизнь за царя », с которой было стерто монархическое клеймо и признана ее патриотическая и народная привлекательность, правда, для достижения этой цели. , пришлось переработать либретто и дать опере новое политкорректное название — Иван Сусанин .
Ежегодно в Театре производился косметический ремонт. Регулярно проводились более масштабные ремонтные работы. Но, как и прежде, места для репетиций катастрофически не хватало.
В 1960 году в Театре был оборудован и открыт большой репетиционный зал, прямо под крышей, в помещении, ранее служившем мастерской декораций.
В 1975 году к 200 -летию театра были проведены реставрационные работы в зрительном зале и Бетховенском зале. Однако главные проблемы — неустойчивый фундамент и нехватка места внутри Театра — так и не были решены.
Наконец, в 1987 году вышло постановление правительства, в котором было принято решение о проведении срочных работ по реконструкции Большого театра. Однако всем было ясно, что в интересах сохранения Компании она просто обязана продолжать работать. Требовался второй этап. Прошло восемь лет, прежде чем был заложен краеугольный камень в фундамент Новой сцены Большого. И еще семь, прежде чем строительные работы на нем были завершены.
29 ноября 2002 г. Новая сцена открылась премьерой новой постановки оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», спектакля, полностью отвечающего духу и назначению нового здания, т. е. новаторского и экспериментального.
В 2005 году Большая сцена Большого театра была закрыта на реконструкцию и ремонт. Но это отдельная глава в истории Большого театра.
© Большой театр
Метро Москва – реконструкция Большого театра
В исторических центрах крупных современных городов не хватает места для современной городской жизни. Этот факт можно улучшить с помощью подземной конструкции. Культурные объекты следуют образцу и расширяются в почву.
Большой театр в Москве, Россия
Творчеству нужны большие пространства
Новые постановки старой классики поддерживают репертуар старых театров в гармонии с современным миром за их стенами. Но сами стены могут перекраиваться, не меняя своей формы, интегрируясь в будущие города. Стоит помнить, что большинство всемирно известных театров являются охраняемыми памятниками архитектуры, как и окружающие их здания.
По примеру своих городов, Москвы и Санкт-Петербурга Большой театр и Мариинский театр давно нуждались в расширении. И они оба открыли свои вторые этапы в 2002 и 2012 годах соответственно. Однако новая сцена — это отдельное заведение со своим внутренним миром, а историческое здание, отвечающее высоким требованиям современных театральных постановок, — задача, которую нужно решать на старом месте.
Устройство подземных этажей Большого театра в Москве
Постройка дополнительного склада ситуацию не меняет, например, Большой театр приобрел его еще в 1894 году. Но хранение и создание — слишком разные виды деятельности, современный процесс создания новых постановок требует передовых механических возможностей и место для маневра желательно в непосредственной близости от сцены, исторической.
На помощь приходит стандартная практика современности – реконструкция с использованием подземного пространства. Национальный театр Греции делал это в 2006 – 2009 гг. , Театр в Санкт-Петербурге на Каменном острове получил новое подземное рабочее помещение в 2012 году, в Москве подземные этажи были построены для Большого театра в 2011 году. из них – слабый фундамент. Театр был построен в 1825 году на сваях из мореного дуба, которые хорошо служат в водоносных грунтах при постоянном уровне воды. Когда давно засыпанная река Неглинка была закреплена в постоянной канализации, а грунтовые воды изменились при строительстве инженерных коммуникаций, эти сваи начали рушиться.
Нестабильность в театре плохо переносится, будь то звук, движение или стены. Кроме того, предыдущие реставрационные работы сильно нарушили акустические характеристики. В 2005 году театр закрыли на реконструкцию.
Зал Большого театра в Москве
Согласно аудиторскому заключению, стоимость реконструкции составила около 660 миллионов долларов. Несколько раз менялись подрядчики, были критические статьи и вопросы по финансированию, но проект был реализован. Помимо реконструкции существующего здания, заключавшейся в обновлении интерьеров и серьезных изменениях в техническом оснащении сцены и сценического зала, предусматривалось углубление подземного пространства. Все должно было быть сделано без изменения архитектурного вида.
Как увеличить площадь в два раза, не расширяя ее границ
Строители много работали в подземном пространстве. Подвал нуждался в усилении, но также предстояло создать несколько новых подземных пространств. Работы велись с 2006 по 2009 год. Глубина новой подземной части составляет 26 метров, театр получил 6 новых уровней.
Благодаря технологии подземного строительства общая площадь театра увеличилась вдвое и составляет 80 000 квадратных метров. Границы здания на поверхности не изменены. Проект достаточно уникален даже на мировом уровне. Под Театральной площадью были созданы новые рабочие площади, а также концертный зал. Подземный концертный зал – трансформер, спроектированный по самым высоким мировым стандартам.
Подробнее
Проезд по Большому театру Источник: ic.pics.livejournal.com восстановление акустических свойств. После Второй мировой войны реставрация театра, пострадавшего от бомбардировок, была осуществлена быстро, а пространство под оркестровой ямой было залито бетоном, что сильно нарушило акустику. Во время недавней реставрации бетон убрали, а яму расширили, чтобы вместить больше музыкантов.
Реставраторам удалось преобразовать старую сцену в ультрасовременное техническое чудо, отвечающее всем требованиям футуристических больших театральных постановок – полностью изменена механика сцены, изменено пространство. Сцена теперь состоит из семи двухъярусных подъемных и спускающихся платформ, форму которых можно придать любой фантазии режиссера.
Подземная часть зрительской зоны Большого театра Источник: archi.ru
Подземная часть имеет дополнительные выходы на поверхность – прозрачные павильоны на Театральной площади. Также подземные пешеходные переходы соединяют старое здание со складом – историческое здание С. Хомякова.
Параметры театра:
— надземная часть 117,45 х 62,30 м, включая антикум, высота уровня — от 2,91 до 3,02 м;
— подземная часть 151,72 х 77,72 м, высоты уровня — 2,80; 3,30 и 3,60 м.
Подземный зал и шум метро
Новый концертный зал в подземном пространстве Большого театра находится всего в 40 метрах от действующей подземной линии метро. Такое соседство — смелое решение, требующее детального проектирования.
Внешняя часть зрительской зоны Большого театра. Мастерская Павла Андреева, 2009-2010 гг. Источник: archi.ru
Авторы проекта подземной части
Несколько раз менялся главный архитектор всей реставрации. А вот подземную часть выполнило архитектурное бюро Павла Андреева. Главным архитектором был А. Бутырин.
Техническая часть выполнена благодаря работе В.Ильичева, профессора, инж. доктор философии Имеет опыт устройства свайных фундаментов и ранее участвовал в строительстве фундамента Храма Христа Спасителя в Москве, подземного торгового центра в самом центре Москвы и других объектов. В. Ильичев – президент Русского геотехнического общества, член Правления ИССМГЭ.
Для получения более подробной информации нажмите на изображение
Внешняя часть зрительской зоны Большого театра.