Содержание
Николо-Бавыкинский мужской монастырь | Скопинской епархии Русской Православной Церкви
Архиепи́скоп Лука́ (в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий) архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии, доктор медицинских наук, профессор, доктор богословия в августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских…
Крестный ход с чудотворной иконой свт.Николая Мирликийского каждый год долгожданное и значительное событие в жизни монастыря. Непогода в этом году не позволила пройти с иконой традиционно 22 мая, поэтому дату проведения крестного хода перенесли на 5 июня. В…
Традиционно,22 мая чудотворная икона св. Николая Мирликийского крестным ходом переносится из села Сысои в Николо-Бавыкинский монастырь.Из-за затянувшейся непогоды, это важнейшее в жизни монастыря событие пришлось перенести на более поздний срок. В этом году подготовить территорию…
Хвала Воскресшему Хвалите Господа с небес И пойте непрестанно: Исполнен мир Его чудес И славой несказанной. Хвалите сонм бесплотных сил И ангельские лики: Из мрака скорбного могил Свет воссиял великий. Хвалите Господа с небес, Холмы, утесы, горы! Осанна! Смерти страх…
19 декабря ( 6 декабря) в день почитания свт. Николай Мирликийского, в храме в честь иконы Божией Матери Тихвинская прошла Божественная Литургия. Перед чудотворной иконой свт. Николая Мирликийского отслужили благодарственный молебен. После службы икона была перенесена в Христорождественский храм…
29 мая в Николо-Бавыкинском монастыре на экскурсии побывали школьники из села Сысои. Учащиеся вместе со своими преподавателями прошли по территории монастыря,осмотрели колокольню. Ребята побывали внутри разрушенных келейных корпусов трапезного храма, посетили действующий Тихвинский домовой храм. С историей монастыря…
По давно сложившейся традиции 22 мая Крестным ходом чудотворная икона св.Николая Мирликийского была перенесена из Архангельского храма в селе Сысои в Николо- Бавыкинский монастырь. В этом году Крестный ход сопровождался благовестом старинного колокола. 10 сентября прошлого…
В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая в с.Сысои прошли торжества. На митинге выступал с поздравительной речью игумен Николо-Бавыкинского монастыря отец Павел. Он был в числе приглашенных почетных гостей праздника. А накануне, 8 мая, у памятника…
Христос воскресе ! Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с Пасхой Христовой ! Пусть в эти светлые дни мир, любовь и покой царят в ваших семьях, а сердца наполняются радостью о Победе Спасителя над смертью! До праздника Вознесения Господня мы…
- « Назад
Архивы
Архивы
Выберите месяц Декабрь 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Январь 2016 Июль 2015 Апрель 2015 Январь 2015 Октябрь 2014 Сентябрь 2014
Икона дня
Православный календарь
30 мая 2023
17 мая 2023 (по ст. ст.)
Вторник
Седмица 7-я по Пасхе
Апостол от 70-ти Андроник Паннонийский, епископСвятая Иуния (Юния)Преподобная Евфросиния (в миру Евдокия) МосковскаяПреподобномученик Адриан ОндрусовскийСвятитель Стефан I, патриарх Константинопольский
Деян. 21:26–32, Ин. 16:2–13, Мф. 6:1–13, Гал. 3:23–29, Мф. 25:1–13
подробнее
Полная версия православного календаря
Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуВидеоНовостиФото
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ БАВЫКИНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Монастырская колокольня. Не ранее 1914 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Монастырская колокольня. Не ранее 1914 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
(Скопинской епархии Рязанской митрополии), находится в пос. Заря Свободы Сараевского р-на Рязанской обл. Основан в 1879 г. как Николаевская жен. община Еленой Николаевной Сазоновой (девицей из крестьян с. Белоречье Шацкого у. Тамбовской губ.), решившей создать богадельню «для приюта больных и престарелых» на Бавыкинской горе близ с. Б. Можары Сапожковского у. Рязанской губ. По преданию, в 1580 г. в день Пятидесятницы рядом с этим селом, у св. источника, был найден образ свт. Николая Чудотворца, от к-рого окрестные крестьяне получали исцеления. Вскоре явленную икону перенесли в Архангельский храм с. Б. Можары. Сазонова купила за 12 тыс. р. у местного владельца земли подпоручика Аполлона Федоровича Ханыкова участок размером 500 дес. и испросила у еп. Рязанского и Зарайского Палладия (Раева) разрешение основать на нем общину. После получения благословения архиерея здесь был выстроен 2-этажный корпус с 16 сестринскими кельями и домовой ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1880) в вост. части здания (ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 28. Л. 259-260).
Однако Сазонова смогла выплатить за землю в срок по договоренности только 8 тыс. р. По условиям «запродажной записи» Ханыков вновь стал владельцем Бавыкинской горы, а общину закрыли; храм с 5 марта 1885 по 14 марта 1886 г. был опечатан, церковная утварь передана в приходскую Архангельскую ц. с. Б. Можары. Некоторые сестры разъехались по домам, часть насельниц просила Ханыкова разрешить им проживать в кельях в надежде, что общину возобновят (Там же. Оп. 11-177. Д. 76. Л. 426-426 об.). Через 2 года благочестивый купец Алексей Никитич Шульгин, узнав о закрытии общины на месте обретения образа свт. Николая Чудотворца, попытался выкупить у владельца Бавыкинскую гору; однако выяснилось, что Ханыков уже заложил эти земли в Тульском поземельном банке. Шульгин уплатил долг банку и выдал Ханыкову 6 тыс. р. дополнительных средств (Там же. Л. 426-426 об.).
9 янв. 1888 г. вслед. ходатайства Шульгина перед епархиальным начальством последовало решение Синода возобновить общину с наименованием «Николо-Бавыкинская». 28 февр. того же года архимандрит рязанского во имя Святой Троицы монастыря Владимир (Добролюбов), прибыв в общину и зачитав указ Рязанской духовной консистории от 25 февр. о ее открытии, отслужил Божественную литургию и совершил благодарственный молебен (Там же. Л. 426 об. ).
22 мая 1894 г. община была преобразована в Николо-Бавыкинский жен. монастырь. Главной святыней Н. Б. м. стала явленная икона свт. Николая Чудотворца. В обитель приходили мн. паломники, желавшие помолиться перед чудотворным образом (Там же. Л. 427 об.).
При поддержке Шульгина и других жертвователей на территории Н. Б. м. был возведен архитектурный ансамбль, состоявший из храмовых, жилых и хозяйственных построек. В центре находился каменный 3-престольный собор во имя свт. Николая Чудотворца (освящен 16 сент. 1907) с правым приделом во имя свт. Алексия, митр. Московского (освящен 20 сент. 1908), и левым — во имя Архангелов и Ангелов (освящен 21 сент. 1908). По обе стороны собора располагались 2 каменных 2-этажных корпуса с кельями и трапезным храмом во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (освящен 29 сент. 1902), неподалеку от них — 15 деревянных жилых корпусов, «крытых железом», за ними возвышалась деревянная теплая ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери, освященная 9 мая 1880 г. В «Ведомости о состоянии монастырей Рязанской епархии за 1916 г.» сказано, что «утварью храмы достаточны» (Там же. Л. 427). На территории, окруженной каменными стенами, находилось монастырское кладбище, в ограду к-рого была встроена колокольня с часами, освященная не ранее 1914 г., т. к. в отчете игум. Евсевии за 1914 г. сообщается, что «на отделку колокольни» было израсходовано 465 965 р. (Там же. Оп. 236. Д. 844. Л. 2).
Клирики мон-ря, священники и диакон, проживали в своих домах за монастырской оградой; там же были возведены дома для приема паломников — «три здания для успокоения богомольцев». В 100 саж. от обители располагался скотный двор, где в 1914 г. держали 8 лошадей, 24 коровы, 50 птиц (Там же. Л. 1 об.- 2). Н. Б. м. принадлежали: 19 дес. усадебной, огородной земли, а также земли при скотном дворе, 20 дес. земли «пахотной по лесным полянам», 431 дес.- «под мелким лесом», 60 дес.- «неудобной по оврагам». 69 дес. пахотной земли за р. Парой пожертвовал А. Н. Шульгин (Там же. Оп. 11-177. Д. 76. Л. 427).
Сестры трудились в соответствии с уставом общежительного мон-ря. Богослужения совершались «по общецерковному уставу с чтением на повечерии канона Пресвятой Богородице, а после повечерия — канона с акафистом Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю; а после вечерней трапезы вечерния молитвы с молитвою о здравии благотворителей и заупокой умерших». В свободное время насельницы занимались различными послушаниями, в т. ч. иконописанием и рукоделием (Там же. Л. 427 об.).
В день памяти свт. Николая Чудотворца, 22 мая, совершался традиц. многолюдный крестный ход с чудотворным образом свт. Николая к св. источнику — месту явления иконы. К 1916 г. в мон-ре числилось 189 насельниц: игум. Евсевия, 20 мантийных монахинь, 91 рясофорная послушница, 66 послушниц, 11 живущих при мон-ре стариц. Известны настоятельницы мон. Иннокентия (упом. в 1888) и игум. Евсевия (1890-1919) (Там же. Л. 429-441).
По клировым ведомостям, перед закрытием мон-ря в 1919 г. численность насельниц составляла 262 чел. Комиссия по изъятию церковных ценностей описала серебряные богослужебные сосуды и др. утварь, изъятую из мон-ря. Главную святыню — икону свт. Николая Чудотворца, сестры успели спрятать при помощи старосты храма — местного жителя, у к-рого, а затем и у его потомков она хранилась в советские годы вплоть до возрождения мон-ря. После закрытия Н. Б. м. насельницы создали сельскохозяйственную общину (артель) и продолжали жить и трудиться по монастырскому уставу. Но вскоре представители местной советской власти отобрали у них скот. Инокини составили и подали властям уездного центра жалобу, в к-рой говорилось, что 230 «рабочих сестер крестьянок Николо-Бавыкинского обрабатывают своими силами 69 десятин. Для своей работы они имели лошадей и 18 коров, 7 овец» и семенной хлеб, но их незаконно забрали. Из Сапожка последовало распоряжение разобраться в действиях «коммунистов, отбирающих у сестер скот и хлеб», но из местного совета в Сапожок была направлена телеграмма с сообщением, что никаких нарушений не было (Там же. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 67. Т. 3. Л. 416-417).
В 1926 г. Управление Ряжской милиции доносило в центр, что имущество Н. Б. м. передано по договору Сапожковской религ. орг-ции, а здания мон-ря используются культурно-просветительским кружком пос. Заря Свободы. В итоге все движимое и недвижимое монастырское имущество было экспроприировано, насельниц разогнали, впосл. нек-рые из них подверглись арестам и ссылкам.
Верующие неоднократно просили вернуть Николаевский храм РПЦ, о чем свидетельствуют документы в архивном фонде «Уполномоченного по делам религий Русской Православной Церкви». Жители с. Сысои и с. Б. Можары 25 авг. 1959 г. отправили на имя первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущёва жалобу на «небрежение» местных властей по отношению к «архитектурным памятникам старины». Но Хрущёв не стал сам решать этот вопрос, передав его на рассмотрение Рязанского обкома КПСС. В документе, направленном Отделом пропаганды и агитации Рязанского обкома партии в ЦК КПСС, сообщалось, что «как архитектурный памятник старины помещение монастыря и монастырского собора на учете никогда не стояло и не стоит и никакой исторической ценности не представляет» (Там же. Ф. Р-3251. Оп. 28. Д. 1713. Л. 120-123).
С 1919 по 1996 г. на территории Н. Б. м. последовательно располагались: учительская семинария, пионерский лагерь, начальная школа, детский сад, спецшкола для детей-инвалидов, школа краснодеревщиков, курсы механизаторов, сельскохозяйственный техникум, пункт военных сборов. В результате Никольский собор, Тихвинская ц., трапезный храм преподобных Сергия и Никона Радонежских были разрушены, монастырское кладбище разорено, склепы некрополя уничтожены (к 2018 на предполагаемом месте кладбища установлен поклонный крест).
12 февр. 2007 г. игум. Гурий (Покровский) начал восстановление Н. Б. м., от к-рого сохранились лишь стены полуразрушенных зданий келейных корпусов и трапезного храма, а также обветшавшая и утратившая купол колокольня. 13 июня 2007 г. состоялось малое освящение восстановленной Тихвинской ц. 7 сент. 2007 г. решением Синода Н. Б. м. был возрожден как мужской. В 2007-2011 гг. настоятелем мон-ря был игум. Гурий (Покровский), с 2011 г. — игум. Павел (Удовенко).
Местночтимый образ свт. Николая Чудотворца был передан в Троицкий храм с. Сысои. С 2007 г. в дни памяти свт. Николая икону переносили из с. Сысои в возрождавшийся мон-рь, 22 мая совершался многолюдный крестный ход с образом свт. Николая. К 2018 г. икона пребывает в Тихвинском храме обители, в к-ром совершаются еженедельные богослужения. В монастыре проживают 2 насельника — игум. Павел (Удовенко) и иером. Климент (Крыгин).
Арх.: Архив канцелярии Рязанского ЕУ. Николо-Бавыкинский муж. мон-рь. Б/н. Б/л.; Архив канцелярии Скопинского епархиального управления. Николо-Бавыкинский муж. мон-рь. Б/н. Б/л.; ГАРО. Ф. 627. Оп. 11-177. Д. 76. Л. 426-427 об., 429-441; Оп. 236. Д. 844. Л. 1 об.- 2; Оп. 240. Д. 26. 288; Д. 35-а. Л. 34-35; Оп. 240. Д. 28. Л. 259-260; Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 67. Т. 3. Л. 416-417; Ф. Р-3251. Оп. 28. Д. 1713. Л. 120-123; Ф. Уполномоченного по делам религий РПЦ. Д. Сапожковский р-н. Б/н. Б/л.
Лит.: Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных. Рязань, 1888. Т. 3. С. 49-50, 55; Булгаков С. В. Рус. мон-ри в 1913 г. // Рус. мон-ри. М., 1995. С. 386.
Мон. Мелетия (Панкова)
НИКОЛО-СОЛБИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ПЕРЕСЛАВСКОЙ ЕПАРХАТИ
«Теперь, владыка, ты сядь на мое место, а я пойду отдыхать», — сказал будущему Патриарху отец Русской земли отец Иоанн Кронштадтский . Ведь через несколько лет святитель Тихон станет Патриархом Московским и всея Руси и печальником отечества нашего.
Святитель Тихон родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника. Окончил духовное училище, семинарию, духовную академию. Стремясь своей чистой душой к Богу, он вел строгую целомудренную жизнь и на 26-м году жизни принял монашество, а затем рукоположен во диакона и старца. Сначала будущий духовник был инспектором, а вскоре ректором Холмской духовной семинарии, а затем в 34 года возведен в сан епископа Люблинского с назначением викарием Холмской епархии.
Позже Господь уготовил своего избранника стать Апостолом Америки. Возглавляя Православную Церковь в Америке, архиепископ Тихон много сделал в великом деле распространения Православия: в епархии им были поставлены два викария, построены храмы для православных русских людей. В Минеаполисе была создана духовная семинария (что избавило от необходимости присылать священников из России), основан Тихоновский монастырь близ Скрантона (Пенсильвания) с пристроенной к нему школой-приютом. Также был построен дом для бесплатного приюта и еды бедных переселенцев из России, устройством которого он снискал всеобщее уважение. Количество приходов в епархии увеличилось с 15 до 75, тысячи униатов перешли в православие. Американцы избрали лорда Тихона почетным гражданином США.
Через 9 лет он вернулся в Россию и был назначен на Ярославское отделение, где быстро завоевал любовь своей паствы, оценившей его светлую душу. В 1914 году он был архиепископом Виленским и Литовским. В нем также проявилась его натура, богатая духом любви к людям. Он напрягал все силы, чтобы помочь несчастным жителям Вильнюса, лишившимся крова и средств к существованию из-за войны с немцами.
В 1917 году Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал своим правящим архиереем епископа Тихона, как пламенного и просвещенного архипастыря. Затем ему был присвоен сан митрополита.
В том же году избран владыка Тихон Патриархом: перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора в Храм Христа Спасителя, иеромонахи Зосимовской пустыни Алексий, член Собора , благоговейно извлек из ковчега один из трех жребиев с именем кандидата.
Став главой российских иерархов, Патриарх Тихон не изменился. Все, соприкасавшиеся со Святым, поражались его удивительной доступности, простоте и скромности. Но мягкость и простота в обращении Святейшего Тихона не мешали ему быть непреклонно твердым в церковных делах, где это необходимо, особенно в защите Церкви от ее врагов. Святитель и духовник мужественно защищал Православие в годы гонений, готовый все потерять ради Господа: «Пожалуйста, верьте, что я не пойду на соглашения и уступки, которые приведут к утрате чистоты и крепости Православия». Будучи добрым пастырем, всецело посвятившим себя делу церковному, он призывал и духовенство: «Все силы свои отдайте на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда дерзко восстали неверие и безбожие против Церкви Христовой. И Бог мира и любви будет со всеми вами!
Было много гонений на Патриарха, он долгое время находился в заключении и под арестом, было покушение на убийство, но сам Бог хранил духовника.
23 марта (по новому стилю 7 апреля) 1925 года, в день Благовещения, мирно упокоился святитель Тихон. В последние минуты своей жизни он обратился к Богу и с тихой молитвой благодарности и хвалы, крестившись, произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе…» Проститься с любимым Патриархом пришло около миллиона человек. .
Трудно представить Русскую Православную Церковь без Патриарха Тихона в эти тяжелые для России годы. Так он сделал неизмеримо много и для Церкви, и для укрепления самой веры в трудные годы испытаний, выпавших на долю верующих.
Память святителя Тихона празднуется 7 апреля 9 октября и 18 ноября (день избрания на Патриарший Престол) по новому стилю. Мощи святителя покоятся в Большом соборе Донского монастыря.
Часть мощей святителя Тихона находится в Никольском монастыре в Успенском храме, в ковчеге одного из приделов.
Из воспоминаний Ольги Ильиничны Подобедовой, состоявшей в то время членом сестричества в храме Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище:
«Патриарх-исповедник Тихон любил посещать храм на Лазаревское кладбище. Он служил там довольно часто в 1920-е годы. Резиденция Пресвятой Богородицы располагалась неподалеку, на Троицком холме, где находился подворье Троице-Сергиевой Лавры. Его Святейшество очень любил детей. Иногда после службы он выходит на амвон (а летом – на крыльцо), будучи уже разоблаченным, стоит на нижней ступени амвона, широко раскинув руки, и созывает детей к ему.
Когда их довольно много, он снимает панагию и благословляет ею всех, и целует, а потом зовет приказчика с большой корзиной, в которой то ли яблоки, то ли карамельки в кусочках бумаги, или благословил булочки, и раздает скромные подарки всем детям, улыбаясь своей доброй улыбкой. Это было трудное время, 1924 год, начало. Другого гладит по голове, кто-то серьезно кладет руку ему на голову и держит дольше, кто-то говорит забавный анекдот. Все это делается в короткие мгновения, пока не подъедет извозчик…»
«Недаром он носил титул Его Святейшества», — писали о нем. «Это была настоящая святость, величественная в своей простоте и простая в своем исключительном величии». «От Святого вы идете духовно омытыми».
Молитва Святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси
О пастырь наш, добрый, святой великий патриарх наш Тихон, яко град небесный еси еси – твои добрые дела еще сияют пред людьми. Вемс, как и ты, пред престолом Пресвятой Троицы предстоят, повеление имаша есть дерзновение в молитвах пред Господом. Воззри ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе, имеющим дерзновение пред Творцом всяким, ныне приносимых и усердно молящихся: умоли Господа, даруй нам решимость стяжать благочестие отцов наших, ты приобрели его с юности. Ты в жизни своей пламенный защитник и хранитель истинной веры был, помоги и нам непоколебимо блюсти веру православную. Твоя тихая душа усердно преуспела в Божественной смиренной мудрости, научи нас уму и питанию не многоязычной мудростью человеческой, но смиренным познанием воли Божией. Ты, пред лицем лютых врагов Христовых, Истинным Богом дерзновенно исповедал еси, молитвою твоею укрепи нас немощных, а мы всегда и везде противимся духу безбожия и лести. Она, раба Божия, не презри нас, молящихся тебе, ибо мы не просим избавления от бед и скорбей только, но просим силы и твердости, великодушия и любви, чтобы снести сии невзгоды, подстающие против нас. Испроси нам неутомимого терпения даже до конца жизни нашей, мира с Господом и прощения грехов. Святой отец! Укроти ветры неверия и беды в стране нашей, да сотворит Господь в земле русской мир и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да избавит тебя от междоусобной брани, да укрепит Святую Церковь нашей Православной Церкви, да не оскудеет, как истинные пастыри, добрые труженики, право править словом евангельской Истины. Не дай Бог заблудшим овцам стада Христова.