Содержание
Читать книгу «Хороший шериф – мёртвый шериф. Из цикла «Рассказы в стиле Дзен»» онлайн полностью📖 — Михаила Карусаттвы — MyBook.
© Михаил Карусаттва, 2022
ISBN 978-5-0059-1164-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Из цикла «Рассказы в стиле Дзен»
Эпиграф
«Хочешь стрелять – стреляй, а не болтай».
Илай Уоллак в роли Туко из к/ф Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой».
1
Лошадь по кличке Бэтти изрядно устала, и её хозяин Гарет Вэйли решил дать ей отдохнуть. До города было ещё миль семь, Гарет знал это по Орлиному Носу – скале, чей «клюв» был узнаваем в любую погоду.
– Это хорошо, – сказал Гарет, привыкший разговаривать с лошадью, – что сегодня мы не войдём в город. Нэйтан Скотт со своими парнями прибудут туда, по моим расчётам, не ранее завтрашнего полудня. И раньше этого времени нам там делать нечего.
Место для остановки Гарет выбрал не случайно: поросший терновником холм, с которого был отличный обзор долины. И даже если ночью кто-то проскользнёт мимо глаз Гарета, застать врасплох его острый слух этому кому-то из-за терновника не удастся. К тому же на небе не было ни облака, и если ночь будет лунной, подумал Гарет, то это ещё более упростит для него пребывание здесь.
Ночь действительно выдалась чрезвычайно лунной. Да ещё и тёплой, поэтому отпала необходимость разводить огонь, что ещё более радовало Гарета.
Привычно он постелил на траву свой кожаный плащ, улёгся на спину, подложив под голову сумку с чем-то ценным, а рядом с собой, бережно обняв правой рукой, как любимую подругу, он положил заряженное ружьё.
Совсем не имея желания спать, Гарет начал пристально разглядывать звёзды. Он любил, глядя на звёзды, фантазировать, как выглядят миры на этих планетах, и представлять, как он путешествует по этим мирам. Надо сказать, что с фантазией у Гарета было всё в порядке, в голову ему приходили такие фантастические картины, что порой он искренне удивлялся своему уму. Единственное, что в этих фантазиях оставалось неизменным, – это присутствие в них самого Гарета и его верной спутницы Бэтти.
На этот раз Гарет сосредоточил внимание на тусклой, едва видной звезде. Он подумал: «Ведь тот факт, что отсюда эта звезда кажется невзрачной, совсем не означает, что её мир невзрачен в действительности. Ведь наверняка и наша планета оттуда видится совершенно невзрачной». И он начал придумывать для этой звезды невероятно яркий, богатый цветами и формами мир, полный причудливых существ. И, как бывало не раз, его фантазии плавно перетекли в сновидения.
2
Проснулся Гарет от странного, ранее неведомого ему ощущения, что кто-то на него смотрит. Он медленно, словно боясь спугнуть добычу на охоте, открыл глаза. И увидел перед собой старика, опирающегося на посох. Гарет так же медленно, без суеты потянулся за ружьём. Но ружья под рукой не оказалось. И тогда он почувствовал себя уже не охотником, а добычей.
Когда зрение Гарета прояснилось, он в ужасе осознал, что старик этот опирается вовсе не на посох, а на его, Гарета, ружьё.
– Не бойся, – заговорил старик, – я вовсе не собираюсь тебя убивать. Я просто не хотел, чтобы в результате твоего внезапного пробуждения ты случайно выстрелил в меня. Вот твоё ружьё, – и швырнул ружьё к правой руке Гарета.
Гарет в недоумении посмотрел на старика. Потом на ружьё, словно думая, что старик ему бросил не настоящее ружьё, а какой-то муляж. Но через мгновение опомнился, схватил ружьё и нацелил на старика.
– Да ты кто такой, чёртов засранец?! – крикнул Гарет, попытавшись придать своему голосу уверенный тон, но в этот же момент осознал, что рука его трясётся.
– Успокойся, – вновь спокойным, уверенным голосом сказал старик, как будто не он, а Гарет был под прицелом. – К тому же я не такой дурак, чтобы вернуть тебе заряженное ружьё, – и высыпал из руки на песок патроны.
– Да-а-а… – всё ещё нервно сказал Гарет, – ты совсем не дурак. Так подкрасться ко мне ещё никому не удавалось.
Старик ничего не ответил. Тогда Гарет спросил:
– И чего же ты хочешь, если не убить меня? Золота у меня нет…
– Ни твоей жизни, ни твоего золота мне не нужно. Всё, что мне нужно, – это твоё общество на эту ночь.
– Поверь, старик, я не лучшее общество на эту ночь. Поискал бы ты себе компанию поприятнее.
– А что, если я тебе заплачу? Я ведь простой слабый старик. А нам, старикам, лучше бы держаться поближе к молодым и сильным. Но цену такому обществу я знаю. Я ведь путешествую очень давно. И в долгу оставаться не люблю.
– Что у тебя есть? – уже более на правах хозяина положения спросил Гарет.
– Лошадь. И два мула. Они там, – старик указал рукой вниз холма. – И если ты позволишь мне завтра войти с тобой в город, то ты сможешь очень быстро продать их на рынке. Они здоровы, молоды. Ты выручишь за них хорошие деньги. А я пойду своей дорогой. К тому же – и ты прекрасно это понимаешь – к человеку, вошедшему в город в компании со стариком, будет куда меньше вопросов, чем к одиночке.
Гарет задумался. Откровенно у него не было никакого желания доверять этому старику. И хотя его предложение звучало довольно заманчиво, обстоятельства их знакомства побуждали Гарета как минимум лишний раз проверить старика. И Гарет уже привычным для себя уверенным голосом сказал:
– Я абсолютно спокойно войду в город в одиночку. И мне никто даже одного вопроса не задаст.
– Я понимаю, – сказал старик, – на что ты надеешься. Ты полагаешь, что вошедшие завтра в город Нэйтан Скотт со своими парнями отвлекут на себя всё внимание горожан, и им никакого дела не будет до одинокого странника.
– А я думал, что ты умнее, – сказал Гарет. – Твоя осведомлённость в моих планах лишь ещё больше подпитывает недоверие к тебе.
– Моя осведомлённость случайна. Просто я и сам хотел воспользоваться этим приёмом. Дело в том, что с неделю назад мне посчастливилось находиться в обществе мистера Скотта в Лаунберге. Его шайка планировала пребывать в городе ещё неделю, после чего отправиться сюда, в Антсверк. И я смекнул, что путь от Лаунберга до Антсверка эти резвые ребята преодолеют дня за четыре. Мне же с моими мулами для этого понадобится на три дня больше. Но если я выдвинусь немедленно, то, в сущности, мы прибудем в Антсверк в один день, – с этими словами старик швырнул Гарету патроны. – Но, – продолжил он, – теперь не факт, что сему суждено случиться.
– Это ещё почему? – спросил Гарет, подбирая патроны.
– Дело в том, что два дня назад мой путь пересёкся с другой шайкой…
– Какой такой шайкой? – насторожился Гарет.
– Ха! – усмехнулся старик. – Да ты их наверняка знаешь! Это мистер Глэн Мэдингтон со своими парнями, – сказал он и стал следить за реакцией Гарета.
– Мистер Мэдингтон, говоришь?.. – риторически спросил Гарет, секунду задумался и потом слукавил: – Знакомая фамилия…
Старик понял, что Гарет слукавил, и понял, для чего он это сделал. Чтобы теперь побольше выведать у него про эту встречу. Но такое положение дел старика, видимо, устраивало, и он сказал:
– Да, это тот самый мистер Мэдингтон, перед которым мистер Скотт остался в карточном долгу.
– Ах, тот самый… – Гарет вновь изобразил своё неведение.
– Да, – сказал старик. – И, как ты понимаешь, теперь далеко не факт, что мистер Скотт доберётся до Антсверка.
– Да-а-а… – вдумчиво сказал Гарет, – может и не случится… – и потом добавил: – С опасными же людьми ты общаешься, старик.
– Ну, опасны они больше друг для друга. А для безоружного старика они опасности представляют немного.
– Зря ты так наивно полагаешь.
– И вовсе не зря, – словно обидевшись, сказал старик. – Когда вокруг все вооружены до зубов, наивно как раз полагать, что тебя обезопасит оружие. Оно лишь спровоцирует другого выстрелить в тебя. И в этом смысле отсутствие оружия делает твою жизнь более безопасной. Уж поверь мне, старику. В этом мире у любого старика дожить до глубокой старости шансов больше, чем у любого молодого состариться.
Впервые за всю беседу Гарет успокоился, и старик ему действительно показался неопасным.
– Так я схожу за мулами? – спросил старик.
– Вместе сходим, – ответил Гарет, сделав характерный жест дулом ружья.
3
Привязав животных рядом с Бэтти, мужчины сели напротив. Закурив, Гарет спросил:
– И сколько тебе лет?
– Семьдесят три, – ответил старик. – Планирую прожить по меньшей мере до девяноста.
– Ну-ну… – иронично произнёс Гарет.
«Путешествие Серафимы» напомнит зрителям о том, что такое добро
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
01.09.2015 14:21
Поделиться
Новый отечественный мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» предлагает детям напомнить своим родителям о том, что такое добро
Сергей Верейкин
Создатели нового мультипликационного фильма «Необыкновенное путешествие Серафимы» пошли на большой риск, сняв картину, не соответствующую канонам современного детского кино. Как эти каноны сформировались — отдельный вопрос, но «Серафима» действительно сделана не по тем лекалам, по которым, как правило, кроится сейчас кинопродукт.
Впервые на моей памяти в России снят полнометражный мультфильм, главные герои которого — не животные, не сказочные богатыри и не персонажи классической литературы, а обыкновенные дети (пусть и живущие в сороковые годы XX века). Главная героиня, Серафима Воскресенская — абсолютно реалистичный персонаж. Она живет в детском доме, с тоской вспоминает родителей и хотя и надеется на чудо, делает это так же, как делал бы это любой из нас в подобной ситуации. В этом смысле «Серафима» возрождает традиции даже не столько отечественной мультипликации, сколько советского детского кино, авторы которого искренне верили, что юный зритель готов сопереживать персонажам, даже если основной конфликт фильма не завязан на спасение мира от злобного чародея или на невероятные приключения. В данном случае, героиня борется с теми, кто пытается заставить ее забыть о семье, отречься от всего, что связывало ее с прошлой жизнью. Проще говоря, героиня борется с той самой подлостью, с которой, увы, сталкивается хоть раз любой человек.
Удивительно, что только сейчас отечественная мультипликация обратилась к нашему прошлому, хотя в Голливуде еще восемнадцать лет назад без зазрения совести использовали трагические события в России начала XX века, чтобы снять «Анастасию» о якобы спасшейся наследнице династии Романовых.
Основанная на реалиях сороковых годов история приводит к еще одному радикальному отличию «Серафимы» от других детских фильмов. Хотя здесь присутствует элемент чудесного, но наш мир — не отправная точка для путешествия героини, не унылая антитеза волшебной стране. Авторы картины призывают поверить в чудеса, которые случаются здесь, вокруг и внутри нас, вместо того, чтобы искать волшебный шкаф, подземный ход или другие врата в неведомое. Единственный фильм, с которым можно сравнить «Необыкновенное путешествие Серафимы» по соотношению чудесного и земного — американский «Мост в Терабитию», где сказочный мир, созданный главными героями, помогал решить им вполне реальные проблемы.
Однако и это сравнение не совсем корректное, потому что авторы «Серафимы» не считают, что «эскапизм», бегство от реальности, действительно могут помочь, когда жизнь тяжела. Рита, подружка главной героини фильма, пытается найти покой как раз в такой придуманной ей стране фантазий. Мало того, что это не придает ей сил, но противоречие между иллюзиями и реальностью лишь добавляют ей злости.
Директор детского дома (персонаж, напоминающий героя Николая Губенко из классического советского фильма «Подранки») — инвалид-фронтовик, «сосланный» на эту должность как на почетную пенсию. Его жизнь лишена смысла и будущего, поэтому он проводит почти все время в своем кабинете, следя за фронтовыми сводками и делая пометки на карте. Это — тоже своеобразное бегство от реальности, попытка найти хоть в чем-то душевный покой, потому директор с таким явным неудовольствием вовлекается в проблемы детдома.
Как же человеку найти в себе силы и укрепить дух? Авторы «Серафимы» впервые в истории отечественного детского кино говорят о той роли, которую православная вера играла в жизни дедов и прадедов большинства российских зрителей. Очевидно, что тем самым создатели картины подставляются под критику со стороны отчего-то ставшими модными христианофобов.
При этом православие представлено в «Серафиме» по большей части абсолютно органично. Отец героини — репрессированный священник, но ведь действительно, не менее полумиллиона священнослужителей оказались жертвами политического произвола. Единственная память Серафимы о родителях — нательный крестик, но многие, наверное, слышали рассказы своих бабушек и дедушек, как их тайком крестили родители даже в сталинские времена. Основной конфликт фильма разворачивается после того, как героиня видит икону, но это естественно, ведь девочка осознает, что ее небесный покровитель — преподобный Серафим Саровский. Современный зритель нормально воспринимает магический смысл имен в фэнтези — так почему нужно удивляться преображению девочки Серафимы?
К сожалению, авторы фильма вынуждены несколько раз пойти навстречу той части аудитории, которая далека от церкви, и провести краткий «ликбез» (например, по тому, откуда пошла традиция красить яйца на Пасху), что несколько уводит в сторону от основной сюжетной линии. Но даже с такими отступлениями общий хронометраж «Серафимы» всего семьдесят пять минут, что тоже выгодно отличает мультфильм от многих собратьев по жанру, с учетом юного возраста аудитории («6+»).
Кстати, тут мы подошли к важнейшему отличию «Необыкновенного путешествия Серафимы» от большинства современных мультфильмов — авторы обращаются, в первую очередь, к детской аудитории. И, соответственно, прямо говорят о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Взрослый зритель, привык к скрытым смыслам в кино. И именно такой зритель сейчас стал основным потребителем детского кинематографа: зачастую в зале, где показывают новый мультфильм, вообще нет ни одного ребенка.
Но главная аудитория «Серафимы» — дети. А про то, как делать сказки для детей, писал еще Евгений Шварц в прологе к «Обыкновенному чуду: «В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».
На прямоту и искренность суждений можно легко навесить ярлык «нравоучительность». Мы, взрослые, не любим излишней назидательности. Но какой родитель не хочет научить своего ребенка добру и искренности? А может быть, и научиться у него…
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №203(6774)
Поделиться
Наше киноАнимация
10 коротких рассказов о дзен — Софо Архонт
ОТ СОФО АРХОНТА
Иногда рассказ может научить гораздо большему, чем целые философские трактаты.
Религии и духовные традиции всего мира использовали рассказывание историй как средство передачи своих мудрых посланий.
Одной из таких религий является буддизм, который на протяжении веков использовал притчи, анекдоты, басни и сказки, чтобы помочь духовным искателям расширить свое сознание, предлагая им просветляющие идеи и уроки нравственной жизни. Кульминацией этого является дзен-буддизм, традиция, известная тем, что щедро использует короткие рассказы, чтобы помочь буддийским ученикам развить более глубокое, а также сферическое понимание реальности.
В этом посте я собрал несколько моих любимых коротких рассказов о дзен, переведенных на английский язык Полом Репсом и Ниогеном Сензаки. Некоторые из них легко понять, в то время как другие требуют больше времени и усилий, чтобы обдумать их, но все они имеют глубокий смысл. Являетесь ли вы буддистом или нет, я надеюсь, что они помогут вам в вашем путешествии к миру и удовлетворенности.
1. Бесполезная жизнь
Фермер так состарился, что больше не может работать в поле. Поэтому он проводил день, просто сидя на крыльце. Его сын, все еще работавший на ферме, время от времени поднимал глаза и видел сидящего там отца.
«Он уже никуда не годится, — подумал про себя сын, — он ничего не делает!» Однажды сына это так расстроило, что он соорудил деревянный гроб, перетащил его на крыльцо и велел отцу сесть внутрь.
Ничего не говоря, отец влез внутрь. Закрыв крышку, сын оттащил гроб к краю фермы, где был высокий обрыв.
Подойдя к обрыву, он услышал легкое постукивание по крышке изнутри гроба. Он открыл его. Все еще мирно лежа, отец посмотрел на сына. «Я знаю, что ты собираешься сбросить меня со скалы, но прежде чем ты это сделаешь, могу я кое-что предложить?» «Что это такое?» ответил сын. «Если хотите, сбросьте меня со скалы, — сказал отец, — но сохраните этот хороший деревянный гроб. Вашим детям может понадобиться его использовать».
2. Очень тяжело работать
Ученик боевых искусств подошел к своему учителю и серьезно сказал: «Я посвятил себя изучению вашей системы боевых искусств. Сколько времени мне понадобится, чтобы овладеть им».
Учитель ответил небрежно: «Десять лет». Студент нетерпеливо ответил: «Но я хочу освоить его быстрее. Я буду очень много работать. Я буду заниматься каждый день, по десять или больше часов в день, если потребуется. Сколько времени это займет тогда?»
Учитель на мгновение задумался: «20 лет».
3. Луну нельзя украсть
Рёкан, мастер дзэн, жил самой простой жизнью в маленькой хижине у подножия горы. Однажды вечером вор зашел в хижину и обнаружил, что там нечего красть.
Рёкан вернулся и поймал его. «Возможно, ты проделал долгий путь, чтобы навестить меня, — сказал он бродяге, — и ты не должен возвращаться с пустыми руками. Пожалуйста, прими мою одежду в подарок».
Вор был сбит с толку. Он взял одежду и ушел.
Рёкан сидел голый и смотрел на луну. «Бедняга, — размышлял он, — хотел бы я подарить ему эту прекрасную луну».
4. Чашка чая
Нан-ин, японский мастер эпохи Мэйдзи (1868-1912), принял профессора университета, который пришел узнать о дзэн.
Нан-ин подается чай. Он налил гостю полную чашку и продолжал наливать.
Профессор наблюдал за переливом до тех пор, пока не смог больше сдерживаться. «Он переполнен. Больше не войдет!»
— Как и эта чашка, — сказала Нан-ин, — вы полны собственных мнений и домыслов. Как я могу показать вам Дзен, если вы сначала не опорожните свою чашу?»
5. Врата Рая
Солдат по имени Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил: «Действительно ли есть рай и ад?»
«Кто ты?» — спросил Хакуин. — Я самурай, — ответил воин.
«Ты, солдат!» — воскликнул Хакуин. «Какой правитель хотел бы, чтобы вы были его охраной? Твое лицо похоже на лицо нищего. Нобусигэ так рассердился, что начал обнажать свой меч, но Хакуин продолжил: «Так у тебя есть меч! Ваше оружие, вероятно, слишком тупое, чтобы отрубить мне голову.
Когда Нобусигэ обнажил свой меч, Хакуин заметил: «Вот, откройте врата ада!» При этих словах самурай, заметив дисциплину мастера, вложил меч в ножны и поклонился.
«Вот откройте врата рая», сказал Хакуин.
6. Другая сторона
Однажды молодой буддист, возвращаясь домой, подошел к берегу широкой реки. Безнадежно глядя на огромное препятствие перед собой, он часами размышлял о том, как преодолеть такой широкий барьер.
Когда он собирался бросить преследование и продолжить свое путешествие, он увидел великого учителя на другом берегу реки. Молодой буддист кричит учителю: «О, мудрец, не подскажешь ли ты мне, как перебраться на другой берег этой реки?»
Учитель на мгновение задумался, смотрит вверх и вниз по реке и кричит в ответ: «Сын мой, ты на другом берегу».
7. Время умирать
Иккю, мастер дзен, был очень умным даже в детстве. У его учителя была драгоценная чашка, антикварная редкость. Иккю случайно разбил эту чашку и сильно растерялся. Услышав шаги своего учителя, он держал осколки чашки за спиной. Когда появился мастер, Иккью спросил: «Почему люди должны умирать?»
— Это естественно, — объяснил пожилой мужчина. «Все должно умереть и жить так долго».
Иккью, доставая разбитую чашку, добавил: «Пришло время твоей чашке умереть».
8. Moving Mind
Двое мужчин спорили о развевающемся на ветру флаге.
«На самом деле движется ветер», — заявил первый. — Нет, это флаг движется, — возразил второй.
Мастер дзен, случайно проходивший мимо, услышал дебаты и прервал их. «Ни флаг, ни ветер не двигаются, — сказал он, — движется РАЗУМ».
9. Это пройдет
Ученик подошел к своему учителю медитации и сказал: «Моя медитация ужасна! Я чувствую себя таким рассеянным, или у меня болят ноги, или я постоянно засыпаю. Это просто ужасно!»
— Это пройдет, — как ни в чем не бывало сказал учитель.
Через неделю ученик вернулся к своему учителю. «Моя медитация прекрасна! Я чувствую себя таким осознанным, таким мирным, таким живым! Просто чудесно!»
«Пройдет», — как ни в чем не бывало ответила учительница.
10. Скалолаз
Однажды, прогуливаясь по пустыне, человек наткнулся на злобного тигра. Он побежал, но вскоре оказался на краю высокой скалы. Отчаявшись спастись, он спустился по лиане и повис над роковой пропастью.
Пока он висел, из дыры в скале появились две мыши и начали грызть лиану.
Вдруг он заметил на лиане пухлую землянику. Он сорвал его и сунул в рот. Это было невероятно вкусно!
Источник: Дзен-плоть Дзен-кости: сборник дзэнских и додзэнских сочинений
10 самых лучших дзэнских историй для путешественников
Эти классические дзэнские истории рассказывают о смерти, жизни и идеальном путешествии .
Истина не имеет ничего общего со словами. Так говорят различные мастера дзэн на протяжении веков.
Слова в этом случае можно уподобить пальцу, указывающему на луну. Палец может указывать на местонахождение Луны, но чтобы по-настоящему посмотреть на Луну, необходимо смотреть сквозь палец.
Точно так же и эти дзэнские истории сами по себе не являются правдой — они просто призваны проиллюстрировать различные элементы правды.
«Думайте об этих историях как о предметах для разговора, — пишет Джон Сулер, — как о удобных инструментах, которые вы можете вытащить из кармана, чтобы помочь себе и другим говорить, думать и смеяться над чудесными и таинственными подробностями того, что мы называем Жизнь.»
Я выбрал следующие из блестящего сборника «101 история дзен», основываясь на достоинствах, которые они представляют для путешественников всех возрастов, религий и национальностей. Я сопровождаю каждое из них кратким комментарием о том, как я их интерпретировал.
Наслаждайтесь! И не забудьте поделиться своими мыслями в конце поста.
1. Чашка чая
Нан-ин, японский мастер эпохи Мэйдзи (1868-1912), принял профессора университета, который пришел узнать о дзэн.
Нан-ин подал чай. Он налил гостю полную чашку и продолжал наливать. Профессор наблюдал за переливом до тех пор, пока больше не мог сдерживаться. «Он переполнен. Больше не войдет!»
— Как и эта чаша, — сказала Нан-ин, — вы полны собственных мнений и домыслов. Как я могу показать вам Дзен, если вы сначала не опорожните свою чашу?»
Лучшие путешественники отправляются в путь без каких-либо предубеждений относительно культур, которые они посетят, и людей, которых они встретят. Они не забывают упаковать самое главное: непредвзятость.
2. Грязная дорога
Однажды Тандзан и Экидо шли вместе по грязной дороге. Еще шел сильный дождь. За поворотом они встретили симпатичную девушку в шелковом кимоно и кушаке, которая не могла перейти перекресток.
— Давай, девочка, — сразу сказал Тандзан. Подняв ее на руки, он понес ее по грязи.
Экидо больше не разговаривал до той ночи, когда они достигли ночлежного храма. Потом он уже не мог сдерживаться. «Мы, монахи, не можем быть рядом с женщинами, — сказал он Танзану, — особенно с молодыми и красивыми. Это опасно. Зачем ты это сделал?»
— Я оставил девушку там, — сказал Тандзан. — Ты все еще несешь ее?
Иногда правильное решение означает несоблюдение правил. Важно действовать, а затем отпустить ситуацию и двигаться дальше.
3. Луну нельзя украсть
Рёкан, мастер дзен, вел самую простую жизнь в маленькой хижине у подножия горы. Однажды вечером вор зашел в хижину и обнаружил, что там нечего красть.
Рёкан вернулся и поймал его. «Возможно, ты проделал долгий путь, чтобы навестить меня, — сказал он бродяге, — и ты не должен возвращаться с пустыми руками. Пожалуйста, прими мою одежду в подарок».
Вор был сбит с толку. Он взял одежду и ушел.
Рёкан сидел голый и смотрел на луну. «Бедняга, — размышлял он, — хотел бы я подарить ему эту прекрасную луну».
В дороге не бойтесь потерять свои вещи. Материальные блага полезны, но меркнут по сравнению с истинными богатствами путешествия.
4. Ваш свет может погаснуть
Ученик Тэндай, философской школы буддизма, пришел в дзенскую обитель Гасана в качестве ученика. Когда через несколько лет он уезжал, Гасан предупредил его: «Умозрительное изучение истины полезно как способ сбора проповеднического материала. Но помните, что если вы не будете постоянно медитировать, свет истины может погаснуть».
Во время путешествия может возникнуть соблазн сосредоточиться только на том, что есть в вашем путеводителе и в Интернете. Это спекулятивное изучение полезно, но не заменит использование собственного осознания в качестве руководства.
5. Врата Рая
Солдат по имени Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил: «Действительно ли существуют рай и ад?»
«Кто ты?» — спросил Хакуин. — Я самурай, — ответил воин.
«Ты, солдат!» — воскликнул Хакуин. «Какой правитель хотел бы, чтобы вы были его охраной? Твое лицо похоже на лицо нищего. Нобусигэ так рассердился, что начал обнажать свой меч, но Хакуин продолжил: «Так у тебя есть меч! Ваше оружие, вероятно, слишком тупое, чтобы отрубить мне голову.
Когда Нобусигэ обнажил свой меч, Хакуин заметил: «Вот, откройте врата ада!» При этих словах самурай, заметив дисциплину мастера, вложил меч в ножны и поклонился.
«Вот откройте врата рая», — сказал Хакуин.
Разница между раем и адом часто зависит от точки зрения. Как вы решите воспринимать опыт вашего путешествия?
6. Убийство
Однажды Гасан наставлял своих приверженцев: «Правы те, кто выступает против убийства и желает сохранить жизнь всем сознательным существам. Это хорошо для защиты даже животных и насекомых.
А как быть с теми, кто убивает время, как с теми, кто уничтожает богатство, и с теми, кто разрушает политическую экономию? Мы не должны упускать их из виду. Кроме того, что насчет того, кто проповедует без просвещения? Он убивает буддизм».
Остерегайтесь попутчиков, которые говорят одно, а действуют иначе. Они могут ненароком убить поездку быстрее, чем вы думаете. Узнайте, как выполнить свой побег.
7. Драгоценный камень для ног дюймового времени
Лорд попросил Такуана, учителя дзэн, предложить, как он мог бы провести время. Он чувствовал, что его дни очень длинны, когда он посещает свой офис и сидит скованно, чтобы получить дань уважения другим.
Такуан написал восемь китайских иероглифов и дал их человеку:
Не дважды в этот день
Драгоценный камень в дюймовых шагах.
Этот день больше не наступит.
Каждая минута стоит бесценного камня.
Неважно, насколько неудобно ехать на автобусе, насколько ужасна еда в самолете или насколько провисла кровать, помните: этот момент больше не повторится.
8. Учимся молчать
Ученики школы Тендай изучали медитацию до того, как дзэн проник в Японию. Четверо из них, которые были близкими друзьями, пообещали друг другу соблюдать семь дней молчания.
В первый день все молчали. Их медитация началась благоприятно, но когда наступила ночь и масляные лампы померкли, один из учеников не мог не воскликнуть слуге: «Почини эти лампы».
Вторые ученики были удивлены, услышав разговор первого. «Мы не должны говорить ни слова», — заметил он. — Вы двое глупы. Почему ты говорил? — спросил третий.
«Я один не говорил», — заключил четвертый ученик.
Никогда не спешите осуждать других. Скорее всего, вы сами не идеальный путешественник.
9. Каменный разум
Хогэн, китайский учитель дзэн, жил один в небольшом загородном храме. Однажды явились четыре странствующих монаха и спросили, могут ли они развести костер во дворе, чтобы согреться.
Пока они разводили костер, Хоген услышал, как они спорили о субъективности и объективности. Он присоединился к ним и сказал: «Вот большой камень. Считаете ли вы, что это внутри или вне вашего ума?»
Один из монахов ответил: «С буддийской точки зрения все является объективацией ума, поэтому я бы сказал, что камень находится внутри моего разума».
— Должно быть, голова у тебя очень тяжелая, — заметил Хоген, — если ты носишь в уме такой камень.
Когда все цепляются за закон притяжения (Кто-нибудь знает секрет?), легко поверить, что реальность — это иллюзия, и что вы во всем разобрались.