ПРОЕКТЫ: | |
квартира 50 «Нехорошая квартира»: Булгаков о квартире № 50Михаил Афанасьевич приехал в Москву осенью 1921 г. «без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда». Одним из первых и самых животрепещущих вопросов стал «квартирный вопрос»:
«Самый переезд не составил для меня особенных затруднений, потому что багаж мой был совершенно компактен. Все мое имущество помещалось в ручном чемоданчике. Кроме того, на плечах у меня был бараний полушубок. Не стану описывать его. Не стану, чтобы не возбуждать в читателе чувство отвращения, которое и до сих пор терзает меня при воспоминании об этой лохматой дряни…
СМОТРИТЕ ЭЛЕКТРОННУЮ ВЫСТАВКУ«КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС» Увидеть полную версию выставки вы можете на сайте проекта Музейная Москва онлайн
Первым постоянным московским адресом, который оставил неизгладимый след в судьбе Булгакова, стала Большая Садовая улица д.10 кв. 50. Эта комната его сестры Надежды и ее супруга Андрея Земского для Булгакова была спасением. Именно так он отзывался о ней в письмах матери. И хотя Михаил Афанасьевич позволял себе иронически высказываться о своей «крыше»: «Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром» — это была настоящая крыша над головой, которую он, к слову сказать, в голодные 1920-е гг. считал наивысшей радостью.
«Домом 302-бис с нехорошей квартирой 50» назвал Михаил Афанасьевич дом на Большой Садовой в своем романе «Мастер и Маргарита»; «гнусной комнатой гнусного дома» называл М. Булгаков свое жилище в дневнике за 1923 г. В письме сестре Надежде Афанасьевне Булгаковой — Земской за 1921 г. сохранилось шутливое стихотворение о новом месте жительства, в котором лишь отчасти отражен советский коммунальный быт большой квартиры:
На Большой Садовой
ПОСЕТИТЕ САЙТ ПРОЕКТА «ДОМ 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ»
Быт в квартире № 50 пугал не только пьяными поющими за стеной соседями, но и неустройством быта: отсутствием отопления, нестабильным водоснабжением, несоблюдением чистоты в квартире и многим другим. Так, в письме к сестре Наде за 1922 г. Булгаков пишет: «Я бы описал тебе, как у меня в комнате в течение ночи под сочельник и в сочельник шел с потолка дождь» или «Топить перестали в марте. Все переплеты покрылись плесенью». 1921-1922 гг. были самым сложным периодом жизни Михаила Афанасьевича, как впрочем, большинства москвичей: отсутствие рабочих мест, маленькая плата на государственных службах, сворачивание предприятий, голод. В феврале 1922 г. Булгаков запишет в дневник:
«Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки….Обегал всю Москву — нет места… Валенки рассыпались».
Из переписки с матерью и сестрой за 1921-1922 г. видно, что проблемы были не только с валенками, но и одеждой, мебелью, кухонной утварью. Соседи М. Булгакова, скандальные, безработные люди, варившие самогон, становились прототипами героев его литературных произведений. Обратитесь к произведениям М.А. Булгакова, чтоб поближе познакомиться с жильцами «самой известной квартиры в Москве».
В рассказе «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» М.Булгаков описывает переломный момент в истории известнейшего московского доходного дома на Большой Садовой:
«Так было. Каждый вечер мышасто-серая пятиэтажная громада загоралась сто семьюдесятью окнами на асфальтированный двор с каменной девушкой у фонтана. На гигантском гладком полукруге у подъездов ежевечерне клокотали и содрогались машины, на кончиках оглоблей лихачей сияли фонарики-сударики. Ах, до чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит…
Дом, который Булгаков называл проклятым, появляется и в повести «Тайному другу»:
«В этот момент случилось что-то странное. В нижней квартире кто-то заиграл увертюру из «Фауста». Я был потрясен. Внизу было пианино, но давно уже никто на нем не играл. Мрачные звуки достигали ко мне. Я лежал на полу, почти уткнувшись лицом в стекло керосинки и смотрел на ад. Отчаяние мое было полным, я размышлял о своей ужасной жизни и знал, что сейчас она прервется наконец. В голове возникли образы: к отчаянному Фаусту пришел Дьявол, ко мне же не придет никто. Позорный страх смерти кольнул меня еще раз, но я его стал побеждать таким способом: я представил себе, что меня ждет в случае, если я не решусь. Прежде всего, я вызвал перед глазами наш грязный коридор, гнусную уборную, представил себе крик замученного Шурки. Это очень помогло, и я, оскалив зубы, приложил ствол к виску. Еще раз испуг вызвало во мне прикосновение к коже холодного ствола».
СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ МАКЕТА ДОМА 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ фото: Иван Пушкин
Герой вспоминает давно прошедшие времена, включая небольшой период времени проживания в коммунальной квартире:
«Проснулся, всхлипывая, и долго дрожал в темноте, пока не понял, что я в Москве, в моей постылой комнате, что это ночь бормочет кругом, что это 23-й год.
Соседкой была реальная женщина, Анна Горячева, о которой Т.Н. Лаппа вспоминает как о «скандальной бабе». Сам М.А. Булгаков делает Горячеву героиней своих рассказов «Самогонное озеро», «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и «Театрального романа», «Мастера и Маргариты». О ней он пишет много, Аннушка (она же бабка Павловна, Аннушка Пыляева, Аннушка) становится символом страшного коммунального быта и скандалов, которые случаются там, где появляется она. Оттого и носит Аннушка прозвище «Чума».
СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ «КОМНАТА БУЛГАКОВА» фото: Маргарита Басалаева
В рассказе «Самогонное озеро» описан быт той самой квартиры № 50, в которую писатель позднее поселит Воланда со всей его свитой:
«В десять часов вечера под светлое воскресенье утих наш проклятый коридор. В блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла. Решил это я потому, что из комнаты Павловны не доносилось криков истязуемого ее сына Шурки.
Своего жилища М. А. Булгаков, конечно, стыдился, но вплоть до 1924 г. у него не было возможности переехать в другую комнату или другой дом. Как правило, в гости в «проклятую» квартиру знакомых не приглашал: «Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки». При этом в общей кухне шипели примусы, по коридору, в котором всегда туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры доносились пьяные голоса… Воспоминания тяжелые.
СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ «КУХНЯ» фото: Иван Пушкин
Но несмотря на нестерпимо бедственное положение, когда на писательском столе стояла дешевенькая чернильница и пачка старых, а не свежих газет, когда ночью болели бока от ржавых пружин, когда приходилось вычитывать письма безграмотных рабкоров до утра, квартира № 50 все-таки стала местом написания первого большого романа о родном городе, теплом доме и страшных годах Гражданской войны. Именно «нехорошая» квартира стала писательской лабораторией, где рождалась «Белая гвардия»:
«Дом спал. Я глянул в окно. Ни одно в пяти этажах не светилось, я понял, что это не дом, а многоярусный корабль, который летит под неподвижным черным небом. Меня развеселила мысль о движении.
Булгаков стал по-писательски упорен и благодаря этому из под пера стали выходить не только рассказы для газет и журналов, но и большие работы: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Записки на манжетах» — принесшие известность и признание писательского таланта М.А. Булгакову. |
Музей Булгакова («Нехорошая квартира») в Москве
Музей Булгакова («Нехорошая квартира») в Москве
- mix» data-ping-position=»1″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/place/attraktsion-roof-top/?erid=Pb3XmBtzsyzdu1DYRRUcbHbftdLRJ2xFpVzNc24″ data-item-url=»https://kudago.com/msk/place/attraktsion-roof-top/» data-featured-path=»/msk/attractions/»>
39
27085
mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/event/obuchenie-zolotyie-mozgi/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/event/obuchenie-zolotyie-mozgi/» data-featured-path=»/msk/attractions/»>
4
3068
mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/place/fotomesto-high-port-354/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/place/fotomesto-high-port-354/» data-featured-path=»/msk/attractions/»>
217
62959
Фото:
camps.inlearno.ru
Фото:
shagau.ru
Фото:
likiland.ru
Фото:
обзормосквы. рф
Фото:
dom10.bulgakovmuseum.ru
Фото:
redigo.ru
В наше время «Нехорошая квартира» работает как музей Булгакова. Это бывшая коммуналка с длинным коридором и комнатами по обе стороны, каждая из которых уникальна. «Первый московский кабинет», «Синий кабинет», «Редакция», «Кухня» — всё это экспозиции, отражающие быт Булгакова в годы его проживания на Большой Садовой. Рабочее место писателя — стол с лампой, над которым нависает книжная полка со сфинксами, поддерживающими её снизу. Множество книг сразу бросается в глаза, к ним Михаил Афанасьевич питал необыкновенную страсть.
«Синий кабинет» стал воплощением давней мечты Булгакова — он всегда мечтал иметь комнату с синими стенами. Для него это было идеальным местом для работы, а потому именно здесь появились самые известные произведения писателя. Особенно выделяется большой секретер из красного дерева, расположенный в углу комнаты, за которым рождалась рукопись «Мастера и Маргариты».
Кухня полностью отражает быт той эпохи: ёмкости с керосином, примусы, кастрюли и прочие предметы обихода. А если учесть, что эта площадь была общей, то всё становится на свои места — здесь можно найти всё, что угодно.
В подъезде Булгаковской квартиры посетители оставляют рисунки, надписи и пожелания: стены пестрят ими на всех этажах. Считается, что каждое пожелание, написанное здесь, будет исполнено. Часто сюда заходят молодожёны и все, кто мечтает обрести свою вторую половину.
Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Джаз, средневековая и классическая музыка на органе.
Смотреть расписание
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Расположение
Адрес Музея Булгакова
ул. Большая Садовая, д. 10, (проход через арку), кв. 50
Ближайшее метро
Маяковская, Пушкинская, Тверская, Чеховская
Дополнительная информация
- необычные дома
Расписание работы
вт, ср, пт–вс 12:00–19:00
чт 14:00–21:00
Телефон
Показать телефон
+7 (495) 699-53-66
Пожалуйста, скажите владельцам места, что нашли его на KudaGo
Сайт
www. bulgakovmuseum.ru
Возрастное ограничение
12+
Тип достопримечательности
2
31 | от 0 до 300 |
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной
персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Государственный музей М.А. Булгакова «Плохая квартира» (по «Мастеру и Маргарите»)
Если вы поклонник творчества Михаила Афанасьевича, то вам будет интересно побывать на Большой Садовой, дом № 50, шестая лестница, четвертый этаж. Именно здесь сто лет назад жил и работал великий писатель. А теперь в его просторной квартире есть дом-музей и каждый сможет поближе познакомиться с особенностями быта, привычками и характером Булгакова.
Где находится: Большая Садовая, д. 10, кв. 50, ст. Станции метро Маяковская, Пушкинская, Тверская
Время работы: пятница-воскресенье — 12.00-19.00, вторник-среда — 12-19.00, четверг — 12.00-21.00, понедельник выходной
Стоимость билета — 300 рублей на все
Предполагается, что именно эта квартира стала прообразом монастыря Степы Лиходеева, здесь и развернулись основные события романа. Уже по пути к пресловутому дому под номером 50 гостей встречал памятник во дворе, сразу за аркой. Скульптура изображает долговязого Коровьева и толстого бегемота, сжимающего в лапах примус. Поднимаясь по лестнице на четвертый этаж, посетители могут полюбоваться творчеством поклонников культового романа: стены украшены изображениями Маргариты на метле, Бегемота, пытающегося прорваться в трамвай, и ярчайшими цитатами из роман.
Сама экспозиция музея представляет собой типичный интерьер московской квартиры начала ХХ века: общая кухня из коммуналки, длинный коридор со скрипучим паркетом и шпалерами у стен, спальня и личный кабинет Михаила Булгакова, где сохранились его личные вещи.
Создателям музея удалось очень точно передать необходимую атмосферу и дух нетленного произведения Булгакова. Например, на столе в одной из комнат стоит допотопный телефон, по которому, очевидно, с похмелья звонили Стапе Лиходееву в эстрадный театр. И вот забытая прямо на стуле бутылка с остатками коньяка… Атмосфера «плохой квартиры» завораживает и затягивает, идя по коридору и комнатам, кажется, что кошка вот-вот мяукает и снуют из спальни на кухню, раздастся дребезжащий хохот одноглазого Коровьева и звонкий голос Воланда, приглашающий на дегустацию вин, а заодно и на сатанинский полуночный бал.
Ах да, и самое главное — в квартире и сегодня есть постоянный житель. Этот внушительный черный кот встречает посетителей надменным взглядом и высоко поднятым хвостом. Он не даст себя погладить, но будет сопровождать на протяжении всей экскурсии.
Кстати, после посещения «Дурной квартиры» предстоит прогулка на Патриаршие пруды. Там, на берегу, в тени лип, вы найдете забавный дорожный знак: «С незнакомыми людьми разговаривать запрещено!». На обведенном и перечеркнутом красным треугольнике изображены узнаваемые силуэты трех главных героев романа — волшебника Воланда, его помощника Коровьева и кота Бегемота. История умалчивает о том, кто стал создателем этого предупредительного знака и установил его на Патриарших. Но он есть, он заставляет людей улыбаться, и городские власти просто не решаются его убрать.
24.05.2019
4
Новости по теме
Квартиры
Дом Михаила Булгакова, Москва | Культура России в достопримечательностях
Архитектура разная, мемориальные доски писателям, памятники писателям, дома писателей
russianmonuments Оставить комментарий
Неприятно это говорить, но память Михаила Булгакова не была благосклонна к тому вниманию, которое уделялось дому, в котором он жил на Большой Садовой улице, 10 с 1921 по 1924 г. Он отмечен двумя табличками, одна мастерская с указанием лет проживания писателя и информацией о том, что здание находится на содержании государства, другая более декоративная, добавляющая информацию о том, Действие романа «Мастер и Маргарита » происходит в этом здании. Эта последняя табличка, как вы можете видеть ниже, скорее подвергается нападкам из-за знаков, которыми современный мир нагромождает многие городские жилища. Даже довольно внушительная вывеска балкона второго этажа, объявляющая о местоположении «Дом Булгакова», теряется в визуальном хаосе этого места.
Не так уж и плохо, скажете вы. Именно так и происходит в современном мире. И вы будете во многом правы. Я бы не спорил. Но мне почему-то кажется, что Булгаков играет здесь вторую скрипку, как бы он ни был популярен. Избыток информации упирается в недостаток воздействия. Но это ничто по сравнению с тем, что поражает, когда входишь во двор дома, где находился вход в квартиру Булгакова.
Здесь здание с двумя музеями и театром облеплено всякой всячиной – скульптурами, барельефами, картинами, плакатами, шатрами и прочим. Как минимум одну статую — помощников Воланда Фагота и Бегемота — поставили у входа в один из музеев. Эта работа скульптора Александра Рукавишникова изначально планировалась как часть большого ансамбля скульптур, который должен был быть возведен в середине 2000-х годов на Патриарших прудах и вокруг них — еще одной части города, тесно связанной с сюжетом Мастер и Маргарита . (Многие из них вы можете увидеть здесь.) Хотя все (или почти все) статуи были созданы, ни одна из них так и не была установлена в предполагаемом месте. Я думаю, это был своего рода утешительный приз, что Фаготу и Бегемоту дали дом в доме № 10. Если вы присмотритесь, то увидите, что они стоят в непосредственной близости от мусорного бака, хотя, ближе, вы увидите, что многие посетители, жаждущие конфет и сигарет, просто засовывают свои макулатуры в примус, который держит Бегемот. Люди фотографируются с дуэтом, как будто им все равно, и вся атмосфера места напоминает мне дешевый аттракцион в захудалом, полузабытом городке. Чуть глубже во двор вход в музей №2, так называемая «плохая квартира» с Мастер и Маргарита — то есть квартира № 50, в которой фактически жил Булгаков. Я не знаю, люди. De gustibus non est disputandem. Великая истина этого доказана, если взглянуть на один из многих веб-сайтов, посвященных этому конгломерату музеев, статуй и тому подобного. Вот, например, лишь некоторые комментарии на странице журнала «Афиша» или Marquee, посвященной этому месту:
«Дом Булгакова для меня особое место! Я была там однажды и всю ночь говорила о Михаиле Булгакове…», — пишет Светлана Мигович.
«Я думаю, что это было сделано очень хорошо, и дух [места] хорошо создан…», — пишет Айгуль Х.
«Музей может и замечательный, но грубость парня у двери меня поразила…», — пишет Екатерина Архарова.
Ну, никто не идеален. Что касается меня, то минут через 10, заставляя себя фотографировать, я выбежал туда, как будто кто-то высосал из помещения весь воздух.