Нехорошая квартира булгакова в москве: Булгаков о квартире № 50 – Музей Михаила Булгакова

Булгаков о квартире № 50 – Музей Михаила Булгакова

ПРОЕКТЫ:

квартира 50

«Нехорошая квартира»: Булгаков о квартире № 50

Михаил Афанасьевич приехал в Москву осенью 1921 г. «без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда».

Одним из первых и самых животрепещущих вопросов стал «квартирный вопрос»:

 

«Самый переезд не составил для меня особенных затруднений, потому что багаж мой был совершенно компактен. Все мое имущество помещалось в ручном чемоданчике. Кроме того, на плечах у меня был бараний полушубок. Не стану описывать его. Не стану, чтобы не возбуждать в читателе чувство отвращения, которое и до сих пор терзает меня при воспоминании об этой лохматой дряни…
И вот тут в безобразнейшей наготе предо мной встал вопрос… о комнате. Человеку нужна комната. Без комнаты человек не может жить. Мой полушубок заменял мне пальто, одеяло, скатерть и постель. Но он не мог заменить комнаты, так же как и чемоданчик. Чемоданчик был слишком мал. Кроме того, его нельзя было отапливать. И, кроме того, мне казалось неприличным, чтобы служащий человек жил в чемодане».

 

СМОТРИТЕ ЭЛЕКТРОННУЮ ВЫСТАВКУ«КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС»

Увидеть полную версию выставки вы можете на сайте проекта Музейная Москва онлайн

 

Первым постоянным московским адресом, который оставил неизгладимый след в судьбе Булгакова, стала Большая Садовая улица д.10 кв. 50. Эта комната его сестры Надежды и ее супруга Андрея Земского для Булгакова была спасением. Именно так он отзывался о ней в письмах матери. И хотя Михаил Афанасьевич позволял себе иронически высказываться о своей «крыше»: «Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром» — это была настоящая крыша над головой, которую он, к слову сказать, в голодные 1920-е гг. считал наивысшей радостью.

 

«Домом 302-бис с нехорошей квартирой 50» назвал Михаил Афанасьевич дом на Большой Садовой в своем романе «Мастер и Маргарита»; «гнусной комнатой гнусного дома» называл М. Булгаков свое жилище в дневнике за 1923 г. В письме сестре Надежде Афанасьевне Булгаковой — Земской за 1921 г. сохранилось шутливое стихотворение о новом месте жительства, в котором лишь отчасти отражен советский коммунальный быт большой квартиры:

 

На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
атом.
Жаль, некоторых удобств нет
Например – испорчен ватерклозет.
С умывальником тоже беда:
Днем он сухой, а ночью из него на пол
течет вода.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того
ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней
горит подряд,
И пролетариат очень рад.
За левой стеной женский голос
выводит: „бедная чайка…“
А за правой играют на балалайке.

 

ПОСЕТИТЕ САЙТ ПРОЕКТА «ДОМ 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ»

 

Быт в квартире № 50 пугал не только пьяными поющими за стеной соседями, но и неустройством быта: отсутствием отопления, нестабильным водоснабжением, несоблюдением чистоты в квартире и многим другим. Так, в письме к сестре Наде за 1922 г. Булгаков пишет: «Я бы описал тебе, как у меня в комнате в течение ночи под сочельник и в сочельник шел с потолка дождь» или «Топить перестали в марте. Все переплеты покрылись плесенью». 1921-1922 гг. были самым сложным периодом жизни Михаила Афанасьевича, как впрочем, большинства москвичей: отсутствие рабочих мест, маленькая плата на государственных службах, сворачивание предприятий, голод. В феврале 1922 г. Булгаков запишет в дневник:

 

«Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки….Обегал всю Москву — нет места… Валенки рассыпались».

 

Из переписки с матерью и сестрой за 1921-1922 г. видно, что проблемы были не только с валенками, но и одеждой, мебелью, кухонной утварью. Соседи М. Булгакова, скандальные, безработные люди, варившие самогон, становились прототипами героев его литературных произведений. Обратитесь к произведениям М.А. Булгакова, чтоб поближе познакомиться с жильцами «самой известной квартиры в Москве».

 

В рассказе «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» М.Булгаков описывает переломный момент в истории известнейшего московского доходного дома на Большой Садовой:

 

«Так было. Каждый вечер мышасто-серая пятиэтажная громада загоралась сто семьюдесятью окнами на асфальтированный двор с каменной девушкой у фонтана. На гигантском гладком полукруге у подъездов ежевечерне клокотали и содрогались машины, на кончиках оглоблей лихачей сияли фонарики-сударики. Ах, до чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит…
Четыре лифта ходили беззвучно вверх и вниз. Утром и вечером, словно по волшебству, серые гармонии труб во всех 75 квартирах наливались теплом. В кронштейнах на площадках горели лампы… В недрах квартир белые ванны, в важных полутемных передних тусклый блеск телефонных аппаратов… Ковры… В кабинетах беззвучно-торжественно. Массивные кожаные кресла. И до самых верхних площадок жили крупные массивные люди. Директор банка, умница, государственный человек с лицом Сен-Бри из „Гугенотов“, золотистые выкормленные женщины, всемирный феноменальный бассолист, еще генерал, еще… И мелочь: присяжные поверенные в визитках, доктора по абортам…
Большое было время…
И ничего не стало. Вот тогда у ворот, рядом с фонарем (огненный „No 13“), прилипла белая таблица и странная надпись на ней: „Рабкоммуна“. Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами. Поперек гостиных протянулись веревки, а на них сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днем, и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак.
В нем спотыкались тени с узлом и тоскливо вскрикивали:
— Мань, а Ма-ань! Где ж ты? Черт те возьми!»

 

Дом, который Булгаков называл проклятым, появляется и в повести «Тайному другу»:

 

«В этот момент случилось что-то странное. В нижней квартире кто-то заиграл увертюру из «Фауста». Я был потрясен. Внизу было пианино, но давно уже никто на нем не играл. Мрачные звуки достигали ко мне. Я лежал на полу, почти уткнувшись лицом в стекло керосинки и смотрел на ад. Отчаяние мое было полным, я размышлял о своей ужасной жизни и знал, что сейчас она прервется наконец.

В голове возникли образы: к отчаянному Фаусту пришел Дьявол, ко мне же не придет никто. Позорный страх смерти кольнул меня еще раз, но я его стал побеждать таким способом: я представил себе, что меня ждет в случае, если я не решусь. Прежде всего, я вызвал перед глазами наш грязный коридор, гнусную уборную, представил себе крик замученного Шурки. Это очень помогло, и я, оскалив зубы, приложил ствол к виску. Еще раз испуг вызвало во мне прикосновение к коже холодного ствола».

 

СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ МАКЕТА ДОМА 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ

фото: Иван Пушкин

 

Герой вспоминает давно прошедшие времена, включая небольшой период времени проживания в коммунальной квартире:

 

«Проснулся, всхлипывая, и долго дрожал в темноте, пока не понял, что я в Москве, в моей постылой комнате, что это ночь бормочет кругом, что это 23-й год.
Хромая, еле ступая на больную ногу, я дотащился к лампе и зажег ее. Она осветила скудность и бледность моей жизни».
Здесь же писатель приводит один из своих постоянно повторяемых диалогов с соседкой: «Каждую ночь в час я садился к столу и писал часов до трех-четырех. Дело шло легко ночью. Утром произошло объяснение с бабкой
Семеновной.
— Вы что же это. Опять у вас ночью светик горел?
— Так точно, горел.
— Знаете ли, электричество по ночам жечь не полагается.
— Именно для ночей оно и предназначено.
— Счетчик-то общий. Всем накладно.
— У меня темно от пяти до двенадцати вечера.
— Неизвестно тоже, чем это люди по ночам занимаются. Теперь не царский режим.
— Я печатаю червонцы.
— Как?
— Червонцы печатаю фальшивые.
— Вы не смейтесь, у нас домком есть для причесанных дворян. Их можно туда поселить, где интеллигенция, нам рабочим, эти писания не надобны.
— Бабка, продающая тянучки на Смоленском, скорее частный торговец, чем рабочий.
— Вы не касайтесь тянучек, мы в особняках не жили. Надо будет на выселение вас подать.
— Кстати, о выселении. Если вы, Семеновна, еще раз начнете бить по голове Шурку и я услышу крик истязуемого ребенка, я подам на вас жалобу в народный суд, и вы будете сидеть месяца три, но мечта моя посадить вас на больший срок.
Для того, чтобы писать по ночам, нужно иметь возможность существовать днем. Как я существовал в течение времени с 1921 г. по 1923 г., я Вам писать не стану. Во-первых, Вы не поверите, во-вторых, это к делу не относится. Но к 1923 году я возможность жить уже добыл».

 

Соседкой была реальная женщина, Анна Горячева, о которой Т.Н. Лаппа вспоминает как о «скандальной бабе». Сам М.А. Булгаков делает Горячеву героиней своих рассказов «Самогонное озеро», «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и «Театрального романа», «Мастера и Маргариты». О ней он пишет много, Аннушка (она же бабка Павловна, Аннушка Пыляева, Аннушка) становится символом страшного коммунального быта и скандалов, которые случаются там, где появляется она. Оттого и носит Аннушка прозвище «Чума».

 

СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ «КОМНАТА БУЛГАКОВА»

фото: Маргарита Басалаева

 

В рассказе «Самогонное озеро» описан быт той самой квартиры № 50, в которую писатель позднее поселит Воланда со всей его свитой:

 

«В десять часов вечера под светлое воскресенье утих наш проклятый коридор. В блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла. Решил это я потому, что из комнаты Павловны не доносилось криков истязуемого ее сына Шурки.
…И в десять с четвертью вечера в коридоре трижды пропел петух.
Петух — ничего особенного. Ведь жил же у Павловны полгода поросенок в комнате. Вообще Москва не Берлин, это раз, а во-вторых, человека, живущего полтора года в коридоре No 50, не удивишь ничем.
Случай был экстраординарный, как хотите, и лишь поэтому он кончился для меня благополучно. Квартхоз не говорил мне, что я, если мне не нравится эта квартира, могу подыскать себе особняк. Павловна не говорила, что я жгу лампочку до пяти часов, занимаясь „неизвестно какими делами“, и что я вообще совершенно напрасно затесался туда, где проживает она. Шурку она имеет право бить, потому это ее Шурка. И пусть я заведу себе „своих Шурок“ и ем их с кашей. — „Я, Павловна, если вы еще раз ударите Шурку по голове, подам на вас в суд и вы будете сидеть год за истязание ребенка“, — помогало плохо. Павловна грозилась, что она подаст „заявку“ в правление, чтобы меня выселили: „Ежели кому не нравится, пусть идет туда, где образованные“. Словом, на сей раз ничего не было. В гробовом молчании разошлись все обитатели самой знаменитой квартиры в Москве».

 

Своего жилища М. А. Булгаков, конечно, стыдился, но вплоть до 1924 г. у него не было возможности переехать в другую комнату или другой дом. Как правило, в гости в «проклятую» квартиру знакомых не приглашал: «Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки». При этом в общей кухне шипели примусы, по коридору, в котором всегда туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры доносились пьяные голоса… Воспоминания тяжелые.

 

СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ «КУХНЯ»

фото: Иван Пушкин

 

Но несмотря на нестерпимо бедственное положение, когда на писательском столе стояла дешевенькая чернильница и пачка старых, а не свежих газет, когда ночью болели бока от ржавых пружин, когда приходилось вычитывать письма безграмотных рабкоров до утра, квартира № 50 все-таки стала местом написания первого большого романа о родном городе, теплом доме и страшных годах Гражданской войны. Именно «нехорошая» квартира стала писательской лабораторией, где рождалась «Белая гвардия»:

 

«Дом спал. Я глянул в окно. Ни одно в пяти этажах не светилось, я понял, что это не дом, а многоярусный корабль, который летит под неподвижным черным небом. Меня развеселила мысль о движении.
Так я начал писать роман. Я описал сонную вьюгу. Постарался изобразить, как поблескивает под лампой с абажуром бок рояля. Это не вышло у меня. Но я стал упорен».

 

Булгаков стал по-писательски упорен и благодаря этому из под пера стали выходить не только рассказы для газет и журналов, но и большие работы: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Записки на манжетах» — принесшие известность и признание писательского таланта М.А. Булгакову.

Музей Булгакова («Нехорошая квартира») в Москве

Музей Булгакова («Нехорошая квартира») в Москве







  • mix» data-ping-position=»1″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/place/attraktsion-roof-top/?erid=Pb3XmBtzsyzdu1DYRRUcbHbftdLRJ2xFpVzNc24″ data-item-url=»https://kudago.com/msk/place/attraktsion-roof-top/» data-featured-path=»/msk/attractions/»>

    39

    27085

  • mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/event/obuchenie-zolotyie-mozgi/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/event/obuchenie-zolotyie-mozgi/» data-featured-path=»/msk/attractions/»>

    4

    3068

  • mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/place/fotomesto-high-port-354/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/place/fotomesto-high-port-354/» data-featured-path=»/msk/attractions/»>

    217

    62959

Фото:

camps.inlearno.ru

Фото:

shagau.ru

Фото:

likiland.ru

Фото:

обзормосквы. рф

Фото:

dom10.bulgakovmuseum.ru

Фото:

redigo.ru

В наше время «Нехорошая квартира» работает как музей Булгакова. Это бывшая коммуналка с длинным коридором и комнатами по обе стороны, каждая из которых уникальна. «Первый московский кабинет», «Синий кабинет», «Редакция», «Кухня» — всё это экспозиции, отражающие быт Булгакова в годы его проживания на Большой Садовой. Рабочее место писателя — стол с лампой, над которым нависает книжная полка со сфинксами, поддерживающими её снизу. Множество книг сразу бросается в глаза, к ним Михаил Афанасьевич питал необыкновенную страсть.

«Синий кабинет» стал воплощением давней мечты Булгакова — он всегда мечтал иметь комнату с синими стенами. Для него это было идеальным местом для работы, а потому именно здесь появились самые известные произведения писателя. Особенно выделяется большой секретер из красного дерева, расположенный в углу комнаты, за которым рождалась рукопись «Мастера и Маргариты».

Кухня полностью отражает быт той эпохи: ёмкости с керосином, примусы, кастрюли и прочие предметы обихода. А если учесть, что эта площадь была общей, то всё становится на свои места — здесь можно найти всё, что угодно.

В подъезде Булгаковской квартиры посетители оставляют рисунки, надписи и пожелания: стены пестрят ими на всех этажах. Считается, что каждое пожелание, написанное здесь, будет исполнено. Часто сюда заходят молодожёны и все, кто мечтает обрести свою вторую половину.

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+

Джаз, средневековая и классическая музыка на органе.

Смотреть расписание

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Расположение

Адрес Музея Булгакова

ул. Большая Садовая, д. 10, (проход через арку), кв. 50

Ближайшее метро

Маяковская, Пушкинская, Тверская, Чеховская

Дополнительная информация

Расписание работы

вт, ср, пт–вс 12:00–19:00

чт 14:00–21:00

Телефон

Показать телефон

+7 (495) 699-53-66

Пожалуйста, скажите владельцам места, что нашли его на KudaGo

Сайт

www. bulgakovmuseum.ru

Возрастное ограничение

12+

Тип достопримечательности

  • необычные дома

2
января

31
декабря

от 0 до 300

Выберите рассылку:

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной
персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.

Государственный музей М.А. Булгакова «Плохая квартира» (по «Мастеру и Маргарите»)

Если вы поклонник творчества Михаила Афанасьевича, то вам будет интересно побывать на Большой Садовой, дом № 50, шестая лестница, четвертый этаж. Именно здесь сто лет назад жил и работал великий писатель. А теперь в его просторной квартире есть дом-музей и каждый сможет поближе познакомиться с особенностями быта, привычками и характером Булгакова.

Где находится: Большая Садовая, д. 10, кв. 50, ст. Станции метро Маяковская, Пушкинская, Тверская

Время работы: пятница-воскресенье — 12.00-19.00, вторник-среда — 12-19.00, четверг — 12.00-21.00, понедельник выходной

Стоимость билета — 300 рублей на все

Предполагается, что именно эта квартира стала прообразом монастыря Степы Лиходеева, здесь и развернулись основные события романа. Уже по пути к пресловутому дому под номером 50 гостей встречал памятник во дворе, сразу за аркой. Скульптура изображает долговязого Коровьева и толстого бегемота, сжимающего в лапах примус. Поднимаясь по лестнице на четвертый этаж, посетители могут полюбоваться творчеством поклонников культового романа: стены украшены изображениями Маргариты на метле, Бегемота, пытающегося прорваться в трамвай, и ярчайшими цитатами из роман.

Сама экспозиция музея представляет собой типичный интерьер московской квартиры начала ХХ века: общая кухня из коммуналки, длинный коридор со скрипучим паркетом и шпалерами у стен, спальня и личный кабинет Михаила Булгакова, где сохранились его личные вещи.

Создателям музея удалось очень точно передать необходимую атмосферу и дух нетленного произведения Булгакова. Например, на столе в одной из комнат стоит допотопный телефон, по которому, очевидно, с похмелья звонили Стапе Лиходееву в эстрадный театр. И вот забытая прямо на стуле бутылка с остатками коньяка… Атмосфера «плохой квартиры» завораживает и затягивает, идя по коридору и комнатам, кажется, что кошка вот-вот мяукает и снуют из спальни на кухню, раздастся дребезжащий хохот одноглазого Коровьева и звонкий голос Воланда, приглашающий на дегустацию вин, а заодно и на сатанинский полуночный бал.

Ах да, и самое главное — в квартире и сегодня есть постоянный житель. Этот внушительный черный кот встречает посетителей надменным взглядом и высоко поднятым хвостом. Он не даст себя погладить, но будет сопровождать на протяжении всей экскурсии.

Кстати, после посещения «Дурной квартиры» предстоит прогулка на Патриаршие пруды. Там, на берегу, в тени лип, вы найдете забавный дорожный знак: «С незнакомыми людьми разговаривать запрещено!». На обведенном и перечеркнутом красным треугольнике изображены узнаваемые силуэты трех главных героев романа — волшебника Воланда, его помощника Коровьева и кота Бегемота. История умалчивает о том, кто стал создателем этого предупредительного знака и установил его на Патриарших. Но он есть, он заставляет людей улыбаться, и городские власти просто не решаются его убрать.

24.05.2019

4

Новости по теме

Квартиры

Дом Михаила Булгакова, Москва | Культура России в достопримечательностях

Архитектура разная, мемориальные доски писателям, памятники писателям, дома писателей

russianmonuments Оставить комментарий

Неприятно это говорить, но память Михаила Булгакова не была благосклонна к тому вниманию, которое уделялось дому, в котором он жил на Большой Садовой улице, 10 с 1921 по 1924 г. Он отмечен двумя табличками, одна мастерская с указанием лет проживания писателя и информацией о том, что здание находится на содержании государства, другая более декоративная, добавляющая информацию о том, Действие романа «Мастер и Маргарита » происходит в этом здании. Эта последняя табличка, как вы можете видеть ниже, скорее подвергается нападкам из-за знаков, которыми современный мир нагромождает многие городские жилища. Даже довольно внушительная вывеска балкона второго этажа, объявляющая о местоположении «Дом Булгакова», теряется в визуальном хаосе этого места.
Не так уж и плохо, скажете вы. Именно так и происходит в современном мире. И вы будете во многом правы. Я бы не спорил. Но мне почему-то кажется, что Булгаков играет здесь вторую скрипку, как бы он ни был популярен. Избыток информации упирается в недостаток воздействия. Но это ничто по сравнению с тем, что поражает, когда входишь во двор дома, где находился вход в квартиру Булгакова.

Здесь здание с двумя музеями и театром облеплено всякой всячиной – скульптурами, барельефами, картинами, плакатами, шатрами и прочим. Как минимум одну статую — помощников Воланда Фагота и Бегемота — поставили у входа в один из музеев. Эта работа скульптора Александра Рукавишникова изначально планировалась как часть большого ансамбля скульптур, который должен был быть возведен в середине 2000-х годов на Патриарших прудах и вокруг них — еще одной части города, тесно связанной с сюжетом Мастер и Маргарита . (Многие из них вы можете увидеть здесь.) Хотя все (или почти все) статуи были созданы, ни одна из них так и не была установлена ​​в предполагаемом месте. Я думаю, это был своего рода утешительный приз, что Фаготу и Бегемоту дали дом в доме № 10. Если вы присмотритесь, то увидите, что они стоят в непосредственной близости от мусорного бака, хотя, ближе, вы увидите, что многие посетители, жаждущие конфет и сигарет, просто засовывают свои макулатуры в примус, который держит Бегемот. Люди фотографируются с дуэтом, как будто им все равно, и вся атмосфера места напоминает мне дешевый аттракцион в захудалом, полузабытом городке. Чуть глубже во двор вход в музей №2, так называемая «плохая квартира» с Мастер и Маргарита — то есть квартира № 50, в которой фактически жил Булгаков. Я не знаю, люди. De gustibus non est disputandem. Великая истина этого доказана, если взглянуть на один из многих веб-сайтов, посвященных этому конгломерату музеев, статуй и тому подобного. Вот, например, лишь некоторые комментарии на странице журнала «Афиша» или Marquee, посвященной этому месту:
«Дом Булгакова для меня особое место! Я была там однажды и всю ночь говорила о Михаиле Булгакове…», — пишет Светлана Мигович.
«Я думаю, что это было сделано очень хорошо, и дух [места] хорошо создан…», — пишет Айгуль Х.
«Музей может и замечательный, но грубость парня у двери меня поразила…», — пишет Екатерина Архарова.
Ну, никто не идеален. Что касается меня, то минут через 10, заставляя себя фотографировать, я выбежал туда, как будто кто-то высосал из помещения весь воздух.