Содержание
Свято-Данилов монастырь
Свято – Данилов монастырь был построен в 18 веке. Святыня расположена на пересечении Даниловского Вала и Большой Тульской улицы. В исторических документах не содержится информации о дате зарождения. О прошлом можно судить только по церковным преданиям, которые сохранились до нашего времени. Если верить одному из них, то обитель была построена в 1282 году. Деньги на строительство были пожертвованы сыном Александра Невского – Даниилом. Святыня была посвящена небесному защитнику князю Даниилу Столпнику.
Как известно, в 1303 г. князь стал монахом. Позже его похоронили в своем монастыре. В стенах обители длительное время существовала архимандрия. С течением времени Московское княжество укреплялось. Вскоре сын Даниила Иоанн I Калита начал думать о строительстве рядом с княжеством духовного центра. В связи с этим, обитель была переведена в Московский Кремль.
Когда братии и настоятели покинули территорию, монастырь на протяжении длительного времени находился без присмотра. А к 15 веку от святыни осталось маленькое село и старая деревянная церковь.
Как добраться
Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.
Поехать из Йошкар-Олы
Поехать из Чебоксар
Поехать из Казани
Обитель построили на правом побережье реки Москва. Это примерно 4,5 км от московского Кремля. Монастырский комплекс построен на Даниловском Валу. Удобно перемещаться на метро. Остановка для выхода – станция «Тульская». Также вблизи обители ходят трамваи под номерами 35, 38, 3. Можно воспользоваться маршруткой № 3.
Коротко об истории
Первые исторические записи можно увидеть только в 1560 году. Благодаря царю Иоанну IV Грозному, монастырская жизнь начала возрождаться. Спустя год, на месте кладбища возвели красивый монастырский храм. Когда войска крымского хана Казы-Гирея стали максимально близко подходить к границам города, появился военный лагерь. Именно здесь располагались столичные вооруженные силы.
На следующем этапе наступили Смутные времена. Царь Василий Шуйский организовал возле монастыря поле битвы. В роли руководителей военных от рядов выступали Иван Болотников и Филипп Пашков.
Свято — Данилов монастырь всегда отличался не многолюдностью. К 18 столетию на территории проживало около 30 иноков. Количество монахов не превышало 17. По историческим данным во владении обители находилось 178 десятин, каменный двор и несколько домов.
Монахи занимались благотворительностью. Они оказывали помощь больным и немощным. В 1805 году здесь начала свою деятельность богадельня. В ней проживали престарелые женщины. Через 50 лет здесь появился приют. Проживали священники преклонного возраста.
В 1918 году пришла официальная власть и монастырь закрыли. Однако монашеская жизнь продолжала существовать. Здесь жили епископы, архиереи, спасавшиеся от арестов. В 1929 год – это время переломных изменений. Издали постановление о ликвидации монастыря. Все иноки были выгнаны на улицу, а колокольню разгромили. Колокола не успели переплавить. Этому посодействовал американский бизнесмен Чарльз Ричард Крейн. Ценны элемент длительное время хранился в Гарвардском университете. Он вернулся на Родину только в 2007 году.
В 1930-х начался процесс, направленный на ликвидацию монастырского кладбища. Прах известных личностей был перенесен на Новодевичий некрополь. К ним относятся писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М Языков, историк Д.А. Валуев и другие. Останки художника В.Г. Петрова захоронили на территории Донской обители. Остальные погребения ждала безжалостная участь.
На освобожденной территории организовали приемник-распределитель. Здесь жили дети репрессированных, которых называли «враги народа». Условия характеризовались низким уровнем. По этой причине дети часто страдали от различных заболеваний. Те, кто не смог справиться с недугом, был похоронен прямо под монастырскими стенами. С 1988 года сегодня на месте монастырского кладбища монтирована часовня для поминальных служб.
Территория вернулась монастырю только в 1983 году. На ее месте создали резиденцию Московского Патриарха. Средства на восстановление были созданы благодаря усилиям московских приходов. Восстановительные мероприятия растянулись на несколько лет.
Достопримечательности и постройки на территории
Сегодня территория является ухоженной и облагороженной. Но некоторые виды реставрационных работ продолжаются и до сих пор. Сегодня полностью восстановлена колокольня, в котором находится храм преподобного Симеона Столпника. Колокола данной достопримечательности заслуживают отдельного внимания. Дело в том, что на создание великолепного колокольного ансамбля ушло около 200 лет. Сегодня их количество насчитывается 18. Все они имеют различный окрас и тональности.
Самым главным является «Большой» колокол. Его вес составляет 12 тонн. Он был заказан знатной купчихой Захаровой, в честь своего мужа, которого не стало. Вторым по размеру является «Будничный» колокол. Его вес – 2,5 тонны. Остальные элементы звона выполняют подзвонную функцию. Их вес варьируется от 30 до 500 килограмм. Среди них есть и тот, который был отлит еще в 1682 году. Это был подарок царя Феодора Алексеевича.
Каждый колокол играет важную роль в создании мелодии. К примеру, «Постовой» всего отбивается отдельно от других. Его вес составляет 2300 кг. Поэтому, от него отходит особенное, неповторимое звучание. Это достаточно редкое явление для инструмента с внушительной массой.
Монастырь находится в окружении мощных и величественных крепостных стен. В вечернее время включается подсветка. Белоснежные башни при освещении смотрятся элегантно. В стенах крепости остались переходы. Посетители не могут ими воспользоваться. У многих возникает желание прогуляться через них.
Сама территория комплекса является достаточно компактной. Все объекты аккуратно расположены, образуя единый и дружный ансамбль. Строений из камня здесь много. Несмотря на большую плотность возведений, ощущение простора не теряется. Дорожки вокруг святынь аккуратные и удобные для хождения. Продумано освещение и есть много лавочек. Многие останавливаются на них посидеть для того чтобы спокойно подумать о чем-то высоком и духовном.
Самое старое строение на территории – это храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Объект был построен еще в 17 веке. Он прошел длительный этап восстановительных работ, был освещен. Архитектурное сооружение отличается сложностью композиции. Цокольная часть 17 века представлена церковью Покрова, имеется два верхних храма 18 столетия.
Над святыми воротами монастыря вы увидите церковь в честь Симеона Столпника. Чуть выше ее вы увидите колокольню. Стройная высотка является ярким украшением пространства.
Самым крупным объектом является собор Троицы Живоначальной. Во время богослужений он вмещает до 3000 верующих. Строительство святыни осуществлялось по проекту Осипа Бове в 30-е годы 19 столетия. Здание славится монументальностью и может похвастаться роскошным оформлением. Оно выполнено в традициях русского ампира. Элегантные тосканские портики делают фасад торжественным.
С западной стороны расположилась надкладезная часовня. Постройка состоит из двух этажей. Тут организована Патриаршая и Синодальная резиденция. Верхний ярус представлен домовой церковью Всех Святых. Часовню монтировали к 1000-летию Крещения Руси.
Также при монастыре прекрасно сохранились три здания из камня. Они выделены под монашеский корпус, больницу и покои настоятеля. На площади вы увидите памятник князю Владимиру и камень – хачкара, привезенный сюда из Армении.
Современное состояние территории является отличным. Сегодня монастырь является действующим. Управление осуществляется наместником, имеющим сан архимандрита. Службы проводятся каждый день. Время проведения -7.00 и 17.00. В субботу и воскресение – в 8.45 и 17.00. В праздничные дни расписание может быть скорректировано.
Территория является открытой для посещения. Прийти можно в любой день. Много приезжих из других городов. Просят не фотографировать и не снимать на видео насельников, монахов, убранство. Во время посещения службы необходимо руководствоваться общепринятыми нормами поведения. Не следует шуметь, конфликтовать, броско одеваться. Женщинам важно не забывать о платке.
Работает лавка, где можно приобрести всю необходимую церковную утварь. Здесь продается вкусный и полезный монастырский мед, книги, иконы, свечи, брошюры, картины и многие другие изделия. При колокольном центре функционируют курсы. Записаться может каждый желающий на освоение звонарского мастерства. Вы сможете изучить устав церковных служб, услышать историю изготовления колоколов. Курсы теории и практики сопровождаются увлекательными экскурсиями по святым местам Золотого кольца России. Желающие на курсы всегда можно, поэтому записываться удобно заранее.
Кроме того, монастырь предлагает двухгодичные регентско-певческие курсы. Здесь работает воскресная школа и есть собственный издательский центр. Мастерские славятся высококачественными православными изделиями. Подворья данного монастыря есть и в других городах. Их можно посетить в Рязани, Московской области.
Святыни
Мужская обитель хранит в себе раку, ковчег и много различных образов с мощами Даниила. Более того, здесь находится рака с мощами архимандрита Георгия (Лаврова). Он погиб еще в 1930 гг. Это был период церковных репрессий. Сюда приходят за помощью к древнейшей иконе, которую создавали изографы 15 века. На ней изображен лик Владимирской Богоматери. Также большое число паломников приезжает к бархатному башмачкучудотворца Спиридона Тримифунтского. Он привезен сюда прямо с острова Корфа.
Социальная служба
При обители функционирует центр помощи «Метанойя». Он помогает всем людям, которые страдают от алкогольной, наркотической зависимости. Если вы хотите, как можно больше узнать о православии, то можно пройти обучению дистанционному курсу «Православный интернет-курс». Он был создан усилиями Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи. Работает волонтерская служба. Волонтеры принимают активное участие в жизни детских домов, интернатов, больниц.
Где остановиться на ночлег?
Если вы хотите как можно дольше наслаждаться красотами монастырского комплекса, то удобнее всего расположиться в гостинице «Даниловская». Она расположена рядом со святыней и отличается комфортными условиями проживания. Номерной фонд богат и разнообразен. Здание является современным. На стенах его встречаются библейские изображения, сюжеты их Евангелия.
Номера простые, но в них предусмотренные все нужные удобства. Стоимость жилья приемлемая. Но, пожалуй, самое главное преимущество – это невероятно красивый вид на монастырь. Вечером включается подсветка, и улица наполняется особенной атмосферой. Вы будете просыпаться под колокольный звон, и не потребуется заводить будильник. Поэтому, если вы не любите рано просыпаться, возьмите на вооружение этот нюанс. Гостиница может похвастаться прекрасно оборудованным парком. В нем есть пруд, фонтан и скульптуры.
Уютным вечером здесь приятно прогуляться. Есть красивая беседка, в которой также можно расположиться. Туристы тут любят организовываться фотосессию. Это место популярно и у молодоженов. Вокруг много эффектных клумб.
Красотой Свято — Даниловского монастыря хочется наслаждаться бесконечно долго. Он восхищает элегантной, нарядной, но в тоже время строгой архитектурой. Стены белоснежного цвета кажутся неприступными. Каждая постройка на территории имеет свою историю и находится на нужном месте. Святой источник отличается современным видом. Вокруг царит красота, спокойствие и гармония. Благодатная атмосфера наполняет душу смирением и добротой.
Видео
Данилов монастырь
Свято-Данилов монастырь – православный ставропигиальный мужской монастырь, основанный в XIII столетии князем Даниилом Александровичем, родоначальником московской линии Рюриковичей. В наши дни является одним из самых древних действующих монастырей Москвы, имеющим статус объекта культурного значения и памятника архитектуры федерального значения.
История основания Даниловой обители
Конец XIII столетия… Время распрей и междоусобных войн, отягчённое татаро-монгольским игом. Но именно в это время были заложены основы русской государственности, зачинателем которых стал младший сын святого князя Александра Невского Даниил, начавший объединение разрозненных удельных княжеств под началом Москвы.
Оставшемуся в двухлетнем возрасте без отца княжичу Даниилу при разделе наследства старшие братья отдали бедное на то время Московское княжество, и долгие годы, пока князь Даниил не принял на себя управление скудным уделом, оно оставалось по сути небольшой деревушкой на берегу реки Москва.
Став полноправным владельцем Московского княжества, кроткий и смиренный князь Даниил не только не принимал участия в усобицах, но и старался примирять враждующих между собой братьев, чем снискал славу миролюбивого и нестяжательного правителя. Его добродетельность сыграла свою роль в возвышении Москвы – заботившийся о своих подданных князь Даниил даже после набегов татар под началом недружественно настроенных братьев раздавал всё своё имущество народу, поэтому благодарные подданные с воодушевлением восстанавливали разрушенные дома и строения. Москва, как сказочная птица Феникс, быстро возрождалась из руин, с каждым разом становясь всё краше и краше, а её значение как центра будущего русского государства определялось всё заметнее.
Для благоукрашения Москвы в начале 1280-х годов князь Даниил Александрович основал на правом берегу Москва-реки первую мужскую обитель, не только выделив из княжеской казны средства для этого, но и по окончанию строительства взяв на себя заботы о содержании монастырской братии, пожаловав новому монастырю крестьян, пахотные и сенокосные земли и рыбную ловлю.
Главный деревянный храм по указу Даниила Александровича был освящён во имя тезоименитого святого князя – преподобного Даниила Столпника, которому набожный и кроткий князь вверил судьбу обители. Также, согласно преданиям, с 1300 года Данилов монастырь являлся первым московским монастырём, управляемым архимандритами, и этот статус только подчеркнул исключительное значение обители для всего Московского княжества. В являвшемся по сути идеологическим и духовным центром княжества Даниловом монастыре уже в то время не только переписывались рукописи, но и хранились ценнейшие экземпляры древних свитков, много позднее пополнивших ризницу кремлёвского Спасо-Преображенского монастыря. Помимо идеологической, Данилов монастырь выполнял и оборонную функцию, защищая от неприятеля Москву с южной стороны (у тогдашней Серпуховской дороги). Так, в 1293 году под натиском ордынцев, возглавляемых татарским полководцем царевичем Туданом (Дюденем), обитель была разорена, но очень скоро восстановлена.
Сам же устроитель обители князь Даниил Александрович после 30-летнего правления, ознаменовавшегося укреплением Московского княжества и его исключительной ролью среди других русских княжеств, в 1303 году преставился, завещав похоронить себя, согласно преданиям, в основанном им Даниловом монастыре.
Спустя без малого 30 лет князь Иван I Данилович Калита (сын Даниила Александровича) перевёл часть иноков Даниловой обители вместе с архимандритом на свой великокняжеский двор в Кремле, где у храма Спаса-на Бору и образовался новый монастырь, получивший название Спасского.
Этим перенесение монастыря на новое место не ограничилось. Предположительно в 1490 году князь Иоанн III Васильевич выбрал для обители новое место – на Крутицком холме, и с тех пор она получила новое название – Новоспасский монастырь. А там, где изначально находился Данилов монастырь, до середины XVI столетия стоял лишь деревянный храм Даниила Столпника, располагалось небольшое село Даниловское да погост.
Возобновление монастыря в XVI столетии
С восстановлением Даниловой обители на первоначальном месте связано несколько легенд, каждая из которых повествует о явлениях князя Даниила своим потомкам – Иоанну III Васильевичу, Василию III Иоанновичу и Иоанну IV Грозному, который, впечатлённый этим, повелел возродить Данилов монастырь на прежнем месте.
Возводились новые строения с 1547 по 1560 года. Вместо деревянной Даниловской церкви в обители вырос новый каменный храм, освящённый в 1561 году митрополитом Московским Макарием в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, а на торжествах по случаю освящения храма присутствовали сам царь Иоанн Грозный с сыновьями – Иоанном и Фёдором. В память об этом событии крест храма венчает несомая двумя ангелами царская корона.
Монашеская жизнь возродилась, и когда в 1591 году войско крымского хана Казы-Гирея (Газы II Герая) подступило к Москве, у монастыря был устроен русский передвижной лагерь, так называемый «обоз», а монахи обители истово молились Данииле Столпнику о спасении столицы от неприятеля.
Дальнейшая судьба монастыря
О многих событиях могли бы рассказать камни монастырских строений, если бы умели говорить. Например, о том, как в 1606 году у стен монастыря яростно сражались отряды восставших казаков под предводительством Ивана Болотникова и Филиппа Пашкова (Истомы) с войском царя Василия Шуйского. Или о том, как в 1608 году вблизи монастыря казнили одного из военачальников И. Болотникова Илейку Муромца (казацкого «царевича Петра»). Или о том, как сильно пострадали здания обители в 1610 году от пожара, устроенного бежавшим из Москвы Лжедмитрием II. Но несмотря на значительные разрушения, вскоре строения монастыря были восстановлены, и монастырский комплекс опоясала кирпичная ограда с семью башнями.
Святой Даниил Столпник и устроитель обители князь Даниил Александрович как-будто незримо присутствовали в монастырских стенах, а на могиле князя происходили чудотворные исцеления больных. Предания об этом передавались из поколения в поколение, но точное место самого захоронения найти не удавалось, ведь после переноса обители в начале XIV столетия на новое место монастырский некрополь постепенно пришёл в запустение. Так продолжалось до 1652 года, когда, по преданию, государю Алексею Михайловичу Романову во сне привиделся князь Даниил и указал точное место своего погребения. Мощи князя во вскрытой гробнице оказались нетленными и он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Старинной обители благоволили русские государи, поэтому она расстраивалась и благоукрашалась. В 1670-х годах рядом с храмом Святых Отцов Семи Вселенских Соборов была возведена трапезная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого Даниила Столпника, а в 1731 году – надвратная церковь во имя Симеона Столпника с 45-метровой колокольней. Обветшавший храм Святых Отцов в 1730 году разобрали и на сводах Покровского храма выстроили заново, причём Покровский храм стал цокольным этажом единого здания.
К началу XVIII столетия в монастыре подвизались 30 монахов, в ризнице хранились драгоценная церковная утварь и старинные книги, а настоятелями, как и с самого дня основания, были архимандриты.
Небольшой, но уютный Данилов монастырь даже в период секуляризационной реформы Екатерины II в 1764 году избежал катастрофических преобразований. Хотя по новой классификации обители и присвоили третий класс, многие земли конфисковали, а в ней числились лишь 12 иноков с настоятелем, всё же жизнь в монастыре не замерла, и иноки, как и прежде, молились о благополучии и процветании Руси.
Благоукрашение обители продолжилось и в XIX столетии. В 1806 году верхний этаж храма Святых Отцов обустроили двумя приделами – северным (во имя благоверного князя Даниила Московского) и южным (во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба). А после того, как в 1812 году в обители похозяйничали французы, причём с раки на гробнице благоверного князя Даниила Московского исчез серебряный оклад, уже вскоре архитектором Осипом Бове был составлен проект нового собора монастыря, возведение которого продолжалось пять лет (1833–1838 года). Освящение главного престола собора в честь Святой Троицы и двух приделов – в честь зачатия праведной Анны (северного) и преподобного Алексия, человека Божьего (южного) совершил в сентябре 1838 года митрополит Московский Филарет (Дроздов).
С 1805 года при Даниловом монастыре существовала богадельня для женщин, а с 1862 года – приют для вышедших на покой священнослужителей и их вдов. К концу XIX столетия у монастыря вновь появились свои земли (194 гектара), каменный двор и дома в Москве. В обители подвизались 18 иноков, а сам он находился в ведении викария Московской епархии.
Обитель в XX веке
Сложная судьба постигла Данилову обитель в минувшем столетии. В 1919 году обитель формально закрыли, записав насельников и прихожан членами вновь образованной Даниловской общины. В Русской Православной Церкви не без деятельного участия новой советской власти произошёл раскол, более известный как «обновленческое течение», где многие священнослужители отвергли вековые догматы православной церкви, полностью поддерживая политику большевистских властей. Закрылись и были упразднены многие московские монастыри, но благодаря настоятелю Даниловой обители архиепископу Феодору (Поздеевскому), собравшему в стенах монастыря оставшихся верными Церкви архиереев, именно Данилов монастырь стал единственным оплотом и незыблемой твердыней православия. Жёсткая позиция настоятеля и насельников к богоборческой власти не осталась ею незамеченной – большевики считали Данилов монастырь рассадником церковной заразы, а его настоятеля – лидером «даниловской» оппозиции. В результате в 1920 году архиепископ Феодор был арестован, долгие годы скитался по тюрьмам, лагерям и ссылкам, и в 1937 году после очередного ареста и издевательств расстрелян.
В конце 1920-х годов разобрали монастырскую колокольню, но благодаря американскому промышленнику и бизнесмену Чарльзу Ричарду Крейну (чьи финансовые интересы были связаны с Россией и который не принял революцию и всячески помогал русским эмигрантам), купившему колокола и подарившему их университету в Гарварде, они уцелели и до 2007 года находились в Америке. Лишь с возобновлением монастыря в конце прошлого века и после долгих переговоров с Гарвардским университетом стало возможным возвращение ансамбля колоколов на русскую землю. Американцы согласились вернуть колокола с условием, что им изготовят точные копии 18 увозимых колоколов. Условие было соблюдено, колокола вернулись в обитель и с 2009 года их звон вновь слышен в окрестностях монастыря.
Богослужения во всех храмах монастыря продолжались до 1930 года и прихожан было так много, что даже большой Троицкий собор, рассчитанный на одновременное пребывание трёх тысяч человек, не мог вместить всех желающих. Но и Данилова обитель, как ранее другие московские монастыри, всё-таки была закрыта, вандалы сравняли с землёй её некрополь, а в зданиях размещался изолятор НКВД для детей, чьи родители были репрессированы, и всевозможные склады.
Данилов монастырь в наши дни
Десятилетия советской безбожной власти не обошли стороной Данилов монастырь. Многие здания были разрушены, многие перестроены до неузнаваемости. Но святой Даниил Столпник и святой благоверный князь Даниил Московский не оставили свою обитель. В 1983 году она первой была возвращена РПЦ и началось её возрождение как Духовного и Административного центра Московского патриархата. Средства для восстановления прежних монастырских зданий и строительства новых жертвовались как приходами Москвы, так и епархиями Московского патриархата. А простые жители, услышавшие о восстановительных работах в монастыре, в свободные дни приходили, чтобы помочь очистить территорию от мусора, приносили бережно хранимые дома иконы и церковную утварь.
Несколько лет потребовалось реставраторам и строителям, чтобы возродить красоту монастырского ансамбля. Помимо отремонтированных храмов монастыря – Троицкого собора, церкви во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов с приделами, надвратной церкви Симеона Столпника в ансамбле монастыря появились и новые строения – храмы во имя прп. Серафима Саровского (1980-е годы), в честь Рождества Иоанна Предтечи (1988 год), новый четырёхэтажный братский корпус, в котором располагается Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, надкладезная и поминальная часовни (1988 год). В западной части монастыря на месте древнего некрополя выстроено здание резиденции Московского Патриарха и Священного Синода.
В настоящее время Данилов монастырь является ставропигиальным, его настоятель – Патриарх Московский и всея Руси, а иноки живут по общежительному уставу, взятому за основу из Устава Троице-Сергиевой Лавры. При обители действуют воскресная школа для детей, катехизические курсы для взрослых, церковные мастерские, экскурсионная служба и печатное издание «Даниловский благовестник», основанное ещё в 1991 году. Владеет монастырь и подворьями, которые находятся в Московской и Рязанской областях.
Богослужения совершаются ежедневно, а в дни памяти святого благоверного князя Даниила Московского (4/17 марта и 30 августа/12 сентября) божественные литургии служит сам Святейший Патриарх.
Насельники обители ведут большую социальную и просветительскую деятельность – опекают расположенную рядом городскую больницу №4, детские учреждения, в числе которых Центр временной изоляции малолетних правонарушителей, духовно окормляют отбывающих срок в тюрьме города Зеленограда и осуществляют духовное руководство над алкозависимыми и наркозависимыми посетителями православного реабилитационного центра «Метанойя». В стенах монастыря действует Центр бесплатной юридической помощи, в котором каждый может получить консультацию в области гражданского законодательства.
Святыни Данилова монастыря
С возрождением монастыря вернулись многие реликвии – иконы и частички мощей святых. Одними из самых чтимых икон обители являются три древних образа – Владимирская икона Божьей Матери с акафистом на полях, написанная для первого храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов (II половина XVI столетия), икона Божьей Матери «Троеручица» (конец XVII – начало XVIII столетия), образ прп. Иоанна Кассиана Римлянина (середина XVIII столетия). Помимо этих драгоценных святынь в монастыре хранятся мощевики с частичками мощей святых угодников Божиих – апостолов, евангелистов, святителей, преподобных, священномучеников, праведных. Но самым главным сокровищем обители являются частички мощей святого благоверного князя Даниила Московского, покоящиеся в ковчегах в Троицком соборе и храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.
Некрополь обители
Древний погост, существовавший в Даниловом монастыре с начала XIV столетия, до наших дней не сохранился, а более поздний некрополь датируется II половиной XVIII столетия. Тогда, после поразившей в 1771 году Москву эпидемии чумы, был наложен строжайший запрет на захоронения умерших от поветрия на городских кладбищах, и погребали людей на монастырских погостах, в том числе и на погосте Данилова монастыря. И хотя после эпидемии кладбище сравняли с землёй, обычай хоронить усопших в стенах монастыря остался, поэтому на монастырском кладбище погребали не только настоятелей и иноков, но и мирян.
До начала XX столетия, пока монастырский некрополь не уничтожили, на могильных досках были выгравированы дворянские (Волконские, Голицыны, Урусовы, Барятинские, Черкасские, Вяземские), купеческие (Куманины, Мещерские, Львовы, Путятины, Хлебниковы, Захаровы, Овчинниковы) фамилии. Отдельного внимания заслуживали захоронения деятелей русской культуры – писателя Н. В. Гоголя, поэта Н. М. Языкова, философа и богослова, основоположника раннего славянофильства А. С. Хомякова, публициста Ю. Ф. Самарина, историка и общественного деятеля Д. А. Валуева, художника В. Г. Перова, пианиста и дирижёра Н. Г. Рубинштейна, коллекционера, мецената и одного из основателей Третьяковской галереи П. М. Третьякова и других.
После акта вандализма, устроенного в 1931 году атеистически настроенной советской властью, когда старинные надгробия и памятники просто выкорчёвывали из земли и разбивали, некрополь Данилова монастыря перестал существовать. К счастью, некоторые захоронения удалось перенести на другие кладбища. Так, прах Н. В. Гоголя, Н. Г. Рубинштейна, Н. М. Языкова перезахоронили на Новодевичьем кладбище, а прах В. Г. Перова – в некрополе Донского монастыря.
В конце XX столетия в стенах монастыря была выстроена и освящена часовня в память обо всех умерших, погребённых в обители за всё время её существования.
Информация для посетителей
Данилов монастырь является действующим монастырём, поэтому богослужения в нём совершаются ежедневно, а его двери открыты с 6.00 до 21.00 часов. В монастыре можно заказать молебен, акафист или панихиду, а также приобщиться к таинству исповеди и таинству освящения елея (соборованию). Но: крещение, венчание и отпевание не совершаются!
Добраться до монастыря можно на метро, для чего выйти на станции «Тульская», повернуть назад к трамвайным путям, дойдя до которых свернуть направо и идти, никуда не сворачивая, около 10 минут прямо к воротам обители.
Также можно доехать подземкой до станции «Павелецкая», после чего пересесть на любой трамвай и ехать до остановки «Свято-Данилов монастырь», но можно от станции метро прогуляться пешком, правда, это займёт немного больше времени (семь трамвайных остановок).
Если добираться наземным транспортом (личным авто), то лучше всего это сделать с навигатором, просто указав место назначения – Данилов монастырь.
Важно: в монастыре нет гостиницы для паломников, поэтому, запланировав посещение Всенощных служб или праздничных богослужений в Даниловом монастыре, нужно заранее побеспокоиться о месте для отдыха.
Данилов монастырь в Москве — история, фото, расписание служб, как добраться, карта проезда
История строительства
Монастырь в советский период
Здания и сооружения
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов
Троицкий собор
Надвратная церковь
Современные часовни
Туфелька Спиридона Тримифутского
Некрополь Данилова монастыря
Монастырский хор
Расписание богослужений
Где находится и как добраться
Данилов монастырь в Москве на карте
Старейший Свято-Данилов монастырь в Москве в настоящее время является административным и, прежде всего, духовным центром России. Расположенный в живописном месте на берегу реки, он поражает своей красивой и неповторимой русской архитектурой.
История строительства
Монастырь основан в 1282 году четвертым сыном князя Александра Невского – Даниилом. Назван в честь Даниила Столпника, жившего в V веке, и получил название за свой аскетический подвиг. Находясь в Сирии, Даниил встретил монаха Симеона, много лет жившего на вершине каменного возвышения – столпа. Праведная жизнь монаха Симеона поразила Даниила, он решил последовать примеру и, поселившись недалеко от города Константинополя, начал новую жизнь стилиста. Через какое-то время он показал способность лечить и предсказывать.
Принц Даниэль был миролюбивым и нежным человеком. Он прожил немногим более сорока лет и в своей короткой, но плодотворной и богатой событиями жизни постарался сделать как можно больше для возвышения Московского княжества и объединения русских земель. За годы княжения Москва стала самостоятельным удельным княжеством. В конце жизни князь Даниил был пострижен, а в XVII веке причислен к лику святых. Останки князя, находившиеся раньше на кладбище, были торжественно перенесены в Троицкий собор.
После закрытия монастырского комплекса в 1930 году святые мощи были помещены в храме Воскресения Словущего. Потом информация об их местонахождении утеряна, до сих пор не найдена. Монастырь возродился при Иване Грозном. В 1555-1560 годах был построен каменный храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В мае 1561 года он был освящен митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного, его сподвижников и родственников. Царь подарил собору Владимирскую икону Божией Матери, на которой были портреты самого государя, старшего сына и митрополита Московского Макария.
В самом начале XVII века территория монастыря была обнесена массивной каменной стеной со смотровыми башнями. Данилов монастырь за время своего существования несколько раз подвергался грабежам и поджогам. Он сильно пострадал от пожара в 1610 году, в так называемое Смутное время, когда Лжедмитрий II с войском подошел к стенам города, желая захватить престол. Французские завоеватели в годы Отечественной войны разграбили и беспощадно уничтожили православные святыни, захватили и унесли с собой всю церковную казну.
Монастырь в советский период
На самом деле, после того как власть в стране перешла к большевикам, храмовый комплекс не мог полноценно функционировать с 1918 года, но монастырская жизнь продолжалась до окончательного закрытия. В частности, сюда в 1920-е годы прибывали архиереи, назначенные Патриархом Московским Тихоном, хотя они и не могли исполнять возложенные на них обязанности из-за запретов властей.
В 1929 году здесь была устроена колония для малолетних правонарушителей и детей репрессированных. Условия жизни были нечеловеческими, дети часто болели и умирали, их хоронили на старом монастырском кладбище. Во время закрытия пострадала уникальная библиотека – часть книг исчезла, часть до сих пор находится в московских архивах. Возможно, старые церковные книги будут возвращены настоящему владельцу.
Более 50 лет Русская Православная Церковь не владела религиозным комплексом; его вернули только в 1983 году. Власти также разрешили строительство новых служебных и культовых зданий. Реставрация осуществлялась за счет московских приходов и поступлений иногородних епархий. Руководил работами архитектор И. И. Маковецкий. Настоящее возрождение храмового комплекса началось при архимандрите Евлогии.
Менее чем за пять лет монастырская братия восстановила здания, а в 1988 здесь был организован центр празднования великого для всех православных христиан события — 1000-летия Крещения Руси.
Здания и сооружения
Нынешний мужской монастырь в Москве был основан в 13 веке, здания, дошедшие до наших дней, были возведены значительно позже – в 16 веке, тем не менее комплекс считается самым древним. В его стенах расположены здания религиозного назначения, жилые и административные здания – корпус больницы, гостиница, братская комната, резиденция Священного Синода и другие.
Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов
Это старейшее каменное здание, существующее сегодня. Церковь строилась с 1555 по 1560 год, весной 1561 года была освящена митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного и его приближенных. Во второй половине 70-х годов XVII века рядом была построена трапезная Покровская церковь. В 1730 г. трапезную разобрали и возвели на сводах новую, в стиле «московского барокко»9.0003
В 1752 году с западной стороны была построена церковь Даниила Столпника, а в 1806 году были пристроены приделы, посвященные святым Борису и Глебу, а также князю Даниилу. В 1970-1980 годах здание реставрировали и вновь освятили в 1988 году. Здание представляет собой сложное сооружение, которое несколько раз перестраивалось. Получилась уникальная для архитектуры Москвы композиция, в которой два верхних храма помещались на один нижний.
Троицкий собор
Самое значительное здание в стиле русского классицизма. По одним данным, проект принадлежит архитектору Бове, другие считают, что автором был архитектор Тюрин. В 1930 г. собор был закрыт, а внутреннее убранство полностью перестроено. Многие уникальные детали были безвозвратно утеряны.
В ХХ в. после передачи монастыря Русской православной церкви храм вновь был перепланирован и ему возвращен первоначальный вид – фасады здания украсили тосканскими портиками, ротонду увенчала купольная крыша. Собор был построен на высоком цоколе, в котором сейчас находится церковь Иоанна Предтечи. В настоящее время Троицкий собор является крупнейшим действующим храмом.
Надвратная церковь
К 1732 году относится строительство Надвратной церкви-колокольни Симеона Столпника. Установлена над Святыми вратами. Здание в стиле барокко имеет несколько ярусов и богато украшено балясинами. Архитектура сохранилась в первозданном виде. Колокольню над храмом разобрали, колокола хотели отлить для хозяйственных нужд страны, но их выкупил и вывез в США дипломат Чарльз Крейн, подарив Гарвардскому университету. 45-метровая колокольня была восстановлена в 1984 с установленными 16 новыми колоколами. В 2007 году их обменяли на оригинальные, которые сохранились в Гарварде.
Часовни современные
Верхняя часовня построена в 1988 году по проекту архитектора Ю.Г. Алонова, представляют собой четыре сквозные арки. Здание венчает купол с крестом.
Спроектировал Мемориальную часовню, напоминающую свечу, тоже Алонова. Построенное рядом с Нагорной башней место выбрано не случайно – старинный некрополь, основанный в 19 в.го века, отсюда началось.
За часовней, вдоль монастырской стены, можно увидеть сохранившиеся надгробия и каменную плиту с изображением креста, так как в 1930 году большая часть кладбища была сровнена с землей. Как пояснили власти, это было сделано для того, чтобы расширить территорию для детской колонии, расположенной в монастыре.
Туфля Спиридона Тримифунтского
С 15 века в Греции хранятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского. В апреле 2007 года митрополит Керкирский преподнес расшитую золотыми нитями туфельку от мощей святителя в дар Данилову монастырю в связи с пребыванием его десницы в России. Туфелька была помещена в стеклянную витрину вместе с изображением святого. Спиридон Тримифунтский при жизни творил чудеса, но и после его смерти верующие наблюдают удивительные вещи: его нетленное тело имеет такую же температуру, как и тело живого человека.
Говорят, что святитель до сих пор помогает нуждающимся – обувь Спиридона изнашивается, ее периодически меняют, а старую обувь как святыню передают в разные приходы. Каждый верующий может поклониться реликвии и попросить тайну, либо оставить записку, которую затем служители сжигают, чтобы просьбы исполнились.
Некрополь Данилова монастыря
Согласно археологическим исследованиям, здесь начали хоронить умерших в 15 веке. При раскопках, проводившихся в 60-х гг.века были найдены каменные надгробия того времени. На некоторых вырезаны надписи на немецком и латинском языках. С XVII века в некрополе хоронили рядовых монахов и игуменов, позже представителей знати, военачальников, известных меценатов, выдающихся деятелей России.
Слава Даниловского кладбища в местах захоронения талантливых и самобытных личностей, здесь похоронены писатель Гоголь, поэт и художник Хомяков, философ Самарин, публицист Кошелев, историк Венелин и другие. Некрополь был разрушен, многие надгробия исчезли. Некоторые останки были перенесены на Новодевичье кладбище в Москве, в том числе останки Гоголя и Языкова. Сейчас на месте кладбища построено новое здание, в котором находится резиденция патриархов.
Монастырский хор
Мужской праздничный концертный хор образован в 1994 году. В праздничные и воскресные дни хор принимает участие в торжественных богослужениях, но занимается не только церковной деятельностью: хор также участвует в просветительских концертах, часто гастроли по России и за ее пределами.
В состав коллектива входят профессиональные музыканты, все имеют дипломы высших музыкальных учебных заведений. В репертуар входят сложные церковные песнопения в честь христианских праздников. Кроме того, группа исполняет вальсы и романсы, русские народные и патриотические песни, гимны. Выпускает диски, регулярно делая записи как старых и известных, так и новых произведений.
Расписание богослужений
Для посетителей вход на территорию открыт с 06:00 до 21:00. Экскурсии – каждый день с 09:00 до 18:00. Церковная лавка открыта.
Ежедневно:
Похоронные обряды, крещения и свадьбы не совершаются.
Следует помнить, что монастырь действующий, поэтому необходимо соблюдать правила посещения: женщины должны быть в платьях или юбках ниже колен, с покрытой головой. Мужчинам нельзя приходить в шортах и обязательно снимать головные уборы.
Где находится и как добраться
Адрес: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22.
Как добраться:
- На метро по Серпуховско-Тимирязевской линии до станции «Тульская» (доехать на последнем вагоне из центра). Далее пешком до улицы Даниловский Вал, по трамвайным путям, не сворачивая. Время – около 10 минут со средним шагом.
- Трамваем от метро «Павелецкая» – остановка «Свято-Данилов монастырь».
Даниловский монастырь в Москве — один из главных духовных центров России. Есть курсы для взрослых и воскресная школа для детей, православное издательство и экскурсионное бюро. Все здания отреставрированы, в церквях проходят службы. В эти священные места приезжают не только верующие, но и все люди, интересующиеся историей своей страны.
Данилов монастырь в Москве на карте
Источник поста: guruturizma.ru
Знакомство Поиск Наш Кампаник Практичность Литургическая Традиционный Акустика Металлургия Дополнительные Кто мы? | Вернуться к таблице Гарвард-Данилов Предыстория : В Гарварде есть набор из 18 русских колоколов, купленных в
2003.12.05/15:54 Делегация Русской Православной Церкви начнет переговоры с Свято-Данилов монастырь, основанный князем Даниилом Московским в Переплавка угрожала колоколам монастыря. Однако американский промышленник Переговоры с вице-президентом Гарварда Аланом Стоуном и профессором Дианой «В этом году исполняется 700 лет со дня кончины святителя Даниила, князя |