Национальная художественная галерея хазинэ казань: Национальная художественная галерея «Хазинэ»

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Национальная художественная галерея (Кремль, Галерея Хазинэ, подъезд №3)

23 августа 2005 года году в рамках празднования 1000-летия Казани в здании бывшего Юнкерского училища в Казанском Кремле был открыт филиал Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан — Национальная художественная галерея. Корпус Юнкерского училища расположен вдоль проезда, ведущего внутри Кремля от Спасской до Тайницкой башни. Здание построено в 1840-х гг. как казармы военных кантонистов архитектором П.Г.Пятницким. В 1861 г. казармы переданы училищу военного ведомства, преобразованному в 1866 г. в Юнкерское училище. Здание первоначально двухэтажное, надстроенное в советское время третьим этажом, кирпичное, оштукатуренное. Протяженным фасадом ориентировано вдоль проезда. Корпус отличает ясная симметричная планировка, высокие светлые помещения вдоль центрального коридора, строгий и монументальный внешний облик, присущие позднему русскому классицизму. Фасады скромно декорированы профилированными наличниками окон и рустовкой первого этажа. Главный вход акцентирован металлическим кованым навесом чебаксинской работы. В интерьерах обращают на себя внимание сложные трехмаршевые лестницы, опирающиеся на кирпичные арки и своды. В 1920-е годы здесь располагалась татаро-башкирская военная школа, позднее — Казанское пехотное училище, где преподавал один из ведущих советских военачальников маршал В.И.Чуйков. В советское время на территории училища располагалась воинская часть. За это время архитектура комплекса была изменена до неузнаваемости: сделаны надстройки, пристройки, пробиты новые дверные и оконные проемы. В 1964 году здание было взято на учет как памятник истории республиканского значения, связанный с именами советских военачальников, работавших и обучавшихся в школе Красных командиров на 3 этаже здания, а также как памятник архитектуры русского классицизма. В здании бывшего Юнкерского училища сегодня развернули свои экспозиции музеи:

 

  • Выставочный центр «Эрмитаж-Казань»
  • филиал Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург)
  • Национальная художественная галерея
  • филиал Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
  • Музей Великой Отечественной войны.

Реставрация памятника велась с 1994 по 2005 год. Официальный сайт.

Экспозиция Национальной художественной галереи отражает основные этапы развития искусства Казанского края и Татарстана, демонстрирует лучшие произведения за двухвековой период его исторического развития. На выставочных площадях, которые насчитывают около 2,5 тыс. квадратных метров, размещаются 1,5 тыс. произведений искусства из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ. В залах галереи представлено искусство Казанской губернии XIX века, творчество художников, связанных с Казанской художественной школой (1895-1917), искусство 1920-х годов, а, также, все этапы становления национального изобразительного искусства в ХХ веке. В произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства ярко проявляются особенности исторического и культурного развития края. Здесь представлена самая большая в стране коллекция произведений Н. И. Фешина (более 180 работ, в том числе, 90 живописных), наиболее полно характеризующая творчество русского периода мастера, можно познакомиться с творчеством одного из основоположников татарского профессионального искусства Б. Урманче, произведениями великого художника советской эпохи Х. Якупова.

В хронологическом развитии и многообразии художественных направлений, стилей и жанров представлено современное искусство Республики. Среди имен – крупные мастера и известные художники Татарстана: И. Зарипов, В. Федоров, В Скобеев, З. Гимаев, Ф. Якупов, М. Вагапов, А. Хамидуллин, Е. Голубцов, Г. Архиреев, А. Хисамов, И. Антонова. Осмысление национальных истоков стали определяющими для творчества А. Абзгильдина, Р. Кильдибекова и других. Сложность образной системы, условность художественного языка, опора на народные традиции позволяют им выразить в живописи особенности мировосприятия татарского народа. Перипетии исторического пути Татарстана раскрываются в произведениях Р. Вахитова, К. Нафикова, В. Федорова, Ф. Халикова.

Выставочный зал Древнерусского искусства (ул. Баумана, 76)

Располагается в одном из красивейших памятников архитектуры XIX века — Колокольне Богоявленской церкви. Колокольня Богоявленской церкви в Казани построена в 1895-1897 годах по проекту архитектора Михаила Дмитриевича Михайлова. Средства на ее сооружение были пожертвованы купцом Иваном Семеновичем Кривоносовым. Колокольня – одно из наиболее заметных сооружений города Казани. Архитектура колокольни достаточно необычна: на первом этаже было устроено несколько помещений для магазинов, на втором размещался довольно большой храм во имя Апостола Андрея Первозванного. Искусно выложенный из обычного и лекального кирпича декор выполнен в псевдорусском стиле с явными заимствованиями деталей восточной архитектуры. Значительная высота – 74 метра, удачная композиция сделали колокольню важным градообразующим элементом, одним из архитектурных символов Казани. В 2007 году колокольня властями города была передана Государственному музею изобразительных искусств Республики Татарстан под экспозиционную площадь. С августа того же года отдел древнерусского искусства организовал ряд мероприятий и выставок, посвященных памятным датам православного календаря.

Первоначально это были выставки, носящие характер однодневных экспозиций, рассчитанных, прежде всего, на общину прихожан Богоявленской церкви, находящейся в непосредственной близости от колокольни. Объективные предпосылки: небольшая экспозиционная площадь и имеющееся в музее витринное оборудование предопределили создание выставок камерного характера (не более 12-20 произведений) в сопровождении выступлений церковных и консерваторских хоров духовного пения.

После модернизации в начале 2008 года Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан возобновляет практику проведения аналогичных выставок произведений древнерусского искусства в колокольне Богоявленской церкви с более длительным периодом их экспонирования. Местонахождение колокольни на центральной улице Баумана в городе Казани, в зоне только пешеходного движения, делает устройство подобных выставок не только крайне актуальным, но и заведомо востребованным, с перспективой превращения Колокольни Богоявленской церкви в культурно-образовательный и реставрационный центр древнерусского искусства.

Выставочный зал ГМИИ РТ (ул. К.Маркса, 57)

Выставочный зал расположен в центральной части города, напротив Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Здание, построенное архитектором Г.Бакулиным в 1978 году, сразу же стало одним из важнейших центров художественной жизни Поволжья. Зал открылся в 1980 году художественной выставкой «Большая Волга». Общая экспозиционная площадь зала составляет 2500 кв.м. До 2009 года был выставочным залом Союза художников РТ и предоставлял посетителям возможность увидеть практически все направления изобразительного искусства Татарстана и России.

В 2009 году музей получил эту дополнительную выставочную площадку для проведения выставок современного искусства. С момента открытия, здесь ежемесячно проходят новые выставки, отражающие современные тенденции в области изобразительного искусства. Широко демонстрируется на примере монографических выставок искусство фотографии.

Национальная художественная галерея «Хазинэ» в Казани

Национальная художественная галерея «Хазинэ» в Казани







  • mix» data-ping-position=»1″ data-featured-url=»https://kzn.kudago.com/list/obuchayuschie-kursyi-v-kazani/» data-item-url=»https://kzn.kudago.com/list/obuchayuschie-kursyi-v-kazani/» data-featured-path=»/kzn/exhibitions/»>

    497

  • mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kzn.kudago.com/list/znakomstvo-s-kazanyu-obzornyie/» data-item-url=»https://kzn.kudago.com/list/znakomstvo-s-kazanyu-obzornyie/» data-featured-path=»/kzn/exhibitions/»>

    114

  • mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://kudago.com/all/list/filmyi-na-novogodnie-kanikulyi-ot/» data-item-url=»https://kudago.com/all/list/filmyi-na-novogodnie-kanikulyi-ot/» data-featured-path=»/kzn/exhibitions/»>

    8

    3628

здание галереи

Фото:

cайт ГМИИ РТ

один из залов галереи

Фото:

cайт ГМИИ РТ

Н. Фешин, «Бойня»

Фото:

Wikipedia

В галерее выставляются произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Здесь можно познакомиться с работами основоположника татарского профессионального искусства Баки Урманче и художника советской эпохи Хариса Якупова. В галерее широко представлены работы изобразительного искусства 1920—1930-х годов. Здесь же выставляется самая большая в мире коллекция работ Николя Фешина, всемирно известного российско-американского живописца, родившегося в Казани.

В галерее активно проходят выставки современного татарского искусства, презентации и творческие вечера. Экспозиция галереи является частью фонда Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, насчитывающей более 25 000 единиц хранения. Коллекция начала формироваться в 1895 году после смерти известного казанского археолога и краеведа Андрея Лихачёва, когда его коллекция гравюр и рисунков была передана в дар городу.

Хазинэ занимает здание корпуса Юнкерского училища 1836 года постройки.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Расположение

Адрес Национальной художественной галереи «Хазине»

ул. Кремлёвская, д. 2

Ближайшее метро

Кремлёвская

Дополнительная информация

Расписание работы

вт, ср, пт–вс 10:00–18:00

чт 11:00–20:00

Телефон

Показать телефон

+7 (843) 567-80-43

Пожалуйста, скажите владельцам места, что нашли его на KudaGo

Сайт

izo-museum.ru/hazine

7
декабря
2022

5
февраля
2023

от 130 до 250

17
декабря
2022

15
января
2023

от 130 до 250

Постоянно

от 130 до 250

Постоянно

от 130 до 250

Постоянно

от 130 до 250

Постоянно

от 130 до 250

Выберите рассылку:

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной
персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.

Подписка оформлена

Спасибо!

Министерство культуры Республики Татарстан

9 сентября 2020 года, среда

в честь 125-летия со дня основания Казанской художественной школы Национальная художественная галерея «Хазине» ГМИИ РТ будет открытые выставки работ из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и работ студентов и преподавателей ХУ им. Н. Фешиной из методического фонда школы.

Казанское художественное училище — известное отечественное учебное заведение, ставшее исключительным явлением и сыгравшее ключевую роль в истории развития изобразительного искусства Казанского края и Поволжья страны в целом. В 2020 году школе исполняется 125 лет. Ее наследие уникально и остается востребованным молодым поколением художников.

В собрании ГМИИ РТ представлены работы основателей, преподавателей и учеников Казанской художественной школы. Эта обширная коллекция включает в себя несколько сотен картин и рисунков, а также небольшое количество скульптур. В нем представлены образцы творческой манеры основоположников школы Г.А. Медведева, Ю.И. Тиссен, И.А. Денисов, X. Н. Скорняков, а также такие выдающиеся художники-педагоги и ученики, как П.П. Беньков, Д.Д. Бурлюк, П.И. Котов, П.А. Радимов, В.К. Тимофеев, П.М. Дульский, скульптор В.С.Богатырев и многие другие.

К юбилейной выставке реставраторы ГМИИ им. А.С. Пушкина подготовили ряд произведений, не экспонировавшихся на протяжении многих десятилетий в части их сохранности. Обновленная экспозиция была расширена за счет показа работ П. Радимова, В. Тимофеева, П. Бенькова, Б. Урманче, Н. Фешина, Ш. Мухаметжанова, богатое собрание дореволюционных рисунков и гравюр, а также скульптуры.

Традиция сотрудничества ГМИИ им. А.С. Пушкина и КХУ им. Н.И. Фешина имеет свои глубокие корни, и юбилей для КХУ им. Feshin 2020 не стал исключением. На выставке работ студентов и преподавателей школы под названием «Эмпатия» будут представлены более 120 дипломных и курсовых работ студентов колледжа в процессе обучения, а также около 30 работ преподавателей. Акцент при отборе произведений был сделан на произведения, созданные за последние четыре десятилетия с 1980-х до 2020-х годов. Школа является академическим учебным заведением, продолжателем и продолжателем живописно-реалистических традиций Казанской художественной школы, в связи с чем представленные работы в большей степени относятся к традиционному реалистическому направлению.

Посетители смогут ознакомиться с картинами, представляющими собой историческую ретроспективу и философские размышления молодых авторов, театральных моделей, своеобразную «кухню» театрального художника. Отдельно будут представлены рисунки в различных графических техниках, декоративно-прикладном искусстве в виде изделий художественной обработки кожи и керамики, а также работы студентов кафедры художественной обработки металла.

Во время церемонии открытия выставок были представлены работы известных выпускников Казанского художественного училища им. В.И. Н.И. Фешина.

По материалам издания «Казанская художественная школа. 1895 — 1920-е годы» в рамках проекта «Художественные сокровища Татарстана» (текст и составитель И.Ф. Лобашева) и аннотации директора ХУ им. Н. Гильмутдинова О. Фешина

Делиться:

Читать все новости

«Сливки из сливок» пополнят фонды ГМИИ — Реальное время

09:00, 08.10.2021

Галерея «Хазин» представляет лучшие произведения печатной графики со всего мира

30 сентября в Национальной картинной галерее «Хазинэ» открылась 6-я Казанская международная биеннале печатной графики «Всадник». В этом году девизом является восклицание «Это я! Это я! Это я!» на разных языках, ведь мероприятие приурочено к Году родных языков и национального единства в Татарстане.

100 лучших работ останутся в Казани

Казанская биеннале проводится с 2011 года. В этом году помимо России в ней принимают участие 188 художников из 25 стран, семь государств присоединились к конкурсу — выставка впервые — Австралия, Бангладеш, Индонезия, Китай, Кыргызстан, Румыния, ЮАР. По российским участникам, как говорят организаторы, можно изучать географию нашей страны.

Главная ценность биеннале, по словам Розалии Нургалеевой, директора Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, заключается в получении в фондах произведений художников из разных стран. Тем более что в Казани есть только «захудалые», можно сказать, графические «сливки сливок» мира:

«Как правило, у нас остается 100 авторов на одну работу. Кстати, это не значит, что одна работа – это одна картина, это могут быть триптихи или целые серии, объединенные единым смыслом. Биеннале — единственный проект, оставляющий в Казани такой ощутимый след. Это дает нам возможность собрать мысли и стремления художников не только из соседних стран, но и со всего мира. Почему на выставке много студентов? Они своими глазами видят, как работают их коллеги-графики. Например, в Китае это тонкий пластик, изящество. Мы видим мир не только в Интернете, но и «вживую». Биеннале продлится до 1 декабря, будут мастер-классы, круглые столы, общение, дискуссии. Молодым художникам очень важно знать, что делается за пределами Казани, республики, страны».

Главная ценность биеннале, по мнению Розалии Нургалеевой, заключается в получении работ художников из разных стран в фонды

От кукол до самолетов

Розалия Нургалеева говорит, что, выражая свое «Я», художники всего мира очень беспокоюсь о будущем. Это их и объединяет — оптимистичный взгляд, но с небольшими нотками. Они выражают себя по-разному — через портреты, силуэты, даже пейзажи, кукольный мир и личное «Я» через платья. По сути, это уход от жестокой реальности в мир детства, где было безопасно и радостно. Однако такое глубокое погружение в себя — это еще и способ познать и испытать «невыносимую легкость бытия». Рядом с милыми «марионетками и платьями» мы видим и открытые черепа, и лица, прикрытые респираторами, и ультрасовременное оборудование… На выставке нет никаких запретов на самовыражение.

Сегодня печатная графика несколько изменила свое первоначальное предназначение — из тиражирования уникальных произведений живописи и графики она превратилась в мастерскую для художественных экспериментов. При этом в нем используется все больше техник: гравюра и ксилография, офорт и литография, линогравюра и акватинта и многое другое. Все это великолепие — целых 212 работ — и сейчас представлено в нескольких залах Хазине.

Примечательно, что по условиям биеннале победитель прошлого года может устроить собственную персональную выставку. Однако победитель 2019 г.Преподаватель Казанской художественной школы Вера Карасева отказалась от личного вернисажа, чтобы уступить место конкурсанткам этого года. Но даже с учетом этого всем участникам не нашлось места.

Сегодня печатная графика несколько изменила свое первоначальное назначение — из тиражирования уникальных произведений живописи и графики она превратилась в мастерскую для художественных экспериментов

«Школьники» будут иметь типографии и мастерские биеннале – это возможность для татарстанской молодежи прикоснуться к мировым тенденциям в области современной печатной графики. Это учащиеся Казанской художественной школы им. Николай Фешин собрался за несколько часов до открытия выставки за круглым столом, чтобы обсудить проблемы в этой области с профессионалами. По словам очевидцев, дебаты там были жаркими. Говорили о том, что сейчас очень нужны пространства — мастерские, где у молодых художников была бы возможность печатать и экспериментировать… Не каждый молодой человек может себе позволить, например, типографию.

«После завершения ремонта дома Карла Маркса у молодых художников Казани появится такая возможность, так как будет и место, и оборудование, и пусть не очень большие, но хорошие выставочные площади», — Ольга Гильмутдинова, — рассказала «Реальному времени» директор школы.— Следует отметить, что биеннале с каждым годом становится все разнообразнее и богаче с точки зрения представленных приемов и художественных точек зрения. Принцип отбора работ очень демократичен, молодые художники, при желании и при условии создания достойных работ, еще как студенты имеют возможность выставляться наравне с мастерами.