Музей некрасова в грешневе: Родовое имение Некрасовых Грешнево – Официальный турпортал Ярославской области

Музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха» (Некрасовский район Ярославской области)

www.karabiha-museum.ru

 

Ресурс содержит информацию об истории трех усадеб в Ярославской области, связанных с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова: родовом поместье Некрасовых в сельце Грешневе (Некрасовский район) – родине поэта, усадьбе Карабиха (Ярославский район), где он проводил летние месяцы с 1862 по 1875 гг. и где в настоящее время находится литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова, а также селе Аббакумцеве (Некрасовский район) и расположенном в нем Благовещенском храме, прихожанином которого поэт был на протяжении многих лет.  

Господский дом и усадебные постройки Грешнева были утрачены при пожаре, случившемся около 1860 г. В настоящее время посетители музея могут видеть единственное уцелевшее здание – «музыкантскую» – одноэтажную каменную постройку середины XIX в. , в которой, по преданию, проживали крепостные музыканты, в 1870 г. достроенную деревянным этажом. Карабиха – сохранившаяся до наших дней усадьба дворцового типа второй половины XVIII – начала XX в. Эта усадьба, принадлежавшая князьям Голицыным, была приобретена Н.А. Некрасовым в начале 1860-х гг. В архитектурный ансамбль усадьбы Карабиха входят главный дом, два флигеля, парадный двор и конный двор.

Жизнь в усадьбах, где Некрасов наслаждался природой родного края, занимался охотой, общался с крестьянами и наблюдал за их бытом, отразилась во многих его произведениях. Так, Грешнево изображено в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час» и др., а события поэмы «Кому на Руси жить хорошо» разворачиваются в окрестностях родовой усадьбы поэта. Здесь были созданы поэма «Коробейники», стихотворения «Похороны», «Крестьянские дети» и др.

В Карабихе поэтом были написаны стихотворения «Орина, мать солдатская», «Калистрат», «Возвращение», «Дедушка Мазай и зайцы», поэмы «Русские женщины», «Современники», «Дедушка», фрагменты поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и др.

В разделе сайта под заглавием «Некрасов» приведена биография Н.А. Некрасова в хронологическом порядке.

На сайте также представлены фотографии и описание постоянных экспозиций музея, находящихся в усадьбе Карабиха. Основная выставка располагается в Большом доме и Восточном флигеле и отражает быт Некрасовых в период со второй половины XIX в. до начала XX в. Особый интерес представляет мемориальная экспозиция, находящаяся в личных комнатах Н.А. Некрасова. Здесь же можно познакомиться с выставкой археологических находок региона и выставкой, посвященной образовательной и благотворительной деятельности Н.А. Некрасова, младшего брата поэта Ф.А. Некрасова и его жены Н.П. Некрасовой, сестры поэта А.А. Буткевич и других членов семьи. Под заголовком «Музей Деда Мазая» находится описание литературно-интерактивной выставки для детей от 5 до 12 лет, созданной по мотивам стихотворных произведений из сборника «Русским детям» (1881) Н.А. Некрасова.

В разделе «Сады и парки Карабихи» перечислены достопримечательности, которые посетители музея могут увидеть на территории усадьбы, такие как Верхний французский регулярный парк, Нижний английский пейзажный парк с прудами и каскадом Гремиха, смотровая площадка и др.

На сайте можно получить информацию о научных конференциях «Карабихские научные чтения», ежегодном Всероссийском Некрасовском празднике поэзии и других мероприятиях, проходящих в музее-заповеднике. Выпуски историко-литературного сборника «Карабиха» доступны для чтения в Научной электронной библиотеке РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).

 

Обзор подготовила Л.К. Ражина

«…Только здесь могу я быть поэтом!»

Музеи, посвященные жизни и творчеству Н.А. Некрасова

Музей – это дверь в прошлое и окно в будущее.

Петер Кампитс

Так уж издавна повелось – хранить память о родных и близких, хранить наследие замечательных поэтов, прозаиков, художников… И одно из самых значительных проявлений народной любви и уважения – создание мемориальных музеев.

В России существуют несколько музеев, посвященных жизни и творчеству Николая Алексеевича Некрасова. О них мы и поведём рассказ.

Наш путь лежит на родину поэта – в Ярославскую область.

Стоит в Ярославской области сельцо Грешнево – родовое имение Некрасовых. Здесь в начале ХIХ века дед поэта Сергей Алексеевич построил барский дом. После его смерти усадьба перешла к Алексею Сергеевичу – отцу поэта.

Грешнево. Музыкантская

«Если переехать в Ярославле Волгу и пройти прямо через Тверицы, то очутимся на столбовом почтовом тракте, – писал Некрасов в автобиографии. – Проехав 19 верст по песчаному грунту, где справа и слева лесок, песок, мелкий кустарник и вереск… увидишь деревню, начинающуюся столбом с надписью: «Сельцо Грешнево, душ столько-то господ Некрасовых». Проехав длинную бревенчатую деревню, увидишь садовый деревянный забор, начинающийся от последней деревенской избы и из-за которого выглядывают высокие деревья: это барский сад. Тотчас за садом большой серый неуклюжий дом».

Здесь поселилась семья Некрасовых летом 1826 года. «Всему начало здесь, в краю моем родимом!..», – писал позднее поэт о дорогих сердцу местах. Отсюда юный Николай уехал в Санкт-Петербург, покорять литературный Олимп. И уже в зрелом возрасте он приезжал сюда отдыхать и залечивать душевные раны. Отражение впечатлений, полученных на малой родине, можно найти в стихотворениях «Родина», «Псовая охота», «В деревне», «Влас», «Знахарка», «На Волге», «Деревенские новости», «На псарне»; поэмах «Тишина», «Мать». Даже основные события в поэме «Кому на Руси жить хорошо» разворачиваются в окрестностях Грешнева: в черновиках поэмы мелькают названия окрестных деревень (Мишнево, Новоселово, Пьяново) и фамилии местных крестьян (Голкины, Молочковы). Здесь в 1861 году родились поэма «Коробейники» и стихотворение «Крестьянские дети» (всем известный «мужичок с ноготок»).

В 1862 году имение по наследству перешло к Николаю Алексеевичу и его брату Фёдору. Господский дом Некрасовых сгорел в 1864 году.

Сгорело ты, гнездо моих отцов!
Мой сад заглох, мой дом бесследно сгинул,
Но я реки любимой не покинул.
Вблизи ее песчаных берегов
Я и теперь на лето укрываюсь
И, отдохнув, в столицу возвращаюсь
С запасом сил и ворохом стихов. (поэма «Уныние»)

В 1872 году поэт подарил свою часть имения младшему брату. После смерти Николая Алексеевича имение было продано крестьянину Г.Т. Титову. От усадьбы Некрасовых в настоящее время сохранилась только «музыкантская» – бывшее жильё крепостных музыкантов. При Некрасовых это был одноэтажный каменный дом, построенный в середине XIX веке. В 1870-х здесь открылся трактир «Раздолье». Новый хозяин надстроил второй деревянный этаж. В таком виде дом стоит и сегодня. Ранее здесь располагался музей, а в настоящее время здание на консервации. Гуляя в саду, можно увидеть несколько очень старых лип, посаженных, как гласит предание, еще матерью поэта. На месте барского дома к 150-летию со дня рождения писателя построили двухэтажную школу.

Проехав несколько километров в южном направлении от Ярославля, вы попадёте в

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Кара́биха».

Карабиха. Большой дом. Вид со стороны парадного двора. Фото В. Юрасова

До начала XVIII века здесь располагалось село Богородское. В 1711 году село и прилегавшие к нему земли стали собственностью князей Голицыных. В 1740-е годы на Карабитовой горе началось строительство усадьбы, получившей название Карабиха. С 1785 года имением владел Михаил Николаевич Голицын – ярославский гражданский губернатор. Он занялся реконструкцией родового имения. В результате усадебный ансамбль превратился в парадную резиденцию, соответствующую статусу владельца. Практически в таком виде комплекс сохранился до наших дней. После смерти М. Н. Голицына усадьба постепенно ветшала. Унаследовавший её сын Михаила Николаевича Валериан был арестован за участие в движении декабристов и сослан в Сибирь, затем он служил на Кавказе, а после возвращения в родовом имении не жил.

Некрасов приобрел усадьбу у вдовы Валериана в 1863 году для летнего отдыха. Здесь поэт скрывался от петербургской суеты, общался с близкими – семьей младшего брата Федора Алексеевича, охотился и творил. Сюда приезжали погостить А. Н. Островский и М. Е. Салтыков-Щедрин. Здесь родились его «Дедушка Мазай и зайцы», «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка», появились отдельные главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»

Имением управлял брат поэта Фёдор Алексеевич. В его большой семье поэт ощущал себя её частью. Фёдор Алексеевич с 1867 года стал владельцем Карабихи. Он сумел превратить усадьбу в доходное предприятие. В народе его называли «миллионщиком». Часть возведённых им в усадьбе многочисленных хозяйственных построек сохранилась до наших дней: бондарная мастерская, людские, ледник, винный склад. Фёдор Алексеевич жил в усадьбе до самой смерти, потом до самой революции там жили его потомки.

После национализации в 1919 году в Карабихе размещались» совхоз «Бурлаки», санаторий для туберкулезных больных, а в начале 1930-х годов – детский дом. Только после Великой Отечественной войны в 1946 году началось создание здесь музея.

Усадьба «Карабиха» – это комплекс усадебных построек дворцового типа. В архитектурном плане делится на две части: жилая – Центральный дом, Восточный и Западные флигели и хозяйственная – конюшня, оранжерея, кузница, людская.

В Большом доме и Восточном флигеле разместилась экспозиция, посвященная пребыванию Н. А. Некрасова в Карабихе. Авторы постарались воссоздать интерьеры и передать атмосферу жизни в усадьбе середины XIX – начала XX веков. В залах представлены предметы усадебного быта того периода, семейные реликвии Некрасовых и личные вещи поэта. Кстати, личные комнаты поэта располагались в Восточном флигеле. Подробное описание предметов интерьера и множество фотографий есть в статье А. Маталова «Музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха».

Музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха». Восточный флигель. Фото А. Маталова

Территория усадьбы включает помимо архитектурного комплекса два парка: регулярный и пейзажный, систему прудов с каскадом и фруктовый сад.

На склоне за Большим усадебным домом находится парк, выполненный в стиле пейзажных парков. Все деревья в нём посажены по определенным законам. Например, отдельно стоящее дерево называется солитер, встречаются здесь и посадки наподобие пышных букетов. В пейзажных композициях используют деревья со свободной, естественной, раскидистой формой кроны – липа, дуб, клен, кедр. Центральное место в нём занимает большая поляна, подходящая к главному дому и флигелям.

В нижнем парке. Фото В. Юрасова

На территории Нижнего парка находятся два искусственных пруда (Верхний и Нижний), соединяющиеся ручьем Гремиха. В северной его части расположился небольшой пруд с островом. Вода в Верхний пруд поступает из ключей, бьющих в верховьях оврага. Избыток воды по камням небольшим водопадом спадает на дно оврага и ручейком стекает в Нижний пруд.

Верхний регулярный парк был заложен в конце XVIII – начале XIX веков и первоначально состоял из лип. Он имел планировку в виде восьмилучевой звезды, заключённой в квадрат. Планировка осталась прежней. Сейчас ещё осталось несколько деревьев, возраст которых более 200 лет, но преобладает в парке береза. Плодовый сад примыкает к Верхнему регулярному парку.

Фонд музея насчитывает более 50 тысяч единиц хранения. Это несколько коллекций: редкой книги, историко-бытовая, изобразительная, документальная, фотоматериалов. При создании музея много предметов (в основном мебели) поступило из Ярославского краеведческого музея и от Детского дома, располагавшегося в 1940-е годы в усадьбе. Родственники поэта подарили предметы интерьера, книги, документы и фотографии семьи Некрасовых.

С 1966 года ежегодно в первую субботу июля в музейном комплексе проходит Всероссийский Некрасовский праздник поэзии. Итогом научной деятельности музея стало издание с 1989 года историко-литературного сборника «Карабиха», и материалов научных конференций («Некрасов в контексте русской культуры», «Русская усадьба XVIII – начала XXI вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации»).

10 декабря 1999 года на грант Президента РФ и при поддержке фонда Сороса в Карабихе открылся первый в России Детский литературный музей «Музей Деда Мазая».

Это первый в Ярославской области интерактивный музей для детей от 5 до 12 лет. В зале музея стоит макет острова, окруженного водой, по которой плывет в лодке кукла деда Мазая, а на пеньках стоят глиняные зайцы. Сюжетная линия экспозиции строится на основе цикла стихотворений Н. А. Некрасова, вошедших в сборник «Русским детям». Экскурсия проводится в форме игры. Лодка деда Мазая с зайцами движется вокруг острова, на котором символично отображены четыре времени года. Макет выполнен художниками Театра юного зрителя г. Ярославля. Зрители – активные участники самых разных событии: со старым охотником они спасают зайцев, на сельской ярмарке знакомятся с офеней дядюшкой Яковом, помогают сиротке Феклуше приобрести букварь, участвуют в организации школы для крестьянских ребятишек «литературной страны».

Покидаем дорогую сердцу поэта Ярославскую область.

Наш путь лежит в Санкт-Петербург. Здесь, в трёхэтажном доме №36 на Литейном проспекте поэт жил и работал. В нём и разместился Музей-квартира Н. А. Некрасова.

Это один из шести музеев, вошедших в один из крупнейших литературно-мемориальных музейных комплексов в Европе «Всероссийский музей А.С. Пушкина».

Нужно отметить, что у здания, в котором разместился музей, необычная судьба. Лишь немногие старые дома в Петербурге могут удивить таким обилием известных людей, проживавших здесь или часто посещавших этот дом: Иван Тургенев, Иван Гончаров, Лев Толстой, Александр Островский, Николай Добролюбов, Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Чернышевский … Интересно, что местные жители называют это здание– Пять Николае: на нём установлено пять мемориальных досок, посвященных Николаю Некрасову, Николаю Добролюбову, Николаю Чернышевскому, певцу Николаю Фигнеру, хирургу и ученому Николаю Пирогову.

Дом был построен для Петра Неклюдова – обер-прокурора Сената. Датой его постройки считаются 1781-1782 годы. В конце 1840-х его владельцем стал литератор, позднее ставший министром просвещения Авраам Норов. Это у него арендовал квартиру в августе 1857 года Н. А. Некрасов, проживший здесь 20 лет, до своей кончины. В нижнем этаже здания располагались магазины фруктов, аптекарский, сапожный, часовой магазины разных владельцев. В той части здания, что выходила на Бассейную улицу, на первом этаже торговали посудой, работала белошвейная мастерская.

На втором и третьем этажах располагались просторные квартиры с высокими потолками и анфиладами комнат. Это был типичный петербургский доходный дом.

Просторная квартира №4 на втором этаже в 600 квадратных метров – анфилада из десяти комнат – была удобна для комфортного проживания, и для редакционной работы журналов «Отечественные записки» и «Современник».

Музей-квартира открылся в 1946 году – к 125-летию со дня рождения поэта. Интерьеры респектабельной петербургской квартиры производит впечатление своей подлинностью. Но главное достояние музея – оригинальные рукописи и черновики Николая Алексеевича, большое количество личных вещей и предметов, связанных с близкими ему литераторами, портреты его гражданской жены, писательницы Авдотьи Панаевой и ставшей его законной женой Зинаиды Николаевны.

Посетителям предлагаются экскурсии:

  • По музею – обзорная экскурсия;
  • Экскурсия, посвященная личным вещам поэта;
  • О журналах Некрасова – «Современнике» и «Отечественных записках»;
  • Петербург Николая Некрасова;
  • Поэт и его журналистское окружение.

Покидаем Санкт-Петербург, наш путь лежит в Новгородскую область.

Известно, что охота – одно из самых любимых занятий русского помещика. Вспомнить хотя бы повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» или «Записки охотника» И. С. Тургенева. Не избежал этой страсти и Н. А. Некрасов. В городе Чудово Новгородской области в месте, называемом Чудовская Лука, на берегу реки Керести расположен ещё один музей – Усадьба Н.А. Некрасова «Чудовская Лука». Он является филиалом Новгородского государственного объединённого музея-заповедника.

Поэт купил этот дом в 1871 году. Он приезжал сюда поохотиться в окрестных лесах, отдохнуть, набраться сил и новых впечатлений. Во всех поездках Николая Алексеевича сопровождала его последняя любовь, будущая жена Зинаида Николаевна. Здесь навещали его братья Федор и Константин, сестра Анна Алексеевна Буткевич, по делам редакции журнала приезжали литераторы Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. К. Михайловский, А. Н. Плещеев. Охота давала ему вдохновение: уединившись в кабинете, он писал стихи. Особенно плодотворным было лето 1874 года. Всего за два месяца было написано 11 стихотворений – так называемый «Чудовский цикл» («Путешественник», «Уныние», «Ночлеги», «Отъезжающему», «На покосе», «Смолкли честные…», «Страшный год», «Н. Г. Чернышевский», «Горе старого Наума», «Элегия», «Поэту». В них нет красоты белоствольных берез и сосен, утренних зорь и вечерних закатов, пения птиц радости. В них поэт выплеснул горькую жизнь окрестных жителей. В этом доме весной 1875 года Некрасов начал писать поэму «Современники».

Последний раз уже тяжело больной поэт побывал в усадьбе летом 1876 года.

Первая музейная экспозиция в охотничьем домике открылась в декабре 1971 года. В 2002 году музей был закрыт на реставрацию. В настоящее время усадьба принимает посетителей. На первом этаже дома находятся прихожая, голубая гостиная с полностью восстановленной обстановкой некрасовских времен, спальня, небольшая комната Зинаиды Николаевны, и главная комната музея – кабинет хозяина. В кабинет можно попасть через отдельный вход прямо из сада. Здесь разместились письменный стол, несколько стульев, кресел, шкаф с книгами. На стене ружья, ягдташи. На втором этаже – уютные комнаты для гостей.

Выйдя из дома, можно посетить здание бывшей сельскохозяйственной школы имени поэта, открытой в 1892 году его сестрой Анной Алексеевной. Здесь размещены литературная экспозиция «Некрасов и Новгородский край», экспозиционный класс XIX века и выставочный зал. В экспозиционном классе для местных детей проводятся уроки по творчеству Николая Алексеевича, программа «В гости к дедушке Мазаю».

Путешествие по некрасовским музеям окончилось, но любознательным людям всегда интересно узнать, что об этом можно почитать.

С сожалением отмечаем, что в последние годы книг о Некрасове выходило немного, но в фондах библиотек Челябинской ЦБС есть несколько изданий.

В первую очередь хочется сказать о сборнике.

В краю моём родимом: некрасовские места России / [составитель и автор текста Н.К. Некрасов; фотограф Э.А. Туницкий; художник А.К. Ершов]. – Москва, 1984.

Очень красивый фотоальбом на глянцевой бумаге создавался как подарочное издание на экспорт. В нём огромное количество качественных цветных фотографий, старинных литографий и фотографий XIX века. Этот своеобразный путеводитель по некрасовским местам создал внучатый племянник литератора Николай Константинович Некрасов. Очерки и новеллы наполнены отрывками из стихов поэта. Составитель рассказывает о местах, где Некрасов родился, где жил в Петербурге и куда уезжал, отдохнуть от города – о Грешневе, Абакумцеве, Алешунине, Карабихе. Издание оставляет очень приятное впечатление.

Карабиха: музей-усадьба Н. А. Некрасова: [путеводитель] / составитель А. Ф. Тарасов. – Москва, 1974.

Небольшой по объёму путеводитель по музею-усадьбе Н. А. Некрасова составил первый директор Государственного литературно-мемориального музея-заповедника «Карабиха» Анатолий Фёдорович Тарасов. Небольшая статья, рассказывающая о жизни поэта в Ярославским крае, написана с любовью и уважением к литератору. Мелованная бумага, цветные фотографии делают издание очень привлекательным. У книжечки, пожалуй, один небольшой недостаток – шрифт мелковат.

Ломан О. В. Некрасов в Петербурге. – Ленинград, 1985.

Ольга Владимировна Ломан, написавшая эту книгу, – литературовед, одна из организаторов и первый хранитель Музея-квартиры Н. А. Некрасова (1946-1973). Много лет она неутомимо собирала коллекцию музея. перед читательским взором проходит вся жизнь Николая Алексеевича в Санкт-Петербурге: приезд 16-летнего юноши в чужой город, изнурительная литературная подёнщина, постепенное становление поэта-гражданина… С главы «Литературное подворье» начинается история дома на Литейном и жизни Некрасова в нём. В середину книги вставлены немногочисленные листы чёрно-белых фотографий. В конце издания помещён список «Адреса Н. А. Некрасова в Петербурге», в котором есть сведения и о сохранившихся адресах, и о перестроенных, и об исчезнувших с карты города.

Читайте книги поэта, читайте литературу о нём, и, может быть, он откроется вам новой гранью, которую вы не заметили «изучая» Некрасова в школе.

 

Дополнительные источники:

Герасимова О. В. Заочное путешествие по музеям Н. А. Некрасова. – Текст: электронный // Инфоурок: [образовательный портал]. – URL: https://infourok.ru/material.html?mid=86997 (27.04.2021)

Некрасовские места (Абакумцево, Грешнево, Карабиха). Грешнево // Николай Алексеевич Некрасов: [сайт]. – URL: http://nekrasov-lit.ru/nekrasov/bio/greshnevo.htm (27.04.2021)

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Кара́биха»: [официальный сайт]. – URL: https://karabiha-museum.ru/ (27.04.2021)

Маталов А. Музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» // Живой Журнал: [сайт]. – URL: https://a-les-sandro.livejournal.com/43932.html (27.04.2021)

Музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха» // Яркипедия: [сайт]. – URL: https://yarwiki.ru/article/2272/muzej-zapovednik-na-nekrasova-karabiha (27.04.2021)

Тайны усадьбы Карабихи // Хранители Родины: [сайт]. – URL: https://хранителиродины.рф/Article?id=34072 (27.04.2021)

Экспозиция «Музей Деда Мазая»: Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» // Культура.РФ: [сайт]. – URL: https://www.culture.ru/events/953719/ekspoziciya-muzei-deda-mazaya (27.04.2021)

Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова – отдел Всероссийского музея А.С. Пушкина: [официальный сайт]. – URL: http://museum.ru/M139#web (27.04.2021)

Музей-квартира Н. А. Некрасова // Гид по Петербургу: [сайт]. – URL: https://peterburg.guide/muzei/kvartira-nekrasova/ (27.04.2021)

Мемориальный Музей-квартира Н. А. Некрасова // Культура. РФ: [сайт]. – URL: https://www.culture.ru/institutes/34320/memorialnyi-muzei-kvartira-n-a-nekrasova (27.04.2021)

Усадьба Н.А. Некрасова «Чудовская Лука»: [официальный сайт]. – URL: https://novgorodmuseum.ru/muzej-zapovednik/chudovo/12-usadba-n-a-nekrasova-chudovskaya-luka.html (27.04.2021)

Некрасов в Чудовской Луке. По дорогим местам // Позитивное видение окружающего мира в 85: [сайт]. – URL: http://www.acere.ru/about-the-country-and-the-world/662-nekrasov-v-chudovskojj-luke-po-dorog-im-mestam.html (27.04.2021)

 

Наталья Гаева

Мемориальный музей-квартира Николая Некрасова

Николай Некрасов — один из самых известных русских поэтов и литературных мыслителей. Хотя он не так признан за границей, как некоторые из его современников, таких как Толстой, Достоевский и Тургенев, Некрасов оказал большое влияние на их карьеру, а также на интеллектуальную мысль того времени, которая повлияла на многие из произведений этих великих людей.

Бывшая квартира Некрасова благоустроена как музей его имени на Литейном 36 в Санкт-Петербурге. Внешний вид здания в хорошем состоянии, а внутреннее убранство выглядит так, как будто его поддерживали в таком же состоянии с тех пор, как в нем жил поэт.

Таксидермический медведь у входа в квартиру Некрасова

Как и в большинстве литературных домов-музеев в Санкт-Петербурге, история музея рассказывается с помощью аудиогида, и сотрудники настоятельно советуют арендовать его при посещении.

Единственная доступная информация написана только на русском языке на паре листов ламинированной бумаги в каждой комнате.

В этом заключаются отличия от других домов-музеев. Многие другие музеи переполнены языковыми вариантами аудиотура. Музей Некрасова предлагает два: английский и русский. Кроме того, большинство гидов в других музеях используют довольно профессиональных британских актеров, читающих рассказы. Гид Некрасова говорит с американским акцентом, медленно и иногда неуклюже читает материал, который больше похож на учебник истории.

Поскольку Некрасов не так известен за пределами России, очевидно, что руководство музея не ожидает разнообразной интернациональной публики. Более тяжелый тон путеводителя, вероятно, можно объяснить тем, что основной вклад Некрасова в русскую литературу был, по сути, историческим и интеллектуальным.

Главная комната дома Некрасова

При входе в главную комнату, которая использовалась как монтажная и место встречи, аудиогид сообщает, что Некрасов проживал и работал в этом доме с 1857 года до своей смерти в 1877 году. В эти годы квартира была редакцией двух прогрессивных и популярных журналов: Современник и Отечественные записки . Тургенев, Толстой, Островский, Достоевский и другие известные русские писатели сотрудничали с журналами и поэтому часто бывали в квартире. Затем аудиогид читает цитату из биографа Некрасова П.А. Гайдебург: «история этих комнат есть история литературных отношений целой эпохи, история русской публицистики». Таким образом, музей больше всего подчеркивает общее место Некрасова в истории русской литературы.

Оригинальный паркет начинается в главном зале и проходит по всему музею. Комната искусно украшена чучелами животных, что, по словам гида, является намеком на любовь Некрасова к охоте. Однако в центре внимания этой комнаты — связь Некрасова с русским литературным миром. На стенах фотографии его современных писателей и мыслителей, таких как Белинский, Тургенев и Достоевский. Путеводитель далее утверждает, что, впервые опубликовав произведения Достоевского и Толстого, Некрасов ввел их пару в русский литературный канон.

Рабочий стол Некрасова

Кроме того, именно в этой главной комнате Некрасов завязал близкие отношения со знаменитым русским писателем Иваном Тургеневым. На выставке представлена ​​пара нежно написанных писем между двумя авторами. Пару сблизило их взаимное обожание Виссариона Белинского, русского философа-«западника» и критика того времени. В этой комнате Некрасов редактировал рассказ Тургенева «Записки об охотнике , », впервые опубликованный в Современник .

Следующая комната — писательская, которая была не только личным кабинетом Некрасова, но и штаб-квартирой журнала, где работали Николай Чернышевский и Николай Добролюбов. Хотя комната тоже украшена чучелами животных, акцент сделан на оригинальном столе Некрасова, увешанном подлинными рукописями и письмами, и на общем столе тех, кто работал в журнале.

Общий стол в кабинете Некрасова

В этой комнате гид обсуждает раскол редакции из «Современник», и конец тесной дружбы Тургенева и Некрасова. В 1959 году Некрасов пригласил Добролюбова в редакцию журнала. Это возмутило Тургенева, так как Некрасов одобрил публикацию добролюбовской отрицательной рецензии на Тургенева. Вскоре после того, как пара разорвала свою дружбу, сотрудники журнала разделились на две группы. Одна группа, возглавляемая Тургеневым, Львом Толстым и Василием Боткиным, публиковала реализм, который следовал тону и стилю Пушкина и был нацелен на русское дворянство. Другую группу возглавляли Некрасов, Чернышевский и Добролюбов, издававшие вдохновленную Гоголем сатирическую литературу, стремившуюся к большей демократичности и инклюзивности. В расколе Некрасов поддерживал такие противоречивые мнения, как революционные разночинцы и идеологии крестьянской демократии. В этот период Некрасов написал «Поэт и гражданин», «Размышления у парадной», «Железную дорогу».

В гостиной экскурсовод рассказывает о 17-летних интимных и профессиональных отношениях Некрасова с Авдотьей Панаевой. Хотя пара официально не состояла в браке, Панаева считалась гражданской женой Некрасова. Сложные, а иногда и токсичные отношения пары послужили источником вдохновения для «Цикла Панаевского», серии оригинальных любовных стихов, написанных Некрасовым.

Работая в «Современнике», Панаева была не только партнершей Некрасова, но и самостоятельным писателем под псевдонимом Н.Н. Станицкий. Под этим именем она опубликовала серию романов и рассказов. Аудиогид сообщает, что самое известное произведение Панаевой называется «Воспоминания» и содержит пространное описание литературного кружка, окружавшего Белинского и Современник.

Гостиная оформлена в теплых тонах с бордовыми шторами и сиденьями, а также яркими обоями. Глубокие красные и розовые тона, а также яркое освещение приветствуют. На выставке представлены копии длинных приключенческих романов Некрасова, написанных им в соавторстве с Панаевой, «Три страны мира » и «Мертвое озеро», , опубликованных в «Современнике».

Гостиная Некрасова

В столовой аудиогид начинает описывать падение Современник. Комната кажется гостеприимной, так как в центре внимания находится большой стол, за которым сидело множество писателей и поэтов. Это омрачено рассказом гида о роспуске журнала. В 1861 году Добролюбов умер, а Чернышевский был сослан в Сибирь, оставив Некрасова одного в своей фракции. В этот период «Современник » получил первое политическое предупреждение от русского царя, недовольного поддержкой журналом крестьянских восстаний в Польше. Следующие пять лет Некрасов боролся с государственной цензурой. В кульминации этой борьбы в 1866 году, на кухне своей квартиры, под давлением царя Некрасов подписал бумаги о закрытии журнала навсегда.

После этого, однако, Некрасов стал арендовать издательство для создания Записок об Отечестве, у Андрея Краевского. Журнал стал хорошо известен либерально настроенным российским читателям. Журнал также впервые опубликовал роман Достоевского « Подросток».

Наконец, вы попадаете в спальню Некрасова, где узнаете о его заключительном произведении, опубликованном в Записках об Отечестве, поэме из четырех частей под названием «Кому в России хорошо?» В поэме Некрасов повествует о путешествии семи крестьян по России в поисках счастливого человека после отмены крепостного права. В этих эпических поэмах, как сообщает аудиогид, отмечен уникальный стиль Некрасова, который фокусируется на простых людях как на героях, погубленных обманчивым городом Санкт-Петербургом. Стихотворение до сих пор популярно и регулярно цитируется российскими либералами и социальными критиками.

Обеденный стол Некрасова

Спальня Некрасова воссоздана по картине, которая висит в комнате. На нем изображены последние моменты его жизни, когда он прикован к постели из-за рака кишечника. Хотя в комнате есть небольшой письменный стол, поэт не мог писать в последние недели своей жизни. Комната темная по сравнению с другими комнатами, что отражает печаль, которую испытал литературный мир после его кончины.

Несомненно, Некрасов внес свой вклад в литературную культуру России, публикуя русских авторов, ставших каноническими, и борясь с цензурой. Как писатель Некрасов также имел большое влияние и внес большой вклад в пропаганду прав и свобод низших классов. Его литература и журналы составляют важную часть культурной истории Санкт-Петербурга. Хотя в настоящее время международная аудитория игнорирует его, посещение его мемориальной квартиры является информативным по многим пунктам российской культурной и политической истории, на которую он оказал большое влияние.

 

Мемориальный музей-квартира Николая Некрасова
Литейный дом 36, Санкт-Петербург
Время работы: ежедневно с 10:30 до 18:00. Кроме четверга с 12:00 до 20:00. Закрыто во вторник.
Вход: взрослые 120 руб., до 16 лет бесплатно, студенты с 16 лет 60 руб., пенсионеры 60 руб. Аудиогид: 110 руб.

жизненный путь и творчество великого народного поэта

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году в Подольской губернии (Украина), где в то время его отец служил в карауле. Матерью поэта была полька Елена Закревская. Впоследствии он создал почти религиозный культ ее памяти, но поэтическая и романтическая биография, которой он ее наделил, была почти целиком плодом воображения, и его сыновние чувства при ее жизни не выходили за рамки обычных. Вскоре после рождения сына отец вышел на пенсию и поселился в своем небольшом имении в Ярославской губернии. Он был неотесанным и невежественным помещиком — охотником, самодуром, грубияном и самодуром. С ранних лет Некрасов терпеть не мог отчий дом. Это сделало его деклассированным, хотя он и сохранил до самой смерти многие черты мещанского помещика, в частности, любовь к охоте и большой карточной игре.

Портрет Николая Алексеевича Некрасова. Художник Н.Ге, 1872

В семнадцатилетнем возрасте против воли отца покинул родной дом и уехал в Петербург, где поступил экстерном в университет, но из-за безденежья вскоре он был вынужден прекратить учебу. Без поддержки дома он превратился в пролетариата и несколько лет жил впроголодь. В 1840 году он опубликовал первый сборник стихов, в котором ничто не предвещало его будущего величия. Белинский подверг эти стихи жесткой критике. Затем Некрасов занялся повседневной — литературной и театральной — работой, взялся также за издательские предприятия и показал себя ловким бизнесменом.

К 1845 году он был на ногах и фактически был главным издателем молодой литературной школы. Несколько изданных им литературных альманахов имели значительный коммерческий успех. Среди них был знаменитый петербургский сборник , впервые опубликовавший бедняков Достоевского, а также несколько зрелых стихотворений самого Некрасова. Он стал близким другом Белинского, который восхищался его новыми стихами не меньше, чем возмущался сборником 1840 года. После смерти Белинского Некрасов создал из него настоящий культ, подобный тому, который он создал для своей матери.

В 1846 году Некрасов приобрел у Плетнева бывшего Пушкина Современника , и из обветшавшего реликта, которым стало это издание в руках остатков бывших «аристократических» писателей, оно превратилось в замечательно прибыльный бизнес и самый живой литературный журнал в России. Contemporary пережил тяжелые времена николаевской реакции и в 1856 году стал главным органом крайне левых. Он был запрещен в 1866 году после первого покушения на Александра II. Но через два года Некрасов вместе с Салтыковым-Щедриным купил Внутренние заметки и, таким образом, до своей смерти оставался редактором и издателем главного радикального журнала. Некрасов был блестящим редактором: его умение доставать лучшую литературу и самых лучших людей, писавших на злобу дня, граничило с чудом. Но как издатель он был предпринимателем — беспринципным, жестким и жадным. Как и все предприниматели того времени, он не доплачивал своим работникам, пользуясь их бескорыстностью. Его личная жизнь также не отвечала требованиям радикального пуританства. Он все время играл в карты. Тратил много денег на свой стол и на своих любовниц. Он был не чужд снобизма и любил компанию высокопоставленных людей. Все это, по мнению многих современников, не гармонировало с «гуманностью» и демократичностью его поэзии. Но именно его трусливое поведение накануне закрытия особенно всех настроило против него. Современник , когда, чтобы спасти себя и свой журнал, он сочинил и публично прочитал стихотворение, прославляющее графа Муравьева , самого твердого и решительного «реакционера».

Лирика Некрасова. Видеоурок

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, родился 22 ноября 1821 года в Подольской губернии в семье офицера. Детство поэт проводит в родовом имении в Грешневых, где наблюдает жестокое обращение властного отца с крепостными, что рождает в душе мальчика революционные мысли о крестьянской свободе.

В 1832 году будущий поэт поступает в Ярославскую гимназию, в 1836 году переезжает в Петербург, чтобы поступить в дворянский полк. Однако встреча с товарищами, ставшими студентами, меняет планы Некрасова, и он начинает готовиться к вступительным экзаменам в Петербургский университет. Увы, экзамен он не сдает и записывается вольнослушателем филологического факультета. Лишившись материальной помощи отца, юноша почти все время проводит в поисках работы, терпит страшную нужду. Он попадает в ночлежку, где начинает писать прошения о деньгах. В этом Некрасов находит источник дохода — дает уроки, пишет статьи для газет, сочиняет стихи и сказки. В 1840 году он издает сборник стихов «Сны и звуки», о которых Белинский отзывается в пренебрежительной форме. Разочарованный автор скупает и уничтожает почти все экземпляры сборника.

В 1843-1846 годах Некрасов издал несколько поэтических сборников, его издательское дело шло гладко, и в 1846 году вместе с Панаевым он выкупил журнал «Современник», в котором печатал стихи и романы. Главные фигуры журнала — друзья поэта — Чернышевский и Добролюбов. Позже, в 1858 году, автор создает сатирическое приложение к «Современнику» — «Свисток». Популярность «Современника» постоянно растет, но сложная социальная ситуация в стране заставляет правительство подвергать цензуре печатные издания. Для журнала начинается черная полоса — Добролюбов умирает, Чернышевский сослан в Сибирь. В 1862 г. правительство приостановило издание журнала на 8 месяцев, в 1866 г. окончательно запретило журнал.

В 1868 году Некрасов арендовал журнал «Отечественные записки» и работал редактором. В журнале публикуются произведения авторов-демократов-народников. В стихах последних лет жизни поэта присутствуют элегические настроения, вызванные потерей друзей и тяжелой болезнью.

Н. А. Некрасов (1821-1877)

Поэт увлеченный и страстный

Дворянское происхождение Некрасова наложило неизгладимый отпечаток на его становление как поэта. Его отец, отставной офицер и известный ярославский помещик, увез семью в Грешнево (родовое поместье), где прошло детство поэта-патриота, не случайно полюбившего русскую природу. Среди яблонь раскидистого сада невдалеке от полноводной Волги, которую молодой поэт любил называть колыбелью, прошли первые годы его жизни.

В памяти Некрасова всегда были живы воспоминания о знаменитой Сибирке, о которой он неохотно вспоминал: «Знано было все, что ехало и шло по ней: почтовые тройки или узники в цепях, сопровождаемые жестокими конвоями». Это послужило пищей для детского любопытства. Огромная семья (13 сестер и братьев), судебные разбирательства по имению, запущенные дела вынудили отца Некрасова взять пристава.

Поступив в Ярославскую гимназию в 1832 г., Некрасов проучился 5 классов, но учился удовлетворительно и особо не ладил с руководством гимназии из-за острых сатирических эпиграмм, а поскольку отец всегда мечтал о военной карьере сына, то 16-летний -старый поэт отправился в Петербургский полк, чтобы определиться. Дело было почти улажено, но Некрасов встретился с гимназическим товарищем Глушицким, который пробудил в поэте небывалую тягу к учебе: он даже пренебрег угрозами отца оставить его без поддержки. Так Некрасов поступает на филологический факультет вольнослушателем.

Однако путь его был тернист: поэт терпел страшную нужду и голод. Были времена, когда он ходил в ресторан, где можно было читать газеты, поднимать тарелку с хлебом и есть. Живя впроголодь, Некрасов заболел и залез в долги за комнату, снятую у солдата, после чего выслал его на улицу. Нищий сжалился над больным и предложил ему приют: здесь молодой Некрасов нашел себе работу, впервые написав кому-то прошение за 15 копеек.

Со временем дела пошли в гору: занялся преподавательской деятельностью, писал статьи в журналы, публиковался в «Литературной газете», сочинял сказки и азбуки в стихах для популярных издательств, даже ставил на сцене легкий водевиль под псевдонимом Перепельский. Появились первые сбережения, после чего Некрасов решил издать в 1840 году сборник стихов под названием «Сны и звуки».

Лучший представитель «музы мести и печали»

Как человек страстный, Алексей Сергеевич всегда нравился женщинам. Влюбилась в него и варшавянка Закревская, дочь богатого помещика. Родители наотрез отказались выдать дочь, получившую прекрасное образование, за среднего армейского офицера, но брак все же состоялся без родительского благословения.

Некрасов всегда отзывался о своей матери как о жертве грубой среды и вечной страдалице, напившейся русского горя. Светлый образ матери, скрашивающей своим благородством неприглядную обстановку детства, нашел отражение в поэмах «Мать», «Последние песни», «Витязь на час». На прелесть воспоминаний о матери в творчестве Некрасова повлияло его особое участие в непростой женской доле. Вряд ли кто-нибудь из русских поэтов мог сделать столько для матерей и жен, как этот суровый и якобы закаленный народный поэт.

На заре 40-х стал сотрудником Отечественных записок. Здесь Некрасов знакомится с Белинским, который проникся творчеством поэта и оценил его светлый ум. Но Виссарион Григорьевич сразу понял, что Некрасов слабоват в прозе и что, кроме обыкновенной журнальной халтуры, у него ничего не выйдет, а стихи свои любил, особенно отметив «В дороге».

поэт-пророк

Особую известность получил его «Петербургский сборник»; В нем же фигурирует «Бедные люди» Ф. М. Достоевского. Так хорошо складывались его издательские дела, что в тандеме с Панаевым к 1846 году он приобрел «Современник». Первое стихотворение «Саша» стало великолепным лирическим вступлением и было песней радости возвращения на Родину. Поэма получила высокую оценку в 40-х годах. «Коробейники» представлены в народном духе с особым, оригинальным стилем. Кюхельбекер тогда первым назвал поэта пророком.

Самое живучее и известное произведение Некрасова — Мороз Красный Нос. Представляя апофеоз крестьянской жизни, поэт обличает светлые стороны русской природы; однако здесь нет сентиментальности благодаря филигранной отточенности статного стиля. «Кому на Руси жить хорошо» написано в оригинальном размере (свыше 5000 стихов).

Стихи Некрасова, наряду со стихами, надолго обеспечили ему одно из важнейших мест в русской литературе. Из его произведений можно составить великое высокохудожественное произведение, значение которого не погибнет, пока жив великий русский язык.

О предназначении поэта

Полевому посвящали хвалебные рецензии на лирику Некрасова, Жуковский относился к его стихам с трепетом и благоговением, даже Белинский был несказанно рад тому, что Некрасов появился как уникальное явление в русской литературе. Великолепный слог в произведении «Когда из мрака заблуждения воззвал я падшую душу» отметили даже не расположенные к Некрасову критики Аполлон Григорьев и Алмазов.

Поэт скончался от тяжелой болезни в последние дни декабря 1877 г. Несколько тысяч человек, несмотря на сильные морозы, провожали его тело к месту вечного упокоения на Новодевичьем кладбище. Ф. М. Достоевский сказал несколько напутственных слов у могилы, поставив имя Некрасова в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

Николай Некрасов — известный русский поэт, писатель и публицист. Его произведения стали классикой русской литературы. Он был одним из первых поэтов, которые стали уделять большое внимание крестьянской жизни.

Проучившись в гимназии 5 лет, окончил ее в 1837-м году трагически погиб. Поскольку отец хотел сделать из сына военного, в 1838 году он устроил его на работу в Константиновское артиллерийское училище, находившееся в д.

Однако будущий писатель мало интересовался военным делом, вследствие чего он решил поступать в Петербургский университет.

Это решение привело моего отца в ярость. Он пригрозил своему сыну прекратить финансовую поддержку, если он пойдет в университет.

Интересно, что Некрасова это совершенно не испугало, вследствие чего он стал активно готовиться к экзаменам. Но сдать их ему не удалось, поэтому он стал волонтером на филологическом факультете.

Тяжелые годы

Из-за того, что отец перестал присылать сыну деньги, Николай оказался в крайней нужде. Он часто голодал, часто ему просто негде было ночевать. Некоторое время он жил на улице, влача жалкое существование.

Однажды проходивший мимо нищий сжалился над ним и отвел в одну из трущоб, где у него была хотя бы крыша над головой.

Эти годы станут самыми тяжелыми в биографии Некрасова, хотя и закалили его юношеские годы.

Литературная деятельность

Спустя несколько лет Некрасову удалось приспособиться к условиям, в которых он жил. Вскоре он начал писать короткие статьи и публиковаться в различных изданиях. Кроме того, он периодически давал уроки, благодаря чему имел дополнительный доход.

Николай Алексеевич с головой окунулся в литературу, читая произведения русских и зарубежных авторов. После этого он стал оттачивать свое мастерство в написании стихов и водевилей, а также усердно работать над прозой.

В результате он заработал сумму денег, необходимую для издания своего первого сборника стихов «Сны и звуки» (1840).

Интересен тот факт, что Некрасова очень огорчала критика его произведений, так как по натуре он был очень эмоциональным человеком.

Нечто подобное было сделано и до него, который купил и сжег «Ганц Кюхельгартен».

Однако, несмотря на критику, Николай Некрасов не сдавался, а продолжал работать над собой. Вскоре он начал сотрудничать с известным петербургским изданием «Отечественные записки».

С каждым годом его работа становилась все лучше, и довольно скоро между Некрасовым и Белинским установились теплые и дружеские отношения.

В этот период биографии Некрасова его произведения начинают активно издаваться и получать положительные отзывы критиков, в том числе и самого Белинского.

В своем материальном положении писатель также не испытывал затруднений. В 1846 году вместе с единомышленниками он приобрел журнал «Современник», в котором впоследствии стали печататься многие писатели: и др.

В связи с тем, что издание находилось под царской цензурой, большинство авантюрный характер, но это никоим образом не повлияло на популярность журнала.

В середине 1950-х годов в биографии Некрасова случилась серьезная неприятность. Он заболевает ангиной, в результате чего ему приходится ехать в Италию для лечения.

Пробыв там некоторое время, он выздоровел и вернулся на родину. А тем временем его произведения стали считаться одними из лучших, а Добролюбов оказался в числе его верных друзей и помощников.

В 1866 году «Современник» был закрыт, в результате чего Некрасову пришлось искать новые пути для продолжения своей деятельности.

Вскоре он арендовал издание «Отечественные записки», в котором начал успешно публиковать собственные произведения и сотрудничать с другими писателями.

Самым известным произведением в биографии Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо», написанная в 1876 году.

В ней рассказывалось о путешествии 7 простых людей в поисках счастливого человека.

После нее из-под пера поэта выходит множество стихов, которые имеют положительные отзывы, как критиков, так и рядового читателя.

Любовь в жизни поэта

В биографии Некрасова было 3 женщины, отличавшиеся друг от друга как по характеру, так и по социальному положению.

Первой любовью была Авдотья Панаева, которую Некрасов впервые увидел в 1842 году. Вскоре у них начался бурный роман, в результате которого они стали жить вместе.

И хотя официально они не были запланированы, им удалось прожить вместе более 15 лет. Авдотья была грамотной и красивой женщиной.

Интересен факт, что в нее был влюблен Федор Достоевский, который, однако, не смог добиться взаимности.

Следующей девушкой Некрасова была француженка Селина Лефрен, отличавшаяся легким характером и простотой.

Их близкие отношения развивались несколько лет, но до брака дело так и не дошло.

Третьей и последней женщиной в биографии Некрасова была Фекла Викторова.

Всю жизнь прожила в деревне, была очень простым и добродушным человеком.

Несмотря на то, что у нее было скудное образование, Николай Алексеевич влюбился в нее бессознательно.

Пара поженилась за полгода до смерти поэта, так и не сумев в полной мере насладиться супружеской жизнью.

Смерть

В 1875 году у Некрасова диагностировали рак кишечника. Болезнь причиняла много страданий, что не позволяло ему полноценно заниматься писательством.

Однако после того, как он стал получать письма от преданных читателей, он оживился и снова взялся за перо.

Больной Некрасов продолжает работать в постели

В последние годы жизни он успел написать сатирическую поэму «Современники», а также сочинить ряд стихотворений «Последние песни».

Николай Алексеевич Некрасов скончался 27 декабря 1877 года в возрасте 56 лет. Несмотря на лютые декабрьские морозы, проститься с русским поэтом пришли тысячи людей.

Если вам понравилась биография Некрасова, поделитесь ею в социальных сетях. Если вам вообще нравятся биографии великих людей — подписывайтесь на сайт сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажмите любую кнопку.

Роль и место в литературе

Некрасов Николай Алексеевич — известный русский поэт, прозаик, критик, издатель 19век. Литературная деятельность Некрасова способствовала развитию русского литературного языка. В своих произведениях он использовал как фольклорные традиции, так и новые речевые элементы. Поэт считается новатором в области литературных жанров. Его народные, сатирические стихи стали важным вкладом в золотой фонд русской литературы.

Происхождение и ранние годы

Некрасов родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове. Будущий поэт происходил из знатной семьи, ранее богатой.

Отец — Алексей Сергеевич Некрасов, армейский офицер, зажиточный помещик. У него была слабость к азартным играм и женщинам. Отец не мог служить хорошим нравственным примером: у него был жестокий, буйный характер, типичный для феодалов. Он жестоко обращался с крепостными, заставлял страдать жену и детей.

Мать — Елена Андреевна Некрасова (в девичестве Закревская), наследница богатого помещика Херсонской губернии. Она была образованна и красива. Ей нравился молодой офицер Алексей Сергеевич, но родители были против замужества. Тогда женщина решила выйти замуж без их согласия. но семейная жизнь с деспотичным мужем превратилась в кошмар.

Детство Николая Алексеевича прошло в родовом имении в деревне Грешнево. Он вырос в большой семье. Кроме него у родителей было еще 12 детей. Однако атмосфера была неблагоприятной: отец постоянно издевался над крепостными, не уважал свою семью. Тяжелое материальное положение вынудило Алексея Сергеевича занять должность милиционера. Он ездил по окрестностям и выбивал с крестьян недоимки. Отец часто брал маленького Николая с собой на работу, может быть, чтобы показать, каким должен быть помещик. Однако будущий поэт, напротив, навсегда воспылал ненавистью к феодалам и жалостью к простому народу.

Образование

Когда Некрасову исполнилось 11 лет, его отдали учиться в Ярославскую гимназию. Он оставался там до 5-го класса. Учился он не очень хорошо, не ладил с администрацией школы, которая была недовольна его сатирическими стишками.

В 1838 году отец отправил 17-летнего сына в Петербург для поступления в дворянский полк. Однако Николай не разделял мечты отца о военной карьере. Встретив друга из гимназии, который стал студентом, он тоже захотел учиться. Поэтому Некрасов нарушает приказ отца и пытается поступить в Петербургский университет, но безуспешно. Он становится лектором-добровольцем. Строгий отец не прощает сына и перестает обеспечивать его деньгами. Молодой Некрасов теперь вынужден бороться за выживание. Большую часть времени он проводил в поисках работы. Случайно он нашел способ заработка — писал прошения за копейки.

Творчество

Прожив несколько лет самостоятельно в нужде, Некрасов постепенно стал из нее выпутываться с помощью литературного таланта. Давал частные уроки, публиковал небольшие статьи в периодических изданиях. Первые успехи окрылили юношу – и он всерьез подумывает о литературной деятельности: пробует себя в поэзии и прозе. Сначала Николай писал в романтическом направлении, подражая лучшим представителям, что впоследствии стало основой для разработки его собственного реалистического метода.

В 1840 году при поддержке товарищей Некрасов издал свою первую книгу «Сны и звуки». Стихи представляли собой явное подражание романтическим произведениям известных поэтов. Критик Белинский дал книге отрицательную оценку, хотя и отметил, что стихи молодого поэта «вышли из души». Не только критики, но и читатели не восприняли всерьез поэтический дебют Некрасова. Это так расстроило Николая, что он сам скупал свои книги, чтобы уничтожить их, как это когда-то сделал знаменитый Гоголь.

После поэтической неудачи Некрасов пробует свои силы в прозе. В работах он отображал личный жизненный опыт, поэтому образы получались правдивыми и потому близкими народу.

Некрасов пробует себя в разных жанрах, в том числе юмористических: пишет шуточные стихи и водевили.

Издательская деятельность также привлекала многогранного писателя.

Основные произведения

Стихотворение «Кому хорошо жить на Руси» — очень важное произведение в творческом наследии Николая Некрасова. Написано между 1866 и 1876 годами. Основная мысль поэмы — поиск счастливого человека в России. Произведение отразило истинное положение народа в пореформенный период.

Из множества стихотворений Некрасова школьникам можно предложить для изучения произведение «В дороге». Это раннее произведение Некрасова, но в нем уже виден авторский почерк.

Последние годы

В 1875 году у Некрасова обнаружили страшную болезнь- рак кишечника. Последние его произведения – цикл стихов «Последние песни», посвященный жене. Поэт умер 27 декабря 1877 года.

Хронологическая таблица (по датам)
Интересные факты из жизни поэта
  • Николай Некрасов очень критично относился к своей работе.