Музей корабль в воронеже: Официальный портал корабля Гото Предестинация

Жизнь простого матроса на службе в Азовском флоте


Жизнь простого матроса на службе в Азовском флоте


У современного человека служба на парусном корабле XVIII века ассоциируется с романтикой морских приключений, захватывающими путешествиями первооткрывателей и славой побед в сражениях. Это все верно, однако «оборотной стороной медали» была жизнь простых моряков, полная опасностей, лишений и физического труда в экстремальных условиях.


Наиболее подробно будни матросов эпохи Петра Великого расписаны в «Уставе морском» от 13 апреля 1720 г., составленном на основе прежних регламентов с учетом опыта, полученного за 15 лет службы на Азовском и Черном морях. Этот документ позволяет нам получить представление о быте на кораблях военно-морского флота в Петровский период.


На парусниках XVIII века было очень тесно, поскольку технологии судостроения того времени не позволяли делать корабли более просторными для команды. Например, на «Гото Предестинации» служили 253 человека: такое количество людей требовалось для выполнения разнообразных корабельных работ. К тому же моряков набирали с небольшим запасом, ведь смертность от болезней: дизентерии, простудных инфекций и цинги — порой превосходила боевые потери, что требовалось учитывать при снаряжении корабля в поход.






Однако говорить о полном отсутствии медицинской помощи в те времена было бы неверно. На крупных судах Азовского флота обязательно служил врач, в основном доктора были иностранцами. Известно, что в марте 1697 г. Петр Великий отдал распоряжение своим послам нанять в Европе на каждый из построенных кораблей по одному врачу со всеми необходимыми медицинскими инструментами и лекарствами. Тем не менее, знания XVIII века не позволяли лекарям кардинально изменить ситуацию, и смертность на флоте оставалась высокой.


Сутки на корабле делились на 6 вахт по 4 часа. Каждую смену треть экипажа несла вахту, треть выполняла необходимые текущие работы, а остальные спали.


Размещались люди преимущественно на батарейной палубе — среди пушек, в тесноте и сырости, в помещении полном крыс. Соседство с орудиями не просто было неудобным, но и угрожало жизни. Порой в условиях сильной морской качки канаты, стягивавшие пушки к бортам (тали), обрывались, и полуторатонные орудия перекатывались по палубе, попутно раздавливая зазевавшихся или спящих матросов.


Большую часть времени люди проводили в полутемных помещениях: во избежание пожаров освещение на кораблях жестко регламентировалось. Фонари зажигали только в каюте капитана и в хозяйственном отсеке, где готовили пищу.


Военным морякам полагалось достойное питание. На каждом боевом корабле обязательно находилась поварня, в которой стояла судовая печь для приготовления горячего. По калорийности рацион российского матроса (3900–4300 килокалорий) вполне соответствовал современным нормам питания мужчины в возрасте 20–40 лет, занятого физическим трудом.




В одном из своих писем в 1706 г. Петр I устанавливал перечень продуктов, необходимых для полноценного пайка. В него входили: сухари, мясо (в основном солонина, но в поход также брали мелкий скот, домашнюю птицу, чтобы есть свежее мясо), ветчина, коровье масло, рыба (популярностью пользовалась треска), крупы, соль. Дефицит витаминов «компенсировали» пивом. По уставу 1720 г. на 28 дней каждому рядовому полагалось 7 ведер этого напитка — то есть по 3 литра в день на человека. Но пиво не было очень крепким и скорее напоминало квас. Для поддержания боевого духа 4 раза в неделю морякам выдавали по чарке водки (123 мл).


Недостатка в количестве пищи моряки не испытывали, но ее качество оставляло желать лучшего: в сырых корабельных помещениях продукты гнили, в них заводились насекомые, черви, еду портили крысы. Сложно было хранить пресную воду. В бочках она быстро приобретала зеленоватый цвет, запах и напоминала болотную воду.


Трудности и испытания требовали от моряков твердости и силы духа. В тяжелых условиях поддержку людям оказывала церковь — на каждом корабле служил священник, были религиозные книги и переносной алтарь. Во время похода ежедневно проводились утренняя и вечерняя службы, на которых присутствовали все свободные от вахты члены экипажа.


Конечно, представленное здесь описание будней матросов далеко не полностью отражает условия быта на кораблях прошедшей эпохи. И все же ясно, что жизнь на флоте в начале XVIII века была трудной. Находясь в тесных сырых помещениях, антисанитарных условиях, моряки должны были заниматься тяжелой физической работой, быть ловкими и умелыми, отстаивая свое деревянное судно не только в сражениях, но и в борьбе со стихией. И длились эти испытания столько лет, сколько человек мог их вынести: в 1705 г. Петр I ввел в стране рекрутские наборы, по которым срок службы в сухопутной армии и на флоте продолжался «доколе силы и здоровье позволят». Поэтому, отмечая победы Азовского и других российских флотов, мы обязаны помнить о нелегкой жизни простых моряков и отдавать им дань уважения.

Строительство кораблей для Азовского флота (1696–1711)


Строительство кораблей для Азовского флота (1696–1711)


Немногие города, расположенные на расстоянии более 600 км от моря, могут гордиться статусом родины военно-морского флота. В России по воле Петра Великого такое почетное звание принадлежит Воронежу.


Строительство военного флота в Воронеже началось перед Азовскими походами. К этому времени в городе уже снаряжали караваны грузовых лодок — стругов, на которых по реке спускали товары для донских казаков. Здесь уже были небольшие верфи и, самое главное, жили специалисты по судостроению, в окрестностях росли необходимые для верфей дубы и корабельные сосны, поэтому Воронеж был идеальным местом для постройки кораблей.


При подготовке к кампании 1695 г. в городе снарядили около 700 грузовых кораблей, на которых военные припасы подвозили к месту осады. Перед Вторым Азовским походом весной 1696 г. в Воронеже были заложены уже боевые корабли. Помимо гребных галер, здесь построили два 36-пушечных галеаса (тип парусно-весельного корабля, название переводится как «большая галера»): «Апостол Петр», спущенный на воду в апреле 1696 г., и «Апостол Павел», который достраивали прямо на ходу при транспортировке под стены Азова. Работами руководил сам Петр I, впервые посетивший Воронеж в феврале 1696 года.






В конце апреля — начале мая флотилия выступила в поход. Петр I отправился в плавание на галере «Принципиум». 8 мая 1696 г., находясь в пути, царь составил первый военно-морской устав нашей страны — «Указ по галерам».


Во многом благодаря успешным действиям кораблей, сумевших блокировать водный путь к турецкой крепости, в июле 1696 г. Азов был взят. Взятие Азова, блокировавшего устье Дона, открывало российским кораблям выход в Азовское море и 20 октября 1696 г. в селе Преображенском, в ходе совещания Петра I с Боярской Думой, было принято судьбоносное решение: «Морским судам быть»! Так в России впервые появился постоянный военно-морской флот. Однако для него еще требовалось построить корабли: правительство определило, что к апрелю 1698 г. должно быть готово не менее 40 судов.


Для военных действий на Азовском море требовались не только парусно-весельные галеры и галеасы, предназначенные преимущественно для плавания вдоль берегов, но и настоящие морские парусные корабли, способные выходить в длительные походы и имеющие на вооружении мощную артиллерию. Таких кораблей в России раньше не строили и 19 ноября 1698 г. был заложен первый российский линейный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение») — представитель самого сильного класса судов того времени. Для строительства «Гото Предестинации», выбрали воронежскую верфь, которая располагалась на правом берегу реки Воронеж — между современными улицами Чернышевского и Большой Стрелецкой.




Порядок постройки кораблей регулировал указ от 4 ноября 1696 г., по которому ответственными за изготовление судов назначались землевладельцы, в чьей собственности находилось более 100 крестьянских дворов. Они объединялись в так называемые кумпанства и должны были поставить по одному готовому кораблю с каждых 8–10 тыс. крестьянских дворов. В отдельное кумпанство входили богатейшие купеческие семьи, а бедные дворяне, не имевшие 100 крестьянских дворов, были обязаны платить корабельный налог — по 50 копеек с каждого двора. Помощь со стороны государства ограничивалась наймом иностранных специалистов и наделением кумпанств правом на бесплатную вырубку леса.


Итогом деятельности кумпанств стало создание к весне 1698 г. 52-х военных судов — именно такое количество кораблей требовал Петр I. Однако царь убедился в низкой эффективности подобной организации кораблестроения: неопытные в данном деле купцы и помещики, желая сэкономить, сооружали корабли очень низкого качества, из сырой древесины. По определению царя, эти суда годились только в торговый флот, но никак не в военный. Поэтому по указу от 20 апреля 1700 г. кумпанства были упразднены, а вместо них учредили государственный орган — Адмиралтейский приказ. Для частных же владельцев вводился корабельный налог.


В 1700—1711 гг. кораблестроительная деятельность в Воронеже продолжалась весьма интенсивно: проводились ремонтные работы, закладывались новые корабли (в том числе и большие, на более чем 80 пушек), активно развивалась инфраструктура для нужд Адмиралтейства. Однако печальный итог Прутского похода 1711 г., в результате которого Россия потеряла выход в Азовское море, прервал кораблестроительную деятельность в нашем городе.


За 15-летнюю историю Азовского флота на верфях Воронежского края было возведено около 200 боевых кораблей, из них 114 гребных галер и 75 парусников. Воронежские верфи стали кузницей кадров, здесь были заложены основы отечественной кораблестроительной школы, а полученный опыт имел огромное значение во время организации судостроения в Санкт-Петербурге.

Посетите музей-корабль Гото Предестинация во время поездки в Воронеж

Используя этот сайт, вы даете согласие на использование нами файлов cookie

Корабль-музей Гото Предестинация отзывов

Оцените достопримечательность

Рейтинг путешественников TripAdvisor

421 отзыв

Гугл

  • Алексей2612

    tripadvisor.com/ShowUserReviews-g798124-d6965281-r753436325-Ship-Museum_Goto_Predestinatsia.html»> Посетить корабль можно только с экскурсией. Так что я присоединился к одной из групп, которые уходят каждый час. Экскурсия вполне хорошая. Настоятельно рекомендуется!

    Посетить корабль можно только с экскурсией. Так что я присоединился к одной из групп, которые уходят каждый час. Экскурсия вполне хорошая. Настоятельно рекомендуется!
    более »

  • К 14дня

    Корабль — удивительное произведение искусства. Мне понравился тур. Учитывая время, когда он был построен, это оборудование опережает свое время. Показ Canon великолепен, а круг публики очень…..
    более

    tripadvisor.com/ShowUserReviews-g798124-d6965281-r717041739-Ship-Museum_Goto_Predestinatsia.html»> Корабль — удивительное произведение искусства. Мне понравился тур. Учитывая время, когда он был построен, это оборудование опережает свое время. Показ Canon великолепен, а круг публики очень…..
    более »

  • Василий младший

    Отличное место для посещения. Особенно утром, когда никого нет. Корабль очень красивый и необычный

    Отличное место для посещения. Особенно утром, когда никого нет. Корабль очень красивый и необычный
    более »

Подробнее на TripAdvisor ›

Google

Подробнее в Google ›

Спланируйте поездку в Воронеж

  • Получите индивидуальное путешествие

    Маршрут на целый день на основе ваших предпочтений

  • Настройте его

    Усовершенствуйте свое путешествие. Мы найдем
    лучших маршрутов и расписаний

  • Забронировать

    Выберите один из лучших отелей и мероприятий. Скидка до 50% на

  • Управление

    Все в одном месте. Все на одной странице.

Узнать больше

Просмотреть все ›

Памятник

Памятник Белому Биму Черному Уху

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Памятник

Памятник Котёнку с улицы Лизюкова

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Детская площадка

Парк Алые Паруса

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Благовещенский собор

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Поездки из Воронежа

©

Аквариум

Воронежский океанариум

Солнечный

4. 7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей-заповедник Дивногорье

Дивногорье

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Парк

Нижний Парк

Липецк

3,9

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Достопримечательность

Ольденбургский дворец

Рамон

3,9

Продолжительность: 1 час 30 минут

Скрытые жемчужины в Воронеже

Памятник

Памятник Полевому почтальону

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Заповедник

ДонЭкоПарк

5,0

Продолжительность: 4 часа

©

Церковь

Покровский собор

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

Парк

Кольцовский Парк

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Посмотреть все ›

Церковь

Храм Успенского Адмиралтейства

4. 7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Религиозный объект

Алексеевско-Акатовский женский монастырь

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Воскресенский собор

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Успенская церковь

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Посмотреть все ›

Специализированный музей

Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамской

4.1

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Исторический музей

Петровские Корабли

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Воронежский областной краеведческий музей

3. 2

Продолжительность: 1 час 30 минут

Военный музей

Арсенал Музей Великой Отечественной войны

3,7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Ближайшие достопримечательности Воронежа

Ориентир

Адмиралтейская набережная

4.0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Памятник

Терапевтическое кресло № 0001 Памятник

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Театр

Воронежский Камерный Театр

4.4

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Памятник

Памятник Маршаку

4,8

Продолжительность: 30 минут

Посмотреть все поездки

Реконструкция Первого российского линейного корабля «Гото Предестинация» в г.

Воронеже

Реконструкция Первого российского линейного корабля «Гото Предестинация» в Воронеже.

Никогда в истории наш регион не имел такого высокого статуса, как во времена Петра Великого. Начало судостроения создало идеальные условия для бурного развития региона, в результате чего Воронеж приобрел и сохранил статус крупного аграрного, промышленного и культурного центра. По сей день каждый воронежец знает и гордится тем, что живет в городе, который является колыбелью Российского флота.

Недавнее открытие действующей копии первого линейного корабля ВМФ России «Гото Предестинация» («Божий Промысел») подтвердило право Воронежа на это почетное звание. Историческое судно было спроектировано самим русским царем, и работы велись под его непосредственным руководством русскими корабелами, без привлечения иностранных специалистов. Поэтому именно это судно было выбрано в ознаменование самых истоков русской кораблестроительной школы.

Подготовка к воссозданию петровского парусника началась по указанию Правительства Воронежской области 15 сентября 2009 года. Первоначально специалисты (корабелы, историки, архивисты, музейные работники) напряженно работали над воссозданием проекта корабля. Важной вехой в ее реализации стало заседание Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (РФ), состоявшееся в июле 2010 года. В ходе заседания, проходившего на Адмиралтейской площади в Воронеже (где Петр I заложен исторический «Гото Предестинация»), был отлит 25-килограммовый полуденный (корабельный) колокол будущего корабля. Пожелав судну удачи, заместитель Председателя Правительства РФ С.Б.Иванов и А.В. Гордеев, губернатор Воронежской области, бросил медную монету 1711 года в расплавленный металл колокола.

Реализация проекта началась с закладки стального корпуса теплохода «ГотоПредестинация» на стапеле Павловского судостроительно-судоремонтного завода в Воронежской области 15 июня 2011 г. В июле 2013 г. Часть корабля с установленным дизелем своим ходом прошла вверх по Дону, прошла шлюзы реки Воронеж и стала на якорь на Петровской набережной Воронежского водохранилища. Там построили деревянную надстройку корабля. Специалисты по деревянному судостроению петрозаводского предприятия «Варяг» отвечали за создание исторических разрезов корабля. Основным материалом для постройки корабля послужили карельские сосны. Готовые несобранные комплектующие доставлялись на грузовых автомобилях в Воронеж, где петрозаводские специалисты их собирали и устанавливали по мере необходимости. Параллельно с этим историки и деятели культуры занимались разработкой модели внутреннего устройства корабля. Существенный вклад в подготовку «Гото Предестинации» внес член Союза художников РФ, преподаватель Воронежского художественного училища В. В. Гончаров. На основе предложенной им концепции и рекомендаций ученых историко-краеведческого музея Воронежской области работа была успешно выполнена специалистами дизайн-студии «Маркварт» под руководством А.